СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ 2014

Не вызывает вопросов необходимость уплаты страховых взносов с заработной платы, премии, и иных выплат работникам за исполнение ими трудовых обязанностей. Но, кроме них, у многих компаний предусмотрены и различные выплаты социального характера. О том, что облагается взносами, а что – нет, спор продолжается много лет.

Страховыми взносами облагается большая часть всех выплат в пользу работников, сюда входят все выплаты в рамках трудовых отношений, по гражданско-правовым и авторским договорам. Объект обложения взносами определен в статье 420 НК РФ.

Выплаты социального характера – это

В законодательстве нет четкого определения, что такое выплаты социального характера. Основные признаки социальных выплат можно найти в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

Исходя из этих признаков получается, что социальные выплаты – это выплаты, которые напрямую не связаны с выполнением работниками своих должностных обязанностей, не зависят от количества и качества труда, не являются стимулирующими или компенсационными и входят в социальный пакет.

Перечень выплат, которые можно отнести к социальным, довольно большой. Это:

Что не облагается страховыми взносами по НК РФ

В соответствии со статьей 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 и начисленных отдельно в отношении каждого работника с начала расчетного периода нарастающим итогом. Все исключения из этого правила приведены в статье 422 НК РФ. Здесь — обширный перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами:

Что облагается страховыми взносами по мнению Минфина России

Если какой-то вид выплат прямо не указан в статье 422 НК РФ Минфин настаивает на уплате страховых взносов.

По мнению Минфина перечень выплат, освобожденных от страховых взносов, указан в статье 422, он исчерпывающий и расширенному толкованию не подлежит.

Минфин ежегодно выпускает по несколько писем с разъяснениями о том, облагается ли взносами тот или иной конкретный вид выплат.

В соответствии с письмами Минфина РФ от 12.01.2018 № 03-03-06/1/823, от 01.06.2016 №17-3/В-214 , облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты в виде стоимости возмещения затрат сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилья или суммы арендной платы, произведенные организацией за своего работника, не предусмотрены статьей 169 ТК РФ.

В письмах Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019 говорится, что оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, и она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В письме Минфина от 23.04.2019 № 03-15-06/29511
сказано, что взносами облагаются:

В письме Минфина РФ от 14.12.2020 № 03-15-06/109203
говорится, что страховыми взносами облагаются:

Согласно письму Минфина РФ от 15.02.2021 № 03-15-06/10032
страховыми взносами облагаются:

При этом в случае передачи подарков работнику по договору дарения объекта обложения страховыми взносами на основании пункта 4 статьи 420 Налогового кодекса не возникает.

Как видим, наряду с теми выплатами, которые действительно не указаны в статье 422 НК РФ, Минфин РФ стремится обложить страховыми взносами и те, которые прямо указаны в ней.

Позиция судов об обложении страховыми взносами выплат работникам

С обложением страховыми взносами компенсации стоимости переезда в другую местность и найма жилья судьи не согласились в Постановлении АС Поволжского округа от 21 ноября 2018 года по делу № А49-2007/2018.

Выплаты, связанные с компенсацией, выплаченной  за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера. Они относятся к доходам, получаемым работником в рамках трудовых отношений и, следовательно, не облагаются страховыми взносами. Вывод судей, изложенный в Постановлении АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019.

Санаторно-курортные путевки для работника и его детей

Судьи не признали объектом обложения страховыми взносами стоимость путевок на оздоровительный отдых семьи работника в постановлениях:

АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020.

АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020,

АС ВСО от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

АС ЗСО от 15.08.2018 № Ф04-3263/2018 по делу №А27-912/ 2018

Оплата питания работников

Судебные решения об уплате страховых взносов со стоимости компенсационных выплат на питание, чаще всего, в пользу компаний. Судьи согласны с тем, что компенсации, выплаченные работникам на питание, не облагаются страховыми взносами. Свою позицию судьи изложили в постановлении АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020, в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019.

Как подстраховаться, что налоговики не доначислили взносы

С учетом правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, не облагаются взносами выплаты социального характера, предусмотренные в локальном нормативном акте работодателя. Такие выплаты:

Приложениек приказу Департаментатруда и занятостинаселения г. Москвыот 31 октября 2014 г. N 636

Переченьвидов выплат компенсационного характера, применяемых в государственных учреждениях города Москвы

Перечень видов выплат компенсационного характера, применяемых в государственных учреждениях города Москвы

1. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

3. Выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

4. Иные выплаты в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Рекомендации по порядку и условиям установления выплат компенсационного характера, применяемых в государственных учреждениях города Москвы

5. Выплаты компенсационного характера (далее — выплаты) устанавливаются к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) работников государственных учреждений города Москвы (далее — учреждения) в абсолютных размерах или относительных размерах к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) работников учреждений, если иное не установлено федеральным законодательством, не образуют новый оклад (должностной оклад, ставку заработной платы) и не учитываются при начислении выплат, устанавливаемых к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы).

6. Перечень выплат, размеры и условия их осуществления определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников) в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом настоящего Перечня в пределах фонда оплаты труда и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.

7. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

7.1. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, размер выплаты определяется в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

7.2. На момент введения новой системы оплаты труда выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается всем работникам, получавшим ее ранее. При этом работодатель принимает меры по проведению специальной оценки условий труда. Если по итогам проведения специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные факторы не идентифицированы, то осуществление указанной выплаты не производится.

8. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), устанавливаются в соответствии с нормами трудового законодательства.

9. Выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».

Читать также:  СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОСКВИЧЕЙ ВИДЫ И РАЗМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

Какие перечисления сотрудникам, по мнению судей, соответствуют понятию «выплаты социального характера»? И какие переводы попадают в выгодную для компаний судебную практику? Марина Волохова, руководитель проектов Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «Деловой профиль», изучила спорные ситуации.

Компенсация за наем

Одним из привлекательных условий при приглашении на работу высококвалифицированных специалистов является предоставление компанией компенсации за наем жилья. Официальная позиция Минфина ранее состояла в том, что компенсационные выплаты в виде стоимости возмещения затрат сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилья или суммы арендной платы, произведенные организацией за своего работника, не предусмотрены статьей 169 ТК РФ, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами (письмо Минфина России от 12 января 2018 г. № 03-03-06/1/823). Однако на текущий момент такие выплаты являются предметом судебных споров. Например, можно посмотреть Постановление АС Поволжского округа от 21 ноября 2018 года по делу № А49-2007/2018.

Обстоятельства спора были такими. Основанием для привлечения к ответственности послужил вывод ревизоров о занижении обществом базы по взносам за I квартал 2017 года на суммы компенсации расходов по найму жилья. В чем же состояла позиция контролирующих органов? Компенсационные выплаты, по мнению ревизоров, были осуществлены фирмой в рамках трудовых отношений. Кроме того, сотрудник в момент заключения договора (2015 г.) имел в собственности квартиру, которая была продана для дальнейшего улучшения его жилищных условий (новая приобретена 31 марта 2017 г.). Арбитры в этом споре поддержали коммерсантов.

Суд обозначил, что спорные выплаты произведены на основании принятого в организации Порядка компенсации по найму жилья сотрудников, приглашаемых на работу из другого региона, и не является оплатой труда, не относится к стимулирующим выплатам, не зависит от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, а также носит социальный характер. Несмотря на то, что выплаты были произведены работнику, такие денежные переводы не обладают признаками зарплаты в смысле статьи 129 ТК РФ и произведены не в рамках трудовых отношений. Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты представляют собой оплату труда. При этом возмещение расходов на аренду жилья производилось работодателем в периоде с 1 января 2016 года по 31 марта 2017 года, то есть в период отсутствия у сотрудника собственного жилья.

Аналогичный подход также подтверждается сложившейся другой судебной практикой: Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2016 года № Ф09-8969/16, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2016 года по делу № А19-5543/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2015 года по делу № А65-5141/2014.

Материальная помощь

Обширная судебная практика показывает, что зачастую предметом судебных споров с ревизорами является материальная помощь работникам. Материальную помощь оказывает компания с целью создания необходимых условий для решения возникших у сотрудника проблем (особых обстоятельств). К таковым принято относить: лечение; рождение ребенка; смерть членов семьи или самого работника; помощь многодетным и малообеспеченным работникам; отпуск; бракосочетание; чрезвычайные обстоятельства.

Материальная помощь является выплатой непроизводственного характера, не зависит от результатов деятельности компании, не связана с индивидуальными результатами труда работников. Однако судебная практика показывает, что, несмотря на, казалось бы, очевидный социальный характер материальной помощи, контролирующие органы не согласны с организациями, которые исключают материальную помощь из облагаемой страховыми взносами базы.

Рассмотрим судебные споры, в которых суд разобрался, когда такая помощь облагается взносами, а когда нет.

В Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2018 года № Ф04-3263/2018 по делу А27-912/ 2018 выводы судов были сделаны не только относительно выплат в виде материальной помощи, оказанной работодателем своим сотрудникам, в размере, превышающем 4000 рублей, но и относительно оплаты санаторно-курортного лечения, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, компенсации при увольнении в связи с выходом на пенсию.

Обстоятельства спора были таким: уполномоченный орган Пенсионного фонда взыскал недоимку и пени по страховым взносам в связи с занижением базы в результате невключения в нее материальной помощи по случаю вступления в брак. Свое решение ревизоры объяснили так: компенсационные выплаты осуществлены работодателем в рамках трудовых отношений, имеют стимулирующий характер и подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Суды, с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 14 мая 2013 года № 17744/12, пришли к выводу, что обсуждаемые в зале суда выплаты, предусмотренные в локальном нормативном акте работодателя, носят социальный характер, а именно: не являются стимулирующими; не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы; не являются оплатой труда сотрудников, в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. В связи с чем спорные выплаты не могут быть объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления взносов.

Еще одно Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа – от 3 октября 2017 № А66-1707/2017 – в пользу компаний. Фонд социального страхования доначислил страховые взносы, пени, штраф, посчитав, что предприятие занизило облагаемую базу по взносам на суммы материальной помощи, превышающей 4000 рублей на одного работника, к юбилею, многодетным семьям, на лечение, в связи с тяжелым материальным положением, при бракосочетании, при увольнении с уходом на пенсию, к праздникам, поскольку все эти выплаты, по мнению контролеров, были осуществлены в рамках трудовых отношений и имели стимулирующий характер.

Судами принята правовая позиция Президиума Высшего арбитражного суда РФ в уже озвученном Постановлении № 17744/12. В нем указано, что в отличие от трудового договора коллективный представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в компании, заключаемый сотрудником и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), и выплаты социального характера не могут быть признаны оплатой труда работников, в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Исходя из правовой природы социальные выплаты не являются объектом обложения взносами. Таким образом, предоставляемые работодателем социальные выплаты в случаях, не предусмотренных законом, только тогда подлежат включению в базу для исчисления взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.

Есть и обратная судебная практика. Рассмотрим несколько судебных споров, в которых арбитры подтверждали правильность действий контролеров.

Аналогичный подход подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановление АС Волго-Вятского округа от 18 июля 2016 года по делу № А82-13922/2015, Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2018 года по делу № А14-13065/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2018 года № А14-22041/2017

Обстоятельства: в обосновании отказа в принятии к зачету суммы расходов по выплате пособий по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком послужил вывод ФСС о необоснованности включения страхователем в расчет среднего заработка сумм материальной помощи в пределах 4000 рублей, выплачиваемой работникам при их уходе в очередной ежегодный отпуск.

Позиция ФСС основывалась на том, что, поскольку в соответствии с нормами законодательства материальная помощь в пределах 4000 рублей не облагаются страховыми взносами, она не должна быть включена в расчет среднего заработка (п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ), в такой расчет могут включаться только выплаты и вознаграждения, на которые начисляются страховые взносы в ФСС (ч. 2. ст. 14 от 29 декабря 2006 г. Федерального закона № 255-ФЗ).

Читать также:  Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании

Судами принята правовая позиция, указанная в определениях Верховного суда от 10 сентября 2014 года № 309-ЭС14-520, от 27 августа 2014 года № 309-ЭС14-377 и ВАС РФ от 25 июля 2013 года № ВАС-9555/13, спорные выплаты в виде материальной помощи в пределах 4000 рублей на одного работника признаны элементами оплаты труда, носящими стимулирующий характер, поскольку выплаты устанавливались в коллективном договоре в за висимости от стажа работы сотрудников в организациях группы лиц компании.

Также суды указали, что, отнеся в статью 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ материальную помощь в размере, не превышающем 4000 рублей на одного работника за расчетный период, к перечню выплат, не подлежащих обложению взносами, законодатель исходил из отсутствия правовой взаимосвязи между указанной выплатой и результатами труда работника.

Арбитрами был сдел ан вывод, что, поскольку спорные выплаты являются элементами оплаты труда, они подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, в силу чего должны облагаться страховыми взносами в полном объеме.

И еще один спор в пользу контролирующих органов.

ФСС отказался принять к зачету расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, пособия по беременности и родам, принимая во внимание необоснованное включение в расчет среднего заработка при исчислении пособий сумм единовременной матпомощи, выплаченной работникам в связи с рождением ребенка.

Спорные выплаты, по мнению контролеров, являются единовременной материальной помощью, подпадающей под положения подпункта «в» пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, и не подлежат обложению взносами, а значит, не могут быть включены в расчет среднего заработка при расчете пособий.

Суды в этом споре приняли сторону контролирующих органов, поскольку суммы выплаты в виде единовременной материальной помощи, выплаченные в связи с рождением ребенка, в силу установленных коллективным договором условий, определения размера и целевого назначения, являются материальной помощью, оказанной обществом своим работникам, и не подлежат обложению страховыми взносами. Таким образом, выплаты необоснованно учтены при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 декабря 2018 г. № А14-22041/2017).

Стоимость путевок

Фонд социального страхования доначислил страховые взносы, пени, штраф, посчитав, что организация занизила облагаемую базу по взносам на стоимость предоставленных работникам некоторых витаминных напитков, обедов, материальной помощи, путевок на санаторно-курортное лечение. Ревизоры сочли, что выплаты были осуществлены в рамках трудовых отношений, имели стимулирующий характер, а значит, подлежат включению в базу по страховым взносам.

Суды, с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 14 мая 2013 года № 17744/12, пришли к выводу, что выплаты, предусмотрены коллективным договором и Положением об оказании материальной помощи работникам, носят социальный характер, производились в целях поддержания социальной защищенности сотрудников общества, не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работника, сложности, качества. В этой связи спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами (Постановление АС Волго-Вятского округа от 18 июля 2016 г. по делу № А82-13922/2015).

Во время простоя

Еще одно решение Верховного суда будет интересно организациям с «вредным» производством, которые начисляют взносы по дополнительному тарифу на вознаграждения работников. Для этого изучим Определение Верховного суда РФ от 24 сентября 2018 года № 306-КГ18-10152. Фирма не исчисляла страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат и иных вознаграждений сотрудников, занятых на работах с вредными, условиями труда в период простоя. П ФР с этой позицией не согласился.

Чиновники посчитали, что работники в период простоя, в течение которого производственная деятельность компании остановилась, фактически были заняты на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, соответственно, компания должна была начислять взносы по доптарифу, предусмотренному для выплаты вознаграждения, связанного с вредным производством.

При этом в суде Фонд не смог доказать, что сотрудники фактически продолжали трудиться на «вредном» производстве, а значит, организация не была обязана начислять в период простоя дополнительные страховые взносы.

Подводя общий итог, хочется обратить внимание на следующее: если работодатель переводит сотрудникам выплаты на основании коллективного договора и они имеют признаки социальных выплат, указанных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 года № 17744/ 12, и отсутствует правовая взаимосвязь между выплатами и результатами труда, то, опираясь на судебную практику, у компании велики шансы отстоять свою позицию.

Если же предприятие решит не спорить с контролерами и заплатит деньги с социальных выплат, то возникает риск спора уже с инспекцией. Последняя может исключить взносы из расходов по налогу на прибыль (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2018 г. по делу № А26-7243/2017).

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 декабря 2013 г.

Комментарий к изменениям, вступающим в силу с 1 января

Для льготных категорий сохранен тариф 20% только в ПФР. Он будет действовать 5 лет — с 2014 по 2018 г. включительноп. 1 ст. 1, ст. 2 Закона от 02.12.2013 . Напомним, что по такому тарифу с выплат работникам уплачивают взносыпп. 8, 12, 14 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 (далее — Закон :

Общий тариф взносов остался прежним (30% + 10%), а вот предельный размер базы вырос почти на 10%. Итак, обычным организациям в 2014 г. с выплат работникам надо платить взносы в размере 30%, из них: в ПФР — 22%, в ФСС — 2,9%, в ФФОМС — 5,1%. Эти тарифы сохранятся на 2015 и 2016 гг.п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона от 02.12.2013

Предел облагаемых выплат на каждого работника повысился с 568 000 до 624 000 руб. в годПостановление Правительства от 30.11.2013 № 1101. Так что начислять взносы в размере 10% только в ПФР (на солидарную часть) можно будет по работникам, у которых выплаты с начала 2014 г. превысят 624 000 руб.

Пониженные тарифы для СМИ увеличились на 2%. В 2014 г. организации и предприниматели, которые выпускают средства массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера), с выплат работникам должны уплачивать взносы в размере 30% (вместо 28%), из нихч. 3.1 ст. 58 Закона ; пп. 8, 9 ст. 33 Закона от 15.12.2001 (ред., действ. с 01.01.2014) (далее — Закон :

  • в ФСС — 2,9% (в 2013 г. — так же);
  • в ФФОМС — 3,9% (в 2013 г. — 3,5%).

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, теперь платят взносы с превышения предельной базы. То есть тарифы у них остались те же (22% в ПФР, 2,9% в ФСС и 5,1% в ФФОМС). Но появилась обязанность платить взносы в ПФР в размере 10%, если выплаты в пользу работника с начала года превысят 624 000 руб.ч. 3.5 ст. 58, ч. 1 ст. 58.2 Закона

Дополнительные взносы для работников, имеющих право на досрочную пенсию, повышены на 2%.

В 2014 г. все организации и предприниматели (даже те, кто применяет пониженные тарифы), должны платить дополнительные взносы в ПФР в размере:

Напомним, что эти взносы надо начислять на все выплаты работнику, независимо от их годового размера, в том числе и на превышающие 624 000 руб.ч. 3 ст. 58.3 Закона

Заметим, что в Госдуме во втором чтении уже рассмотрены два законопроекта, которые должны «превратиться» в федеральные законы и вступить в силу с 1 января 2014 г.проекты законов № 337970-6, № 337978-6 Этими законопроектами предусмотрена замена процедуры аттестации рабочих мест на специальную оценку труда. При этом условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. И по результатам специальной оценки условий труда будет устанавливаться дополнительный тариф страхового взноса в ПФРп. 7 ст. 7, п. 1 ст. 29 проекта закона № 337970-6; пп. 1, 2 ст. 7, пп. 1, 2 ст. 11, пп. 1, 2 ст. 13 проекта закона № 337978-6:

Читать также:  Приказ о социальных выплатах студентам

Как нам разъяснили в Минтруде, скорее всего, Госдума до нового года успеет принять эти законопроекты и новые дополнительные тарифы будут действовать с 01.01.2014. Но как следует из законопроектов, дифференцированные тарифы можно применять, если организация провела специальную оценку условий труда. Логично, что если организация ранее проводила аттестацию рабочих мест и определила классы вредности работ, то тоже надо применять дифференцированные тарифы. А вот если организация аттестацию не проводила, то надо будет платить дополнительные взносы в размере 6% или 4% в зависимости от того, на каких работах заняты сотрудники.

Взносы в ПФР с выплат 2014 г. надо перечислять единой платежкой. И в ней надо указывать КБК, предназначенный для зачисления взносов в ПФР на страховую часть пенсии, — 392 1 02 02010 06 1000 160п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 7 Закона от 04.12.2013 . Эта поправка внесена в связи с тем, что гражданам предоставили возможность выбрать, как они будут формировать свою будущую пенсию — с учетом накопительной части (передав 6% в НПФ или УК) или без нее (тогда 6% останутся в ПФР в составе страховой части пенсии).

Но вы как работодатель не должны отслеживать, подал ли работник заявление в ПФР, сохранил ли он для себя накопительную часть. Распределять перечисленный вами платеж будет сам ПФР согласно выбору вашего работникапп. 1, 2, подп. «а», «б», «в», «д», «е» п. 5, п. 6 ст. 3 Закона от 04.12.2013 . Ваша же задача — только перечислить взносы в ПФР по соответствующему тарифу (20%, 22% и т. д.) на КБК для страховой части. Но так перечислять можно только взносы, начисленные начиная с января 2014 г.

А вот взносы, начисленные за декабрь 2013 г., а также задолженность по взносам, образовавшуюся до 01.01.2014, вы и в 2014 г. должны перечислять на два КБК — отдельно на накопительную и отдельно на страховую части (см. календарь на с. 90).

Теперь что касается уплаты дополнительных взносов в ПФР за работников, которые трудятся в условиях, дающих право на досрочную пенсию. Эти взносы, начисляемые с 01.01.2013, также идут на финансирование страховой части пенсиипп. 1, 2 ст. 33.2 Закона . Означает ли это, что дополнительные взносы тоже надо платить одной платежкой вместе со всеми остальными взносами? С этим вопросом мы обратились в Минтруд и получили такой ответ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

КОТОВА Любовь Алексеевна

Заместитель директора Департамента развития социального страхования Минтруда России

Страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР с выплат лицам, занятым во вредных и тяжелых условиях труда, в 2014 г. по-прежнему надо уплачивать отдельными платежными поручениями на специальные КБК. Здесь ничего не изменилось. Ведь взносы по дополнительным тарифам платят не все страхователи.

Так что в 2014 г. дополнительные взносы надо платить на отдельные КБК (см. календарь на с. 90).

Если законодатели успеют принять законы о новых дополнительных тарифах, то, возможно, появятся новые КБК — отдельный для каждого тарифа.

Тарифы взносов «на травматизм» оставили неизменными на 3 года. Так что в 2014 г. вы будете начислять взносы «на травматизм» и уплачивать их в ФСС по тем же тарифам и в том же порядке, что и в 2013 г., если основной вид деятельности у вас не изменился. Эти же тарифы будут действовать в 2015 и 2016 гг.ст. 1 Закона от 02.12.2013

Кроме того, для предпринимателей, у которых работают инвалиды, сохранен льготный тариф взносов, введенный с 1 января 2013 г.статьи 2, 3 Закона от 02.12.2013 ; статьи 2, 3 Закона от 03.12.2012 С выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп, предприниматель может начислять взносы «на травматизм» в размере 60% от установленного ему тарифа.

В заключение хотелось бы сказать еще об одной поблажке по страховым взносам. В Госдуму был внесен законопроект, позволяющий большему количеству компаний, ведущих деятельность в области информационных технологий, применять пониженный тариф в размере 14% (в ПФР — 8%, в ФСС — 2%, в ФФОМС — 4%)п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 58 Закона ; проект закона № 385323-6. Так, в 2013 г. этот тариф применяли IT-организации, в которых средняя численность работников составляет не менее 30 человекч. 5 ст. 58, ч. 2.1, 2.2 ст. 57 Закона от . А предлагается разрешить платить взносы по пониженному тарифу и компаниям со средней численностью не менее 7 человекст. 1 проекта закона № 385323-6. Как только этот закон примут, мы вам сообщим.

Понравилась ли вам статья?

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

Страховые взносы — расчет / уплата / отчетность

2023 г.

Оказывать социальную поддержку в материальной или натуральной форме физлицам может организация, в которой они работают, или уполномоченный орган субъекта РФ.

Если работодатель решил поддержать своих сотрудников и выплачивает им вознаграждения в рамках социальной поддержки, эти суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. Такую позицию высказала Федеральная налоговая служба в письме от 16.09.2020 г. № БС-4-11/15068.

Доходы

Все виды доходов, которые работники получают в виде выплат и вознаграждений от работодателя, облагаются страховыми взносами. Организация, в которой они трудятся, должна выплачивать взносы независимо от того, каков возраст и социальное положение сотрудника. Неважно, является ли он пенсионером, инвалидом или студентом очного отделения вуза. Страховые взносы начисляются в любом случае.

При расчете взносов общий доход, который сотрудник получил от работодателя, уменьшают на сумму доходов, с которых страховые отчисления не платятся. Перечень таких доходов установлен статьей 422 НК РФ.

К ним относятся, например, государственные пособия, в том числе по безработице, льготы по проезду, предоставляемые отдельным категориям работников, оплата за обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, а также стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам и госслужащим бесплатно или с частичной оплатой.

База по страховым взносам определяется индивидуально в отношении каждого из работников с начала года по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Социальная поддержка

Как уже было сказано ранее, согласно статье 422 НК РФ выплаты работникам в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами. Ф НС полагает, что положения этой статьи можно применять и в отношении выплат, упоминания о которых отсутствуют в трудовых договорах и актах. К таким относятся вознаграждения, которые выплачиваются в рамках трудовых отношений между сотрудником и работодателем. Они могут зависеть от результатов труда или носить социальный характер.

Кроме того, социальные выплаты не указаны в перечне доходов работников, которые не облагаются страховыми взносами, который приводится в той же статье. Поэтому такие выплаты облагаются страховыми взносами независимо от их формы (денежной или натуральной) и источника финансирования.

Если социальную поддержку физлицам оказывает не работодатель, а уполномоченный орган субъекта РФ, с которым у них нет трудовых отношений, такие выплаты не облагаются взносами.

Финансирование выплат

Ведомство отдельно подчеркнуло, что источник финансирования выплат не имеет значения. Такой позиции придерживается не только Федеральная налоговая служба. Так, в письме Минфина от 07.02.2017 г. № 03-15-05/6368 рассмотрена ситуация, связанная с премиями к различным праздникам и памятным датам. Эти поступления так же, как и выплаты в рамках социальной поддержки не указаны в перечне доходов, не облагаемых страховыми взносами. Минфин посчитал, что в этом случае взносы нужно платить.

В другом письме от 02.09.2014 г. № 17-3/В-415 Минфин высказал ту же точку зрения. В этом документе рассматривалась ситуация, когда работодатель выплатил своему работнику вознаграждение за победу в публичном конкурсе. По мнению Минфина, организация, в которой трудится этот сотрудник, должна уплатить страховые взносы с этой суммы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *