Какую финансовую форму принимают отношения социального обеспечения граждан?

Пенсионеру назначена пенсия 7 100 рублей. Прожиточный минимум пенсионера в регионе установлен выше назначенной пенсии и составляет 8 400 рублей, поэтому дополнительно к пенсии назначена социальная доплата до прожиточного минимума пенсионера в размере 1 300 рублей.

В результате индексации с 1 января 2021 года пенсия увеличена на 6,3%, или на 447,3 рублей и составила 7 547,3 рублей.

Размер социальной доплаты к пенсии не меняется.

Общий доход пенсионера составляет:

7 547,3рублей (пенсия) + 1 300 рублей (социальная доплата) = 8 847,3 рублей. Общий доход пенсионера превышает величину прожиточного минимума в регионе на сумму индексации пенсии – 447,3 рублей.

С 1 января 2021 г. в связи с изменением величин прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъектах Российской Федерации размеры социальной доплаты к пенсии вновь пересмотрены. В 2021 году сверх величины ПМП выплачиваются суммы индексации пенсий и ЕДВ 2021 года.

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Правоотношения по соц. обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот гос. и иными правомочными органами.

Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с кот. связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Правоотношения по соц. обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:

по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:

основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;

предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

процессуальные правоотношения по разрешению споров о соц. обеспечении.

Правоотношения состоят из трех элементов:

Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по соц. обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.

Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

Субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации или льготы и изъявившие желание это право реализовать обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право, своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, льгот обязан его в установленном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам — документально обеспечивать пользование ими.

Субъектами данных правоотношений являются граждане и семьи в зависимости от вида пособий, компенсаций и льгот, имеющие на них право. Другим субъектом является орган социального обеспечения, объектом является определенного вида пособие, компенсация, льгота.

Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок или дополняющая его при повышенных расходах, производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других в размере и порядке, установленном законодательством.

Компенсация по социальному обеспечению — это выплата социально-обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 3 лет или ребенком-инвалидом до 14 лет, а также работникам, находящимся в вынужденных неоплачиваемых отпусках» из-за остановки производства, и гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам. Это новый вид социальной выплаты, появившийся после распада СССР. Эти компенсации надо отличать от компенсаций по трудовому праву повышенных расходов при командировках, переезде на работу в другую местность. Они выплачиваются или в твердых размерах или в процентах к минимальной оплате труда.

Льготы — социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях. Все правоотношения по предоставлению пособий, льгот и компенсаций надо классифицировать по срокам длительности их выплаты или предоставления. По срокам длительности: 1)периодические правоотношения (по пособию по временной нетрудоспособности; по пособию по уходу за больным ребенком или членом семьи; по пособию по беременности и родам); 2)длящиеся правоотношения по ежемесячному (пособию на детей до 16 лет; пособию по безработице; пособию женам военнослужащих по контракту; пособию матери (отцу) за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет); 3)разовые правоотношения по единовременным пособиям (на рождение ребенка; на погребение; нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения и пр. Содержанием правоотношений по пособиям, компенсациям и льготам является обязанность гражданина и представить все документы в доказательство его права на данный вид обеспечения и обязанность соответствующего органа определять право гражданина на данный вид обеспечения и выплачивать это пособие или компенсацию в размере и сроки, предусмотренные законодательством. Основанием возникновения правоотношений по выплате пособий и компенсаций является основной юридический факт, а также акт назначения данного вида обеспечения соответствующим органом. Основанием прекращения правоотношений являются юридические факты: истечение срока действия выплаты данного пособия, прекращение права на данный вид обеспечения у гражданина, семьи по тем или иным обстоятельствам.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

Читать также:  Социальные выплаты на детей инвалидов в 2021 году за январь

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты некоторым категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.

ДЕМО в размере 1 000 руб. устанавливается:

  • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;инвалидам вследствие военной травмы;бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
  • инвалидам вследствие военной травмы;
  • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:

  • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией;
  • вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
  • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

Граждане, имеющие право на ДЕМО, но не реализовавшие его своевременно, могут подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.

В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан в Российской Федерации из числа ветеранов, инвалидов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

Для назначения ЕДВ гражданин может подать письменное заявление в любой территориальный орган ПФР или МФЦ. ЕДВ инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи заявления со дня признания гражданина инвалидом или ребенком-инвалидом.

Гражданин, которому ЕДВ установлена в беззаявительном порядке, имеет право отказаться от получения установленной ему ЕДВ и обратиться с заявлением о ее назначении вновь или по другому основанию.

Набор социальных услуг (НСУ) – получатели ежемесячной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.

Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью, или от одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 февраля 2021 года направляется 1211 руб. 66 коп. в месяц.

Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т. ), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.

Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.

Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации

Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.

С 1 января 2022 года социальная доплата к пенсии будет устанавливаться в беззаявительном порядке с даты назначения пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

Пра­во на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние – од­но из осн. кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан. В гл. 2 Кон­сти­ту­ции РФ, по­свя­щён­ной пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ему от­ве­де­на спе­ци­аль­ная нор­ма. Со­глас­но ст. 39 ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. Там же пре­ду­смот­ре­но, что гос. пен­сии и со­ци­аль­ные по­со­бия ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, по­ощ­ря­ют­ся доб­ро­воль­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние, соз­да­ние до­пол­ни­тель­ных форм со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и бла­го­тво­ри­тель­ность.

Читать также:  РАЗМЕР ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИИ РЕБЕНОК ИНВАЛИД

За­кре­п­лён­ные в Кон­сти­ту­ции га­ран­тии со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния со­от­вет­ст­ву­ют по­ло­же­ни­ям ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых ак­тов: Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка, Ме­ж­ду­на­род­но­го пак­та об эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах, Кон­вен­ции о пра­вах ре­бён­ка, ра­ти­фи­ци­ро­ван­ных РФ, и Ев­ро­пей­ской со­ци­аль­ной хар­тии.

Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние вклю­ча­ет: вы­пла­ты, ус­лу­ги ли­бо на­ту­раль­ные бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые при на­сту­п­ле­нии (или на­ли­чии) оп­ре­де­лён­ных со­ци­аль­ных рис­ков, свя­зан­ных с не­воз­мож­но­стью граж­дан свои­ми си­ла­ми обес­пе­чить се­бя или не­тру­до­спо­соб­ных чле­нов сво­ей се­мьи дос­та­точ­ны­ми сред­ст­ва­ми к жиз­ни. Не­отъ­ем­ле­мая часть со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния – пре­дос­тав­ле­ние ну­ж­даю­щим­ся гра­ж­да­нам со­ци­аль­ных ус­луг вза­мен ли­бо в до­пол­не­ние к де­неж­ным вы­пла­там (напр. , ус­луг до­мов-ин­тер­на­тов и др. со­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ний), а так­же раз­но­го ро­да пре­иму­ществ (напр. , по оп­ла­те ле­карств, по бес­плат­но­му про­те­зи­ро­ва­нию и др.

Го­су­дар­ст­во про­во­дит по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на предо­став­ле­ние со­ци­аль­ной за­щи­ты гра­ж­да­нам, на­хо­дя­щим­ся в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, од­на­ко ос­та­ёт­ся мно­го не­ре­шён­ных во­про­сов, свя­зан­ных с их со­ци­аль­ным обес­пе­че­ни­ем.

Со­хра­ня­ет­ся вы­со­ким уро­вень бед­но­сти (25% об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния), осн. груп­пой бед­но­го на­се­ле­ния ос­та­ют­ся се­мьи с деть­ми (ок. 60% всех бед­ных се­мей). Сре­ди край­не бед­ных се­мей (со сред­не­ду­ше­вы­ми рас­по­ла­гае­мы­ми ре­сур­са­ми ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в 2 и бо­лее раза) се­мьи с деть­ми со­став­ля­ют ок. 70%. Ост­ро сто­ит во­прос дет­ской бес­при­зор­но­сти и без­над­зор­но­сти. Слож­ная си­туа­ция с дет­ской бес­при­зор­но­стью в Мо­ск­ве, став­шей с кон. 20 в. круп­ней­шим цен­тром не­кон­тро­ли­руе­мой ми­гра­ции.

На об­щем фо­не рос­та нар­ко­ти­за­ции на­се­ле­ния осо­бую тре­во­гу вы­зы­ва­ет уве­ли­чи­ваю­щее­ся по­треб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских и пси­хо­троп­ных ве­ществ под­ро­ст­ка­ми. В 2001 к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за нар­ко­пре­сту­п­ле­ния при­вле­че­но св. 5,5 тыс. не­со­вер­шен­но­лет­них.

Чис­лен­ность ин­ва­ли­дов со­ста­ви­ла в нач. 21 в. бо­лее 10 млн. чел. Для них не соз­да­на пол­но­цен­ная сис­те­ма удов­ле­тво­ре­ния спе­ци­фи­че­ских по­треб­но­стей, свя­зан­ных с ин­ва­лид­но­стью, что при­во­дит к вы­тес­не­нию ин­ва­ли­дов из разл. сфер дея­тель­но­сти и изо­ля­ции от об­ще­ст­ва. Ра­бо­ту име­ют 14,8% ин­ва­ли­дов тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та. Бо­лее 140 тыс. ин­ва­ли­дов ну­ж­да­ют­ся в ав­то­ном­ных сред­ст­вах пе­ре­дви­же­ния; их по­треб­но­сти в тех­ни­че­ских сред­ст­вах, об­лег­чаю­щих труд и быт, удов­ле­тво­ря­ют­ся в ми­ни­маль­ных объ­ё­мах.

Для воз­рас­тной струк­ту­ры на­се­ле­ния ха­рак­тер­но ди­на­мич­ное уве­ли­че­ние до­ли лиц стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, что со­от­вет­ст­ву­ет об­ще­ми­ро­во­му про­цес­су ста­ре­ния на­се­ле­ния. Ну­ж­да­ют­ся в разл. ви­дах по­мо­щи ок. 5 млн. гра­ж­дан стар­ших воз­рас­тов, из них 1,5 млн. чел. – в по­сто­ян­ной по­сто­рон­ней по­мо­щи и со­ци­аль­ных ус­лу­гах, ок. 300 тыс. чел. – в со­ци­аль­но-ме­ди­цин­ских ус­лу­гах на до­му. Ну­ж­даю­щих­ся в ста­цио­нар­ном со­ци­аль­ном об­слу­жи­ва­нии – 20 тыс. пре­ста­ре­лых гра­ж­дан, из ко­то­рых бо­лее 6 тыс. чел. сто­ит на оче­ре­ди бо­лее 1 го­да.

Соз­да­на и дей­ст­ву­ет сеть из бо­лее чем 12 тыс. уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, ока­зы­ваю­щих ус­лу­ги раз­ным ка­те­го­ри­ям и груп­пам на­се­ле­ния. Соз­да­ют­ся уч­ре­ж­де­ния но­во­го ти­па – до­ма-ин­тер­на­ты ми­ло­сер­дия, ге­рон­то­ло­ги­че­ские и ге­рон­топ­си­хи­ат­ри­ческие, а так­же со­ци­аль­но-оз­до­ро­вительные цен­тры. Ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния тре­бу­ет зна­чи­тель­ных за­трат.

По­ми­мо ста­цио­нар­но­го со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния раз­ви­ва­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных ус­луг в др. фор­мах: со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние на до­му пре­ста­ре­лых, ин­ва­ли­дов, де­тей-ин­ва­ли­дов. При­ме­не­ние ме­ха­низ­мов фи­нан­си­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ций по фак­ту пре­дос­тав­ле­ния ус­луг и обес­пе­че­ние бо­лее ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки гос. со­циаль­но­го за­ка­за по­зво­лят со­кра­тить чис­ло не­эф­фек­тив­ных уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, а вы­сво­бо­ж­дае­мые сред­ст­ва час­тич­но на­пра­вить на фи­нан­си­ро­ва­ние наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных со­ци­аль­ных ус­луг.

С кон. 1990-х гг. фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мьи, жен­щин и де­тей. Её эле­мен­ты: сис­те­ма пря­мой гос. под­держ­ки се­мей с деть­ми; про­фи­лак­ти­ка се­мей­но­го не­бла­го­по­лу­чия; без­над­зор­но­сти де­тей и под­ро­ст­ков; обес­пе­че­ние ра­вен­ст­ва прав муж­чин и жен­щин и воз­мож­но­стей для их осу­ще­ст­в­ле­ния.

Ре­ше­ние ря­да про­блем дет­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми це­ле­вы­ми про­грам­ма­ми. Так, про­грам­ма «Де­ти Рос­сии» вклю­ча­ет ряд под­про­грамм: про­фи­лак­ти­ка без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них; де­ти-ин­ва­ли­ды; де­ти-си­ро­ты и др. Фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы дей­ст­ву­ют так­же в об­лас­ти со­ци­аль­ной за­щи­ты по­жи­лых – «Стар­шее по­ко­ле­ние», ин­ва­ли­дов – «Со­ци­аль­ная под­держ­ка ин­ва­ли­дов». Но­вый вид со­ци­аль­но­го уч­ре­ж­де­ния – кри­зис­ный центр для жен­щин, на ба­зе ко­то­ро­го ве­дёт­ся по­иск пу­тей ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по пре­дот­вра­ще­нию на­си­лия и нор­ма­ли­за­ции взаи­мо­от­но­ше­ний в се­мье.

Не­ма­лым по­тен­циа­лом от­ли­ча­ет­ся до­пол­ни­тель­ное не­го­су­дар­ст­вен­ное со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность. В Рос­сии этот сек­тор со­став­ля­ет ок. 70 тыс. об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний (то­гда как в США, напр. , 1,2 млн. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние средств, на­прав­ляе­мых на со­ци­аль­ные це­ли. Дея­тель­ность не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций не­ред­ко обес­пе­чи­ва­ет бо­лее эф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние бюд­жет­ных средств, а объ­е­ди­не­ние гос. и ча­ст­ных средств да­ёт муль­ти­п­ли­ка­тив­ный эф­фект при­вле­че­ния ре­сур­сов из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков.

Од­но из клю­че­вых ус­ло­вий со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва – эф­фек­тив­ная ад­рес­ная под­держ­ка се­мей с низ­ким уров­нем до­хо­дов. Дей­ст­вую­щая сис­те­ма вы­яв­ле­ния и со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мей и на­се­ле­ния, на­хо­дя­щих­ся в зо­не рис­ка, в ви­де льгот и по­со­бий ну­ж­да­ет­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии и адап­та­ции к ус­ло­ви­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, т. со­хра­не­ние та­кой сис­те­мы ве­дёт к дес­ти­му­ли­ро­ва­нию тру­да, про­во­ци­руя рост бед­ности. Со­ци­аль­ные льго­ты и вы­пла­ты пре­дос­тав­ля­ют­ся в осн. по ка­те­го­ри­аль­но­му прин­ци­пу, не­за­ви­си­мо от ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния и тру­до­спо­соб­но­сти по­лу­ча­те­лей. Осн. часть дан­ных со­ци­аль­ных транс­фер­тов идёт на под­держ­ку групп на­се­ле­ния с до­хо­да­ми вы­ше про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. В ма­ло­обес­пе­чен­ные се­мьи по­па­да­ет ме­нее 20% об­ще­го объ­ё­ма со­ци­аль­ных льгот и вы­плат.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих свя­за­но с ре­ше­ни­ем двух про­блем: 1) пре­об­ра­зо­ва­ни­ем сис­те­мы гос. льгот и вы­плат; 2) за­ко­но­да­тель­ным оформ­ле­ни­ем и прак­ти­че­ским при­ме­не­ни­ем прин­ци­пов на­зна­че­ния со­ци­аль­ных транс­фер­тов на ад­рес­ной ос­но­ве.

Прин­ци­пы ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы со­ци­аль­ных льгот на­се­ле­нию:

со­хра­ня­ет­ся пра­во на на­зна­че­ние и пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных льгот и вы­плат на­се­ле­нию за счёт соб­ст­вен­ных средств ре­гио­нов и хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов;

от­дель­ные со­ци­аль­ные льго­ты, пре­до­с­тав­ляе­мые по про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти льгот­ни­ка, от­ме­ня­ют­ся с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем за­ра­бот­ной пла­ты или пе­ре­во­дят­ся в фор­му ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат;

на дан­ном эта­пе льго­ты со­хра­ня­ют­ся у ка­те­го­рий гра­ж­дан, имею­щих осо­бые за­слу­ги пе­ред оте­че­ст­вом, а так­же тем ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, ко­то­рым эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия не по­зво­ля­ют пря­мым спо­со­бом зна­чи­тель­но по­вы­шать до­хо­ды (ин­ва­ли­ды, ве­те­ра­ны и ин­ва­ли­ды Вел. Отеч. вой­ны и др

ос­таль­ным льгот­ным ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния со­ци­аль­ные льго­ты бу­дут пе­ре­во­дить­ся в од­ну из форм со­ци­аль­ной по­мо­щи и пре­дос­тав­лять­ся стро­го ад­рес­но на ос­но­ве ре­аль­но учи­ты­вае­мых кри­те­ри­ев (ве­ли­чи­ны сред­не­ду­ше­во­го до­хо­да с учё­том рас­по­ла­гае­мой соб­ст­вен­но­сти; де­мо­гра­фи­че­ских ха­рак­те­ри­стик се­мей и ин­ди­ви­дуу­мов и т.

В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов наи­бо­лее эф­фек­тив­ны спо­со­бы борь­бы с бед­но­стью: ра­цио­на­ли­за­ция со­ци­аль­ной под­держ­ки не­иму­щих с це­лью со­дей­ст­вия в пре­одо­ле­нии труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции соб­ст­вен­ны­ми си­ла­ми, обес­пе­че­ние боль­шей пер­со­ни­фи­ка­ции и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции при ока­за­нии со­ци­аль­ной по­мо­щи, её пре­иму­ще­ст­вен­но зая­ви­тель­ный ха­рак­тер и ад­рес­ный прин­цип со­ци­аль­ных вы­плат.

Ка­че­ст­во оцен­ки ну­ж­дае­мо­сти по­вы­ша­ет­ся с учё­том ря­да клю­че­вых мо­ментов: точ­ность и дос­то­вер­ность оп­ре­де­ле­ния по­лу­ча­те­лей по­мо­щи, эф­фек­тив­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рас­хо­дов, пре­иму­ще­ст­вен­ная ори­ен­та­ция на оп­ре­де­лён­ные слои на­се­ле­ния (бед­ных от­но­си­тель­но дли­тель­ный пе­ри­од или бед­ных в те­ку­щий мо­мент), ана­лиз мо­ти­ва­ции по­лу­ча­те­лей по­мо­щи к са­мо­стоя­тель­но­му уве­ли­че­нию до­хо­дов.

Ме­ха­низ­мы пре­дос­тав­ле­ния по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям и оди­но­ким гра­ж­да­нам при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать тру­до­спо­соб­ных бед­ных, на­хо­дя­щих­ся по не­за­ви­си­мым от них при­чи­нам в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, к ак­тив­но­му са­мо­стоя­тель­но­му уча­стию в её пре­одо­ле­нии. Это по­зво­лит не толь­ко по­вы­сить эф­фек­тив­ность со­ци­аль­ных рас­хо­дов, но и пре­одо­леть тра­ди­ци­он­ное от­но­ше­ние к на­се­ле­нию как к пас­сив­но­му объ­ек­ту ока­за­ния по­мо­щи.

Обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние – часть гос. сис­те­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­но­вах обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния» (1999) оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые, эко­но­ми­че­ские и ор­га­ни­за­ци­онные ме­ры, на­прав­лен­ные на ком­пен­са­цию или ми­ни­ми­за­цию по­след­ст­вий из­ме­не­ния ма­те­ри­аль­но­го и (или) со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ра­бо­таю­щих гра­ж­дан, а так­же иных ка­те­го­рий гра­ж­дан в слу­ча­ях: при­зна­ния их без­ра­бот­ны­ми, тру­до­во­го уве­чья или про­фес­сио­наль­но­го за­бо­ле­ва­ния, ин­ва­лид­но­сти, бо­лез­ни, трав­мы, бе­ре­мен­но­сти и ро­дов, по­те­ри кор­миль­ца, не­об­хо­ди­мо­сти по­лу­че­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи, са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния, на­сту­п­ле­ния ста­рос­ти и иных за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных со­ци­аль­ных стра­хо­вых рис­ков.

Читать также:  Социальные выплаты при банкротстве физ лиц

Под обя­за­тель­ным со­ци­аль­ным стра­хо­ва­ни­ем по­ни­ма­ет­ся так­же об­ласть со­ци­аль­ной за­щи­ты, управ­ляе­мая Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ (ФСС) и фи­нан­си­руе­мая за счёт его бюд­же­та.

Стра­хо­ва­ние Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в от­но­ше­нии сле­дую­щих со­ци­аль­ных слу­ча­ев: вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти; ка­ран­ти­на; про­те­зи­ро­ва­ния по ме­ди­цин­ским по­ка­за­ни­ям; ухо­да за боль­ным чле­ном се­мьи; реа­би­ли­та­ции по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния, про­из­вод­ст­вен­ных травм и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний; бе­ре­мен­но­сти и ро­дов; ро­ж­де­ния ре­бён­ка; усы­нов­ле­ния/удо­че­ре­ния ре­бён­ка; ухо­да за ре­бён­ком до дос­ти­же­ния им воз­рас­та по­лу­то­ра лет; ухо­да за ре­бён­ком-ин­ва­ли­дом; смер­ти за­стра­хо­ван­но­го ли­ца или не­тру­до­спо­соб­но­го чле­на его се­мьи.

Осн. вид обес­пе­че­ния по обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию – по­со­бия. Цен­траль­ное ме­сто в сис­те­ме по­со­бий, вы­пла­чи­вае­мых за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, за­ни­ма­ют по­со­бия по вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти – бо­лее 50% рас­хо­дов ФСС. Пре­дель­ный раз­мер по­со­бия ус­та­нов­лен в За­ко­не «О бюд­же­те Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2002 год» в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии в сум­ме не св. 11700 руб.

ФСС так­же фи­нан­си­ру­ет не­ко­то­рые ви­ды дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ные на реа­би­ли­та­цию за­стра­хо­ван­ных лиц и пре­ду­пре­ж­де­ние вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний: са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и реа­би­ли­та­цию ра­бот­ни­ков по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний; по­ста­нов­ку на ме­ди­цин­ский учёт жен­щин в ран­ние сро­ки бе­ре­мен­но­сти; вос­ста­нов­ле­ние здо­ро­вья де­тей ра­бот­ни­ков в дет­ских лет­них оз­до­ро­ви­тель­ных ла­ге­рях; на­чаль­ную фи­зи­че­скую под­го­тов­ку де­тей в дет­ско-юно­ше­ских спор­тив­ных шко­лах.

За счёт средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та ФСС фи­нан­си­ру­ет от­дель­ные по­со­бия и иные обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва: при­об­ре­те­ние и вы­да­чу пу­тё­вок на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние ве­те­ра­нам и ин­ва­ли­дам Вел. Отеч. вой­ны; уча­ст­ни­кам ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ка­та­ст­роф.

Сред­ст­ва сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния фор­ми­ру­ют­ся пре­ж­де все­го за счёт стра­хо­вых взно­сов (до 2001 г. ) и час­ти еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, уп­ла­чи­вае­мо­го ра­бо­то­да­те­ля­ми с 1. 2001. Из об­щей ве­ли­чи­ны став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га в раз­ме­ре 35,6% к за­ра­бот­ку, не пре­вы­шаю­ще­му 100 тыс. руб. в год, 4% пред­на­зна­ча­ет­ся для сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. При бо­лее вы­со­кой оп­ла­те тру­да став­ка еди­но­го со­ци­аль­но­го на­лога, в т. за­чис­ляе­мая в ФСС, сни­жа­ет­ся в со­от­вет­ст­вии со шка­лой ре­грес­сии.

Осо­бен­ность обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в РФ – вы­пла­та за­стра­хо­ван­ным со­ци­аль­ных по­со­бий и ком­пен­са­ций са­ми­ми стра­хо­ва­те­ля­ми. Эти рас­хо­ды за­счи­ты­ва­ют­ся в счёт уп­ла­ты еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Ес­ли сумм на­ло­га не­дос­та­точ­но для вы­пла­ты по­со­бий за­стра­хо­ван­ным, то ра­бо­то­да­тель об­ра­ща­ет­ся в ФСС за суб­вен­ци­ей. Из­лиш­ние сум­мы на­ло­га, ос­тав­шие­ся по­сле вы­плат по стра­хо­во­му обес­пе­че­нию, пе­ре­чис­ля­ют­ся ра­бо­то­да­те­лем в ФСС для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду от­дель­ны­ми пред­при­ятия­ми, ор­га­ни­за­ция­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми.

С янв. 2000 в рам­ках ФСС ве­дёт­ся обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний. Сред­ст­ва фор­ми­ру­ют­ся за счёт стра­хо­вых взно­сов, не вхо­дя­щих в со­став еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. В 2002 сред­ний раз­мер взно­сов по от­рас­лям со­ставил 0,95% к за­ра­бот­ку. При этом ве­ли­чи­на та­ри­фов диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по 22 клас­сам про­фес­сио­наль­но­го рис­ка и из­ме­ня­лась от 0,2% к на­чис­лен­ной оп­ла­те тру­да по всем ос­но­ва­ни­ям для 1-го клас­са до 8,5% – для 22-го клас­са. Эти взно­сы со­би­ра­ет сам Фонд без уча­стия на­ло­го­вых ор­га­нов. Рег­рес­сив­ная шка­ла от­сут­ст­ву­ет.

При на­зна­че­нии пен­сии по ин­ва­лид­но­сти и дос­роч­ной пен­сии в свя­зи с осо­бы­ми ус­ло­вия­ми тру­да, ус­та­нов­лен­ными пен­си­он­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, стра­хо­вое обес­пе­че­ние по обя­за­тель­но­му со­циаль­но­му стра­хо­ва­нию от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний, в т. еже­ме­сяч­ные стра­хо­вые вы­пла­ты, ко­то­рые мо­гут дос­ти­гать 100% за­ра­бот­ка по­стра­дав­ше­го ра­бот­ни­ка, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся не­за­ви­си­мо от вы­пла­ты ука­зан­ных пен­сий.

Де­неж­ные сред­ст­ва и иное иму­ще­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в опе­ра­тив­ном управ­ле­нии ФСС, а так­же иму­ще­ст­во, за­кре­п­лён­ное за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми фон­ду са­на­тор­но-ку­рорт­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, яв­ля­ют­ся фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью. Они не вхо­дят в со­став бюд­же­тов со­от­вет­ст­вую­щих уров­ней, бюд­же­тов др. гос. вне­бюд­жет­ных фон­дов и изъ­я­тию не под­ле­жат.

Сред­ст­ва бюд­же­та ФСС об­ра­зу­ют­ся за счёт: час­ти средств еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, за­чис­ляе­мых в ФСС, стра­хо­вых взно­сов ра­бо­то­да­те­лей и гра­ж­дан; до­хо­дов от ин­ве­сти­ро­ва­ния час­ти вре­мен­но сво­бод­ных средств в ли­к­вид­ные гос. цен­ные бу­ма­ги и бан­ков­ские вкла­ды; доб­ро­воль­ных взно­сов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; ас­сиг­но­ва­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та РФ на по­кры­тие рас­хо­дов по пре­дос­тав­ле­нию льгот и ком­пен­са­ций ли­цам, по­стра­дав­шим вслед­ст­вие ка­та­ст­ро­фы на Чер­но­быль­ской АЭС или ра­диа­ци­он­ных ава­рий на др. атом­ных объ­ек­тах гра­ж­дан­ско­го или во­ен­но­го на­зна­че­ния и их по­след­ст­вий; про­чих до­хо­дов.

В 2002 в цен­траль­ном ап­па­ра­те ФСС ра­бо­та­ли ок. 400 чел. и бо­лее 20 тыс. чел. – в ре­гио­наль­ных от­де­ле­ни­ях. 2 млн. чел. бы­ли за­ня­ты в ко­мис­си­ях по со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию на уров­не пред­при­ятий. Го­до­вой бюд­жет Фон­да в 2002 пре­вы­сил 127 млрд. руб.

Дли­тель­ное вре­мя по­сту­п­ле­ния средств в ФСС су­ще­ст­вен­но пре­вы­ша­ли не­об­хо­ди­мые рас­хо­ды Фон­да. В бюд­же­те ФСС сво­бод­ный ос­та­ток средств на нач. 2001 со­став­лял 28,9 млрд. руб. , что по от­но­ше­нию к ис­пол­нен­ной ве­ли­чи­не рас­хо­дов со­став­ля­ло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и со­от­но­ше­ние его с рас­хо­да­ми сни­зи­лось до 13 к 87. В бюд­жете ФСС на 2003 сво­бод­ный ос­та­ток средств сни­зил­ся прак­ти­че­ски до ве­ли­чи­ны, не­об­хо­ди­мой для ус­той­чи­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния те­ку­щих обя­за­тельств, и его со­от­но­ше­ние с сум­мой рас­хо­дов 8 к 92.

Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния обя­за­тельств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния по разл. на­прав­ле­ни­ям рас­хо­до­ва­ния средств ФСС от­ра­зи­лись на их ис­пол­не­нии по­сле вве­де­ния еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. С 1. 2001 жё­ст­ко за­кре­п­лён­ные за­ко­ном нор­мы вы­пла­ты по­со­бий ис­пол­ня­ют­ся в пол­ном объ­ё­ме пе­ред все­ми за­стра­хо­ван­ны­ми ли­ца­ми. Мас­шта­бы же фи­нан­си­ро­ва­ния са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в 2001 пе­ре­ста­ли уве­ли­чи­вать­ся, в 2002 со­кра­ти­лись в 2 раза (по срав­не­нию с 2001), а в бюд­же­те на 2003 фи­нан­си­ро­ва­ние са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния ог­ра­ни­че­но реа­би­ли­та­ци­ей за­стра­хо­ван­ных в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний, ус­та­нов­лен­ных Пра­ви­тель­ст­вом РФ (см. таб­ли­цу).

Наи­бо­лее при­ори­тет­ная за­да­ча по обес­пе­че­нию дет­ско­го от­ды­ха име­ет бо­лее ус­той­чи­вое фи­нан­си­ро­ва­ние, что по­зво­ли­ло уве­ли­чить за 10 лет чис­ло пу­тё­вок в ла­ге­ря от­ды­ха для де­тей поч­ти в 1,5 раза, хо­тя с 2001 от­ме­че­но не­ко­то­рое сни­же­ние это­го по­ка­за­те­ля.

При­чи­на со­кра­ще­ния рас­хо­дов на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и от­дых – дей­ст­вие рег­рес­сив­ной шка­лы еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Со­кра­ще­ние чис­ла об­слу­жен­ных за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет не­со­от­вет­ст­вие сло­жив­шей­ся сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния из­ме­няю­щим­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ус­ло­ви­ям, что тре­бу­ет её ре­фор­ми­ро­ва­ния.

Диф­фе­рен­циа­ция воз­мож­но­стей в сис­те­ме со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет со­су­ще­ст­во­ва­ние двух раз­ных сис­тем стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты пер­вой сис­те­мы (об­щее со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние) – еди­ные для всех ра­бо­таю­щих и дос­та­точ­но чёт­ко оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные га­ран­тии: вы­пла­та по­со­бий в слу­ча­ях вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, ма­те­рин­ст­ва, смер­ти и оп­ла­та до­ле­чи­ва­ния (реа­би­ли­та­ции) в са­на­тор­но-ку­рорт­ных уч­ре­ж­де­ни­ях по­сле ин­фарк­та и ря­да оп­ре­де­лён­ных за­бо­ле­ва­ний, по­тре­бо­вав­ших опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Реа­ли­зу­ют­ся в сис­те­ме обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты вто­рой сис­те­мы (сис­те­ма кол­лек­тив­но­го или кор­по­ра­тив­но­го стра­хо­ва­ния) – оп­ла­та про­фи­лак­ти­ки за­бо­ле­вае­мо­сти бла­го­да­ря пре­дос­тав­ле­нию са­на­тор­но-ку­рорт­но­го об­слу­жи­ва­ния и воз­мож­но­стей оз­до­ров­ле­ния, не свя­зан­ных с толь­ко что пе­ре­не­сён­ным за­бо­ле­ва­ни­ем, а за­ви­ся­щих от эко­но­ми­че­ских воз­мож­но­стей стра­хо­ва­те­ля и стра­хо­вых вы­плат на пред­при­ятии, где ра­бо­та­ет за­стра­хо­ван­ный. С 2001 ус­та­нов­лен нор­ма­тив пре­дель­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в су­тки. В бюд­же­те ФСС на 2002 этот нор­ма­тив ра­вен 420 руб. /сут.

Функ­цио­наль­ная двой­ст­вен­ность сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния со­став­ля­ет её внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие. Со­хра­не­ние та­ко­го по­ло­же­ния не со­от­вет­ст­ву­ет прин­ци­пам ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Пред­при­ятия, имею­щие бо­лее вы­со­кие до­хо­ды, вно­сят в сис­те­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния боль­ше средств и фак­ти­че­ски име­ют пра­во на бо́льшие со­ци­аль­ные га­ран­тии. Ес­ли же взно­сы тех, кто по­лу­ча­ет боль­ше благ, при­мер­но со­от­вет­ст­ву­ют стои­мо­сти этих благ, то та­кое со­от­вет­ст­вие долж­но быть ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ва­но.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *