Понятие, сущность, значение пособий и их отличие от других видов материальных выплат

Предмет права социального обеспеченияПравить

  • Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  • Отношения по предоставлению различных социальных услуг (натуральный вид обеспечения)

Метод права социального обеспеченияПравить

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

  • Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.
  • Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается(локальное регулирование). Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.
  • Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.
  • Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.
  • Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.

Функции права социального обеспеченияПравить

  • Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  • Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  • Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  • Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  • Духовно-идеологическая.

Принципы права социального обеспеченияПравить

  • Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  • Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  • Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  • Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  • Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  • общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  • межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  • отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Международное правовое регулирование социального обеспеченияПравить

Международное регулирование права социального обеспечение имеет некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования. СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных международной организацией труда и другими международными организациями. Однако наблюдается так называемая тенденция ратификации: ратифицированы, в частности, Конвенции: «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О правах ребенка», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», а также Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека».

Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.

Можно выделить три сложившихся в РФ способа внедрения международных норм о социальном обеспечении:

Первый — непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы.

Второй — включение таких норм в российские законы полностью или частично.

Третий — учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ широко использовался в СССР.

Наиболее значимым источником является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на принципах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Пакт предусматривает, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Все государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, достойный для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет также право человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, подчеркивается право каждого на социальное обеспечение.

Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г. , вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г.

Читать также:  КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОДЕРЖАТСЯ В ПУНКТАХ 2.4.1 И MP MICRO. ПРИ ВВОДЕ ДАННЫХ О КОЛИЧЕСТВЕ РАБОТНИКОВ, КОЛИЧЕСТВЕ ТРУДОВЫХ ВЫПЛАТ И КОЛИЧЕСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

Далее, РФ вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей. В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.

Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца, а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г. ) о минимальных нормах социального обеспечения.

Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и другими. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.

Социальное обеспечение граждан бывших союзных республик имеет существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.

Соотношение с другими отраслями права[17]Править

Конституционное право. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения. В ст. 71, 72 определяет порядок координации в регулировании здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Конституционное право закрепляет правовой статус человека и гражданина, провозглашает Россию правовым и социальным государством (ст. С помощью норм конституционного права в законодательстве о социальном обеспечении детализированы права граждан на различные виды социального обеспечения, используются установленные Конституцией РФ формы защиты прав граждан. Кроме того, разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти, государственных организаций федерального уровня, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения. Так в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, реализуются конституционные права граждан в сфере социального обеспечения.

Трудовое право. Право социального обеспечения, связывая определенные виды социального обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений (в настоящем и прошлом), не вмешивается в их содержание. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, страховым непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей данным видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Гражданин, вступивший в трудовые отношения, в силу закона подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель как субъект отношения по государственному обязательному социальному страхованию, тесно связанного с трудовым, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды. В то же время, при наступлении страховых случаев, указанных в законе (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др. ), застрахованный реализует право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др. ), становясь субъектом социально-обеспечительного отношения, входящего в предмет права социального обеспечения.

Административное право. Отношения между различными органами государственного управления включаются в предмет административного права. Таким образом, административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят и органы социальной защиты населения, предоставляющие гражданам различные виды социального обеспечения в соответствии с административными регламентами.

Финансовое право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения ВВП и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства. При этом государство определяет источники финансирования и регулирует нормами финансового права отношения по финансированию расходов на выплату гражданам пенсий, пособий, предоставлению медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг. Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

Гражданское право. Значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов в России создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. Исключительным видом деятельности негосударственных пенсионных фондов является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Данные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения (нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное добровольное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения).

Семейное право. Предметом данной отрасли права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство). Нормами ПСО регулируются отношения по поводу предоставления семье социального обеспечения, как в виде различных социальных выплат, так и в виде социальных услуг и льгот.

Страховые пенсииПравить

Страховая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии.

По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые:

— на общих основаниях (ст. 7 Закона от 17. 2001 г

— досрочные пенсии – пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (то есть ранее 55 лет – женщинам и 60 лет – мужчинам). Условия назначения досрочных пенсий указаны в статьях 27 и 28 Закона от 17. 2001 г. Кроме того, есть еще одна категория застрахованных лиц, которая, хотя и не перечислена в названных статьях Закона от 17. 2001 г. , но также имеет право на досрочный выход на пенсию – это безработные граждане. Им пенсия назначается на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19. 91 г.

Трудовая пенсия по инвалидностиПравить

Трудовая пенсия по инвалидности – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы и иного дохода, который они получали и утратили в связи с установлением инвалидности.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 17. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, отвечающие трём условиям:

1) они должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования РФ в соответствии с ФЗ от 15. 2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
2) они должны быть признаны инвалидами в соответствии с ФЗ от 24. 1995 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
3) им должна быть установлена одна из трёх степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ БЕЗРАБОТНЫМ

Пенсия по случаю потери кормильцаПравить

Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная денежная выплата, которая назначается в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находящимися на иждивении умершего.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют, согласно ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении, то есть находившиеся на полном содержании умершего или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

Пра­во на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние – од­но из осн. кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан. В гл. 2 Кон­сти­ту­ции РФ, по­свя­щён­ной пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ему от­ве­де­на спе­ци­аль­ная нор­ма. Со­глас­но ст. 39 ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. Там же пре­ду­смот­ре­но, что гос. пен­сии и со­ци­аль­ные по­со­бия ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, по­ощ­ря­ют­ся доб­ро­воль­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние, соз­да­ние до­пол­ни­тель­ных форм со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и бла­го­тво­ри­тель­ность.

За­кре­п­лён­ные в Кон­сти­ту­ции га­ран­тии со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния со­от­вет­ст­ву­ют по­ло­же­ни­ям ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых ак­тов: Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка, Ме­ж­ду­на­род­но­го пак­та об эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах, Кон­вен­ции о пра­вах ре­бён­ка, ра­ти­фи­ци­ро­ван­ных РФ, и Ев­ро­пей­ской со­ци­аль­ной хар­тии.

Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние вклю­ча­ет: вы­пла­ты, ус­лу­ги ли­бо на­ту­раль­ные бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые при на­сту­п­ле­нии (или на­ли­чии) оп­ре­де­лён­ных со­ци­аль­ных рис­ков, свя­зан­ных с не­воз­мож­но­стью граж­дан свои­ми си­ла­ми обес­пе­чить се­бя или не­тру­до­спо­соб­ных чле­нов сво­ей се­мьи дос­та­точ­ны­ми сред­ст­ва­ми к жиз­ни. Не­отъ­ем­ле­мая часть со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния – пре­дос­тав­ле­ние ну­ж­даю­щим­ся гра­ж­да­нам со­ци­аль­ных ус­луг вза­мен ли­бо в до­пол­не­ние к де­неж­ным вы­пла­там (напр. , ус­луг до­мов-ин­тер­на­тов и др. со­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ний), а так­же раз­но­го ро­да пре­иму­ществ (напр. , по оп­ла­те ле­карств, по бес­плат­но­му про­те­зи­ро­ва­нию и др.

Го­су­дар­ст­во про­во­дит по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на предо­став­ле­ние со­ци­аль­ной за­щи­ты гра­ж­да­нам, на­хо­дя­щим­ся в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, од­на­ко ос­та­ёт­ся мно­го не­ре­шён­ных во­про­сов, свя­зан­ных с их со­ци­аль­ным обес­пе­че­ни­ем.

Со­хра­ня­ет­ся вы­со­ким уро­вень бед­но­сти (25% об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния), осн. груп­пой бед­но­го на­се­ле­ния ос­та­ют­ся се­мьи с деть­ми (ок. 60% всех бед­ных се­мей). Сре­ди край­не бед­ных се­мей (со сред­не­ду­ше­вы­ми рас­по­ла­гае­мы­ми ре­сур­са­ми ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в 2 и бо­лее раза) се­мьи с деть­ми со­став­ля­ют ок. 70%. Ост­ро сто­ит во­прос дет­ской бес­при­зор­но­сти и без­над­зор­но­сти. Слож­ная си­туа­ция с дет­ской бес­при­зор­но­стью в Мо­ск­ве, став­шей с кон. 20 в. круп­ней­шим цен­тром не­кон­тро­ли­руе­мой ми­гра­ции.

На об­щем фо­не рос­та нар­ко­ти­за­ции на­се­ле­ния осо­бую тре­во­гу вы­зы­ва­ет уве­ли­чи­ваю­щее­ся по­треб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских и пси­хо­троп­ных ве­ществ под­ро­ст­ка­ми. В 2001 к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за нар­ко­пре­сту­п­ле­ния при­вле­че­но св. 5,5 тыс. не­со­вер­шен­но­лет­них.

Чис­лен­ность ин­ва­ли­дов со­ста­ви­ла в нач. 21 в. бо­лее 10 млн. чел. Для них не соз­да­на пол­но­цен­ная сис­те­ма удов­ле­тво­ре­ния спе­ци­фи­че­ских по­треб­но­стей, свя­зан­ных с ин­ва­лид­но­стью, что при­во­дит к вы­тес­не­нию ин­ва­ли­дов из разл. сфер дея­тель­но­сти и изо­ля­ции от об­ще­ст­ва. Ра­бо­ту име­ют 14,8% ин­ва­ли­дов тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та. Бо­лее 140 тыс. ин­ва­ли­дов ну­ж­да­ют­ся в ав­то­ном­ных сред­ст­вах пе­ре­дви­же­ния; их по­треб­но­сти в тех­ни­че­ских сред­ст­вах, об­лег­чаю­щих труд и быт, удов­ле­тво­ря­ют­ся в ми­ни­маль­ных объ­ё­мах.

Для воз­рас­тной струк­ту­ры на­се­ле­ния ха­рак­тер­но ди­на­мич­ное уве­ли­че­ние до­ли лиц стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, что со­от­вет­ст­ву­ет об­ще­ми­ро­во­му про­цес­су ста­ре­ния на­се­ле­ния. Ну­ж­да­ют­ся в разл. ви­дах по­мо­щи ок. 5 млн. гра­ж­дан стар­ших воз­рас­тов, из них 1,5 млн. чел. – в по­сто­ян­ной по­сто­рон­ней по­мо­щи и со­ци­аль­ных ус­лу­гах, ок. 300 тыс. чел. – в со­ци­аль­но-ме­ди­цин­ских ус­лу­гах на до­му. Ну­ж­даю­щих­ся в ста­цио­нар­ном со­ци­аль­ном об­слу­жи­ва­нии – 20 тыс. пре­ста­ре­лых гра­ж­дан, из ко­то­рых бо­лее 6 тыс. чел. сто­ит на оче­ре­ди бо­лее 1 го­да.

Соз­да­на и дей­ст­ву­ет сеть из бо­лее чем 12 тыс. уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, ока­зы­ваю­щих ус­лу­ги раз­ным ка­те­го­ри­ям и груп­пам на­се­ле­ния. Соз­да­ют­ся уч­ре­ж­де­ния но­во­го ти­па – до­ма-ин­тер­на­ты ми­ло­сер­дия, ге­рон­то­ло­ги­че­ские и ге­рон­топ­си­хи­ат­ри­ческие, а так­же со­ци­аль­но-оз­до­ро­вительные цен­тры. Ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния тре­бу­ет зна­чи­тель­ных за­трат.

По­ми­мо ста­цио­нар­но­го со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния раз­ви­ва­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных ус­луг в др. фор­мах: со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние на до­му пре­ста­ре­лых, ин­ва­ли­дов, де­тей-ин­ва­ли­дов. При­ме­не­ние ме­ха­низ­мов фи­нан­си­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ций по фак­ту пре­дос­тав­ле­ния ус­луг и обес­пе­че­ние бо­лее ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки гос. со­циаль­но­го за­ка­за по­зво­лят со­кра­тить чис­ло не­эф­фек­тив­ных уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, а вы­сво­бо­ж­дае­мые сред­ст­ва час­тич­но на­пра­вить на фи­нан­си­ро­ва­ние наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных со­ци­аль­ных ус­луг.

С кон. 1990-х гг. фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мьи, жен­щин и де­тей. Её эле­мен­ты: сис­те­ма пря­мой гос. под­держ­ки се­мей с деть­ми; про­фи­лак­ти­ка се­мей­но­го не­бла­го­по­лу­чия; без­над­зор­но­сти де­тей и под­ро­ст­ков; обес­пе­че­ние ра­вен­ст­ва прав муж­чин и жен­щин и воз­мож­но­стей для их осу­ще­ст­в­ле­ния.

Ре­ше­ние ря­да про­блем дет­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми це­ле­вы­ми про­грам­ма­ми. Так, про­грам­ма «Де­ти Рос­сии» вклю­ча­ет ряд под­про­грамм: про­фи­лак­ти­ка без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них; де­ти-ин­ва­ли­ды; де­ти-си­ро­ты и др. Фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы дей­ст­ву­ют так­же в об­лас­ти со­ци­аль­ной за­щи­ты по­жи­лых – «Стар­шее по­ко­ле­ние», ин­ва­ли­дов – «Со­ци­аль­ная под­держ­ка ин­ва­ли­дов». Но­вый вид со­ци­аль­но­го уч­ре­ж­де­ния – кри­зис­ный центр для жен­щин, на ба­зе ко­то­ро­го ве­дёт­ся по­иск пу­тей ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по пре­дот­вра­ще­нию на­си­лия и нор­ма­ли­за­ции взаи­мо­от­но­ше­ний в се­мье.

Не­ма­лым по­тен­циа­лом от­ли­ча­ет­ся до­пол­ни­тель­ное не­го­су­дар­ст­вен­ное со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность. В Рос­сии этот сек­тор со­став­ля­ет ок. 70 тыс. об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний (то­гда как в США, напр. , 1,2 млн. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние средств, на­прав­ляе­мых на со­ци­аль­ные це­ли. Дея­тель­ность не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций не­ред­ко обес­пе­чи­ва­ет бо­лее эф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние бюд­жет­ных средств, а объ­е­ди­не­ние гос. и ча­ст­ных средств да­ёт муль­ти­п­ли­ка­тив­ный эф­фект при­вле­че­ния ре­сур­сов из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков.

Од­но из клю­че­вых ус­ло­вий со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва – эф­фек­тив­ная ад­рес­ная под­держ­ка се­мей с низ­ким уров­нем до­хо­дов. Дей­ст­вую­щая сис­те­ма вы­яв­ле­ния и со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мей и на­се­ле­ния, на­хо­дя­щих­ся в зо­не рис­ка, в ви­де льгот и по­со­бий ну­ж­да­ет­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии и адап­та­ции к ус­ло­ви­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, т. со­хра­не­ние та­кой сис­те­мы ве­дёт к дес­ти­му­ли­ро­ва­нию тру­да, про­во­ци­руя рост бед­ности. Со­ци­аль­ные льго­ты и вы­пла­ты пре­дос­тав­ля­ют­ся в осн. по ка­те­го­ри­аль­но­му прин­ци­пу, не­за­ви­си­мо от ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния и тру­до­спо­соб­но­сти по­лу­ча­те­лей. Осн. часть дан­ных со­ци­аль­ных транс­фер­тов идёт на под­держ­ку групп на­се­ле­ния с до­хо­да­ми вы­ше про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. В ма­ло­обес­пе­чен­ные се­мьи по­па­да­ет ме­нее 20% об­ще­го объ­ё­ма со­ци­аль­ных льгот и вы­плат.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих свя­за­но с ре­ше­ни­ем двух про­блем: 1) пре­об­ра­зо­ва­ни­ем сис­те­мы гос. льгот и вы­плат; 2) за­ко­но­да­тель­ным оформ­ле­ни­ем и прак­ти­че­ским при­ме­не­ни­ем прин­ци­пов на­зна­че­ния со­ци­аль­ных транс­фер­тов на ад­рес­ной ос­но­ве.

Прин­ци­пы ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы со­ци­аль­ных льгот на­се­ле­нию:

со­хра­ня­ет­ся пра­во на на­зна­че­ние и пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных льгот и вы­плат на­се­ле­нию за счёт соб­ст­вен­ных средств ре­гио­нов и хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов;

от­дель­ные со­ци­аль­ные льго­ты, пре­до­с­тав­ляе­мые по про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти льгот­ни­ка, от­ме­ня­ют­ся с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем за­ра­бот­ной пла­ты или пе­ре­во­дят­ся в фор­му ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат;

на дан­ном эта­пе льго­ты со­хра­ня­ют­ся у ка­те­го­рий гра­ж­дан, имею­щих осо­бые за­слу­ги пе­ред оте­че­ст­вом, а так­же тем ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, ко­то­рым эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия не по­зво­ля­ют пря­мым спо­со­бом зна­чи­тель­но по­вы­шать до­хо­ды (ин­ва­ли­ды, ве­те­ра­ны и ин­ва­ли­ды Вел. Отеч. вой­ны и др

ос­таль­ным льгот­ным ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния со­ци­аль­ные льго­ты бу­дут пе­ре­во­дить­ся в од­ну из форм со­ци­аль­ной по­мо­щи и пре­дос­тав­лять­ся стро­го ад­рес­но на ос­но­ве ре­аль­но учи­ты­вае­мых кри­те­ри­ев (ве­ли­чи­ны сред­не­ду­ше­во­го до­хо­да с учё­том рас­по­ла­гае­мой соб­ст­вен­но­сти; де­мо­гра­фи­че­ских ха­рак­те­ри­стик се­мей и ин­ди­ви­дуу­мов и т.

В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов наи­бо­лее эф­фек­тив­ны спо­со­бы борь­бы с бед­но­стью: ра­цио­на­ли­за­ция со­ци­аль­ной под­держ­ки не­иму­щих с це­лью со­дей­ст­вия в пре­одо­ле­нии труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции соб­ст­вен­ны­ми си­ла­ми, обес­пе­че­ние боль­шей пер­со­ни­фи­ка­ции и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции при ока­за­нии со­ци­аль­ной по­мо­щи, её пре­иму­ще­ст­вен­но зая­ви­тель­ный ха­рак­тер и ад­рес­ный прин­цип со­ци­аль­ных вы­плат.

Ка­че­ст­во оцен­ки ну­ж­дае­мо­сти по­вы­ша­ет­ся с учё­том ря­да клю­че­вых мо­ментов: точ­ность и дос­то­вер­ность оп­ре­де­ле­ния по­лу­ча­те­лей по­мо­щи, эф­фек­тив­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рас­хо­дов, пре­иму­ще­ст­вен­ная ори­ен­та­ция на оп­ре­де­лён­ные слои на­се­ле­ния (бед­ных от­но­си­тель­но дли­тель­ный пе­ри­од или бед­ных в те­ку­щий мо­мент), ана­лиз мо­ти­ва­ции по­лу­ча­те­лей по­мо­щи к са­мо­стоя­тель­но­му уве­ли­че­нию до­хо­дов.

Ме­ха­низ­мы пре­дос­тав­ле­ния по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям и оди­но­ким гра­ж­да­нам при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать тру­до­спо­соб­ных бед­ных, на­хо­дя­щих­ся по не­за­ви­си­мым от них при­чи­нам в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, к ак­тив­но­му са­мо­стоя­тель­но­му уча­стию в её пре­одо­ле­нии. Это по­зво­лит не толь­ко по­вы­сить эф­фек­тив­ность со­ци­аль­ных рас­хо­дов, но и пре­одо­леть тра­ди­ци­он­ное от­но­ше­ние к на­се­ле­нию как к пас­сив­но­му объ­ек­ту ока­за­ния по­мо­щи.

Читать также:  Заявления на получение денежных выплат и других видов государственной социальной помощи

Обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние – часть гос. сис­те­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­но­вах обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния» (1999) оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые, эко­но­ми­че­ские и ор­га­ни­за­ци­онные ме­ры, на­прав­лен­ные на ком­пен­са­цию или ми­ни­ми­за­цию по­след­ст­вий из­ме­не­ния ма­те­ри­аль­но­го и (или) со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ра­бо­таю­щих гра­ж­дан, а так­же иных ка­те­го­рий гра­ж­дан в слу­ча­ях: при­зна­ния их без­ра­бот­ны­ми, тру­до­во­го уве­чья или про­фес­сио­наль­но­го за­бо­ле­ва­ния, ин­ва­лид­но­сти, бо­лез­ни, трав­мы, бе­ре­мен­но­сти и ро­дов, по­те­ри кор­миль­ца, не­об­хо­ди­мо­сти по­лу­че­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи, са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния, на­сту­п­ле­ния ста­рос­ти и иных за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных со­ци­аль­ных стра­хо­вых рис­ков.

Под обя­за­тель­ным со­ци­аль­ным стра­хо­ва­ни­ем по­ни­ма­ет­ся так­же об­ласть со­ци­аль­ной за­щи­ты, управ­ляе­мая Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ (ФСС) и фи­нан­си­руе­мая за счёт его бюд­же­та.

Стра­хо­ва­ние Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в от­но­ше­нии сле­дую­щих со­ци­аль­ных слу­ча­ев: вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти; ка­ран­ти­на; про­те­зи­ро­ва­ния по ме­ди­цин­ским по­ка­за­ни­ям; ухо­да за боль­ным чле­ном се­мьи; реа­би­ли­та­ции по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния, про­из­вод­ст­вен­ных травм и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний; бе­ре­мен­но­сти и ро­дов; ро­ж­де­ния ре­бён­ка; усы­нов­ле­ния/удо­че­ре­ния ре­бён­ка; ухо­да за ре­бён­ком до дос­ти­же­ния им воз­рас­та по­лу­то­ра лет; ухо­да за ре­бён­ком-ин­ва­ли­дом; смер­ти за­стра­хо­ван­но­го ли­ца или не­тру­до­спо­соб­но­го чле­на его се­мьи.

Осн. вид обес­пе­че­ния по обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию – по­со­бия. Цен­траль­ное ме­сто в сис­те­ме по­со­бий, вы­пла­чи­вае­мых за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, за­ни­ма­ют по­со­бия по вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти – бо­лее 50% рас­хо­дов ФСС. Пре­дель­ный раз­мер по­со­бия ус­та­нов­лен в За­ко­не «О бюд­же­те Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2002 год» в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии в сум­ме не св. 11700 руб.

ФСС так­же фи­нан­си­ру­ет не­ко­то­рые ви­ды дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ные на реа­би­ли­та­цию за­стра­хо­ван­ных лиц и пре­ду­пре­ж­де­ние вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний: са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и реа­би­ли­та­цию ра­бот­ни­ков по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний; по­ста­нов­ку на ме­ди­цин­ский учёт жен­щин в ран­ние сро­ки бе­ре­мен­но­сти; вос­ста­нов­ле­ние здо­ро­вья де­тей ра­бот­ни­ков в дет­ских лет­них оз­до­ро­ви­тель­ных ла­ге­рях; на­чаль­ную фи­зи­че­скую под­го­тов­ку де­тей в дет­ско-юно­ше­ских спор­тив­ных шко­лах.

За счёт средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та ФСС фи­нан­си­ру­ет от­дель­ные по­со­бия и иные обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва: при­об­ре­те­ние и вы­да­чу пу­тё­вок на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние ве­те­ра­нам и ин­ва­ли­дам Вел. Отеч. вой­ны; уча­ст­ни­кам ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ка­та­ст­роф.

Сред­ст­ва сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния фор­ми­ру­ют­ся пре­ж­де все­го за счёт стра­хо­вых взно­сов (до 2001 г. ) и час­ти еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, уп­ла­чи­вае­мо­го ра­бо­то­да­те­ля­ми с 1. 2001. Из об­щей ве­ли­чи­ны став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га в раз­ме­ре 35,6% к за­ра­бот­ку, не пре­вы­шаю­ще­му 100 тыс. руб. в год, 4% пред­на­зна­ча­ет­ся для сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. При бо­лее вы­со­кой оп­ла­те тру­да став­ка еди­но­го со­ци­аль­но­го на­лога, в т. за­чис­ляе­мая в ФСС, сни­жа­ет­ся в со­от­вет­ст­вии со шка­лой ре­грес­сии.

Осо­бен­ность обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в РФ – вы­пла­та за­стра­хо­ван­ным со­ци­аль­ных по­со­бий и ком­пен­са­ций са­ми­ми стра­хо­ва­те­ля­ми. Эти рас­хо­ды за­счи­ты­ва­ют­ся в счёт уп­ла­ты еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Ес­ли сумм на­ло­га не­дос­та­точ­но для вы­пла­ты по­со­бий за­стра­хо­ван­ным, то ра­бо­то­да­тель об­ра­ща­ет­ся в ФСС за суб­вен­ци­ей. Из­лиш­ние сум­мы на­ло­га, ос­тав­шие­ся по­сле вы­плат по стра­хо­во­му обес­пе­че­нию, пе­ре­чис­ля­ют­ся ра­бо­то­да­те­лем в ФСС для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду от­дель­ны­ми пред­при­ятия­ми, ор­га­ни­за­ция­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми.

С янв. 2000 в рам­ках ФСС ве­дёт­ся обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний. Сред­ст­ва фор­ми­ру­ют­ся за счёт стра­хо­вых взно­сов, не вхо­дя­щих в со­став еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. В 2002 сред­ний раз­мер взно­сов по от­рас­лям со­ставил 0,95% к за­ра­бот­ку. При этом ве­ли­чи­на та­ри­фов диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по 22 клас­сам про­фес­сио­наль­но­го рис­ка и из­ме­ня­лась от 0,2% к на­чис­лен­ной оп­ла­те тру­да по всем ос­но­ва­ни­ям для 1-го клас­са до 8,5% – для 22-го клас­са. Эти взно­сы со­би­ра­ет сам Фонд без уча­стия на­ло­го­вых ор­га­нов. Рег­рес­сив­ная шка­ла от­сут­ст­ву­ет.

При на­зна­че­нии пен­сии по ин­ва­лид­но­сти и дос­роч­ной пен­сии в свя­зи с осо­бы­ми ус­ло­вия­ми тру­да, ус­та­нов­лен­ными пен­си­он­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, стра­хо­вое обес­пе­че­ние по обя­за­тель­но­му со­циаль­но­му стра­хо­ва­нию от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний, в т. еже­ме­сяч­ные стра­хо­вые вы­пла­ты, ко­то­рые мо­гут дос­ти­гать 100% за­ра­бот­ка по­стра­дав­ше­го ра­бот­ни­ка, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся не­за­ви­си­мо от вы­пла­ты ука­зан­ных пен­сий.

Де­неж­ные сред­ст­ва и иное иму­ще­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в опе­ра­тив­ном управ­ле­нии ФСС, а так­же иму­ще­ст­во, за­кре­п­лён­ное за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми фон­ду са­на­тор­но-ку­рорт­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, яв­ля­ют­ся фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью. Они не вхо­дят в со­став бюд­же­тов со­от­вет­ст­вую­щих уров­ней, бюд­же­тов др. гос. вне­бюд­жет­ных фон­дов и изъ­я­тию не под­ле­жат.

Сред­ст­ва бюд­же­та ФСС об­ра­зу­ют­ся за счёт: час­ти средств еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, за­чис­ляе­мых в ФСС, стра­хо­вых взно­сов ра­бо­то­да­те­лей и гра­ж­дан; до­хо­дов от ин­ве­сти­ро­ва­ния час­ти вре­мен­но сво­бод­ных средств в ли­к­вид­ные гос. цен­ные бу­ма­ги и бан­ков­ские вкла­ды; доб­ро­воль­ных взно­сов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; ас­сиг­но­ва­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та РФ на по­кры­тие рас­хо­дов по пре­дос­тав­ле­нию льгот и ком­пен­са­ций ли­цам, по­стра­дав­шим вслед­ст­вие ка­та­ст­ро­фы на Чер­но­быль­ской АЭС или ра­диа­ци­он­ных ава­рий на др. атом­ных объ­ек­тах гра­ж­дан­ско­го или во­ен­но­го на­зна­че­ния и их по­след­ст­вий; про­чих до­хо­дов.

В 2002 в цен­траль­ном ап­па­ра­те ФСС ра­бо­та­ли ок. 400 чел. и бо­лее 20 тыс. чел. – в ре­гио­наль­ных от­де­ле­ни­ях. 2 млн. чел. бы­ли за­ня­ты в ко­мис­си­ях по со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию на уров­не пред­при­ятий. Го­до­вой бюд­жет Фон­да в 2002 пре­вы­сил 127 млрд. руб.

Дли­тель­ное вре­мя по­сту­п­ле­ния средств в ФСС су­ще­ст­вен­но пре­вы­ша­ли не­об­хо­ди­мые рас­хо­ды Фон­да. В бюд­же­те ФСС сво­бод­ный ос­та­ток средств на нач. 2001 со­став­лял 28,9 млрд. руб. , что по от­но­ше­нию к ис­пол­нен­ной ве­ли­чи­не рас­хо­дов со­став­ля­ло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и со­от­но­ше­ние его с рас­хо­да­ми сни­зи­лось до 13 к 87. В бюд­жете ФСС на 2003 сво­бод­ный ос­та­ток средств сни­зил­ся прак­ти­че­ски до ве­ли­чи­ны, не­об­хо­ди­мой для ус­той­чи­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния те­ку­щих обя­за­тельств, и его со­от­но­ше­ние с сум­мой рас­хо­дов 8 к 92.

Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния обя­за­тельств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния по разл. на­прав­ле­ни­ям рас­хо­до­ва­ния средств ФСС от­ра­зи­лись на их ис­пол­не­нии по­сле вве­де­ния еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. С 1. 2001 жё­ст­ко за­кре­п­лён­ные за­ко­ном нор­мы вы­пла­ты по­со­бий ис­пол­ня­ют­ся в пол­ном объ­ё­ме пе­ред все­ми за­стра­хо­ван­ны­ми ли­ца­ми. Мас­шта­бы же фи­нан­си­ро­ва­ния са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в 2001 пе­ре­ста­ли уве­ли­чи­вать­ся, в 2002 со­кра­ти­лись в 2 раза (по срав­не­нию с 2001), а в бюд­же­те на 2003 фи­нан­си­ро­ва­ние са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния ог­ра­ни­че­но реа­би­ли­та­ци­ей за­стра­хо­ван­ных в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний, ус­та­нов­лен­ных Пра­ви­тель­ст­вом РФ (см. таб­ли­цу).

Наи­бо­лее при­ори­тет­ная за­да­ча по обес­пе­че­нию дет­ско­го от­ды­ха име­ет бо­лее ус­той­чи­вое фи­нан­си­ро­ва­ние, что по­зво­ли­ло уве­ли­чить за 10 лет чис­ло пу­тё­вок в ла­ге­ря от­ды­ха для де­тей поч­ти в 1,5 раза, хо­тя с 2001 от­ме­че­но не­ко­то­рое сни­же­ние это­го по­ка­за­те­ля.

При­чи­на со­кра­ще­ния рас­хо­дов на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и от­дых – дей­ст­вие рег­рес­сив­ной шка­лы еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Со­кра­ще­ние чис­ла об­слу­жен­ных за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет не­со­от­вет­ст­вие сло­жив­шей­ся сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния из­ме­няю­щим­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ус­ло­ви­ям, что тре­бу­ет её ре­фор­ми­ро­ва­ния.

Диф­фе­рен­циа­ция воз­мож­но­стей в сис­те­ме со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет со­су­ще­ст­во­ва­ние двух раз­ных сис­тем стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты пер­вой сис­те­мы (об­щее со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние) – еди­ные для всех ра­бо­таю­щих и дос­та­точ­но чёт­ко оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные га­ран­тии: вы­пла­та по­со­бий в слу­ча­ях вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, ма­те­рин­ст­ва, смер­ти и оп­ла­та до­ле­чи­ва­ния (реа­би­ли­та­ции) в са­на­тор­но-ку­рорт­ных уч­ре­ж­де­ни­ях по­сле ин­фарк­та и ря­да оп­ре­де­лён­ных за­бо­ле­ва­ний, по­тре­бо­вав­ших опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Реа­ли­зу­ют­ся в сис­те­ме обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты вто­рой сис­те­мы (сис­те­ма кол­лек­тив­но­го или кор­по­ра­тив­но­го стра­хо­ва­ния) – оп­ла­та про­фи­лак­ти­ки за­бо­ле­вае­мо­сти бла­го­да­ря пре­дос­тав­ле­нию са­на­тор­но-ку­рорт­но­го об­слу­жи­ва­ния и воз­мож­но­стей оз­до­ров­ле­ния, не свя­зан­ных с толь­ко что пе­ре­не­сён­ным за­бо­ле­ва­ни­ем, а за­ви­ся­щих от эко­но­ми­че­ских воз­мож­но­стей стра­хо­ва­те­ля и стра­хо­вых вы­плат на пред­при­ятии, где ра­бо­та­ет за­стра­хо­ван­ный. С 2001 ус­та­нов­лен нор­ма­тив пре­дель­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в су­тки. В бюд­же­те ФСС на 2002 этот нор­ма­тив ра­вен 420 руб. /сут.

Функ­цио­наль­ная двой­ст­вен­ность сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния со­став­ля­ет её внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие. Со­хра­не­ние та­ко­го по­ло­же­ния не со­от­вет­ст­ву­ет прин­ци­пам ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Пред­при­ятия, имею­щие бо­лее вы­со­кие до­хо­ды, вно­сят в сис­те­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния боль­ше средств и фак­ти­че­ски име­ют пра­во на бо́льшие со­ци­аль­ные га­ран­тии. Ес­ли же взно­сы тех, кто по­лу­ча­ет боль­ше благ, при­мер­но со­от­вет­ст­ву­ют стои­мо­сти этих благ, то та­кое со­от­вет­ст­вие долж­но быть ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ва­но.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *