Социальные пособия и компенсационные выплаты право социального обеспечения

Компенсационные выплаты и денежные субсидии

Наряду с пенсиями, пособиями, страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к социальному обеспечению в денежной форме относятся также компенсационные выплаты и субсидии. Сложившаяся система данных выплат достаточно динамична и имеет тенденцию к расширению, как за счет расширения оснований для выплат компенсаций и субсидий, так и круга их получателей.

Необходимость введения законодательством компенсаций обусловлена объективно существующими в обществе причинами (необходимость ухода за малолетним ребенком либо нетрудоспособным лицом, вынужденный академический отпуск по медицинским показаниям и др.), существование же других диктуется чрезвычайными событиями (авария на ЧАЭС, на производственном объединении «Маяк»).

Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), гражданским законодательством (компенсация морального вреда и др.). При этом компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке.

Несмотря на то, что в науке права социального обеспечения компенсационные выплаты давно являются самостоятельным видом социального обеспечения, законодательство о социальном обеспечении не содержит легального определения такой правовой категории как «компенсация».

Компенсации очень схожи с пособиями, некоторые ученые их даже отождествляют. Действительно, данные выплаты имеют много общего: во-первых, как правило, ограничены по времени их выплаты, во-вторых, как и большая часть пособий, носят нестраховой характер и выплачиваются за счет средств бюджетов различного уровня.

Компенсационные выплаты классифицируются по различным основаниям (по источнику финансирования, сроку выплаты, целевому назначению). Несмотря на то, что все эти выплаты не являются страховыми, у них могут быть различные источники финансирования (бюджеты различных уровней, средства организаций). По сроку выплаты компенсации могут быть как единовременные, так ежемесячные и периодические. По целевому назначению одни компенсации направлены на возмещение временно утраченного заработка (стипендии), другие — на возмещение вреда здоровью, третьи — на возмещение различного рода дополнительных расходов (на проезд, санаторно-курортного лечения и др.), а четвертые — на возмещение утраченного имущества (жилья) и т.д.

Во исполнение Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206 был утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, в который внесены изменения постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 494.

В соответствии с указанными выше актами ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются:

  • студентам и аспирантам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организацией, и женщинам-военнослужащим, находящимся как в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, так и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, престарелыми гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе или достигшими 80 лет, компенсация назначается на основании Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 и составляет 1200 рублей в месяц.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривает компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее размера, установленного на федеральном уровне. На федеральном уровне предусмотрены размеры компенсации, дифференцированные в зависимости от числа детей в семье. Так, на первого ребенка компенсируется не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На второго ребенка размер компенсации не может быть менее пятидесяти процентов размера такой платы, а на третьего ребенка и последующих детей — не менее семидесяти процентов. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (статья 65 Закона № 273- ФЗ).

Компенсационные выплаты предусмотрены Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, помещения их на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным. Размер этих единовременных выплат зависит от времени пребывания в местах лишения свободы или психиатрических лечебных учреждениях.

Очень широкий перечень компенсационных выплат предусмотрен для граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Они по целевому назначению могут быть классифицированы на компенсационные выплаты:

  • направленные на возмещение вреда здоровью пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф;
  • семьям пострадавших в случае смерти лица;
  • возмещающие стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в случае невозможности его прохождения;
  • на приобретение продовольственных товаров;
  • возмещение материального ущерба в связи с утратой имущества;
  • возмещение стоимости питания в школах и школьных учреждениях, если дети не посещают их по медицинским показаниям.

Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате радиационной катастрофы, одни из немногих, которые государство регулярно индексирует1.

Лица, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, имеют право на компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, проезда и ряда других расходов в соответствии с

Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

В связи с введением взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме введен соответствующий вид компенсационной выплаты инвалидам 1 и П групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей -инвалидов. Цель данной компенсации — возмещение расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жиого помещения и коммунальных услуг1. Кроме того, ст. 169 Жилищного кодекса РФ дополнена новой нормой, предусматривающей, что законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере 50% ,восьмидесяти лет — в размере 100%, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигших возраста семидесяти лет, — в размере 50%, восьмидесяти лет, — в размере 100%2.

Субсидии по системе социального обеспечения

Широкое распространение в последнее время получили и такие выплаты по системе социального обеспечения как субсидии на приобретение или строительство жилья, направленные на улучшение жилищных условий граждан, а также на оплату жилья и коммунальных услуг. Не так давно российское законодательство предусмотрело еще один вид субсидий — субсидии для безработных граждан для создания собственного бизнеса.

Законодательное определение субсидий содержится в статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которой указано, что субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Но это понятие не носит универсального характера и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении.

Читать также:  Как связаться со Сбербанком, если социальная выплата не поступила

Можно сказать, что субсидия в праве социального обеспечения -социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная для использования в целях, установленных в законе.

Правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. На региональные органы власти возложены функции не только по исполнению нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне, но и функции по нормотворчеству в указанной сфере, а в некоторых случаях и по финансированию социальных выплат (например, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг финансируются бюджетами субъектов Российской Федерации).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотрены статьей 159 Жилищного кодекса РФ. Правила предоставления этого вида субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в ред. постановления Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 734).

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Указанные выше Правила предусматривают перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о получении субсидии.

Определение нормативной площади жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, например, Законом г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 (в ред. Закона г. Москвы от 30 октября 2013 г. №57) предусмотрен следующий стандарт нормативной площади жилого помещения, с учетом которого производится расчет субсидий, для одиноко проживающего гражданина — 33 кв. м. общей площади жилого помещения; семьи из двух человек — 42 кв. м.; семьи из трех и более человек — 18 кв. м. на каждого члена семьи.

Названным выше Законом установлен также стандарт максимально допустимой доли расходов граждан в г. Москве на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи: 1) при среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 800 руб. в месяц, но не более 2000 руб. в месяц — 3%; 2) при среднедушевом доходе свыше 2000 , но не более 2500 руб. в месяц — 6%; 3) при среднедушевом доходе свыше 2500 руб. в месяц — 10%. Если среднедушевой доход составляет 800 и менее рублей в месяц, граждане освобождаются от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Особое правило предусмотрено, когда среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы, в этом случае максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи уменьшается исходя из коэффициента, рассчитанного в соответствии с порядком, установленным Жилищным кодексом РФ (ст.159).

Таким образом, указанные субсидии являются видом социального обеспечения, предоставляемым малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с целью снижения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. ФЗ от 03.02.14 г. и с изм. от 04.06.14.) гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Специальные правила оплаты жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплаты денежной компенсации в связи с этими расходами предусмотрены для членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти. Для их изучения следует обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 мая 2014 г. № 441).

Социальная выплата на приобретение жилья, предоставляемая за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Общие положения государственной политики по поддержке строительства и приобретения жилья гражданами определены в Указе Президента от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья». Круг лиц, имеющих право на получение названной выплаты, система органов, ее предоставляющих, а также порядок определения размера социальной выплаты предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» (в ред. постановления от 18 февраля2013 г.). Постановление закрепляет широкий перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках указанной выше целевой программы «Жилище». К ним отнесены, например, военнослужащие и члены их семей, а также другие приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; военнослужащих, подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС; граждан, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и многие другие.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, предоставляется только один раз. Размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, которая определяется исходя из: норматива общей площади с учетом численности семьи; норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по РФ, определяемого один раз в полугодие уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На территории отдельных субъектов РФ применяется к нормативу стоимости 1 кв. м. общей площади повышающие коэффициенты.

Свои особенности в порядке предоставления и определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также граждане, выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. (ФЗ от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

  • жилого помещения в собственность бесплатно;
  • жилого помещения по договору социального найма;
  • единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ МАТЕРЯМ ОДИНОЧКАМ ДНР

Аналогичные правила предоставления субсидий предусмотрены и для государственных гражданских служащих ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».

Предоставление субсидий на приобретение жилья, как уже выше говорилось, оформляется государственным жилищным сертификатом (за исключением — федеральных госслужащих). Государственный жилищный сертификат — именной документ, подтверждающий право гражданина на приобретение (строительство) жилья

Субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса установлены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым федеральный бюджет софинансирует региональные программы по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются законодательством субъектов РФ. Типичным получателем субсидии на открытие собственного дела является гражданин, достигший 18 лет и зарегистрированный в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения; представивший свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-план, а также заключивший договор об организации самозанятости с центром занятости населения.

Размер субсидий безработным гражданам, установленный на федеральном уровне равен 12-кратной максимальной величине пособия по безработице, при этом регионы могут повышать размер субсидии, финансируя сумму, превышающую указанную величину, из средств регионального бюджета.

Понятие и правовое регулирование компенсационных выплат

Социальная политика достаточно
многообразное понятие. В самом общем
виде она представляет собой проводимую
государством и его структурами систему
мер, направленных на достижение целей
и результатов, связанных с повышением
общественного благосостояния, улучшением
качества жизни граждан и обеспечением
социально-политической стабильности,
социального партнерства и социального
смысла в обществе2.
Единой целью социальной политики следует
назвать повышение уровня благосостояния
населения, снижение бедности и социальной
напряженности в обществе. Вместе с тем
к целям социальной политики можно
отнести следующие положения:

— максимальное сохранение физического,
интеллектуального, духовно-этического
потенциала страны;

— формирование трудового потенциала,
отвечающего требованиям рыночной
экономики;

— создание институциональных и
социально-экономических предпосылок
для реализации гражданами, различными
общественными слоями и группами населения
своих интересов и потребностей.

Одним из механизмов реализации социальной
политики является обеспечение социальных
обязательств и гарантий со стороны
государства. Основной перечень
обязательств содержится в Конституции
РФ: государственная поддержка семьи,
материнства и детства (ст. 38), социальное
обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей (ст. 39), охрана
здоровья и медицинская помощь (ст. 41) и
т. д. Кроме того, ряд нормативно-правовых
актов также призваны обеспечить
минимальные социальные гарантии граждан.
Например, установление государственных
пенсий (Федеральный закон № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации»), выплата пособий
отдельным категориям граждан (Федеральный
закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей»), оказание
государственной социальной помощи
(Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи») и пр.

Для обеспечения социального равенства
каждому гражданину и отдельным категориям
граждан законодательством Российской
Федерации предусматриваются определенные
правовые социальные гарантии и льготы,
которые обеспечивают равенство в
обществе (многодетным семьям,
несовершеннолетним, инвалидам), поощрения
за особые заслуги перед обществом (для
инвалидов и участников Великой
Отечественной войны, семьям погибших
военнослужащих и т. д.), выступают в
качестве компенсации за особые условия
деятельности (шахтерам, железнодорожникам,
лицам, работающим в условиях Крайнего
Севера), в том числе стимулируют
общественно полезные виды деятельности3.

Социальные гарантии позволяют через
меры долговременного воздействия
обеспечить реализацию конституционных
прав граждан. Основой для обеспечения
социальных гарантий являются минимальные
социальные стандарты, представляющие
собой минимальный уровень социальной
защиты граждан в области пенсионного
обеспечения, занятости населения,
образования, здравоохранения,
жилищно-коммунальной политики, социального
обслуживания. Закрепленные на
законодательном уровне необходимый
минимум социальных гарантий, являются
обязательным для обеспечения не только
для государственной власти на всех
уровнях, но и для работодателей всех
форм собственности.

Для эффективной реализации мер социальной
политики социальные гарантии должны
соответствовать ряду требований:
необходимый и достаточный объем,
адресность, учет территориальных
особенностей, системность и комплексность.

Адресность и учет территориальных
особенностей является средством
обеспечения социальной справедливости
фактором активизации внутреннего
потенциала гражданина. Через адресность
социальных услуг удается помочь
конкретному человеку, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации, поддержать
его социальную инициативу и активность,
стремление самостоятельно разрешать
проблемы.

Системность и комплексность предоставления
социальных гарантий позволяют обеспечить
единство мер экономического, правового,
социального характера, эффективно
защитить тех, кто находится на грани
бедности, попал в трудную жизненную
ситуацию.

Важное значение социальные гарантии
имеют в предупреждении социального
неблагополучия и социальных рисков.
Превентивность — это не только упреждающие
компенсации в денежной и натуральной
форме малообеспеченным слоям населения
при тех или иных социальных потрясениях,
но и создание таких условий, когда люди
самостоятельно могут справиться со
сложной жизненной ситуацией, использовать
личные ресурсы в случае социальных
рисков. Предупреждение социального
неблагополучия может осуществляться
через развитие надомного труда, поддержки
негосударственных систем социального
страхования, сочетания платных и
бесплатных услуг, поддержания величины
денежных доходов на уровне не ниже
прожиточного минимума, развития различных
форм участия населения в финансировании
социальных программ4.

Употребление понятий компенсационных
выплат впервые вошло в законодательство
социального обеспечения в 90-х годах XX
века в связи с потребностью преодоления
негативных последствий перехода страны
к рыночным отношениям, связанных с
резким снижением уровня жизни безработных
граждан и, как следствие, с принятием
государством дополнительных мер,
направленных на их социальную защиту.
Нормы федерального и регионального
законодательства определяют условия
возмещения гражданам последствий
социальных рисков путем выплат
компенсаций.

Законодательство в сфере социального
обеспечения не дает нам определения
понятия компенсаций, не систематизирует
их виды и разбрасывает нормы о порядке
предоставления компенсационных выплат
по нормативно-правовым актам различного
уровня.

Особенностью компенсаций, которая
позволяет сохранять характер срочной,
безотлагательной меры социальной
поддержки, предоставляемой гражданам
в случае наступления социального риска,
который, как и его последствия, сложно
прогнозировать, является то, что перечень
компенсационных выплат достаточно
динамичен, он, в зависимости от ситуации,
изменяется, дополняется в связи с
возникновением обстоятельств, требующих
оказания со стороны государства
социальной помощи, адресованной отдельным
категориям нуждающихся, неработающих
граждан. Эта особенность, по нашему
мнению, ставит компенсации в ряд мер
социальной защиты, в которых наиболее
полно реализуется принцип адресности
социальной защиты.

Сегодня круг компенсаций достаточно
широк в диапазоне — от возмещения
дополнительных материальных расходов
граждан, находящихся в так называемых
группах риска, до обеспечения социальной
поддержки тех слоев населения, которые
оказались в зоне социального обеспечения
ниже уровня прожиточного минимума.

Между тем, в юридической научной
литературе существование в российском
законодательстве о социальном обеспечении
компенсаций, по-прежнему, связывается
с необходимостью преодоления ряда
негативных последствий перехода к
рыночным отношениям: с резким снижением
уровня жизни неработающих граждан,
принятием государством дополнительных
мер, направленных на их социальную
защиту, что предопределило отношение
к компенсационным выплатам, как временной
мере социальной защиты, которая
востребована в связи с наступлением
скоротечных, непродолжительных социальных
рисков.

Правовая природа социально обеспечительных
компенсаций практически не исследована
в теории права социального обеспечения,
несмотря на то, что анализ нормативных
правовых актов советского и современного
периода дает достаточно оснований для
признания этого явления в качестве
самостоятельного вида социального
обеспечения.

В науке права социального обеспечения
отсутствует доктринальная позиция в
отношении компенсационных выплат,
отсутствует развернутая классификация
компенсационных выплат, не выработаны
критерии их классификации.

Единообразного понятия компенсаций
как социально обеспечительного
предоставления в российской юридической
литературе не имеется.

Современное федеральное и региональное
законодательство о социальном обеспечении,
подтверждая востребованность этих
социальных выплат для возмещения
гражданам последствий социальных
рисков, в то же время, не содержит
определения компенсаций, правовые нормы
о социально обеспечительных компенсациях
разрознены по нормативно-правовым актам
различного уровня.

В праве социального обеспечения понятие
компенсации используется законодателем
как в специально выделенном направлении
— остро, срочном необходимом предоставлении
дополнительных выплат определенным
нуждающимся категориям населения, так
и в других правовых институтах: пенсионного
обеспечения, социального обслуживания,
предоставления льгот.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ В ОКТЯБРЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Реформа российского законодательства
в системе предоставления льгот породила
новые виды выплат, именуемые
компенсационными: ежемесячные денежные
выплаты (ЕДВ), ежемесячные компенсационные
выплаты. Существенным является то, что,
как правило, ежемесячные денежные
выплаты рассматриваются вместе со
льготами, именуемыми «набор социальных
услуг» (НСУ). И.Р. Маматказин считает это
в какой-то степени оправданным, поскольку
между ЕДВ и НСУ имеется взаимосвязь,
которая проявляется в виде законодательно
закрепленной возможности замены набора
социальных слуг ежемесячными денежными
выплатами. Кроме этого, правовое
регулирование льгот и правовое
регулирование компенсации и во многом
схожи5.

Поэтому представляется, что словообразование
«компенсационные выплаты» в области
права социального обеспечения необходимо
понимать в широком и в узком смысле.

В широком смысле компенсационные выплаты
находят свое выражение во многих
институтах права социального обеспечения
как меры социальной помощи различным
категориям граждан или как формы,
получившие наименование компенсационных
выплат в сфере пенсионного, жилищного,
коммунально-бытового, транспортного и
иного социального удовлетворения нужд
отдельных групп населения. Из широкого
спектра вышеназванных мер выделяется
узкий, специальный диапазон новых в
российском праве социального обеспечения
целевых выплат. Они могут быть
самостоятельными выплатами, а могут
быть в качестве дополнительных выплат
к пособиям.

Исходя из вышеизложенного, представляется
возможным сформулировать следующее
понятие компенсаций в праве социального
обеспечения.

Компенсации в праве социального
обеспечения представляют собой денежные
выплаты, назначаемые гражданам,
нуждающимся по независимым от них
обстоятельствам в дополнительной
материальной помощи, в случаях,
предусмотренных законодательством.

Представляется возможным утверждать,
что в системе права социального
обеспечения компенсации являются видом
социальной помощи специального
направления — остро и срочно необходимого
предоставления дополнительных выплат
определенным нуждающимся категориям
граждан.

Поэтому компенсации чаще всего
определяются указами Президента
Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации.
Компенсационные выплаты могут определяться
законами и нормативными актами субъектов
Российской Федерации.

Таким образом, правовую основу компенсаций
в системе социального обеспечения
составляют федеральные законы, указы
Президента Российской Федерации,
постановления Правительства Российской
Федерации, отдельные правовые акты
уполномоченных органов исполнительной
власти, законы и нормативные акты
субъектов Российской Федерации

Компенсации в юридической науке либо
рассматриваются как новый самостоятельный
вид социального обеспечения, либо
отождествляются с пособиями.

B.С. Андреев в 80-х годах прошлого века
аргументировано обосновал идею о том,
что все денежные выплаты нуждающимся
гражданам, не являющиеся пенсиями,
следует относить к пособиям. В тот период
времени законодательство о социальном
обеспечении не предусматривало других
денежных выплат кроме пенсий и пособий.
Компенсации впервые появляются в
социально-обеспечительном законодательстве
в 90-х гг. ХХ в.

C.Б. Цветков полагает, что компенсационные
выплаты близки по своим целям и правовой
природе к пособиям. Их отличие он видит
в следующем:

1) пособия назначаются на основании
федеральных законов, а компенсационные
выплаты — на основании подзаконных
актов;

2) размер пособий значительно выше
размеров компенсационных выплат6.

С приведенными автором аргументами
сложно согласиться, ведь некоторые
компенсации устанавливаются законом.
Например, закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС»7
предусматривает несколько видов
компенсационных выплат.

Размеры пособий не всегда превышают
суммы компенсаций. Подобное сравнение
представляется не совсем корректным,
поскольку законодательство закрепляет
различные основания для их предоставления.

В. С. Аракчеев, Д. В. Агашев, Л. А. Гречук
формулируют следующее определение
социально-обеспечительных компенсаций
— это предоставления имущественного
(натурального) характера, направляемые
в адрес нуждающихся граждан с целью
оказания им помощи по восстановлению
утраченного имущественного положения
на основаниях, условиях, в размере и в
порядке, установленных действующим
законодательством8.
При этом компенсации, предоставляемые
в денежной форме, эти ученые относят к
группе восполняющих или компенсирующих
пособий с точки зрения их классификации
по целевому назначению. Таким образом,
компенсации трудоспособным лицам по
уходу за инвалидом I группы (за исключением
инвалидов с детства I группы), а также
за престарелым, нуждающимся по заключению
лечебного учреждения в постоянном
постороннем уходе либо достигшим
возраста 80 лет, по уходу за ребенком-инвалидом
в возрасте до 18 лет или инвалидом с
детства I группы; компенсационные выплаты
беженцам, вынужденным переселенцам,
лицам, подвергшимся политическим
репрессиям, компенсационные выплаты
за утраченное или поврежденное жилье
вследствие экстремальных жизненных
ситуаций социального, природного или
техногенного характера отнесены,
соответственно, к группам восполняющих
или компенсирующих пособий.

Однако действующее законодательство,
на наш взгляд, не дает оснований для
рассмотрения компенсационных выплат
как натуральной помощи, устанавливая
размеры компенсаций в денежных суммах.

Этот вопрос, по нашему мнению, очень
важен и носит, помимо теоретического,
практический характер в связи с тем,
что вопросы социальной защиты, включая
социальное обеспечение, а также
осуществление мер по борьбе с катастрофами,
стихийными бедствиями, эпидемиями,
ликвидация их последствий находятся в
совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации9.

Отнесение к институту пособий, вида
социального обеспечения, который в
нормативных правовых актах законодатель
называет компенсациями, может оказать
негативное влияние на законодательство
субъектов РФ, дезориентировать и вызвать
затруднения в правоприменительной
практике.

И.С. Морозова предлагает рассматривать
компенсации как особый правовой механизм,
направленный на возмещение причиненного
физическому или юридическому лицу
ущерба в результате как правомерных,
так и противоправных действий
контрсубъектов, понесенных расходов,
нейтрализацию иных обстоятельств,
связанных с ущемлением его интересов10.
Подобный подход не учитывает специфики
социально-обеспечительных правоотношений:
особый субъектный состав, объективные,
независимые от воли граждан, основания
возникновения правоотношений и поэтому
вызывает принципиальные возражения.

Проводя анализ действующего
законодательства, мы видим, что
компенсационные выплаты, так же как и
пособия, регулируются на федеральном
и региональном уровнях.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи»11
употребляет словосочетание «денежные
компенсации» отдельно от мер социальной
поддержки и подразумевает под ними
возмещение расходов по оплате пользования
телефоном, по оплате жилых помещений и
коммунальных услуг, по оплате проезда
на всех видах пассажирского транспорта
(городского, пригородного и междугородного),
а также денежных компенсаций расходов
по оплате указанных услуг.

В Федеральном законе от 19 июля 2011 г. №
247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам
органов внутренних дел Российской
Федерации и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации»12
используется понятие «денежная
компенсация расходов», связанных с
оплатой проезда железнодорожным,
воздушным, водным и автомобильным
транспортом, с оплатой коммунальных и
иных услуг. Сотрудникам ОВД выплачивается
ежемесячная денежная компенсация за
наем (поднаем) жилого помещения, в случаях
использования личного транспорта в
служебных целях, а также за неиспользованный
в год увольнения основной отпуск
полностью.

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г.
№157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней»13
употребляет понятие «ежемесячных
денежных компенсаций», на которые имеют
право граждане при возникновении
поствакцинальных осложнений. В данном
Федеральном законе ежемесячная денежная
компенсация подразумевает под собой
фиксированную выплату в размере 1000
рублей, на которую имеет право гражданин,
признанный инвалидом вследствие
поствакцинального осложнения.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»14
понятие «компенсация» в большей части
приравнивает к понятию замещения
ограничений жизнедеятельности. В
качестве денежных выплат инвалидам
устанавливается ежегодная денежная
компенсация расходов на содержание и
ветеринарное обслуживание собак-проводников
в размере 17 420 рублей. Также в анализируемом
Законе регламентированы случаи, когда
инвалид приобрел техническое средство,
предусмотренное индивидуальной
программой реабилитации, и (или) оплатил
услугу за собственный счет, ему
выплачивается компенсация в размере
стоимости приобретенного технического
средства реабилитации и (или) оказанной
услуги.

Закон Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» предусматривает
несколько видов ежемесячных денежных
выплат, направленных на возмещение
вреда, причиненного здоровью граждан
и их имуществу вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда
за риск вследствие проживания и работы
на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению. Также в данном законе
используется понятие «единовременная
денежная компенсация».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *