В идее и правовой базе, окружающей систему социальных гарантий

Причины необходимости
существования льгот:1. Потребность
в общественной гарантии наиболее
полного удовлетворения социальных
потребностей нетрудоспособных
граждан;2. Политические
причины — необходимость реализации
принципа соц. справедливости, наличие
групп людей, внесших значительный вклад
в оборону и социально-экономическое
развитие страны и потому заслуживших
право на особую заботу и внимание со
стороны государства, а также существование
таких социально-экономических проблем
как проблема выживания, жилищная и
другие, решение которых, в частности,
для нетрудоспособных, невозможно в
современных условиях без наличия такой
эконом. и правовой категории как
льготы. Сложная
эконом. ситуация в стране, обнищание
населения, ухудшение экологического
состояния в результате аварий и
катастроф, вызывающих повышенный рост
инвалидности и т. В
действующей
системе социальных гарантий и льгот
используются понятия — “гарантия”,
“льгота”, “компенсация”. “Гарантия”
— главным образом обеспечение, т. активная дея-ть по реализации того или
иного положения. “Льгота” — это стремление
благоприятствовать отдельным субъектам,
предоставление кому-либо преимущества,
частичное освобождение от выполнения
установленных правил, обязанностей или
обеспечение условий их выполнения. “Компенсация”
— это возмещение убытков, вызванных
причинами, ответственность за которые
принимает на себя субъект (гос-во. Современное состояние предоставления

социальных гарантий и льгот:
В настоящее время соц. гарантии и льготы
в РФ составляют более тысячи, которыми
обеспечиваются около 200 категорий
получателей, а численность лиц,
претендующих на получение различных
социальных гарантий, льгот и выплат
достигает почти 100 млн. человек (ветераны,
инвалиды, дети, учащаяся молодежь,
безработные, вынужденные переселенцы
и другие категории граждан). По вопросам
социальных гарантий и льгот на федеральном
уровне действует более 50 нормативных
правовых актов. Наиболее крупными
являются законы “О ветеранах”, “О
соц. защите инвалидов в РФ”и т. Монетизация
льгот: В
августе 2004 г. был принят закон №122,
которым были внесены значительные
изменения в большое число других законов. Речь в нем идет о замене льгот денежными
выплатами. С 1 января 2005 г. льготники
получают одни и те же компенсации, один
и тот же соц. пакет. В новом законе во
всех его статьях вместо слова «льготы»
используются слова «меры соц. поддержки». Функции по установлению и выплате
ежемесячных денежных сумм отдельным
категориям граждан возложены на
территориальные органы Пенсионного
фонда РФ. Документами, дающими право на
установление ежемесячной денежной
выплаты, являются: удостоверение и (или)
справки установленного образца для
каждой категории льготников, выданные
соответствующим компетентным
органом. Соцпакет
– это набор социальных услуг. В состав
набора социальных услуг, предоставляемого
гражданам, включаются: лекарственное
обеспечение, санаторно-курортное лечение
и транспортные услуги. Стоимость его
составляет 450 руб. Однако от набора
социальных услуг можно отказаться (или
какой-то его части) до 1 октября текущего
года, подав в территориальный орган
Пенсионного фонда РФ соответствующее
за­явление, и вместо соцпакета будут
производиться ежемесячные денежные
выплаты.

В
обществе рыночных отношений главную
функцию социальной защиты берет на себя
государство, как главный субъект
социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены
в конституции РФ и находят свое
подтверждение в социальной политике,
определены в статье 7 Основного закона
РФ. «В Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный размер минимальной
оплаты труда, обеспечивается постоянная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан. Развивается система социальных служб,
устанавливаются пособия, пенсии и
гарантии социальной защиты».

На
современном этапе просматриваются 2
основные функции в системе государственной
социальной защиты: Социальные выплаты;
Система социального обслуживания
одиноких, пожилых, престарелых, инвалидов,
основанных на принципе заботы государства
о социально уязвимых членах общества. Социальные гарантии – это механизм
долговременного действия, предусмотренные
законом обязательства государства,
направленные на реализацию конституциональных
прав граждан. Основой государственных
социальных гарантий выступают минимальные
социальные стандарты. Минимальные
социальные стандарты – это установленные
законодательством РФ нормы и нормативы,
которые закрепляют минимальный уровень
социальной защиты, ниже которого
опускаться нельзя. Систему государственных
минимальных стандартов составляют
стандарты в области: оплаты труда;
пенсионного обеспечении (пенсия –базов,
стрхов, накопит) образования;
здравоохранения; культуры; социального
обслуживания; жилищно-комунального
обслуживания. Пособия:
временно нетрудоспособным, на воспитание
детей, по беременности и родам. Социальные
льготы – предоставленные отдельным
категориям граждан преимущества в
пользовании общественными фондами
потребления, частичное освобождение
от выполнения установленных законом
норм или облегчение условий их выполнения. Приведем
категории граждан, имеющих право на
льготы:1. инвалиды;2. участники Великой
Отечественной войны и других боевых
действий, члены их семей;3. ветераны
труда;4. граждане, награжденные
государственными наградами;5. граждане,
подвергшиеся воздействию радиации;6. бывшие несовершеннолетние узники
фашизма;7. реабилитированные граждане
и их родственники;8. многодетные семьи. дети.

По
вопросам социальных гарантий и льгот
на федеральном уровне действует более
50 нормативных правовых актов. Наиболее
крупными являются законы “О ветеранах”,
“О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации”, “О реабилитации
жертв политических репрессий”, «О
статусе Героев Советского Союза, Героев
Российской Федерации и полных кавалеров
ордена Славы», «О предоставлении
социальных гарантий Героям Социалистического
Труда и полным кавалерам ордена Славы»,
“О статусе военнослужащих” и другие.

Серьезным
недостатком действующей системы
социальных льгот является отсутствие
четкого разграничения полномочий в
сфере между органами государственной
власти Российской Федерации и ее
субъектов. В связи с отсутствием полного
перечня социальных гарантий, льгот и
выплат трудно установить их реальную
стоимость.

Основные структурные
элементы соц. защиты: соц. гарантии, соц. обеспечение и соц. страхование. Соц. гарантии –
это механизм
долговременного действия, предусмотренные
законом обязательства государ­ства,
направленные на реализацию конституционных
прав граждан. Основой государственных
социальных гарантий должны стать
минимальные соц. стандарты. Минимальные
соц. стандарты
– это
установлен­ные законодательством РФ
нормы и нормативы, которые за­крепляют
минимальный уровень соц. защиты, ниже
которого опускаться нельзя. Систему
государственных мини­мальных стандартов
составляют взаимосвязанные государ­ственные
минимальные соц. стандарты в области:
оплаты труда; пенсионного обеспечения;
образования; здравоохранения; культуры;
соц. обслуживания; жилищно-коммунального
обслуживания. В качестве государственных
социальных стандартов в об­ласти
пенсионного обеспечения устанавливаются
минималь­ные размеры государственных
пенсий. Минимальная пенсия – это
законодательно установленная минимальная
величина пенсии по старости, инвалидности,
по случаю потери кормильца, за выслугу
лет. Для различных категорий получателей
соц. пенсии установлен ее фиксированный
размер. Соц. обеспечение –
гос. система материального обеспечения
и соц. обслуживания пожилых и
нетрудоспособных граждан, а также семей
с детьми. Основными видами соц. обеспечения
являются: пенсии (по старости, инвалидности,
по случаю потери кормильца, за выслугу
лет, соц. ); пособия (по временной
нетрудоспособности, по беременности и
родам, по уходу за ребенком, по безработице,
ритуальное, семейные); соц. обслуживание
престарелых, нетрудоспособных граждан
и семей, имеющих детей. Основными видами
соц. обеспечения являются: пенсии по
старости, инвалидности, по случаю потери
кормильца, за выслугу лет, соц. ; пособия
по безработице, по временной
нетрудоспособно­сти, беременности и
родам, многодетным и одиноким мате­рям,
на детей, инвалидам с детства и др. ;
содержание и обслуживание детей,
престарелых и инва­лидов в стационарных
учреждениях; профессиональное обучение,
трудовое устройство инва­лидов,
протезно-ортопедическая и медико-социальная
помощь, льготы и преимущества инвалидам,
медико-социальная экс­пертиза и
реабилитация и др. Экономическую основу
соц. обеспечения состав­ляют гос. бюджет и соц. страхование, которые
различаются между собой по источникам
финанси­рования. Выплаты по социальному
страхованию производят­ся из страховых
фондов, образуемых за счет отчислений
на соц. страхование. Они взимаются как
с предприятий-работодателей, так и с
трудящихся. Государственные вложе­ния
осуществляются за счет средств из
федерального и местного бюджетов. Соц. страхование
– это система материального обеспечения
граждан при наступлении нетрудоспособности,
старости и в иных, предусмотренных
законом случаях; распространяется на
всех трудящихся и осуществляется за
счет страховых взносов самих граждан. В России соц. страхование носит гос. и
обязательный характер. Нормативно-правовую
базу соц. страхования составляет: ФЗ
«Об основах обязательного соц. страхования»
от 16. 1999 № 165-ФЗ, ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
случаев» от 24. 1998 № 125-ФЗ, Закон «О
медицинском страховании граждан в РФ»
от 28. 1991 № 1499-1, Положение о фонде соц. страхования РФ, Положение о фонде
обязательного медицинского страхования
РФ. Современная система государственного
страхования в Рос­сии включает:
страхование старости; страхование
инвалид­ности; потери кормильца;
временной нетрудоспособности; по
беременности и родам; в случае безработицы;
медицинское страхование. Средствами
государственного соц. страхования
управляет Фонд соц. страхования РФ
(далее – Фонд). К
основным задачам Фонда относятся:
обеспечение гарантированных гос-во. м
пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, при рождении
ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет,
на погребение, оздоровительные мероприятия
детям; участие в разработке и реализации
государственных программ охраны здоровья
работников, мер по совершенствованию
соц. страхования; осуществление мер,
обеспечивающих финансовую устойчивость
фонда. Средства Фонда образуются за
счет: страховых взносов работодателей
(администрации предприятий, организаций,
учреждений и иных хозяйствующих субъектов
независимо от форм собственности);страховых
взносов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой дея-тью и
обязанных уплачивать взносы на соц. страхование в соответствии с
законодательством; страховых взносов
граждан, осуществляющих трудовую дея-ть
на иных условиях и имеющих право на
обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;

Социальные пособия являются неотъемлемой частью государственной политики. Заключаются в выплатах материальных средств определенным категориям граждан, которые осуществляются из бюджетных и внебюджетных фондов. Получить положенные выплаты можно через своего работодателя, либо обратившись в органы соцзащиты. Многие виды пособий можно оформлять онлайн.

В идее и правовой базе, окружающей систему социальных гарантий

Какие есть социальные пособия?

Случаи, в которых осуществляются выплаты социальных пособий, а также их суммы, строго регламентированы действующим законодательством. Основными их видами являются:

  • на рождение ребенка;
  • при временной нетрудоспособности;
  • по безработице;
  • на погребение и ряд других.

Также пособия классифицируются по периодичности и продолжительности выплат:

  • разовый платеж;
  • каждый месяц;
  • ежегодно.

Назначение социальных пособий на погребение

Получить пособие в размере стоимости услуг погребения могут супруг или близкий родственник, а также законные представители и иные лица, которые занимаются погребением. Выплата осуществляется в день обращения на основании справки, которая может быть выдана:

  • тем органом, где умерший получал пенсионные выплаты;
  • организация, которая осуществляла социальное страхование;
  • органами соцзащиты и Фонда социального страхования РФ по месту проживания.

В идее и правовой базе, окружающей систему социальных гарантий

В идее и правовой базе, окружающей систему социальных гарантий

В идее и правовой базе, окружающей систему социальных гарантий

Образец заполнения заявления о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение

Как получить детское пособие

Выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. С заявлением необходимо обращаться к работодателю одного из родителей. Если же ни один из родителей не работает, то следует обращаться в органы социальной защиты.

Читать также:  Социальная выплата, предоставляемая один раз на приобретение или строительство жилья

Кто может подавать заявление:

  • любой из супругов, имеющий официальное место работы;
  • если родители не работают, то любой из них по выбору, обращается в соцзащиту;
  • при разводе подает заявление тот, с кем проживает ребенок.

Какие документы будут необходимы:

  • справка о рождении ребенка, которую выдал ЗАГС;
  • справка от второго супруга, о том, что он не оформлял данное пособие;
  • выписка из трудовой книжки;
  • в случае если родители в разводе, документ (свидетельство) о расторжении брака.

Подавать заявление и указанный пакет документов необходимо в сроки не позднее шести месяцев с момента рождения ребенка.

В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, действовал беззаявительный порядок назначения пособий для первого и второго ребенка в возрасте до трех лет, в случае, если размер среднедушевого дохода не достигал суммы в два прожиточных минимума. Если раньше выплаты назначались и продлевались автоматически, то с 1 марта 2021 года данная норма действовать перестала. Родителям необходимо собирать полный пакет документов для оформления и пролонгации льготы. А также существует требование по своевременному информированию органов социальной защиты и Пенсионного фонда при перемене места жительства. Необходимо сообщать и о возникновении таких обстоятельств, которые, согласно действующих правил, влекут за собой прекращение выплат.

Какие нововведения

С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.

Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.

не нашёл то, что искалсодержание не соответствует заголовкуинформация сложно поданаРасскажите, что вам не понравилось на странице:Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

В идее и правовой базе, окружающей систему социальных гарантий

Введение

На основании статьи 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на получение социальных выплат. Таким образом, это право дает гарантию на государственную помощь в случае болезни, потери кормильца, на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, для воспитания детей и в других случаях, которые устанавливаются законом.

В течение всей жизни гражданин может подвергаться разным социальным рискам, которые могут привести к утрате заработной платы, отражаясь на здоровье человека. Трудовой доход всегда являлся и является основным источником средств существования. К системе социального обеспечения следует отнести льготы для отдельных категорий граждан, социальное обслуживание, лечение и медицинская помощь, пособия, компенсационные выплаты, пенсии и другие материальные и не материальные блага.

Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент в Российской Федерации большое количество категорий граждан нуждаются в оказании социальной поддержки. Согласно Конституции, Россия — это социальное государство, где права и свободы личности являются наивысшей ценностью и задачей государства. Это основание и есть подтверждение тому, что общество, то есть люди, проживающие на территории, являются важнейшим институтом среди всех социальных институтов государства и самого государства. Защищать права и свободу граждан гарантирует государство путем соблюдения всех пунктов конституции Российской Федерации.

К системе социального обеспечения относится социальная защита граждан, социальное страхование, социальная работа. Льготы для отдельных категорий граждан, социальное обслуживание, лечение и медицинская помощь, пособия, компенсационные выплаты, пенсии и другие материальные

и не материальные блага — далеко не весь перечень государственного социального обеспечения.

В настоящее время в России уделяется большое внимание социальной защищенности граждан, которые в ней нуждаются, несмотря на это четкой рабочей программы по защите всех категорий граждан в настоящее время не наблюдается. Отсюда следует, что методы государственной политики по социальной поддержке отдельных категорий граждан в настоящий момент оказываются не достаточными. В сложной жизненной ситуации в настоящее время находится огромное количество российских граждан, особенно в отдаленных местностях. Это говорит о том, что к решению вопроса о предоставлении льгот необходимо подходить персонально. Исходя из этого, мы считаем, что выбранная тема выпускной квалификационной работы особенно актуальна. Очень важным в решении проблем социальной незащищённости отдельных категорий граждан на настоящий момент остаётся выбор правильных путей их реализации. Необходимо разрабатывать новые подходы к управлению социальными процессами общества, по сути, это обусловлено целым рядом обстоятельств:

а) отсутствие четких механизмов в принятии управленческих решений в совершенствовании социальной политики по искоренению проблем отдельных категорий граждан, и в особенности инвалидов и ветеранов;

б) непродуктивность нынешней системы поддержки социально не защищенных слоев населения;

в) необходимость развития соответствующей инфраструктуры для оказания поддержки нуждающимся, особенно инвалидам и ветеранам.

Несмотря на современные сложности в экономике, важную роль в системе социального обеспечения государство уделяет льготам. В соответствии с законодательством Российской Федерации всем нуждающимся они предоставляются на равных условиях. Следует отметить, что в области льгот по социальному обеспечению в настоящее время и особенно в 2019 году произошли существенные изменения.

Основной задачей предоставления льгот отдельным категориям граждан следует считать социальную защиту наиболее нуждающихся в социальном плане слоёв населения. Потребность льгот для всего общества в целом их значимость в системе социального обеспечения, определяет важность дальнейшего совершенствования и развития льгот.

Степень научной разработанности темы. Конкретные аспекты системы социальной защиты населения изучали такие авторы как И. Булавина, В. Гембаренко, Ю. С Гуров, А. Данилов, И. Зайнышев, З. Замараева, B. Кукушина, Ю. Локонова, Т. Миронова, Л. Солдатова, H. Черниченко, A. Шарафетдинов, В. Шарин, Н. Щукина и др. Однако они не учитывают вопросы начисления льгот отдельным категориям граждан, а рассматривают данный институт в совокупности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с назначением льгот по системе социального обеспечения.

Предметом исследования являются такие понятия и явления, как социальная справедливость, льготы, их правовая природа, функции и проблемы реализации.

Цель работы — рассмотреть льготы отдельным категориям граждан в системе социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

а) рассмотреть понятие и место института льгот в системе социального обеспечения;

б) раскрыть основные виды льгот по системе социального обслуживания;

в) рассмотреть категории лиц, имеющих право на получение льгот;

г)  изучить механизмы предоставления льгот в системе права социального обеспечения

д) выявить проблемы в сфере предоставления льгот;

е) определить направления совершенствования института предоставления льгот отдельным категориям граждан.

При написании работы использовались такие методы научного исследования как сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод, классификация, интерпретация, формально-юридический, логико-правовой методы.

Структура работы определяется темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 2. Виды льгот и процедура их предоставления

Льготы — это определенные законом преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и социальной поддержки данной категории граждан.

Основания предоставления льгот отдельным категориям граждан:

а) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг;

б) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.

а) по целевому назначению: льготы по проезду; уходу и социальному обслуживанию; обеспечению получателя необходимым; в сфере здравоохранения;

б) по субъектному составу: льготы ветеранам; многодетным семьям; инвалидам; пострадавшим от воздействия радиации;

в) по условиям предоставления: зависящие от материального положения получателя; наличия определенных законом заслуг у получателя; наступления определенных обстоятельств.

Благодаря социальным льготам людям выделяются лекарственные препараты, внеочередное медицинское обследование, протезирование, бесплатный проезд на общественном транспорте, различного рода скидки на коммунальные услуги, а в остальных случаях предоставляется бесплатный пакет коммунальных услуг, к тому же обучающиеся могут посещать музеи, разного рода выставки, галереи и многое другое, с помощью социальных льгот жизнь нуждающихся становится наиболее благоприятной.

В настоящее время законодательство выделяет круг лиц, имеющих полное право на льготы в системе социального обеспечения, к этим льготам относятся:

  • Социальны льготы инвалидам;
  • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Социальные льготы гражданам, имеющие особые заслуги и выдающиеся достижения;
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС;
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк».
  • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

  • Социальные льготы пострадавшим в ходе политических репрессий;
  • Социальные льготы многодетным семьям;
  • Социальные льготы студентам;
  • Социальные льготы малоимущим;
  • Социальные льготы для одиноких матерей и отцов;
  • Социальные льготы донорам;
  • Социальные льготы государственным служащим;
  • Социальные льготы детям, не достигшим 16 лет;
  • Социальные льготы пенсионерам;
  • Социальные льготы политическим репрессированным и их родственникам;
  • Социальные льготы безработным.

Для каждой категории граждан в соответствии с действующим законодательством оказание мер социальной поддержки происходит персонально.

Главная цель политики государства в сфере предоставления социальных льгот сконцентрирована на совершенствовании государственной социальной поддержке населения, обеспечении социальной справедливости и экономической результативности и базируется на принципах адресности, гуманизма, гарантированности и доступности.

Читать также:  Как я могу получить 42500 энбек кз в июле?

Предоставление льгот по социальному обеспечению осуществляется при наличии объективно существующих жизненных обстоятельств, например, малообеспеченность, старость, инвалидность и другие, эти обстоятельства производят особенные потребности личности, то есть такие граждане нуждаются в специальных средствах передвижения, например, или же в бытовом обслуживании. Всё это, непосредственно, является социально-правовыми основаниями предоставления льгот. Для обеспечения таких нуждающихся в помощи граждан их наделяют дополнительными правами. И, конечно, если эти льготы не предоставить, то эти граждане не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

По условиям предоставления льгот, законодательство разграничивает:

а) льготы, которые направлены на обеспечение средствами социальной реабилитации;

б) льготы, которые направлены на лекарственное обеспечение, в порядке, который определяется Правительством Российской Федерации;

в) льготы, которые направлены на санаторно-курортное оздоровление и лечение, то есть наделение правом на получение денежной помощи на оздоровление в размере и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации;

г) льготы, которые направлены на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте и автомобильном транспорте, который предоставлен для общего пользования;

д) льготы, которые направлены на оплату технического обслуживания, пользование коммунальными услугами и жилыми помещениями, в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения;

е) льготы, которые направлены на установку квартирных телефонов, с правом на первоочерёдную бесплатную однократную установку квартирного телефона, но протяжённость абонентской линии должна быть не более 500 метров;

ж) льготы, которые направлены на оплату за пользование квартирным телефоном и за почтовые отправления.

Средства, которые высвобождаются в процессе регулирования социальных льгот, непосредственно, направляются на реализацию государственных программ в сфере охраны детства и материнства, оказание адресной социальной помощи, непосредственно населению, а также в порядке, который определяется Правительством Российской Федерации после обсуждения с Президентом Российской Федерации, на проведение мероприятий по реабилитации территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 7 Конституции РФ даёт правовую регламентацию Российской Федерации, как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В настоящее время, в России сформировалось большое количество форм и видов предоставления социальной помощи незащищенным слоям населения. Стоит отметить и тот факт, что в последнее время правовой статус социальных льгот значительно вырос. Их введение необходимо для социального выравнивания границ между различными категориями граждан.

При предоставлении подобных льгот ведется индивидуальный учет ситуаций и конкретных обстоятельств. Основные функции социальных льгот отражают цели законодательного их закрепления и преимущества, правовую природу и социальную значимость. Социальные транспортные льготы предполагают бесплатный или частично оплачиваемый гражданином проезд на конкретных видах общественного городского транспорта, а также на электропоездах пригородного сообщения, авиационном и водном транспорте. Льготы, предоставляемы на пользование транспортом, как и иные виды льгот, регулируются как федеральным, так и региональным законодательством, а важной отличительной чертой нормативно-правовой базы социальных льгот по системе социального обеспечения является подразделение их по категориям граждан, а не по их содержанию. То есть, в большинстве ситуаций социальные льготы по системе социального обеспечения регулируются и предоставляются Российским законодательством в зависимости от категории незащищенных граждан Российской Федерации, которым они полагаются. Транспортные социальные льготы предоставляются по следующим категориям граждан: пенсионерам; ветеранам различных категорий; инвалидам; детям- сиротам; многодетным семьям и семьям, имеющие детей-инвалидов; жертвам политических репрессий и другим категориям. Льготы на транспорте могут предоставляться на наземном транспорте общего пользования, подземном транспорте, воздушном и водном видах транспортных средств, на пригородных электропоездах и поездах дальнего следования, а также на отдельных видах маршрутных транспортных средствах (например, служба такси).

Несмотря на идентичность, условия и способы предоставления социальных льгот для разных категорий граждан могут иметь существенные различия. Стоит начать с рассмотрения условий предоставления социальных льгот на транспорте такой категории граждан, как пенсионеры, так как данная категория является самой многочисленной в Российской Федерации. Льготы на муниципальном транспорте общего пользования полагаются всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Но региональные льготы могут существенно отличаться в способах их предоставление на разных территориях их предоставления (например, в одном субъекте Российской Федерации в качестве льготы на общественный транспорт будет выдаваться социальная транспортная карта, а в ином субъекте Российской Федерации будет предоставляться 50% скидка). В пригородных поездах правом на бесплатный проезд пользуются инвалиды войны, ветераны Великой Отечественной Войны, ветераны боевых действий, члены экипажей кораблей транспортного флота, находившиеся во время начала ВОВ в портах зарубежных стран.

Необходимо отметить, что федеральные льготники, а также ветераны труда, инвалиды и неработающие пенсионеры Российской Федерации имеют больше привилегий и льгот, в отличие от работающих граждан пенсионного возраста. Федеральным льготникам и неработающим гражданам пенсионного возраста, например, предоставляются социальные льготы на проезд не только на городском транспорте общего пользования, поездах пригородного сообщения, но водном, и воздушном транспорте и так далее. Социальные льготы на транспорте предоставляются также такой многочисленной категории из наименее социально защищённых слоёв населения, как школьники и студенты образовательных учебных заведений Российской Федерации.

Обязательным условием для предоставления льготного проезда для граждан, учащихся в школах является наличие статуса школьника или студента, для получения которого необходимо быть зачисленным в образовательное учреждение, а также обязательное посещение того или иного образовательного учреждение и прохождение периодической аттестации обучающегося. Гражданам, обучающихся в школах, для получения социальных льгот на проезд необходимо предоставить ученический билет или ученическую справку по месту обучения, которая в обязательном порядке должна содержать фотографию ученика. Для получения ученического билета детям, обучающимся в общеобразовательных школах в возрасте от 10 до 14 лет необходимо представить справку ученика по месту учебы; школьникам от 14 лет, кроме справки, необходимо представить документы, подтверждающие право на получение льготного проезда.

Кроме того, школьники имеют право оформить социальную карту, которая также предполагает льготный проезд на общественном транспорте. Данные карты оформляются в многофункциональных центрах, вне зависимости от места регистрации. Немаловажно то, что школьники, достигшие 14-лет, имеют право самостоятельно оформить социальную карту в МФЦ; родителям, в подобной ситуации, необходимо предъявить паспорт. Обязательным условием для получения социальных льгот на транспорте студентам высших и средних учебных заведений, является их статус студента по приказу зачисления в высшее или среднее специальное учебное заведение и обучающихся на очной форме обучения. Однако необходимо обратить внимание на то, что предоставление социальных льгот на транспорте студентам и учащимся общеобразовательных учреждений предоставляется только в учебный период с сентября по июнь месяц.

Правом на льготный проезд в общественном транспорте и электропоездах пригородного сообщения пользуется и такая категория граждан, как лица с ограниченными возможностями (инвалиды), вне зависимости от их категории. Для получения ими права на льготный проезд данная категория граждан должна предъявить документ, подтверждающий наличие инвалидности и документ, удостоверяющий личность. Кроме того, по Федеральному Закону № 181, правом на льготный проезд будет обладать не только гражданин, имеющий статус инвалида, но и гражданин его сопровождающий. Граждане, имеющие инвалидность I и II категории по зрению, не имеющие двух конечностей или с параличом двух конечностей обеспечиваются бесплатным проездом на всех видах городского транспорта общего пользования (исключение составляет служба такси).

Кроме права на бесплатный проезд на городском транспорте, инвалидам также предоставляется право на бесплатный проезд на электропоездах пригородного сообщения. Льготный проезд в общественном городском транспорте предоставляется по предъявлению социального проездного билета. Социальным проездным билетом является именной проездной документ, который дает право предъявителю на проезд на транспорте общего пользования (за исключением такси) городского и пригородного сообщения. Льготный проезд инвалидам на междугородних линиях железнодорожного, воздушного, водного транспорта в период с 1 октября по 15 мая и один раз (туда — обратно) в иное время года, выражается в 50-процентной скидке со стоимости проезда. Также вышерассмотренные льготы предоставляются на лицо, сопровождающее инвалида I группы.

Следующей льготной категорией являются ветераны боевых действий, которые также обладают правом на льготный проезд на транспорте общего пользования и поездах пригородного сообщения. К данной льготной категории граждан относятся все военнослужащие срочной службы, службы по контакту, военнослужащие офицерского состава, принимавшие участие в боевых действиях и служившие в горячих точках. Льготное право на проезд на все виды наземного транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси), а также метро имеют и военные пенсионеры, которые также имеют право один раз в год бесплатно осуществлять поездки по путёвкам на санаторно-курортное лечение туда и обратно. Ветераны боевых действий, которые относятся к офицерскому составу, регулярно пользующиеся городским наземным транспортом и метро, имеют право на приобретение проездного билета вне очереди. Для получения льготного (бесплатного) билета в городском транспорте общего пользования и метро ветераны боевых действий при приобретении проездного документа обязаны предъявить Удостоверение ветерана боевых действий установленного образца. На проезд на поездах пригородного сообщения для данной категории лиц действует скидка 50% от стоимости проездного билета.

Правом на льготный проезд на транспорте общего пользования обладают ветераны Великой отечественной войны, Герои труда, лица, пострадавшие в результате техногенных аварий. Бесплатным и льготным проездом на городском транспорте и транспорте пригородного сообщения пользуются граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ликвидаторы аварии, проживающие в зонах отселения отчуждения и другие категории граждан). Данная категория граждан обязана предъявлять для получения социальных льгот удостоверение чернобыльца.

Необходимо отметить, что дети возрастом до трех лет, не занимающие отдельные места в общественном транспорте или пригородных электропоездах, также имеют право на бесплатный льготный проезд на всех видах общественного транспорта.

На пригородных электропоездах ОАО РЖД правом бесплатного проезда пользуются и следующие категории лиц: дети-инвалиды; сироты и несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей; ветераны труда; труженики тыла Великой отечественной войны; многодетные семьи с детьми до 16-летнего возраста; ветераны войны.

Законодательство Российской Федерации предусматривает транспортные льготы, не входящие в систему социального обеспечения и для таких категорий граждан как: военнослужащие, судьи, государственные служащие, сотрудники Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, и иных категорий граждан. То есть российское законодательство предусматривает социальные транспортные льготы широкому кругу граждан. Но вместе с этим сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и расширения категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, (например, работающих пенсионеров, лиц предпенсионного возраста; лиц, из числа молодых специалистов).

Читать также:  ЗАДЕРЖКА ДЕТСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

Подводя итог, следует отметить, что в данном направлении не слишком активно работают власти в регионах. Местные органы власти, в большинстве своём, стараются получить поддержку из центра и недостаточно выделяют средств на социальную поддержку граждан. Все вышеперечисленное негативно отражается на решении имеющихся социальных проблем в России в целом, и особенно в регионах. Думается, что проблема социальной защиты отдельных категорий граждан в части предоставления транспортных льгот может быть решена только с помощью различных механизмов: с помощью подъёма экономики, дальнейшего совершенствования законодательства в социальной сфере, исследования имеющихся проблем в данной сфере.

Процесс назначения и отмены льгот для отдельных категорий граждан

Особенности системы социальных льгот в России:

а) недостаточные социальные выплаты;

б) очень высокая степень системы социальных выплат, участия населения, профсоюзов, предпринимателей и институтов гражданского общества в законодательстве;

в) правило выравнивания, неприемлемого порядка предоставления социальных пособий;

г) ведомственная разобщенность, параллелизм и дублирование выполнения сходных функций, а также перекрестное финансирование социальных выплат из бюджетов различных уровней и типов;

д) многочисленные формы и виды социальных выплат, а также категории их получателей;

е) организация социальных пособий в основном на основе социального обеспечения, недостаточного развития системы социального страхования;

ж) недоразвитость системы социального обеспечения, в основном на основе социального обеспечения, организации социальных платежей;

з) отсутствие продуманных, ясных стандартов и принципов выдачи социальных льгот и выплат, адекватных характеру защищаемых социальных рисков;

и) ведомственная разобщенность, параллелизм и дублирование выполнения сходных функций, а также перекрестное финансирование социальных выплат из бюджетов различных уровней и типов;

к) отсутствие эффективного оперативного контроля, за обоснованностью определения контингентов получателей социальной помощи, ее своевременным и в требуемом объеме предоставлением, а также за движением соответствующих социальных трансфертов;

л) незавершенность правового регулирования полномочий органов государственной власти, различного уровня в области организации социальных выплат и льгот, несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами, находящимися в их распоряжении.

Стандартные меры социальной поддержки включают в себя:

а) социальный пакет;

б) льготы по оплате медицинского обслуживания;

в) ежемесячные денежные выплаты;

г) услуги по аренде.

Большинство существующих услуг будут заменены на наличные платежи. В области финансирования мер социальной помощи законодательство ограничивает полномочия субъектов РФ и Российской Федерации.

Полномочия субъектов РФ включают финансирование мер по социальной поддержке работающих ветеранов, пенсионеров, чьи доходы ниже прожиточного минимума, надомников и поддержку жертв политических репрессий. Желательно не только указать категории граждан, которые получают пособия и тип пособий, но также классифицировать все пособия на федеральные и региональные пособия.

Далее рассмотрим основные категории льгот, предоставляемые для отдельных групп граждан. В частности, лица пожилого возраста и многодетные семьи имеют право на:

а) бесплатную установку телефона;

б) предоставление жилья без приоритета;

в) услуги жилищно-коммунального хозяйства;

г) налоговые льготы;

д) услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

е) предоставление ежемесячных денежных выплат;

ж) преимущества для протезирования;

ж) медико-социальную помощь и предметы медицинского назначения.

Что касается ветеранов труда, то, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по установлению, отмене, монетизации льгот переданы на уровень субъектов Российской Федерации.

В настоящее время российское общество провозглашает равенство свобод и прав граждан, несмотря на их различия, в том числе состояние их здоровья. После того, как Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию ООН о правах инвалидов, она представляет интерес по вопросам, связанным с благоприятными условиями для людей с ограниченными возможностями.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации определяют меры социальной поддержки граждан, приравненных к работающим ветеранам по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также самим ветеранам.

Однако каждый регион разрабатывает свои льготные программы, и размер компенсации может варьироваться.

Список государственных льгот для работающих ветеранов в 2019 году выглядит следующим образом:

а) компенсация за коммунальные услуги;

б) бесплатное медицинское обслуживание (например, льготное протезирование зубов);

в) бесплатное жильё от государства (предоставляется в том случае, если ветеран труда встал на очередь до 2005 года);

г) льготный проезд в общественном транспорте;

д) скидки по налогам (вплоть до полного освобождения от их уплаты);

е) отпуск в любое время по желанию ветерана труда, если он продолжает официально работать.

Местные органы власти столицы разработали и внедрили в практику ряд льгот и компенсаций для московских ветеранов. Сюда относится:

а) бесплатный проезд не только на общественном транспорте по городу, но и на пригородных маршрутах (например, электричка);

б) 50% скидка на оплату домашнего стационарного телефона;

в) 50% скидка на оплату потребленной электрической энергии;

г) 50% льгота на оплату всех коммунальных услуг;

д) бесплатное зубопротезирование;

е) дополнительное денежное пособие;

ж) бесплатные путевки на лечение в санаторий;

з) оплачивается поездка к месту лечения.

Московская область испытывает финансовую и технологическую близость столицы — более высокие цены на услуги, дорогая недвижимость и проблемы с чистым воздухом. Все это, конечно, должно быть отражено в комплексе компенсаций, который устанавливается законом для всех ветеранов трудящихся.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Подборка наиболее важных документов по запросу СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Доплаты, надбавки:
  • Индексация доплаты до мрот
  • Как произвести доплату до мрот
  • Когда нужно доплачивать до МРОТ
  • Кому доплачивать до мрот
  • Готовое решение доплата до мрот
  • Социальные льготы:
  • Бесплатные лекарства
  • Бесплатный проезд
  • Бесплатный проезд для пенсионеров
  • Бесплатный проезд пенсионерам
  • Вдова ветерана ВОВ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 7 Конституции РФ(В. Трофимов)Суд разъяснил, что статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты(Федорова М. )(«Закон», 2020, N 12)Что касается отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсационных выплат) и мер социальной поддержки, правовое регулирование которых получило свое развитие сообразно правовым позициям Конституционного Суда, то они весьма многообразны и охватывают практически всю систему социальной защиты, структурированную как по организационно-правовым формам, так и по категориям граждан — адресатов соответствующих социальных предоставлений (семьи с детьми, пенсионеры, инвалиды, ветераны, жертвы политических репрессий и радиационных катастроф, жители северных территорий и др.

На уровень субъектов Федерации осознанно переведена проблема отмены федеральных льгот. Такого рода рассредоточение усложняет первичную научную проработку вопроса, приводит к противопоставлению и несоответствию государственных, региональных, муниципальных и федеральных интересов, к местничеству и волюнтаризму.

Это остается проблемой государства, даже если в таких условиях остается проблема трансформации и создания системы льгот, как и прежде. В юридической реальности изменения должны представлять собой систематическую деятельность по совершенствованию механизма правового регулирования, предусматривающую конкретные промежуточные периоды, стадионы и этапы, которые обеспечивают соответствующие стратегические приоритеты и цели, но не случайно. Политика преференциального права является одним из блоков составляющих иллюстраций в правовой сфере. Это механизм, связывающий инструменты преференций с решением политических, демографических, социально-экономических, миграционных и других задач, стоящих перед современным обществом. Государство может оказать заметное влияние на социальные процессы, в необходимых случаях только путем изменения его интенсивности, направления, количественных и качественных характеристик, и все это с помощью политики преференций.

Прежде всего, следует отметить, что льготно-правовая политика — это систематическая деятельность по совершенствованию самого концессионного процесса, комплекс мер, необходимых для предоставления ответов на вызовы и проблемы правовой жизни общества. Правовую политику в области гарантий и льгот следует также рассматривать как наиболее важный вид деятельности институтов гражданского общества, предлагающий решения во всех областях, которые отвечают социальным потребностям общества и его сегментов.

Нормальное функционирование и развитие правовой системы российского общества обеспечивается реализацией преференциальной политики и определяет общее направление правовых последствий. При оказании влияния на право различных факторов субъективной и объективной реальности полезность как средство правовой дифференциации направлена на поддержание единства, основных функций и качеств.

Если оценить перспективы изменения льгот, здесь, скорее всего, не произойдет пересмотра категории и перехода к льготам для лиц предпенсионного возраста, так как на самом деле большая часть льгот ориентирована на неработающих в связи с их затрудненным материальным положением (кроме случая специальных вкладов в банке, там малообеспеченность не важна).

В целом механизм предоставления льгот в РФ формировался на протяжении достаточно длительного времени и на сегодняшний момент отвечает запросам и тенденциям развития государства. Однако сфера социального обеспечения продолжает постоянно развиваться, в связи с чем необходимо и совершенствование предоставления льгот.

Выводы по главе 1

Система социальных пособий должна быть ориентирована на разделение потребностей, региона проживания, семьи и материального положения субъектов социального обеспечения.

Льготы в праве социального обеспечения подразделяются на пособия, предоставление отдельных услуг на безвозмездной основе либо с предоставлением скидки по оплате.

В некоторых случаях предоставление услуг интерпретируется как привилегия (доставка горячей еды на дом, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и т. ) Между тем, в праве социального обеспечения отсутствует такой термин как «привилегия», а само по себе предоставление льгот рассматривается как гарантия реализации конституционного права на достойную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *