Социальные пенсии по законодательству Российской Федерации

План курсовой работы

Теоретические аспекты выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации.

  • 1.1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
  • 1.2. Лица, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и условия для её назначения.

Определение размеров и финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

  • 2.1. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению и их индексация.
  • 2.2. Порядок выплаты, доставки и финансирования пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Список литературы.

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Потребность в социальном обеспечении, в том числе и пенсионном, появилась почти одновременно с возникновением человеческого общества. То есть в любом обществе независимо от его экономического развития и политического устройства была, есть и будет существовать необходимость в экономическом и социальном поддерживании людей, которые в силу разных причин не в состоянии самостоятельно приобретать средства для своего существования: это дети и старики. А также люди, потерявшие здоровье по причине болезни, увечья и т.

В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.

Актуальность темы объясняется тем, что на текущий период приходится активная фаза реформирования пенсионной системы в нашей стране. Законодательство по пенсионному обеспечению меняется стремительно, и многие физические и юридические лица не успевают осваивать все изменения и дополнения в этой сфере социального обслуживания. Данная проблема стала одной из самых актуальных в социально-общественной жизни страны, ее освещение занимает ведущие рубрики в СМИ, вызывая повышенный интерес граждан к различным вопросам пенсионного обеспечения.

Целью курсовой работы является исследование норм права, регулирующих правоотношения, связанные с государственным пенсионным обеспечением.

Задачами данной работы являются:

  • — исследование основной характеристик системы пенсионного обеспечения Российской Федерации;
  • — определение категорий граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению;
  • — выделение и анализ видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
  • — рассмотрение порядка финансирования и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Предметом исследования являются нормы, регулирующие правоотношения по государственному пенсионному обеспечению.

Объект курсовой работы – пенсии по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации.

Исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.

Понятие социальной пенсии и порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.

  • 1.1. Понятие социальной пенсии, виды и размеры и порядок назначения.
  • 1.2. Категории нетрудоспособных граждан.

Размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год.

Список использованной литературы.

Хотела бы начать курсовую работу с того, что «73% населения мира не имеют никакого или очень ограниченного доступа к социальной защите, что приводит к увековечиванию крайней нищеты и лишений в жизни большинства жителей планеты. Вследствие этого актуальность моей темы заключается в том, что система социального обеспечения на данный момент как одна из категории поддержки граждан функционирует неэффективно, так как законодательство в этой области на наш взгляд лишь затрагивает поверхностные аспекты данного вопроса, в связи с экономической и политической нестабильностью.

Моя тема посвящена социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, что является одним из критериев социальной защиты и помощи тем, кто беден и уязвим, таким категориям людей как: дети, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, безработные и другие лица. Одним из важных направлений социальной модернизации является развитие механизмов социализации неблагополучных групп населения, в том числе, в первую очередь, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент я могу с уверенностью сказать, что социальная поддержка как одна из категории защиты граждан в РФ, функционирует неполноценно, а иногда и вообще не функционирует, в связи с этим я выбрала данную тему для, того чтобы разобраться на каком этапе появился конфликт интересов социальной поддержки граждан.

Так согласно статье 7 КРФ, одной из основы конституционного строя РФ, является социальная поддержка граждан, так в статье указано следующее:

  • 1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Вследствие этого данная тема актуальна для рассмотрения в качестве научной работы, в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. В настоящее время, прежде всего, необходимо найти решение относительно роли государства в новой социальной политике, его функций и взаимодействия с государственными институтами. современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.

Цель курсовой работы – исследовать тему социальной пенсии нетрудоспособных граждан как одну из категории социальной поддержки и защиты граждан в РФ. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • 1. Провести исследование понятия социальной пенсии, а также порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.
  • 2. Рассмотреть размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год, а также произведено исследование индексации социальной пенсии по РФ.

Курсовая работа на тему: «Социальная пенсия нетрудоспособных граждан» состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

В первой главе курсовой работы произведено исследование понятие социальной пенсии и порядок назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены размеры социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в Иркутской области за период 2019-2020 год.

В заключении отражены основные выводы по курсовой работе.

Пенсионное обеспечение. Теоретические аспекты.

  • 1.1. Пенсии: понятие, сущность.
  • 1.2. Виды пенсий в Российской Федерации.

Социальные пенсии.

  • 2.1. Понятие и виды социальных пенсий.
  • 2.2. Условия и порядок назначения социальных пенсий.

Актуальность темы исследования. Пенсии как форма социальной защиты нетрудоспособных граждан посредством социального страхования или бюджетного финансирования появились в конце XIX — начале XX в.

В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в государственной социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий.

Конституция РФ (ст. 39) гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Право на пенсионное обеспечение, будучи одним из основных социально-экономических прав граждан, признано и на международном уровне. Также, право граждан на социальное обеспечение закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Социальные права, механизмы их реализации определяются также федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В последнее время интерес к социальным правам, их актуальность и важность в процессе общественного развития резко возросли. Несмотря на всеобщее признание, право на социальное обеспечение нередко становится объектом всевозможных нарушений со стороны органов, призванных его обеспечивать.

Тема социальная пенсия сегодня актуальна не только потому, что она волнует миллионы людей, но и потому, что здесь накопилось много нерешенных вопросов, требующих точно выверенного решения. Актуальность данной темы также обусловлена тем, что действующее законодательство не содержит определения термина «пенсия», и в научной литературе этому вопросу также уделяется недостаточное внимание. Существующие определения пенсии не учитывают положения действующего законодательства, и не в полной мере раскрывают характеристики пенсии.

Задачами пенсионной системы государства являются:

  • 1) Сглаживание колебаний в потреблении индивида – процесс, позволяющий человеку перенести потребление из периода наибольшей трудоспособности в средних возрастах на период пребывания на пенсии, выбирая предпочтительное для него соотношение уровня потребления во время работы и на пенсии. Таким образом, это предполагает осуществление каких-либо сбережений для обеспечения периода нетрудоспособности после оставления работы.
  • 2) Страхование (или сглаживание риска продолжительности жизни) — поскольку пенсия, основанная на личных сбережениях, ставит ее владельца перед риском прожить дольше, чем он предполагал, и оказаться без средств к существованию, то логичным будет использовать страховые принципы для сглаживания этого риска. Это возможно реализовать через создание коллективного страхового фонда пенсионных сбережений группы граждан, с тем чтобы каждый получал пенсию, основанную на: а) ожидаемой средней продолжительности жизни в группе; б) величине его взносов в фонд.

С учетом особенностей развития того или иного общества и современных взглядов на роль и значение пенсионной защиты граждан в каждой стране складывается своя уникальная пенсионная система с набором только ей необходимых элементов.

Читать также:  КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ ВЫПЛАТУ

Система пенсионного обеспечения Российской Федерации представлена различными видами пенсий, среди которых социальная пенсия устанавливается наиболее незащищенной категории, по различным причинам, оставшихся без средств к существованию. Все это обуславливает актуальность темы моей курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование сущности и основных особенностей социальных пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения и порядок их назначения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

  • — раскрыть сущность и содержание социальной пенсии;
  • — классифицировать социальные пенсии на виды;
  • — установить условия и порядок назначения социальных пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
  • — изучить законодательство о социальных пенсиях.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере социальных пенсий, как вид социального обеспечения граждан, утративших источники средств существования.

Предметом изучения являются правовые нормы действующего законодательства регулирующего социальные пенсии различным категориям граждан Российской Федерации.

Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, нормативно-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой, системный, а также метод статистического анализа.

Нормативно-правовой базой исследования послужили: Конституция РФ, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и др.

Теоретическую основу исследования составили труды таких видных отечественных учёных в области права социального обеспечения, как: Захарова М. , Савостьяновой В. , Тучковой Э. , Игнатова В. , Батурина Л. , Бутова В. , Титковой Я. и др.

Структура работы включает введение, две главы, состоящих изз четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1 Пенсия: сущность, понятие

2 Виды пенсий

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ

1 Понятие и виды социальных пенсий

2 Социальная пенсия по инвалидности

3 Социальная пенсия по возрасту и по случаю потери кормильца

ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

1 Социальные выплаты в 2013-2014 годы

Актуальность темы исследования. Одной из важных обязанностей государства является защита граждан проживающих как на территории государства так и за ее пределами. В данной ситуации речь идет о цивилизованном подходе в решении социальных проблем общества.

Если вспомнить историю, что примерно пару веков назад вопросами поддержки граждан, нуждающихся в защите занимались специальные благотворительные организации, церкви, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Сегодня также существуют различные социальные фонды, но тем не менее основная роль в социальной защите граждан возложена на государство.

Первые законы в отношении социального страхования были приняты в Германии в конце 19 века. Страхование, согласно данному законодательному акту, распространялось на наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидов и старости. Спустя некоторое время аналогичное законодательство было принято в Англии, Франции, России, Швеции и др.

Хотелось отметить, что в указанный период вышеперечисленные законы носили ограниченный характер и устанавливали достаточно низкие размеры выплат, хотя при этом имели важно значение в сфере развития социальной защиты.

С того времени данное направление постепенно развивалось и уже к современному периоду достигло значительных масштабов. Постепенно расширяется список оказываемых населению услуг, появляются новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.

При этом хотелось отметить, что сегодня в условии экономических кризисов и иных проблем социально-экономического характера граждане страны постоянно сталкиваются с обстоятельствами, которые в последствии становятся причиной потери источников существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке.

Если гражданин страны обладает правом получения социальных пособий, то после реализации некоторых процедур ему предоставляется возможность в получении денежных выплат и получение иных государственных услуг, таких как бесплатный проезд и тд.

При этом вопрос выплаты социальный пенсий не теряет своей актуальности, так как постоянно сопряжен с рядом определенных проблем, начиная от процедуры получения социального пособия и до денежных выплат, который довольно часто не хватает даже на приобретение необходимых лекарств.

Цель данной работы — рассмотреть социальные пенсии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность понятия «пенсия».

Рассмотреть виды пенсий

Проанализировать право и размер социальных пенсий.

Предмет данной работы — пенсионное обеспечение.

Объект — социальные пенсии.

В структурном отношении работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка используемой литературы.

социальный пенсия гарантия

В первую очередь хотелось дать определение понятию «пенсия». Так под пенсией понимается, то регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Пенсия выступает в качестве формы социальной защиты населения.

Что касается пенсионного обозначения, то в данной ситуации речь идет о форме материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

Необходимо указать основания для пенсионного обеспечения, к котрым относится:

·достижение соответствующего пенсионного возраста

·наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца

·для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся — длительное выполнение определенной профессиональной деятельности

Если сравнивать советское с российским законодательством, то в последнем случае особое внимание уделяется альтернативным вариантам пенсии или негосударственным пенсиям.

Необходимо отметить, что под государственной пенсией понимается пенсия, которая выплачивается гражданину за счет государственных средств социального обеспечения. В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990г. № 340-1 устанавливаются два вида государственных пенсий:

При этом хотелось отметить, что в случае реализации трудовой или общественной деятельности, которые указаны в трудовом стаже, возможно получение следующих видов пенсий:

·по случаю потери кормильца

·за выслугу лет.

Гражданам которые по каким-либо причинам не имеют право получать трудовую пенсию, назначается социальная пенсий. Данный вид пенсии может быть назначена в подобном случае, если гражданин обратился с просьбой о ее выплате.

Что касается негосударственной пенсии, то здесь несколько иная ситуация. В первую очередь что данная пенсия начисляется на счет негосударственного(коммерческого) фонда. Чаще всего относится к дополнительным выплатам, помимо государственной пенсии. При этом в современном мире довольно часто данный вид пенсии выступает в качестве альтернативного варианта, не имеющего отношения к государственным выплатам. Несмотря на то, что в Росси данный вид пенсии стали получать относительно недавно, тем не менее интерес к данному варианту возрастает ежегодно.

Что касается социального обеспечения, то в данной ситуации речь идет об одном из блоков социальной защиты населения и имеет довольно узкое понятие. Сегодня оно является системой защиты граждан в случае каких-либо жизненных обстоятельств, которые становятся причиной снижения дохода или повышения расходов, мало обеспеченности, бедности.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим данный вопрос на законодательном уровне является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в рамках которого особое внимание уделено социальной защите населения. При этом наиболее важным видом социальной помощи являются социальные пенсии.

Как известно, социальное обеспечение занимает важное место в жизни граждан. Вопрос качества социального обеспечения прежде всего связан с политикой социального благополучия населения.

Конституция РФ также содержит норму, которая имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Так, в ст. 39 Конституции РФ сказано о том, что каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Далее хотелось бы наиболее подробно остановиться на вопросе классификации существующих видов пенсий.

Как известно, государственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Данное определение имеет непосредственное отношение к вопросу обязательного пенсионного страхования, под которым понимается часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

При этом если рассматривать дополнительное пенсионное страхование и обеспечение в совокупности, то можно отметить, что речь идет о части пенсионной системы, которая необходима в качестве дополнения к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Существует следующая классификация пенсий:

·за выслугу лет;

·по случаю потери кормильца;

При этом необходимо отметить, что определенные виды пенсий могут быть назначены только в том случае, если лицо, которое нуждается в данном виде пенсии имеет стаж трудовой или общественной деятельности и может подтвердить данное обстоятельство.

Что касается социальных пенсий, то их назначение возможно в том случае, если гражданин не имеет право на получение пенсии за выполнение трудовой или общественной деятельности.

Хотелось также отметить, что право на поучение пенсии распространяется не только на граждан России, но также лиц, которые проживают на территории РФ но имеют гражданство страны относящийся к бывшим странам СССР, а также иностранцы и лица без гражданства.

В том случае если гражданин имеет право на трудовую и социальную пенсию, то выбор в данной ситуации должен сделать сам участник вышеуказанных отношений.

При этом есть оправленная категория граждан, которые могут претендовать на получение нескольких пенсий параллельно.

В данном случае речь идет о таких лицах, как:

Участники военных действий, которые получили травму при выполнении своих обязательств, участники ВОВ, которые стали инвалидами уже гораздо позже и их травма к военным действиям не имеет отношение, трудового увечья и других причин (в данной ситуации в качестве исключения указываются лица, которые получили травму по собственной вине) — данная категория лиц имеет право на получение пенсии по старости (за выслугу лет) или по инвалидности.

Читать также:  Какие социальные выплаты будут увеличены с 1 февраля 2022 года

Также необходимо сказать о вдовах военнослужащих, погибших в ВОВ, которые не вышли замуж повторно, — им могут устанавливаться пенсии по старости (или пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца (за бывшего мужа).

Как уже было сказано ранее, социальное обеспечение является важным для любого общества как с материальной, так и с моральной точки зрения. Гражданин страны, который попал в трудную жизненную ситуацию

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др. ) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.

В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию, а именно:

·инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

·лицам, достигшим общепенсионного возраста (м. 60 лет, ж. — 55);

·детям — в случае потери кормильца, если кормилец умер вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой и не имеет никакого стажа работы;

·детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи:

·с достижением установленного законом возраста;

·потерей кормильца.

Социальная пенсия — это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая законе лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца, независимо от их трудового стажа, уплаты страховых пенсионных взносов за счет средств государственного бюджета.

Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями:

Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо на пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 вышеназванного Федерального закона; Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7-10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении»;

Граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями того же Федерального закона.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения им оплачиваемой работы.

Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 18 лет признается инвалидом, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Что касается повышения социальных пенсий, то после повышения социальных пенсий в 2012 году на 14,1 % средний размер социальной пенсии составил 5952 рубля, в 2011 средний размер социальной пенсии составил 5217 рублей.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям.

В данной ситуации, трудовая пенсия не предусматривается в том случае, если у инвалида отсутствует трудовой стаж или в той ситуации когда инвалидность наступила, если инвалид совершил уголовно-наказуемое деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, что установлено в судебном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Если в данной ситуации вышеуказанное лицо имеет какие-либо пенсионные накопления, учетные в специальной части его индикационного лицевого счета, то в этой ситуация накопительная часть пенсии будет относиться именно к социальной.

Однако не ранее достижения им общего пенсионного возраста, предусмотренного п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением инвалидов детства, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, которые получают накопительную часть независимо от возраста; лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов) — не ранее:

·мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

·диспропорциональных карликов и инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, — не ранее:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет (ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В том случае, если в документах не указана информации подтверждающая наличие у гражданина какого-либо заболевания, , трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В данной ситуации гражданин имеет право на содействие со стороны государственных органов в вопросе предоставления в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере пропорционально базовой части трудовой пенсии.

(ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Что касается вопроса потери кормильца, то в данной ситуации социальная пенсия будет назначена нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В том случае, если назначена пенсия по потери кормильца необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными.

Возможность назначения вышеуказанной пенсии предусматривает отсутствие трудовой пенсии по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет составляет:

·потерявшим одного из родителей — в размере базовой части трудовой пенсии по возрасту, предусмотренной для граждан, достигших общего пенсионного возраста;

·потерявшим обоих родителей или умершей одинокой матери (круглым сиротам) в размере базовой части трудовой пенсии по инвалидности, при ограничении способности к трудовой деятельности III степени.

·Соловьев А. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. 2007. — №8. — С.

Что касается документа, документа, на основании которого подтверждается, что умершая являлась одинокой матерью, то в данной ситуации необходимо предоставить свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов ЗАГСа о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Хотелось также отметить, что для жителей Крайнего Севера размер социальной пенсии по потери кормильца значительно увеличивается.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Читать также:  № 668n устанавливает руководящие принципы распределения и выплаты социальных пособий и устанавливает их стоимость в долларах

Также хотелось сказать о социальной пенсии по возрасту. Право на получении данной пенсии распространяется на лиц, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации. Что касается граждан, которые выехали за пределы Российской Федерации, то в данной ситуации пенсия не назначается, и если она была установлена ранее, то не выплачивается

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам социальная пенсия назначается в случае, когда лица по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию. Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у ее получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях).

Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Размер социальной пенсии по возрасту индексируется с учетом темпов роста инфляции на основании российского законодательства.

Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями трудовой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста.

Характеризуя социально-экономическую ситуацию в исследуемый период, нужно отметить, что минимальный размер оплаты труда, в соотношении с величиной прожиточного минимума начиная с 1993 года неуклонно уменьшается вплоть до 2000 года, хотя за период с 2000 по 2002 гг. этот показатель постепенно увеличивается. В соотношении с величиной прожиточного минимума минимальный размер пенсии инвалидам с детства неотвратимо уменьшается. В том числе это касается минимальных размеров пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и всех социальных пенсий (инвалидам с детства; лицам старше 65 (мужчины), 60 (женщины) лет, не имеющие трудового стажа; ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет; минимальный размер стипендии студентам ВУЗов и студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования). Что касается жилищного вопроса, то число семей (включая одиночек), получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год сократилось: (1990 г. 1296, 1999 г. 282) (статистическое наблюдение за наличием очередников на получение жилья ведется с 1989 года). Несмотря на то, что величина прожиточного минимума (в среднем на душу трудоспособного населения в месяц по Санкт-Петербургу) постепенно увеличивается (1999 г. 1002,8 руб. , 2002 2603 руб. ) уровень жизни населения не становится лучше. В Санкт-Петербурге в первом полугодии 2004 года зафиксирована средняя заработная плата в размере 7739 рублей, «по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс потребительских цен увеличился на 5%, а реальные денежные доходы населения выросли на 18%».

Изучение показателей минимальных социальных гарантий для населения приводит к выводу о том, что размеры многих пособий и стипендий не менялись с 1997 по 2000 годы. В их число входят: единовременное пособие при рождении каждого ребенка (1252,4 руб. в мес. ); ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (58,4 руб. в мсс. ) (учащимся образовательных учреждений до окончания ими обучения); ежемесячное пособие на детей военнослужащих (проходящих военную службу по призыву), на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в возрасте до 16 лет 87,7 руб. ; ежемесячное пособие на детей одиноких матерей в возрасте до 16 лет 116,9 руб. ; минимальный размер пособия по безработице 83,5 руб. ; ритуальное пособие 834,9 руб

Стипендии: студентам ВУЗов 167 руб. ; студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования 58,4 руб. ; аспирантам, обучающимся с отрывом от производства 250,5 руб. ; докторантам, обучающимся с отрывом от производства 500,9 руб. Как известно, Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге. Этот законопроект является правовой основой для установления величины прожиточного минимума в Санкт-Петербурге (см. Закон Санкт-Петербурга «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге», от 6 декабря 2001 г. № 812106).

Величина прожиточного минимума в среднем по Росси на 4 квартал 2014 года была установлена в следующих размерах:

Для детей 7899 —

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. К сожалению, его размеры остаются крайне низкими. По данным, установленным Федеральным законом минимальный размер оплаты труда по состоянию на 01. 2005 равнялся 800 рублям в месяц, в то время как, прожиточный минимум в этот период составлял более 3000 руб. на душу населения.

Необходимо учитывать, что при расчете пособия есть лимитированная сумма, которая в некоторой степени ограничивает размер пособия. В частности, данные ограничения составляли:

в 2013 году — 568 000 р.

в 2012 году — 512 000 р.

в 2011 году — 463 000 р.

в 2010 году — 415 000 р.

Соответственно, если сумма заработка превышала данный предел, то пособие все равно будет указано в рамках вышеуказанных сумм.

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что многие сегодня соглашаются на то, что их «белая зарплата» будет гораздо ниже, для того, чтобы у работодателя была возможность снизить сумму налоговых отчислений. Но при этом мало кто задумывается о том, что в последствии придется получать пособие на ребенка которое будет рассчитано с учетом белой заработной платы и уже тем более о будущей пенсии. Данный вопрос на самом деле очень важен, по этой причине сегодня на телевидение можно встреть множество рекламных заставок социального характера, как раз касающихся официальной заработной платы. В данной ситуации государство заботится и о бюджете страны и о его гражданах.

В Конституции РФ также содержится информация, которая касается социальной защиты материнства и детства. Так, статья 39 содержит информацию по поводу необходимости выплаты пособий в денежном эквиваленте.

На основе вышеизложенного материала хотелось бы сделать следующие выводы. Если рассматривать социальную пенсию в отдельности, то в данной ситуации речь идёт об одном из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

При этом под данной категорией пенсии понимается разновидность пенсионного обеспечения, предоставление которого возможно без учета трудового вклада граждан, которым необходима поддержка и финансовое обеспечение. Что касается суммы социальной пенсии, то она равна величины прожиточного минимума.

В действительности, категория социальной пенсии является достаточно новой для российского законодательства при этом появление данного вида является вполне обоснованной, ведь речь здесь идет социальной поддержки граждан, которые ввиду определенных обстоятельств остались без возможности выполнять трудовую деятельности и тд.

В заключении, необходимо добавить, что социальная пенсия может быть назначена ввиду таких обстоятельств, как потеря кормильца, нетрудоспособность граждан, а также выплаты пожилым гражданам и инвалидам. В действительности, получать данный вид пенсии могут также те нетрудоспособные, которым, по какой-либо причине не удалось завершить трудовую или общественную деятельность. Речь идет о таких случаях, когда гражданин не уплатил страховые взносы.

Как представляется, с годами роль социальных пенсий в экономики России будет занимать все более важную роль, при этом необходимо отметить, что государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.

Аникеева, Л. Влияние реализации страховых принципов на формирование размеров пенсии // Пенсия. — 2008. — № 7. — С. 4-6.

Ахулкова, Е. Порядок начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации/Е. Ахулкова. — М. :Юнити-Дана, 2009. — 39с.

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. /Под. ред. Романовского, О. Врублевской. / 2-е изд. , доп. : Юрайт, 2012. -323с.

Вавилов, А. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса//Вопросы экономики. — 2013. — №5. — С. 7-11.

Мачульская, Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. — 2-е изд. , переработки и дополнения. — М. : Книжный мир, 2011. — С. 193-194.

Михайленко, Ю. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер/. — М. , 2012. — С. 79-87.

Соловьев, А. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. 2011. — №8. — С. 11-13.

Тучкова, Е. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю. — 2011. (3). — С.

Финансы. Учебное пособие. Под редакцией проф. Ковалевой — М. : Финансы и статистика / 2-е изд. , доп. -2011. — 457с.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. Павленок. — 2-е изд. , испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 395 с.

Социальная работа теория и практика: Учебное пособие/отв. ред. , проф. Холостова, д. , проф. Сорвина. 2-е изд. , переработки и дополнения — М. : ИНФРА-М, 2013. — 427 с.

Определение Конституционного Суда РФ от 29. 2014 N 1138-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гулака Юрия Федоровича на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации «

Определение Верховного Суда РФ от 27. 2014 N 23-КГ14-6 Требование: Об обязании назначить пенсию за выслугу лет.

Теги:
Социальные пенсии 
Курсовая работа (теория) 
Социология

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *