Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат отдельным категориям граждан

Место компенсационных выплат в системе социального обеспечения

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Похожие работы

  • Пособия и компенсационные выплаты
  • Понятие и сущность гарантийных и компенсационных выплат
  • Порядок и условия получения материнского капитала
  • Пособия как виды социального обеспечения

Глава 2. Проблемы правового регулирования назначения компенсационных выплат в РФ

Правовыми проблемами развития социального обеспечения в РФ являются:

— высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

— неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

— широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

— недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

Социальное обеспечение всегда занимало и будет занимать одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием трудоспособного и неработающего населения.

Само содержание понятия социального обеспечения, а также его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

Направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, социальная политика государства является достаточно широкой категорией. Одним из важных элементов этой системы является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Другими словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. При этом, сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления ( в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья ( либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Читать также:  Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ “О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации”

Рассмотрим современное состояние правовой природы и проблем правового регулирования назначения компенсационных выплат в РФ. В отечественной практике неоднократно предпринимались попытки провести ревизию действующих норм и вооружить работников социальных служб правовыми актами по вопросам социального обслуживания населения. Так, в 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов «Организация социального обслуживания населения». В 1997 г. вышли «Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях» и «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.

К первой группе относятся такие международные акты, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей» и др.; ко второй — Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 декабря 1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ( 17 мая 1995 г.) и др.; к третьей — нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

Что касается нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации и направленных непосредственно на регулирование процессов в области социальной работы и в сфере социального обслуживания, то, видимо, корректно говорить, по крайней мере на федеральном уровне, о двух типах документов:

1) законы как акты, обладающие высшей юридической силой (Конституция России, федеральные законы);

2) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств).

Не принижая значимость правовых нормативных актов, которые принимаются в субъектах Российской Федерации, например таких, как «О статусе работника социальной службы Калужской области» (принят Законодательным собранием Калужской области 27 июня 1996 г., № 538), Закон Республики Карелия «О защите прав детей» (27 декабря 1995 г.), следует иметь в виду, что они осуществляют локальное правовое регулирование социальной работы, являются производными от федеральных законов и действуют на определенной территории, сфера их применения ограничена.

Сегодня мы вправе говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и «правовая технология», т.е. определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания.

Например, до сих пор в подавляющей части регионов не обеспечено лицензирование в сфере социального обслуживания, хотя Правительство РФ на основе федеральных законов определило этот порядок. Не приняты региональные законы и подзаконные акты, обеспечивающие устойчивое финансирование социальных служб. Помимо законов действуют также подзаконные акты, нормы, исходящие от Правительства РФ и направленные на реализацию федеральных законов в сфере социального обслуживания населения.

Читать также:  Правительство Свердловской области издало Постановление № 894-ПП 3 марта 2020 года

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 1995 г. в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» разработаны и приняты следующие нормативные акты:

— Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 454 «О Межведомственной комиссии по вопросам социального обслуживания населения»;

— Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»;

— Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 830 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения».

К сожалению, наличие нормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания. Практически еще не выполнено поручение Правительства РФ, направленное на реализацию п. 2 ст. 6 указанного выше федерального закона, не разработаны и не утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения, хотя такие попытки предпринимались.

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» принято:

— Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;

— Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

Принципиальное значение имеет «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», который утвержден Правительством РФ. Нормы, заложенные в нем, имеют отношение не только к отдельным гражданам пожилого возраста и инвалидам. Они также регламентируют социальное обслуживание различных категорий семей и детей, по существу являются нормами, направленными на правовую защиту семьи как самостоятельного объекта правовой охраны.

Глава 1. Исторический аспект становления и развития института компенсационных выплат

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Одни «еще», а другие «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Читать также:  ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В 2023 ГОДУ В МОСКВЕ ПЕНСИОНЕРАМ

Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может рaботать и не имеет хозяйства, например благотворительность, сaнкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Определенный интерес предстaвляет опыт стaновления и эволюция систем социaльной поддержки населения на Руси2. Как свидетельствует Начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси Князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в раз- витии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотвори тельной деятельности церкви». В качестве доказательства второго на правления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПОСОБИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 1.1. История развития и общая характеристика института социальных пособий в Российской Федерации
  • 1.2. Понятие и классификация социальных пособий
  • ГЛАВА 2. ВИДЫ, РАЗМЕРЫ И ОСНОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ
  • 2.1. Единовременная социальная выплата гражданам с поствакцинальными осложнениями
  • 2.2. Единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам
  • 2.3. Единовременные социальные выплаты в поддержку детства и материнства (отцовства)
  • 2.4. Единовременное социальное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом, и сотрудникам органов внутренних дел при увольнении со службы
  • 2.5. Единовременные социальные выплаты военнослужащим, при увольнении с военной службы
  • 2.6. Единовременная социальная выплата на погребение
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *