Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц

Социальные выплаты как меры социальной защиты работника *

<*> Smirnov D.А. Social payments as measures of social protection of worker.

Смирнов Д.А., ассистент кафедры трудового и финансового права ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат юридических наук.

Статья автора посвящена исследованию законодательства Российской Федерации в сфере социальных выплат отдельным категориям граждан.

Ключевые слова: социальные выплаты, социальная защита инвалидов, трудовой стаж, социальные риски.

The article is devoted to the study of legislation of the Russian Federation in the sphere of social payments to certain categories of citizens.

Key words: social payments, social protection of invalids, labor experience, social risks.

Категория социальной защиты является достаточно сложной межотраслевой категорией.

Единого определения этого понятия действующее законодательство не дает, хотя законодатель довольно часто использует этот термин применительно к различным категориям граждан. В частности, действуют федеральные законы, посвященные социальной защите инвалидов, граждан, занятых на работах с химическим оружием, работников организаций угольной промышленности, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк».

В то же время определение социальной защиты было дано законодателем только в ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <1>. Согласно данному Закону социальная защита инвалидов — «система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

<1> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. 27 ноября. N 48. Ст. 4563.

В иных случаях законодатель либо вообще не раскрывает значение используемого термина, либо раскрывает значения иных, смежных понятий. Например, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <2> не дает определения социальной защиты, однако определяет понятие «социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст. 4); ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» <3> содержит определение социальных обязательств (ст. 1).

<2> Федеральный закон 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991. N 21. Ст. 699.
<3> Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. 24 июня. N 26. Ст. 3033.

О.А. Снежко усматривает в этом непоследовательность законодателя, «различный подход к реализации задач российской государственности». В то же время на основе анализа действующих законодательных актов можно сделать вывод, что используемое в большинстве из них понятие «социальная поддержка» является составляющей социальной защиты <4>.

<4> Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7; СПС «КонсультантПлюс.<5> Там же.
<6> Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // Трудовое право. 2008. N 3. С. 11.

Из рассмотренной легальной дефиниции и доктринальных определений социальной защиты следует, что составляющей социальной защиты являются различные меры экономического, правового и организационного характера. Одной из подобных мер нередко называются и социальные выплаты.

ТК РФ значение термина «социальные выплаты» не разъясняет, хотя и использует в ст. 129 ТК РФ в легальных дефинициях тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада). Термин этот используется и в других законодательных и подзаконных актах. Попытаемся выяснить его смысл.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. «О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» <7> содержит обширный перечень выплат, которые входят в класс социальных. Первое, что бросается в глаза при изучении данного нормативного акта, — довольно небрежное отношение к терминологии. Из названия Закона мы можем сделать вывод, что стипендии не относятся к социальным выплатам. Однако уже в ст. 1 ФЗ указывается, что «размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении)». Аналогичный оборот содержится и в ст. 3 рассматриваемого Закона, что позволяет нам сделать вывод, что законодатель все-таки включает стипендии в объем понятия «социальные выплаты».

<7> Федеральный закон от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» N 122-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. 14 августа. N 33. Ст. 3348.

Статья 3 рассматриваемого Федерального закона звучит следующим образом: «Установить, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года — исходя из базовой суммы 100 рублей». На основании этого мы можем сделать вывод, что в ст. 4 ФЗ содержится перечень выплат, которые законодатель относит к социальным выплатам (или даже к особой их разновидности — обязательным социальным выплатам). Статья 4 вносит изменения в 24 законодательных акта, которые, по мнению законодателя, регулируют обязательные социальные выплаты.

Так, к социальным выплатам относятся пенсии, пособия по безработице, единовременное пособие беженцам и вынужденным переселенцам, денежные компенсации жертвам политических репрессий и т.п. Маловероятно, однако, что в ст. 129 ТК РФ законодатель имел в виду именно эти выплаты, так как их вообще нельзя отнести к оплате труда работника — они выплачиваются в рамках правоотношений по социальному обеспечению, и работодатель никакого отношения к их выплате не имеет.

В то же время в перечне ст. 4 Закона наличествуют указания и на выплаты в пользу работников. Так, пп. 2 п. 16 содержит указание на социальные выплаты, осуществляемые в соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <8>. А именно, согласно абзацу 3 п. 7 ст. 19 Закона «аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей». Указанная выплата осуществляется за счет работодателя. Пункт 5 ст. 4 рассматриваемого Закона содержит указание и на социальную выплату педагогическим работникам — ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. Пункт 12 ст. 4 содержит отсылку к ст. 31 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», регламентирующей порядок обязательного страхования спасателей и выплаты им страховых сумм. Закон от 7 августа 2000 г. содержит указание и на иные подобные выплаты. Схожий перечень социальных выплат содержится и в ФЗ от 1 марта 2008 г. и ФЗ от 14 июля 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» (оба законодательных акта имеют одинаковое наименование) <9>.

<8> Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. 26 августа. N 35. Ст. 4135.
<9> См.: Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. 3 марта. N 9. Ст. 817; Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2008. 21 июля. N 29 (ч. 1). Ст. 3410.

Таким образом, можно констатировать, что в понятие «социальные выплаты» законодатель включает весьма разнородные по своей правовой природе выплаты. Так, к социальным выплатам относятся компенсационные выплаты. Подобное понимание социальных выплат входит, однако, в противоречие с Трудовым кодексом, в частности со ст. 129 ТК РФ, которая четко отграничивает социальные выплаты от компенсационных и стимулирующих выплат.

Выход из сложившегося положения видится в выделении двух разноуровневых понятий социальных выплат. Так, можно выделить общую, обобщающую категорию социальных выплат и для трудового права, и для права социального обеспечения. Социальные выплаты в этом смысле представляют собой меры социальной защиты, т.е. направлены, если использовать определение Т.К. Мироновой, «на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия».

Читать также:  Исключить предложение, в котором говорится о том, что выплата пенсий не делает Россию социальным государством Задание № 16 (о Конституции Российской Федерации). сложные запросы Таким социальным государством является Российская Федерация

В Трудовом кодексе социальные выплаты понимаются в несколько ином, более узком смысле. Попытаемся дать определение социальных выплат в контексте использования данного понятия в ТК РФ. В современной практике уже обычным стало установление на коллективно-договорном и локальном уровне таких выплат, как материальная помощь, выплаты по случаю рождения ребенка, вступления в брак и т.п. <10>. Следует отметить, что судебная практика подобные выплаты относит к мерам социальной защиты <11>.

<10> Так, в коллективном договоре на 2006 — 2008 гг., действующем на ЗАО «Норский керамический завод», выделен отдельный раздел «Социальные гарантии и льготы», где содержатся основания для оказания материальной помощи работникам (Коллективный договор ЗАО «Норский керамический завод на 2006 — 2008 гг. // Архив Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области). Схожая ситуация имеет место и в коллективном договоре на 2007 г. ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» (Коллективный договор ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры» на 2007 г. // Архив Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области).
<11> Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 августа 2006 г. N Ф04-5249/2006(25397-А27-6)(26004-А27-6) // СПС «Гарант»; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 августа 1998 г. N А49-1410/98(34ак/17) // СПС «Гарант».

Однако остается неясной природа указанных выплат. Основания осуществления данных выплат не связаны с количеством и качеством труда работника. В то же время и сами выплаты не имеют юридической связи с производительностью труда работника. Их нельзя отнести ни к вознаграждению, ни к поощрению за труд, ни к компенсационным выплатам. Полагаем, что данные выплаты и следует включить в особую группу выплат в пользу работника — социальные выплаты. Дополнительным доводом в пользу данного предложения может служить и выделение данной группы выплат в коллективно-договорных и локальных актах. Кроме того, некоторые акты предусматривают оказание материальной помощи только при условии предоставления платежных документов, подтверждающих фактическое осуществление работником затрат. И здесь можно было бы говорить о компенсациях, если бы не тот факт, что указанные затраты были произведены работником не в связи с исполнением им трудовых обязанностей (например, материальная помощь в случае смерти члена семьи, в случае необходимости лечения и т.п.).

В то же время указанные выплаты имеют своей целью возмещение работнику (полное или частичное) последствий наступления определенных жизненных ситуаций, чреватых большими затратами. Основание производства социальных выплат схоже с основанием выплаты страховой суммы при социальном страховании. Согласно ст. 3 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» <12> под социальным страховым риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. Его можно применить и к нашему определению. М.Ю. Федорова выделяет две трактовки категории «социальный риск». Согласно узкой трактовке риск представляет собой утрату заработка или иного трудового дохода вследствие невозможности участия в экономическом процессе по уважительным причинам. Согласно широкой трактовке социальный риск, помимо утраты заработка вследствие уважительных причин, включает в себя и иные события, влекущие падение уровня жизни по объективным причинам <13>. Полагаем, что социальные выплаты имеют в основании социальный риск в широком смысле.

<12> См.: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. 19 июля. N 29. Ст. 3686.
<13> Федорова М.Ю. Понятие социального страхования // Журнал российского права. 2001. N 1. С. 35 — 37.

Таким образом, под социальными выплатами в трудовом праве предлагается понимать выплаты, имеющие целью возмещение работнику последствий наступления социальных рисков (материальная помощь, выплаты по случаю рождения ребенка, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и др.).

Социальные пособия являются неотъемлемой частью государственной политики. Заключаются в выплатах материальных средств определенным категориям граждан, которые осуществляются из бюджетных и внебюджетных фондов. Получить положенные выплаты можно через своего работодателя, либо обратившись в органы соцзащиты. Многие виды пособий можно оформлять онлайн.

Социальные пособия

Какие есть социальные пособия?

Случаи, в которых осуществляются выплаты социальных пособий, а также их суммы, строго регламентированы действующим законодательством. Основными их видами являются:

  • на рождение ребенка;
  • при временной нетрудоспособности;
  • по безработице;
  • на погребение и ряд других.

Также пособия классифицируются по периодичности и продолжительности выплат:

  • разовый платеж;
  • каждый месяц;
  • ежегодно.

Назначение социальных пособий на погребение

Получить пособие в размере стоимости услуг погребения могут супруг или близкий родственник, а также законные представители и иные лица, которые занимаются погребением. Выплата осуществляется в день обращения на основании справки, которая может быть выдана:

  • тем органом, где умерший получал пенсионные выплаты;
  • организация, которая осуществляла социальное страхование;
  • органами соцзащиты и Фонда социального страхования РФ по месту проживания.

Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц

Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц

Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц

Образец заполнения заявления о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение

Как получить детское пособие

Выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. С заявлением необходимо обращаться к работодателю одного из родителей. Если же ни один из родителей не работает, то следует обращаться в органы социальной защиты.

Кто может подавать заявление:

  • любой из супругов, имеющий официальное место работы;
  • если родители не работают, то любой из них по выбору, обращается в соцзащиту;
  • при разводе подает заявление тот, с кем проживает ребенок.

Какие документы будут необходимы:

  • справка о рождении ребенка, которую выдал ЗАГС;
  • справка от второго супруга, о том, что он не оформлял данное пособие;
  • выписка из трудовой книжки;
  • в случае если родители в разводе, документ (свидетельство) о расторжении брака.

Подавать заявление и указанный пакет документов необходимо в сроки не позднее шести месяцев с момента рождения ребенка.

В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, действовал беззаявительный порядок назначения пособий для первого и второго ребенка в возрасте до трех лет, в случае, если размер среднедушевого дохода не достигал суммы в два прожиточных минимума. Если раньше выплаты назначались и продлевались автоматически, то с 1 марта 2021 года данная норма действовать перестала. Родителям необходимо собирать полный пакет документов для оформления и пролонгации льготы. А также существует требование по своевременному информированию органов социальной защиты и Пенсионного фонда при перемене места жительства. Необходимо сообщать и о возникновении таких обстоятельств, которые, согласно действующих правил, влекут за собой прекращение выплат.

Какие нововведения

С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.

Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

1. Сотрудникам, направляемым в служебную командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

2. Сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

3. При переезде сотрудников на новое место службы в другой населенный пункт (в том числе на территорию и с территории иностранного государства) в связи с назначением на иную должность, или в связи с приемом в образовательную организацию высшего образования соответствующего федерального органа исполнительной власти для обучения по образовательным программам, срок получения образования по которым (срок освоения которых) составляет более одного года, или в связи с передислокацией учреждения или органа (подразделения) сотрудникам и членам их семей в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, производятся выплаты:

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СУММА

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) подъемного пособия — в размере одного оклада денежного содержания на сотрудника и одной четвертой части оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переехавшего в населенный пункт по новому месту службы сотрудника, либо в близлежащий от нового места службы населенный пункт, либо в другой населенный пункт в связи с отсутствием жилого помещения по новому месту службы сотрудника;

2) суточных — на сотрудника и каждого члена его семьи, переезжающего в связи с переводом сотрудника на новое место службы, в порядке и размерах, установленных для командированных сотрудников в соответствии с частью 1 настоящей статьи за каждый день нахождения в пути.

4. Сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

5. Сотрудникам оплачивается в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

1) к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации);

2) к месту долечивания (реабилитации) в медицинской организации (санаторно-курортной организации) федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет медицинское обеспечение сотрудников (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации);

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) к месту проведения медико-психологической реабилитации и обратно в соответствии с частью 10 статьи 10 настоящего Федерального закона.

6. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или в организациях, учреждениях и органах, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

6.1. При награждении государственными наградами Российской Федерации или поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации сотрудникам, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах и представленным к награждению или поощрению в период ее прохождения, выплачивается единовременное поощрение за счет средств фонда денежного довольствия сотрудников.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 288-ФЗ)

6.2. В случае гибели (смерти) сотрудника или смерти указанного в части 6.1 настоящей статьи гражданина Российской Федерации, награжденных государственной наградой Российской Федерации или поощренных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также в случае награждения государственной наградой Российской Федерации посмертно единовременное поощрение выплачивается членам семьи сотрудника или гражданина Российской Федерации. Выплата единовременного поощрения в таких случаях производится не позднее чем через один месяц со дня истечения шестимесячного срока, в течение которого члены семьи погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации могут обратиться в учреждение или орган, где указанное лицо замещало должность, за выплатой единовременного поощрения. При этом указанный срок исчисляется со дня издания правового акта Российской Федерации о награждении или поощрении таких сотрудника или гражданина Российской Федерации. При обращении нескольких членов семьи за единовременным поощрением, не полученным указанными сотрудником или гражданином Российской Федерации в связи с гибелью (смертью), сумма поощрения делится между членами семьи поровну.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 288-ФЗ)

6.3. Размеры и порядок выплаты единовременного поощрения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах, а также членам семей указанных лиц в случаях, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи, устанавливаются Президентом Российской Федерации.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 288-ФЗ)

6.4. Членами семьи, имеющими право на получение единовременного поощрения, предусмотренного частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) сотрудника или смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в зарегистрированном браке с ним (с ней);

2) родители сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах;

3) дети сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах;

4) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах.

(часть 6.4 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 288-ФЗ)

7. Сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

8. Единовременное пособие не выплачивается гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах:

1) в связи с грубым (однократным грубым) нарушением служебной дисциплины или систематическим (неоднократным) нарушением служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;

2) в связи с нарушением (невыполнением) условий контракта сотрудником;

3) в связи с утратой доверия;

4) в связи с представлением (установлением факта представления) подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в учреждения и органы, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в учреждениях и органах подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в учреждениях и органах, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

5) в связи с осуждением сотрудника за преступление (на основании вступившего в законную силу приговора суда), а также в связи с прекращением в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

6) в связи с употреблением сотрудником наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

7) в связи с отменой решения суда о восстановлении сотрудника на службе в учреждениях и органах;

8) в связи с отказом сотрудника от перевода на нижестоящую должность (в порядке исполнения дисциплинарного взыскания);

9) в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами.

9. Сотрудникам, удостоенным в период прохождения службы в учреждениях и органах государственных наград (государственной награды) СССР или Российской Федерации либо почетного звания, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

10. Гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения:

1) по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в учреждениях и органах;

2) по состоянию здоровья;

3) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов);

4) в связи с нарушением (невыполнением) условий контракта уполномоченным руководителем;

Читать также:  Что это такое, откуда перевод

5) по болезни.

11. При увольнении со службы в учреждениях и органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.

12. Расходы на проезд сотрудников к избранному месту жительства и перевозку до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества) либо расходы на перевозку личного имущества в отдельном вагоне, багажом или мелкой отправкой, но не выше стоимости перевозки в контейнере возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

1) сотрудникам, переезжающим на иное место жительства в связи с переводом на новое место службы в другой населенный пункт по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного ими руководителя, и членам их семей;

2) сотрудникам, проходившим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации и переезжающим на избранное место жительства в связи с увольнением со службы в учреждениях и органах, и членам их семей.

13. Для целей, предусмотренных частями 7 и 10 настоящей статьи, периоды, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, и порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Места в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) детям сотрудника;

2) детям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) детям сотрудника, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;

4) детям гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах;

5) детям гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах;

6) детям, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в пунктах 15 настоящей части.

15. Сотрудникам, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Что относится к выплатам социального характера работникам организации?

Что относится к выплатам социального характера работникам организации?

Подборка наиболее важных документов по запросу Что относится к выплатам социального характера работникам организации? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 7 «Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
(АО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право»)
Как указал суд, признавая доводы Управления ПФР несостоятельными, спорные выплаты носят социальный характер. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В связи с этим выплаты работникам, предоставляемые безотносительно к их вкладу в работу организации, не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера и не являются объектом обложения страховыми взносами.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства

    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры

  • Справочная информация, календари, формы

    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

  • Финансовые консультации
  • Журналы издательства «Главная книга»
  • Интернет-интервью
  • Классика российского права
  • Полезные ссылки и онлайн-сервисы
  • Подписаться на рассылки
  • Новостной информер КонсультантПлюс
  • Новостные RSS-ленты
  • Экспорт материалов
  • Документы
  • Подборки материалов

(в ред. Федерального закона от 12.06.2006 N 84-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Сверх установленных законодательством Российской Федерации о труде мер социальной поддержки работникам, увольняемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется единовременное пособие в размере пятнадцати процентов среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

2. Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и стаж работы не менее десяти лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакетов акций этих организаций, находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации в связи с банкротством этих организаций, пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии).

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 213-ФЗ, от 03.05.2011 N 90-ФЗ, от 01.05.2019 N 82-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае продажи пакетов акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакетов акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей:

(в ред. Федеральных законов от 12.06.2006 N 84-ФЗ, от 01.05.2019 N 82-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца;

(в ред. Федерального закона от 12.06.2006 N 84-ФЗ)

пенсионерам, проработавшим не менее десяти лет на шахтах (разрезах) угольной промышленности, в подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, или вдовам (вдовцам) таких пенсионеров;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 82-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 82-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности.

Нормы выдачи бесплатного пайкового угля, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, не могут быть меньше норм, определенных Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 82-ФЗ)

5. Высвобождаемые при ликвидации работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *