В компетенцию какого органа входит обеспечение выплат социальных страховых пособий

Предназначением ФСС является обеспечение обязательного страхования граждан РФ. Организации в обязательном порядке перечисляют взносы в ФСС и занимаются расчетом и выплатой пособий для своих сотрудников.

Правоотношения в сфере обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 29.12.2006г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС» и другими нормативными актами.

Суммы расходов на цели обязательного социального страхования уменьшают причитающиеся к уплате в ФСС суммы взносов организаций.

Обратите внимание:В соответствии с п.2,1 ст.15 Федерального закона №212-ФЗ, плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию.

Расчетным периодом, согласно ст.10 закона №212-ФЗ, признается календарный год.

Это означает, что если у организации расходы на выплату пособий по ФСС не были «зачтены» за счет взносов к уплате в пределах календарного года, то такой «перерасход» нельзя зачесть в счет предстоящих взносов в следующем году. В таком случае бухгалтеру следует подать в ФСС заявление на перечисление организации средств от ФСС по итогам календарного года и при этом своевременно уплачивать взносы в новом расчетном периоде.

Обратите внимание:в отчетный период документы на возмещение ФСС не принимаются.

Существует множество нюансов, связанных с порядком оформления пособий, выплачиваемых за счет ФСС. Мы постараемся в нашей статье раскрыть самые важные из них, чтобы помочь бухгалтеру избежать неприятностей при прохождении проверок в ФСС.

1.   Пособие по временной нетрудоспособности.

Самая распространенная выплата – это пособие по временной нетрудоспособности. Т.е. больничный лист.

Выплата данного пособия регламентирована ст.183 ТК РФ, в соответствии с которой – при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие.

Расчет и оплата больничного листа осуществляется в соответствии с законом 255-ФЗ.

При заболевании или травме сотрудника (в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения)– выплата пособия за счет средств ФСС производится с четвертого  дня, в остальных случаях– с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже:

  • до 5 лет — 60% среднего заработка,
  • от 5 до 8 лет —  80% среднего заработка,
  • 8 и более лет — 100 % среднего заработка.
  • Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев  — в размере, не превышающемза полный календарный месяц размераМРОТ (с 01.06.2011г. — 4 611 руб.).

Обратите внимание: Предельная сумма оплаты больничного листа — 1 136,99 руб. в день (при 100% среднего заработка).

В соответствии с п.3 закона 255-ФЗ, больничный лист по уходу за ребенком при амбулаторном лечении, оплачивается в зависимости от страхового стажа за первые 10 календарных дней. Последующие дни такого больничного оплачиваются в размере 50% от среднего заработка. Больничный лист по уходу за ребенком при стационарном лечении оплачивается в зависимости от страхового стажа.

Обратите внимание:Больничный лист при заболеваниях или травмах оплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы.

Больничный лист оплачивается исходя из МРОТ в следующих случаях:

  • Нарушение режима (со дня нарушения).
  • Неявка на осмотр или экспертизу без уважительных причин (со дня неявки).
  • Заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения.

Все вышеизложенные обстоятельства должны быть отмечены в больничном листе.

Обратите внимание: отметок об алкогольном опьянении, нарушении режима и неявки самих по себе недостаточно для снижения размера пособия. Необходимо письменное объяснение сотрудника/проведение расследования/получение медицинского заключения. В противном случае сотрудник может обратиться в суд.

В соответствии со ст.124 ТК РФ, если во время ежегодного отпуска работник оказался на больничном, то отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.

Обратите внимание:отпуск продляется только в случае нетрудоспособности самого работника. Больничные листы по уходу за ребенком и другими членами семьи оплачиваются только с момента, когда сотрудник должен был приступить к работе.

Больничный лист является ценной бумагой. В последнее время участились случаи подделки листков нетрудоспособности. Бухгалтеру и сотрудникам кадровой службы нужно внимательно изучать представляемые им больничные листы. Подделку можно выявить, сравнив несколько больничных и обратив внимание на следующие моменты:

  • Водяные знаки – должны быть видны на свету, а не нарисованы.
  • Бумага – должна быть схожа по структуре с той, на которой печатают деньги.
  • Номер – должен быть выдавлен, а не напечатан.

Фальшивый больничный лист ФСС не оплатит и сообщит в прокуратуру. Тяжесть нарушения зависит от его сроков – чем больше времени назад заявлен больничный лист, тем больше нарушитель пользовался бюджетными деньгами и тем тяжелее его проступок. Если предприятие будет иметь претензии к работнику, то на него заведут уголовное дело по ст. 327 УК РФ.

В соответствии с п.3 ст.327 Уголовного Кодекса, использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Документы, которые необходимо будет представить ФСС при проверке:

  • Больничный лист, оформленный в установленном порядке.
  • Расчет пособия по больничному листу.

Для организаций, находящихся на УСНО необходимы так же:

  • Трудовая книжка (трудовой договор для совместителей)
  • Подтверждение оплаты больничного листа.

2.   Пособие по беременности и родам.

Выплата пособия по беременности и родам гарантирована работающим женщинам ст.255 Трудового Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.10 закона 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.

Обратите внимание: пособие по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Больничный по беременности и родам оплачивается в размере 100% среднего заработка, но не более 1 136,99 рублей за один день. В случае, если страховой стаж составляет менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.

Выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств ФСС  с первого дня нетрудоспособности.

Среднедневной заработок для расчета пособия, начиная с 01.01.2011г., определяется исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Среднедневной заработок до 01.01.2011г., определялся исходя из заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.

Обратите внимание: в соответствии с п.2 ст.3 закона 343-ФЗ от 08.12.2010г., способ расчета пособия по беременности и родам в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно) может выбрать сама сотрудница. Для расчета пособия «по старому» необходимо написать заявление в произвольной форме.

Сумма начисленного пособия за счет ФСС не может превышать его максимальный размер.

Если сотрудница на момент наступления отпуска по беременности и родам работает у нескольких страхователей, то пособие назначается и выплачивается по всем местам работы по нескольким больничным листам (но не более максимального размера).

Когда сотрудница в двух предшествующих календарных годах работала у других страхователей, то расчет пособия происходит с учетом доходов, полученных у других работодателей, на основании справки о сумме заработка.

Читать также:  ВЫПЛАТЫ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В соответствии с пп.3 п.2 ст.4.1 закона 255-ФЗ, организация обязана выдавать застрахованному лицу справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы.

Справка выдается в день прекращения работы или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления.

Форма справки о сумме заработка утверждена Приказом Минздравсоцразвития от 17.01.2011г. №4н.

Обратите внимание:в случаях, когда сотрудник не имеет возможности представить справку о сумме заработка, то по его заявлению организация направляет запрос в органы Пенсионного фонда РФ о предоставлении сведений о заработной плате на основании сведений персонифицированного учета.

  • Больничный лист, оформленный в установленном порядке.
  • Справку о сумме заработка с предыдущего места работы у другого страхователя (в случае, если сотрудница работала в другом месте).
  • Расчет пособия по больничному листу.
  • Заявление в произвольной форме, в случае расчета пособия «по старому».

Для организаций, находящихся на УСНО необходимы так же – трудовая книжка (трудовой договор для совместителей), приказ о предоставлении декретного отпуска.

3.   Пособие при усыновлении ребенка.

В соответствии со ст. 257 ТК РФ, работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск по уходу за ребенком. Отпуск предоставляется со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка. При усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения.

Порядком предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001г. №719, предусмотрено, что женщинам, по их желанию, вместо отпуска по уходу за ребенком может быть предоставлен отпуск по беременности и родам. Основанием для его предоставления будет больничный лист, выданный в установленном порядке и заявление.

Обратите внимание:Пособие по уходу за усыновленным ребенком выплачивается в порядке и размере, установленным для выплаты пособия по беременности и родам (п. 6 Порядка).

  • Заявление о предоставлении отпуска по уходу за усыновленным ребенком.
  • Решение или копия решения суда об установлении усыновления ребенка.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка (детей).
  • В случае, если оформляется отпуск по беременности и родам – больничный лист, оформленный в установленном порядке.
  • Расчет пособия.
  • Справка с места работы второго родителя о том, что пособие при усыновлении ребенка ему не назначалось и не выплачивалось (для неработающих родителей – копия трудовой книжки и справка из органов социальной защиты).

Для организаций, находящихся на УСНО необходимы так же — трудовая книжка (трудовой договор для совместителей), приказ о предоставлении отпуска.

4.   Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности.

Одновременно с пособием по беременности и родам, работающим женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении до 12 недель беременности, назначается единовременно пособие в размере 438,87 руб. (с 01.01.2011г.). Выплата данного пособия производится полностью за счет средств ФСС.

  • Справка медицинского учреждения о постановке на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель).
  • Для организаций, находящихся на УСНО необходимо так же – подтверждение оплаты пособия.

5.   Единовременное пособие при рождении ребенка.

В соответствии со ст.11 Федерального закона №81-ФЗ от 19.05.1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», один из родителей ребенка имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка.

Единовременное пособие при рождении ребенка в полном размере выплачивается за счет средств ФСС. Размер пособия с 01.01.2011г. составляет 11 703,13 руб.

  • Справка из ЗАГСа о рождении ребенка по форме №24 или №25 для одинокого родителя (приложение №38 к Административному регламенту, утверждена Постановлением Правительства от 31.10.1998г. №1274).
  • Справка с места работы второго родителя о том, что единовременно пособие при рождении ребенка ему не назначалось и не выплачивалось (для неработающих родителей – копия трудовой книжки и справка из органов социальной защиты о неполучении пособия).
  • Для организаций, находящихся на УСНО необходимы так же – трудовая книжка (трудовой договор для совместителей).
  • Подтверждение выплаты пособия.

6.   Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

В соответствии со ст.256 ТК РФ, женщине по ее заявлению предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы.

На основании ст.13 закона №81-ФЗ, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы или другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком.

В случае осуществления ухода за ребенком несколькими лицами, право на получение пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из них.

Право на пособие сохраняется, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Обратите внимание:если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков (п.3 ст.10 закона 255-ФЗ).

Пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения им возраста полуторалет.

Пособие составляет 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы. При этом, размер пособия ограничен и составляет в 2011 году:

  • По уходу за одним ребенком — не менее 2 194,34 руб. и не более 13 825,75 руб.
  • По уходу за двумя и более детьми – не менее 4 388,67 руб. и не более 13 825,75 руб.

Как и в случае расчета пособия по беременности и родам, сотрудница с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), имеет право выбрать, каким способом (исходя из 12 месяцев или 2х предшествующих лет) будет рассчитываться средний заработок, для определения пособия по уходу за ребенком (п.2 ст.3 закона 343-ФЗ от 08.12.2010г.).

  • Заявление о назначении пособия.
  • Приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход, а также копия свидетельства о рождении предыдущего ребенка (если есть).
  • Заявление в произвольной форме, в случае расчета пособия «по старому».
  • Расчет пособия.
  • Справка с места работы второго родителя о том, что он не использует отпуск и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
  • Копия листка нетрудоспособности по беременности и родам.

7.   Социальное пособие на погребение.

В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», если погребение осуществлялось за счет родственников или иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, им выплачивается социальное пособие на погребение.

Размер пособия составляет на 01.01.2011г. 4 260 руб.

Выплата пособия на погребение, согласно п.2 ст.10 закона №8-ФЗ, осуществляется организацией, которая являлась страхователем умершего на день его смерти, либо является страхователем одного из родителей (иных представителей или членов семьи) умершего несовершеннолетнего в день его смерти.

Пособие выплачивается, если представитель умершего обратился за ним не позднее шести месяцев со дня смерти.

  • Справка из органов ЗАГСа о смерти по форме №33 (приложение №47 к Административному регламенту, утверждена Постановлением Правительства от 31.10.1998г. №1274).
  • Заявление о назначении пособия (от родственника умершего).
  • Для организаций, находящихся на УСНО необходимо так же – подтверждение оплаты пособия.

8.   Оплата 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

В соответствии со ст.262 ТК РФ, одному из родителей по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Эти дни могут быть использованы либо одним из родителей (опекунов, попечителей) либо разделены ими между собой по их усмотрению.

Читать также:  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ДНР

Дополнительные выходные оплачиваются в размере среднего заработка ФСС за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.10 Разъяснений «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми – инвалидами», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ФСС от 04.04.2000г. №26/34:

  • Оплата дополнительного выходного дня работающему родителю для ухода за детьми — инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка. Под дневным заработком подразумевается средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом для исчисления среднего заработка.
  • При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств ФСС, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате. В таком же порядке осуществляется оплата каждого дополнительного выходного дня в условиях неполного рабочего времени.
  • Заявление о назначении пособия.
  • Приказ предприятия о предоставлении дополнительных выходных дней.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка.
  • Расчет данного пособия.
  • Справка с места работы второго родителя о том, что он не использует дополнительные выходные дни по уходу за ребенком.
  • Справка об инвалидности ребенка.
  • Для организаций, находящихся на УСНО необходимо так же – подтверждение оплаты пособия.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                              5 июля 2022 года

Одобрен Советом Федерации                                   8 июля 2022 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд), порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их компетенцию, регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, а также устанавливает социальные гарантии работникам Фонда.

2. Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Правовое положение Фонда

1. Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

2. Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации вправе создать совет по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением развития в Российской Федерации систем обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования и совершенствованием деятельности Фонда, положение о котором и состав которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Координацию деятельности Фонда осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

5. Фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими вопросы обязательного социального страхования, является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки).

6. Полное наименование Фонда на русском языке — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сокращенные наименования Фонда на русском языке — Социальный фонд России, СФР.

7. Полное наименование Фонда на английском языке — Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation. Сокращенные наименования Фонда на английском языке — Social Fund of Russia, SFR.

8. Фонд является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки.

9. Место нахождения Фонда — город Москва.

10. Фонд открывает казначейские счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Фонд может открывать счета в международных финансовых организациях.

11. Фонд может от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в рамках компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

12. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

13. По обязательствам Фонда, связанным с содержанием Фонда и обеспечением его деятельности, не может быть обращено взыскание на средства бюджета Фонда, предназначенные для исполнения обязательств Фонда:

1) по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) по выплате пенсий, пособий, предоставлению отдельным категориям граждан иных мер социальной защиты (поддержки);

3) по выполнению иных функций и полномочий, возложенных на Фонд законодательством Российской Федерации.

14. По обязательствам Фонда, связанным с осуществлением Фондом функций по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплатой пенсий, пособий, предоставлением отдельным категориям граждан иных мер социальной защиты (поддержки), а также по выполнению иных функций и полномочий, возложенных на Фонд законодательством Российской Федерации, не может быть обращено взыскание на имущество Фонда, используемое в целях содержания Фонда и обеспечения его деятельности.

15. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам Фонда, связанным с осуществлением функций по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплатой пенсий, пособий, предоставлением отдельным категориям граждан иных мер социальной защиты (поддержки), а также с выполнением иных функций и полномочий, возложенных на Фонд законодательством Российской Федерации.

16. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Фонда, не связанным с осуществлением Фондом функций по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выплатой пенсий, пособий, предоставлением отдельным категориям граждан иных мер социальной защиты (поддержки), а также с выполнением иных функций и полномочий, возложенных на Фонд законодательством Российской Федерации.

17. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» о юридических лицах применяются к Фонду, его территориальным органам постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

18. На Фонд, его территориальные органы не распространяются положения главы X1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации».

19. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом).

20. Фонд, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

21. Органами управления Фонда являются председатель Фонда и правление Фонда.

22. Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.

23. Предельная штатная численность и фонд оплаты труда работников Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда, подведомственных Фонду учреждений утверждаются Правительством Российской Федерации.

24. Фонд в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет функции и полномочия учредителя территориальных органов Фонда, а также учредителя подведомственных Фонду учреждений.

25. Фонд вправе вносить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения по нормативно-правовому регулированию отношений, относящихся к сфере деятельности Фонда.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ

26. Фонд вправе иметь символику (эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны), описание которой утверждается правлением Фонда, а также регистрировать товарные знаки (знаки обслуживания), другие средства индивидуализации и результаты интеллектуальной деятельности.

Статья 3. Правовое регулирование деятельности Фонда

1. Деятельность Фонда регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты Фонда, затрагивающие права и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, издаются в форме приказов и подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Статья 4. Принципы деятельности Фонда

Деятельность Фонда осуществляется на основе следующих принципов:

1) соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения;

2) автономность систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;

3) обеспечение финансовой устойчивости (стабильности) и сбалансированности бюджета Фонда;

4) участие социальных партнеров в деятельности органов управления Фонда, учет интересов работников, работодателей и государства по основным направлениям деятельности Фонда;

5) обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества.

Статья 5. Функции и полномочия Фонда

1) назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению;

2) предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

4) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;

5) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений;

6) актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;

7) предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;

8) организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц;

9) иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Фонд организует и проводит в центральном аппарате Фонда, территориальных органах Фонда, подведомственных Фонду учреждениях мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и защите работников Фонда и материальных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполняет требования к антитеррористической защищенности объектов Фонда и обеспечивает их пожарную безопасность.

3. Фонд осуществляет функции и полномочия по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Статья 6. Председатель Фонда

1. Председатель Фонда является постоянно действующим единоличным органом управления Фонда и осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда.

2. Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

3. Председатель Фонда имеет первого заместителя и заместителей. Заместители председателя Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

4. Условия оплаты труда председателя Фонда определяются указом Президента Российской Федерации.

5. Соотношение размеров среднемесячной заработной платы председателя Фонда и среднемесячной заработной платы работников Фонда не может превышать предельный уровень соотношения размеров среднемесячной заработной платы председателя Фонда и среднемесячной заработной платы работников Фонда, определенный Правительством Российской Федерации.

1) действует от имени Фонда и представляет без доверенности интересы Фонда в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями;

2) издает в пределах своей компетенции приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений — приказы, положения, инструкции, обязательные для исполнения;

3) возглавляет правление Фонда;

4) распределяет обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений Фонда, делегирует им отдельные полномочия;

5) утверждает организационную структуру, штатное расписание центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда, а также подведомственных Фонду учреждений;

6) формирует фонд оплаты труда работников центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда, а также подведомственных Фонду учреждений;

7) в соответствии со схемой размещения территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда принимает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решение о создании, реорганизации, ликвидации территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда;

8) утверждает положение о контрольно-ревизионной комиссии Фонда, положения о территориальных органах Фонда, положения об обособленных подразделениях Фонда и уставы подведомственных Фонду учреждений;

9) определяет квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей структурных подразделений центрального аппарата Фонда, руководителя контрольно-ревизионной комиссии Фонда, утверждает правила внутреннего трудового распорядка Фонда, права и обязанности работников центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, территориальных органов Фонда и обособленных подразделений Фонда;

10) вносит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей председателя Фонда;

11) вносит в Правительство Российской Федерации согласованные с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предложения о составе правления Фонда;

12) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Фонда и контрольно-ревизионной комиссии Фонда;

13) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов Фонда с учетом мнения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;

14) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей и главных бухгалтеров территориальных органов Фонда, руководителей и заместителей руководителей обособленных подразделений Фонда, заместителей руководителей и главных бухгалтеров подведомственных Фонду учреждений;

15) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных Фонду учреждений (за исключением реабилитационных центров Фонда);

16) по согласованию с Правительством Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей реабилитационных центров Фонда;

17) заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры с работниками центрального аппарата Фонда, контрольно-ревизионной комиссии Фонда, руководителями территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

18) создает при Фонде координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

19) выдает доверенности, открывает расчетные и иные счета Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

20) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принимает решения по иным вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции правления Фонда.

Статья 7. Правление Фонда

1. Правление Фонда является коллегиальным органом управления Фонда. Положение о правлении Фонда и состав правления Фонда утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Председателем правления Фонда является председатель Фонда по должности.

3. Численность правления Фонда составляет тридцать пять человек.

4. В состав правления Фонда на постоянной основе входят председатель Фонда, первый заместитель председателя Фонда, четыре представителя Фонда, три представителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, по одному представителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, и Центрального банка Российской Федерации.

5. В состав правления Фонда входят шесть представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, шесть представителей общероссийских объединений работодателей, три представителя территориальных органов Фонда, три сенатора Российской Федерации, три депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, один представитель общероссийских общественных объединений инвалидов и два представителя организаций, деятельность которых связана с защитой прав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *