УЧЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НАСЕЛЕНИЮ



Новости и аналитика



Бухгалтерский учет в бюджетной сфере

Пунктом 257 Инструкции N 157 установлено, что аналитический учет расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, в разрезе контрагентов (получателей выплат), групп контрагентов, учетных номеров денежных обязательств.

В учреждении более 100 мер социальной поддержки. Для учета всех мер применяется специальная программа, в которой отражены все получатели (Ф. И. О. и все остальное). В бухгалтерской программе учет мер соцподдержки ведется на счете 302 в разрезе всех коммерческих банков (с наименованием каждой меры), которым перечисляются денежные средства и направляются реестры со списками для зачислений получателям (не в разрезе каждого получателя мер соцподдержки — физического лица).

В акте проверки указано это как нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пунктов 254, 257 Инструкции 157н.

Учетной политикой установлено, что аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе организаций, осуществляющих доставку получателям социальных выплат, путем использования: АО Почта России, МАУ «Контакт», иные кредитные учреждения и получатели мер социальной поддержки по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1.302.60.000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1.401.20.000.

Можно ли в учетной политике установить, что используется другая программа для учета получателей мер социальной помощи?

Пунктом 257 Инструкции N 157 установлено, что аналитический учет расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики, в разрезе контрагентов (получателей выплат), групп контрагентов, учетных номеров денежных обязательств.

В учреждении более 100 мер социальной поддержки. Для учета всех мер применяется специальная программа, в которой отражены все получатели (Ф. И. О. и все остальное). В бухгалтерской программе учет мер соцподдержки ведется на счете 302 в разрезе всех коммерческих банков (с наименованием каждой меры), которым перечисляются денежные средства и направляются реестры со списками для зачислений получателям (не в разрезе каждого получателя мер соцподдержки — физического лица).

В акте проверки указано это как нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пунктов 254, 257 Инструкции 157н.

Учетной политикой установлено, что аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе организаций, осуществляющих доставку получателям социальных выплат, путем использования: АО Почта России, МАУ «Контакт», иные кредитные учреждения и получатели мер социальной поддержки по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1.302.60.000 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1.401.20.000.

Можно ли в учетной политике установить, что используется другая программа для учета получателей мер социальной помощи?

УЧЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НАСЕЛЕНИЮ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках учетной политики учреждение может закрепить порядок, при котором с целью учета социальных выплат контрагенты будут объединены по группам в зависимости от кредитной организации, через которую контрагент получает выплату. При этом также следует утвердить документы, которые будут формироваться в информационной системе, где происходит расчет социальных выплат, которые будут являться основанием для отражения операций в учете.

До 16.10.2020 пункт 257
Инструкции N 157н, не содержал требований об учете пенсий, пособий и иных социальных выплат в разрезе контрагентов (получателей выплат), групп контрагентов, учетных номеров денежных обязательств. Однако в настоящее время такие требования в инструкции содержатся.

Отдельно отметим, установленную возможность вести аналитический учет расчетов по группе контрагентов, что, по нашему мнению, дает возможность предусмотреть учетной политикой порядок, при котором с целью учета контрагенты будут объединены по группам в зависимости от кредитной организации, через которую контрагент получает выплату.

Кроме того, такой порядок также предусмотрен абзацем 4 п. 257
Инструкции N 157н, согласно которому применение способа организации аналитического учета по группам контрагентов (группам получателей выплат) допустимо при условии обеспечения ведения субъектом учета (учреждением) персонифицированного учета расчетов с получателями выплат (в разрезе контрагентов) вне балансовых счетов Рабочего плана счетов (в управленческом учете).

В качестве дополнительного обоснования возможности такого учета можно рассматривать начисление и выплату заработной платы. Дело в том, что, как правило, заработная плата начисляется в одной информационной системе, а учет по счету 30211 ведется в другой «бухгалтерской» информационной системе. При этом в «бухгалтерской» информационной системе обычно не заводится контрагент на каждого работника, а создается единый контрагент «Сотрудники». Однако Приказом N 52н предусмотрен ряд документов, которые являются основаниями для отражения начисления зарплаты в учете. Следовательно, учетной политикой по аналогии также следует предусмотреть документы, которые будут формироваться в информационной системе, где происходит расчет социальных выплат, которые будут являться основанием для отражения операций в учете. 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Гурашвили Роман 

Ответ прошел контроль качества 

10 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

См. Таблицу
соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемую в 2023 году.

Социальные пособия и выплаты гражданам

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по безработице
  • Детские пособия

    :

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2020 г.) 

Также в 2020 году в целях социальной поддержки семей, имеющих детей, в период пандемии установлены дополнительные выплаты. Так, семьи, имеющие детей младше трех лет, вправе получить ежемесячные выплаты за апрель, май и июнь 2020 года в размере 5 000 руб. на каждого ребенка до трех лет. На детей от 3 до 16 лет выплачивается единовременное пособие в размере 20 000 руб. на каждого ребенка такого возраста.

Последняя актуализация: 26 июня 2020 г.

Документы по теме: 

  • Федеральный закон
    от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • Федеральный закон
    от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
  • Федеральный закон
    от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Постановление
    Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • Приказ
    Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»
  • Закон
    РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
  • Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»
  • Постановление
    Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1326 » О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год
    »


На данную подстатью КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе на:


оплату пособий и денежных компенсаций различным категориям граждан, путевок на санаторно-курортное лечение и в детские оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний, бесплатного проезда на пригородном железнодорожном, внутригородском транспорте и транспорте пригородного сообщения, междугородном транспорте;


выплату выходных пособий работникам, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении, не связанном с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, изменением структуры учреждений и иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения;



выплату гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы, в связи с реорганизацией государственного органа (изменением его структуры), не приводящей к сокращению должностей гражданской службы;

(в ред. Приказа
Минфина России от 20.06.2016 N 89н)

(см. текст в предыдущей редакции
)


выплату выходных пособий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении в связи с проведением мероприятий по оптимизации численности, осуществляемых на основании решений Президента Российской Федерации;

(абзац введен Приказом
Минфина России от 05.10.2015 N 156н)


выплату выходного пособия работникам, гражданским служащим, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов (органов безопасности), имеющим специальные звания, при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, осуществляемые в порядке и в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, в случае если численность или штат указанного учреждения сохраняется и передается в другие учреждения, подведомственные органу государственной власти (органу местного самоуправления), принявшему решение о ликвидации либо реорганизации (в том числе в результате иных организационно-штатных мероприятий);


выплату дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренной частью третьей статьи 180
Трудового кодекса Российской Федерации (в случае, если ликвидация организации, сокращение численности или штата организации осуществляется в целях перераспределения высвобождаемых сотрудников в другие организации, подведомственные органу государственной власти, принявшему соответствующее решение);


выплату работникам, гражданским служащим среднемесячного заработка на период трудоустройства при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждения, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения;


выплату материальной помощи безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, а также в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;


выплату суточных безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению службы занятости;


оплату технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая зубные протезы, обеспечения лекарственными средствами различных категорий граждан, обеспечение инвалидов транспортными средствами (включая расходы по доставке, хранению и подготовке транспортных средств к выдаче получателю), компенсаций расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации;


выплату ежемесячного пособия на ребенка;


социальные выплаты гражданам на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов;


оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг;


выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;


оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;



оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262
Трудового кодекса Российской Федерации (в части расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации);

(в ред. Приказа
Минфина России от 12.03.2015 N 36н)

(см. текст в предыдущей редакции
)


осуществление единовременных денежных выплат медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года, медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являющимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года), в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации;


уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

(абзац введен Приказом
Минфина России от 12.03.2015 N 36н)


другие аналогичные расходы.

Министерство финансов Российской Федерации для использования в работе направляет разъяснения порядка применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении расходов (операций) на реализацию мер социальной поддержки населения и персонала в рамках законодательства Российской Федерации в области социального обеспечения.

Отражение расходов (операций) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений по соответствующим кодам бюджетной классификации начиная с 2021 года осуществляются в соответствии с:

Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 98н) (далее — Порядок N 85н);

Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 222н *
) (далее — Порядок N 209н).

1. По вопросу приобретения товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения.

В соответствии с пунктом 46.3 и 48.3.2.3 Порядка 85н, Порядком N  209н расходы (операции) на приобретение товаров, работ, услуг в целях социального обеспечения граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бывших сотрудников государственных (муниципальных) органов, учреждений подлежат отражению по виду расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» классификации расходов бюджетов, увязанному в целях бухгалтерского (бюджетного) учета со следующими подстатьями КОСГУ:

— 226 «Прочие работы, услуги» в части расходов по выплате вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства, а также по выплате денежного вознаграждения за осуществление ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в приемных семьях;

— 261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения» в части расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования;

— 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» в части осуществления расходов на приобретение товаров, работ и услуг гражданам, в том числе компенсация (возмещение) указанных расходов, в целях реализации мер социальной поддержки вне рамок систем государственного обязательного пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования, в частности по:

приобретению (пополнению) единого социального проездного билета отдельным категориям граждан;

оплате договоров на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями отдельных категорий граждан (приобретение в целях последующей выдачи лекарственных препаратов для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинских изделий по рецептам на медицинские изделия, включая расходы по транспортировке, хранению и льготному отпуску через аптечные организации гражданам (бесплатно или со скидкой) лекарственных средств и медицинских изделий);

закупке товаров, работ, услуг для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся в образовательных организациях;

оплате услуг по проведению ремонта жилых помещений, занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществлению медицинского освидетельствования безработных граждан при направлении их на профессиональное обучение (переобучение);

выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

оплате стоимости проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и оздоровления и обратно;

оплате стоимости проезда к месту прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность и обратно, найма жилого помещения на время обучения безработным гражданам, женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятым гражданам, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, при направлении органами службы занятости;

оплате стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства, найма жилого помещения безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

социальной поддержке в виде обеспечения автономными пожарными извещателями мест проживания отдельных категорий граждан;

социальной поддержке учащихся общеобразовательных организаций из многодетных малоимущих семей по обеспечению бесплатным питанием и школьной формой либо замещающим ее комплектом деткой одежды для посещения школьных занятий, по предоставлению наборов школьно-письменных принадлежностей отдельным категориям обучающихся, например, первоклассникам общеобразовательных организаций из многодетных семей;

— 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» в части расходов по оплате бывшим работникам путевок на санаторно-курортное лечение, медицинской помощи и иных аналогичных расходов;

2. По вопросу осуществления социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами.

Осуществление в пользу граждан социальных выплат в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также мер социальной поддержки населения, являющихся публичными нормативными обязательствами, отражается по виду расходов 313 «Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам» классификации расходов бюджетов, увязанному в целях бухгалтерского (бюджетного) учета со следующими подстатьями КОСГУ:

— 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» в части расходов на выплату органами государственной власти (органами местного самоуправления) физическим лицам, в том числе работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами;

— 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам», например, в части расходов на:

пособия лицам, являвшимся сотрудниками федеральной фельдъегерской связи, получившим телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшего осуществления служебной деятельности, а также семьям и иждивенцам погибших (умерших) сотрудников федеральной фельдъегерской связи;

ежемесячные выплаты гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел без права на пенсию, имеющим общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет;

выплаты оклада по воинскому званию военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию;

пособия и компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы;

— 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» в части расходов на выплату пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также оплата услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата изготовления и установки надгробных памятников указанным лицам).

3. По вопросу приобретения путевок на санаторно-курортное лечение, организации отдыха детей и их оздоровления.

Расходы учреждения (работодателя) на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение штатным работникам учреждения следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», увязанному в целях бухгалтерского (бюджетного) учета с подстатьей 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ.

Расходы по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, а также расходы по оплате стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляемые органами социальной защиты (поддержки) населения в пользу граждан, подлежат отражению по виду расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения», увязанному в целях бухгалтерского (бюджетного) учета с подстатьей 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ.

4. По расходам на выплату социального пособия на погребение, оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Расходы на выплату социального пособия на погребение, оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами отражаются по соответствующим видам расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов», 149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов», увязанным в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета с подстатьями КОСГУ:

265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» в части выплаты социального пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение;

266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» в части оплаты 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, осуществляемое в порядке, предусмотренном пунктом 2.5.4 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н, как восстановление кассовой выплаты следует отражать по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.

* Находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации

— на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их соцобеспечения;

— на осуществление социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами;

— на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, в организации отдыха детей и их оздоровления;

— на выплату социального пособия на погребение, оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Письмом Минфина РФ от 27.12.2019 № 02-08-10/102939 доведено Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления (далее – Руководство Минфина). Особое внимание в этом документе уделено порядку применения КОСГУ в отношении выплат физическим лицам по оплате труда. В консультации рассмотрим особенности разграничения различных выплат физлицам, как связанных, так и не связанных с оплатой труда, с учетом разъяснений финансового ведомства.

Порядок применения КОСГУ утвержден Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Кроме того, необходимо принимать во внимание:

  • Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153);

  • примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ (опубликованы на сайте www.minfin.ru по состоянию на 13.05.2019);

Согласно Порядку № 209н выплаты физическим лицам подразделяются:

  • на выплаты работникам на оплату труда;

  • на выплаты работникам, не связанные с оплатой труда;

  • на выплаты физическим лицам, не являющимся работниками учреждения (бывшим работникам, населению).

К категории выплат по оплате труда относятся:

1) заработная плата
(подстатья 211 «Заработная плата» (здесь и далее – подстатья КОСГУ));

2) начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»);

3) несоциальные выплаты персоналу, не отнесенные к заработной плате:

  • в денежной форме (подстатья 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»);

  • в натуральной форме (подстатья 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»).

Обратите внимание:
к выплатам в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (иному физическому лицу), а также компенсация (возмещение) расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Выплаты в натуральной форме имеют стоимостный эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам (физическому лицу). Названные выплаты могут носить как социальный, так и несоциальный характер.

Социальные выплаты персоналу (за исключением выплат по оплате труда) также делятся на выплаты:

  • в денежной форме (подстатья 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме»);

  • в натуральной форме (подстатья 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме»).

Социальные выплаты населению, бывшим работникам тоже осуществляется:

  • в денежной форме (подстатьи 262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме», 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме»);

  • в натуральной форме (подстатьи 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме», 265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме»).

Классификацией также предусмотрено разграничение прочих несоциальных выплат физическим лицам на выплаты:

  • текущего характера (подстатья 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»);

  • капитального характера (подстатья 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»).

Несоциальные выплаты

Как следует из Руководства Минфина, несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников в определенной сфере трудовой деятельности, стипендии, а также выплаты компенсаций за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный единицами сектора государственного управления, в том числе по решению суда либо добровольно.

Заработная плата (подстатья 211)

Согласно Руководству Минфина оплата труда работников измеряется величиной вознаграждения в денежной или натуральной форме, которое работник имеет право получить от работодателя за работу, выполненную в течение соответствующего периода, и которое выплачивается авансом по мере выполнения работы или же после ее завершения.

Выплатами, относящимися к заработной плате, являются:

1) базовая заработная плата:

  • выплаты по должностным окладам, ставкам заработной платы, почасовой оплате, воинским и специальным званиям;

  • ежемесячное денежное вознаграждение судьи;

  • доплата к заработной плате до минимального размера оплаты труда;

  • выплата зарплаты, осуществляемая на основании судебного решения;

  • выплата за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;

  • выплата за сверхурочную работу;

  • выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы ( ст. 151
    ТК РФ); и др.;

  • выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год;

  • выплата надбавки в виде ежемесячного денежного поощрения;

  • единовременная выплата к юбилейным датам муниципальных служащих;

  • выплата материальной помощи за счет фонда оплаты труда; и др.;

3) специальные надбавки:

  • надбавки за выслугу лет;

  • выплата за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

  • выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;

  • ежемесячные доплаты работникам за почетное звание;

  • надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

  • надбавка за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности);

  • надбавка за шифровальную работу, за знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора;

  • надбавка за особые условия государственной гражданской и иной службы;

  • надбавка за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока;

  • надбавка за сложность, напряженность, специальный режим работы; и др.;

4) оплата отпусков:

  • оплата ежегодных отпусков, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск
    ;

  • единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;

  • выплата сотруднику при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск ( ст. 127
    ТК РФ);

  • оплата отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации
    или обучение другим профессиям;

  • оплата дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и др.

Начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213)

Данные расходы представляют собой отчисления на социальные нужды, производимые работодателями в фонды с целью обеспечить своим работникам право на получение социальных пособий. К начислениям на выплаты по оплате труда относятся как расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, так и пособия, выплачиваемые работодателем за счет средств ФСС штатным работникам.

Несоциальные выплаты работникам в денежной и натуральной формах (подстатьи 212, 214)

В Руководстве Минфина поясняется, что к несоциальным выплатам персоналу относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере. Данные выплаты представляют собой суммы денежных средств, а также оплату товаров, работ, услуг, выплачиваемые (предоставляемые) работодателями в соответствии с законодательством РФ в пользу работников и (или) их иждивенцев, членов семей, не относящиеся к заработной плате дополнительные выплаты (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленные условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников)).

Несоциальные выплаты в денежной форме – выплаты денежных средств, которыми работник может распоряжаться по своему усмотрению и которые не обусловлены фактическим потреблением товаров, работ и услуг. Данные выплаты могут быть рассчитаны из определенных физических и денежных показателей (выплата работнику на ремонт жилого помещения, рассчитанная из нормативной стоимости ремонта квадратного метра жилья и площади жилого помещения, предоставляемая с определенной периодичностью (например, раз в 10 лет), но не обусловленная наличием конкретных расходов физического лица).

Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работников (то есть работники могут использовать их по своему усмотрению для удовлетворения своих потребностей или потребностей членов их семей). Данные выплаты, как правило, состоят из товаров и услуг, приобретенных у производителя от имени работника, а также компенсаций, связанных с возмещением расходов работника на приобретение товаров, работ и услуг. Например, выплаты в натуральной форме могут включать оплату (компенсацию) медицинских услуг работникам и иных товаров и услуг. Несмотря на то, что эти возмещения (частичные или полные), как правило, выплачиваются в денежной форме, они отражаются как выплаты в натуральной форме, так как предполагается, что они производятся непосредственно за совершенную покупку.

При осуществлении работодателем выплат в натуральной форме работник не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать выплату (выплата просто освобождает его от необходимости осуществления расходов за счет собственных средств). Например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим выплатам в натуральной форме (подстатья 214), поскольку данная выплата осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников в целях стимулирования занятости в определенных местностях.

Примеры отдельныхнесоциальныхвыплат в денежной и натуральной формах приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.

Социальные выплаты

Выплаты относятся к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.

Социальные выплаты делятся в зависимости от типа получателей:

  • бывшие работники (служащие);

  • иные физические лица (население).

Социальные пособия, выплачиваемые в денежной форме, позволяют физическому лицу использовать эти денежные средства точно так же, как доходы, получаемые из других источников.

К социальным пособиям в натуральной форме относятся приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты физическим лицам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов физлицам на приобретение товаров, работ и услуг.

Когда социальные пособия выплачиваются в натуральной форме, физическое лицо не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать пособия.

Социальные выплаты персоналу (подстатьи 266, 267)

Отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала.

Примеры отражения отдельныхсоциальныхвыплат персоналу в денежной и натуральной формах в соответствии с Порядком № 209н приведены в таблице.

Социальные выплаты населению, бывшим работникам (подстатьи 262 – 265)

Примеры отражения отдельных социальных выплат населению, бывшим работникам в денежной и натуральной формах приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.

Прочие несоциальные выплаты физическим лицам

В Порядке № 209н предусматривается обособление прочих выплат физическим лицам, не связанных с социальными рисками (подстатьи 296, 298). Названные выплаты также делятся на текущие, капитальные и детализируются по получателям.

К текущим выплатам относятся уплата членских взносов в организации; стипендии, не связанные с социальными рисками, выплаты в части возмещения судебных издержек истцам, морального ущерба, неосновательного обогащения и т. п. выплаты.

К капитальным выплатам, включаемым в данную категорию, относятся крупные, исключительные, непериодические выплаты компенсаций за значительный ущерб или серьезные травмы, не покрываемые страховыми полисами, и иные аналогичные расходы.

Примеры отражения отдельных прочих несоциальных выплат текущего и капитального характера физическим лицам приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.

В заключение необходимо выделить еще одну категорию выплат персоналу – выплаты в виде возмещений и компенсаций расходов, понесенных работниками в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (не связанных с оплатой труда).

Согласно Порядку № 209н приобретение работ, услуг организациями бюджетной сферы, потребляемых непосредственно в процессе производства, относится на соответствующую подстатью статьи 220 «Оплата работ, услуг».

Примеры отражения выплат, понесенных работниками в связи с исполнением ими трудовых обязанностей и направленных на процесс производства, приведены в таблице в соответствии с Порядком № 209н.

Материальная помощь от государства может стать хорошим фундаментом для молодой семьи. В России предусмотрено несколько видов выплат на ребенка, которые могут получать малоимущие семьи, семьи военных, многодетные семьи и другие категории льготников. О том, какие бывают детские пособия, куда обратиться и как правильно оформить документы, чтобы их получить, — в материале «Ленты.ру».

Какие бывают пособия на детей?

Российское законодательство предусматривает разные меры поддержки семей с детьми. В их число входят единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка и другие. Каждое из них выплачивается в определенные даты, сумма может меняться в зависимости от количеств детей в семье и размера заработка родителей. Причем в регионах могут быть предусмотрены дополнительные выплаты. Назначает пособия Социальный фонд России.

Единое пособие на детей

Это универсальное пособие на детей, которое объединило в себе пособие беременным при постановке на учет в ранние сроки, пособие по уходу за ребенком
до полуторагодовалого возраста для незастрахованных граждан, ежемесячное пособие на ребенка до трех лет и ряд других выплат.

С 1 января 2023 года в России выплачивается единое пособие на детей

Юрист, специалист по семейному праву и профессиональный медиатор Людмила Зайцева в беседе с «Лентой.ру» отметила, что единое пособие на детей рассчитывается в зависимости от регионального прожиточного минимума на душу населения.

Главный критерий выплаты — среднедушевой доход семьи не должен превышать прожиточный минимум
на душу населения в субъекте.

Людмила Зайцева
, юрист по семейному праву, профессиональный медиатор

Получать единое пособие на детей могут беременные женщины, вставшие на учет в ранние сроки — до 12 недель. Также на выплаты могут претендовать семьи с детьми до 17 лет. Пособие выплачивается при соблюдении ряда условий.

При каких условиях выплачивается единое пособие на детей:

  • средний доход семьи на одного человека (доход семьи, разделенный на количество членов семьи) не превышает прожиточного минимума за расчетный период;

  • соблюдается разрешенный перечень имущества — например, для получения пособия семья не может иметь две машины (с перечнем разрешенного имущества можно ознакомиться на сайте Министерства труда и соцзащиты РФ);

  • члены семьи получают доход или есть уважительная причина для отсутствия заработка (эти причины определяются «правилом нулевого дохода»).

Расчетный период — календарный год, который предшествует одному месяцу до месяца обращения за пособием. Например, если семья подала заявление в июне 2023 года, то расчетный период будет с мая 2022 по апрель 2023 года.

Сумма единого пособия на детей

Единое пособие на детей может составлять 50, 75 или 100 процентов от регионального прожиточного минимума на детей. В среднем по России эта сумма составляет от 8 до 16 тысяч рублей на каждого ребенка.

У универсального пособия предусмотрены сохранные нормы. Так, если ребенок родился до 31 декабря 2022 года, семья может оформить пособие по старым правилам или перейти на единое пособие на ребенка.

Единовременное пособие при рождении ребенка

По словам Зайцевой, единовременное пособие при рождении ребенка предоставляется одному из родителей. При рождении двух и более детей, отмечает эксперт, такое пособие выплачивается на каждого ребенка.

В 2023 году данное пособие составляет 22 тысячи 909 рублей 03 копейки.

Людмила Зайцева
, юрист по семейному праву, профессиональный медиатор

Причем при назначении пособия не учитываются доходы семьи и количество детей, наличие или отсутствие работы. Кроме того, согласно приказу Минтруда РФ от 29.09.2020 N 668н, единовременное пособие при рождении ребенка могут получать и россияне за границей.

Работающим родителям единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается автоматически после регистрации рождения ребенка.

Если же оба родителя не работают, обращаться за пособием нужно в Социальный фонд России. Написать заявление можно через портал «Госуслуги». « Также в некоторых регионах предусмотрены дополнительные пособия по рождению ребенка. О критериях этих выплат лучше узнавать у себя в регионе», — отмечает Людмила Зайцева.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Это пособие может получать один из усыновителей, опекунов или приемных родителей ребенка, которого берут на воспитание. Выплата не зависит от дохода и имущества семьи. Согласно статье 12.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, если на воспитание в семью передают двух и более детей, пособие выплачивается на каждого ребенка.

20 472 рубля
составляет размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Если семья усыновила ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, а также братьев или сестер, сумма пособия составит 156 428 тысяч рублей на каждого ребенка.

Пособие по беременности и родам

Право на получение такого пособия имеют матери, а также усыновительницы детей до трех месяцев и женщины — индивидуальные предприниматели, если за год до ухода в декрет они сделали взносы в Социальный фонд России. В любом случае выплаты получают только матери, а не отцы, с соблюдением ряда условий.

При каких условиях выплачивается пособие по беременности и родам:

  • мать работает по трудовому договору;

  • мать — студентка дневной формы обучения;

  • мать — военнослужащая по контракту;

  • во время декретного отпуска мать уволили в связи с ликвидацией компании.

Размер пособия составляет 100 процентов от среднего заработка за два календарных года, а если мать — студентка, для нее пособие будет рассчитываться исходя из размера стипендии. Для работающих по трудовому договору россиянок минимальная сумма декретных за весь срок больничного составит 74 757,2 рубля.

Максимальная сумма пособия по беременности и родам в 2023 году

Пособие по уходу за ребенком

Людмила Зайцева отметила, что такое пособие выплачивается до того, как ребенку исполнится полтора года. Получить его могут мать, отец, бабушки или дедушки, усыновители, опекуны — в общем, лица, которые ухаживают за ребенком во время отпуска по уходу.

По общему правилу, пособие составляет 40 процентов от среднего заработка получателя. Максимальная выплата, если отпуск начался в 2023 году, составит 33 591 рубль 47 копеек.

8 591 рубль
составляет минимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2023 году.

На каких условиях выплачивают пособие по уходу за ребенком:

  • если пособие предоставляется через работодателя, сотрудник имеет право получить 40 процентов от среднего заработка за два года, но не более 33 282 рублей;

  • если в предшествующие два года человек не работал, ему полагается минимальный размер пособия — 8 591 рубль; пособие предоставляется, если неработающий не получает пособия по безработице;

  • если мать уволили во время декрета в связи с ликвидацией компании-работодателя, она будет получать 40 процентов от своего среднего заработка, но не более 17 182 рублей.

Если мать решила сразу после родов продолжить работу в течение полного дня — неважно, в офисе или удаленно, — ей в выплате пособия откажут.

Материнский капитал

Материнский капитал получают женщины после рождения или усыновления ребенка. По словам Людмилы Зайцевой, его сумма зависит от того, какой ребенок по счету в семье, а также от даты его рождения.

Например, если первый ребенок появился в 2023 году, выплата составит 586 946 рублей. Размеры маткапитала в других случаях можно узнать, перейдя на портал «Госуслуги», или в отделении Социального фонда России

Людмила Зайцева
, юрист по семейному праву, профессиональный медиатор

Отцы также могут претендовать на выплату материнского капитала, например, если мать ребенка лишили родительских прав.

Эксперт подчеркнула, что в некоторых регионах могут назначаться дополнительные выплаты к материнскому капиталу. В России сумма материнского капитала регулярно индексируется.

Сумма материнского капитала:

  • после индексации 1 февраля 2023 года материнский капитал вырос до 587 тысяч рублей за первого ребенка и до 775,6 тысячи рублей — за второго;

  • если семья уже получила сертификат на первого ребенка, доплата на второго составит 188,6 тысячи рублей.

Планируется, что за 2023 год маткапитал вырастет
еще на 12,4 процента и составит 589 тысяч рублей и 779 тысяч рублей за первого и второго ребенка соответственно.

Читать также:  Гоку центр социального обслуживания и выплат новгородской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *