СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ОСВОБОЖДЕННЫМ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

(Санкт-Петербург )

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Выплаты при освобождении осужденных
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Единовременное денежное пособие при освобождении

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ОСВОБОЖДЕННЫМ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Так называемая пробация предполагает, что заключенным и уже освобожденным из мест лишения свободы помогут восстановить документы, найти жилье, устроиться на работу (службы пробации будут сотрудничать с центрами занятости) и получить образование. Такие граждане смогут получить помощь психологов и юристов, пройти переквалификацию.

Им также помогут в медицинском обеспечении, восстановлении утраченных связей с родственниками, документов, прав на имущество. Пробация будет учитывать индивидуальные особенности, обстоятельства и потребности граждан.

Закон, в частности, вводит возможность создания специальных центров пробации для тех, кому понадобится помощь после освобождения из мест лишения свободы. Речь идет в том числе о помощи по предоставлению временного места пребывания, помощи одеждой и продуктами.

По словам главы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, такая поддержка на текущем этапе может коснуться 500 тысяч человек. Закон позволит им адаптироваться в обществе, что приведет к снижению числа рецидивов. В комитете привели данные МВД, согласно которым судимыми лицами совершается более 30% от числа расследованных преступлений.

Подготовлена редакция
документа с изменениями, не вступившими в силу





1. Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке
, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ
, от 27.12.2009 N 377-ФЗ
, от 07.12.2011 N 420-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере
, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона
от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.




4. При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ
, от 07.12.2011 N 420-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



5. Осужденные, указанные в части четвертой
настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

(в ред. Федерального закона
от 07.06.2013 N 121-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

На основании ст. 182 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами.

Так, на основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах социального обслуживания) гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно:

Читать также:  Приложение N 1. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию.

В силу ст. 20 Закона об основах социального обслуживания нуждающемуся в помощи с учетом его индивидуальных потребностей могут быть предоставлены различные виды социальных услуг, а именно:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Следует отметить, что субъекты РФ и различные негосударственные (общественные) организации самостоятельно реализуют программы по социальной помощи и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, с учетом изложенных выше норм права и рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что лицо, отбывшее наказание в виде лишения свободы на общих основаниях, имеет право претендовать на различные меры социальной поддержки (материальная помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилого помещения и т.д.). 

Для определения перечня мер социальной поддержки, на которые может претендовать конкретный гражданин, необходимо детальное ознакомление с характером его нуждаемости в социальных услугах, а также условиями жизни (регионом проживания, составом семьи, наличием места работы, обеспеченности жилым помещением и т.д.).

Читать также:  КОГО КОСНЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

Для реализации своих прав на получение мер социальной поддержки и получения консультации по этим вопросам гражданину необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Единовременное денежное пособие при освобождении

Подборка наиболее важных документов по запросу Единовременное денежное пособие при освобождении
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

«Налог на доходы физических лиц: актуальные вопросы и сложные ситуации»

(выпуск N 22)

(Парамонов Д. И., Рябова Н. Д.)

(«Редакция «Российской газеты», 2018)

Инспекция пришла к выводу о неудержании и неперечислении обществом НДФЛ с единовременных выплат, произведенных в пользу физических лиц при их увольнении. По мнению инспекции, у работодателя отсутствует законодательно установленная обязанность по выплате работникам по соглашению сторон единовременной денежной компенсации при увольнении, в связи с чем положение п. 3 ст. 217 НК РФ в отношении выплаченных сумм не применяется, и они подлежат обложению НДФЛ. Суд первой инстанции признал, что спорные выплаты не являются выходным пособием, поэтому не подлежат освобождению от налогообложения и должны быть включены в базу для исчисления НДФЛ.

Нормативные акты

Выплаты после освобождения из СИЗО

Я освободилась из СИЗО, куда в течение одного года попадала три раза. При последнем освобождении отказалась от выплаты на билет. Сейчас прошло почти три месяца, я не адаптирована. Нет жилья и денег, проживаю в другом городе. В свой город вернуться не могу. Слышала, что есть выплаты освободившимся из тюрем в размере 25 тыс. руб. Куда обращаться за этими выплатами?

Григорий Арутюнян

Согласно ч. 1 ст. 181 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 181 УИК РФ при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно ч. 3 ст. 181 УИК РФ обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Согласно ч. 4 ст. 181 УИК РФ при освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

Согласно ч. 5 ст. 181 УИК РФ осужденные, указанные в ч. 4 этой статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

Читать также:  Какие преимущества дает социальная пенсия

Согласно ст. 182 УИК РФ осужденные, освобождаемые от ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

Во исполнение требования ч. 2 ст. 181 УИК РФ постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 № 800 установлена величина единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, в размере 850 руб.

Заявление о получении пособия подается руководителю учреждения исполнения наказания.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1  «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и др.).

— предоставление базы данных работодателей; учитывается уровень образования и опыт работы;

— выплата пособия по безработице в течение полугода; регулярно предлагаются разные варианты занятости;

— бесплатное получение специальности, при этом обучаемый получает стипендию;

— помощь может поступать в виде пособия по безработице.

паспорт гражданина РФ;

справка об освобождении;

справка о доходах;

если есть, то свидетельство об образовании, диплом или удостоверение о квалификации;

ИНН и СНИЛС.

Сумма пособия зависит от стажа работы и средней зарплаты за последние 3 месяца. Размер определяется на региональном уровне и зависит от прожиточного минимума: в Петербурге это 11 684,5 руб.

Выплаты при освобождении осужденных

Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты при освобождении осужденных
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 132 «Взыскание процессуальных издержек» УПК РФ
«То есть закон не предусматривает возможности прямого взыскания понесенных потерпевшей процессуальных издержек с осужденной. Закон предусматривает, что расходы потерпевшей, связанные с выплатой ею вознаграждения своему представителю — адвокату, в случае признания судом этих расходов необходимыми и оправданными, подтвержденными соответствующими документами, могли быть выплачены в пользу потерпевшей из федерального бюджета Российской Федерации, и лишь потом, при отсутствии предусмотренных ч. 6 ст. 132 УПК РФ оснований для полного или частичного освобождения осужденной от уплаты этих процессуальных издержек, они могли быть взысканы с осужденной на основании соответствующего судебного решения.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О полномочиях суда при решении вопроса о распределении процессуальных издержек

(Зеленин С. Р.)

(«Российская юстиция», 2021, N 2)

Практика знает случаи, когда отсутствие в справке надлежащих сведений о процессуальных издержках воспринималось как препятствие к их взысканию с осужденного. Так, районный суд указал в частном постановлении, что отсутствие в материалах дела постановления следователя о выплате вознаграждения адвокату, осуществлявшему защиту обвиняемого, повлекло освобождение осужденного от взыскания процессуальных издержек <9>. В ходе рассмотрения другого дела вопрос о взыскании с подсудимой О. процессуальных издержек не решался в связи с неуказанием в приложении к обвинительному заключению размера выплаченного ей пособия за период временного отстранения от должности <10>.

Нормативные акты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *