Предмет права социального обеспеченияПравить
- Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
- Отношения по предоставлению различных социальных услуг (натуральный вид обеспечения)
Метод права социального обеспеченияПравить
Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли
- Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.
- Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается(локальное регулирование). Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.
- Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.
- Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.
- Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.
Функции права социального обеспеченияПравить
- Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
- Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
- Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
- Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
- Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
- Духовно-идеологическая.
Принципы права социального обеспеченияПравить
- Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
- Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
- Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
- Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
- Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
- общеправовые, свойственные всем отраслям права;
- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
Международное правовое регулирование социального обеспеченияПравить
Международное регулирование права социального обеспечение имеет некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования. СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных международной организацией труда и другими международными организациями. Однако наблюдается так называемая тенденция ратификации: ратифицированы, в частности, Конвенции: «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О правах ребенка», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», а также Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека».
Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.
Можно выделить три сложившихся в РФ способа внедрения международных норм о социальном обеспечении:
Первый — непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы.
Второй — включение таких норм в российские законы полностью или частично.
Третий — учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ широко использовался в СССР.
Наиболее значимым источником является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на принципах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Пакт предусматривает, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Все государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, достойный для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет также право человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства.
Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, подчеркивается право каждого на социальное обеспечение.
Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г. , вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г.
Далее, РФ вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей. В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.
Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца, а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г. ) о минимальных нормах социального обеспечения.
Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и другими. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.
Социальное обеспечение граждан бывших союзных республик имеет существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.
Соотношение с другими отраслями права[17]Править
Конституционное право. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения. В ст. 71, 72 определяет порядок координации в регулировании здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Конституционное право закрепляет правовой статус человека и гражданина, провозглашает Россию правовым и социальным государством (ст. С помощью норм конституционного права в законодательстве о социальном обеспечении детализированы права граждан на различные виды социального обеспечения, используются установленные Конституцией РФ формы защиты прав граждан. Кроме того, разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти, государственных организаций федерального уровня, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения. Так в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, реализуются конституционные права граждан в сфере социального обеспечения.
Трудовое право. Право социального обеспечения, связывая определенные виды социального обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений (в настоящем и прошлом), не вмешивается в их содержание. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, страховым непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей данным видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Гражданин, вступивший в трудовые отношения, в силу закона подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель как субъект отношения по государственному обязательному социальному страхованию, тесно связанного с трудовым, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды. В то же время, при наступлении страховых случаев, указанных в законе (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др. ), застрахованный реализует право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др. ), становясь субъектом социально-обеспечительного отношения, входящего в предмет права социального обеспечения.
Административное право. Отношения между различными органами государственного управления включаются в предмет административного права. Таким образом, административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят и органы социальной защиты населения, предоставляющие гражданам различные виды социального обеспечения в соответствии с административными регламентами.
Финансовое право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения ВВП и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства. При этом государство определяет источники финансирования и регулирует нормами финансового права отношения по финансированию расходов на выплату гражданам пенсий, пособий, предоставлению медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг. Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.
Гражданское право. Значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов в России создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. Исключительным видом деятельности негосударственных пенсионных фондов является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Данные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения (нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное добровольное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения).
Семейное право. Предметом данной отрасли права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство). Нормами ПСО регулируются отношения по поводу предоставления семье социального обеспечения, как в виде различных социальных выплат, так и в виде социальных услуг и льгот.
Страховые пенсииПравить
Страховая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии.
По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые:
— на общих основаниях (ст. 7 Закона от 17. 2001 г
— досрочные пенсии – пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (то есть ранее 55 лет – женщинам и 60 лет – мужчинам). Условия назначения досрочных пенсий указаны в статьях 27 и 28 Закона от 17. 2001 г. Кроме того, есть еще одна категория застрахованных лиц, которая, хотя и не перечислена в названных статьях Закона от 17. 2001 г. , но также имеет право на досрочный выход на пенсию – это безработные граждане. Им пенсия назначается на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19. 91 г.
Трудовая пенсия по инвалидностиПравить
Трудовая пенсия по инвалидности – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы и иного дохода, который они получали и утратили в связи с установлением инвалидности.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 17. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, отвечающие трём условиям:
1) они должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования РФ в соответствии с ФЗ от 15. 2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
2) они должны быть признаны инвалидами в соответствии с ФЗ от 24. 1995 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
3) им должна быть установлена одна из трёх степеней ограничения способности к трудовой деятельности.
Пенсия по случаю потери кормильцаПравить
Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная денежная выплата, которая назначается в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находящимися на иждивении умершего.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют, согласно ст. 9 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении, то есть находившиеся на полном содержании умершего или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Социальное обеспечение и социальное страхование населения
Право на социальное обеспечение – одно из осн. конституционных прав граждан. В гл. 2 Конституции РФ, посвящённой правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма. Согласно ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что гос. пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Закреплённые в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребёнка, ратифицированных РФ, и Европейской социальной хартии.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (напр. , услуг домов-интернатов и др. социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (напр. , по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.
Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остаётся много нерешённых вопросов, связанных с их социальным обеспечением.
Сохраняется высоким уровень бедности (25% общей численности населения), осн. группой бедного населения остаются семьи с детьми (ок. 60% всех бедных семей). Среди крайне бедных семей (со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 2 и более раза) семьи с детьми составляют ок. 70%. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности. Сложная ситуация с детской беспризорностью в Москве, ставшей с кон. 20 в. крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
На общем фоне роста наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2001 к уголовной ответственности за наркопреступления привлечено св. 5,5 тыс. несовершеннолетних.
Численность инвалидов составила в нач. 21 в. более 10 млн. чел. Для них не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из разл. сфер деятельности и изоляции от общества. Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста. Более 140 тыс. инвалидов нуждаются в автономных средствах передвижения; их потребности в технических средствах, облегчающих труд и быт, удовлетворяются в минимальных объёмах.
Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в разл. видах помощи ок. 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. чел. – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, ок. 300 тыс. чел. – в социально-медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обслуживании – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. чел. стоит на очереди более 1 года.
Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа – дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихиатрические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат.
Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в др. формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и обеспечение более широкого распространения практики гос. социального заказа позволят сократить число неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг.
С кон. 1990-х гг. формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Её элементы: система прямой гос. поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.
Решение ряда проблем детства обеспечивается специальными федеральными целевыми программами. Так, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и др. Федеральные целевые программы действуют также в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов». Новый вид социального учреждения – кризисный центр для женщин, на базе которого ведётся поиск путей организации работы по предотвращению насилия и нормализации взаимоотношений в семье.
Немалым потенциалом отличается дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. В России этот сектор составляет ок. 70 тыс. общественных объединений (тогда как в США, напр. , 1,2 млн. Особое значение приобретает эффективное распределение и использование средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение гос. и частных средств даёт мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.
Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Действующая система выявления и социальной поддержки семей и населения, находящихся в зоне риска, в виде льгот и пособий нуждается в реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, т. сохранение такой системы ведёт к дестимулированию труда, провоцируя рост бедности. Социальные льготы и выплаты предоставляются в осн. по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей. Осн. часть данных социальных трансфертов идёт на поддержку групп населения с доходами выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат.
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем: 1) преобразованием системы гос. льгот и выплат; 2) законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Принципы реформирования системы социальных льгот населению:
сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;
отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат;
на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством, а также тем категориям населения, которым экономические условия не позволяют прямым способом значительно повышать доходы (инвалиды, ветераны и инвалиды Вел. Отеч. войны и др
остальным льготным категориям населения социальные льготы будут переводиться в одну из форм социальной помощи и предоставляться строго адресно на основе реально учитываемых критериев (величины среднедушевого дохода с учётом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и индивидуумов и т.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки неимущих с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, её преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости повышается с учётом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определённые слои населения (бедных относительно длительный период или бедных в текущий момент), анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении. Это позволит не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
Обязательное социальное страхование – часть гос. системы социальной защиты населения. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999) определяет правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан в случаях: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, наступления старости и иных законодательно установленных социальных страховых рисков.
Под обязательным социальным страхованием понимается также область социальной защиты, управляемая Фондом социального страхования РФ (ФСС) и финансируемая за счёт его бюджета.
Страхование Фондом социального страхования РФ осуществляется в отношении следующих социальных случаев: временной нетрудоспособности; карантина; протезирования по медицинским показаниям; ухода за больным членом семьи; реабилитации после стационарного лечения, производственных травм и профессиональных заболеваний; беременности и родов; рождения ребёнка; усыновления/удочерения ребёнка; ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ухода за ребёнком-инвалидом; смерти застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи.
Осн. вид обеспечения по обязательному социальному страхованию – пособия. Центральное место в системе пособий, выплачиваемых за счёт средств социального страхования, занимают пособия по временной нетрудоспособности – более 50% расходов ФСС. Предельный размер пособия установлен в Законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в абсолютном выражении в сумме не св. 11700 руб.
ФСС также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспособности и профессиональных заболеваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний; постановку на медицинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников в детских летних оздоровительных лагерях; начальную физическую подготовку детей в детско-юношеских спортивных школах.
За счёт средств федерального бюджета ФСС финансирует отдельные пособия и иные обязательства государства: приобретение и выдачу путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Вел. Отеч. войны; участникам ликвидации последствий радиационных катастроф.
Средства системы социального страхования формируются прежде всего за счёт страховых взносов (до 2001 г. ) и части единого социального налога, уплачиваемого работодателями с 1. 2001. Из общей величины ставки единого социального налога в размере 35,6% к заработку, не превышающему 100 тыс. руб. в год, 4% предназначается для системы обязательного социального страхования. При более высокой оплате труда ставка единого социального налога, в т. зачисляемая в ФСС, снижается в соответствии со шкалой регрессии.
Особенность обязательного социального страхования в РФ – выплата застрахованным социальных пособий и компенсаций самими страхователями. Эти расходы засчитываются в счёт уплаты единого социального налога. Если сумм налога недостаточно для выплаты пособий застрахованным, то работодатель обращается в ФСС за субвенцией. Излишние суммы налога, оставшиеся после выплат по страховому обеспечению, перечисляются работодателем в ФСС для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями.
С янв. 2000 в рамках ФСС ведётся обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Средства формируются за счёт страховых взносов, не входящих в состав единого социального налога. В 2002 средний размер взносов по отраслям составил 0,95% к заработку. При этом величина тарифов дифференцирована по 22 классам профессионального риска и изменялась от 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям для 1-го класса до 8,5% – для 22-го класса. Эти взносы собирает сам Фонд без участия налоговых органов. Регрессивная шкала отсутствует.
При назначении пенсии по инвалидности и досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, установленными пенсионным законодательством, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в т. ежемесячные страховые выплаты, которые могут достигать 100% заработка пострадавшего работника, осуществляются независимо от выплаты указанных пенсий.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закреплённое за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, бюджетов др. гос. внебюджетных фондов и изъятию не подлежат.
Средства бюджета ФСС образуются за счёт: части средств единого социального налога, зачисляемых в ФСС, страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств в ликвидные гос. ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов по предоставлению льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.
В 2002 в центральном аппарате ФСС работали ок. 400 чел. и более 20 тыс. чел. – в региональных отделениях. 2 млн. чел. были заняты в комиссиях по социальному страхованию на уровне предприятий. Годовой бюджет Фонда в 2002 превысил 127 млрд. руб.
Длительное время поступления средств в ФСС существенно превышали необходимые расходы Фонда. В бюджете ФСС свободный остаток средств на нач. 2001 составлял 28,9 млрд. руб. , что по отношению к исполненной величине расходов составляло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и соотношение его с расходами снизилось до 13 к 87. В бюджете ФСС на 2003 свободный остаток средств снизился практически до величины, необходимой для устойчивого финансирования текущих обязательств, и его соотношение с суммой расходов 8 к 92.
Особенности формирования обязательств социального страхования по разл. направлениям расходования средств ФСС отразились на их исполнении после введения единого социального налога. С 1. 2001 жёстко закреплённые законом нормы выплаты пособий исполняются в полном объёме перед всеми застрахованными лицами. Масштабы же финансирования санаторно-курортного лечения в 2001 перестали увеличиваться, в 2002 сократились в 2 раза (по сравнению с 2001), а в бюджете на 2003 финансирование санаторно-курортного лечения ограничено реабилитацией застрахованных в соответствии с перечнем заболеваний, установленных Правительством РФ (см. таблицу).
Наиболее приоритетная задача по обеспечению детского отдыха имеет более устойчивое финансирование, что позволило увеличить за 10 лет число путёвок в лагеря отдыха для детей почти в 1,5 раза, хотя с 2001 отмечено некоторое снижение этого показателя.
Причина сокращения расходов на санаторно-курортное лечение и отдых – действие регрессивной шкалы единого социального налога. Сокращение числа обслуженных за счёт средств социального страхования отражает несоответствие сложившейся системы социального страхования изменяющимся социально-экономическим условиям, что требует её реформирования.
Дифференциация возможностей в системе социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.
Элементы первой системы (общее социальное страхование) – единые для всех работающих и достаточно чётко определённые социальные гарантии: выплата пособий в случаях временной нетрудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оперативного вмешательства. Реализуются в системе обязательного социального страхования.
Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного страхования) – оплата профилактики заболеваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связанных с только что перенесённым заболеванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страховых выплат на предприятии, где работает застрахованный. С 2001 установлен норматив предельного размера оплаты санаторно-курортного лечения в сутки. В бюджете ФСС на 2002 этот норматив равен 420 руб. /сут.
Функциональная двойственность системы обязательного социального страхования составляет её внутреннее противоречие. Сохранение такого положения не соответствует принципам организации социального страхования в рыночной экономике. Предприятия, имеющие более высокие доходы, вносят в систему социального страхования больше средств и фактически имеют право на бо́льшие социальные гарантии. Если же взносы тех, кто получает больше благ, примерно соответствуют стоимости этих благ, то такое соответствие должно быть институционализировано.