Каким может быть налогоплательщик и что это значит?

Посмотрите короткое видео от Эльбы, если не хотите читать. Эксперты рассказали все самое важное о возврате переплаты для предпринимателей.

https://youtube.com/watch?v=Y_b477MvpIk%3Frel%3D0

Бухгалтер ошибочно переплатил работнику денежные средства. Ситуация неприятная, так как излишне выплаченные деньги могут быть взысканы только в исключительных случаях. Что нужно знать бухгалтеру, чтобы выйти из этой ситуации без потерь?

Повышение квалификации в Школе бухгалтера: программы обучения разработаны на основе требований профессионального стандарта «Бухгалтер».

Новый порядок работы с больничными и социальными пособиями предполагает, что все платежи за счет средств ФСС проводятся напрямую в адрес работников. При этом, как и ранее, сведения для правильного исчисления пособия (средний заработок, стаж и пр. ), должна предоставить организация.

Если раньше из-за ошибки в расчетах ФСС просто не компенсировал компании соответствующие суммы, то теперь неточности приводят к излишнему расходованию государственных средств. В связи с чем законодатели установили правила, повышающие цену подобных ошибок.

Обязанность получателей мер социальной поддержки.

Получатели пособий, выплат, компенсаций, субсидий обязаны своевременно сообщать в Центр социальных выплат и его филиалы о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий предоставления или прекращения выплат в сроки, установленные нормативно-правовыми актами:

— в течение 5 дней – для получателей мер социальной поддержки за счет бюджета автономного округа, предусмотренных для семей с детьми;

— в течение 15 дней – для получателей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

— в течение 30 дней – для получателей мер социальной поддержки, предусмотренных семьям с детьми, за счет бюджета Российской Федерации и получателей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возмещение (удержание) излишне выплаченных сумм.

Суммы компенсаций, пособий излишне выплаченные получателю (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений, а также представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения и т. ), удерживает Центр социальных выплат из сумм последующих выплат в размере не свыше 20 процентов в месяц или в полном размере по заявлению получателя выплаты, поданному непосредственно в многофункциональный центр либо почтовым отправлением в Центр социальных выплат по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания).

При прекращении выплаты мер социальной поддержки излишне выплаченные суммы получатель выплачивает добровольно в срок, не превышающий 1 месяц с даты получения уведомления о прекращении выплаты.

Срок добровольного возврата излишне выплаченных пособий и выплат, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07. 2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» может быть продлен по заявлению гражданина до 12 месяцев, при наличии задолженности, превышающей величину прожиточного минимума в среднем на душу населения, устанавливаемую Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных сумм, в том числе невозврата в течение предусмотренного срока, излишне выплаченные суммы взыскиваются в судебном порядке.

Наиболее частые причины, которые приводят к неправомерному получению гражданами выплат мер социальной поддержки:

— смена места жительства, в том числе выезд на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

— возобновление (начало) трудовой деятельности гражданином, в том числе на условиях неполного рабочего времени, окончания обучения гражданином, предоставление ребенку места в дошкольной образовательной организации, отказ родителя (законного представителя) от выделенного ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет);

— прекращение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на которого назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, в том числе в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам;

— превышение среднедушевого дохода семьи, установленной величины прожиточного минимума;

— обучение ребенка в общеобразовательных организациях, расположенных за пределами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (для ежемесячного пособия на ребенка (детей), ежемесячного социального пособия на детей, потерявших кормильца, ежемесячного социального пособия на детей-инвалидов, ежемесячного пособия многодетным семьям);

— изменение оснований проживания в жилом помещении, состава семьи;

— расторжение трудового договора либо выезд из сельского населенного пункта, поселка городского типа на постоянное место жительства в город (для жителей сельской местности, в т. работников образования).

Заявление о прекращении (приостановлении, изменении размера компенсации и т. ) и документы, подтверждающие наступление событий, влекущих за собой изменение условий предоставления мер социальной поддержки представляются непосредственно в многофункциональный центр по месту жительства либо направляются почтовым отправлением в Центр социальных выплат по адресу: 628181, г. Нягань, 2 микр. , д.

Для получения подробной информации обращаться по телефону:
8-800-201-90-51.

начальника
Е. Гончаренко

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 ХМАО – ЮГРЫ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ НЯГАНЬ

На каких основаниях могут быть списаны выплаты? Деньги с банковского счета (расчетного, текущего или карточного) могут быть списаны по распоряжению самого клиента, а также в силу решения суда или некоторых государственных органов. Без согласия клиента деньги могут быть списаны на основании: исполнительного листа или судебного приказа, представленного в банк; исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем; решения органа Федеральной налоговой службы (они имеют силу исполнительных документов); некоторых других документов – например, заверенного нотариусом алиментного соглашения. Также средства могут быть списаны с согласия самого клиента, при этом он может об этом и не знать. Это ситуации, когда клиент оформляет в банке кредит, а в договоре соглашается с тем, что банк будет самостоятельно списывать с других его счетов ежемесячный платеж по кредиту (самому клиенту об этом пункте могут и не сказать). По общим правилам, списывать можно любые доходы, за исключением ряда социальных выплат: компенсации причиненного вреда здоровью; алименты и пособия на детей; компенсации по уходу за нетрудоспособными лицами; пенсии по потере кормильца. С остальных выплат – в том числе из пенсий по старости, зарплаты и т. – по исполнительному листу может быть удержано до 50% от поступившей суммы (при взыскании долга по алиментам – до 70%). При желании должник может ходатайствовать перед приставом с просьбой снизить удерживаемый процент от его доходов. В случае со списанием банком напрямую в счет погашения кредита, сумма списания ограничена ежемесячным платежом по кредиту (причем банк вправе списать ее, даже если это вся поступившая на счет сумма). Как вернуть деньги, удержанные ФССП? Если деньги были удержаны согласно исполнительному документу, но права у ФССП удерживать их не было, нужно сначала разобраться с причиной взыскания. Так, все «защищенные» выплаты с 2020 года маркируются в системе межбанковских переводов особым способом – чтобы банк не смог их случайно списать в счет погашения долга. Если деньги были «промаркированы», банк сам свяжется с ФССП и вернет деньги. Но если маркировки по какой-то причине не было, нужно обратиться к своему приставу с ходатайством о возврате излишне удержанной суммы. Скорее всего, придется подтвердить, что поступившая сумма не может быть списана – например, предоставив какие-то подтверждающие документы. Если же деньги были правильно промаркированы, но банк их списал, а ФССП не возвращает, нужно жаловаться в Банк России. Кроме того, с недавних пор можно защитить от взыскания часть своих доходов в размере прожиточного минимума каждый месяц. Для этого нужно ходатайствовать перед приставом об этом – можно защитить от взыскания сумму прожиточного минимума на себя, плюс по столько же на каждого из иждивенцев. И если тогда ФССП или банк спишут деньги, они обязаны будут вернуть их. Например, прожиточный минимум приблизительно соответствует размеру пенсии – то есть, пенсионер может защитить почти весь свой ежемесячный доход от списания. Правда, защита прожиточного минимума запускается только после ходатайства (ранее списанные суммы никто не вернет), и распространяется только на один счет – например, на тот, на который поступает зарплата или пенсия. Расчет пристав будет вести по оборотам именно по этому счету – если должник получит какую-то сумму на другой счет, с нее списание будет возможным. Как вернуть списанное по кредиту Об этой проблеме стали говорить не так давно – после того, как в России несколько раз произвели сплошные выплаты по 10 тысяч рублей на детей определенного возраста. Как оказалось, у некоторых родителей эти деньги были автоматически списаны банками в счет погашения кредитов. При проверке оказалось, что все законно – право банку так списывать ежемесячные взносы формально дает сам клиент, подписывая договор. Чтобы исправить ситуацию, Госдума оперативно приняла соответствующий закон. Теперь банки не вправе списывать разовые и периодические социальные выплаты со счетов на погашение кредитов, даже если заемщик сам давал такое согласие. Если такое списание произойдет, то для клиента алгоритм действий будет таким: подать заявление в банк в течение 14 дней после списания платежа; банк в течение 3 рабочих дней обязан вернуть деньги обратно; после возвращения выплаты заемщик должен будет внести ежемесячный платеж по кредиту в течение 7 дней, включая проценты. Но банк эти 7 дней не сможет считать платеж просроченным и начислять на него неустойки и штрафы. Как видно, большого смысла в этом нет – заемщик, которому банк вернет списанную таким способом сумму, все равно будет обязан внести месячный платеж по кредиту. Максимум, что он получит в данном случае – отсрочку на срок до трех недель, в которые банк не будет вправе начислять ему штрафные санкции по кредиту.

На вопросы отвечает старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ» Тамара Щербина.

– В 2018 г. в результате ревизии казенным учреждением была выявлена переплата социального пособия за прошлый год. Как отразить возврат средств в доход бюджета, если организация не наделена полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет?

– С данной ситуацией сталкиваются, в основном, казенные учреждения, функционирующие в сфере социальной поддержки и обслуживания, а также подведомственные им учреждения.

Ответственность за переплату пособия может лежать на:

  • сотруднике, получившему пособие, в следствии проявления недобросовестности с его стороны;
  • учреждении, перечисляющем пособие, в следствии допуска счетной или технической ошибки.
Читать также:  ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДОПЛАТЫ К ПЕНСИЯМ

В случае, если причиной переплаты является первый вариант, то сумма излишне выплаченного пособия возвращается сотрудником в счет организации.

Если вина за переплату лежит на учреждении, то возврат излишне перечисленной суммы необходимо согласовать с сотрудником, получившим пособие. Данное требование основывается на ст. 1109 ГК РФ, в которой говорится о том, что неосновательное обогащение не подлежит возврату, если «сумма предоставлена гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки». Это значит, что в случае отказа сотрудником учреждения добровольно вернуть сумму переплаты, взыскать ее придется через суд, в котором необходимо представить доказательство того, что переплата была произведена в следствии счетной ошибки.

Если учреждение сталкивается с ситуацией, в которой возместить сумму переплаты с гражданина не является возможным, то сумму необоснованных расходов в бюджет должен возместить сотрудник учреждения, который допустил переплату данного пособия.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01. 2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются с кодом экономической классификации 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». С 01. 2018 года данная статья была детализирована и суммы переплат социальных пособий, удерживаемых в текущем году за предыдущий, относятся на код 134 «Доходы от компенсации затрат».

Обратите внимание: данное распределение действует в том случае, если дебиторская задолженность отсутствовала на начало года.

Также с 01. 2018 года суммы переплат в соответствии с Приказом Минфина РФ от 06. 2010 г. №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее Инструкция 162н) ведутся на счете 209. 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

В случае, если допуск переплаты пособия основан на неправильном применении бухгалтером норм законодательных актов или счетных ошибок, сумма переплаты должны быть отражена на забалансовом счете 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» до ее полного погашения.

Корреспонденции по начислению доходов от внесенных сотрудников сумм переплаты и перечисление их в бюджет учреждением, не наделенным полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, в соответствии с Инструкцией 162н, представлены в таблице 1.

Таблица 1 «Отражение в текущем году возврата суммы переплаты, произведенной в прошлом году»

Содержание операции Дебет Кредит Документ, выполняемый в программе «1С:БГУ 8» Отражена на забалансовом счете сумма переплаты пособия 16 Бухгалтерская справка Начислен доход в размере пособия, переплаченного в прошлом году 1 209 34 560 1 401 10 134 Бухгалтерская справка Сумма переплаты внесена сотрудником в кассу учреждения 1 201 34 510 1 209 34 660 Приходный кассовый ордер Денежный средства из кассы сданы на лицевой счет учреждения 1 210 03 560 1 201 34 610 Расходный кассовый ордер Денежные средства оприходованы на лицевой счет учреждения 1 304 05 262 1 210 03 660 Кассовое поступление Сумма переплаты пособия перечислена с лицевого счета учреждения 1 303 05 830 1 304 05 262 Кассовое выбытие Отражена сумма задолженности перед бюджетом по суммы переплаты пособия 1 304 04 134 1 303 05 730 Извещение С забалансового счета списана сумма переплаты пособия 16 Бухгалтерская справка

Далее сумма переплаты отражается в учете вышестоящего учреждения, наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений и перечисляются в бюджет.

Таблица 2 «Перечисление переплаты в бюджет учреждением, наделенным полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет»

Содержание операции Дебет Кредит Документ, выполняемый в программе «1С:БГУ 8» Отражены суммы переплат, перечисленных подведомственным учреждением 1 303 05 830 1 304 04 134 Бухгалтерская справка Сумма переплаченного пособия перечислена в бюджет 1 210 02 134 1 303 05 730 Кассовое поступление

С 2021 года все субъекты РФ перешли на механизм прямых выплаты из средств ФСС. То есть пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия по социальному страхованию выплачивает не работодатель с дальнейшим зачетом выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный механизм страхователей могла образоваться «переплата» по социальным выплатам. Можно ли ее вернуть, вы узнаете из статьи.

В 2012 году на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект «Прямые выплаты из средств ФСС» (Постановление Правительства РФ от 21. 2011 № 294). Изначально в нем участвовали два региона. Впоследствии – вплоть до 2020 года – к пилотному проекту ежегодно присоединялись все новые и новые участники. Последними в 2021 году на указанный механизм перешли следующие субъекты РФ: Краснодарский, Пермский края, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03. 2016 № 243-ФЗ).

На практике возможна ситуация, когда на дату перехода на механизм прямых выплат из средств ФСС (в частности, на 1 января 2021 года) у учреждения осталась «переплата» по страховым взносам за счет превышения размера пособий, которые ФСС не успел зачесть в счет уплаты страховых взносов. Можно ли ее вернуть или зачесть?

По общим правилам зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и страховых взносов осуществляется согласно ст. 78 НК РФ. Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по данному взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном названной статьей (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика). Той же статьей установлены сроки, в которые осуществляется зачет (возврат) налогов, страховых взносов

А могут ли применяться положения ст. 78 НК РФ, если возврату подлежит не сумма излишне уплаченных страховых взносов (перечисленных в бюджет), а разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?

Аналогичный вопрос анализировался в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28. 2021 № 15АП-9671/2021 по делу № А32-16337/2020. Приведем спорную ситуацию и решение судей по ней в качестве примера.

В расчетный период в организации были произведены расходы на обязательное социальное страхование на сумму 1 564 099 руб. , начислены страховые взносы на сумму 426 298 руб. В результате образовалась «переплата» по страховым взносам по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 137 801 руб. Причем образовалась она не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Суд пришел к выводу, что порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, установленный ст. 78 НК РФ, распространяется только на случаи, когда переплата образовалась в результате уплаты в фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рассматриваемом случае переплата по страховым взносам в том смысле, который предусмотрен ст. 78 НК РФ, у организации не возникла.

Согласно п. 9 ст. 431 НК РФ (действовал до 31 декабря 2020 года), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29. 2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федеральным законом № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган ФСС выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.

Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть:

  • либо зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования;
  • либо возмещена территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 255-ФЗ.

Ключевой вывод: излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) могут быть признаны зачисленные на счета соответствующего бюджета (фонда) денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды. Разница, образовавшаяся не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных организацией расходов на выплату страхового обеспечения, переплатой по смыслу ст. 78 НК РФ не является.

Читать также:  Денежные выплаты по государственной социальной помощи теперь доступны благодаря закону N 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года

При этом переход на осуществление выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС не повлиял на порядок отражения в карточках расчета с бюджетом (в налоговом органе) сумм страховых взносов, начисленных к уменьшению. Операция начисления (уменьшения), содержащая сумму расходов, превышающих общую сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2021 года, произведенных плательщиком страховых взносов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отраженных в расчете по страховым взносам за периоды до названной даты, учитывается в налоговом органе в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по данному виду страхования по общеустановленным правилам.

То есть это первый возможный вариант – зачет налоговым органом «переплаты» по страховым взносам в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования.

Для возврата «переплаты» (второй возможный вариант разрешения ситуации) необходимо обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением и подтверждающими документами.

Перечень документов для возмещения расходов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04. 2009 № 951н:

1) заявление (формы заявления и двух его приложений приведены в Письме ФСС РФ от 07. 2016 № 02-09-11/04-03-27029) о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения с двумя приложениями, а именно:

  • справкой-расчетом, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения;
  • расшифровкой расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

2) копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, листка нетрудоспособности);

3) другие документы по запросу ФСС.

Приведем их ниже.

Руководителю ___________________________________________________(должность руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, Ф. )Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспеченияСтрахователь ____________________________________________________________________________(полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица)регистрационный номер в органе контроляза уплатой страховых взносов ______________________________________________________________,код подчиненности _______________________________________________________________________,ИНН ___________________________________________________________________________________,КПП ___________________________________________________________________________________,адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) / адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица ______________________________ ________________________________________________________________________,в соответствии со статьей 4. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» просит выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме _____________________________ руб. путем перечисления денежных средств на счет страхователя№ ______________________________ в банке _______________________________(полное наименование банка)ИНН _______________ КПП __________________ корр/счет __________________БИК ________________ ОКТМО ______________ № лицевого счета *________________________________________________________________________________________(наименование финансового органа)_________________________________________ ___________ ______________ ____________________(должность руководителя (подпись) (Ф. ) (контактный телефон) организации (обособленного подразделения)) ** Главный бухгалтер *** _______________ (подпись) _____________________ (Ф. ) __________________ (контактный телефон)Место печати страхователя(при наличии) Законный или уполномоченный представитель страхователя _______________ (подпись) _____________________ (Ф. ) __________________ (контактный телефон)Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя страхователя ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) и Расшифровка расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) страхователем представлены _______________ (подпись) _____________________ (Ф. ) __________________ (дата) * Заполняется организацией, имеющей лицевой счет в органах Федерального казначейства. ** Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения). *** Заполняется при наличии главного бухгалтера.

Приложение 1 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения

Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения

Наименование показателя Код строки Сумма Наименование показателя Код строки Сумма Задолженность за страхователем на начало расчетного периода 1 Задолженность за территориальным органом Фонда на начало расчетного периода 11 Начислено к уплате страховых взносов, всего 2 Расходы на цели обязательного социального страхования, всего 12 в т. за последние 3 месяца отчетного периода 1 месяц 3 в т. за последние 3 месяца отчетного периода 1 месяц 13 2 месяц 4 2 месяц 14 3 месяц 5 3 месяц 15 Доначислено страховых взносов 6 Уплачено страховых взносов 16 Не принято к зачету расходов 7 в т. за последние 3 месяца отчетного периода 1 месяц 17 2 месяц 18 3 месяц 19 Получено от территориального органа Фонда в возмещение произведенных расходов 8 Сумма списанной задолженности страхователя 20 Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов 9 Задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного (расчетного) периода 10 Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода 21

Приложение 2 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения

Расшифровка расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Наименование статей расходов Код строки Количество дней, выплат, пособий Расходы всего в т. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета 1 2 3 4 5 Пособия по временной нетрудоспособности (без учета пособий, выплаченных в пользу работающих иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, кроме лиц, являющихся гражданами государств-членов ЕАЭС (число случаев (______________) 1 из них: по внешнему совместительству (число случаев (______________) 2 Пособия по временной нетрудоспособности работающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации, кроме лиц, являющихся гражданами государств – членов ЕАЭС (число случаев (______________) 3 X из них: по внешнему совместительству (число случаев (______________) 4 X По беременности и родам (число случаев (______________) 5 из них: по внешнему совместительству (число случаев (______________) 6 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности 7 X Единовременное пособие при рождении ребенка 8 X Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (количество получателей (_________) 9 в том числе: по уходу за первым ребенком (количество получателей (________) 10 по уходу за вторым и последующими детьми (количество получателей (______) 11 Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению 12 X Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами 13 Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами 14 X Итого: 15 X

Если на конец 2020 года за ФСС осталась задолженность перед организацией по расходам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, работодатель вправе обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением, предоставив необходимые документы, и вернуть эти средства. Конкретных сроков для обращения в фонд законодательством не установлено. Перечень документов для возмещения установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ № 951н. В него входят заявление по форме из Письма ФСС РФ № 02-09-11/04-03-27029 с двумя приложениями (справкой-расчетом и расшифровкой расходов), другие документы по запросу ФСС.

Другой возможный вариант – зачет налоговым органом «переплаты» по страховым взносам в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования (для этого ФСС должна подтвердить сумму расходов). Ранее зачет производился автоматически, заявление не требовалось. Как обстоят дела сейчас, лучше уточнить в ведомстве.

Как возникает переплата

Переплатить сотруднику пособие можно по двум причинам:

  • счетная ошибка, в результате которой сумма пособия оказалась завышенной;
  • работник предоставил недостоверные сведения, повлиявшие на расчет пособия.

Последовательность действий бухгалтера в каждой из перечисленных ситуаций будет отличаться и по документальному оформлению, и по порядку истребования у работника излишне выплаченной суммы пособия, и по налоговым последствиям. Давайте разберемся с каждым случаем отдельно.

Счетная ошибка

Излишне выплаченная заработная плата, пособия, отпускные, иные выплаты могут быть удержаны, если это явилось результатом счетной ошибки (Ст. 137 ТК РФ).

Что такое счетная ошибка? С учетом позиции Роструда, изложенной в письме от 01. 2012 № 1286-6-1, счетной считается арифметическая ошибка, то есть ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов. Этой позиции придерживается Верховный Суд РФ в Постановлении от 20. 2012 № 59-В11-17. Иные ошибки (например, неправильное истолкование норм законодательства, указание неверных исходных данных для начисления выплат и т. ) основанием для производства удержаний из заработной платы работника не являются.

Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу, при каждой последующей выплате пособия либо заработной платы. При прекращении выплаты пособия (зарплаты) оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке (ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).

Рассмотрим пример.

Работник Селиванов П. предприятия «Гамма» был нетрудоспособен с 1 по 7 апреля 2017 года. 10 апреля в понедельник вышел на работу и принес листок нетрудоспособности. Страховой стаж сотрудника — 9 лет. Работник не подавал работодателю заявление на предоставление налоговых вычетов по НДФЛ. Выплаты, облагаемые страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в расчетном периоде составили:

2015 год — 350 000 рублей;

2016 год — 450 000 рублей.

Рассчитывая средний заработок для оплаты больничного, бухгалтер «Гаммы» допустил арифметическую ошибку:

(350 000 + 540 000) / 730 = 1 219,18 руб.

1 219,18 руб. х 7 дн. = 8 534,26 руб. (в том числе первые три дня временной нетрудоспособности оплачены за счет работодателя — 3 657,54 руб. , за счет соцстраха — 4 876,72 руб.

На руки: 8 534,26 – (8 534,26 х 13 %) = 7 424,26 руб.

После пересчета сумма больничного оказалась меньше:

(350 000 + 450 000) / 730 = 1 095,89 руб.

1 095,89 руб. х 7 дн. = 7 671,23 руб. (в том числе первые три дня временной нетрудоспособности — 3 287,67 руб. , за счет соцстраха — 4 383,56 руб.

На руки: 7 671,23 – (7 671,23 х 13 %) = 6 674,23 руб.

7 424,26 руб. – 6 674,23 руб. = 750,03 руб. (в том числе за счет соцстраха — 428,59 руб.

Для удержания из заработной платы работника излишне выплаченной суммы пособия необходимо заручиться его согласием и попросить написать заявление.

На предприятии «Гамма» заработная плата выдается дважды в месяц:

  • за первую половину месяца — 25-го числа;
  • за вторую половину месяца — 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

Поскольку Селиванов П. принес больничный 10 апреля, в течение 10 календарных дней пособие было назначено. 25 апреля Селиванову П. выплатили пособие в размере 7 424,26 руб. одновременно с заработной платой за первую половину апреля. НДФЛ в размере 1 110 руб. следовало перечислить в бюджет в срок до 2 мая включительно.

Бухгалтер рассчитал заработную плату Селиванова П. за апрель пропорционально отработанному времени. Оклад работника — 50 000 рублей. В апреле 20 рабочих дней, отработано — 15.

50 000 руб. / 20 х 15 = 37 500 руб.

За первую половину месяца Селиванов П. получил заработную плату пропорционально отработанному времени:

50 000 / 20 х 5 = 12 500 руб.

За вторую половину апреля Селиванову П. причитается заработная плата 37 500 — 12 500 = 25 000 руб.

Максимальный размер удержаний определяется после уменьшения зарплаты сотрудника на сумму НДФЛ. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику, а ему причитается доход, уменьшенный на сумму НДФЛ.

  • доход, причитающийся работнику 25 000 – (37 500 х 13 %) = 20 125 руб.;
  • ограничение на удержание из заработной платы, установленное статьей 138 ТК РФ20 125 х 20 % = 4 025 руб.                                  ;
Читать также:  ОБЯЗАН ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ВЫПЛАТУ СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ

Как отразить в бухгалтерском учете начисление пособия, зарплаты, удержание и перечисление НДФЛ, удержание излишне выплаченной суммы пособия покажем в таблице.

Если работник обманул

В марте 2017 года на предприятие «Омега» устроилась сотрудница Пантелеева М. При трудоустройстве она предоставила справки по форме 182н с предыдущих мест работы. Согласно этим документам в 2015-2016 г. Пантелеева М. работала в двух организациях.

  • 2015 год — 320 000 руб.
  • 2016 год — 440 000 руб.
  • 2015 год — 150 000 руб.
  • 2016 год — 230 000 руб.

В апреле 2017 года новая сотрудница заболела. Период временной нетрудоспособности согласно больничному листку с 5 по 11 апреля включительно. Страховой стаж на дату наступления временной нетрудоспособности — 5 лет 7 месяцев и 15 дней. Бухгалтер рассчитал пособие по временной нетрудоспособности:

320 000 + 150 000 = 470 000 руб.

440 000 + 230 000 = 670 000 руб.

(470 000 + 670 000) / 730 = 1 561,64 руб.

Максимальный размер среднего дневного заработка для расчета пособий в 2017 году составляет 1 901,37 руб. Средний заработок Пантелеевой М. , рассчитанный бухгалтерской службой «Омеги», не превышает максимальную величину.

Пособие Пантелеевой М. , учитывая продолжительность страхового стажа, рассчитаем исходя из 60 процентов среднего заработка:

1 561,64 х 60 % = 936,98 руб.

Размер пособия по временной нетрудоспособности составил:

936,98 х 7 дн. = 6 558,86 руб. , в том числе за первые три дня временной нетрудоспособности за счет работодателя — 2 810,94 руб. , остальное за счет средств социального страхования — 3 747,92 руб.

Пособие выплатили в день, установленный для оплаты труда за первую половину месяца, — 25 апреля. При выплате пособия был удержан НДФЛ:

6 558,86 руб. – 13% = 5 705,86 руб.

Впоследствии (при прохождении камеральной проверки правильности и полноты исчисления пособий, которую проводил Фонд социального страхования) выяснилось, что справка от ЗАО «Дельта» оказалась подделкой. ФСС пособие пересчитал и не принял к зачету следующую сумму (решение Фонда социального страхования от 15. 2017 г

(320 000 + 440 000) / 730 = 1 041,10 руб.

1 041,10 руб. х 60% х 7 дн. = 4 372,62 руб.

(6 558,86 руб. – 4 372,62 руб. ) – 13% = 1 902,24 руб.

Бухгалтер «Омеги» сделал в бухгалтерском учете следующие записи:

Обратите внимание: застрахованные лица обязаны представлять страхователю достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается пособие (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ и ч. 2 ст. 1 Закона № 255-ФЗ). В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату лишних сумм пособия по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб (Письмо ФСС России от 24. 2016 № 02-11-09/15-05-128ОП).

Вебинары для бухгалтеров в Контур. Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Платеж первый — штраф

Первое, что грозит компании, если ФСС выплатит работнику лишние суммы из-за неверных сведений или документов, — штраф. Он составляет 20 % от излишне выплаченной суммы, но не может быть меньше 1 000 и больше 5 000 рублей (ст. 2 Федерального закона от 29. 2006 № 255-ФЗ).

Платеж второй — возмещение ущерба ФСС

Одним штрафом ответственность работодателя не ограничивается. С января 2022 закон дополнен положениями, декларирующими обязанность возместить Фонду излишние расходы, а также порядком возмещения (пп. 1 п. 2 ст. 1 Закона № 255-ФЗ).

ФСС узнает об ошибке во время проверки. В рамках выездных и камеральных проверок ФСС может выяснить, что работодатель предоставил неполные или недостоверные сведения. Если обнаружится, что неточности привели к переплате пособия, проверяющие вынесут решение об их возмещении.

ФСС выносит решение о возмещении. Решение о возмещении в течение пяти рабочих дней направят страхователю. Сделать это ФСС может в электронной форме по ТКС. Через 10 рабочих дней после вручения решение вступит в силу и ФСС направит страхователю требование о возмещении излишне понесенных расходов.

Работодатель должен исполнить требование. Срок добровольного возмещения, суммы и реквизиты для их перечисления будут указаны в требовании. Неисполнение требования в добровольном порядке вынудит ФСС обратиться в суд с иском о взыскании убытков.

Включает ли сумма возмещения НДФЛ?

Налог на доходы удерживается непосредственно из выплаты, причитающейся физлицу (п. 4 ст. 226 НК РФ). Другими словами, НДФЛ — это часть соответствующего пособия, которая причитается не получателю, а бюджету. Следовательно, возмещение всех сумм в адрес ФСС будет происходить с учетом НДФЛ.

Поскольку при ошибке работодателя нет оснований для взыскания с сотрудника сумм, переплаченных ФСС, то не возникает и оснований для корректировки налога и дохода в виде пособия.

Проще говоря, лишнее пособие (за минусом НДФЛ) останется у сотрудника, НДФЛ с этого пособия останется в бюджете, а работодатель перечислит Фонду в качестве возмещения всю переплаченную ФСС сумму (лишнее пособие с учетом НДФЛ).

Как исправить ошибку в расчете пособия

Если работодатель успеет исправить поданные в ФСС неверные сведения до того, как лишняя сумма будет перечислена получателю, то оснований для взыскания ущерба не будет. Однако если пособие уже выплачено, предоставление в ФСС корректирующих сведений лишь даст старт процедуре взыскания ущерба. На размер компенсации это не повлияет.

А вот на сумму штрафа самостоятельные корректировки повлиять способны. Это вполне можно расценивать как обстоятельство, смягчающее ответственность, перечень которых носит открытый характер (п. 4 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, пп. 4 п. 1 ст. 26 Закона № 125-ФЗ). А значит, штраф должен быть снижен как минимум вдвое (п. 4 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, п. 5 ст. 26 Закона № 125-ФЗ).

У страхователя не получится отнести на расходы штраф за подачу недостоверных сведений и суммы возмещения, перечисляемые по требованию ФСС. Включать в расходы запрещено не только санкции, но и возмещение ущерба, перечисляемое в государственные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Кто обязан возмещать расходы ФСС, если работодатель не виноват

Если ошибку в сведениях допустил работодатель, то именно он в общем случае должен возмещать излишние расходы ФСС. Но может быть и такое, что недостоверные данные попадут в фонд по вине сотрудника или медицинской организации. Тогда обязанность по возмещению перейдет к виновному лицу.

Ошибка работника

Излишне выплаченные суммы могут быть взысканы с застрахованного лица  в двух случаях: если переплата произошла из-за счетной ошибки или если работник специально предоставил неверные сведения (п. 6 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).

При этом  в обеих ситуациях взыскивать переплату с работника ФСС будет сам (ст. 7 Закона № 255-ФЗ). Это подтверждается и формой решения о взыскании (утв. Приказом ФСС России от 27. 2021 № 594), которая допускает ее выставление физическому лицу-получателю пособия.

Соответственно работодатель вправе взыскать с работника (в означенных двух ситуациях) только ту часть излишне выплаченного пособия, которая перечисляется за счет средств компании (больничный за первые 3 дня нетрудоспособности). А предъявлять претензии к сотруднику по поводу компенсации сумм, перечисленных в адрес ФСС на основании требования о возмещении ущерба на излишнюю выплату пособий, работодатель не может в принципе.

Ошибка медорганизации

Установленная ст. 7 Закона № 255-ФЗ процедура возмещения излишне понесенных Фондом расходов применима не только к страхователю, но и к другим участникам процедуры. А значит, ее можно применять и к лечебному учреждению, которое предоставило недостоверные сведения, приведшие к переплате пособия. Однако форма решения о возмещении, утвержденная Приказом ФСС России от 27. 2021 № 594, такого варианта не предусматривает.

Если переплата произошла по вине лечебного учреждения, то оснований для взыскания расходов с работодателя нет. Ведь оно возможно только если лишние расходы вызваны представлением тем лицом, с которого взыскивается ущерб, недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытием сведений и документов, влияющих на получение страхового обеспечения и (или), на исчисление его размера (п. 4 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).

Как узнать о переплате

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платежном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год.

Узнать о переплате можно после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Если ФНС обнаружит переплату первой, она обязана уведомить налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчетный счет;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим платежам, уплатить пени или штрафы.

Раньше переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога одного уровня. Это правило отменили еще в 2020 году, а с 1 января 2022 года появится еще больше возможностей для использования переплаты. Зачесть ее можно будет по следующим направлениям:

  • предстоящие платежи по налогам, сборам, страховым взносам;
  • погашение недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по пеням по налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по штрафам за налоговые правонарушения.

Имеющаяся задолженность по налогам, сборам и страховым взносам не позволит вернуть переплату. По новым правилам инспекторы должны будут сначала зачесть излишне уплаченную сумму в счет погашения не только недоимок, пеней и штрафов по налогам, но и аналогичных платежей по страховым взносам и сборам (п. 6 ст. 78 НК РФ). Оставшуюся после зачета сумму можно будет вернуть на свой счет или зачесть в счет будущих платежей.

Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте

Подать заявление о возврате или зачете денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28. 2011 № 17750/10).

В случае пропуска трехлетнего срока, указанного в Налоговом кодексе РФ, деньги из бюджета можно вернуть только через суд. Срок исковой давности по таким делам — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своем праве на возврат денег (письмо Министерства финансов РФ от 15 марта 2019 № 03-02-08/16920). В статье «Как вернуть излишне уплаченный налог» мы разобрались, как правильно считать сроки и избежать конфликтов с налоговой.

Сейчас, когда ФНС обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачета переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Подайте в ИФНС по месту учета заявление о необходимости провести сверку. Такое заявление можно принести лично или отправить по почте или через Контур. Экстерн. В течение 5 рабочих дней налоговая направит вам акт сверки, проверьте его.

Если всё верно, подпишите акт и передайте его в налоговую инспекцию. Если обнаружены ошибки или расхождения, укажите в конце раздела 1 акта, что «акт подписан с разногласиями».

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачета или возврате переплаты

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации, инспектор примет решение о проведении зачета по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, 138 НК РФ). Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.

Не пропустите новые

публикации

Право страхователей на обжалование любых ненормативных актов ФСС закреплено в ст. 1 Закона № 255-ФЗ.

Если компания не согласна с решением о возмещении расходов, она может не дожидаться требования и последующего судебного разбирательства, а сразу направить жалобу в вышестоящий орган ФСС или в суд. Сделать это можно в течение трех месяцев со дня получения требования (пп. 5 п. 1 ст. 1 Закона № 225-ФЗ, п. 7 ст. 21 Закона № 125-ФЗ). Но подача жалобы не приостановит действие решения автоматически. Это произойдет только при удовлетворении ходатайства работодателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *