СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ВИДЕ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ

Порядок предоставления адресной социальной помощи в Москве был изменен с 1 марта 2022 года. В чем же отличие? Новые правила усилили адресность, в них усовершенствовали механизмы поддержки, а также обеспечили доступность и удобство получения.

Объем помощи теперь напрямую зависит от тяжести ситуации, в которую попал москвич. Ее человек дополнительно описывает при обращении за поддержкой, в силу чего новый подход стал более индивидуальным.

Задача города оказать комплексную поддержку именно тем москвичам, которые действительно нуждаются в помощи от государства. Поэтому при предоставлении помощи оценивается нуждаемость человека, то есть уровень его доходов, не позволяющий самостоятельно справиться с возникшей проблемой. Данное правило не является новым.

Вместе с тем инструменты проверки доходов, в том числе остатка средств на счетах, для определения нуждаемости человека были модернизированы и закреплены соответствующим образом в новом порядке предоставления адресной социальной помощи.

Обратиться за оформлением поддержки в денежной форме можно в центр госуслуг «Мои Документы». Решение о предоставлении помощи будет приниматься коллегией специалистов различных ведомств в составе специальной комиссии при окружных управлениях социальной защиты населения без проведения обследования на дому, что зачастую вызывало недовольство жителей.

При пожаре (ликвидации пожара) в единственном пригодном для проживания помещении денежную выплату от 50 до 100 тысяч рублей (в зависимости от ущерба), а также 10 тысяч рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка, могут получить все жители Москвы. При этом доход заявителя должен быть не больше средней заработной платы в столице (около 114 тысяч рублей), а остаток средств на счетах должен быть меньше миллиона рублей. Подать заявление можно в течение трех месяцев со дня пожара, а при себе достаточно иметь паспорт, выписку по счетам и документ, подтверждающий произошедший пожар.

Ранее за помощью в аналогичной трудной жизненной ситуации могли обратиться только пенсионеры или семьи с детьми, а максимальная сумма выплаты составляла не более 25 тысяч рублей. Для получения выплаты доход заявителя не должен был превышать полуторный размер прожиточного минимума. Кроме того, на место пожара выходила специальная комиссия, которая проводила оценку пострадавшего имущества, в связи с чем оформление выплаты могло затянуться на несколько недель.

Неработающий одинокий или одиноко проживающий пенсионер или один из членов семьи, состоящей из неработающих пенсионеров, сможет получить адресную социальную помощь в размере прожиточного минимума на душу населения в городе Москве (18 714 руб.) при утрате средств к существованию вследствие кражи, грабежа, мошенничества. При этом будут оценивать среднедушевой доход семьи и остаток на счетах, которые не должны превышать полуторный размер прожиточного минимума (в 2022 году — 28 071 рубль).

Ранее методы оказания такой помощи были недостаточно эффективными. Заявители могли обратиться за адресной социальной помощью, указав в свободной форме трудную жизненную ситуацию в заявлении. При этом документальные подтверждения кражи, грабежа или мошенничества не требовались. К москвичу просто приходила специальная комиссия, которая оценивала нуждаемость. В связи с этим нередко возникали ситуации злоупотребления таким видом поддержки.

Например, за адресной социальной помощью обратилась пенсионерка, которая в заявлении указала причиной трудной жизненной ситуации обман со стороны мошенников. Комиссия, осуществив выход по месту проживания пенсионерки, подтвердила нуждаемость женщины. Уже после начисления адресной социальной помощи выяснилось, что пенсионерка проживает в московской области вместе с детьми. Квартира, в которую приходила комиссия, сдается в аренду. А с мошенниками женщина никогда не сталкивалась.

Новыми правилами была внесена еще одна категория трудной жизненной ситуации — потеря кормильца. Если в семье с несовершеннолетним ребенком (детьми) случилось несчастье и ушел из жизни кормилец, то семья может рассчитывать на выплату в размере одного прожиточного минимума на душу населения в городе Москве на каждого несовершеннолетнего ребенка (18 714 руб.) При этом родителем должно быть подано заявление на пенсию по потере кормильца. При назначении адресной соцпомощи оценивают среднедушевой доход семьи (не должен превышать размер прожиточного минимума — 18 714 рублей) и остаток средств на счетах (не должны превышать полуторный размер прожиточного минимума — 28 071 рубль).

Еще одна новая категория трудной жизненной ситуации — потеря работы. Когда теряет работу единственный родитель, воспитывающий несовершеннолетнего ребенка (несовершеннолетних детей), денежная выплата в размере одного прожиточного минимума на душу населения в городе Москве рассчитывается на каждого ребенка до 18 лет (18 714 руб.).

Право на выплату имеют те, кто:

• зарегистрирован в столичной службе занятости населения в течение 3 месяцев после увольнения или прекращения осуществления иной деятельности;

• на день подачи заявления об оказании адресной социальной помощи является участником проекта «Социальный контракт» (см. Кстати);

• среднедушевой доход семьи не превышает размер прожиточного минимума (18 714 рублей);

• остаток средств на счетах семьи не превышает полуторный размер прожиточного минимума (28 071 рубль);

• в собственности семьи находится не более одного жилого помещения.

В случае низкого уровня материальной обеспеченности помощь могут получить следующие категории москвичей:

• неработающий одинокий или одиноко проживающий пенсионер / один из членов семьи, состоящей из неработающих пенсионеров (денежная выплата в размере 10 тысяч рублей);

• семья с несовершеннолетним ребенком (несовершеннолетними детьми), которая участвует в проекте «Социальный контракт». Денежная выплата составляет 10 тысяч рублей, либо можно получить электронный сертификат от 2 до 19 тысяч баллов, которые можно потратить на приобретение продуктов, детских товаров или товаров длительного пользования.

Читать также:  О размере ряда социальных и иных выплат на 2016 год

По старым правилам адресная социальная помощь предоставлялась преимущественно в виде 2 тысяч баллов, эквивалентных 2 тысячам рублей. Эти средства можно было потратить, например, на продукты. При этом разделений по объему поддержки в зависимости от трудности жизненной ситуации не было. Такая помощь не могла решить проблемы и помочь выйти из трудной жизненной ситуации: по факту регулярно обращались одни и те же люди.

Кроме того, подход к оказанию адресной социальной помощи был недостаточно эффективен. Раньше можно было словесно описать ситуацию в заявлении и предоставить чеки, подтверждающие большие затраты. Например, на покупку продуктов или товаров первой необходимости. При этом горожане злоупотребляли возможностью получить адресную социальную помощь.

Например, москвич в доказательство наступления трудной жизненной ситуации вместе с чеками на лекарства предоставил данные о покупке алкогольных напитков: коньяка Курвуазье и Хеннесси Хо, Хеннесси VSOP в магазине «Ароматный мир» на сумму 8 760 рублей.

Еще один горожанин обратился за адресной социальной помощью, подтвердив трудную жизненную ситуацию чеками на покупку двух уличных кресел для отдыха.

70-летняя москвичка объяснила, что трудная жизненная ситуация наступила также из-за больших трат на лекарства. При этом предоставила чеки из аптеки, где значились тесты на беременность, отбеливающая зубная паста и другие товары, не соответствующие заявленным тратам. Покупки были совершены банковскими картами, оформленными на разных людей. Это свидетельствует о том, что человек, вероятнее всего, просто собрал чеки в аптеке, где покупки совершали посторонние люди.

Показательны случаи, когда один москвич просит оказать ему адресную социальную помощь, объяснив трудную жизненную ситуацию тратами на юбилей. Празднование обошлось ему в 150 тысяч рублей, и мужчина хотел, чтобы эту сумму ему компенсировали. А другие пенсионеры указывают траты на приобретение дорогостоящих продуктов к новогоднему столу и расходы на отдых. При этом путевка на море была оплачена сыном.

Еще один горожанин обратился за оказанием материальной помощи в связи с затратами на приобретение садовых качелей на сумму 18 749,26 рублей, кресла пластикового — 2 248,52 рублей, складного теннисного стола — 5 999 рублей.

Очевидно, что все эти случаи не являются сложной жизненной ситуацией и не требуют адресной помощи от государства, поэтому сотрудники столичной системы соцзащиты отказывали в предоставлении поддержки.

Однако подобные случаи и их анализ показали, что механизм предоставления помощи работает недостаточно эффективно. Сложившаяся система не выявляла в полной мере нуждаемость человека, что могло привести к возможным злоупотреблениям при получении адресной социальной помощи. Поэтому было принято решение об изменениях механизмов оказания поддержки на более прозрачные и эффективные.

Социальный контракт — это соглашение включает комплекс услуг по поиску работы и карьерному консультированию — от составления резюме и подбора вакансий до подготовки к собеседованию и сопровождения во время испытательного срока. При необходимости эксперты предложат профессиональное обучение с выплатой стипендии.

Подготовлена редакция
документа с изменениями, не вступившими в силу





1. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

(в ред. Федерального закона
от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


1.1. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом
от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

С 01.01.2024 ч. 2 ст. 8 излагается в новой редакции ( ФЗ
от 24.07.2023 N 342-ФЗ). См. будущую редакцию
.







2. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2
настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ
, от 25.12.2012 N 258-ФЗ
, от 21.07.2014 N 216-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)


Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Читать также:  IV. Правила оказания материальной помощи гражданам и условия ее выплаты


Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством
.



Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), в ред. Федерального закона
от 25.12.2012 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

С 01.01.2024 ст. 8 дополняется ч. 2.1 — 2.3 ( ФЗ
от 24.07.2023 N 342-ФЗ). См. будущую редакцию
.


3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.


4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом,
а до его принятия — Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. 29.12.2004),

от 25.11.2006 N 195-ФЗ
, от 18.10.2007 N 230-ФЗ
, от 01.03.2008 N 18-ФЗ
,

от 14.07.2008 N 110-ФЗ
, от 22.12.2008 N 269-ФЗ
, от 28.04.2009 N 72-ФЗ
,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ
(ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ
,

от 08.12.2010 N 345-ФЗ
, от 01.07.2011 N 169-ФЗ
, от 28.07.2012 N 133-ФЗ
,

от 25.12.2012 N 258-ФЗ
, от 07.05.2013 N 99-ФЗ
, от 07.05.2013 N 104-ФЗ
,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ
, от 25.11.2013 N 317-ФЗ
, от 28.12.2013 N 396-ФЗ
,

от 12.03.2014 N 33-ФЗ
, от 21.07.2014 N 216-ФЗ
, от 28.11.2015 N 358-ФЗ
,

от 29.12.2015 N 388-ФЗ
, от 19.12.2016 N 453-ФЗ
, от 19.12.2016 N 454-ФЗ
,

от 01.07.2017 N 154-ФЗ
, от 20.12.2017 N 407-ФЗ
, от 28.12.2017 N 420-ФЗ
,

от 28.12.2017 N 421-ФЗ
, от 07.03.2018 N 56-ФЗ
, от 03.10.2018 N 350-ФЗ
,

от 27.12.2018 N 536-ФЗ
, от 01.04.2019 N 49-ФЗ
, от 01.10.2019 N 328-ФЗ
,

от 02.12.2019 N 412-ФЗ
, от 27.12.2019 N 461-ФЗ
, от 01.03.2020 N 35-ФЗ
,

от 24.04.2020 N 147-ФЗ
, от 13.07.2020 N 206-ФЗ
, от 22.12.2020 N 431-ФЗ
,

от 29.12.2020 N 473-ФЗ
, от 29.12.2020 N 478-ФЗ
, от 30.04.2021 N 134-ФЗ
,

от 26.05.2021 N 153-ФЗ
, от 11.06.2021 N 170-ФЗ
, от 01.07.2021 N 267-ФЗ
,

от 28.01.2022 N 7-ФЗ
, от 08.03.2022 N 46-ФЗ
, от 16.04.2022 N 113-ФЗ
,

от 30.04.2022 N 116-ФЗ
, от 28.05.2022 N 140-ФЗ
, от 11.06.2022 N 182-ФЗ
,

от 28.12.2022 N 569-ФЗ
, от 28.04.2023 N 137-ФЗ
, от 24.07.2023 N 342-ФЗ
)

С 1 января 2023 года малообеспеченным семьям в Москве предоставляются следующие виды пособий:

  • ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка беременной женщине.
  • ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте от 0 до 3 лет.
  • ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
  • ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте от 8 до 18 лет.

Пособия предоставляются семьям, в которых:

  • уровень имущественной обеспеченности семьи не превышает установленный Правительством Москвы;
  • среднедушевой доход семьи с учетом доходов всех членов семьи не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в городе Москве, действующую на день обращения за назначением ежемесячного пособия (21 718 руб.);
  • сумма поступивших денежных средств на открытые всеми членами семьи в кредитных организациях счета (вклады) не превышает 200 процентов суммы доходов семьи.

В состав семьи при назначении пособия беременной женщине включаются – беременная женщина, ее супруг и их несовершеннолетние дети.

Размер ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка беременной женщине
составляет (в зависимости от дохода семьи):


  • 50 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения —  12 401 руб.

  • 75 процентов —  18 601 руб.
  • 100 процентов — 24 801 руб.

В состав семьи при назначении пособия на детей включаются – родители ребенка, состоящие в зарегистрированном браке, их несовершеннолетние дети.

Для детей всех возрастных категорий установлен единый размер ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Так, сумма выплаты в зависимости от дохода семьи может составить:

  • 50 процентов от величины прожиточного минимума ребенка —  9 385 руб.
  • 75 процентов —  14 078 руб.
  • 100 процентов —  18 770 руб.
  1. Выплата назначенного
    ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 0 до 3 лет, сохраняется независимо от факта получения пособия по уходу за ребенком
    в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и независимо от факта получения ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
    в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в отношении следующих категорий получателей:
  • получателям
    ежемесячного пособия на ребенка, назначенного по правилам, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2021 г.
  • получателям
    ежемесячного пособия на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 0 до 3 лет, назначенного по правилам, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2022 г.
  1. Получателям ежемесячного пособия на ребенка, которым указанное пособие назначено по правилам, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2021 г., получателям ежемесячного пособия на ребенка в форме ежемесячной денежной выплаты на ребенка для категории детей в возрасте от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 18 лет, которым указанные выплаты назначены по правилам, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2022 г., выплата
    ранее назначенного ежемесячного пособия осуществляется до достижения ребенком возраста, являющегося предельным в соответствующей возрастной категории
    (до достижения ребенком возраста 3 лет, 8 лет и 18 лет соответственно).
Читать также:  Социальные выплаты производятся неработающим женщинам в возрасте от 55 до 60 лет, а пенсионеры получают единовременные выплаты

Если кто-то из родителей в семье не работает, то должна быть уважительная причина «нулевого» дохода. К уважительным причинам «нулевого дохода относится, например, уход за ребенком до 3-х лет, за тремя и более несовершеннолетними детьми или ребенком-инвалидом, обучение в образовательной организации.

Подать заявление на пособия можно исключительно в электронном виде через «личный кабинет» на mos.ru. Для удобства рекомендуется заранее внести данные детей  в личный кабинет
.

ВНИМАНИЕ для тех, у кого ребенок рожден по 31 декабря 2022 года!!!

  1. Сохраняется возможность
    назначения ежемесячного
    пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
    в Фонд пенсионного и социального страхования без учета критериев нуждаемости (доходов и имущества), его размер с 1 января 2023 года составляет 8 500 руб
    . При этом, обращаться можно до достижения ребенком возраста 2 лет.
  2. Сохраняется возможность
    назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
    в Фонд пенсионного и социального страхования без учета критериев нуждаемости (доходов и имущества), его размер с 1 января 2023 года составляет 18 770 руб.
    При этом, обращаться можно до достижения ребенком возраста 3 лет.

Обращаться за выплатами необходимо через:

  • Портал гоуслуг;
  • через Фонд пенсионного и социального страхования РФ;
  • через МФЦ.

!!! Получение одновременно двух пособий
(по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет неработающим родителям или ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка) и ежемесячного пособия
в связи с рождением и воспитанием ребенка по правилам, действующим с 1 января 2023 года, не предусмотрено

.

Поэтому, при назначении ежемесячного пособия
в связи с рождением и воспитанием ребенка в более высоком размере
, выплата федерального
ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет или  ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка будут прекращены
, т.е. есть у родителей есть право выбора
– оставить федеральные выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет неработающим или ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка) либо перейти на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в более высоком размере.

С 1 января 2023 г. родители, располагающие средствами материнского (семейного) капитала, имеют право обратиться в Фонд пенсионного и социального страхования за дополнительной выплатой на ребенка независимо от очередности его рождения из средств материнского (семейного) капитала. Выплата назначается независимо от получения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Предоставляется семьям, у которых доход не превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения и устанавливается в размере прожиточного минимума на ребенка.».

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ВИДЕ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *