Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Предмет права социального обеспеченияПравить

  • Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  • Отношения по предоставлению различных социальных услуг (натуральный вид обеспечения)

Метод права социального обеспеченияПравить

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

  • Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.
  • Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается(локальное регулирование). Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.
  • Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.
  • Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.
  • Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.

Функции права социального обеспеченияПравить

  • Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  • Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  • Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  • Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  • Духовно-идеологическая.

Принципы права социального обеспеченияПравить

  • Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  • Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  • Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  • Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  • Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  • общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  • межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  • отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Международное правовое регулирование социального обеспеченияПравить

Международное регулирование права социального обеспечение имеет некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования. СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных международной организацией труда и другими международными организациями. Однако наблюдается так называемая тенденция ратификации: ратифицированы, в частности, Конвенции: «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О правах ребенка», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», а также Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека».

Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.

Можно выделить три сложившихся в РФ способа внедрения международных норм о социальном обеспечении:

Первый — непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы.

Второй — включение таких норм в российские законы полностью или частично.

Третий — учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ широко использовался в СССР.

Наиболее значимым источником является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на принципах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Пакт предусматривает, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Все государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, достойный для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет также право человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, подчеркивается право каждого на социальное обеспечение.

Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г. , вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г.

Далее, РФ вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей. В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.

Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца, а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г. ) о минимальных нормах социального обеспечения.

Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и другими. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.

Читать также:  СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТЫ ГРАЖДАНАМ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Социальное обеспечение граждан бывших союзных республик имеет существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.

Соотношение с другими отраслями права[17]Править

Конституционное право. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения. В ст. 71, 72 определяет порядок координации в регулировании здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Конституционное право закрепляет правовой статус человека и гражданина, провозглашает Россию правовым и социальным государством (ст. С помощью норм конституционного права в законодательстве о социальном обеспечении детализированы права граждан на различные виды социального обеспечения, используются установленные Конституцией РФ формы защиты прав граждан. Кроме того, разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти, государственных организаций федерального уровня, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения. Так в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, реализуются конституционные права граждан в сфере социального обеспечения.

Трудовое право. Право социального обеспечения, связывая определенные виды социального обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений (в настоящем и прошлом), не вмешивается в их содержание. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, страховым непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей данным видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Гражданин, вступивший в трудовые отношения, в силу закона подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель как субъект отношения по государственному обязательному социальному страхованию, тесно связанного с трудовым, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды. В то же время, при наступлении страховых случаев, указанных в законе (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др. ), застрахованный реализует право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др. ), становясь субъектом социально-обеспечительного отношения, входящего в предмет права социального обеспечения.

Административное право. Отношения между различными органами государственного управления включаются в предмет административного права. Таким образом, административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят и органы социальной защиты населения, предоставляющие гражданам различные виды социального обеспечения в соответствии с административными регламентами.

Финансовое право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения ВВП и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства. При этом государство определяет источники финансирования и регулирует нормами финансового права отношения по финансированию расходов на выплату гражданам пенсий, пособий, предоставлению медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг. Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

Гражданское право. Значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов в России создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. Исключительным видом деятельности негосударственных пенсионных фондов является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Данные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения (нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное добровольное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения).

Семейное право. Предметом данной отрасли права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство). Нормами ПСО регулируются отношения по поводу предоставления семье социального обеспечения, как в виде различных социальных выплат, так и в виде социальных услуг и льгот.

Страховые пенсииПравить

Страховая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии.

По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые:

— на общих основаниях (ст. 7 Закона от 17. 2001 г

— досрочные пенсии – пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (то есть ранее 55 лет – женщинам и 60 лет – мужчинам). Условия назначения досрочных пенсий указаны в статьях 27 и 28 Закона от 17. 2001 г. Кроме того, есть еще одна категория застрахованных лиц, которая, хотя и не перечислена в названных статьях Закона от 17. 2001 г. , но также имеет право на досрочный выход на пенсию – это безработные граждане. Им пенсия назначается на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19. 91 г.

Трудовая пенсия по инвалидностиПравить

Трудовая пенсия по инвалидности – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы и иного дохода, который они получали и утратили в связи с установлением инвалидности.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 17. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, отвечающие трём условиям:

1) они должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования РФ в соответствии с ФЗ от 15. 2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
2) они должны быть признаны инвалидами в соответствии с ФЗ от 24. 1995 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
3) им должна быть установлена одна из трёх степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

Пенсия по случаю потери кормильцаПравить

Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная денежная выплата, которая назначается в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находящимися на иждивении умершего.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют, согласно ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении, то есть находившиеся на полном содержании умершего или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Пособие по безработице

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2020 года; проверки требуют 46 правок.

Особенности регулирования в различных странахПравить

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Соответствующую дискуссию можно найти на странице обсуждения. (7 декабря 2018)

РоссияПравить

  • минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей;
  • максимальную величину пособия по безработице в размере 8000 рублей;
  • минимальную величину пособия по безработице в размере 850 рублей;
  • максимальную величину пособия по безработице в размере 4900 рублей;

Цель суммы пособия по безработице не МР 2. -2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 18. 2008), а содействие в поиске подходящего юриста для оказания юридической помощи, в том числе субсидируемой.

Кому выплачиваетсяПравить

Гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными.

Условия и сроки выплатыПравить

Пособие по безработице назначается и выплачивается гражданам со дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачётом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Читать также:  DDOS-GUARD

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, в том числе уволенным по собственному желанию выплачивается в случае:

  • переезда на новое место жительства в другую местность;
  • болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;
  • необходимости ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи:
  • нарушения работодателем коллективного или трудового договора;
  • наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства);
  • увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке.

В течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчётом на 26 календарных недель с полным рабочим днём (полной рабочей недели), и признанным в установленном порядке безработными), начисляется:

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе:

  • впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
  • стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.

Направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

Пособие по безработице в соответствии со статьей 217 НК РФ не подлежит налогообложению.

ГерманияПравить

Право на ALG1 имеют лица, которые за последние 2 года проработали минимум 12 месяцев (с социальными отчислениями), а также выполнили условия Frühzeitige Arbeitsuchendmeldung: например, для срочных трудовых договоров они должны за 3 месяца до окончания договора персонально заявить об этом в Agentur für Arbeit.

Для гарантирования прожиточного минимума существует другой вид пособия — «ALG-2», введенный по реформе Hartz IV. Оно в отличие от ALG1 финансируется не из страховых выплат трудящихся, а из налогов и платится без ограничения по времени. Право на пособие имеют в том числе и самозанятые лица, получатели ALG-1 и работающие, если их доход меньше прожиточного минимума. Размер пособия рассчитывается исходя из множества факторов: кол-ва людей живущих в Bedarfgemeinschaft (сообщество потребности), их возраста, состояния здоровья (в том числе беременность), размера квартплаты и коммунальных услуг. Кроме этого оплачиваются взносы в больничную кассу. Получатель имеет право на единоразовые выплаты: оплата проезда на собеседования, расходы, связанные с рассылкой резюме, оплата переезда, связанного с получением работы, оплата ведения двойного хозяйства и т.

Одной из главных концепций реформы Hartz IV являлась система штрафов: за любое нарушение обязанностей, описанных в EGV, получатель может быть лишен пособия в размере 10 % — 100 % на срок 3 месяца.

  • Switzerland — Employment, Social Affairs & Inclusion — European Commission. ec.europa.eu. Дата обращения: 29 марта 2019. Архивировано 29 марта 2019 года.
  • Penketh, Anne. Which are the best countries in the world to live in if you are unemployed or disabled? (англ.), The Guardian (15 April 2015). Архивировано 29 марта 2019 года. Дата обращения 29 марта 2019.
  • Пашкова Г. Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. — Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018. — С. 63. — 160 с. — ISBN 978-5-94621-679-1, ББК 67.405. Архивная копия от 31 марта 2020 на Wayback Machine
  • Районные коэффициенты и надбавки. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  • Механизм расчета пособия по безработице. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  • 15 ноября 2021 года № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год». Дата обращения: 26 июля 2022. Архивировано 4 апреля 2022 года.
  • ↑ 1 2 3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  • ↑ 1 2 3 4 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Статья 34.2. Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста. Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  • от 31 декабря 2020 г. № 2393 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год». Дата обращения: 21 ноября 2021. Архивировано 21 ноября 2021 года.
  • от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  • Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. № 988 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346». Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  • от 15 ноября 2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». Дата обращения: 22 ноября 2021. Архивировано 22 ноября 2021 года.
  • размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице. Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано 15 апреля 2015 года.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Те граждане, которые впервые ищущих работу, стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также те, кто был уволен по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, могут получать пособие по безработице не более, чем за три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Читать также:  РАСЧЕТ ЕДИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до одного месяца. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более месяца и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие три месяца – в размере 60% заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. 1 ст. 33 закона о занятости).

В 2020 году минимальный размер пособия составляет 1500 руб. , а максимальный – 12 130 руб. При этом, в связи со сложившейся сложной экономической обстановкой в 2020 году для некоторых категорий граждан установлены иные размеры пособия. Так, кто был уволен и признан безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеет детей в возрасте до 18 лет, получит в апреле — августе 2020 года увеличенное пособие пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей (приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) (постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»). Тем, кому назначено пособие в размере минимальной величины, за май — июль 2020 г. получат его в размере 4500 руб. Для предпринимателй, прекративших свою деятельность после 1 марта 2020 г. и признанных безработными, пособие устанавливается в размере 12130 руб. на срок не более 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г. Тем же, кто утратил право на получение пособия в связи с истечением срока его выплаты, продлевается выплата пособия на срок не более трех месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости ограничивает размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (ст. 1 закона о занятости).

С 1 января 2019 года дополнительная помощь оказывается и гражданам предпенсионного возраста, оставшимся без работы. Так,если они состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то пособие по безработице начисляется в следующем размере:

  • первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца в размере 60% такого заработка;
  • в дальнейшем в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице таким гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. В 2019 г. минимальный размер пособия для граждан предпенсионного возраста составлял 1 500 руб. , максимальный — 11 280 руб. В 2020 году установлен единый максимальный размер пособия по безработице для всех граждан — 12 130 руб.

Особые условия предусмотрены для тех граждан, которые имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Аналогичное правило исчисления периода выплаты пособия действует для тех, кто имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 2 закона о занятости).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. ) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *