СОЦИАЛЬНЫЕ И СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ДОМАШНИМ ХОЗЯЙСТВАМ

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства — это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально — трудовую, предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.д.

В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды

Индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.д.

Совместные, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.)

Накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).

Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.

В экономической зарубежной литературе различают постоянный и временный доход домохозяйства. Постоянный — это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением деятельности акционерного общества. В России, когда общее экономическое положение страны сохраняет черты неустойчивости, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.

Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйства. Постоянный доход, размер которого не меняется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в его потребительских расходах. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рост в отдельный период времени, создав дополнительные требования товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономике оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

— через налоговую систему – домохозяйства платят налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления;

— через оплату труда работников в государственном секторе;

— через предоставляемые различные общественные блага и услуги;

— через государственное ценообразование.

В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость для каждой семьи планировать бюджет, при этом основываясь на доходных источниках. Различают текущий (на месяц) и перспективный бюджет (на год). При определении доходной части бюджета учитываются все возможные поступления, причем заемные средства, как правило, исключаются. В расходах предусматриваются текущие и капитальные затраты. Важным вопросом при планировании является определение обязательного финансового резерва, который переходит из года год. При исполнении бюджета члены домохозяйств, строго контролируют свои доходы и рациональное в соответствии с намеченным бюджетом их использование, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо. Если доходные статьи превышают расходные, излишек направляется в резерв. В целом в условиях домашнего хозяйства бюджетное планирование носит упрощенный характер.

Доходы домашнего хозяйства — часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства.    

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т.е. осуществления расходов. Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется прежде всего в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопление и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве.

Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

Рассмотрим социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам.

Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены и одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит, поэтому от законодательных норм. В период рыночных преобразований в нормативные акты законодателями внесено большое количество изменений и поправок. Этот процесс будет продолжаться, видимо, достаточно длительное время, в связи с чем нельзя механически воспринимать конкретные нормы страховых выплат, определения их бенефициаров (получателей), приведенные в данном разделе. Вместе с тем следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.

Отметим также, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды «НПФ». С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций.

Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).

Существуют также и социальные пенсии для граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на получение пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.

Пенсии по старости, или по возрасту, являются наиболее распространенными. Они предоставляются с определенного возраста (мужчины- с 60 лет, женщины- с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Выдвигаются предложения об увеличении минимального пенсионного возраста на пять лет. Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом на пять лет. Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные матери инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и др.

Законодательно определяются минимальный и максимальный размер пенсии по старости, а также соотношение устанавливаемой пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах,- трех с половиной размеров. Пенсия по старости устанавливается в размере 55% заработка и, сверх того, 1% процента заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемой для назначения пенсии однако общий размер пенсии не может превышать 75% заработка. Среднемесячный заработок, принимаемый для расчета пенсии по старости определяется за последние два года работы либо за любые пять лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности.

Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Читать также:  ПОЧЕМУ ЗАДЕРЖИВАЮТ ДЕТСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Номинальные доходы – доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах 20-го века в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами – располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которое можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, Разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно – коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Согласно одной из точек зрения доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности включают доходы граждан от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица (Чернов,с.50). Однако далее автор отнес к указанной группе доходов также и доходы владельцев частных предприятий, имеющих статус юридического лица,что входит в противоречие с первоначальном утверждении. Имеется и более детальная трактовка рассматриваемых доходов, а именно к ним отнесены: доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности; доходы от реализации товаров, продукции (работ, услуг), другого имущества, произведенных лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей; доходы от реализации продукции, товаров, приобретенных на стороне, и др.

Таким образом, доходы от операций с личным имуществом также рассматриваются как форма предпринимательского дохода, что в определенных ситуациях является, совершено оправданным. Так, сдача в аренду свободного жилого помещения, особенно на длительный срок, может приносить стабильный и существенный доход и по сути является формой предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. В то же время неоправданным будет отнесение к предпринимательскому доход, полученный в результате продаже квартиры, с покупной менее качественного или с меньшим метражом жилья. В этом случае купля-продажа жилья выступает как вынужденная мера. Денежный доход, получаемый данным лицом, соответствует уменьшению реальной стоимости располагаемого им имущества.

Мы будем относить к доходам от предпринимательской деятельности домашних хозяйств любые формы доходов, которые возникают как результат осуществления частного бизнеса и достигаются не за счет уменьшения накопленного имущества домашних хозяйств. Эти формы возможны как в рамках организованного ведения бизнеса его последующей реализации в России. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др.

Доходы от операций с имуществом и денежными средствами возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижимое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты.

Операции с имуществом включают в первую очередь продажу и сдачу в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также продажу земельных участков. Как уже отмечалось, продажа является менее выгодной формой получения дохода, поскольку она носит разовый характер и приводит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имущества. Кроме того, арендная плата позволяет защитить частично доходы домашнего хозяйства от инфляции путем постепенного ее повышения. Домашние хозяйства торгуют также и другими видами домашнего имущества: подержанными легковыми автомобилями, ювелирными изделиями и др. Однако с насыщением рынка высококачественными товарами такие виды частных продаж постепенно вытесняются.

Рассмотрим классификацию расходов домашних хозяйств.

В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств: 1) краткосрочные расходы; 2) среднесрочные расходы; 3)долгосрочные расходы.

К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары(одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.

Автор данной классификации исходит из реальных доходов домашнего хозяйства, поэтому в ней не учтены обязательные платежи домашних хозяйств. Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств- коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т.д.).

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы: а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг); б) налоги и другие обязательные платежи; в) денежные накопления и сбережения.

В данном разделе при дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства мы будем использовать иной вариант их классификации, который в определённой степени позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три раздела: 1) обязательные платежи; 2) расходы на потребление; 3)денежные сбережения.

Приведём краткую характеристику каждого из выделенных разделов.

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объём денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй- коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.

В рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам. Однако нужно иметь в виду, что налоги и сборы, выплачиваемые физическими лицами, являются одной из доходных статей централизованных денежных фондов, средства которых в условиях развитой рыночной экономики направляются, в том числе и на обеспечении нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.

Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов; и в- третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Система основных отношений домашнего хозяйства по поводу выплаты прямых налогов и сборов с бюджетами различных уровней представлена на рис. 2.

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ-налог на доходы физических лиц). В главе 4 приведено достаточно подробное описание этого налога, основанное на действующем законодательстве, поэтому в данной главе мы не будем возвращаться к его характеристике. Потенциальными плательщиками этого налога в РФ являются более 80 миллионов человек, а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13%(для примера во Франции-17%, в США- до 60%). Для многих городских и районных бюджетов этот налог до 2001 г. являлся основным источником прямого финансирования; в настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспределяется в бюджеты различных уровней. Налог на доходы физических лиц выплачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными Налоговым кодексом требованиями.

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА ИНВАЛИДАМ

Вторым по значимости после подоходного налога для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц. Налог на имущества вноситься два раза в год к 15 сентября и к 15ноября. Этот местный налог, но его введение обязательно для всей территории России. Налогом облагается находящееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества: лодки, катера, самолеты и другие, водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.

СОЦИАЛЬНЫЕ И СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ДОМАШНИМ ХОЗЯЙСТВАМ

Рис.2. Основные налоги и сборы, включаемые в расходную часть бюджета домашних хозяйств.

Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.

К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранспортных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легковым автотранспортным, не подлежащим обложению налогам на имущество.

В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходиться включать государственную пошлину — обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суд.

Размер пошлины устанавливаются в широких пределах в зависимости от характера юридических действий или выдаваемых документов.

При рассмотрении вопроса о расходах на потребление полезно ознакомиться с информацией о динамике цен на основные товары потребления и услуги. (п.3.1.)

Рассмотрим состав денежных сбережений домашних хозяйств.

Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т.е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов. По данным Центробанка РФ, сбережения в 2007 г. составляли около 14% совокупного дохода домашних хозяйств.

Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:

-создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;

-создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящи предметов длительного пользования или услуг;   

-создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в акции, облигации и т.п.) — индивидуальное накопление.

Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений: неорганизованные сбережения и организованные сбережения. К первой следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй – денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты

Под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения.

В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, произво­димых фирмами;

б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производст­ва;

в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобре­тая реальные и финансовые активы
.

К
домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денеж­ных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инве­стирования
и др.

Система внешних финансовых отношений

домашнего хозяйства показана на рис. 20.1. Как мы видим, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

СОЦИАЛЬНЫЕ И СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ДОМАШНИМ ХОЗЯЙСТВАМ

Рис. 1. Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства

1. С другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использо­вания совместных денежных фондов

2. С предприятиями, работающими в различных сферах материального про­изводства или производства услуг и выступающими в качестве работода­телей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу рас­пределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

3. С коммерческими банками по поводу привлечения потребительских креди­тов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

4. Со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов
;

5. С государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

Отсюда следует, что финансы домашне­го хозяйства
— это совокупность денежных отношений по поводу создания и ис­пользования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств проявля­ется через их функции.

Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция –
финансы дом.хоз-в играют главенствующую роль на по­следней ступени распределительного процесса. Часть национального дохода, которая пришлась на долю отдельного домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участ­никами именно в рамках распределительной функции.

Объектом
действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряже­нии домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных плате­жей. К субъектам
распределения относятся все участники домашнего хозяйства.

Контрольная функция.
Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики
является само­стоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.

Нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов раз­личных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, прихо­дящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы домаш­него хозяйства выполняют еще одну важную функцию — регулирующую
, кото­рая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого, целого. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования.

Важной функцией финансов домашних хозяйств выступает также инвестиционная.
Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материаль­ной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функ­цию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторон­ним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, спо­собствующим росту инвестиций в экономике.

Специфика финансов домашних хозяйств
определена тем, что эта сфера фи­нансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принима­ет решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их ве­личине и целевом назначении, о времени их использования. Т.о. государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство, например, повышение ставок налогов, выплачивае­мых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются че­рез бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в ре­зультате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

Бюджет домашних хозяйств

Доходная часть бюджета домашнего хозяйства

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домаш­них хозяйств в потребительских товарах и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т. е. осуществления расходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологи­ческий и социальный минимум потребностей, которые лю­бое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме
(продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве, садоводствах, огородничествах, а также натуроплату от сельскохозяйственных предприятий, которые потребляются в домашнем хозяйстве. Если домашнее хозяйство часть продуктов производит с целью реализации на рынке, то дохо­дами следует считать денежные средства, вырученные от продажи).

В любой стране подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральны­ми. Низкий уровень денежных доходов в частном и государствен­ном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть за­нятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ НА РЕБЕНКА УКРАИНА

Денежные доходы домашних хозяйств подразделяют по источни­кам поступлений:

— заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;

— пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;

— доходы от предпринимательской деятельности;

— доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в фи­нансово-кредитной сфере.

В приведенной классификации не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а так­же доходы, полученные с нарушением закона. Последние в современной Рос­сии имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, получен­ные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строи­тельству финансовых пирамид», от продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т. п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокуп­ных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

Под совокупными доходами
понимают общую сумму денежных и натураль­ных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплат­ных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы мож­но оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель распо­лагаемых доходов,
или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть вало­вого внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы
— доходы домашнего хозяйства за определенный пе­риод в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на вели­чину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также до­ходов, полученных в результате погашения задолженности государства и орга­низаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы
домашних хозяйств определяются двумя факторами — рас­полагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приоб­рести на фактически полученные номинальные доходы. Для домашних хозяйств реальные доходы, на­ряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ)
и бюджета прожи­точного минимума
(БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допусти­мые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты пи­тания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услу­ги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам.

С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской кор­зины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минималь­ный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходи­мых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Заработная плата с начислениями и доплатами

Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах.

К ней относят:

1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

2) выплаты за работу в особых условиях;

3) доплаты за сверхуроч­ную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;

4) пре­мии и единовременные поощрительные выплаты;

5) плата за выслугу лет;

6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

7) доходы от участия в при­былях (например, дивиденды на акции);

8) командировочные расходы и подъ­емные;

9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др.

Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему не­посредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся ос­новной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.

В целях социальной защиты государство гарантирует населению минималь­ный размер оплаты труда
(МРОТ). М РОТ соответ­ствует нижнему пределу оплаты труда, устанавливаемому за наименее квалифи­цированный, простой труд. Раз­мер фактической заработной платы с учетом всех видов выплат (тарифные ставки, оклады, надбавки и т. п.) не должен быть ниже установленного законо­дательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. М РОТ обеспечивается либо за счет средств бюджетов — для организаций, фи­нансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств — для других организаций.

МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства. Так, стипендии учащимся образовательных учреждений начального профессионального образования, нахо­дящимся на государственном обеспечении, выплачиваются в размере не менее 50% МРОТ. Вместе с тем многие критикуют как сам показатель МРОТ, так и особенно его использование для определения размеров социальных выплат.

Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам

Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудово­го вклада работников
. В первую очередь это относится к большей части пенсион­ных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социаль­ный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддер­жания минимального уровня жизни населения.

Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудо­вым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предос­тавляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.

Отметим также, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантирован­ным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населе­ния для осуществления долгосрочных инвестиций.

Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида тру­довых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за вы­слугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).

Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на:

1) пособие по беременности и родам;

2) едино­временное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребен­ка;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до дости­жения им возраста полутора лет;

5) ежемесячное пособие на ребенка. Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, пре­доставляемые из бюджета.

При этом государство гарантирует:

а) выплату по­собия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности без­работного;

б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повы­шения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

в) возмож­ность участия в оплачиваемых общественных работах;

г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Доходы от операций с имуществом и денежными средствами
возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижи­мое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты.

Операции с имуществом включают в первую очередь продажу и сдачу в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также про­дажу земельных участков. Как уже отмечалось, продажа является менее выгод­ной формой получения дохода, поскольку она носит разовый характер и приво­дит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имуще­ства. Кроме того, арендная плата позволяет защитить частично доходы домашнего хозяйства от инфляции путем постепенного ее повышения. Домаш­ние хозяйства торгуют также и другими видами домашнего имущества: подер­жанными легковыми автомобилями, компьютерами, электро- и радиотоварами, одеждой, меховыми изделиями, ювелирными изделиями и др. Однако с насы­щением рынка высококачественными товарами такие виды частных продаж по­степенно вытесняются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *