Изменения в постановлении правительства, регулирующем оказание жилищной помощи переселенцам с крайнего севера

Размер субсидии по переселению из районов Крайнего Севера

Размер жилищной субсидии по переселению определяется исходя из следующих показателей:

  • состав семьи гражданина, выезжающего из РКС или МКС;
  • норматив общей площади жилья — не более 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из двух человек, по 18 кв. м. на каждого члена семьи при численности три и более человека;
  • норматив стоимости одного квадратного метра по РФ на дату расчета жилищной субсидии;
  • норматив предоставления субсидий в зависимости от стажа работы в РКС и МКС (определяется регионами).

Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата и указывается в содержании документа. Впоследствии изменить размер субсидии нельзя, даже если изменяться показатели расчета.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья определяется ежеквартально Минстроем. На второе полугодие 2020 года он составлял 48 634 руб. , а на третий квартал пока не утвержден. Если приобретать жилье с большей площадью, чем норматив, можно доплатить своими деньгами, кредитом или маткапиталом.

Поддержка государством северян вытекает из Конституции

В начале совещания довел до сведения присутствующих, что несмотря на последние изменения законодательства, поддержка государством северян в форме приобретения жилья за пределами Крайнего Севера вытекает из Конституции Российской Федерации, в соответствии с частью 3 ст. 37 которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Так из преамбулы Закона РФ №4520-1 от 19. 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что «настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера». Статьей 18 этого Закона предусматривалось, что гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 10 календарных лет, предоставляется право по вновь избранному месту жительства на приобретение квартиры или приоритетное вступление в жилищно-строительный кооператив, либо выделяется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25. 2002 г. №125-ФЗ (в ред. до 01. 2012 г. ) гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации и не получавшим субсидии на эти цели, предоставляются жилищные субсидии. Последними изменениями закона слово «предоставляются» заменено на «имеют право».

Несмотря на произведенные за эти годы изменения в названии – жилищная субсидия, реализуемая в виде государственного жилищного сертификата (ГЖС), не социальная помощь, а недоплаченная часть заработной платы за прошлый период (гарантированного государством вознаграждения за труд в экстремальных условиях).

С момента появления государственного жилищного сертификата согласие гражданина на его получение является добровольным, как бы суррогат с выдачей ГЖС не называли: подпрограмма (Постановление Правительства РФ от 21. 2006 г. N153), основное мероприятие (в ред. Постановления Правительства РФ от 30. 2017 г. N1710), ведомственная целевая программа (в ред. Постановления Правительства РФ от 04. 2019 г. N858).

Следовательно, принятое государством в 1993 году публично-правовое обязательство о предоставлении бесплатного жилья северянам на условиях социального найма должно быть исполнено надлежащим образом, как это установлено общегражданскими принципами надлежащего и реального исполнения обязательств (ст. 309, 310 ГК РФ).

Кто может реализовать право на переселение?

Здесь закон устанавливает обширный список условий. Попробуем разделить и описать их.

Граждане выделяются в четыре вида. Начнем с первого.

Общая категория граждан.

-прибыли в районы Крайнего и севера и приравненные к ним не позднее 1 января 1992 года.

-имеют общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных местностях не менее 15 лет (под «общей» очевидно имеется ввиду весь стаж работы в данном районе, независимо от перерывов для работы в иных местностях);

-не имеют других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего севера и приравненных местностей (из прямого толкования следует, что иметь жилую площадь в северных и подобных им районах можно);

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Остаются в силе условия, относящиеся к первой категории, а также добавляются:

-не получают субсидии, связанные со статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий;

-состоят на учете в качестве нуждающихся;

Граждане, получившее право по ранее действующему законодательству.

-имеют стаж работы не менее 10 календарных лет в указанных районах;

-состоят на учете по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Граждане, имеющие право в виде исключения из общих условий:

-инвалиды I и II группы, которые получили травму в связи с работой в подобных районах;

-инвалиды с детства, которые родились в районах Крайнего Севера и подобных местностях;

-инвалиды с детства, которые родились за пределами таких районов, но на момент рождения детей, местом жительства матерей являлись эти районы. При этом, прожившие в таких местностях не менее 15 календарных лет.

Как выделяется субсидия или сертификат

Субсидия и сертификат являются равнозначными понятиями. Оформление сертификата лишь подтверждает право на субсидию, которая будет перечислена из бюджета. Размеры субсидирования на каждый год утверждаются на федеральном уровне. В частности, в октябре 2020 года были утверждены изменения в программу переселения, предусматривающие перераспределение средств между регионами, в зависимости от количества очередников.

При оформлении сертификата все члены семьи дают обязательства об освобождении занимаемого жилья (при наличии). Освободить жилплощадь нужно не позже двух месяцев после приобретения новой квартиры за счет сертификата. Сроки на направление сертификата для приобретения жилья не установлены.

Ответственность.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 указано, что могут быть обжалованы:

Решение об отказе в регистрации и постановке на учет в качестве нуждающегося.

Решение о снятии с учета гражданина, желающего получить социальную выплату.

Происходит этот процесс на основе общего законодательства Российской Федерации. То есть путем подачи жалобы в орган, вынесший решение, правоохранительные органы, ведущие надзор за федеральным законодательством, вышестоящие органы по отношению к вынесшему решение органу. Кроме того, можно защищать свои права в суде, через исковое заявление.

Очередность предоставления субсидий и сертификатов

В Законе № 125-ФЗ указано, что при выделении жилищных субсидий и сертификатов действует принцип очередности. Всего предусмотрено четыре очереди:

  • первая — включает инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства, родившихся на территории РКС или МКС;
  • вторая — пенсионеры;
  • третья — безработные граждане, поставленные на учет в ЦЗН;
  • четвертая — работающие граждане.

При изменении статуса можно подать заявления для включения в более высокую очередь.

Пути решения проблемы

В связи с ограничением по времени я не стал подробно рассказывать присутствующим о всех 15 предлагаемых мной путях решения проблемы переселения. Остановился только на крайнем из них. В недавнем обращении к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Марату Хуснуллину я предложил передавать воркутинским очередникам по договору социального найма выкупленные у застройщиков квартиры в разных городах РФ, в т. и во вновь построенных домах в Сыктывкаре. Результатом станет взаимовыгодная сделка: государство убьет двух зайцев, в один прием разрешив проблемы застройщиков и переселенцев из районов Крайнего Севера.

Девелоперы будут довольны не только тем, что смогли достроить жилье в условиях кризиса и падения спроса, но и тем, что оно сразу же будет реализовано, что позволит избежать дополнительных расходов по его содержанию и охране. А как переселяющиеся в новые квартиры северяне будут довольны – словами выразить невозможно. Ведь квартира — это не сертификат, который еще надо реализовать. Более того, предоставлением готовых для проживания квартир будет восстановлена не только справедливость, но и законность, ведь одностороннее изменение государством обязательства по предоставлению социального жилья на получение жилищного сертификата незаконно, т. закон обратной силы не имеет (ст. 4 ГК РФ), а обязательство заканчивается надлежащим исполнением (ст. 309–310 ГК РФ).

На этом фоне государство будет выглядеть весьма достойно – успешно решая проблемы бизнеса и граждан исполнением публично-правового обязательства в кризисной обстановке. А окончательное разрешение проблемы переселения северян после десятков лет волокиты действительно бы стало предметом национальной гордости.

После моего доклада Ирина Сергеевна озадачилась вопросом о том, смогут ли пенсионеры один раз заплатить 13% налог на собственность, чтобы получить квартиру. На что я сказал, что с удовольствием) Считаю, что даже кредит можно взять ради такого дела. Это же не ипотека. Или я может быть не прав?

Переселение из районов Крайнего Севера

С 2002 года в России действует специальная программа по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Программа предусматривала выдачу жилищных субсидий на оплату стоимости приобретаемого жилья. С 2015 года субсидии выдаются в форме сертификата, которым можно оплатить квартиру на вторичном рынке или в новостройке. С 2020 года по жилищному сертификату можно приобрести право требования по ДДУ.

СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ»

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03. 2011 N 909)

Субъект Российской Федерации _____________________________________

N п/п Наименование районов и городов, относящихся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям Количество граждан, состоящих на учете по состоянию на 01. 20__ — всего В том числе инвалиды I и II групп, инвалиды с детства пенсионеры безработные работающие семей человек семей человек семей человек семей человек семей человек                          Всего по субъекту Российской Федерации

Читать также:  ВИДЫ И РАЗМЕР ЕДИНОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

«__» ______ 20 __ г. «;(должность, ф. руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) (подпись)

Приложение N 6 к Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Как получить субсидию?

Согласно Статье 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее N 125-ФЗ):

Таком образом можно вывести порядок действий.

Для подается пакет документов в следующие органы:

-орган исполнительной власти субъекта;

-орган местного самоуправления, если орган субъекта наделил местные власти такими полномочиями;

При этом, подача документов производится по месту жительства гражданина.

Из закона нет прямого указания на органы исполнительной власти субъекта. Предполагается, что каждый субъект федерации уполномочивает на данные действия свои органы. Для примера можно взять Тюменскую область. В Постановление Правительства Тюменской области от 26 марта 2012 г. N 80-п мы можем найти такое положение:

В других субъектах действуют аналогичные органы исполнительной власти. Если Вы затрудняетесь в их определении можно обратиться на прямую в местную администрацию за разъяснениями своих прав в этой области.

Необходимые документы.

В Постановлении Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» можно найти список документов:

Отказ в регистрации и постановке на учет можно обжаловать.

На юг через 150 лет

По информации министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, на данный момент общая очередь колымчан, желающих получить ГЖС, насчитывает 16,5 тыс. человек (7,9 тыс. семей).

Не все, конечно, находятся в таких невозможных условиях, как жители поселков Транспортный или Омчак, и тем не менее выдача 40–50 сертификатов при выделении денег в размере 170–190 млн рублей в год — этого слишком мало. Такими темпами расселять колымчан придется около 150 лет.

В августе 2018 года проблему недостаточного финансирования госпрограммы по расселению северян по многочисленным обращениям граждан поднимал руководитель региона, тогда еще врио губернатора Магаданской области Сергей Носов на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

— Жилищные сертификаты когда-то были или должны были стать одним из преимуществ, обеспечивающих привлекательность районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Но на данный момент сложилась следующая ситуация: задолженность по ним уже составляет 17 млрд рублей, — заявил Сергей Носов. — Ежегодно из федерального бюджета в область приходит меньше 1% от суммы. При этом стоимость квадратного метра жилья возрастает ежегодно примерно на 12%. И уже к 2025 году эта задолженность, по прогнозам, будет составлять 26 млрд рублей. После принятия поправок к закону о наследовании задолженности цифра переходит в бесконечность.

Как выбраться из умирающего поселка

В Советском Союзе далеко не все ехали на Север «за туманом и за запахом тайги». Основным фактором в решении переселиться в холодные края, обживать и развивать их являлись востребованность на рынке труда и высокие заработки. В последние десятилетия ситуация изменилась: жить там стало дорого и непрестижно. Молодые, трудоспособные уезжают, пенсионеры, может, и хотели бы уехать, но некуда и не на что. В итоге за последние 25 лет местное население заметно постарело. В настоящее время государство декларирует курс на интенсивное развитие северных территорий, однако без обновления части населения и вливания свежей крови сделать это очень трудно. Одним из инструментов решения этой задачи, как ни парадоксально, может стать государственная программа переселения северян. Что может заставить трудоспособное население остаться в регионе и как помочь пенсионерам умирающих поселков — разбирались «Известия».

СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ ЗАКРЫВАЮЩИХСЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ»

Субъект Российской Федерации_______________________________________

N п/п Наименование закрывающегося населенного пункта (в том числе города, поселка), полярной станции, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Реквизиты решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о закрытии населенного пункта Реквизиты акта Правительства Российской Федерации, согласующего закрытие населенного пункта Количество семей (граждан), состоящих на учете Количество семей, в составе которых имеются граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на дополнительную общую площадь жилого помещения Количество семей, члены которых осуществили отчуждение жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, размер жилищной субсидии которым подлежит уменьшению, и размер уменьшения социальных выплат всего в том числе по составу семьи 1 человек 2 человека 3 и более человек семей человек семей человек семей сумма (тыс. рублей)                            Всего по субъекту Российской Федерации

Расстановка приоритетов

Глава области считает, что нужны новые подходы к решению этой сложной ситуации. Соседи-северяне также озабочены данной проблемой. Так, депутат Госдумы от Чукотского автономного округа Валентина Рудченко для ускорения процесса переселения предложила исключить из очереди тех, кто уже, не дождавшись помощи от государства, уехал за пределы Крайнего Севера и фактически ждет компенсации личных затрат.

Кроме того, депутат считает целесообразным исключение из числа получателей ГЖС жителей приравненных к Крайнему Северу районов и территорий с наличием крупных промышленных предприятий, таких как Ямало-Ненецкий АО, способных за счет собственных средств вывозить граждан в места с более благоприятным климатом.

Колыма имеет свое мнение по этому вопросу. Регион уже направлял в Москву предложения — в частности, по наделению субъектов полномочиями пропорционально перераспределять поступающие финансовые средства по группам населения. Иначе получается так, что первоочередной группе — инвалидам — выдаются ГЖС в течение 2–3 лет, а очередь в наиболее многочисленной группе пенсионеров почти не движется. Также Магаданская область предлагала выделить в особую, приоритетную группу граждан в возрасте 80+, у которых нет времени ждать.

В чем суть переселения?

Для начала определимся, что переселение – это право на получение денежных средств. В законодательстве установлено, что граждане могут получить субсидию – единовременную социальную выплату.

Данная субвенция (или выплата) имеет цель – правила указывают на приобретение или строительство жилых помещений.

Как зарегистрироваться в программе переселения из РКС

Чтобы подать заявление на участие в программе, необходимо встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого подаются документы в администрацию по месту жительства. После постановки на учет семью внесут в реестр очередников. После этого можно подать заявление в произвольной форме на включение в очередь на получение жилищной субсидии или сертификата. В заявлении указывается:

  • состав семьи;
  • субъект РФ, выбранный для постоянного проживания после переселения;
  • подтверждение, что заявитель соответствует условиям программы, в том числе по стажу.

Регионы сами определяют органы и учреждения, которые принимают заявления на участие в программе. Обычно это можно сделать через местную администрацию, Министерство строительства и ЖКХ регионов.

(в ред. Федеральных законов от 17. 2011 N 212-ФЗ, от 07. 2017 N 119-ФЗ, от 20. 2020 N 228-ФЗ)

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее — жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Статья 1

Установить, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: (в ред. Федеральных законов от 17. 2011 N 212-ФЗ, от 20. 2020 N 228-ФЗ)

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. (в ред. Федеральных законов от 17. 2011 N 212-ФЗ, от 20. 2020 N 228-ФЗ)

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Читать также:  ПОСТАНОВЛЕНИЕ 369 О ЕДИНОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ

Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи: (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения; (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления: (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма; (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома. (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

Действие положений статьи 1 (в редакции Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет (статья 2 Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ).

Статья 2

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории. (в ред. Федеральных законов от 17. 2011 N 212-ФЗ, от 07. 2017 N 119-ФЗ)

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

С 1 января 2012 года из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с сохранением имеющейся очередности. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Гражданин, получивший жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и выехавший в иные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеет права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую — четвертую очереди, установленные настоящей статьей, не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Статья 3

Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Статья 4

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Письменный отказ гражданина от получения государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и влечет утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи. (в ред. Федерального закона от 20. 2020 N 228-ФЗ)

Статья 5

Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Читать также:  СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА 2021 ГОДА КАК ПОЛУЧИТЬ ВЫПЛАТУ

норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом: (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Категории граждан и их стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Норматив предоставления жилищных субсидий (в процентах) Граждане, имеющие стаж работы:  свыше 35 лет 100 от 30 до 35 лет 95 от 25 до 30 лет 90 от 20 до 25 лет 85 от 15 до 20 лет 80 от 10 до 15 лет 75 Инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет 75.

Статья 6

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. (в ред. Федеральных законов от 17. 2011 N 212-ФЗ, от 20. 2020 N 228-ФЗ)

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения. (в ред. Федерального закона от 07. 2017 N 119-ФЗ)

В случае принятия гражданином решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей. (в ред. Федеральных законов от 17. 2011 N 212-ФЗ, от 20. 2020 N 228-ФЗ)

Порядок освобождения гражданином занимаемого им жилого помещения и дальнейшего его использования определяется собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Статья 7

Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Статья 8

Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается решением Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 17. 2011 N 212-ФЗ, от 20. 2020 N 228-ФЗ)

Статья 9

Гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Указанные граждане также имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия и относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. (в ред. Федерального закона от 17. 2011 N 212-ФЗ)

Статья 10

Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 11

Признать утратившим силу с 1 января 2003 года Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 12

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

25 октября 2002 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *