ВХОДЯТ ЛИ ОТНОШЕНИЯ ПО ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ В ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Как считают среднедушевой доход семьи для пособий

Многие российские семьи сейчас находятся в непростой финансовой ситуации: сначала свое влияние оказала пандемия и изоляция, теперь – февральские события и последовавшие за ними санкции. Чтобы поддержать родителей с детьми, государство предоставляет им возможность получить пособия, но только в том случае, если семьи докажут свою нуждаемость. Как считают доходы родителей при назначении пособия на детей, рассказываем далее.

Как считают среднедушевой доход семьи для получения пособий

Зачем для назначения пособия считают доходы

Основные критерии для назначения государственной поддержки – это адресность выплат и нуждаемость семьи
в дополнительных средствах по причине низкого официального дохода. Такая ситуация весьма распространена в регионах, где средние зарплаты относительно невысокие, и если мама выходит в декрет и начинает получать менее половины своего заработка, а папа один обеспечивает всю семью, то его заработной платы начинает не хватать.

Для назначения социальных выплат, у семьи должны быть какие-то доходы. Например, зарплата, или пенсия, может быть стипендия или заработок от предпринимательской деятельности. Данные о заработке оцениваются и сравниваются с прожиточным минимумом в регионе, если дохода семьи недостаточно, то её определяют как малоимущую, и помогают ей финансово.

При этом нельзя совсем не получать никаких доходов – в этом случае выплату не назначат, потому как трудоспособные граждане обязаны сами содержать себя, свою семью и детей. Государство может помочь, но полностью брать на себя обязанности по содержанию не будет.

Пособие назначат, если у члена семьи нет подтвержденного дохода из-за одной или нескольких уважительных причин

Есть исключение, которое называется «правилом нулевого дохода».
Если у одного из совершеннолетних членов семьи не было подтвержденного дохода по уважительной причине, пособие все же могут назначить.

Что это за уважительные причины:

  • Статус многодетной семьи у одного из родителей;
  • Наличие у единственного родителя ребенка до 18 лет;
  • Непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, из-за которого нельзя работать;
  • Наличие статуса безработного до 6 месяцев в отчетном периоде;
  • Получение статус безработного с 1 марта 2022 года и в более поздний срок;
  • Уход за ребенком до 3 лет;
  • Уход за ребенком-инвалидом;
  • Уход за инвалидом 1 группы или инвалидом с детства 1 группы;
  • Уход за пожилым человеком от 80 лет;
  • Военная служба и 3 месяца после демобилизации;
  • Очное обучение без стипендии до 23 лет;
  • Лишение свободы, в том числе нахождение под стражей и 3 месяца после освобождения;
  • Беременность, если она длится 6 месяцев и более в расчетном периоде, либо если срок беременности на момент подачи заявления более 12 недель. Если же беременность длится от 3 до 6 месяцев в расчетном периоде, то понадобятся еще уважительные причины на оставшиеся месяцы.

В одном расчетном периоде допускается наличие нескольких уважительных причин. Если срок отсутствия дохода по этим основаниям составляет от 10 месяцев и более, то решение об отказе на основании отсутствия дохода не принимается.

Интересно, что регионы самостоятельно могут устанавливать перечень уважительных причин по отсутствию заработка, и учитывать их при расчете. За разъяснениями можно обратиться в МФЦ или отделение социальной защиты по месту жительства.

Как считают среднедушевой доход семьи

Расчет ведется в зависимости от пособия, на которое семья претендует. В зависимости от его типа, среднедушевой доход будет сравниваться либо с прожиточным минимумом трудоспособных граждан в регионе, либо с региональным прожиточным минимумом на душу населения.

Среднедушевой доход рассчитывается по формуле:
доходы всех членов семьи / 12 / Кол-во членов семьи. Доходы всех членов семьи будут учитываться за 12 месяцев, которые предшествовали 4 месяцам до месяца подачи заявления. Перечень видов доходов, включаемых в расчет, утвержден постановлением правительства РФ от 20.08.2003 № 512.

Например, в семье есть четыре человека – двое родителей и двое детей. Если вы собираетесь обратиться за назначением пособия в сентябре 2022 года, то доход будет считаться так: доходы всех членов семьи с мая по апрель 2021 года включительно, деленные на 12 и потом деленные на 4.

Что входит в доходы семьи:

  1. Доход, полученный от основной трудовой деятельности. Сюда относится не только заработная плата, но также и премии, авторские гонорары, отпускные, командировочные и т.д.
  2. Доходы от предпринимательской деятельности, в том числе и доходы, которые были получены самозанятыми гражданами.
  3. Доходы, полученные от ценных бумаг.
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или продажу имущества.
  5. Доходы, полученные за пределами РФ.
  6. Проценты, получаемые по вкладам.
  7. Пенсионные выплаты.
  8. Социальные пособия, стипендии, алименты, выплаты пенсионных накоплений правопреемникам.
  9. Страховые выплаты.
  10. Денежное довольствие, получаемое военнослужащими и сотрудниками силовых ведомств.
  11. Компенсации за исполнение государственных или общественных обязанностей.
  12. Содержание судей.

Кто входит в состав семьи?
Сам заявитель, его супруг или супруга, несовершеннолетние дети до 18 лет, а также дети в возрасте от 18 до 23 лет, если они находятся на очном обучении, и при этом не состоят в браке. И именно их доходы будут учитываться.

Если дети находятся под опекой семьи, то они также учитываются в составе семьи, и на них также можно попробовать оформить пособия и иные ежемесячные выплаты. В том случае когда родители находятся в разводе, то при расчете будет учитываться доход только того родителя, который обращается за выплатой пособия.

какие доходы не учитываются

Какие доходы не учитываются при назначении выплат

Для правильного расчета нужно знать, какие доходы не будут учитываться при определении нуждаемости семьи. Как правило, это социальные выплаты и различные пособия, которые получали родители или их дети в определенных жизненных ситуациях.

Многие пособия и социальные выплаты не учитываются при назначении государственной поддержки

Что сюда отнесем:

  • Выплаты по уходу за детьми с инвалидностью;
  • Выплаты по уходу за инвалидами с детства 1 группы;
  • Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет;
  • Пособия и алименты на детей до 18-23 лет (зависит от региона);
  • Разовая помощь из всех видов бюджета в связи со стихийными бедствиями, террористическим актом или иными чрезвычайными обстоятельствами;
  • Выплаты за ущерб жизни, здоровья или имущества;
  • Выплата по социальному контракту;
  • Материнский капитал, используемый для улучшения жилищных условий или приобретения средств реабилитации для инвалидов;
  • Целевые средства для оплаты жилья или транспорта с помощью государственной поддержки;
  • Гранты и субсидии ИП в рамках господдержки;
  • Пособие на погребение;
  • Налоговые вычеты;
  • Компенсации на приобретение тех.средств реабилитации и услуг для людей с инвалидностью;
  • Трудовые доходы членов семьи, если с 1 марта 2022 они получили статус безработного;
  • Короновирусные выплаты.

Какое учитывается имущество

Важно знать, что за последние 2 года российское законодательство претерпело множество изменений
, в частности в сфере социальной политики. Раньше получить пособия было очень просто – достаточно было скрыть официальные доходы, чтобы государство начало выплачивать семье деньги даже в том случае, если особой нуждаемости в них не было.

Чтобы пресечь такие ситуации, и сохранить денежные средства в бюджете для тех семей, которым они действительно нужны, был изменен порядок определения нуждаемости. Теперь признать семью малоимущей можно только в том случае, если у неё нет избыточного имущества, записанного на родителей.

И это правильный шаг: если у семьи есть несколько квартир, домов, гаражей и машин, то логично возникает вопрос о том, а действительно ли она является нуждающейся. И ответ чаще всего – нет. Это хороший способ составить целостный портрет семьи, и отсечь тех, кому на самом деле хватает доходов для жизни.

Какое имущество может быть у семьи одновременно:

  1. Одна квартира, комната или доли в ней, не более 24 кв.м. на человека на всех членов семьи.
  2. Один дом или доли в праве собственности. Несколько домов, если на каждого члена семьи приходится не более 40 кв.м.
  3. Одно нежилое помещение.
  4. Садовый дом (дача).
  5. Один автомобиль или мотоцикл, один гараж или машиноместо. Допускается два, если семья относится к многодетной, если один из членов семьи имеет инвалидность или авто, предоставленное по социальной поддержке.
  6. Земельный участок площадью не более 0,25 га в городе или 1 га в сельской местности. При этом лимит будет определяться по месту жительства, а при отсутствии регистрации – по месту фактического пребывания.
  7. Одна единица самоходной техники, один катер либо моторная лодка младше 5 лет.
  8. Суммарный доход семьи от процентов по вкладам и счетам в банке до 12.654 рублей.

Важно, что если у семьи есть автомобиль возрастом менее 5 лет с двигателем мощностью 250 л.с. и более, то право на выплату не возникает независимо от получаемого дохода. Исключение – автомобиль для многодетной семьи с 4 и более детьми с наличием 5 мест и более.

На какие пособия может рассчитывать семья с детьми

Сегодня в нашей стране существует большое количество мер государственной поддержки, которыми могут воспользоваться российские семьи. При этом основное требование для их получения – это нуждаемость, подтвержденная документально.

Есть определенные меры поддержки, на которые могут рассчитывать все семьи. Например, сюда можно отнести единовременную выплату при рождении ребенка, а также декретные выплаты по уходу за ребенком от его рождения до 1,5 лет (работающим мамам его назначает и выплачивает работодатель, а неработающим – социальная защита).

Для получения дополнительных пособий необходимо предоставить данные о своих доходах или их отсутствии

Но если семья претендует на дополнительные меры поддержки со стороны государства, то ей нужно предоставить данные о своих доходах или их отсутствии, а также об имущественной обеспеченности семьи. И уже на основании полученной информации профильные ведомства будут принимать решение о назначении пособий.

Вот перечень пособий и выплат, где нужно считать среднедушевой доход (СД):

Ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка от 0 до 3 лет

Они сравниваются с 2-ух кратной величиной прожиточного минимума (ПМ) для трудоспособных граждан в регионе. Доходы считаются за 12 календарных месяцев, которые прошли 6 месяцев назад. На первого пособия предоставляются из ФСС, на второго – из материнского капитала.

расчетный период для выплат до 3 лет

Ежемесячные выплаты с 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет

Здесь среднедушевой доход сравнивается с величиной прожиточного минимума в регионе на душу населения, и назначается в случае, если заработок не превышает 100% от ПМ в регионе. Учитываются доходы также за 12 календарных месяцев, которые прошли 4 месяца назад. Получить можно 50% от ПМ в данном субъекте РФ.

Ежемесячные выплаты беременным женщинам при ранней постановке на учет

Тут также среднедушевой доход будет сравниваться с величиной одного прожиточного минимуму на душу населения в этом регионе. Для расчета берутся доходы за 12 календарных месяцев, которые прошли 4 месяца назад. Выплату назначат, если среднедушевой доход всех членов семьи не превышает 100% ПМ на душу населения в регионе проживания.

расчетный период для выплат с 3 до 7 лет

Начиная с 2021 года в России
начал действовать Федеральный закон от 29.12.2020 г. № 473-ФЗ
, благодаря которому методика расчета прожиточного минимума в нашей стране изменилась. Теперь ПМ обосновывается как «минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина», и она установлена в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода.

Читать также:  ВЫПЛАТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ КОНТРАКТУ 2023

Данные для расчета прожиточного минимума можно найти на сайте Росстата

Где брать все необходимые данные для расчета? Удобнее всего их искать на сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по этой ссылке.
Скачивайте файл за нужный вам период, и ищите данные по тому субъекту РФ, в котором вы зарегистрированы.

Частые вопросы

Зачем государство считает среднедушевой доход семьи?

Чтобы определить её нуждаемость в дополнительных мерах финансовой поддержки.

Как доходы считают?

Все официальные поступления, которые были получены совершеннолетними и трудоспособными членами семьи – зарплату, пенсию, алименты, доходы от предпринимательской деятельности и т.д. Есть исключения, они прописаны в статье.

Что учитывают помимо доходов?

С недавних пор смотрят на имущественную обеспеченность семьи. Если у членов семьи слишком много движимого и недвижимого имущества, то такую семью не признают малоимущей, и откажут в выплатах.

Как определяют нуждаемость семьи?

В зависимости от пособия, на которое семья претендует, будут считать среднедушевой доход, и сравнивать его с одним или двумя прожиточными минимумами.

Как узнать, прохожу ли я на выплаты и пособия

Проще всего для этого обратиться в отделение социальной защиты или МФЦ с документами, подтверждающими ваши доходы.

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Те граждане, которые впервые ищущих работу, стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также те, кто был уволен по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, могут получать пособие по безработице не более, чем за три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до одного месяца. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более месяца и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие три месяца – в размере 60% заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

В 2020 году минимальный размер пособия составляет 1500 руб., а максимальный – 12 130 руб. При этом, в связи со сложившейся сложной экономической обстановкой в 2020 году для некоторых категорий граждан установлены иные размеры пособия. Так, кто был уволен и признан безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеет детей в возрасте до 18 лет, получит в апреле — августе 2020 года увеличенное пособие пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей (приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) (постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»). Тем, кому назначено пособие в размере минимальной величины, за май — июль 2020 г. получат его в размере 4500 руб. Для предпринимателй, прекративших свою деятельность после 1 марта 2020 г. и признанных безработными, пособие устанавливается в размере 12130 руб. на срок не более 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г. Тем же, кто утратил право на получение пособия в связи с истечением срока его выплаты, продлевается выплата пособия на срок не более трех месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости ограничивает размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (ст. 34.1 закона о занятости).

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ КО ДНЮ ПОБЕДЫ

С 1 января 2019 года дополнительная помощь оказывается и гражданам предпенсионного возраста, оставшимся без работы. Так,если они состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то пособие по безработице начисляется в следующем размере:

  • первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца в размере 60% такого заработка;
  • в дальнейшем в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице таким гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. В 2019 г. минимальный размер пособия для граждан предпенсионного возраста составлял 1 500 руб., максимальный — 11 280 руб. В 2020 году установлен единый максимальный размер пособия по безработице для всех граждан — 12 130 руб.

Особые условия предусмотрены для тех граждан, которые имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Аналогичное правило исчисления периода выплаты пособия действует для тех, кто имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 34.2 закона о занятости).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПСО дом. работа. docx

Домашняя работа по дисциплине

«Право социального обеспечения»

Выполнила студентка группы ВЮ5-1а

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Предмет права социального обеспечения образуют: имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы, по предоставлению денежных выплат, медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе. За назначением трудовой пенсии по старости необходимо обратиться в органы Пенсионного фонда России. Содержание процедурных действий составляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей такого органа по принятию такого решения.

Да,имеет. Эти отношения входят в предмет права социального обеспечения. В органы Пенсионного фонда России. Данные отношения регулируются императивными нормами.

Да, входят. Отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг), отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы.

Данные отношения водят в предмет права социального обеспечения. Процедурные отношения по установлению юридических фактов и назначению денежных выплат или услуг; процессуальные отношения по разрешению споров в области социального обеспечения внебюджетными фондами обязательного социального страхования. За неявку без уважительной причины могут сократить пособие, или снять с учета.

В предмет права социального обеспечения данные отношения не входят, так как договор был заключен с негосударственным пенсионным фондом.

Данные отношения в предмет права социального обеспечения не входят, т.к. Иванова поместила свою мать в частный интернат.

Решение комиссии законно, так как Орефьев нарушил режим, предписанный лечащим врачом. Решения комиссии могут быть обжалованы в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. В случае обжалования возникают процессуальные отношения.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Смирнов является лицом без гражданства. При каких условиях он может приобрести право на трудовую пенсию по старости в России?

Лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. Второе условие, необходимое для приобретения права на получение трудовой пенсии, – необходимо быть застрахованным в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании.

В чем заключается всеобщность социального обеспечения?

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально-значимых обстоятельств (социальных рисков) получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное.

2. По решению органов миграционной службы 01.06.2005 Корнеевой был предоставлен статус беженца, а 23.09.2005 г. она родила ребенка. На какие виды пособий она имеет право в связи с рождением ребенка?

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребенка;

г) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

На каких принципах права социального обеспечения основано их предоставления?

Право социального обеспечения основано на принципах всеобщности, дифференциации условий и уровня обеспечении, гарантированности.

3. Платонов занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Обязан ли он платить взносы в фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования? Будет ли он иметь право на получение бесплатной медицинской помощи по программе государственных гарантий и на пособие по временной нетрудоспособности в случае болезни, если он не платил взносов?

Индивидуальные предприниматели и адвокаты не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов и др. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера могут добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, путем уплаты за себя страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. При этом право на получение пособия возникает у них при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Из каких принципов исходил законодатель при установлении правил правового регулирования в данном случае?

4. В июле 2005 г. Онищенко исполнилось 50 лет. Его общий трудовой стаж составляет 30 лет, из них 7 лет – на подземной работе. Имеет ли он право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Необходимый стаж на соответствующих видах работ должен быть не менее 10 лет, а необходимый страховой стаж-20 лет. Нет, не имеет.

Какой признак лежит в основе дифференциации правового регулирования в данном случае?

5. В апреле 2005 г. Петровой исполнилось 50 лет. 15 лет она проработала в Мурманске. Имеет ли она право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Да, имеет. Трудовая пенсия назначается мужчинам в 55 лет, женщинам в 50 лет, если они проработали 15 лет в РКС.

Какой признак лежит в основе дифференциации правового регулирования в данном случае?

Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.

6. Варнава обратился в редакцию журнала «Социальная защита» со следующим вопросом. Федеральным законом от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен разный пенсионный возраст для приобретения права на трудовую пенсию по старости: для мужчин – 60 лет, а для женщин – 55 лет. Он считает, что данная норма является ярким примером дискриминации мужчин по признаку пола. Дайте разъяснение от имени редакции журнала.

7. Одинокая пенсионерка Аксенова, получающая пенсию в размере 3406 руб. в месяц, обратилась за предоставлением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Какие категории населения и при каких условиях имеют право на получение указанной субсидии?

Субсидии на оплату жилья, коммунальных услуг, предоставляются гражданам с учетом величины прожиточного минимума, совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина), действующих льгот, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива и минимального размера оплаты труда на следующих условиях;

1) на оплату жилья — в пределах социальной нормы площади жилья. Для семей, члены которых имеют право на дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством, социальная норма площади жилья увеличивается на установленный законодательством размер дополнительной жилой площади.

2) на оплату коммунальных услуг — в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

При наличии приборов учета потребления электроэнергии при назначении субсидии учитывается среднемесячный размер платежа гражданина за электроэнергию (но не более размера платежа по нормативам потребления), рассчитанного энергоснабжающей организацией исходя из среднемесячного фактического потребления электроэнергии за шесть (либо меньшее количество месяцев при отсутствии фактического потребления в течение шести месяцев) одноименных месяцев предшествующего года, на которые назначается субсидия, и тарифа, действующего на момент обращения.

Читать также:  Калькулятор единой денежной выплаты (ЕДВ), определяющий право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, рассчитывается в соответствии с российским законодательством

В чем заключается принцип адресности предоставления социальной помощи?

Важнейший принцип социальной защиты — ее адресность, т е осуществление комплекса мер по поддержке достойных условии существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.

8. Алеша Петухов (12 лет) сбежал из дома из-за постоянных побоев матери. На какие виды социальных услуг он имеет право?

Для его социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Раскройте содержание принципов социального обслуживания, установленных федеральным законом.

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права на труд и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Как справедливо отмечает С. Смирнов, право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного, закрепленные в Законе о занятости:

  • право на получение подходящей работы (ст. 4);
  • право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);
  • право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.ст. 9, 23);
  • право на участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 24).
  • право на социальную поддержку и материальную помощь в период поиска работы (ст. 28), где предусмотрен широкий перечень мер социальной защиты и социальных гарантий безработным гражданам, а именно:

1). Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Размер пособия зависит от категории безработного, основания его увольнения, заработка и других показателей. Закон выделяет три категории граждан, выплата пособия по безработице которым осуществляется в различных размерах и различным порядком.

К первой категории безработных относятся лица, уволенные из организаций по любым основаниям за исключением увольнения за виновные действия и по собственному желанию без уважительных причин, имевшие в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работу не менее 26 недель. К этой же категории относятся граждане, уволенные хотя и по собственному желанию, но при наличии уважительных причин.

Если же гражданин уволен по собственному желанию без уважительных причин, то пособие по безработице начисляется ему в следующем размере. В первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем (пять месяцев) — в размере 45%.

Во всех случаях размер пособия не может превышать максимальной величины пособия по безработице и не может быть ниже минимальной величины пособия (при этом учитываются районные коэффициенты).

Во втором (12-месячном) периоде выплаты размер пособия по безработице равен минимальной величине. Размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ № 194 минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 781 руб., а максимальная величина – в размере 3124 руб.

Ко второй категории получателей пособия по безработице закон относит:

  • впервые ищущим работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

Таким гражданам пособие по безработице будет выплачиваться:

  • в первом (шестимесячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице;
  • во втором (шестимесячном) периоде выплаты — также в размере минимальной величины пособия по безработице.

К третьей категории безработных относятся граждане, уволенные по собственному желанию (за исключением увольнения по уважительным причинам), которым пособие по безработице начисляется:

  • в первом периоде – в размере полукратной минимальной величины
  • во втором периоде – в размере минимальной величины пособия.

Законодательством установлены различного рода доплаты к пособию по безработице: лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате. Если они в течение последних 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, средняя заработная плата для начисления пособия рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях. Кроме того, установленная законодательством максимальная и минимальная величина пособия по безработице применяется в отношении указанных граждан с учетом соответствующего районного коэффициента.

2). Безработному гарантируется выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности. Условия выплаты стипендий и их размеры

определяются по правилам, установленным в ст. 29 Закона о занятости

3). В целях оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, при переезде безработных граждан для трудоустройства на неопределенный срок органы по вопросам занятости возмещают расходы, связанные с переездом членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.

4). Кроме того, в ст. 36 Закона о занятости предусмотрена возможность оказания безработному материальной помощи. Так, например, В. И. Власов и О. М. Крапивин определяют материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты.

Однако, как представляется, фактически закон не обязывает органы занятости, закрепляя лишь возможность такой выплаты. По нашему мнению, материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Размеры материальной помощи, оказываемой органами службы занятости, не должны превышать минимального месячного размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного законодательством.

5). Законом предусмотрена возможность участия безработного в оплачиваемых общественных работах. Оплата труда за выполнение общественных работ в данном случае не лишает безработного права на получение пособия по безработице. Положение об организации общественных работ утверждено специальным постановлением Правительства РФ.

Так, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, которая имеет своей целью дополнительную социальную поддержку безработных граждан. Оплата труда граждан производится в соответствие с законодательством, т.е. не ниже МРОТ.

На практике общественные работы, как правило, организуются с целью благоустройства территории соответствующего муниципального образования: уборка улиц, расчистка снега, озеленение и т.п. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами заключается срочный (до шести месяцев) трудовой договор с правом продления по заявлению сторон или досрочного прекращения.

Нельзя не сказать, что Положением об организации общественных работ предусмотрено, что основным источником их финансирования являются «средства предприятий, для которых выполняется эта работа». В том же нормативном акте отмечается, что «при выделении предприятием на организацию проведения общественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств». Такой порядок финансирования, по нашему мнению, противоречит самой идее проведения общественных работ, которые заключаются в том, чтобы создать дополнительные временные рабочие места с целью смягчения проблем безработицы.

Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечиваемые государством в нашей стране. Важно отметить, что это отражает в первую очередь правовое положение (статус) безработного, наличие у него не только основных, неотъемлемых прав, но и предусмотренных законом материальных и социальных гарантий, что особо необходимо гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Максимальную сумму пособия для безработных сохранили и на 2021 год — она составит 12 130 Р . Но столько будут платить не весь период после увольнения, а только три месяца. Потом безработный будет получать даже меньше, чем мог бы до введения временных правил.

Изменения в условия назначения пособия при потере работы внесли в первые дни 2021 года. Вот что о них нужно знать.

Суммы пособий по безработице в 2021 году

В 2021 году минимальное пособие по безработице останется на прежнем уровне — 1500 Р . Получать его можно три месяца.

Максимальное пособие зависит от длительности выплат: три месяца — 12 130 Р , следующие три месяца — 5000 Р . У предпенсионеров длительность выплат не влияет на лимит, он составит 12 130 Р .

Точная сумма пособия зависит от среднего заработка до увольнения: первые три месяца — 75%, потом — 60%. Предпенсионеры получают пособие дольше, через полгода им платят 45%.

До 31 марта 2021 года на учет можно встать через госуслуги.

Как назначается пособие

Пособие по безработице назначается в том случае, если не получилось найти подходящую работу. Сначала безработного ставят на учет для поиска работы и предлагают варианты трудоустройства. Если ничего не нашлось, через 10 дней назначают пособие.

Размер выплат зависит от разных факторов: стажа, среднего заработка до увольнения и причины потери работы. Но у выплат есть минимальная и максимальная сумма. Ее устанавливает правительство. Оно же решает, сколько месяцев безработный будет получать господдержку. Например, при первом поиске работы или после увольнения за нарушение дисциплины пособие платят в минимальном размере и только три месяца. Если на последнем месте работы зарплата составляла 40 тысяч рублей, пособие будет максимальным, а получать его можно дольше.

Наш тест подскажет, какой размер пособия вам положен и как долго его будут платить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *