СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

2023 год Россия начинает с одним из самых сложных за последнее время федеральных бюджетов.

Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. Рекордные суммы потратят на армию и силовые структуры. А дефицит будут покрывать за счет ранее накопленных резервов и наращивания госдолга.

В российском Минфине, где верстался бюджет, его назвали самым сложным за последние годы. Планировать доходы и расходы пришлось в условиях геополитического кризиса и санкций. Ограничения, введенные против России, могут помешать наполнению государственной казны. А события вокруг Украины создают дополнительную нагрузку на расходную часть. Некоторые эксперты называют этот бюджет мобилизационным или оборонным. А еще он станет самым закрытым за всю современную российскую историю. Засекречена почти четверть всех расходов.

Рассмотрим основные параметры бюджета, который многое говорит о перспективах российской экономики.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 216-ФЗ)

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

(п. 6 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

Ст. 146 (в ред. Ф З от 14.07.2022 N 264-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.

1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного пенсионного страхования — по нормативу 72,8 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного пенсионного страхования — по нормативу 80,1078 процента;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период;

страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

взносы, уплачиваемые организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату ежемесячной доплаты к пенсии, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ;

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного пенсионного страхования — по нормативу 75 процентов, если иное не установлено настоящим подпунктом;

абзацы шестнадцатый — семнадцатый утратили силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ;

недоимки, пени и штрафы по взносам, уплачиваемым организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по нормативу 8,9 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, с указанных выплат;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Читать также:  ТАБЛИЦА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ДЕТЯМ

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по нормативу 6,5 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

штрафы по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

недоимки, пени, штрафы и проценты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

доходы от размещения средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления от нерезидентов;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 264-ФЗ)

2) утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 264-ФЗ;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

доходы от уплаты налога на профессиональный доход — по нормативу 37 процентов;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного медицинского страхования — по нормативу 18,3 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного медицинского страхования — по нормативу 19,8922 процента;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, с указанных выплат;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного медицинского страхования — по нормативу 18,5 процента;

недоимки, пени, штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 264-ФЗ)

4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый — девятый утратили силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 06.10.2011 N 270-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как будут финансировать дефицит

Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 года составит 2,9 трлн рублей. Для его финансирования есть два основных источника.

Фонд национального благосостояния. Ровно сумму — 2,9 трлн рублей — планируется изъять из денег ФНБ. Эту опцию правительство разрешило себе, инициировав смягчение норм бюджетного кодекса. Если раньше подтягивать деньги из фонда можно было только в объеме недополученных доходов при низких ценах на нефть, то теперь это ограничение снято как минимум на два года.

Разгадка в том, что такие операции проводятся сейчас без реальных расчетов в валюте, которые невозможны без посредничества иностранных банков. Банк России, хранящий деньги ФНБ, просто номинально переписывает валюту со счетов Минфина на свои, а правительству зачисляет реальные рубли. По сути, это эмиссия: в оборот вводится дополнительный объем денег, поскольку на валютный рынок ни фунты, ни евро не поступают.

Государственные заимствования. Еще один заявленный источник финансирования бюджетного дефицита — государственные заимствования, которые должны помочь сохранить деньги ФНБ.

В перспективе для расширения потенциальной аудитории покупателей рассматривается создание новых инструментов, например бескупонных ОФЗ. Предполагается, что они могут заинтересовать людей с невысокими доходами в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.

Каким получился федеральный бюджет

Федеральный бюджет принято называть главным финансовым документом страны. У него статус федерального закона, и документ утверждается президентом. В России бюджеты трехлетние, то есть доходы и расходы у нас планируются сразу на 3 года вперед. Соответственно, новый бюджет — это план на

Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей, в , в  рублей. Расходы планируются в объеме 29,1 трлн в 2023 году, 29,4 трлн — в  и 29,2 трлн — в 2025 году.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Из этих чисел следует, что ближайшие три года российский бюджет будет дефицитным. То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, в , а в  Чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования.

Впрочем, для России отрицательный баланс бюджета не редкость. За последние 10 лет лишь трижды доходы страны превышали расходы.

Несмотря на трехлетний формат федерального бюджета, мы уделим основное внимание 2023 году. Чем ближе горизонт планирования, тем вероятнее, что намеченные цели будут реализованы.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Как будет расходоваться федеральный бюджет

В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. Это на 4,3 трлн больше, чем в 2021 году. То есть государство существенно наращивает расходы в сравнении с докризисными периодами.

Армия и силовые структуры. Главная особенность нового бюджета — повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику. И на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году.

Распределение бюджета по основным блокам расходов, трлн рублей

Социальная политика. В сравнении с предыдущими годами заметно вырос не только оборонный бюджет и расходы на силовиков. Почти на триллион рублей увеличиваются траты на социальную политику. Всего в этом блоке заложено 7,3 трлн рублей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты и прочие обязательства государства перед россиянами. В их числе, к примеру, новое универсальное детское пособие, которое, по оценкам властей, будут получать семьи, воспитывающие 10 млн детей. Только на них из бюджета планируется потратить 1,7 трлн рублей.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

К слову, это больше, чем выделено на всю отрасль здравоохранения в 2023 году, которой достанется 1,5 трлн рублей. Расходы на образование составят 1,4 трлн.

Читать также:  Отдел пособий и социальных выплат ленинского района г новосибирска новосибирск

Скромные числа объясняются тем, что текущая деятельность как медицинских, так и образовательных учреждений не финансируется из федерального бюджета.

Так, поликлиники и больницы работают в основном за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется отчислениями из заработков россиян. А значительная часть финансирования школ и детских садов идет из местных и региональных бюджетов.

Федеральные деньги направляются главным образом на программы развития и ввод в эксплуатацию новых объектов. Например, в 2023 году за счет бюджета запланировано строительство 5 тысяч школ и ремонт зданий 2,7 тысячи медицинских организаций.

В бюджете предусмотрены индексация пенсий, маткапитала, зарплат бюджетников, рост прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно , сколько на армию и безопасность.

Показатели иллюстрируют смену государственных приоритетов. При стремительном росте расходов на нацбезопасность и оборону траты на экономику существенно сокращаются.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Экономика. Экономическим инициативам уготовано более скромное место. Этот блок похудел сильнее остальных — на 800 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2022 года.

Сокращается финансирование нацпроектов «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства». На развитие промышленности по соответствующей госпрограмме планируют потратить 1,2 трлн рублей. 400 млрд предусмотрено на поддержку АПК. Всего на национальную экономику в 2023 году выделено 3,5 трлн рублей.

Секретные статьи. Еще одна особенность нового бюджета — его повышенная закрытость. В документе детализировано лишь объема расходов. То есть почти четверть всех федеральных денег потратят по секретным и сверхсекретным статьям.

Как подсчитали «Ведомости», речь идет о 6,5 трлн рублей. Часть этих денег пойдет на восстановление и интеграцию новых территорий. О том, что эти деньги заложены в бюджет, власти неоднократно заявляли. Но в бюджете соответствующие расходы решено не показывать.

В целом бюджет 2023 года будет самым закрытым за всю современную российскую историю. Предыдущий максимум был зафиксирован после присоединения Крыма в 2015 году, когда засекретили расходов.

Прогнозы

О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.

По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на  больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.

Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.

Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.

Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.

А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.

В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.

Как будут формироваться доходы бюджета

Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.

Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.

А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.

Структура ожидаемых доходов федерального бюджета в 2023 году, трлн рублей

Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до  в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.

Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета

газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.

Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.

Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.

Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7 ₽ за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.

Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.

Что будет с экономикой

Валовой внутренний продукт. После снижения в 2022 году на 2,9% спад экономики должен замедлиться. В 2023 году ВВП снизится на 0,8%, а в 2024 и 2025 должен уже расти на 2,6% в год. В денежном выражении показатель увеличится за три года на 25 трлн рублей — до 170,6 трлн в 2025 году.

Валютный курс. Среднегодовой курс рубля к доллару ожидается в диапазоне от  до 72,2 ₽. То есть власть верит, что национальная валюта сохранит устойчивость в течение всего трехлетнего срока.

Инфляция. После инфляции в районе в 2022 году авторы прогноза ждут ее более чем двукратного снижения в 2023 году — до 5,5%. Это близко к нижней границе ожиданий ЦБ, который анонсировал рост цен в диапазоне по итогам этого года. Правительство и регулятор едины в убеждении, что в дальнейшем инфляция устаканится на целевом уровне 4%.

Инвестиции. Планируется, что вложения в российскую экономику за 3 года превысят 88 трлн рублей. Из них инвестиции почти 27 трлн должны быть профинансированы в 2023 году. Это на 4 трлн рублей больше, чем в досанкционном 2021 году, так что и эти планы можно считать весьма оптимистичными.

Внешняя торговля. С высоких показателей 2022 года в 581 млрд долларов российский экспорт сократится на 8% и будет балансировать в районе 530 млрд в течение трех лет. В первую очередь это связано с ожидаемым снижением мировых цен на нефть и газ. Импорт, напротив, будет расти. В 2023 году — на 11%, а далее — на  в год.

Получается, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с учетом крепкого рубля, бодрого роста инвестиций, относительно высоких цен на нефть и стабильно низкой инфляции. При значимом отклонении от этой оптимистичной картины параметры придется пересматривать.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Конспект по теме «»


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Конспект по теме «Государственный бюджет»

Для того чтобы осуществлять свои функции, например, производить общественные блага или выделять средства на социальные нужды, государству требуются денежные средства. Государственные органы разрабатывают и принимают определенный план, в котором прописываются предполагаемые расходы и доходы государства на определенный отрезок времени. Такой план называется государственным бюджетом.

Государственный бюджет– это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов на определенный период времени. Важное замечание:бюджет – это именно план, а не реальная сумма денег. Но при этом можно сказать, что он финансово обеспечивает проведение экономической политики государства.

Читать также:  РАЙОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА

В Российской Федерации есть три уровня бюджета: федеральный (бюджет страны), региональный (бюджет субъектов) и местный (муниципальный).


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Государственный бюджет включает в себя несколько частей: доходную (поступления в бюджет и его наполнение) и расходную (траты государства).

Рассмотрим статьи расходов и доходов в государственном бюджете.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

У государственного бюджета существует ряд функций. Рассмотрим их.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Какие виды государственного бюджета существуют?

Не всегда доходы и расходы государственного бюджета равны. На это влияют множество факторов, например, фаза экономического цикла в стране (страна находится на подъеме или на спаде) или текущая политика государства. Ситуация, когда расходы превышают доходы называется бюджетным дефицитом, превышение доходов над расходами – профицитом, а их равенство означает сбалансированный государственный бюджет.

Исходя из этого можно выделить виды государственного бюджета:


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Самый оптимальный вид бюджета – сбалансированный. Именно такой тип бюджета свидетельствует о том, что планируемые расходы равны доходам.

Профицитный бюджет свидетельствует о том, что средства и ресурсы распределяются неэффективно: появляются «свободные» деньги, которые «лежат на полке» и их «кушает инфляция».

У дефицитного бюджета тоже есть свои риски. Рассмотрим их.

В чем опасность бюджетного дефицита?

— Дефицитный бюджет нередко покрывается за счет эмиссии денег и/или государственных займов, что стимулирует инфляцию и тормозит развитие экономики- Снижается инвестиционная активность предпринимателей- Растет социальная напряженность- Не хватает средств на развитие инфраструктуры

При дефицитном бюджете необходимо найти источник средств для погашения дефицита и решения проблемы дефицитного государственного бюджета.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Дефицит государственного бюджета ведет к появлению государственного долга. Государственный долг – это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

В зависимости от того, перед кем государство имеет долги выделяют 2 вида государственного долга.


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Резидентами считаются физические лица, постоянно проживающие в РФ, юридические лица, созданные по законодательству РФ и находящиеся на территории РФ и некоторые другие субъекты.

Как принимается государственный бюджет?

Государственный бюджет РФ принимается федеральным законом. Чтобы закон о государственном бюджете вступил в силу, ему нужно пройти несколько стадий.

Стадии принятия государственного бюджета в РФ:


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Проверь свои знания по этому конспекту

Пройди короткий тест до конца, чтобы закрепить материал и получить новые материалы

Ниже приведены термины экономического содержания. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государственный бюджет». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Выберите верные суждения о государственном бюджете.

Государственный бюджет называют профицитным, если доходы государства равны расходам.

Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение проводимой им внутренней и внешней политики.

В доходную часть государственного бюджета поступают таможенные пошлины и сборы.

Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план государства.

Выберите верные суждения о государственном бюджете и бюджетной политике в РФ.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Превышение доходов над расходами свидетельствует о дефиците бюджета.

Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците, называют федеральными налогами.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Студент готовит реферат о государственном бюджете. Что из пере­численного ниже он должен включить в свой текст, характеризуя виды расходов бюджета?

Платежи по государственному долгу

Поступления от государственного сектора экономики

Финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней

Материальное обеспечение внешней политики

Неплохо! Обязательно разбери ошибки и на всякий случай повтори конспект еще раз 😉

Ты топ, материал усвоен отлично!

Понравился материал? Оцени!)

Век репетиторов в прошлом

Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!

Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!

Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.

Безумно можно быть первым

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.

Эти отзывы ребята записали от души

Все они уже учатся в выбранном вузе


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СТАТЬЯ ДОХОДОВ ГОСБЮДЖЕТА

Как будет работать бюджетное правило

До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.

Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это правило решало сразу две задачи. , ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.

А , позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.

При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.

В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.

Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.

Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.

Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах рублей в год.

Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:

То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.

Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *