СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

С выплат социального характера долги взыскивать не будут

Иллюстрация: Rebecca Zisser / Axios
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Обращение взыскания на социальные выплаты

Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах будет устанавливать Банк России.

закреплена обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание;

установлена обязанность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания (порядок расчета будет устанавливаться Минюстом России по согласованию с Банком России);

предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.

Дата публикации на сайте:
21.02.2019

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Соцвыплатам не хватает защиты. Пособия до сих пор списываются в счет долгов

В июне вступил в силу закон, согласно которому социальные выплаты должны маркироваться так, чтобы их нельзя было взыскать в счет долгов. Но проблему это не решило, пособия до сих пор попадают под списания, и банкам приходится разбирать каждый такой случай в индивидуальном порядке. Почему так происходит и когда соцвыплаты действительно станут «неприкосновенными»?

С 1 июня в силу вступили поправки, которые должны были исключить возможность взыскания соцвыплат по исполнительному производству. Такой запрет законодательно существовал и ранее, но механизм был не совершенен: банки не различали, какие именно средства можно списать, а какие нет.

Теперь же социальные выплаты должны быть промаркированы соответствующим образом. Организация, которая выплачивает пособие или зарплату, должна указывать в распоряжениях о переводе денежных средств соответствующий код вида дохода. Порядок указания такого кода установил Банк России.

Например, код «1» говорит о том, что переводится зарплата. То есть с такого дохода по исполнительному листу не может быть удержано более 50%, за исключением случаев взыскания алиментов или возмещения вреда. Код «2» указывает на то, что доход входит в список «неприкасаемых», то есть на него взыскание не может быть обращено. Это всевозможные компенсации, алименты, пособия, социальные пенсии, средства материнского капитала.

Все бы хорошо, но практически сразу после вступления закона в силу в «Народном рейтинге» произошел всплеск жалоб на списание соцвыплат у клиентов Сбербанка
. Подобную активность можно было объяснить массовой единоразовой выплатой детских пособий в начале июня. Тогда, по оценкам ПФР, «путинские» 10 тыс. рублей на ребенка получили порядка 10 млн семей.

Но прошло больше двух месяцев, и стало очевидно, что с подобной проблемой продолжают сталкиваться и клиенты других банков. Жалобы на списания соцвыплат в счет долгов до сих пор появляются в «Народном рейтинге». В чем же дело?



Новости и аналитика

С 1 января банки не могут списывать соцвыплаты для погашения долга по кредиту

От взыскания теперь защищены не только пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, но и выплаты беременным женщинам. Это касается также всех выплат по решениям Правительства РФ и Президента РФ в рамках соцподдержки отдельных категорий граждан и семей с детьми. Кроме того, иммунитет от взысканий получили денежные выплаты для малоимущих граждан ( Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 444-ФЗ
).

С 1 июля 2022 года предусмотрена новая гарантия для граждан, у которых банки списывают часть зарплаты по исполнительному листу. Они смогут обратиться в банк с заявлением о сохранении зарплаты и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.

Как правило, имеется в виду прожиточный минимум для трудоспособного населения по стране в целом ( 13 793 руб.
в 2022 году) – но если какой-либо региональный прожиточный минимум окажется больше федерального, то будет использоваться именно он. Если на иждивении должника находятся другие лица, то сумма, защищенная от взыскания, будет увеличена (конкретные ее величины для такого случая в законе не прописаны).

Когда банк может изменить условия договора потребительского кредита (займа) в одностороннем порядке? Узнайте ответ из Энциклопедии решений. Налоги и взносы
 системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Наконец, установлен новый механизм списания средств для погашения долга по потребительскому кредиту. Заемщик может дать банку распоряжение или акцепт на списание денег со своего счета для этих целей. При этом если были списаны средства, сформированные за счет некоторых периодических поступлений (например, компенсации проезда или стоимости лекарств, алименты, детские пособия и т. д.), должник может потребовать возврата этих денег в течение 14 дней после списания. Полный перечень таких периодических поступлений прописан в ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ » Об исполнительном производстве»
.

Часть доходов станет недоступна для судебных приставов

Государственная Дума 12 февраля приняла в третьем чтении закон, который гарантирует неприкосновенность имеющих социальное назначение доходов от обращения их к взысканию в ходе исполнительного производства. Для приставов станут недоступны, в частности, монетизированные льготы, пенсии по потере кормильца или выплаты пострадавшим от ЧС

Поправки вносятся в Закон «Об исполнительном производстве». Их авторами выступила группа депутатов от фракции «Единая Россия» во главе с заместителем Председателя ГД Сергеем Неверовым.

Принятия данного закона ждут люди. Он позволит защитить граждан,

— говорил ранее Председатель ГД Вячеслав Володин.

Закон гарантирует неприкосновенность имеющих социальное назначение доходов от обращения их к взысканию в ходе исполнительного производства,

— заявил Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев
.

Речь идет о таких социальных выплатах, как:

  • пособия гражданам, имеющим детей;
  • средства материнского (семейного) капитала;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда здоровью;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • компенсации жертвам техногенных катастроф;
  • выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами;
  • монетизированные льготы (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.)

И целый ряд других, они перечислены в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кроме того, законом предлагается дополнить перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, включив в него пособия гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, — это выплаты по случаю утраты имущества, причинения вреда здоровью либо гибели граждан.

Как пояснял Вячеслав Володин, «запрет на исполнительное взыскание с выплат социального характера и ранее существовал в законодательстве. Но механизм был не совершенен — приставы и банки видели счет должника, но не видели, какие именно средства на него поступают».

Теперь социальные выплаты будут соответствующим образом маркироваться — в расчетных документах будет указываться соответствующий код вида дохода (порядок указания этого кода установит Банк России).

Также закон обязывает банки при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или наложении на них ареста учитывать требования норм, устанавливающих перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Такая же обязанность возлагается на судебного пристава-исполнителя при обращении им взыскания на наличные денежные средства должника, при этом должник обязан представить документы, подтверждающие наличие у него таких льготных выплат.

Закон должен вступить в силу с 1 июня 2020 года.

Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12)
пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом
от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 18 с 1 июня 2020 г. — Федеральный закон
от 21 февраля 2019 г. N 12-ФЗ

18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

19)
выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 20 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон
от 30 декабря 2021 г. N 444-ФЗ

20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 21 с 14 июля 2022 г. — Федеральный закон
от 14 июля 2022 г. N 315-ФЗ

21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.

2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1
, 4
и 21 части 1
настоящей статьи, не применяются.

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 101


1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:


1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;


2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;


3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;


4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;


5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;


6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);


7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;


8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:


а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;


б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;


в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;



9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

(в ред. Федерального закона
от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;


11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;



12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

(п. 12 в ред. Федерального закона
от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом
от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;


14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:


а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;


б) в связи с террористическим актом;


в) в связи со смертью члена семьи;


г) в виде гуманитарной помощи;


д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;


15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;


16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;


17) социальное пособие на погребение;


18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

(п. 18 введен Федеральным законом
от 21.02.2019 N 12-ФЗ)



19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;

(п. 19 в ред. Федерального закона
от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

(п. 20 введен Федеральным законом
от 30.12.2021 N 444-ФЗ)


21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.

(п. 21 введен Федеральным законом
от 14.07.2022 N 315-ФЗ)



2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1
, 4
и 21 части 1
настоящей статьи, не применяются.

(в ред. Федерального закона
от 14.07.2022 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

Ошибки отправителя

Однако даже при взыскании по исполнительному листу, в случае когда соцвыплаты точно должны быть под иммунитетом, происходят «перебои» в системе. Обычно это связано с отсутствием должной маркировки.

«Списание средств из соцвыплат в счет долга по кредиту или исполнительному листу возможно в том случае, если у банка нет сведений о том, что поступившие на счет клиента средства являются соцвыплатой», — объясняют в пресс-службе Альфа-Банка. В случае такого списания банк обещает вернуть списанную сумму на счет клиента после получения документа, подтверждающего, что эти деньги являются соцвыплатой.

Подобный случай произошел и в банке ВТБ. По словам пользователя dumovocka, банк списал детское пособие, поступившее от Управления федерального казначейства по Ярославской области. В пресс-службе ВТБ объяснили, что нарушений со стороны банка не было, поскольку средства, поступившие на счет клиента, были промаркированы как начисление заработной платы. Вопрос в том, кто и почему эту выплату промаркировал как зарплату.

Кто именно допустил ошибку — сам отправитель средств или банк отправителя — выяснить довольно сложно. И клиенту зачастую не важно, кто виноват — с жалобами он идет в первую очередь к своему банку, со счета в котором были списаны деньги. Маркировка соцвыплат — хороший инструмент, но пока он не исключает человеческий фактор, и, чтобы оценить его эффективность, понадобится немного больше времени.

Обращение взыскания на социальные выплаты

Подборка наиболее важных документов по запросу Обращение взыскания на социальные выплаты
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 101 «Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание» Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
«Суды, проанализировав положения статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статей 13, 16 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», в совокупности с выводами, изложенными Конституционным Судом Российской Федерации в постановления от 13 апреля 2016 N 11-П, учитывая компенсационный характер и социальную направленность указанной денежной выплаты, произвольное расходование которой не предполагается, пришли к правильному выводу, что установлен запрет на обращение взыскания по исполнительным документам на такой вид дохода, как ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий, что влечет незаконность действий судебных приставов-исполнителей по обращению взыскания на указанные выплаты.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

В чём суть документа?

В Закон об исполнительном производстве внесены поправки с целью исключения случаев обращения взыскания на соцвыплаты, в том числе с помощью введения обязанности для работодателей и иных лиц, выплачивающих денежные средства, помечать такие соцвыплаты.

По исполнительному листу нельзя, по договору можно

«1 июля 2020 года с моего счета были незаконно списаны единовременное детское пособие в размере 20000 т.р. Детские пособия перечисляемые на банковский счет родителя, принадлежат ребенку!» — пишет клиент Тинькофф Банка в «Народном рейтинге» (орфография и пунктуация автора сохранены). Подобные жалобы оставляют клиенты ВТБ, Росбанка, Альфа-Банка и других кредитных организаций. Пользователи апеллируют к закону, считая, что социальные выплаты должны быть защищены от любых списаний. Однако это не совсем так.

Дело в том, что действующим законодательством не предусмотрены ограничения на списания денежных средств в счет погашения задолженности по кредитным договорам. Ограничения действуют только при взыскании или аресте средств по исполнительному производству, то есть по предписанию судебного пристава.

«Если говорить о списании в погашение кредита, то при наличии письменного распоряжения клиента социальные выплаты уходят в погашение автоматически либо в дату платежа, либо при наличии просроченной задолженности», — объясняет директор департамента взаимодействия с клиентами Росбанка Татьяна Ахапкина. Такое распоряжение обычно является частью пакета документов, которые клиент подписывает на этапе оформления кредитного договора.

Однако даже такие списания можно оспорить в судебном порядке, считает партнер коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев.

«Разумеется, суды в некоторых случаях встают на сторону клиентов и говорят, что списание банками сумм, попадающих под исполнительский иммунитет, невозможно. Но надо признать, что в законе подобных ограничений нет», — добавляет руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.

Тем не менее банки стараются идти навстречу клиентам. Так, в Росбанке готовы вернуть списанные средства после обращения пользователя. В пресс-службе «Тинькофф»
отметили, что отслеживают поступления средств господдержки и стараются их не списывать даже в счет погашения кредита.

«Если же списание этих денежных средств все-таки произошло, наш клиент может обратиться к нам за их возвратом», — добавили в Тинькофф Банке.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки приняты с целью защиты прав граждан и исключения возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера.

Подобные выплаты и сейчас формально защищены от взыскания ст. 101 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако по причине того, что судебному приставу-исполнителю и банку изначально не известны источники поступления денежных средств на банковский счёт должника и их назначение, в процессе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращается на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание.

Поправка потребовалась для того, чтобы приставы и банки могли отличить, с каких доходов можно удержать долги.

Какие выплаты относятся к социальным?

В ст. 101 Закона об исполнительном производстве представлен внушительный перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание. В частности, к ним относятся: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого здоровью, различные компенсационные и единовременные выплаты, алименты, выплаты в связи с рождением ребёнка, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей, средства материнского капитала и другие.

Кроме того, поправками перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, дополнен денежными средствами, выделенными гражданам, пострадавшим в результате ЧС:

  • в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости;
  • в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинён вред различной степени тяжести.

Что ещё принёс Закон?

Если кратко — должникам будет сложнее спрятать деньги. Судебный пристав сможет получить сведения о любых видах банковских счетов должника: номера счетов, информацию о количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте. Пока можно получить информацию только по расчетным счетам.

Кроме того, поправками предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель сможет запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Как банк рассчитывает сумму к списанию?

Дано.
Клиенту на счет поступило 10 тыс. рублей детского пособия и 30 тыс. рублей зарплаты, из общей суммы он успевает потратить 30 тыс. рублей. На счете остается 10 тыс. В банк приходит исполнительный лист на взыскание 10 тыс. рублей. Сколько спишет банк?

Решение от Тинькофф Банка.
10 тыс. детского пособия относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание. Эти деньги будут в первую очередь учитываться банком при совершении клиентом расходных операций. 30 тыс. зарплаты относятся к периодическим платежам, на 50% от суммы которых может быть обращено взыскание, оставшиеся 5% (15 тыс. рублей) будут учитываться банком во вторую очередь. Итого получится, что в 30 тыс. потраченных клиентом средств войдут 10 тыс. детского пособия, 15 тыс. зарплаты, на которую не может быть обращено взыскание, и 5 тыс. зарплаты, на которую может быть обращено взыскание.

Следовательно, на счете клиента останется 10 тыс., которые будут списаны в пользу взыскателя по исполнительному листу.

Когда Закон № 12-ФЗ вступает в силу?

Документ вступит в силу 1 июня 2020 года.

Что случилось?

Президент России подписал Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
.

Возможно, на социальные выплаты нельзя будет обратить взыскания

Совет Федерации одобрил изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. » Об исполнительном производстве
«, согласно которым на выплаты социального характера нельзя будет обратить взыскание
1

. Соответствующая информация опубликована на сайте Совета Федерации. Документ вносит изменения, регулирующие обращение взыскания на денежные средства граждан и порядок наложения ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

Лица, выплачивающие гражданину зарплату и иные доходы, на которые установлены ограничения и не может быть обращено взыскание, будут обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода, который устанавливает Банк России. При наличии таких доходов банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, производит расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест.

Закон вступит в силу 1 июня 2020 года.


Нужно ли удерживать и перечислять НДФЛ при выплате заработной платы за первую половину месяца (аванса)? Узнайте из материала «Дата фактического получения дохода в виде оплаты труда. Момент удержания и перечисления НДФЛ» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»
интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ
на 3 дня бесплатно!


Напомним, что по исполнительным документам с должника можно удержать
не более 50% заработной платы и иных доходов.

1

С текстом законопроекта № 223147-7 » О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве
» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Как приставы и банки узнают о социальном характере доходов?

Лица, выплачивающие на счёт должника в банке зарплату или иные доходы, на которые не может быть обращено взыскание, обязаны будут указывать в расчётном документе соответствующий код вида дохода.

Это позволит отличать денежные средства, защищённые «иммунитетом», от других средств, поступающих на счёт должника. Какой код и как именно нужно будет указывать, пока непонятно. Порядок утвердит Банк России.

Читать также:  Как оформить социальную выплату к пенсии неработающему пенсионеру через госуслуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *