В условиях автоматизированного процесса и II Процесс подачи пенсионного заявления

Организация работы при обращении за консультацией и перерасчетом пенсии

Прием
пенсионеров осуществляется группой
специалистов-кон­сультантов по
вопросам перерасчета, выплаты пенсий
и другим вопросам пенсионного обеспечения.

В
случае необходимости получения
консультаций по материа­лам пенсионного
дела, пенсионного законодательства или
другим интересующим вопросам специалист
использует всю информацию, имеющуюся
на ПЭВМ из соответствующих приложений.

При
этом обратившемуся может быть выдана
распечатка о рас­чете пенсии, выплате
пенсии. А в случае необходимости — и
нор­мативный документ, отвечающий на
заданный вопрос. При обращении
пенсионера специалист просматривает
в базе данных информацию о пенсионном
деле и делает отметку о содер­жании
просьбы и результатах ее рассмотрения.

В
единый автоматизированный журнал
заносится следующая информация:


адрес постоянного места жительства ;


содержание заявления (выбирается из
меню);

-дата
подачи заявления и порядковый номер
(присваиваются

автоматически);


содержание решения.

После
регистрации в журнале пенсионеру
выдается расписка о приеме заявления
и документов, представленных для
перерасчета. При этом специалист обязан
разъяснить пенсионеру сроки и по­рядок
перерасчета.

Ежедневно
по результатам приема населения
формируются спис­ки пенсионеров,
которые вместе с принятыми документами
пере­даются для дальнейшей работы
специалистам по перерасчету пен­сий.

Ежемесячно
по данному журналу должен проводиться
анализ обращений граждан.

Организация работы по перерасчету пенсии

Дата
поступления дела из группы приема и
дата принятия ре­шения о перерасчете
проставляются автоматически. Информация
по представленным документам заносится
в БД.

В
пенсионное дело подшиваются все
необходимые документы, а затем дело
передается на контроль.

В
случае обнаружения ошибки следует
смотреть раздел «Органи­зация работы
по назначению пенсий» методических
рекомендаций.

В
раздел регистрации распоряжений
автоматически заносится следующая
информация о содержании принятого
решения:


о стаже (данные до и после перерасчета);


о заработке (данные до и после перерасчета);


размере пенсии (данные до и после
перерасчета).

По
единому автоматизированному журналу
учитываются результаты перерасчетов,
оперативная и накопи­тельная информация,
может осуществляться контроль сроков
про­ведения перерасчета, количество
произведенных перерасчетов (по видам
пенсий, по видам перерасчета).

Организация работы специалистов по выплате пенсий

В
условиях автоматизированного процесса
выплаты и доставки пенсий с использованием
компьютерной техники должны быть
реализованы следующие функции:

  • Учет
    начисленных и выплаченных сумм.
  • Подготовка
    базы данных пенсионеров к последующим
    выпла­там.
  • Начисление
    пенсий по любому способу выплаты.
  • Формирование
    выплатных документов: ведомостей,
    списков на Сбербанк, почтовых переводов
    или бланков приглашения на почту
    для

    получения пенсии, разовых
    поручений, платежных поручений для
    перечисления средств на счета
    ста­ционарных учреждений социального
    обслуживания.

Компьютерные
программы по назначению и выплате пенсии
и пособий реализуют возможность получения
отчетов о выплаченных пенсиях за любой
срок выплатного периода с нарастающим
итогом и за месяц, в том числе о выплатах
пособий на погребение, доплатах и
досрочно выплаченных пенсиях, для
ведения ежедневного и ежемесячного
контроля за расходованием средств.

После
ввода данных о невыплаченных пенсиях
должен выдаваться отчет по итогам
выплаты пенсий с разбивкой по источникам
финансирования по каждому выплатному
предприятию и в целом по пенсионной
службе.

При
переезде пенсионера на новое постоянное
место жительства в пределах Российской
Федерации специалисты пенсионной службы
осуществляют в автоматизированном
режиме формирование информации о
поступившем пенсионном деле, в процессе
которого проверяется правильность
назначения и выплаты пенсии.

При
переходе пенсионера с одного вида пенсии
на другой, в рамках российского
пенсионного законодательства в БД
заносятся дополнительные сведения и
выпускаются документы о назначении
нового вида пенсии.

1 Понятие пенсии и ее виды

Термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» — платеж. Можно выделить несколько существенных признаков этого платежа. Пенсия — это регулярная выплата. Периодичность выплаты определена в законодательстве и составляет месяц. Выплата пенсии производится в денежной форме.

Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году, во Франции в 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и потери кормильца.

Цель пенсионного обеспечения — компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Таким образом, пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материальной поддержки нетрудоспособных граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, потерявших кормильца, а также длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью.

Современное российское законодательство в зависимости от того, кто устанавливает пенсии, позволяет выделить государственные и негосударственные пенсии.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок назначения пенсий являются:

-Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 06 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам:

— в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

— в целях компенсации утраченного заработка, гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

— в целях компенсации вреда нанесенного здоровью граждан, при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

— в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

По источнику финансирования выплаты пенсии можно классифицировать следующим образом:

— трудовые пенсии, финансируемые в основном за счет средств обязательного пенсионного страхования;

— пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; негосударственные пенсии, финансируемые негосударственными пенсионными фондами.

Основной в России является трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата, в целях компенсации, застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01. 2002, но и страховых взносов после указанной даты.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему, в отношении базовой части трудовой пенсии.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие 5 лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.

Таким образом, в результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Виды трудовых пенсий:

-трудовая пенсия по старости

-трудовая пенсия по инвалидности

-трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия по старости — наиболее распространенный вид трудовой пенсии. Ее получают около 80% пенсионеров. Эта пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Такой пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся.

Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию.

Трудовая пенсия по инвалидности — назначается при наличии двух условий: 1) признании лица в установленном законом порядке инвалидом; 2) наличии страхового стажа не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой деятельности, выполняемой лицом на территории Российской Федерации, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца — выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца. Данная пенсия назначается после потери (смерти) кормильца членам его семьи, на момент смерти состоявшим на его иждивении. Состоящими на иждивении кормильца считаются те члены семьи, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам,

— в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

— в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

— в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

— в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию (ст. 2 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении»).

Негосударственные пенсии — это денежные средства, выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора из негосударственных источников финансирования.

По основаниям назначения пенсии классифицируют на:

— пенсии по старости,

— пенсии за выслугу лет,

— пенсии по инвалидности,

— пенсии по случаю потери кормильца.

По кругу получателей можно выделить следующие виды пенсий:

— государственным и муниципальным служащим;

— потерявшим кормильца;

— военнослужащим и другим категориям граждан.

По способу финансирования выделяют следующие виды пенсий:

1)Распределительная — в основе лежат принципы социального страхования, подразумевающие сочетание личной ответственности и коллективной взаимопомощи.

2)Условно-накопительная — комбинирует социальное и личное пенсионное страхование.

3)Накопительная — основана на индивидуальной ответственности.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению.

Согласно индексу AgeWatch Россия в 2013 году заняла 78 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров.

2 Граждане, имеющие право на назначение пенсии

пенсия заявление нормативный порядок

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:

1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15. 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.

3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),

— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).

Согласно постановлению Минтруда РФ от 07. 2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:

— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

— федеральные государственные гражданские служащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.

1 Обращение с заявлением о назначении пенсии

Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27. 2002 г.

Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим

-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;

-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;

-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.

Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30. 2003 г.

Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.

В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:

-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;

-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.

В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.

Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27. 1991 г

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12. 2011 г. , который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.

Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.

Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.

-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.

-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.

Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:

-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;

-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.

В частности рассмотрим перечень необходимых документов для наиболее распространенной пенсии — трудовой пенсии по старости. Это:

-Трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя;

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:

-Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности;

-Документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи;

-Справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

-Документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ;

-Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;

-Документы об изменении фамилии, имени, отчества;

-Справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Допускается возможность приема заявлений о назначении пенсий работающих граждан от представителя работодателя, у которого работает гражданин, если такой порядок установлен самим работодателем. Данное положение не закреплено в Правилах, однако на практике ответственные должностные лица крупных предприятий выполняют функции по подаче заявлений граждан о назначении пенсий в территориальный орган ПФ РФ. По существу это не противоречит российскому законодательству и вытекает из общих положений о представительстве, предусмотренных ГК РФ.

Можно сказать, что ранее действовавший институт представления к назначению пенсии трансформировался в новую процедуру обращения за пенсией — через «доверенное» лицо; в данном случае это ответственное лицо, наделенное специальными полномочиями работодателем и гражданином, обращающимся за пенсией. Известное многим «Представление» как форма документа в таких случаях не заполняется, поскольку не имеет юридического смысла.

Ответственное лицо со стороны работодателя заблаговременно может проверить состояние документов застрахованного лица, необходимых для установления ему пенсии. При этом проверяется наличие документов в соответствии с требованиями Перечня.

Со стороны кадровой службы особое внимание уделяется проверке сведений индивидуального (персонифицированного) учета (о страховом стаже, среднемесячном заработке, уплаченных страховых взносах и т. ), представленных работодателем.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки.

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган ПФР:

-проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

-сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;

-регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

-истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;

-оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления пенсии, является подача документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2 Рассмотрение заявления о назначении пенсии

Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР (п. 12 Правил):

-дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

-проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

-принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

-принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

-приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Следует отметить, что отказ в назначении пенсии может быть обжалован в судебном порядке. Например, Гончаров Н. обратился в суд с иском к Управлению ПФР в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований сослался на то, что согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 ноября 2010 года N 94/2 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, установленному подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Основанием для отказа в назначении указанной пенсии послужило недостаточность необходимого специального стажа работы, дающего право на данную пенсию, поскольку ответчиком были исключены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания. Гончаров Н. также указывал на то, что ответчиком не рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с 4 декабря 1984 года по 26 января 1987 года, поскольку выводов, обосновывающих отказ во включении названного периода в специальный стаж, в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 ноября 2010 г. N 94/2 не содержит.

Решением Динского районного суда Краснодарского края от 23 июня 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Гончаров Н. обратился в Верховный Суд РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела было допущено существенное нарушение норм материального права.

Судом установлено, оспаривая указанное выше решение ответчика об отказе в назначении пенсии, Гончаров Н. в исковом заявлении также указывал на то, что ответчиком незаконно не рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода его службы в рядах Советской Армии с 4 декабря 1984 года по 26 января 1987 года, несмотря на то, что он представил документы, подтверждающие этот факт. Однако в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края от 29 ноября 2010 года N 94/2 не содержится выводов об отказе во включении названного периода в специальный стаж, в то же время фактически этот период не включен в специальный стаж для назначения пенсии.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при обращении Гончарова Н. с заявлением в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии он не просил включить указанный период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж. Поскольку ответчик не принимал решения об отказе истцу во включении спорного периода в специальный стаж, то суд пришел к выводу об отсутствии спора о праве. При этом суд указал, что для реализации его права на досрочное назначение указанной пенсии ему следует обратиться с соответствующим заявлением в Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края, и только в случае отказа — за разрешением спора в суд.

Учитывая, что при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Гончаровым Н. наряду с другими документами был представлен и военный билет, подтверждающий период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР, то в силу вышеприведенных норм суду следовало сослаться на норму права, в соответствии с которой истец вновь должен был обратиться с заявлением к ответчику о включении спорного периода в специальный стаж. При этом суд также не учел, что ответчик фактически отказал истцу в установлении пенсии на основании совокупности всех представленных документов с учетом периода службы в Советской Армии, не включив его в специальный стаж.

При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости повторного обращения истца к ответчику с заявлением о включении периода службы в Советской Армии в специальный стаж работы лишь по тому основанию, что в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отсутствует суждение об отказе во включении указанного периода, нельзя признать законным, поскольку такой вывод основан на неправильном применении норм материального права и ограничивает реализацию права гражданина на пенсионное обеспечение.

Таким образом, дело о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как вывод суда о необходимости повторного обращения истца к ответчику с заявлением о включении спорного периода в специальный стаж лишь по тому основанию, что в выписке из протокола заседания комиссии ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отсутствует суждение об отказе во включении данного периода, не соответствует обстоятельствам дела.

3 Порядок назначения пенсии

По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):

— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т. и бессрочно;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ВЫПЛАТОЙ, ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИХ ВЫПЛАТЫ, НАЧИСЛЕНИЯ ЗА ТЕКУЩИЙ МЕСЯЦ СУММ ПЕНСИИ В СЛУЧАЕ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ДРУГОГО ВИДА ЛИБО В СЛУЧАЕ НАЗНАЧЕНИЯ ДРУГОЙ ПЕНСИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗЛИШНЕ ВЫПЛАЧЕННЫХ СУММ ПЕНСИИ

В соответствии с частью 6 статьи 21, частью 1 статьи 26, частью 5 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2018, N 41, ст. 6190), частью 14 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989), пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2014, N 30, ст. 4217) и подпунктами 5. 70, 5. 4, 5. 5 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2014, N 29, ст. 4160), приказываю:

Утвердить Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии согласно приложению.

Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г. , регистрационный N 35495);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 января 2016 г. N 24н «О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2016 г. , регистрационный N 41179);

пункт 1 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 638н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, касающиеся выплаты страховых пенсий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2017 г. , регистрационный N 48595);

пункт 2 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 94н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г. , регистрационный N 51077);

пункт 3 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 767н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2019 г. , регистрационный N 53549);

пункт 2 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 января 2019 г. N 43н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2019 г. , регистрационный N 53850);

пункт 1 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 830н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам установления и выплаты пенсий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2020 г. , регистрационный N 57595);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 566н «О внесении изменения в пункт 115 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2020 г. , регистрационный N 60280).

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

Министр А. КОТЯКОВ

Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 545н

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ В МАРТЕ ПО УКРАИНЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *