ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Основные виды пособий, выплачиваемые за счет ФСС


 распечатать
<!— Изменения для бухгалтера с 2023 года—>

Одна из обязанностей страхователя – выплачивать работникам определенные виды пособий, если наступают события, являющиеся страховыми случаями. Они установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и выплачиваются в основном за счет средств ФСС РФ.

Вот наиболее распространенные пособия, выплачиваемые за счет бюджетов ФСС РФ:

  • пособия по временной нетрудоспособности
    ;
  • пособия гражданам, имеющим детей
    ;
  • пособия на погребение;
  • оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
  • пособия работникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
    .

Также за счет средств соцстраха могут оплачиваться путевки в санаторно-курортные учреждения
и круглогодичные и сезонные оздоровительные детские лагеря (в том числе стационарные загородные лагеря).

Участниками Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года являются Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Согласно данному Договору социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора).

Это значит, что граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии имеют право на получение всех видов пособий по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня их работы на территории РФ. А именно:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам
    ;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • социальное пособие на погребение.

При этом статус иностранного гражданина (постоянно или временно проживающий, временно пребывающий) значения не имеет. Работодатели должны уплачивать за них страховые взносы в ФСС в тех же размерах, что и за граждан России (письмо Минтруда России от 5 декабря 2014 года № № 17-1/10/В-8313).

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ

1. Общие положения

Классификатор мер социальной защиты (поддержки) (далее — Классификатор МСЗ) предназначен для унификации типов и видов мер социальной поддержки с целью формирования единых принципов учета МСЗ, а также реализации информационно-справочной функции в рамках Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее — ЕГИССО) *
.

Объектом классификации в Классификаторе МСЗ являются меры социальной защиты (поддержки), реализуемые в рамках законодательства Российской Федерации в области социального обеспечения.

Меры социальной поддержки объединены в группы (типы, виды и др.) по видам социального обеспечения (см. Таблицу 1
).

Таблица 1 — Структура классификатора МСЗ

Кодирование мер социальной поддержки осуществляется с применением кода, предусматривающего 6 блоков:

1) блока идентификации МСЗ (4 разряда);

2) блока идентификации категории получателей МСЗ (8 разрядов);

3) блока идентификации уровня нормативно-правового регулирования предоставления МСЗ (2 разряд);

4) блока идентификации источника финансирования МСЗ (4 разряда);

5) блока идентификации формы предоставления МСЗ (2 разряда);

6) блока идентификации рубрикатора (6 разрядов).

Блоки 2-6 являются дополнительными информационными блоками.

2. Основные термины и определения в области социальной защиты населения, используемые в Классификаторе

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста.

Федеральные государственные гражданские служащие — граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее — должности федеральной государственной гражданской службы) (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 187-ФЗ).

Военнослужащие — граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ).

Участники Великой Отечественной войны — граждане, указанные в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, — граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф (Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»).

Нетрудоспособные граждане — инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (в ред. федеральных законов от 09.04.2007 № 43-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ) (Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 23.05.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии (Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Читать также:  IV. Правила оказания материальной помощи гражданам и условия ее выплаты

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. ( Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Дополнительные гарантии по социальной поддержке — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения. ( Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, указанные в статье 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах»);

военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанные в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах»;

участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), указанные в пункте 2 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»;

бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) из числа лиц, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

Ветераны Великой Отечественной войны, кроме тружеников тыла:

участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;

лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;

бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не имеющие инвалидности, из числа лиц, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

Ветераны боевых действий — лица, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий:

члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;

члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;

члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей из числа лиц, указанных в пункте 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;

члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда из числа лиц, указанных в пункте 4 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»;

родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте (в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П).

Инвалиды — лица, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.

Дети-инвалиды — лица в возрасте до 18 лет, признанные в установленном порядке детьми-инвалидами.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации — лица, указанные в:

Федеральном законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона от 18 июня 1992 г. № 3061-I, ст. 27.1); Федеральном законе Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (ст. 4.1); Постановлении Верховного Совета Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» — лица, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов».

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена «Славы», Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы — лица, имеющие соответствующие награды.

Труженики тыла — лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Читать также:  Как в России поддерживают граждан в период COVID-19

Ветераны труда — лица, указанные в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», достигшие возраста, дающего право на получение мер социальной поддержки.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий — лица, указанные в разделе I Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий».

Пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям — лица, получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, не относящиеся ни к одной из перечисленных выше категорий граждан.

Пенсионеры, получающие региональную социальную доплату — лица, получающие определенный размер доплаты к пенсии до достижения ее размера величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Пенсионеры из числа бывших государственных служащих — лица из числа бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации и муниципальных служащих, получающие доплату к пенсии за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Лица старшего возраста — лица, получающие материальную помощь или доплату к пенсии в связи с достижением определенного возраста (как правило, 80 и более лет), а также супружеские пары в связи с юбилейной датой совместной жизни (50-, 55-, 60-, 65-, 70-летием и т.п.).

Доноры — лица, являющиеся донорами крови и ее компонентов, за исключением награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».

Граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими, тяжелыми и т.п. заболеваниями — граждане (взрослые и дети), страдающие: туберкулезом, инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, гепатитом В, гепатитом С, болезнями, вызванными вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественными новообразованиями, сахарным диабетом, болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением и другими заболеваниями, при наличии которых гражданам оказывается социальная поддержка.

Граждане, удостоенные почетных званий, имеющие особые заслуги — граждане, имеющие государственные награды, награды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, удостоенные региональных почетных званий (например: Почетный гражданин Таймыра, Ветеран становления Калининградской области, Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа), чемпионы и призеры Олимпийских игр, Параолимпийских или Сурдлимпийских игр, чемпионы мира и Европы и т.п.

Ветераны военной службы — лица, указанные в статье 5 Федерального закона «О ветеранах».

Участники вооруженных конфликтов в мирное время — лица, принимавшие участие в боевых действиях, вооруженных конфликтах, контртеррористических операциях в мирное время.

Члены семей погибших — члены семей (взрослые и дети) военнослужащих, других лиц, исполнявших служебные обязанности, погибших (умерших вследствие ранения (травмы, увечья, контузии, заболевания), пропавших без вести) в результате боевых действий, вооруженных конфликтов, террористических актов, при прохождении военной службы по контракту или по призыву; члены семей лиц, погибших (умерших вследствие травмы, увечья, контузии, заболевания, пропавших без вести) в результате техногенных катастроф.

Граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию — пострадавшие, утратившие всё или часть имущества в результате пожара, наводнения, урагана, оползней, селей, атмосферных явлений, аварий тепло-, газо-, водо-, электроснабжения, других природных катастроф и стихийных бедствий, вернувшиеся из мест заключения, а также в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением низкого уровня дохода.

Малоимущие граждане — граждане, проживающие в малоимущих семьях, а также одиноко проживающие малоимущие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход **

ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в соответствии с решением органа социальной защиты населения являются получателями государственной социальной помощи. Учитывается общая численность граждан, являющихся членами малоимущей семьи, даже если непосредственным получателем мер социальной поддержки является только один из них.

Получатели социальной помощи на основе социального контракта из числа малоимущих граждан — граждане, заключившие социальный контракт с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Лица, имеющие низкий уровень индивидуального дохода — лица (как правило, студенты, пенсионеры), индивидуальный доход (стипендия, пенсия) не превышает величину прожиточного минимума или установленную социальную норму. При определении этой категории доходы других членов семьи во внимание не принимаются (в отличие от категории «малоимущие граждане», где в расчет берется общий доход семьи).

Отдельные категории специалистов — сельские специалисты, молодые специалисты, другие лица, получающие меры социальной поддержки по профессиональному признаку.

Студенты, учащиеся, школьники — отличники учебы, медалисты, призеры олимпиад и др.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, на патронатном воспитании, на усыновлении, воспитанники интернатных учреждений.

Дети из отдельных категорий семей — дети из многодетных семей; дети несовершеннолетних родителей; дети, у которых один или оба родителя являются нетрудоспособными, инвалидами или гражданами пожилого возраста; дети из студенческих семей, молодых семей; дети из малоимущих семей; дети из неполных семей (с одним родителем) и др.

Лица, получающие региональный материнский капитал — родители, получающие денежные средства за рождение второго, третьего или последующих детей в зависимости от принятого нормативно-правового акта в субъекте Российской Федерации.

Получатели ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей — семьи, нуждающиеся в поддержке, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», получающие ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Информацию представляют все субъекты Российской Федерации, выплачивающие ежемесячное пособие независимо от источника финансирования.

Супружеские пары, получившие меры социальной поддержки, в связи с юбилейной датой совместной жизни (50-, 55-, 60-, 65-, 70-летием и т.п.), учитываются в строке «лица старшего возраста» в количестве двух человек.

Безработные — трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) (Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»).

Пособие по безработице — это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными (Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»).

3. Общий порядок действий при применении Классификатора МСЗ

Порядок действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), (далее — Поставщик информации) при применении классификатора МСЗ определяется целями использования классификатора:

а) создание локального реестра мер социальной защиты (поддержки);

б) регистрация получателей МСЗ в ЕГИССО.

Под локальным реестром мер социальной защиты (поддержки) понимается перечень локальных (региональных, ведомственных) МСЗ поставщика информации, сформированный с учетом информации, содержащейся в Классификаторе МСЗ ЕГИССО.

Порядок действий при создании локального реестра мер социальной защиты (поддержки):

1. Формирование локальных (ведомственных, региональных) актуальных перечней мер социальной защиты (поддержки) и категорий граждан, имеющих право на их получение.

2. Нахождение соответствия позиций локальных (ведомственных, региональных) актуальных перечней мер социальной поддержки и категорий граждан, имеющих право на их получение с Классификатором МСЗ и Перечнем получателей мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 1 к Классификатору) при помощи сортировки МСЗ, представленных в классификаторе и категорий получателей МСЗ (алгоритм реализуется для всех МСЗ и категорий из локального перечня).

2.1. Для мер социальной защиты (поддержки):

2.1.1. Из локального перечня мер социальной защиты (поддержки) выбирается МСЗ, которую нужно сопоставить с Классификатором МСЗ.

2.1.2. Определяется позиция рубрикатора и вид МСЗ (пособие, компенсация, субсидия и пр.), источник финансирования и форма предоставления МСЗ для меры из локального перечня.

2.1.3. Производится выбор МСЗ и присвоение ей кода в локальном перечне из отсортированных позиций классификатора.

2.2. Для категорий получателей мер социальной поддержки:

2.2.1. Из локального перечня категорий выбирается категория получателей, которую нужно сопоставить с Классификатором МСЗ.

2.2.2. Определяется принадлежность локальной категории получателей к группе категорий из Перечня получателей мер социальной защиты (поддержки) Классификатора на основе выбора признака по первым двум позициям кода.

2.2.3. Производится выбор категории и присвоение кода локальной категории в соответствии с Перечнем получателей мер социальной защиты (поддержки) Классификатора.

2.3. Формирование полного кода МСЗ локального уровня на основе сопоставления МСЗ и категорий получателей из локальных перечней с Классификатором:

2.3.1. Выбор из локального перечня МСЗ, для которой производится сопоставление.

2.3.2. Сортировка позиций Классификатора, соответствующих МСЗ локального перечня.

2.3.3. Установление соответствия категорий получателей выбранной позиции МСЗ.

2.3.4. Формирование полного кода МСЗ в соответствии с Классификатором.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ

2.4. Порядок действий при регистрации получателей МСЗ в ЕГИССО:

При регистрации получателей МСЗ в ЕГИССО в связи с назначением им одной или нескольких мер социальной поддержки к индивидуальному (персонифицированному) коду (СНИЛС) добавляется код назначенной МСЗ.

1. Занесение индивидуального кода (СНИЛС)

2. Добавление полного кода из локального реестра МСЗ.

1. Семья Ивановых в лице Иванова И. И. обратилась в орган социальной защиты населения региона N с заявлением об оформлении материальной помощи на оплату коммунальных услуг.

Семье Ивановых предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В ЕГИССО данная мера социальной поддержки будет иметь следующий код:

2. Гражданин Петров А. И., являющийся родителем годовалого ребенка, проживающий в семье, имеющей семейный доход в расчете на одного члена семьи менее установленной законом величины прожиточного минимума обратился с заявлением о назначении выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

В ЕГИССО данная мера социальной поддержки будет иметь следующий код:

4. Порядок действий при отсутствии МСЗ в Классификаторе

Причиной отсутствия МСЗ в классификаторе может быть ситуация, при которой мера вновь введена соответствующим нормативным правовым актом и не может быть отнесена ни к одной разновидности МСЗ в Классификаторе либо отсутствуют прочие признаки идентификации меры (категория получателей и др.)

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ МАМАМ В ДЕКРЕТЕ ДО 3 ЛЕТ

В случае отсутствия меры социальной защиты (поддержки) в Классификаторе формируется заявка на включение меры социальной защиты (поддержки) (информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификатор мер социальной защиты (поддержки) ( Приложение 1
к настоящим Рекомендациям).

В случае если отсутствуют значения идентификационных блоков, позволяющие полностью сформировать код МСЗ, в частности, при введении новой категории получателей МСЗ, то порядок действий аналогичен описанному выше.

При этом необходимо учитывать следующие особенности отнесения МСЗ к разделам классификатора и их кодирования:

1) наименование всех мер, установленных федеральным законодательством в точности соответствуют их наименованиям в соответствующих нормативных правовых актах.

2) при установлении новых видов выплат, льгот, социальных услуг на региональном и местном уровне следует учитывать природу и содержание соответствующих мер, в частности:

— к пособиям и другим выплатам, носящим характер дополнительной материальной помощи, относятся периодические либо единовременные выплаты за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в качестве дополнительной материальной поддержки граждан;

— к субсидиям относятся выплаты на полную или частичную оплату предоставляемых гражданам социальных услуг, имеющие целевое назначение.

— к компенсациям и компенсационным выплатам следует относить выплаты, направленные на полное или частичное возмещение расходов, понесенных гражданами. Отличительной чертой компенсаций является возмещение ранее понесенных расходов. Кроме того, необходимо учитывать, что некоторые выплаты, называемые компенсациями являются по сути компенсационными, т.е. по содержанию не компенсируют понесенные расходы, а носят характер дополнительной материальной помощи, но направлены на компенсацию, например, причиненного вреда.

— к льготам относятся меры, связанные с предоставлением преимущественных прав гражданам либо освобождением от выполнения определенных обязательств.

5. Порядок действий при изменении МСЗ в Классификаторе

В случае, если в Классификаторе необходимо внести изменения в информацию об уже существующей мере социальной защиты (поддержки) поставщик информации направляет предложение о внесении таких изменений посредством направления заявки на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО ( Приложение 2
к настоящим Рекомендациям).

Заявка на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) оформляется поставщиком информации в случаях, если в связи с изменением законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных актов необходимо:

— изменить наименование меры социальной защиты (поддержки). При этом под изменением наименования подразумевается внесение корректировки в наименование, не меняющей его смысла;

— изменить наименование категории получателя меры социальной защиты (поддержки), добавить и (или) удалить одну или несколько категорий получателей меры социальной защиты (поддержки);

— изменить наименование раздел рубрикатора меры социальной защиты (поддержки)

— изменить информацию об уровне нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предоставляется мера социальной защиты (поддержки);

— изменить информацию об уровне финансирования меры социальной защиты (поддержки);

— изменить информацию о форме предоставления меры социальной защиты (поддержки).

6. Порядок действий при прекращении действия МСЗ в Классификаторе

В случае принятия нормативного правового акта, в соответствии с которым прекращается предоставление меры социальной защиты (поддержки), поставщик информации направляет предложение об удалении такой меры социальной защиты (поддержки) посредством направления заявки на удаление меры социальной защиты (поддержки) из классификатора мер социальной защиты (поддержки) ( Приложение 3
к настоящим Рекомендациям).

* Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

** Среднедушевой доход семьи рассчитывается путем деления суммы доходов всех членов семьи на число членов семьи.

Заявка

на включение меры социальной защиты (поддержки) (информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификатор мер социальной защиты (поддержки)

Заявка

на изменение информации о мере социальной защиты (поддержки) в классификаторе мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО

Заявка

на удаление меры социальной защиты (поддержки) из классификатора мер социальной защиты (поддержки) ЕГИССО

Подготовлены рекомендации по применению классификатора мер социальной защиты (поддержки).

Он предназначен для унификации типов и видов таких мер с целью формирования единых принципов их учета, а также реализации информационно-справочной функции в рамках Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).

Прописан порядок действий при создании локального реестра мер социальной защиты (поддержки) и регистрации их получателей в ЕГИССО.

Актуально на: 6 ноября 2018 г.

В ТК РФ нет понятия социальных выплат. Обычно под ними понимаются выплаты социального характера, которые напрямую не связаны с исполнением работниками своих должностных обязанностей и представляют собой меры дополнительной материальной поддержки работников в связи с особыми обстоятельствами. А должен ли работодатель утверждать отдельный локальный нормативный акт – Положение о социальных выплатах?

О составе социальных выплат

Перечень выплат социального характера достаточно обширный. К социальным выплатам можно отнести, в частности:

  • выходное пособие при расторжении трудового договора;
  • взносы, уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования в пользу работников и членов их семей;
  • расходы по оплате медицинских услуг, оказываемых работникам;
  • оплата путевок работникам и членам их семей на лечение и отдых;
  • оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно;
  • материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на медикаменты, погребение и т.д.

При этом выплаты обычно именуются социальными независимо от источника их финансирования. А потому к социальным выплатам иногда относят и пособия, которые полностью или частично финансируются из ФСС. К примеру, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие на погребение и др.

Составляем Положение о социальных выплатах

Работодатель не обязан утверждать отдельный локальный нормативный акт, раскрывающий порядок социальных выплат работникам. Перечень выплат социального характера и порядок их осуществления могут содержаться в трудовом договоре с работником или включаться отдельным разделом в Положение об оплате труда
. При этом, например, для соцстраховских пособий работодатель может утвердить самостоятельное Положение о выплате пособий
. Хотя закон и не запрещает работодателю разработать отдельный локальный нормативный акт социальной направленности. Порядок выплаты соцстраховских пособий можно вообще не отражать в Положении, если этот порядок не отличается от установленного законодательством. А если работодатель обеспечивает повышенные гарантии по сравнению с предусмотренными законодательством в обязательном порядке (скажем, работодатель производит доплату работникам до оклада за время больничного), раскрывать такие особенности нужно обязательно. В противном случае начисленные выплаты не будут учтены при налогообложении прибыли. Тем боле в Положении о социальных выплатах необходимо предусмотреть те суммы, которые выплачиваются работникам исключительно по инициативе работодателя. К примеру, материальная помощь или премия к юбилейной дате. Как правило, именно такого рода социальные выплаты работодатель обычно отражает в своем Положении о социальных выплатах.

Положение о соц выплатах утверждается руководителем организации. С Положением необходимо ознакомить всех работников под роспись ( ч. 3 ст. 68 ТК РФ
).

Приведем пример Положения о социальных выплатах в организации.

Скачивать формы могут только подписчики журнала

Вы подписчик?
Войдите на сайт и скачивайте нужные формы

Вы не подписчик?
Попробуйте все возможности подписки. Бесплатно на 2 дня

Также читайте:

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Какие перечисления сотрудникам, по мнению судей, соответствуют понятию «выплаты социального характера»? И какие переводы попадают в выгодную для компаний судебную практику? Марина Волохова, руководитель проектов Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «Деловой профиль», изучила спорные ситуации.

Компенсация за наем

Одним из привлекательных условий при приглашении на работу высококвалифицированных специалистов является предоставление компанией компенсации за наем жилья. Официальная позиция Минфина ранее состояла в том, что компенсационные выплаты в виде стоимости возмещения затрат сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилья или суммы арендной платы
, произведенные организацией за своего работника, не предусмотрены статьей 169 ТК РФ, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами (письмо Минфина России от 12 января 2018 г. № 03-03-06/1/823). Однако на текущий момент такие выплаты являются предметом судебных споров. Например, можно посмотреть Постановление АС Поволжского округа от 21 ноября 2018 года по делу № А49-2007/2018.

Обстоятельства спора были такими. Основанием для привлечения к ответственности послужил вывод ревизоров о занижении обществом базы по взносам за I квартал 2017 года на суммы компенсации расходов по найму жилья. В чем же состояла позиция контролирующих органов? Компенсационные выплаты, по мнению ревизоров, были осуществлены фирмой в рамках трудовых отношений. Кроме того, сотрудник в момент заключения договора (2015 г.) имел в собственности квартиру, которая была продана для дальнейшего улучшения его жилищных условий (новая приобретена 31 марта 2017 г.). Арбитры в этом споре поддержали коммерсантов.

Суд обозначил, что спорные выплаты произведены на основании принятого в организации Порядка компенсации по найму жилья сотрудников, приглашаемых на работу из другого региона, и не является оплатой труда
, не относится к стимулирующим выплатам, не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, а также носит социальный характер. Несмотря на то, что выплаты были произведены работнику, такие денежные переводы не обладают признаками зарплаты в смысле статьи 129 ТК РФ и произведены не в рамках трудовых отношений. Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты представляют собой оплату труда. При этом возмещение расходов на аренду жилья производилось работодателем в периоде с 1 января 2016 года по 31 марта 2017 года, то есть в период отсутствия у сотрудника собственного жилья.

Аналогичный подход также подтверждается сложившейся другой судебной практикой: Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2016 года № Ф09-8969/16, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2016 года по делу № А19-5543/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2015 года по делу № А65-5141/2014.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *