Пенсионеру назначена пенсия 7 100 рублей. Прожиточный минимум пенсионера в регионе установлен выше назначенной пенсии и составляет 8 400 рублей, поэтому дополнительно к пенсии назначена социальная доплата до прожиточного минимума пенсионера в размере 1 300 рублей.
В результате индексации с 1 января 2021 года пенсия увеличена на 6,3%, или на 447,3 рублей и составила 7 547,3 рублей.
Размер социальной доплаты к пенсии не меняется.
Общий доход пенсионера составляет:
7 547,3рублей (пенсия) + 1 300 рублей (социальная доплата) = 8 847,3 рублей. Общий доход пенсионера превышает величину прожиточного минимума в регионе на сумму индексации пенсии – 447,3 рублей.
С 1 января 2021 г. в связи с изменением величин прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъектах Российской Федерации размеры социальной доплаты к пенсии вновь пересмотрены. В 2021 году сверх величины ПМП выплачиваются суммы индексации пенсий и ЕДВ 2021 года.
Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.
Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.
При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
- пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
- срочной пенсионной выплаты;
- дополнительного материального (социального) обеспечения;
- ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
- иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.
Правоотношения по соц. обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот гос. и иными правомочными органами.
Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события или действия), с кот. связано возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей между участниками правоотношений.
Правоотношения по соц. обеспечению принято классифицировать по следующим основаниям:
по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);
по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);
по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока и разовые).
Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:
основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
процессуальные правоотношения по разрешению споров о соц. обеспечении.
Правоотношения состоят из трех элементов:
Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по соц. обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.
Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.
Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.
Субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения.
Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации или льготы и изъявившие желание это право реализовать обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право, своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, льгот обязан его в установленном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам — документально обеспечивать пользование ими.
Субъектами данных правоотношений являются граждане и семьи в зависимости от вида пособий, компенсаций и льгот, имеющие на них право. Другим субъектом является орган социального обеспечения, объектом является определенного вида пособие, компенсация, льгота.
Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок или дополняющая его при повышенных расходах, производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования и других в размере и порядке, установленном законодательством.
Компенсация по социальному обеспечению — это выплата социально-обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 3 лет или ребенком-инвалидом до 14 лет, а также работникам, находящимся в вынужденных неоплачиваемых отпусках» из-за остановки производства, и гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам. Это новый вид социальной выплаты, появившийся после распада СССР. Эти компенсации надо отличать от компенсаций по трудовому праву повышенных расходов при командировках, переезде на работу в другую местность. Они выплачиваются или в твердых размерах или в процентах к минимальной оплате труда.
Льготы — социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях. Все правоотношения по предоставлению пособий, льгот и компенсаций надо классифицировать по срокам длительности их выплаты или предоставления. По срокам длительности: 1)периодические правоотношения (по пособию по временной нетрудоспособности; по пособию по уходу за больным ребенком или членом семьи; по пособию по беременности и родам); 2)длящиеся правоотношения по ежемесячному (пособию на детей до 16 лет; пособию по безработице; пособию женам военнослужащих по контракту; пособию матери (отцу) за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет); 3)разовые правоотношения по единовременным пособиям (на рождение ребенка; на погребение; нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения и пр. Содержанием правоотношений по пособиям, компенсациям и льготам является обязанность гражданина и представить все документы в доказательство его права на данный вид обеспечения и обязанность соответствующего органа определять право гражданина на данный вид обеспечения и выплачивать это пособие или компенсацию в размере и сроки, предусмотренные законодательством. Основанием возникновения правоотношений по выплате пособий и компенсаций является основной юридический факт, а также акт назначения данного вида обеспечения соответствующим органом. Основанием прекращения правоотношений являются юридические факты: истечение срока действия выплаты данного пособия, прекращение права на данный вид обеспечения у гражданина, семьи по тем или иным обстоятельствам.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты некоторым категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.
ДЕМО в размере 1 000 руб. устанавливается:
- инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;инвалидам вследствие военной травмы;бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
- инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
- инвалидам вследствие военной травмы;
- бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:
- военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией;
- вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
- лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.
ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.
Граждане, имеющие право на ДЕМО, но не реализовавшие его своевременно, могут подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.
В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан в Российской Федерации из числа ветеранов, инвалидов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.
Для назначения ЕДВ гражданин может подать письменное заявление в любой территориальный орган ПФР или МФЦ. ЕДВ инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи заявления со дня признания гражданина инвалидом или ребенком-инвалидом.
Гражданин, которому ЕДВ установлена в беззаявительном порядке, имеет право отказаться от получения установленной ему ЕДВ и обратиться с заявлением о ее назначении вновь или по другому основанию.
Набор социальных услуг (НСУ) – получатели ежемесячной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:
- обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.
Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью, или от одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 февраля 2021 года направляется 1211 руб. 66 коп. в месяц.
Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т. ), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.
Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.
Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.
Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.
С 1 января 2022 года социальная доплата к пенсии будет устанавливаться в беззаявительном порядке с даты назначения пенсии, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Социальное обеспечение и социальное страхование населения
Право на социальное обеспечение – одно из осн. конституционных прав граждан. В гл. 2 Конституции РФ, посвящённой правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма. Согласно ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что гос. пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Закреплённые в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребёнка, ратифицированных РФ, и Европейской социальной хартии.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (напр. , услуг домов-интернатов и др. социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (напр. , по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.
Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остаётся много нерешённых вопросов, связанных с их социальным обеспечением.
Сохраняется высоким уровень бедности (25% общей численности населения), осн. группой бедного населения остаются семьи с детьми (ок. 60% всех бедных семей). Среди крайне бедных семей (со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 2 и более раза) семьи с детьми составляют ок. 70%. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности. Сложная ситуация с детской беспризорностью в Москве, ставшей с кон. 20 в. крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
На общем фоне роста наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2001 к уголовной ответственности за наркопреступления привлечено св. 5,5 тыс. несовершеннолетних.
Численность инвалидов составила в нач. 21 в. более 10 млн. чел. Для них не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из разл. сфер деятельности и изоляции от общества. Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста. Более 140 тыс. инвалидов нуждаются в автономных средствах передвижения; их потребности в технических средствах, облегчающих труд и быт, удовлетворяются в минимальных объёмах.
Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в разл. видах помощи ок. 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. чел. – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, ок. 300 тыс. чел. – в социально-медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обслуживании – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. чел. стоит на очереди более 1 года.
Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа – дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихиатрические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат.
Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в др. формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и обеспечение более широкого распространения практики гос. социального заказа позволят сократить число неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг.
С кон. 1990-х гг. формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Её элементы: система прямой гос. поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.
Решение ряда проблем детства обеспечивается специальными федеральными целевыми программами. Так, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и др. Федеральные целевые программы действуют также в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов». Новый вид социального учреждения – кризисный центр для женщин, на базе которого ведётся поиск путей организации работы по предотвращению насилия и нормализации взаимоотношений в семье.
Немалым потенциалом отличается дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. В России этот сектор составляет ок. 70 тыс. общественных объединений (тогда как в США, напр. , 1,2 млн. Особое значение приобретает эффективное распределение и использование средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение гос. и частных средств даёт мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.
Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Действующая система выявления и социальной поддержки семей и населения, находящихся в зоне риска, в виде льгот и пособий нуждается в реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, т. сохранение такой системы ведёт к дестимулированию труда, провоцируя рост бедности. Социальные льготы и выплаты предоставляются в осн. по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей. Осн. часть данных социальных трансфертов идёт на поддержку групп населения с доходами выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат.
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем: 1) преобразованием системы гос. льгот и выплат; 2) законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Принципы реформирования системы социальных льгот населению:
сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;
отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат;
на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством, а также тем категориям населения, которым экономические условия не позволяют прямым способом значительно повышать доходы (инвалиды, ветераны и инвалиды Вел. Отеч. войны и др
остальным льготным категориям населения социальные льготы будут переводиться в одну из форм социальной помощи и предоставляться строго адресно на основе реально учитываемых критериев (величины среднедушевого дохода с учётом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и индивидуумов и т.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки неимущих с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, её преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости повышается с учётом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определённые слои населения (бедных относительно длительный период или бедных в текущий момент), анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении. Это позволит не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
Обязательное социальное страхование – часть гос. системы социальной защиты населения. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999) определяет правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан в случаях: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, наступления старости и иных законодательно установленных социальных страховых рисков.
Под обязательным социальным страхованием понимается также область социальной защиты, управляемая Фондом социального страхования РФ (ФСС) и финансируемая за счёт его бюджета.
Страхование Фондом социального страхования РФ осуществляется в отношении следующих социальных случаев: временной нетрудоспособности; карантина; протезирования по медицинским показаниям; ухода за больным членом семьи; реабилитации после стационарного лечения, производственных травм и профессиональных заболеваний; беременности и родов; рождения ребёнка; усыновления/удочерения ребёнка; ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ухода за ребёнком-инвалидом; смерти застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи.
Осн. вид обеспечения по обязательному социальному страхованию – пособия. Центральное место в системе пособий, выплачиваемых за счёт средств социального страхования, занимают пособия по временной нетрудоспособности – более 50% расходов ФСС. Предельный размер пособия установлен в Законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в абсолютном выражении в сумме не св. 11700 руб.
ФСС также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспособности и профессиональных заболеваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний; постановку на медицинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников в детских летних оздоровительных лагерях; начальную физическую подготовку детей в детско-юношеских спортивных школах.
За счёт средств федерального бюджета ФСС финансирует отдельные пособия и иные обязательства государства: приобретение и выдачу путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Вел. Отеч. войны; участникам ликвидации последствий радиационных катастроф.
Средства системы социального страхования формируются прежде всего за счёт страховых взносов (до 2001 г. ) и части единого социального налога, уплачиваемого работодателями с 1. 2001. Из общей величины ставки единого социального налога в размере 35,6% к заработку, не превышающему 100 тыс. руб. в год, 4% предназначается для системы обязательного социального страхования. При более высокой оплате труда ставка единого социального налога, в т. зачисляемая в ФСС, снижается в соответствии со шкалой регрессии.
Особенность обязательного социального страхования в РФ – выплата застрахованным социальных пособий и компенсаций самими страхователями. Эти расходы засчитываются в счёт уплаты единого социального налога. Если сумм налога недостаточно для выплаты пособий застрахованным, то работодатель обращается в ФСС за субвенцией. Излишние суммы налога, оставшиеся после выплат по страховому обеспечению, перечисляются работодателем в ФСС для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями.
С янв. 2000 в рамках ФСС ведётся обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Средства формируются за счёт страховых взносов, не входящих в состав единого социального налога. В 2002 средний размер взносов по отраслям составил 0,95% к заработку. При этом величина тарифов дифференцирована по 22 классам профессионального риска и изменялась от 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям для 1-го класса до 8,5% – для 22-го класса. Эти взносы собирает сам Фонд без участия налоговых органов. Регрессивная шкала отсутствует.
При назначении пенсии по инвалидности и досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, установленными пенсионным законодательством, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в т. ежемесячные страховые выплаты, которые могут достигать 100% заработка пострадавшего работника, осуществляются независимо от выплаты указанных пенсий.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закреплённое за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, бюджетов др. гос. внебюджетных фондов и изъятию не подлежат.
Средства бюджета ФСС образуются за счёт: части средств единого социального налога, зачисляемых в ФСС, страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств в ликвидные гос. ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов по предоставлению льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.
В 2002 в центральном аппарате ФСС работали ок. 400 чел. и более 20 тыс. чел. – в региональных отделениях. 2 млн. чел. были заняты в комиссиях по социальному страхованию на уровне предприятий. Годовой бюджет Фонда в 2002 превысил 127 млрд. руб.
Длительное время поступления средств в ФСС существенно превышали необходимые расходы Фонда. В бюджете ФСС свободный остаток средств на нач. 2001 составлял 28,9 млрд. руб. , что по отношению к исполненной величине расходов составляло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и соотношение его с расходами снизилось до 13 к 87. В бюджете ФСС на 2003 свободный остаток средств снизился практически до величины, необходимой для устойчивого финансирования текущих обязательств, и его соотношение с суммой расходов 8 к 92.
Особенности формирования обязательств социального страхования по разл. направлениям расходования средств ФСС отразились на их исполнении после введения единого социального налога. С 1. 2001 жёстко закреплённые законом нормы выплаты пособий исполняются в полном объёме перед всеми застрахованными лицами. Масштабы же финансирования санаторно-курортного лечения в 2001 перестали увеличиваться, в 2002 сократились в 2 раза (по сравнению с 2001), а в бюджете на 2003 финансирование санаторно-курортного лечения ограничено реабилитацией застрахованных в соответствии с перечнем заболеваний, установленных Правительством РФ (см. таблицу).
Наиболее приоритетная задача по обеспечению детского отдыха имеет более устойчивое финансирование, что позволило увеличить за 10 лет число путёвок в лагеря отдыха для детей почти в 1,5 раза, хотя с 2001 отмечено некоторое снижение этого показателя.
Причина сокращения расходов на санаторно-курортное лечение и отдых – действие регрессивной шкалы единого социального налога. Сокращение числа обслуженных за счёт средств социального страхования отражает несоответствие сложившейся системы социального страхования изменяющимся социально-экономическим условиям, что требует её реформирования.
Дифференциация возможностей в системе социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.
Элементы первой системы (общее социальное страхование) – единые для всех работающих и достаточно чётко определённые социальные гарантии: выплата пособий в случаях временной нетрудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оперативного вмешательства. Реализуются в системе обязательного социального страхования.
Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного страхования) – оплата профилактики заболеваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связанных с только что перенесённым заболеванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страховых выплат на предприятии, где работает застрахованный. С 2001 установлен норматив предельного размера оплаты санаторно-курортного лечения в сутки. В бюджете ФСС на 2002 этот норматив равен 420 руб. /сут.
Функциональная двойственность системы обязательного социального страхования составляет её внутреннее противоречие. Сохранение такого положения не соответствует принципам организации социального страхования в рыночной экономике. Предприятия, имеющие более высокие доходы, вносят в систему социального страхования больше средств и фактически имеют право на бо́льшие социальные гарантии. Если же взносы тех, кто получает больше благ, примерно соответствуют стоимости этих благ, то такое соответствие должно быть институционализировано.