Понятие социального пособия
К настоящему времени в Российской Федерациии сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными».
Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами.
К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат.
В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, грубо говоря они «растворились» в системе других пособий.
Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые, в свою очередь, вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
Социальные пособия являются денежной формой обеспечения.
Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки.
Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно.
Их получают как работающие так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.
Основная цель социальных пособий заключается в том, чтобы компенсировать полностью или же частично временно утраченный по каким то различным причинам свой заработок, а так же оказать материальную поддержку или же пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств, таких как: рождением ребёнка, смертью члена семьи и так далее и тому подобное.
Особенноси социального пособия.
Иногда социальные пособия путают с пенсией, но это далеко не одно и то же.
Разница между социальными пособиями и пенсией заключается в основаниях их назначений.
Выше я упомянула про выплату пособий неработающим гражданам, но и пенсию тоже могут выплачивать неработающим.
Главное отличие тут в том, что социальные пособия выплачиваются не только безработным, но и работающим гражданам Российской Федерации, в то время как пенсия может быть предоставлена исключительно лицам, находящимся в статусе безработного.
Так же, стоит отметить, немаловажное отличие межу пенсией и социальным пособием заключается во времени, а если быть точнее — продолжительности выплаты.
В большинстве случаев пенсия выплачивается достаточно долгое количество времени, а пособия, зачастую, выплачиваются в относительно короткий срок.
Выплаты пособий происходят за счёт средств государственного бюджета или же за счёт социального страхования.
Так же существуют определённые категории населения, которые могут нуждаться в выплатах пособий за счёт разных средств.
Чтобы точно и наверняка различать пособия от пенсий, стоит упомянуть об их признаках.
Пособия предоставляются исключительно в денежной форме;
Предоставление пособий гарантированно, если лицо входит в круг лиц, нуждающихся в их предоставлении;
Круг лиц и само предоставление пособий закреплено на законодательном уровне;
Закреплённая сумма пособия;
Установленный порядок определения суммы;
Утверждённые финансовые источники за чей счёт происходят финансовые выплаты пособия нуждающимся;
Установленная и гарантированная продолжительность выплат денежных средств;
Четкое определение категорий граждан, имеющих право получать пособия;
Целевое назначение и так далее.
Виды социальных пособий
Видами социальных пособий является некое определение круга лиц, имеющих право на получение денежных выплат по тому или иному случаю.
Виды социальных пособий:
Пособие по временной нетрудоспособности.
Данное пособие выплачивается застрахованным лицам, временно потерявшим свою трудоспособность.
Например, застрахованное лицо заболело простудой или ангиной и то время, которое человек находился на лечении, все так же оплачивается работодателем.
Пособие гражданам, которые имеют детей.
В данную категорию входят несколько пособий:
- единовременные и ежемесячные:
- пособие, назначающееся при беременности,
- пособие, назначающееся при родах,
- единовременное пособие женщинам, которые встали на учёт в медицинское учреждение на ранних стадиях своей беременности,
- ежемесячные пособие, выплачивающееся в период отпуска, который предоставляется на уход за ребёнком и не превышает полутора лет,
По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в Медицинском учреждении в ранние сроки беременности, – должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.
Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств ФСС РФ; занятые иными видами общественно полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней (федерального и субъектов Федерации).
Субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только женщины.
ого пособия в государственную систему социального страхования или государственную социальную помощь зависит от сочетания указанных признаков.
В частности, ежемесячное пособие на ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, является страховым пособием, выплачиваемым из ФСС, а для неработающих граждан – социальной помощью, финансируемой из бюджета.
Субъектами правоотношений по обеспечению перечисленными пособиями могут быть:
- граждане РФ, проживающие на территории России;
- граждане РФ, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, МЧС и УИС;
- гражданский персонал российских воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена Международными договорами РФ;
- иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.
Государственные пособия на детей не назначаются: гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, или лишенным родительских прав; гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.
Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора – по решению суда.
Право на получение пособий.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины: подлежащие государственному социальному страхованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными; обучающиеся с отрывом от производства; проходящие военную службу по контракту, службу в качестве грядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в учреждениях и органах УИС; из числа гражданского персонала российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ; указанные категории женщин при усыновлении ими ребенка (детей).
Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов – 86, при рождении двух и более детей – 110 календарных дней).
Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:
а) среднего заработка – женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;
в) стипендии – женщинам, обучающимся с отрывом от производства;
г) денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службе по контракту, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах УИС.
Пособие назначается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работы, службы, учебы.
Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев перед признанием их безработными, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты.
Пособие по причине безработицы.
Данное пособие предоставляет собой регулярную денежную выплату, установленную нынешним законом Российской Федерации, и относится к кругу лиц, которые были признаны государством безработными.
Пособие по беременности и родам предоставляется на основании: листка нетрудоспособности – работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности, справки из органов занятости – уволенным в связи с ликвидацией организации; медицинской справки установленной формы – всем остальным женщинам, имеющим на него право.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам – органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.
Женщинам, уволенным в связи с, ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников, пособие назначается в случае неполучения ими пособия по безработице. Право на пособие сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.
В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.
Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок учета и порядок исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. М 1096.
Пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в тех случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.
Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна или же попечителя), с которым проживает ребенок.
В нем также указываются сведения о доходах семьи.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), также представляются выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства) и справка из органов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка.
Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности, на детей военнослужащих по призыву:
– справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу;
– справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.
Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органом социальной защиты по месту жительства граждан с детьми в письменной форме, не позднее чем через 10 дней после обращения.
При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки.
При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо об отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения.
Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.
Пособие, являющееся единовременным и предоставляющееся гражданам у которых возникли поствакцинальные осложнения.
Сумма выплат при осложнении регулируется нынешним законом и составляет 10. 000 рублей, а при наступлении смерти лица, его члены семьи могут получит выплату в размере 30. 000 рублей.
Единовременное пособие, которое предоставляется работникам медицинских учреждений и заразившихся вирусом больного при исполнении своих служебных обязанностей
Сумма выплат так же регулируется нынешним законом Российской Федерации.
Так же предусматривается выплата при получении статуса инвалида( группа влияет на размер выплат) из-за заражения и при смерти( выплаты предоставляются семье умершего).
Единовременное пособие гражданам, привлечённым для борьбы с терроризмом.
Данное пособие выплачивался лицу, получившему инвалидность в ходе участия в борьбе с терроризмом. Сумма пособия составляет триста тысяч рублей.
Социальное пособие на погребение.
Сумма пособия регулируется нынешним законодательством и варьируется на разных основаниях.
Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.
Длительность выплаты данного пособия зависит от длительности нетрудоспособности лица, получившего увечье или заболевшего на производстве.
Сумма выплаты ровняется ста процентам от среднего заработка пострадавшего.
Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.
Нюансы пособий.
Если говорить о классификации пособий по времени их выплаты, то тут.
А единовременным пособие является пособие на погребение.
Что касается источника выплаты, то из средств Пенсионного Фонда Российской Федерации выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности застрахованного лица.
А гражданам, которые непременно участвовали в борьбе с терроризмом и пострадали, выплачиваются пособия из средств бюджетов всех уровней.
А круг лиц, который имеет право на получение социальных пособий разделяется на:
- граждан, имеющим детей;
- временно нетрудоспособных граждан;
- безработных граждан;
Порядок регистрации безработных граждан определен Правительством Российской Федерации.
Закон о занятости предусматривает, какие категории населения считаются занятыми, а следовательно, не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице.
Занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой);
2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, МЧС, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9) заявляющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Кроме того, безработными не могут быть признаны граждане:
1) не достигшие 16-летнего возраста;
2) которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо досрочная пенсия, предусмотренная для безработных, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
3) отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а так же представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными:
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.
Пособие по безработице гражданам, уволенным в связи с ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в органах службы занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенным в течение трех месяцев, выплачивается с первого дня по истечении этого периода.
Выплата пособия по безработице производится ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органом службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть снижен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях:
- признания гражданина занятым
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения досрочной пенсии для безработных, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости иди пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
- смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Материальная помощь безработным – одна из форм социальной защиты безработных граждан, которая включает в себя дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, а также выплаты в денежной форме.
Глава 1. Понятие и виды пособий в Российской Федерации.
Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.
По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий.
В настоящее время предусмотрены следующие виды социальных пособий:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие гражданам, имеющим детей;
- пособие в связи с материнством, отцовством и детством;
- пособие на погребение;
- пособие по безработице.
Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории Российской Федерации.
Существуют следующие виды пособий:
Пособие по временной нетрудоспособности — это выплата, предоставляемая застрахованным лицам в целях частичной компенсации утраченного трудового дохода в случаях, когда выполнение работы или иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья.
Документом, необходимым для назначения пособия по временной нетрудоспособности, является листок нетрудоспособности, оформленный в соответствии с законом. В случае его утраты пособие может получатся по дубликату. Право выписывать листки нетрудоспособности имеют лечащие врачи при наличии лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности при предъявлении гражданином документа. удостоверяющего личность. При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 15 календарных дней. Если временная нетрудоспособность длится более 15 дней, то решение о дальнейшем лечении принимается врачебной комиссией. По ее решению листок может быть продлен, но не более чем на 10 месяцев, в отдельных случаях — не более чем на 12 месяцев. В случае болезни члена семьи больничный предоставляется лицу, непосредственно осуществляющему уход. Листки нетрудоспособности не выдаются по уходу: — за детьми старше 15 лет при стационарном лечении; — за хронически больными в период ремиссии; — в период очередного отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, за исключением случаев выполнения работы в указанный период. В случае невыполнения пациентом предписаний врача отметка об этом делается в листке нетрудоспособности с указанием даты и вида нарушения. К таким нарушениям относятся несвоевременная явка на прием к врачу, выход на работу без выписки, самовольный уход и стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача, отказ от направления или несвоевременная явка в учреждение медико-социальной экспертизы.
Основным нормативным актом, регулирующим рассматриваемую сферу является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон №81-ФЗ).
В Российской Федерации предусмотрена система государственной поддержки граждан, имеющих детей, которой установлены следующие виды пособий:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву;
- единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче его на воспитание в семью;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву.
Пособие по безработице — это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке. Решение о выплате пособия по безработице должно быть принято одновременно с принятием решения о признании гражданина безработным.
Выплачиваются гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными.
Поствакцинальные осложнения – это различные стойкие или тяжелые нарушения здоровья, возникшие вследствие проведения профилактических прививок.
Пособие выплачивается по решению органов социальной защиты населения. В случае смерти гражданина в результате полученного осложнения пособие получают члены его семьи. Если гражданина признают инвалидом пособие выплачивается ему самому. Когда осложнения наступили у ребенка, правом на получение пособия обладает один из родителей, законный представитель несовершеннолетнего или иной член семьи.
единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей, является новым видом пособий в системе социального обеспечения и регулируется Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» 1995г. В целях реализации данного закона, Постановлением Правительства РФ в 1997г. утверждены Правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, и членам семе таких работников в случае их смерти.
Государственное единовременное пособие назначается следующим категориям работников:
- работникам, предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;
- работникам, в случае установления инвалидности, причиной которой явилось заражение вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;
Предусмотрена ст. 21 ФЗ от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
В целях реализации указанного закона Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 757 «О государственных единовременных пособиях работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти» были утверждены:
правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти;
перечень предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа в которых дает право на получение государственных единовременных пособий работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;
перечень категорий работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые осуществляют диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных или работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеющих право на получение государственных единовременных пособий в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей.
Право на получение данного пособия имеют граждане, привлеченные к борьбе с терроризмом, а также члены их семей. При этом к лицам, привлеченным к борьбе с терроризмом относятся:
- военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;
- лица, содействующие на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий.
Единовременное пособие лицам, привлеченным к борьбе с терроризмом выплачивается:
- в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом — членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении в размере шестисот тысяч рублей;
- в случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности — этому лицу за счет средств федерального бюджета в размере трехсот тысяч рублей;
- в случае если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности — этому лицу в размере ста тысяч рублей.
Кроме того, право на получение данного пособия имеют лица, привлеченные с их согласия к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, но не входившим в круг их специальных задач, а также членам их семей.
Для указанной категории лиц, пособие выплачивается:
- инвалиду I группы — 75 минимальных размеров оплаты труда;
- инвалиду II группы — 50 минимальных размеров оплаты труда;
- инвалиду III группы — 25 минимальных размеров оплаты труда;
В случае гибели лиц, привлекавшихся к выполнению специальных задач, либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в связи с выполнением указанных задач, членам их семей – пособие выплачивается в 25-кратном минимальном размере оплаты труда на каждого члена семьи.
Размер подлежащих выплате единовременного денежного пособия определяется исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на день наступления соответствующего события.
Социальное пособие на погребение выплачивается людям, которые организовали похорон за свой счет. Право на выплаты может быть предоставлено:
- второму супругу;
- близким, дальним родственникам;
- законным представителям;
- иным лицам, взявшим на себе обязательства по захоронению.
Заявитель (родственник, коллега, сосед), организовывающий процессию, для получения социальных выплат должен обратиться:
- По месту трудоустройства усопшего. При условии, что на дату смерти гражданин был трудоустроен на конкретном предприятии. Компенсацию выплачивает последний работодатель.
- В Пенсионный фонд. Условие касается выплаты компенсации за похороны пенсионера. Растраты компенсирует ПФ.
- В отделения управления социальной защиты. Это порядок предусматривающий возмещение затрат, связанных с погребением не работающих и не получающих пенсию, на момент кончины, граждан. Выплаты производят органы Соцзащиты.
- В военкомат, к которому был прикреплен усопший. Если умер военнослужащий, участник военных действий.
Пособие будет выплачиваться при условии предоставления полного пакета документов. Ориентировочный список требуемых бумаг, включает в себя:
Заявление, обратившегося за компенсацией, гражданина, где содержатся сведения:
- наименование органа (учреждения) куда адресуется просьба;
- ФИО + адрес проживания + паспортные данные + контактные номера заявителя;
- ФИО + паспортные и адресные сведения усопшего;
- способ получения денежной выплаты, банковские реквизиты при условии выбора безналичного перечисления;
- паспорт обратившегося лица;
- справка о захоронении;
- бумага, свидетельствующая о факте проживания усопшего по указанному в заявлении адресу. Это может быть выписка из домовой книги, справка из жилищного фонда, выписка из лицевого счета;
- документ, подтверждающий факт рождения мертвого младенца. Касается детей, рожденных после 154 дня беременности. В этом случае требуется справки о месте регистрации родителей;
- счета на оплату ритуальных товаров, услуг;
- бумага, несущая информацию о месте трудоустройства (увольнения) или свидетельствующая о факте его постановке на учет в связи с безработицей. Это справка об увольнении (по последнему месту работы), трудовая книга, выписка из Центра занятости;
- пенсионное удостоверение усопшего;
- банковская справка, содержащая полные реквизиты для перечисления денег;
- справка из отделения Фонда социального страхования РФ, которой подтверждается факт отсутствия связи усопшего к программе обязательного социального страхования на период временной нетрудоспособности и материнства.
Правовое регулирование обеспечения страховыми пособиями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями осуществляется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и иными нормативными актами, прежде всего — постановлениями Правительства РФ, письмами, постановлениями и приказами ФСС РФ.
Обеспечение по страхованию осуществляется, в частности, в виде выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, единовременного пособия (страховой выплаты) и ежемесячного пособия. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты; в случае смерти застрахованного пособие устанавливается в размере, равном 60-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному на день такой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты (пособия), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
В настоящее время законодателем предусмотрено несколько видов социальных пособий гражданам — военнослужащим, уволенным с Военной службы (по достижению предельного возраста нахождения на ВС; по состоянию здоровья; в связи с организационно – штатными мероприятиями).
Размер данного пособия зависит непосредственно от продолжительности ВС:
-менее 10 лет – в размере 5 окладов денежного содержания;
-от 10 – 15 лет – в размере 10 окладов денежного содержания;
-от 15 – 20 лет – 15 окладов;
-20 лет и более – 20 окладов денежного содержания.
Размер и порядок выплаты данного соц. пособия гражданам – военнослужащим, уволенным по др. основаниям, определяется П. (40% от указанных размеров).
При прохождении военнослужащим ВС по контракту, при наличии общей продолжительности ВС от 15 – 20 лет, уволенным при этом с ВС по вышеуказанным основаниям без права на пенсию, ему в течение 5 лет выплачивается ежемесячное соц. пособие в размере 40% суммы оклада денежного содержания при наличии ВС 15 лет. За каждый год свыше 15 лет размер данного пособия увеличивается на 3% суммы оклада.
При увольнении с ВС по вышеуказанным основаниям, при наличии общей продолжительности ВС менее 15 лет, бывшему военнослужащему сохраняется выплата оклада по воинскому званию в течение 1 года после увольнения с ВС.
Гражданам, проходившим ВС по призыву, при увольнении с ВС выплачивается единовременное пособие в размере 1 оклада денежного содержания. Военнослужащим – призывникам из детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается единовременное пособие равное 5 окладам денежного содержания.
2 Правовые ошибки назначения и выплаты пособий в РФ.
Независимо от причины возникновения ошибки важно знать, как грамотно ее устранить. Рассмотрим, что понадобится сделать работодателю, выплатившему сотруднику пособие в большей или меньшей, чем нужно было, сумме:
— какие документы оформить при выявлении ошибки;
— какие проводки сделать;
— как и в какие сроки произвести доначисление и доплату пособия, если пособие было выплачено в меньшем, чем полагается, размере, или определить возможность и способы удержания и возврата излишне выплаченных сумм.
Если пособие недоплачено
Если ошибка независимо от ее вида привела к недоплате сумм пособия в пользу работника, то обязательно нужно сделать доплату за весь период, в котором сотрудник недополучил сумму пособия.
Обратите внимание: пособия по временной нетрудоспособности выплачивают из двух источников — средств работодателя и средств ФСС РФ. Сумму пособия, подлежащую доплате, также нужно распределить между этими источниками его финансирования.
Но это еще не все. При неполной выплате заработной платы и других денежных сумм, причитающихся работнику, работодатель несет материальную ответственность в виде уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ).
Период начисления данной компенсации охватывает время начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Причем обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя, то есть причины возникновения допущенной ошибки в данном случае значения не имеют. Они могут повлиять лишь на решение работодателем вопроса о привлечении к ответственности сотрудников, по вине которых данная ошибка была допущена.
Составляем бухгалтерскую справку
Норма закона. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Об этом сказано в п. 3 ст. 10 Федерального закона от 21. 1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Обратите внимание! В этом материале мы говорим об исправлении ошибки. Однако пересчет пособий не всегда связан с ошибкой бухгалтера или недобросовестными действиями работника.
Например, сотрудник принес справку о заработке с предыдущего места работы. В этом случае пособие необходимо пересчитать и произвести доплату, если она необходима. О порядке оформления документов в этом и подобных случаях мы расскажем в ближайших номерах.
Выполнить требование нормативного акта можно, составив бухгалтерскую справку. Она будет служить основанием для внесения исправлений в бухгалтерский, а также налоговый учет (ст. 313 НК РФ).
Оформление документа. Форма бухгалтерской справки для коммерческих организаций не установлена. Бухгалтеры могут воспользоваться формой, которая предусмотрена для бюджетных организаций и приведена в Приказе Минфина России от 10. 2006 N 25н, либо самостоятельно разработать бланк бухгалтерской справки и утвердить его форму в составе учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008). При этом документ должен содержать все необходимые реквизиты, перечень которых приведен в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21. 1996 N 129-ФЗ.
В самой справке (образец приведен на с. 76) следует:
— описать суть ошибки, дату, когда она была допущена, и ее причину;
— дать правильный вариант расчета пособия и зафиксировать дату осуществления пересчета;
— обозначить сумму пособия, которую необходимо доначислить и доплатить;
— сделать бухгалтерские проводки по доначислению и выплате суммы пособия, а также удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц (если речь идет о пособии по временной нетрудоспособности);
— произвести расчет пеней за несвоевременную уплату НДФЛ и бухгалтерские проводки по их начислению и перечислению;
— предложить корректирующие записи для регистров налогового и бухгалтерского учета.
Независимо от причины возникновения ошибки важно знать, как грамотно ее устранить. Рассмотрим, что понадобится сделать работодателю, выплатившему сотруднику пособие в большей или меньшей, чем нужно было, сумме:- какие документы оформить при выявлении ошибки;- какие проводки сделать;- как и в какие сроки произвести доначисление и доплату пособия, если пособие было выплачено в меньшем, чем полагается, размере, или определить возможность и способы удержания и возврата излишне выплаченных сумм.
Если ошибка независимо от ее вида привела к недоплате сумм пособия в пользу работника, то обязательно нужно сделать доплату за весь период, в котором сотрудник недополучил сумму пособия. Обратите внимание: пособия по временной нетрудоспособности выплачивают из двух источников — средств работодателя и средств ФСС РФ. Сумму пособия, подлежащую доплате, также нужно распределить между этими источниками его финансирования. Но это еще не все. При неполной выплате заработной платы и других денежных сумм, причитающихся работнику, работодатель несет материальную ответственность в виде уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Период начисления данной компенсации охватывает время начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Причем обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя, то есть причины возникновения допущенной ошибки в данном случае значения не имеют. Они могут повлиять лишь на решение работодателем вопроса о привлечении к ответственности сотрудников, по вине которых данная ошибка была допущена.
Глава 2. Классификация пособий в РФ.
Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:
1) по целевому назначению;
- пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
- пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;
2) по продолжительности выплаты пособия:
- единовременные;
- периодические (ежемесячные);
3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:
- пособия по обязательному социальному страхованию;
- пособия по государственной социальной помощи;
4) по источнику выплаты пособия:
- из социальных внебюджетных фондов;
- из федерального бюджета и т.д.
2 Проблемы классификаций пособий в РФ.
В ходе проведенного исследования выявлены следующие проблемы в российском законодательстве о пособиях.
Первой проблемой является недостаточность размера пособий, подлежащих выплате государством и иными уполномоченными на выплату органами гражданину. Размер пособий не соответствует целевому назначению и недостаточен для удовлетворения тех или иных потребностей.
В качестве примера можно привести единовременное пособие на погребение, размер которого составляет с 1. 2015 года 5227 рублей 28 копеек + районный коэффициент. Однако, организация похорон включает в себя большое количество затрат, среди которых: перевозка тела умершего на кладбище, приобретение и доставка гроба, приобретение надгробия, памятных венков и другие расходы. В связи с чем, сумма, выплачиваемая в качестве пособия недостаточна для компенсации всех понесенных расходов.
Так, второй проблемой является существенный дефект регионального законодательства — отсутствие единообразной трактовки категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения, что порождает разный уровень социальной защищенности семей, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Устранение расхождений между базовыми понятиями в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми чрезвычайно важно, учитывая отнесение этой сферы законотворческой деятельности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.