Социальные трансферты это социальные выплаты

«Европейская» и «американская» модели

Интересно отметить, что основным различием между существующими на сегодняшний день моделями государственной социальной политики является трактовка детских пособий в качестве самостоятельного звена социальных трансфертов (речь идет о «европейской» модели) или в качестве составного элемента общественной помощи (речь идет об «американской» модели). Так, детские пособия в первом случае предоставляются абсолютно всем семьям, которые имеют детей, а во втором – исключительно тем, чьи доходы ниже установленного уровня. Необходимо дополнить, что эта граница определяется посредством специального теста.

Социальные трансферты и пособия

Под социальными трансфертами принято понимать передачу населению государственными или негосударственными организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными и др.) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они складываются из товаров и услуг, предоставляемых конкретным семьям (домашним хозяйствам).

Социальные трансферты осуществляются в разных видах и формах. Среди них: социальная помощь (вспомоществование); государственные социальные гарантии, в том числе социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (государственное, обязательное и добровольное).

Социальная помощь это предоставление государством и некоммерческими организациями благ и услуг социально уязвимым группам граждан (населения) на основе проверки их нуждаемости (материальная помощь, благотворительность других организаций).

Система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защищать население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а, следовательно, и дохода. Среди них: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, материнство и детство, потеря работы, старость, потеря кормильца.

Наиболее широко применяемыми в России формами социальных трансфертов являются: пособия, пенсии и стипендии. Пособия представляют собой регулярные или разовые денежные выплаты гражданам в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки смей с детьми, а также в случае смерти родственников. Пособие по безработице – это денежная помощь, предоставляемая безвозмездно при наличии трудового стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.

Стипендии это регулярные денежные выплаты студентам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, обучающихся с отрывом от производства.

Пенсия это гарантированная законом денежная выплата ля обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Основной проблемой является своевременная и адекватная рыночным изменениям индексация социальных трансфертов, обеспечивающая нормальный жизненный уровень.

Кроме перечисленных трансфертов, к ним могут быть отнесены и иные расходы государства, например субсидирование предприятий и организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги населению (субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту, предприятиям, использующим труд инвалидов).

Социальное страхование

Трансферты, которые реализуются посредством системы социального страхования, существуют для защиты общества от различного рода рисков социальной направленности, которые могут привести к потере дохода и трудоспособности из-за болезней, производственных травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, рождения и дальнейшего воспитания детей, старости, безработицы, смерти кормильца и так далее. Необходимо отметить, что для данной категории трансфертов характерно не только перераспределение, но и предварительное накопление денежных средств, в том числе зачастую и личных, которые формируют страховые фонды для последующей выплаты определенной суммы средств при актуальности страхового случая.

Социальная политика государства

Государственная политика доходов заключается в перерас­пределении их через государственный бюджет путем диффе­ренцированного налогообложения различных групп получате­лей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высоки­ми доходами к слоям с низкими доходами. Ныне во всех разви­тых странах мира созданы системы социальной поддержки мало­имущих.

Социальные трансферты— это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их учас-

тием в хозяйственной деятельности. Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюд­жетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Социальные трансферты включают:

1) все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормиль­ца, за выслугу лет, социальные);

2) все виды стипендий учащимся высших и средних специаль­ных учебных заведений, профессионально-технических училищ;

3) все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и др.);

4) компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

5) компенсацию затрат на общественный транспорт и др. Социальные трансферты в натуральной форме состоят

из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населе­нию бесплатно или по льготным ценам (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социаль­ного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

В последние годы в нашей стране стали формироваться трех­сторонние комиссии по регулированию социально-трудовых со­глашений, которые называются социальным партнерством.

Социальное партнерство—сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достиже­ния согласованных решений в сфере трудовых отношений; пере­говорный процесс между профсоюзами и работодателями, ре­зультат которого — коллективный подход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некото­рые аспекты социального положения работника на предприя­тии и в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования за­работной платы определяется тем, что ее изменение влияет на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регу­лирования заработной платы в странах с рыночной экономи­кой является определение гарантированного минимума (или ставки). Исходя из минимальных размеров оплаты труда и ве­дутся переговоры между руководителями компаний и профсою­зами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах оговариваются различные премии и допла­ты, дифференциация заработной платы по отраслям в зависи­мости от уровня квалификации.

Социальная политика государствасвязана с воздей­ствием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий; включает в себя политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и т.п. Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренную международным и национальным законодательством. Цель социальной политики — поддер­жание и развитие человека как высшей ценности любого об­щества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных дохо­дов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

В России индексация денежных доходов установлена Зако­ном от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, сти­пендии и пособия. Для всех остальных категорий, занятых в производстве, государство регулирует только размер мини­мальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%.

Социальные трансферты это социальные выплаты

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедней­ших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и нату­ральных пособий. Такая система существует во всех странах с ры­ночной экономикой и служит важным социальным амортизато­ром, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется спо­мощью прожиточного минимума в двух видах — социальном и физиологическом минимумах.

Социальный минимум, помимо минимальных норм удовлет­ворения физических потребностей, включает затраты на мини­мальные духовные и социальные запросы. Он представляет со­бой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимумрассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) — со­циальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ со­ставлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в т.ч. 80 ви­дов продуктов питания. Затраты на непродовольственные то­вары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары, а также расходы на оплату жи­лья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату нало­гов и сборов.

2) непродовольственные товары — 39%;

4) налоги и сборы — 2,7%.

Социальная политика государства направлена на реше­ние следующих задач:

1) стабилизацию жизненного уровня населения и недопуще­ние массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальную поддерж­ку безработных;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов насе­ления;

4) развитие отраслей социальной сферы (образования, здраво­ охранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства). Социальная политика направлена на ослабление дифферен­ циации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социаль­ ных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназна­ ченная для конкретных групп населения) социальная поддерж­ ка со стороны государства слабозащищенных слоев. Эта зада­ ча предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетру­ доспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Читать также:  Куда обратиться в 2022 году для расчета пособий на три-семь лет

1. Государственная политика доходов заключается в пере­распределении их через госбюджет путем дифференцирован­ного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Наиболее эффективное средство госу­дарственного регулирования заработной платы — установле­ние гарантированного минимума.

2. Прожиточный минимум — это стоимость товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни.

3. Социальные гарантии — это обязательство государства перед населением страны по формированию их доходов, по условиям получения определенных товаров и услуг, рабочих мест.

4. К основным функциям социальных гарантий относятся:

а) материальное обеспечение людей, лишенных возможности делать это самостоятельно;

б) создание условий для воспроизводства на должном уровне;

в) поддержание доходов безработных.

5. Программа пенсионного обеспечения предназначается для людей пенсионного возраста и является одной из самых основных социальных программ.

6. Безработным государством предоставляются следующие виды помощи:

а) выплата пособий по безработице;

б) оплата профессиональной подготовки и переподготовки;

в) организация оплачиваемых общественных работ;

г) предоставление права на досрочный выход на пенсию.

Социальная помощь

Социальные трансферты это социальные выплаты

Как выяснилось, одним из видов социальных трансфертов является социальная помощь (вспомоществование), которая включает в себя целую системы услуг и благ, предоставляемых со стороны государства уязвимым в социальном плане общественным группам на основании проверки их нуждаемости. Таким образом, на трансферты социальной направленности могут рассчитывать малообеспеченные слои общества, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Помимо этого, сюда целесообразным будет отнести и лиц, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Так или иначе, со стороны государства им гарантируется материальная поддержка при условии проверки соответствия доходов минимальному уровню жизненных стандартов.

Социальные трансферты в России и в других странах

Совокупность методов воздействия государства на распределение доходов принято называть перераспределительной политикой. Эти методы весьма многообразны и изменяются в широком диапазоне в зависимости от политических, культурных, исторических и прочих особенностей каждого конкретного государства. В данном разделе предлагается сравнительный анализ перераспределительной политики в России и в странах с развитой рыночной экономикой, в первую очередь в США и Германии. Выбор последних двух стран объясняется желанием обеспечить полноту сравнения, так как они представляют собой две хорошо идентифицируемые модели социальной политики — «американскую» и «европейскую».

Социальные трансферты — это определенные способы реализации перераспределительной политики. Внутренняя структура социальных трансфертов различается в зависимости от особенностей той или иной модели социальной политики и включает три укрупненных элемента:

1) социальное страхование,

2) общественная помощь,

Социальные трансферты это социальные выплаты

Рис. 1. Социальные трансферты в странах с развитой рыночной экономикой (1990 г.) и в России (1994-1995 гг.).

Рис. 2. Структура социальных трансфертов в США (1990г.), Германии (1990 г.) и России (1994 г.). 1 — детские пособия; 2 — общественная помощь в натуральной форме; 3 — общественная помощь в денежной форме; 4 — социальное страхование.

При оценке результатов сравнения следует иметь в виду особенности систем медицинского страхования в рассматриваемых странах. В России государственное медицинское страхование является всеобщим и обязательным, тогда как в Германии ими охвачено примерно 90 % населения, а в США право на получение выплат по программе «Медикэр» имеют лишь граждане старше 65 лет.

Кроме того, для целей сравнительного анализа вполне допустимо рассматривать расходы российских фондов обязательного медицинского и социального страхования как две составные части одного функционального целого — страхования по болезни.

Чтобы обеспечить полноту сравнения, необходимо рассмотреть и источники финансирования программ социального страхования.

Во всех трех странах установлены специальные, так называемые маркированные налоги, базой для которых служит начисленная заработная плата.

При этом маркированные налоги в России имеют две характерные особенности.

1. Пропорциональность. Государственное социальное страхование в большинстве стран мира ориентируется на средний и низший общественные классы. Считается, что не следует создавать искусственных препятствий гражданам с высокими доходами для пользования услугами частных страховых компаний. Поэтому маркированные налоги не взимаются с заработков, превышающих установленную величину. В результате маркированные налоги становятся регрессивными. В России не практикуется установление верхнего предела налогооблагаемого заработка. В результате создаются стимулы к сокрытию доходов и искусственно ограничивается спрос на страховые полисы, предоставляемые частными компаниями. Однако есть и положительная сторона: маркированный налог становится пропорциональным, а не регрессивным, что, как известно, лучше отвечает целям перераспределения.

2. Уплата налога работодателем. Как правило, в мировой практике применяется принцип равной ответственности работника и работодателя за уплату маркированных налогов.

Однако этот факт носит чисто символический характер. Учитывая возможности перемещения налогового бремени, становится ясно, что формальное установление процентных долей уплаты налога не влияет на то, кто уплачивает налог фактически. В зависимости от соотношения спроса и предложения на рабочую силу налог может быть полностью перемещен как на работодателя, так и на работника. В России маркированные налоги полностью уплачиваются работодателем. Исключение составляет налог в Пенсионный фонд, причем из суммарной ставки, равной 29 %, лишь 1 % уплачивается работником (табл. 3).

Таблица 3. Ставки маркированных налогов в России (%)

*28 % уплачивается работодателем, 1 % — работником.

В Германии величина максимального месячного налогооблагаемого заработка одинакова для систем пенсионного страхования и страхования по безработице. Для всех трех видов социального страхования используется принцип равной ответственности за уплату налога (табл. 4).

Таблица 4. Ставки маркированных налогов и максимальный месячный налогооблагаемый заработок в Германии*

В США величина максимального месячного налогооблагаемого заработка одинакова для систем пенсионного страхования и «Медикэра». Для страхования по безработице она же учитывается в двойном размере. При этом в последней страховой программе (в отличие от первых двух) маркированный налог полностью уплачивается работодателем (табл. 5).

Таблица 5. Ставки маркированного налога, уплачиваемого в пенсионную систему, и максимальный месячный налогооблагаемый заработок в США*

В России программы общественной помощи имеют следующие особенности.

1. Доминирование натуральных трансфертов. В системе общественной помощи отсутствуют денежные трансферты. Натуральные трансферты имеют как отрицательные, так и положительные стороны. Главный недостаток заключается в потере эффективности из-за того, что оценка натуральных трансфертов получателем ниже, чем их фактическая денежная стоимость. Потребителю как бы навязывается определенное благо, он лишается свободы выбора между различными благами, которую он имеет при денежном трансферте.

Положительной стороной натуральной формы оказания помощи обычно считается связанное с ней ослабление остроты проблемы маскировки. Действительно, богатые и среднеобеспеченные граждане вряд ли будут искажать информацию о своем благосостоянии только для того, чтобы получить натуральную помощь, хотя если трансферт будет денежным, то это более вероятно. Однако последнее, например, не всегда относится к трансфертам в форме бюджетной поддержки расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, которые, как видно из табл. 6, играют ведущую роль в системе общественной помощи в России.

2. Категориальность. Многие страны используют признак принадлежности граждан к той или иной категории в системе социальных трансфертов. Однако он является лишь вспомогательным инструментом при решении вопроса о целесообразности оказания помощи. Основным инструментом всегда служит проверка реальной нуждаемости потенциального реципиента.

Таблица 6. Расходы на программы общественной помощи в России (% от ВВП)*

Рассчитано по: Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России // Вопр. ни. 1996. № 10. С. 50-51; Социальная сфера России : Статистический сб. М., 1996. С. 9.

Страны с развитой рыночной экономикой в отличие от России строго придерживаются принципа проверки уровня доходов при предоставлении гражданам общественной помощи. В Германии доминируют ;ные трансферты и для программы социальной помощи используется принцип индивидуального подхода к каждому потенциальному реципиенту (табл. 7). В США преобладают натуральные трансферты, а правила предоставления помощи более детально проработаны и базируются на строго формализованных критериях (табл. 8).

Таблица 7. Ассигнования на программы помощи бедным в Германии (млрд марок)

*Без учета образовательных субсидий.

**Без учета образовательных и жилищных субсидий.

Таблица 8. Ассигнования на программы помощи бедным в США, 1990 г. (млрд дол.)*

При изучении источников финансирования программ общественной помощи нельзя оставить без внимания вопрос бюджетного федерализма. В какой-то мере степень перераспределения дохода должна быть решением регионального или национального уровня.

Участие федерального бюджета в финансировании общественной помощи в США и Германии осуществляется с помощью категориальных долевых грантов (целевых трансфертов). Это дает федеральному правительству рычаги воздействия на распределение дохода в стране в целом. Представляется, что аналогичные схемы могут быть применимы в будущем и в Российской Федерации.

Читать также:  СОВОКУПНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Трансферты и их структура

Социальные трансферты это социальные выплаты

Задачи, решаемые системой

Сегодня механизм социальных трансфертов решает множество задач, которые можно классифицировать в соответствии с несколькими группами:

Государственные социальные трансферты

Совокупность способов воздействия со стороны государства на распределение доходной части сегодня называют перераспределительной политикой. Данные методики весьма многообразны. Интересно отметить: им свойственны изменения в широком диапазоне, что зависит от культурных, политических, исторических и иных особенностей любого конкретного государства. Система социальных трансфертов является одним из наиболее действенных способов государственного воздействия на распределение доходов. Целесообразным будет подробнее рассмотреть представленную категорию, а также все аспекты, затрагивающие соответствующую тему.

Социальные гарантии и льготы

Социальные трансферты это социальные выплаты

Еще одним видом социальных трансфертов являются социальные гарантии. Необходимо отметить, что они включают в себя системы значимых для социума услуг и благ в отношении всех физических лиц без учета проверки нуждаемости и их трудового вклада. При этом так или иначе осуществляется принцип распределения в соответствии с потребностями при условии учета ресурсных возможностей общественности, что выявляет меру данных гарантий.

К социальным трансфертам относятся также социальные льготы, которые служат социальными гарантиями конкретным общественным категориям. Необходимо дополнить, что они носят универсальный характер.

Социальные трансферты. Социальная политика государства

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. В результате реализации государственной политики доходов значительная часть национального дохода перераспределяется посредством социальных трансфертов от высокодоходных слоев населения к низкодоходным.

Социальные трансферты— это система денежных и натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом периоде. Выплаты населению производятся из государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств общественных организаций

1) все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

2) все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ;

3) все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и др.;

Социальные трансферты в натуральной формесостоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством.

Социальное партнерство— сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений; переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результат которого — коллективный подход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии и в обществе.

Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение влияет на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями.

В этих документах оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям в зависимости от уровня квалификации.

В Российской Федерации в целях защиты интересов, прав работающих граждан законодательно установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается Госдумой и действует по всей стране. А уровень минимальной зарплаты в том или ином субъекте РФ определяют органы субъектов, по согласию с объединениями, защищающими интересы и работников, и работодателей. Закон позволяет субъектам РФ самим определять размер минимальной зарплаты, который может быть применен частными компаниями (ст. 133.1 ТК РФ). При этом важно, чтобы ее размер не был ниже МРОТ, который утвержден на федеральном уровне. Так, минимальная зарплата в Москве с 1 января 2016 г.действует в размере 17 300 рублей. Федеральный минимальный размер оплаты труда (МРОТ)с 1.07.2016 -7 500 руб.

Социальная политика государствасвязана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий; включает в себя политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и т.п.

Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренную международным и национальным законодательством. Цель социальной политики — поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация,т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Законодательством не предусмотрено единого порядка индексации зарплаты. Работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации. Механизм индексации зарплаты определяют при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатели определяют периодичность индексации зарплаты. При расчете повышающего коэффициента можно опираться на любой показатель, отражающий инфляцию. Например, индекс потребительских цен, уровень инфляции, указанный в местном законе о бюджете, и т.д.Следует придерживаться установленного в организации порядка индексации зарплаты, чтобы не возникало споров с работниками. В настоящее время в Трудовом кодексе (ТК РФ) предлагают прописать обязанность работодателя независимо от формы собственности предприятия проводить минимальную индексацию зарплаты работников по уровню инфляции в соответствующем субъекте РФ.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников, а также на пенсии, стипендии и пособия и.т.д. . Однако следует отметить, что индексация вышеперечисленных доходов проводится не всегда. Так, индексация стипендий российским студентам в 2016/2017 учебном году не планируется, не будет индексироваться и материнский капитал в 2017 г.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума в двух видах — социальном и физиологическом минимумах.

Социальный минимум,помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

1)стабилизацию жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальную поддержку безработных;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;

4) развитие отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, культуры и искусства).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому, важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Понятие трансфертов и элементы системы

Социальные трансферты это социальные выплаты

Государственные социальные трансферты (иными словами, трансфертные платежи) являются целенаправленной операцией, носящей перераспределительный характер. Заключается она главным образом в передаче ресурсов в натуральной и денежной формах некоммерческими и государственными структурами (благотворительными, религиозными, профессиональными и так далее) населению безвозмездно.

На сегодняшний день к социальным трансфертам целесообразно относить дотации, стипендии, пособия, пенсии, а также иные выплаты, связанные с социальным обеспечением. Помимо этого, формой социальных трансфертов могут выступать бесплатные услуги, которые составляют часть совокупных доходов физических лиц. В натуральном виде они включают в себя товарную продукцию, а также индивидуальные нерыночные и рыночные услуги, которые предоставляются определенным домашним хозяйствам.

Важно знать!

Сегодня посредством социальных трансфертов осуществляется перераспределение доходов налогового характера, полученных от налогоплательщиков страны, строго установленным слоям населения, за счет чего так или иначе уменьшается неравенство доходов в обществе. Посредством института трансфертов социальной направленности в форме социальной помощи превращается в реальность концепция гарантированного дохода (минимального его уровня). В широком понимании социальная помощь включает в себя различные формы благотворительности добровольно-общественного значения в пользу незащищенных в социальном плане группировок населения. Ее оказывают религиозные и иные общественные структуры, а также профессиональные союзы.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДЕТЕЙ

Отличия дотаций от субсидий и субвенций

Для того чтобы рассмотреть данные отличия, необходимо раскрыть понятие межбюджетных трансфертов – процесса передачи денег (из одного бюджета в другой, не связанный с первым).

Трансферты указываются как статья доходов там, куда деньги поступают.

Это вертикальный перевод средств. К примеру, из государственных денежных фондов Москвы предоставляется помощь в Московский фонд ОМС.

Межбюджетные трансферты делят на целевые и нецелевые. Целевые: субсидии и субвенции; нецелевые: дотационная помощь.

Как видите, дотации и субсидии – не одно и то же, если дело не касается выплат физическим лицам. Здесь первые являются частью второго.

Субсидия – помощь, выраженная в материальном эквиваленте, предоставляемая гражданину страны или организации. Малообеспеченные граждане, нуждающиеся в помощи, могут рассчитывать на гарантированную помощь от государства.

Отличие дотации в том, что она всегда выплачивается реальными деньгами, поступающими на счет получателя, когда субсидия может выдаваться продуктами, скидкой на оплаты услуг (детского сада, к примеру).

Субвенция – бюджетные выплаты, направленные на поддержание другой бюджетной системы. Можно рассматривать их на примере выплат бюджетных денег регионам. В случае если средства не будут использоваться на те цели, на которые их выделили, и в те сроки, что были указаны, деньги необходимо будет вернуть в госбюджет.

Дотации же безвозмездны – это их главное отличие от субвенций.

Под социальными трансфертами понимают передачу гражданам ресурсов в денежной или натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе. К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, а также бесплатные услуги, составля-

ззо юіцие часть совокупных доходов семей.

Социальные трансферты принято осуществлять в следующих видах и формах: социальная помощь (вспомоществование); государственные социальные гарантии, в том числе социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхования (государственное, обязательное и добровольное, корпоративное).

Социальная помощь — предоставление государством и некоммерческими организациями благ и услуг уязвимым категориям населения на основе проверки нуждаемости. Механизм ее осуществления сводится, по существу, к перераспределению доходов бюджета, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения и реализует концепцию гарантированного минимального (базового) дохода. Система социального вспомоществования включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности социально незащищенным группам за счет средств профессиональных союзов, общественных и других организаций.

Система социальных гарантий предполагает предоставление социально значимых услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и степени нуждаемости. Набор и уровень этих гарантий изменяются в зависимости от конкретно-исторических условий национальной экономики. Эта форма базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования расходов на социальные цели.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защищать население в случае наступления различных социальных рисков: болезни, производственной травмы, профессионального заболевания, несчастного случая, рождения ребенка, потери работы, старости, потери кормильца.

Наиболее распространенными формами социальных трансфертов являются пособия, пенсии, стипендии. В последние годы складывается устойчивая тенденция их роста.

Пособия — регулярные или разовые денежные выплаты, предоставляемые гражданам в случаях частичной или полной нетрудоспособности, поддержки семей с детьми, а также в случае смерти родственников. В законодательстве РФ предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

На уровень жизни и формирование доходов семей существенное влияние оказывают социальные выплаты в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей; пособия по беременности и родам; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременные пособия при рождении ребенка и начисление «материнского капитала»; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; ежемесячные пособия на ребенка; компенсационные выплаты гражданам, имеющим детей в возрасте до 3 лет.

Кроме названных пособий и выплат в число мер по государственной поддержке и социальной защите материнства и детства включаются льготы, предоставляемые детям дошкольного возраста (например, погашение расходов на содержание ребенка в детском саду), государственные гарантии для обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; дополнительные льготы для одиноких родителей, дополнительные льготы для многодетных семей, налоговые льготы.

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, аккумулированы прежде всего в выплате пособий по безработице. Пособие по безработице — денежная помощь, предоставляемая безработным при наличии трудового стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но не более заработка по прежнему месту работы.

В случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя законодательство гарантирует, кроме того, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, возможность участвовать в общественных работах и компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Стипендии — регулярные денежные выплаты студентам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства. Хотя размеры этих выплат относительно невелики, они выполняют свою роль в формировании семейного дохода граждан.

Помимо прямых выплат в денежной форме, к социальным трансфертам могут быть отнесены и иные расходы государства. Например, субсидирование предприятий и организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги населению (субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту). Нередко формы предоставления социальной помощи дополняют друг друга или применяются одновременно. Например, социальные льготы и компенсации инвалидам могут состоять из различных по характеру выплат. Помимо выплаты пенсий, государство производит расходы на содержание домов инвалидов, на закупку протезов, медикаментов и специального транспорта, а также на частичную оплату услуг, предоставляемых частными домами инвалидов и престарелых. Законодательством предусмотрено также предоставление субсидий и налоговых льгот предприятиям, использующим труд инвалидов и производящим специфические товары, в которых нуждаются инвалиды.

Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., вступивший в действие с 1 января 2005 г., заменил льготы денежными компенсациями. Важный момент новых подходов к предоставлению льгот и компенсаций состоит в разграничении полномочий и ответственности между центром и субъектами РФ, а также усилении финансового обеспечения предоставляемых компенсаций денежными средствами, предусмотренными на эти цели федеральным и региональными бюджетами. Денежные компенсационные выплаты гражданам, пользовавшимся до 2005 г. льготами, устанавливаются в дифференцированном размере в зависимости от того, к какой категории относится получатель. Кроме того, для значительной части льготников предусмотрено предоставление «социального пакета» — набора услуг, в который входят: проезд в пригородных

электропоездах со скидкой; получение бесплатных лекарств в ап теках; санаторно-курортное лечение (по медицинским показаниям) — одна путевка раз в три года и проезд к месту отдыха и обратно. Стоимость «соцпакета» — 450 руб. в месяц. С января 2006 г. льготникам предоставлено право отказаться от «соцпакета» или какой-то его части, в этом случае взамен будут предоставляться соответствующие денежные выплаты.

Принятым Законом установлено, что суммы ежемесячных денежных выплат с 1 января 2006 г. подлежат индексации в зависимости от изменения стоимости набора предоставляемых услуг той или иной категории льготников. С 1 января 2007 г. размер социального пакета установлен в 513 руб. в месяц. Все остальные натуральные льготы отменены и заменены денежными выплатами, размеры которых зависят от категории льготников.

К числу федеральных льготников отнесены: герои войны и труда; инвалиды войны и участники войны; ветераны боевых действий; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторые другие категории. К числу региональных льготников отнесены: ветераны труда; труженики тыла в годы Великой Отечественной войны; лица, пострадавшие от политических репрессий. Общее число льготников, интересы которых затронул Закон № 122-ФЗ, — более 30 млн человек, причем ветеранов труда, которые сегодня пользуются льготами в России, около 10 млн человек — это каждый третий льготник в стране.

Новые меры социальной поддержки россиян практически в массовом порядке лишают льготников бесплатно предоставлявшихся услуг; следовательно, в определенной степени негативно влияют на социально-экономическое положение граждан, которым законодательством до 1 января 2005 г. были предоставлены натуральные льготы.

Период, прошедший с момента введения в действие положений Федерального закона № 122, показал, что нововведения далеко не всегда и не везде были адекватно восприняты населением и адаптация к ним проходит с определенными трудностями. Замена льгот денежными компенсациями потребует большой работы по созданию нового механизма их предоставления. Это процесс сложный, может носить длительный характер и не сразу вызовет доверие населения. Ностальгия по льготам может сохраняться длительное время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *