Социальные выплаты педагогам дополнительного образования

Структура зарплаты по ТК РФ

Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:

Они могут быть установлены:

О том, как эти выплаты будут учтены в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст. 255 НК РФ».

Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе — положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.

Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:

Зарплата в бюджетных учреждениях

Формирование системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях подчиняется правилам, установленным ТК РФ. Однако поскольку на зарплату в данном случае выделяются бюджетные средства, эта система для ГУП и МУП регулируется на правительственном уровне с соблюдением требования об участии в этом представителей трудового коллектива (профсоюзов) и работодателей (ст. 135 ТК РФ).

Из представителей высших органов данных 3 сторон ежегодно формируется комиссия, целью которой является системная разработка документов, направленных на создание единого для всех уровней бюджета подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях. На 2022 год трехсторонняя комиссия утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11), ознакомиться с которыми вы можете по ссылке.

Социальные выплаты педагогам дополнительного образования

Последние несколько лет комиссия занята развитием положений новой системы оплаты за труд в ГУП и МУП, введенной постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Новая система, в частности, учитывает возможность существенного увеличения дохода за счет стимулирующих доплат.

Виды стимулирующих выплат, возможных в бюджетных учреждениях, установлены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818:

Если для первых двух видов выплат, которые имеют или могут иметь количественную привязку, может быть достаточно наличия положения о премировании, то вторые 2 вида (качественные) требуют разработки специальной системы оценки и, соответственно, отдельного документа. Этот специальный документ может представлять собой единый нормативный акт, объединяющий правила начисления всех возможных видов стимулирующих выплат.

Критерии стимулирования

Смыслом системы стимулирования за качественные достижения является повышение:

В основу системы оценки показателей качества, интенсивности и достижений должны быть заложены:

Обязательными условиями системы являются:

Учитывая разнообразие сфер деятельности бюджетных учреждений, законодатель дает им большую самостоятельность в разработке собственных систем поощрения. Однако при их создании нужно руководствоваться не только едиными рекомендациями трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, но и законодательными актами регионов и отраслевыми методическими разработками по данному вопросу.

Все составляющие разработанной бюджетным учреждением системы поощрения за качественные достижения отражаются в специальном внутреннем нормативном акте — положении о стимулирующих выплатах.

Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендовано указывать оценочные критерии, относящиеся к каждому конкретному работнику, непосредственно в трудовом договоре (эффективном контракте) с ним. Если давно работающий сотрудник переводится на новую систему оплаты труда, это может быть отражено в допсоглашении к трудовому договору.

О бланке, который можно использовать для оформления трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».

В процессе оценки результатов труда каждого работника учитывается мнение:

Результаты этой оценки отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В такой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов. Расчет стимулирующей выплаты педработнику определяется следующим образом:

Вклад руководителя бюджетного учреждения в его работу оценивает вышестоящий орган, в котором для этих целей разрабатывается свое положение о стимулировании. Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения, в которой предусмотрено, в частности, место для указания перечня критериев стимулирующих доплат к его зарплате, приведена в постановлении Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Социальные выплаты педагогам дополнительного образования

Особенности стимулирования педагогических работников

Система-2022 стимулирующих выплат учителям и воспитателям базируется на методических рекомендациях, утвержденных Минобрнауки РФ (письмо от 20.06.2013 № АП-1073/02). Эти рекомендации разработаны на основе распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказа Минтруда РФ от 13.05.2013 № 202, письма Минтруда РФ от 13.06.2013 № 14-1/10/2-3236. Несмотря на то что данные ведомственные документы были утверждены достаточно давно, Трехсторонняя комиссия советует ориентироваться на них и в 2022 году (подп. «г» п. 30 Единых рекомендаций по протоколу № 11). Предназначены отмеченные рекомендации для бюджетных учреждений, работающих по программам образования:

В рекомендациях Минобрнауки РФ регионам при разработке критериев для стимулирующих выплат учителям и обработке результатов их оценки предлагается обеспечить:

Эксперты «КонсультантПлюс» подробно рассказали об особенностях труда педагогических работников. Получите пробный доступ к публикации на данную тему бесплатно.

Стимулирование руководителей

В рекомендациях Минобрнауки РФ предусмотрены следующие направления оценки труда руководителей:

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительно значимы:

Для руководителей общеобразовательных учреждений также будут важны:

Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ

В качестве критериев стимулированных выплат — 2022 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рекомендациях Минобрнауки РФ приведены следующие:

Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:

Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.

Читать также:  ФГОС 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Читайте подробнее о критериях начисления стимулирующих выплат воспитателям в 2022 году.

Размер выплаты формируется на основании балльной системы. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.

В конечном счете стимулирующая доплата каждого педработника определяется путем суммирования заработанных баллов и умножения стоимости одного балла на их количество. Стоимость балла определяется как результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.

Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в интернете.

Итоги

Стимулирующие доплаты, включенные в систему оплаты труда педагогических работников бюджетных учреждений, не только позволяют увеличить доход педагогов, но и способствуют росту эффективности их работы и улучшению показателей учреждения в целом.

Стимулирующие выплаты воспитателям в 2022 году — критерии их будут рассмотрены в нашей статье — представляют собой одну из существенных составных частей заработной платы этих работников. Узнаем, какими они могут быть.

Состав зарплаты в бюджетных учреждениях

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 для работников бюджетных учреждений была введена измененная система оплаты за труд. Новизна этой системы выражалась в том, что заработок, ранее определявшийся по единому тарифно-квалификационному справочнику с учетом обязательных доплат, предусмотренных законодательством, был пополнен выплатами стимулирующего характера. Таким образом, теперь процесс определения зарплаты для бюджетных работников в полной мере соответствует отраженному в ст. 129 и ст. 135 ТК РФ.

Предлагаем прочитать другие наши статьи о порядке расчета заработной платы:

Введение стимулирующих доплат преследует цели:

Виды выплат стимулирующего характера для бюджетных учреждений приведены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818:

Первые 2 вида выплат могут быть без особых проблем оценены количественно. Вторые 2 вида — это качественные показатели, для характеристики которых необходимо создать специальную систему оценки (перечень показателей и привязку их к выражению в цифрах).

Процедура стимулирования

Основные положения системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях разрабатываются на правительственном уровне ежегодно создаваемой для этих целей трехсторонней комиссией, состоящей из представителей правительства, профсоюзов и работодателей. Решения этой комиссии становятся обязательными для администраций регионов, которые на своем уровне дополняют и уточняют обозначенные для них цели и направления и вырабатывают рекомендации для учреждений своего региона. Кроме того, существуют отраслевые методические разработки, задающие направления стимулирования применительно к соответствующим отраслям.

Однако при этом в рамках, задаваемых вышеперечисленными документами, учреждение оказывается достаточно самостоятельным в формировании собственной системы критериев оценки качественных показателей стимулирования.

Чтобы эта система могла реально функционировать, должны быть в наличии следующие моменты:

Для того чтобы критерии оценки отвечали предъявляемым к ним требованиям, учреждению необходимо:

Вся вышеуказанная информация, составляющая систему стимулирования в конкретном учреждении, вносится во внутренний нормативный акт: положение о стимулирующих выплатах.

Систему критериев, относящуюся к каждому конкретному работнику, приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует включать в текст трудового договора с сотрудником.

О бланке, на котором возможно оформление трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».

Оценку эффективности труда каждого работника осуществляют по истечении оговоренного в положении о стимулирующих выплатах периода, используя мнение самого работника, представителя профсоюзного органа и руководителей сотрудника. Данные оценки вносят в оценочный лист.

Оценку результатов труда руководителя учреждения делает вышестоящий орган.

Стимулирующие критерии для воспитателей

В отношении списка критериев для педагогических работников существуют методические рекомендации, утвержденные Минобрнауки РФ 18.06.2013 и являющиеся приложением к письму Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02. Эти рекомендации предназначены в т. ч. для бюджетных учреждений, работающих в области дошкольного образования. На рекомендации этого же документа следует ориентироваться учреждению при создании собственного перечня стимулирующих выплат воспитателям в 2022 году. Перечислим рекомендованные направления оценки труда воспитателей.

Рекомендованный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен учреждением самостоятельно.

Доплаты стимулирующего характера позволяют повысить уровень зарплаты работников бюджетного учреждения и их заинтересованность в качестве своей работы, что, соответственно, должно положительно отразиться на оценке эффективности деятельности самого учреждения. Критерии стимулирующих выплат учреждение формирует самостоятельно, исходя из рекомендаций вышестоящих органов.

См. также: «Стимулирующие выплаты медработникам в 2022 году».

Социальные выплаты педагогам дополнительного образования

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

2023 год, согласно указу президента, станет годом педагога и наставника. На этом фоне разговоры о повышении зарплат учителям стали чуть громче, но выхлопа от этого пока немного. Разбираемся, на какие выплаты и компенсации могут рассчитывать педагоги в 2023 году.

Доплата за классное руководство

Сколько: как и в прошлом году — 550 рублей на класс, по 80 рублей на ученика и 5000 рублей из средств федерального бюджета ежемесячно.

Кто может рассчитывать:

Как получить: по умолчанию при условии ведения класса или группы.

Эта доплата по-прежнему полагается только работникам федеральных учреждений. Сотрудники школ и колледжей при региональных вузах, а также военных училищ по-прежнему не могут на нее рассчитывать.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Доплата за квалификационную категорию

Сколько: 15-25 процентов от оклада за первую категорию, 25-35 процентов — за высшую.

Претенденты на первую категорию собирают профессиональное портфолио и демонстрируют квалификационной комиссии свой практический опыт.

Для присвоения высшей категории необходимы участие в профессиональных конкурсах, а также стабильные и высокие результаты учеников. Категории сохраняются при переходе в другую школу и при работе по совместительству.

Читать также:  Москва будет начислять и выплачивать пособия детям в 2020 году

Квалификацию учителя отражает также уровень образования, наличие ученой степени и стаж. За них начисляется ежемесячная надбавка в размере 10-30 процентов от оклада.

Премии и разовые надбавки

Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).

Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.

Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.

В нем могут быть отмечены:

Принимается в расчет успеваемость и качество знаний учеников, подготовка одаренных детей к участию в олимпиадах и конференциях. Учитывается использование ИКТ при проведении занятий.

При этом сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию. В отдельный пункт оценочного листа выносится стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы.

Компенсационные выплаты

Сколько: до 200 процентов от зарплаты.

Кто может рассчитывать: все категории педагогов.

Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.

Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.

Компенсацию платят за:

Установлена надбавка за работу в особых климатических условиях: районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом.

Важно учитывать, что в федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат. Организация сама должна составить положение об оплате труда работников и установить суммы с учетом мнения представительного органа.

Доплаты за «Разговоры о важном»

Сколько: по ставке оплаты внеурочной деятельности.

Кто может рассчитывать: классные руководители.

Вынесли эту доплату в отдельный пункт, так как про нее возникает особенно много вопросов. Патриотические классные часы, ставшие обязательными с сентября 2022 года, считаются внеурочной деятельностью. Каждый час такой работы должен дополнительно оплачиваться за счет регионального бюджета (т.е. в каждом регионе платят по-своему. Довольно часто можно встретить упоминания о ставке чуть больше 100 рублей за час).

В 2022 году эта норма повсеместно нарушалась. Многие учителя жаловались, что «Разговоры о важном» им никак дополнительно не оплачивались. Кому-то говорили, что их оплата «входит в те самые путинские 5000 рублей» (т.е. в надбавку за классное руководство). Это не соответствует действительности.

Проект «Земский учитель»

Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.

Регионы размещают список актуальных вакансий, требования к претенденту по каждой из них и дополнительную информацию для своей территории. Анкета кандидата проходит экспертную оценку, по результатам которой формируется балльный рейтинг участника. При отборе учитывают:

Учителя-победители подписывают трехсторонний договор с правительством региона и школой и подают заявку на выплату денежных средств в региональный департамент образования.

Деньги можно потратить на любые цели по своему усмотрению. Но чаще всего это покупка или строительство жилья.

Пособия молодым учителям

Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:

Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.

Есть и другие выплаты: дотации на канцтовары и учебные пособия, компенсации за проезд в денежном эквиваленте, премия по итогам трехлетней успешной работы. Но, если молодой учитель увольняется с места работы по личному желанию, он обязан выплатить все деньги, которые ему предоставлялись.

Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель»

Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).

Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:

Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.

В том числе научных статей, собственных учебно-методических пособий и программ.

Большим плюсом будет опыт наставничества над молодыми специалистами, членство в составе аттестационных комиссий, проведение мастер-классов. Все достижения подобного рода должны быть подтверждены документально.

В качестве дополнения можно предоставить отзывы работодателей и коллег.

Прочие выплаты

Учителя на пенсии могут получить звание «Ветеран труда» и рассчитывать на различные льготы в виде денежных выплат и социальных мер защиты:

Дополнительные деньги получают педагоги, имеющие государственные награды: им полагается надбавка 10 процентов от оклада.

Учителей могут поощрять муниципальные органы власти. Например, в Московской области практикуются рейтинги школ. Они попадают в зеленую, желтую или красную зону. «Зеленые» имеют лучшие показатели по числу олимпиадников и 100-балльников ЕГЭ, применению инноваций в обучении и другим критериям. Им выделяют гранты, которые идут на повышение зарплат педагогам.

Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

Они делятся на установленные:

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».

Социальные выплаты педагогам дополнительного образования

В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Как составить и утвердить положение об оплате труда и премировании в организации? Ответ на этот вопрос разъяснил гос. инспектор одела труда Нижегородской области В.И. Неклюдов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и следуйте рекомендациям чиновника.

Принципы создания положения о стимулировании

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

Читать также:  КАКИЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ СУЩЕСТВУЮТ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:

Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).

Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.

Пример оформления положения о стимулируюих выплатах в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к образцу. Это бесплатно.

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:

Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.

Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:

При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:

Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.

В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.

Системы критериев оценки для ГУП и МУП

В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.

О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Критерии стимулирующего характера для медработников

Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:

В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.

Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.

Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *