СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ВЫПЛАТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ

Субъект социального обеспечения

 — это участник правоотношения (физическое лицо, или организация), обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

    1. Понятие и виды правоотношений по
      социальному обеспечению

    2. Субъекты, объекты и содержание
      правоотношений по социальному
      обеспечению

    3. Основания возникновения, изменения
      и прекращения правоотношений по
      социальному обеспечению

Правовые отношения
в сфере социального обеспечения

 — общественные отношения, возникающие между гражданином и органом социального обеспечения, складывающиеся по поводу материального блага на основании норм права социального обеспечения.

Обязательной предпосылкой возникновения правоотношений в сфере социального обеспечения являются юридические факты.

Структура данных правоотношений традиционно представлена тремя элементами: субъектами, объектом и содержанием.

Основания возникновения (изменения, прекращения) правовых отношений в сфере социального обеспечения

Основание возникновения (изменения, прекращения) правоотношения ( юридический факт
) — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права социального обеспечения связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению.

Юридические факты в форме действий характерны для возникновения процедурных правоотношений, где лицо, желающее реализовать свое право на какой-либо вид социального обеспечения, подтверждает свое волеизъявление путем действия (например, заявления о назначении пенсии).

Помимо деления юридических фактов на действия и события, существует и иная классификация. По характеру юридических последствий
выделяют:

  • правообразующие факты (наступление пенсионного возраста);
  • правоизменяющие факты (изменение группы инвалидности);
  • правопрекращающие факты (окончание временной нетрудоспособности).

Субъектом
правоотношений по социальному обеспечению
является его участник, обладающий
субъективными правами и обязанностями
согласно законодательству о социальном
обеспечении.

Субъекты

– это участники правоотношений,
наделенные субъективными правами и
несущие обязанность.

В
правоотношениях по социальному
обеспечению в качестве субъектов
выступают: государство в лице
государственных компетентных органов,
с одной стороны, и гражданин либо целая
семья, с другой стороны.

Субъекты
материальных социально-обеспечительных
правоотношений по социальному обеспечению
в силу распределительного характера
складывающихся отношений делятся на
две условно находящиеся на разных
полюсах правоотношения группы:

1)
лица – получатели благ по социальному
обеспечению,

2)
лица – представители благ по социальному
обеспечению.

Первая
группа лиц — это граждане – физические
лица, по общему правилу как граждане
РФ, так и иностранные граждане и лица
без гражданства. Никакие юридические
лица получать блага по социальному
обеспечению не имеют право.

Чтобы
стать участником правоотношений по
социальному обеспечению, гражданин
должен обладать правосубъектностью,
состоящей из правоспособности
(признаваемой законом способности иметь
права и обязанности), дееспособности
(признаваемой законом способности
своими действиями реализовывать права
и обязанности), деликтоспособности
(признаваемой законом способности нести
ответственность за правонарушения в
сфере социального обеспечения). Так,
ребенок или инвалид по психическому
заболеванию правоспособны иметь прав
на социальные услуги, пособия, пенсии,
но они недееделиктоспособны, поэтому
за них в правоотношениях по социальному
обеспечению выступают их законные
представители, а при их отсутствии
государственные или муниципальные
органы.

Как
указывается в теории права, правосубъектность
есть условие возможности правоотношения,
это есть система вышеуказанных
способностей субъекта. При этом важно
отличать способность к правообладанию
и самообладание. Ведь субъект может не
стать субъектом определённого
правоотношения в сфере права социального
обеспечения, и реального правообладания
не возникает.

Обыкновенно
выделяется общая, отраслевая и специальная
правосубъектность. То есть субъект,
обладая соответствующей правосубъектностью,
может стадийно становиться субъектом
права вообще, субъектом конкретной
отрасли и, наконец, субъектом конкретных
видовых правоотношений.

Очевидно,
что формулировка ст. 39 и 41 Конституции
РФ дают основание полагать, что
потенциально право на социальное
обеспечение и медицинскую помощь имеет
любой человек с рождения. То есть
отраслевая правосубъектность вытекает
из общей, поскольку данная отрасль права
обуславливает возможное приобретение
благ социально значимой нуждаемостью
лица и определяемыми законом социальными
рисками.

Но,
так как социальное обеспечение
предоставляется в основном в рамках
двух организационно-правовых форм,
можно выделить такую же, как и отраслевую,
широкую, всеохватывающую суботраслевую
правосубъектность в отношениях по
вспомоществованию любому члену общества,
и в отличие от этого более узкую
суботраслевую правосубъектность в
блоке отношений по обязательному
социальному страхованию в основном
наемных работников и их семей.

То
есть субъектами последних указанных
отношений могут быть только лица,
подлежащие либо ранее подлежавшие
обязательному социальному страхованию.

Некоторые
ученые связывают возникновение
правоотношений по выплате страховых
пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам и иных выплат
по обязательному социальному страхованию
исключительно с заключением индивидуального
трудового договора. Имеется в виду, что
правоотношения по поводу этих выплат
возникают не при наступлении страхового
случая и дополнительных юридических
фактов, а одновременно с возникновением
трудовых отношений. Выпячивание связи
некоторых отношений по социальному
обеспечению с трудовыми не оправдывает
указанное предположение о моменте
начала отношений, связанных с выплатой
пособий по социальному страхованию.
Здесь происходит подмена понятий
субъективного права на пособие и
специальной праводееспособности
гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9
Федерального закона от 16 июля 1999 г. « Об
основах обязательного социального
страхования» установил, что отношения
по обязательному социальному страхованию
возникают у застрахованных лиц по всем
видам обязательного социального
страхования с момента заключения
трудового договора с работодателем, а
у лиц, самостоятельно обеспечивающих
себя работой, и иных категорий граждан
– с момента уплаты ими или за них
страховых взносов. Но имеется в виду
финансовый аспект отношений по социальному
страхованию.

Начало
возникновения правосубъектности граждан
в области социального обеспечения надо
различать по видам обеспечения. Гражданин
может иметь одновременно несколько
видов основных правоотношений по
социальному обеспечению, например, быть
субъектом пенсионного правоотношения
по пенсии по инвалидности, субъектом
правоотношения по пособию по временной
нетрудоспособности и субъектом
правоотношения по санаторно-курортному
лечению. Но это не значит, что он имеет
специальную правосубъектность на все
имеющиеся виды социального обеспечения.
Она возникает по каждому виду обеспечения
лишь с возникновением одновременно его
права на этот вид пособия и прекращается
вместе с окончанием этого права.

Читать также:  Списки лиц, имеющих право на получение социальных выплат среди ЕДИНОГО СПИСКА лиц, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья

Семья как
участник правоотношений по социальному
обеспечению может выступать в двух
случаях:


в случае обеспечения пособиями и
компенсационными выплаты семей, имеющих
детей;


в случае обеспечения пенсиями по случаю
потери кормильца.

Вторым
субъектом — представителем благ по
социальному обеспечению является, как
правило, государство (в лице своих
уполномоченных органов и организаций),
а также в случае делегирования или
разрешения с его стороны иные лица –
муниципальные образования, работодатели,
соответствующие образовательные
учреждения, учреждения социального и
медицинского обслуживания.

Со
стороны государства могут выступать
следующие государственные органы:


Министерство здравоохранения и
социального развития РФ;


Департаменты, комитеты, управления
социальной защиты населения;


Окружные управления социальной защиты
населения


Районные управления социальной защиты
населения;


Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования;


Учреждения государственной и муниципальной
системы здравоохранения;


Пенсионные службы силовых министерств
и ведомств;


Предприятия, учреждения, организации;


Органы службы занятости;

В
процедурных правоотношениях принимают
участие такие специфические для данной
отрасли субъекты, как бюро медико-социальной
экспертизы (установление факта
инвалидности, причин инвалидности
ит.д.); клинико-экспертные комиссии;
лечащие врачи (установление факта
временной нетрудоспособности);
администрации организаций, помогающие
в сборе доказательств, подтверждающих
юридический факт, дающий право на
определенный вид социального обеспечения,
а также компетентный орган, управомоченный
выносить решение о предоставлении этого
вида социального обеспечения и в его
отказе.

В
процессуальных отношениях участвуют
следующие субъекты:


вышестоящий орган в отношении органа,
принявшего спорное решение (например,
областной Пенсионный фонд РФ, главное
бюро медико-социальной экспертизы), и
гражданин оспаривающий это решение
(административный порядок разрешения
спора),


гражданин, оспаривающий решение
компетентного органа, сам компетентный
орган, суд общей юрисдикции, а в некоторых
случаях прокуратура (судебный порядок
разрешения спора).

Момент
возникновения у компетентного органа
(второго субъекта) его правосубъетности
в сфере социального обеспечения
определяется нормативным актом о его
создании и компетенции (его уставом,
положением о нем ит.д.), предусматривающим
его права и обязанности по социальному
обеспечению.

Все
вторые субъекты правоотношений по
социальному обеспечении являются
органами правоприменительными, в то
время как в процессуальных правоотношениях
по рассмотрению споров они являются
юрисдикционными правоохранительными,
правовостановительными органами.

Объект

– это конкретное материальное благо
или действие, по поводу которого,
возникают конкретные правоотношения.

В
процедурных правоотношениях объектом
выступают юридические действия по
установлению права на данный вид
обеспечения и назначение его или
юридическое действие по установлению
необходимого определенного юридического
факта – сбор доказательств, подтверждающих
юридический факт, дающий право на
определенный вид социального обеспечения;
вынесение компетентным органом решения
о предоставлении этого вида социального
обеспечения или решения об отказе.

В
основных материальных социально-обеспечительных
отношениях объектом выступает реализация
права на данный вид социального
обеспечения, те есть получение его
деньгами или в натуральном виде
(пенсионное
обеспечение, обеспечение пособиями,
социальное обслуживание).

В
процессуальных отношениях объектом
выступает юридическое действие по
рассмотрению спора в области социального
обеспечения по поводу нарушенного
права.

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения
по социальному обеспечению —
общественные отношения, урегулированные
нормами права, возникаю­щие между
гражданами и органами государства,
местного са­моуправления, организациями
и гражданами-работодателями,
по поводу
предоставления гражданам материального
и иных видов обеспечения в случае
наступления социальных рисков.

Признаки
правоотношений
по социальному обеспечению:

  1. правоотношения
    имеют волевой характер;

  2. складываются
    между обязанными (органы государства,
    местного самоуправления, организации
    и граждане-работодатели)
    и уполномоченными
    (граждане) субъектами;

  3. возникают по
    поводу материального и иных видов
    обе­спечения;

  4. возникают на
    основе юридических фактов.

Существуют различные
классификации правоотношений по
социальному обеспечению.

Основная классификация
проводится по
видам обеспече­ния (по
объекту правоотношения): пенсионные,
по предо­ставлению пособий (обеспечению
пособиями), компенса­ционных выплат,
по медицинской помощи, социальному
обслуживанию, предоставлению мер
социальной поддерж­ки. Данные виды
правоотношений содержат более мелкие
единицы классификации — подвиды.
Например,
пенсион­ные правоотношения подразделяются
на правоотношения по поводу предоставления
пенсии по старости, инвалидно­сти,
случаю потери кормильца, за выслугу
лет, социальной пенсии.

По сроку действия
правоотношения
по социальному обе­спечению могут
быть длительными (выплата пенсии,
по­собий), в том числе пожизненными,
и единовременными (кратковременными)
(к примеру, выплата единовременного
пособия).

Предпосылками
возникновения правоотношений по
со­циальному обеспечению являются
правосубъектность сторон и юридические
факты.


  1. Е. Е. Мачульская, К. В. Добромыслов. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. 2006
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / КонсультантПлюс

    . Дата обращения: 21 января 2020.
    Архивировано
    2 ноября 2020 года.



— граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства;

— лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению;

— беженцы и вынужденные переселенцы;

— семья (при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца).

2. Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения:

— органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пенсии и пособия, предоставляют услуги и т. п.;

— специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т. д.);

— органы здравоохранения (предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т. д.);

— органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства, учреждения интернатского типа и т. д.).

По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставить работнику в случае его болезни, декретного отпуска пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам).

Читать также:  Относится ли пособие по безработице к социальным выплатам запрещающий удерживать долг

Структура правовых отношений в сфере социального обеспечения


Субъект правоотношения в сфере социального обеспечения
 — участник данного правоотношения, которого нормы права социального обеспечения наделяют конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями.

Особенностью данной разновидности правоотношений является то, что субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения могут являться только граждане с одной стороны, а с другой — орган государственной власти, орган местного самоуправления или организация (управомоченный орган или организация).

Гражданин, как правило, является управомоченной стороной в правоотношении. Чтобы стать субъектом правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью
. Она является условием приобретения и реализации гражданином субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения.

Управомоченный орган или организация, как правило является обязанной стороной в правоотношении и его правосубъектность определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.


Объекты правовых отношений в сфере социального обеспечения

Объектом правоотношений в сфере социального обеспечения являются материальные блага, по поводу предоставления и использования которых складываются данные отношения:

  • денежная выплата (пенсия, пособие);
  • натуральная выдача (социальные услуги, медицинская помощь);
  • предоставление льготы (снижение платы за коммунальные платежи на 50 %) [5]

    .


Содержание правовых отношений в сфере социального обеспечения составляют субъективные права и корреспондирующие им юридические обязанности субъектов правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности образуют юридическую связь между субъектами правоотношения, которая, как правило, представлена правами субъекта на социальное обеспечение и обязанностями управомоченного органа (организации) по их реализации. Причем у каждого из субъектов может быть несколько прав и обязанностей.

Содержанием материального правоотношения
являются субъективное право гражданина требовать предоставления ему назначенных в определенном размере пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность соответствующего органа (организации) предоставить данный вид обеспечения в установленном размере .

Содержанием процедурного правоотношения
являются субъективное право гражданина на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность соответствующего органа (организации) провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношения
являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.


  1. М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова.
    Право социального обеспечения. — Москва, 2001. — С. 127—163.

  2. 1



    2



    3



    4




    Право социального обеспечения / К. Н. Гусов. — 2-е издание. — Москва: Проспект, 2001

  3. 1



    2



    3




    В. П. Галаганов.
    Право социального обеспечения. — 8-е издание. — Москва: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.

  4. Н. И. Матузов, А. В. Малько.
    Теория государства и права. — Юристъ, 2004.

Правоотношения по поводу пособий, компенсаций.

Правоотношения
по поводу пособий и компенсационных
выплат

– общественные отношения,
урегулированные номами ПСО, возникающие
на основе установленных законом юрид.
фактов в связи с предоставлением
гражданам денежных выплат в виде пособий
и компенсаций.

А) страховые:
отношения, возникающие в связи с
назначением и выплатой пособий по
временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, за время отпуска
по уходу за ребенком до достижения им
1,5 лет, по безработице тем, кто имел
работу и потерял ее, на погребение в
случае смерти работника.

Б) нестраховые:
возникают в связи с предоставлением
гос. пособий и компенсаций гражданам,
имеющим детей (при рождении ребенка,
ежемесячного пособия до достижения
ребенком 16 (учащимся 18) лет); вынужденным
переселенцам и беженцам и др.

2. По целевому
назначению:

А) Отношения
с целью компенсации полного или частичного
утраченного заработка: при предоставлении
пособия по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, по безработице
тем, кто имел работу и потерял ее.

Б) Отношения
с целью предоставления материальной
поддержки: право на пособие или компенсацию
никоим образом не связано с прежним
заработком данного лица (это пособия
при рождении ребенка и на ребенка до
достижения им 16 лет; вынужденным
переселенцам и беженцам и др.).

3. По срокам:

А) Единовременные
(на рождение ребёнка);

В) Ежемесячные
(по безработице и уходу за ребёнком).

  1. Гос. органы
    либо по поручению гос-ва иные органы:
    органы соц. защиты, службы занятости,
    миграционной службы, опеки и попечительства,
    учебные заведения, органы некоторых
    министерств, работодатели и др.

Правосубъектность:

специальная для застрахованного по
обязательному соц. страхования (по
временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, по уходу за
ребенком). Все остальное — общая.

Основания
возникновения — юридические факты

(простые юрид. составы, включающие 2-3
юрид. факта): временная нетрудоспособность,
наступившая в период работы; отпуск по
беременности и родам; рождение ребёнка;
и др.

Объект
правоотношения

– материальное благо
в виде пособия или соответствующая
компенсация.

Содержание
правоотношения

– это совокупность
прав и обязанностей его субъектов.
Гражданин вправе требовать назначения
и выплаты соответствующего пособия
(компенсации) в установленном законом
размере и в предусмотренном законом
порядке. Вместе с тем он несет определенные
обязанности, как правило, процедурного
характера. Это обязанность представлять
в подтверждение юрид. фактов достоверные,
надлежащим образом оформленные
доказательства; своевременно сообщать
органу, предоставляющему денежные
выплаты, о тех обстоятельствах, с которыми
связано прекращение их выплаты либо
уменьшение размера.

Правам
гражданина, как субъекта правоотношения,
соответствуют обязанности органа,
предоставляющего пособия и компенсации.
Такой орган обязан в установленный
законом срок проверить наличие юрид.
фактов, с которыми связано право на тот
или иной вид пособия или компенсации,
и принять решение об их назначении и
выплате в том порядке, который установлен
законом.


Все правоотношения в сфере социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям.

1) По характеру правоотношения
выделяют:

  • материальные (возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания);
  • процессуальные (возникают по поводу разрешения споров о социальном обеспечении);
  • процедурные (возникают по поводу установления фактов, имеющих юридическое значение, например, установление инвалидности).
Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДЕТЯМ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

2) По видам социального обеспечения:

  • правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам выплат в денежной форме (пенсионные; по выплате пособий и компенсационных выплат);
  • правоотношения, возникающие по поводу «натуральных» видов социального обеспечения (по предоставлению социальных услуг (социальному обслуживанию); по оказанию государственной социальной помощи; по предоставлению социальных льгот).

3) По субъектам:

  • по предоставлению социального обеспечения работникам;
  • по предоставлению социального обеспечения учащимся;
  • по предоставлению социального обеспечения военнослужащим;
  • и др.

4) По срокам действия:

  • длительные (например, пенсионные);
  • кратковременные (например, получение пособия по безработице);
  • разовые (например, получение единовременного пособия при рождении ребенка).

5) По формам организации социального обеспечения:

  • отношения по обеспечению в порядке обязательного социального страхования;
  • отношения по обеспечению за счет ассигнований из государственного бюджета;
  • локальные правоотношения.

Признаки правовых отношений в сфере социального обеспечения

1. В основе правоотношений в сфере социального обеспечения лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

2. Возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

4. Стороной правоотношения с одной стороны всегда выступает гражданин (семья), с другой — управомоченный орган (организация).

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты
правоотношений по социальному обеспечению

в за­висимости
от своей роли в распределительных
отношениях подразделяются на субъекты,
имеющие право на социальное обеспечение,
и субъекты, обязанные его предоставить.

Субъекты — граждане,
имеющие право на социальное обе­спечение,
представлены различными группами:
несовершенно­летние, инвалиды (включая
детей-инвалидов), лица, достигшие
пенсионного возраста, лица, получающие
пенсии по возрасту, по случаю потери
кормильца, нетрудоспособные граждане,
лица, находящиеся в трудной жизненной
ситуации, утратившие воз­можность к
самообслуживанию и др.

Граждане обладают
таким юридическим свойством, как
правосубъектность,

т.е.
предусмотренная нормами права спо­собность
лица быть участником правоотношений.

Первый элемент
правосубъектности — правоспособность.
В теории права под правоспособностью

понимается
преду­смотренная нормами права
способность (возможность) лица иметь
субъективные права и юридические
обязанности.

Она выступает в
ка­честве предпосылки приобретения
права на какой-либо вид обеспечения.
Поэтому элементами правоспособности
являют­ся право на пенсию, пособие,
медицинскую помощь и др.»

Социально-правовая
правоспособность является составной
частью общеправовой правоспособности,
возникает у каждого гражданина с момента
рождения и прекращается с его смер­тью
или признанием его умершим.

Вторым элементом
правосубъектности выступает дееспособ­ность

(предусмотренная
нормами права способность и юриди­ческая
возможность лица своими действиями
приобретать и осу­ществлять права и
обязанности 3
).
Граждане могут обращаться в соответствующие
органы с целью приобретения прав (за
назначением пенсий, пособий, предоставлением
мер социальной под­держки, защитой
нарушенных прав), а также нести
ответственность за свои неправомерные
действия. Возраст наступления
дее­способности в законодательстве
о социальном обеспечении не определен,
поэтому встречаются различные варианты
приобретения дееспособности. Ее появление
может совпадать с появле­нием,
во-первых, трудовой праводееспособности
(возникновение права на пособие по
временной нетрудоспособности, трудовую
пенсию по инвалидности и др.), во-вторых,
гражданско-правовой праводееспособности
(право на государственные пособия
граж­данам, имеющим детей). Кроме того,
в отношении отдельных групп субъектов
социального обеспечения установлены
специальные нормы о дееспособности
(например, у лица, достигшего 14-летнего
возраста, возникает право самостоятельного
обраще­ния за назначением пенсии).
Нормами законодательства о социальном
обеспечении может быть установлен и
повышенный возраст дееспособности.
Так, медицинская
стерилизация может быть проведена
гражданину не моложе 35 лет.

Таким образом,
правоспособность является условием
для существования субъективного права
либо обязанности, а дееспособность
характеризует степень са­мостоятельности
приобретения прав и обязанностей.

К субъектам,
обязанным предоставлять обеспечение,
отно­сятся: Пенсионный фонд РФ и его
территориальные органы, Фонд обязательного
социального страхования РФ и его
терри­ториальные органы, федеральные
и территориальные органы Фонда
обязательного медицинского страхования
РФ, органы социальной защиты населения,
органы здравоохранения, иные органы
государственной власти, местного
самоуправления, ор­ганизации,
работодатели — физические лица. Указанные
субъ­екты, за исключением работодателей
— физических лиц, явля­ются юридическими
лицами.

Правосубъектность
юридического лица складывается из
правоспособ-ности и дееспособности,
возникающих одновременно, с момента
регистрации юридического лица (госоргана).
Право­субъектность лиц, обязанных
предоставлять обеспечение, являет­ся
специальной, выступает в виде компетенции,
т.е. суммы прав, обязанностей и полномочий.
Специальная правосубъектность
осуществляется в материальных
правоотношениях, а в процедурных
правоотношениях проявляется
административно-правовая правоспособность
юридического лица.

Объект правоотношений
по социальному обеспечению


ма­териаль-ные блага и услуги,
адресованные гражданину, по по­воду
которых возникают правоотношения.

Конкретными
объектами правоотношений по социальному
обеспечению выступают пенсии, пособия,
компенсационные выплаты, меры социальной
поддержки, социальное обслужи­вание,
медицинская помощь.

Содержание
правоотношений — субъективные права
и юри­дические обязанности, выражающие
связь между субъектами (участниками)
правоотношения.

Содержание
правоотношений по социальному обеспечению

представляет
собой совокупность субъективных прав
и юри­дических обязанностей граждан
и уполномоченных органов по поводу
получения и предоставления социального
обеспе­чения.

В правоотношениях
по социальному обеспечению субъек­тивные
права граждан включают правомочие
требовать у упол­номоченных органов
предоставления конкретных видов
обе­спечения в установленные сроки,
в определенных законом размерах. В свою
очередь, у уполномоченных органов
суще­ствуют соответствующие праву
граждан обязанности: выплата пенсий,
пособий, их перерасчет, индексация,
предоставление медицинских услуг и др.

Граждане несут
обязанность по предоставлению надлежа­ще
оформленных документов, извещению
уполномоченных органов о наступлении
обстоятельств, влекущих изменение,
прекращение, приостановление предоставления
обеспечения.

Организации-работодатели
и работодатели — юридические лица
обязаны выдавать надлежаще оформленные
документы для назначения пенсий, пособий
и др., сообщать в уполномо­ченные
органы о приеме на работу и т.п.

Уполномоченные
органы вправе потребовать от граждан
предоставления необходимых документов,
сообщения сведе­ний, явки на экспертизу,
соблюдения режима и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *