Понятие и виды социальных пенсий. Курсовая работа ПСО. Понятие и виды социальных пенсий пояснительная записка

(фамилия, имя, отчество)

Понятие и виды социальных пенсий

Список использованных источников.

Анализ социальных пенсий

Такой вид пенсии, как социальная, устанавливается государством в фиксированном размере, исходя из актуального уровня прожиточного минимума, и ни коим образом не зависит от страховой/трудовой пенсии. Индексация социальных пений проводится каждый год с 1 (первого) апреля, согласно уровню инфляции в РФ.

Законодательством не предусмотрено увеличение размера пенсии по государственному социальному обеспечению в случае, если у претендента на данный вид пенсионного обеспечения имеются иждивенцы, или из-за его ограниченной трудоспособности. Но, те граждане, которые проживают в районах, предусматривающих районный коэффициент в районах Крайнего Севера и в связи с климатическими условиями, имеют право на увеличение размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению на весь период проживания. Однако, если гражданин меняет место жительства, то пенсия по государственному социальному обеспечению подлежит перерасчету без учета указанного районного коэффициента.

В рамках индексации, предназначенной для уменьшения разницы между текущим размером выплат и необходимым уровнем обеспечения нетрудоспособных граждан, с 1 (первого) апреля 2019 года произошло повышение размера пенсий по государственному пенсионному обеспечению лишь на 2%. Малозначительные изменения размера пенсий напрямую связаны со стабилизацией роста потребительских цен на продукты в РФ.

С 1 (первого) апреля 2019 года сумма социальной пенсии составляет:

  • Для тех, кто претендует на социальную пенсию по старости, для инвалидов II группы и детей умершего родителя (до достижения ребенком возраста 18-ти лет), сумма выплат составляет 5283,84 рублей.
  • Для детей, которые потеряли обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, в том числе для инвалидов с детства II группы и инвалидов I группы, сумма выплаты составляет 10567,73 рублей.
  • Для инвалидов III группы сумма выплаты составляет 4491,30 рублей.
  • Для детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы сумма выплаты составляет 12681,09 рублей.

РФ преследуется цель, направленная на отсутствие выплат ниже, чем установленный прожиточный минимум на территории их проживания. Для достижения данной цели было принято решение об установлении социальных доплат к пенсии, позволяющих увеличить сумму ежемесячных доходов до размера прожиточного минимума. Существует два вида социальной доплаты:

  • Федеральный. Данный тип доплаты назначается ПФР, если размер пенсии менее, чем величина прожиточного минимума по РФ, а именно: менее, чем 8726 рублей.
  • Региональный. Данный тип доплаты выплачивается органом социальной защиты населения, если размер пенсии меньше, чем прожиточный минимум в субъекте проживания пенсионера.

Для оформления социальной доплаты гражданин, вышедший на пенсию, должен заполнить соответствующую графу в бланке заявления о назначении пенсии.

Минимальный размер социального пенсионного обеспечения по старости, установленный со дня прекращения выплаты страховой/трудовой пенсии по инвалидности, не может быть менее, чем размер трудовой пенсии по инвалидности у тех граждан, которые получали её на основании Закона.

Для того, чтобы назначили пенсию по государственному социальному обеспечению, нужно обратиться в ПФР или же в Многофункциональный центр (далее – МФЦ), учитывая то, что специалисты МФЦ лишь принимают документы и перенаправляют их в ПФР. В том случае, если у гражданина имеются временные ограничения, и он желает срочно оформить пенсию по государственному социальному обеспечению, то нужно обращаться непосредственно в ПФР, минуя подачу документов в МФЦ.

Если гражданин занимается оформлением пенсии самостоятельно, то ему необходимо обращаться в ПФР по месту постоянной регистрации, но, если ответственность по оформлению пенсии взял на себя его законный представитель, то заявление подается в территориальный отдел, находящийся по месту постоянной регистрации законного представителя.

В том случае, если получатель социальной пенсии переезжает на постоянное место жительства в иностранное государство либо у него имеется два постоянных места жительства, одно их которых – иностранное государство, то выплата социальной пенсии будет прекращена в соответствии с Законом.

Для того чтобы специалисты ПФР могли назначить социальную пенсию, необходимо предоставить им комплект документов сразу после приобретения права на ее получение. Состав комплекта документов зависит от вида социальной пенсии.

В любом случае, первоначально необходимо заполнить заявление о назначении пенсии и предъявить паспорт претендента либо его законного представителя и, уже после этого, приложить документы, которые подтверждают право на получение того или иного вида социальной пенсии.

Итак, перейдем к рассмотрению документов, необходимых для каждого вида социальной пенсии:

  • Социальная пенсия по старости. В случае, если гражданин относится к малочисленным районам Крайнего Севера, то необходимо предоставление документа, подтверждающего данный факт. Таким документом может являться свидетельство о рождении гражданина с заполненной графой «Национальность».
  • Социальная пенсия по инвалидности. Для оформления данного вида социальной пенсии необходимо предоставить справку об инвалидности, которая выдана комиссией медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ). Как правило, выписку из акта освидетельствования гражданина специалисты МСЭ самостоятельно направляют в ПФР, а саму справку выдают гражданину на руки.
  • Социальная пенсия по случаю потери кормильца. Требуемые документы:

– свидетельство о смерти кормильца;

– справка о рождении ребенка формы № 25 из отдела записей актов гражданского состояния (далее – ЗАГС), если свидетельство о рождении не может выступать доказательством того, что умершая являлась одинокой матерью;

– документы, которые свидетельствуют о родстве ребенка с умершим кормильцем (свидетельство о рождении/усыновлении, справки и выписки из жилищных органов и прочее). В иных случаях необходимо предоставление решения суда об установлении родственной связи между ребенком и умершим кормильцем;

– справка об очной форме обучения с места учебы (в том случае, если возраст ребенка более 18 лет, но не более чем 23).

В некоторых случаях необходимо будет предъявить:

– документы, которые доказывают полномочия законного представителя. Это может быть: удостоверение, свидетельство об усыновлении/удочерении, решение органа опеки и попечительства;

– заключение медицинской экспертизы о взаимосвязанности преступного деяния гражданина и смерти/инвалидности кормильца (социальная пенсия членам семьи военнослужащего), или об умышленном нанесении ущерба собственному здоровью (социальная пенсия участнику Великой Отечественной Войны (далее – ВОВ) и обладателям знака «Жителю блокадного Ленинграда»);

– свидетельство о регистрации по месту пребывания или вид на жительство (для иностранных лиц и лиц без гражданства).

Как показывает практический опыт, специалисты органа ПФР могут принять заявление от гражданина без необходимого комплекта документов, дав при этом отсрочку на 3 месяца.

В том случае, если комплект необходимых документов будет предоставлен в течение трех месяцев, то днем обращения за назначением социальной пенсии будет считаться день подачи заявления, но не раньше возникновения права на её получение.

Назначение социальных пенсий всех видов происходит с первого числа месяца, в котором претендентом подано заявление, но не раньше, чем возникло право на её получение. Даже если гражданин обратился за назначением социальной пенсии в конце или середине текущего месяца, то она будет назначена с первого числа этого месяца. Но, что касается выплаты, то она производится уже с первого числа следующего месяца после обращения.

Исходя из собственного желания, гражданин самостоятельно выбирает способ доставки пенсии:

– Почтой России;

– на банковский (сберегательный) счет/банковскую карту;

– с помощью организаций (фондов), осуществляющих доставку пенсий и выдачу их через кассу.

Законный представитель пенсионера также может получать пенсию за него, но для этого необходимо уведомить территориальный орган ПФР в письменном виде о принятых решениях и иметь нотариальную доверенность.

2 Правовой анализ уровня социальных пенсий в 2016-2018 годах

Прожиточный минимум пенсионера (далее – ПМП) в РФ рассчитывается в соответствии с корзиной потребителя и данными статистики о величине потребительских цен на продукты питания и непродовольственные товары. ПМП устанавливается ежегодно законом о бюджете государства на соответствующий финансовый год и плановый период.

Размер ПМП, в целом по РФ, для определения величины федеральной социальной доплаты к пенсии установлен в следующем размере:

– 8803 (восемь тысяч восемьсот три) рубля по состоянию на 2016 год;

– 8540 (восемь тысяч пятьсот сорок) рублей по состоянию на 2017 год;

– 8726 (восемь тысяч семьсот двадцать шесть) рублей по состоянию на 2018 год.

Минимальный размер социальной пенсии по старости не должен быть менее, чем ПМП, который установлен в регионе проживания пенсионера. Однако, если случилось так, что пенсия все же меньше, чем ПМП, то пенсионеру будут назначены дополнительные социальные выплаты на такую сумму, которая необходима для того, чтобы пенсионная выплата уровнялась с региональным ПМП. Доплата устанавливается по письменному заявлению гражданина. Данная доплата не положена работающим пенсионерам.

Сумма социальной доплаты к пенсии напрямую зависит от следующих параметров:

– размер прожиточного минимума в целом по России и в соответствующем регионе страны;

Читать также:  В соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях" или "О государственном пенсионном обеспечении" утверждены Правила обращения за назначением, назначения и перерасчета пенсии, которые размещены на сайте ПФР

– место жительства гражданина и время проживания в определённой местности;

– общая сумма финансового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи», в том случае, если общая сумма финансового обеспечения пенсионера менее установленного в регионе его проживания, который при этом ниже ПМП в целом по РФ, то гражданину будет назначена федеральная социальная доплата к пенсии. Если же общая сумма финансового обеспечения пенсионера менее установленного регионального ПМП, но превышающего ПМП в целом по России, то гражданину будет назначена региональная социальная доплата к пенсии.

При определении общего размера обеспечения нетрудоустроенного пенсионера учитываются все пенсионные выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, дополнительное финансовое обеспечение, которое осуществляется каждый месяц, другую социальную помощь, которая установлена законами региона проживания пенсионера, исключениями являются лишь единовременные меры социальной поддержки.

Необходимо отметить, что меры социальной поддержки, которые предоставляются пенсионеру в натуральной форме, в данном случае не учитываются. Исключениями являются меры социальной поддержки в денежном выражении, это:

– оплата услуг связи;

– оплата проезда на общественном транспорте;

– оплата жилищно-коммунальных услуг.

Для того чтобы подать заявление на оформление федеральной социальной доплаты необходимо обратиться в ПФР. Региональная социальная доплата назначается и выплачивается органами социальной защиты населения (далее – СЗН) региона.

Закон обязует представителей органов государственной власти каждый год проводить индексацию размера пенсий социального типа с учетом темпов роста ПМП в РФ за прошедший год. Данный коэффициент устанавливается Правительством РФ.

Индексация представляет собой увеличение государством сбережений и доходов граждан согласно росту цен в период инфляции.

Основная задача индексации социальных пенсий обусловливается необходимостью компенсации её получателям снижение покупательской способности в связи с растущей инфляцией в государстве.

В апреле 2016 года социальные пенсии были увеличены лишь на 4%. такой низкий процент индексации члены Правительства РФ объяснили сложностями в экономической системе государства. В денежном эквиваленте увеличение размера социальных пенсий составило, приблизительно, от 165 (ста шестидесяти пяти) до 460 (четырёмстам шестидесяти) рублей. Средний размер социальной пенсии был достигнут отметки 8562 (восемь тысяч пятьсот шестьдесят два) рубля.

Пенсия социального типа для тех граждан, которые проживают в регионах с особыми климатическими условиями, начисляется с учетом районного коэффициента. К вышеуказанным регионам относятся:

– районы Крайнего Севера;

– приравненные к районам Крайнего Севера территории.

Благодаря районному коэффициенту, увеличение выплаты возможно от 50% (пятидесяти) до 200% (двухсот), зависит это от конкретного региона проживания гражданина. Величина указанной надбавки к социальной пенсии и территории её применимости устанавливаются Правительством РФ.

Тем гражданам, у которых по каким-либо причинам отсутствует стаж или же его недостаточно, назначается минимальный размер социальной пенсии. Пенсия социального типа устанавливается нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует право на получение иного вида государственного пенсионного обеспечения. Несомненно, размер социальной пенсии меньше размера трудовой, но при этом размер социальной пенсии может быть разным, так как рассчитывается индивидуально для каждого претендента.

Но, необходимо учитывать, что, в конечном счете, величина пенсионного обеспечения пенсионера не должна быть менее, чем установленный в регионе или в общем по РФ размер ПМП. Если же размер пенсионного обеспечения будет менее указанных величин, то пенсионеру будет установлена федеральная или региональная доплата к пенсии.

Индексация пенсий по старости проводилась по годам неравномерно. Задачей таких изменений является обеспечение стабильности реальных доходов пенсионеров и создание условий для роста обеспеченности нетрудоспособного населения страны. Процедура индексирования – это корректировка базовых размеров выплат на коэффициент изменения потребительских цен. Это позволяет сглаживать негативный эффект от инфляционных колебаний для пенсионеров.

До 2010 года в системе государственного пенсионного обеспечения существовало разделение начислений на страховую и базовую части. Начиная с 2010 года, использовалось лишь определение страховой части пенсии. Уже с 2015 года было выведено из оборота и данное понятие, а, если быть точнее, то оно было заменено на такой термин как «страховая пенсия». Вместо фиксированной базовой величины пенсии появилась фиксированная выплата, которая дополняет страховую пенсию.

Порядок назначения и корректировки разных видов государственного пенсионного обеспечения регламентируется нормами таких законов, как:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
  • Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Фиксированные выплаты индексируются согласно Федеральному закону № 400-ФЗ. Пересмотр коэффициентов осуществляется каждый год по состоянию на 1 февраля. При возникающем росте ресурсов ПФР, Правительство РФ вполне может инициировать дополнительную корректировку выплат, но уже по состоянию на 1 апреля.

Повышение уровня пенсий социального типа осуществляется ежегодно. Связано это с изменением стоимости пенсионных баллов – с февраля по апрель.

Так, индексация пенсий в 2015 году проводилась в отношении фиксированных выплат и социальных пенсий, страховые пенсии были увеличены за счет корректировок. Суть данных процедур одна, она заключается в росте сумм пенсионных выплат для поддержания покупательской способности пенсионеров в условиях меняющейся инфляции в стране.

Индексация пенсионных выплат в 2016-2018 годах была произведена по отношению к базовым величинам, которые действовали в 2015 году. Например, фиксированная выплата в начале 2015 года составляла 3935 (три тысячи девятьсот тридцать пять) рублей. В феврале потребовалась корректировка фиксированной выплаты на коэффициент 1,114 в связи с ростом инфляции в прошлом году. В конечном итоге, с февраля обновленный размер выплаты стал равен 4383 (четырем тысячам тремстам восьмидесяти трем) рублям 59 (пятьдесят девять) копеек (3935*1,114).

Последующие изменения фиксированных выплат производились в отношении пенсий неработающих пенсионеров в следующем объеме:

– с 1 февраля 2016 года действует выплата, которая равна 4558 (четырем тысячам пятистам пятидесяти восьми) рублям 93 (девяносто трем) копейкам, повышение на коэффициент 1,04 регламентировалось ФЗ № 385 (по аналогичному коэффициенту корректируется, в том числе, пенсия социального типа);

– с февраля 2017 года выплата увеличилась до уровня 4805 (четырех тысяч восьмисот пяти) рублей 11 (одиннадцати) копеек. Коэффициент составил 1,054;

– с февраля 2018 года действует фиксированная выплата в размере 4982 (четырех тысяч девятисот восьмидесяти двух) рублей 90 (девяноста) копеек. Коэффициент равен 1,037.

Социальные пенсионные выплаты корректируются в апреле каждого года. Темпы их роста ежегодно отличаются от уровня прироста страховых пенсий. Отличие обусловливается тем, что социальные выплаты напрямую связаны с уровнем прожиточного минимума, который определяется для категории граждан пенсионного возраста (ПМП), а страховая выплата связана с показателями доходности ПФР и инфляции.

В 2018 году были следующие индексации пенсии:

– с января 2018 года изменилась стоимость пенсионного бала – она увеличилась на 3,7% (до 81,49 рублей);

– индексация пенсий в 2018 году в процентах (применительно к страховым пенсионным выплатам) произведена в размере 3,7%;

Таким образом, можно сделать вывод по проведённому правовому анализу: пенсии по государственному социальному пенсионному обеспечению играют важную роль для современного общества и государства в целом, потому что выплаты данного характера положены не каждому гражданину нашей страны, а предназначены только определённым категориям лиц, которым необходима дополнительная материальна поддержка и социальная защита со стороны государства. А государство, в свою очередь, прилагает все усилия для улучшения и упрощения жизни указанным гражданам посредством материальной поддержки и социальной защиты, социальных доплат к пенсионному обеспечению и индексаций, проводимых ежегодно.

Анализ законодательства РФ в области назначения социальной пенсии различным категориям граждан

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

1.1 Понятие социальной пенсии

1.2 Условия назначения социальной пенсии

2 ТЕХНОЛОГИИ НАЗНАЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ

2.1 Особенности начисления социальной пенсии по случаю потери кормильца

2.2 Социальная пенсия по инвалидности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.

Для таких категорий граждан был издан Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который призван защищать население.

Одним из основных видов социальной помощи являются социальные пенсии.

В соответствии со ст. 11 Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию; граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Читать также:  Социальные выплаты в России повышаются с 1 февраля на семь процентов

Тема курсовой работы актуальна, поскольку предоставление социальных пенсий необходимо для граждан, по различным причинам оставшихся без средств к существованию.

Анализ изученных источников и литературы. Пенсионное социальное обеспечение граждан определено принятием федеральных законов: № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так же в соответствии с Федеральным Законом № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», был установлен круг лиц обладающих правом на пенсию в случае потери кормильца, а так же определен порядок ее исчисления.

Цель работы: изучить и проанализировать законодательство в области назначения социальной пенсии различным категориям граждан.

Целевая направленность работы определила следующие задачи:

— рассмотреть понятия социальных пенсий в Российской Федерации;

— проанализировать категории граждан, имеющие право на получение социальных пенсий;

— рассмотреть технологии предоставления социальных пенсий.

Объект исследования: социальные пенсии.

Предмет исследования: социальные пенсии различным категориям граждан Российской Федерации.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

В отличие от трудовых, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия определяющее право на них, не зависят от трудового стажа. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.

Социальные пенсии назначаются без требования к трудовому стажу и выплачиваются в полной сумме без учета заработка. Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, либо вместо трудовой пенсии.

Круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией – нетрудоспособные граждане: инвалиды, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Закон не предусматривает увеличение размера социальной пенсии по старости в связи с наличием у ее получателя иждивенцев, а также при ограничении его способности к трудовой деятельности. Однако, для граждан проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных, материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях). При выезде их на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Таким образом, социальная пенсия по возрасту назначается пожилым гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане.

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

— инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающемся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.

Социальная пенсия по старости устанавливается:

— гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

— гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями трудовой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста.

С 1 июля 2010 года социальные пенсии в России проиндексированы на 3,41 %. Социальные пенсии индексируются с учетом разницы между индексом роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за 2009 год и индексом роста цен на товары и услуги за тот же год. В июле происходит так называемая «доиндексация»: социальная пенсия увеличивается на 3,41 %, в результате чего ее общее годовое увеличение за 2010 год составит 12,51 % (с учетом проведенной 1 апреля индексации на 8,8 %).

При этом средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей; средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.

Для назначения социальной пенсии гражданину необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Особый порядок подачи заявления о назначении пенсии установлен для граждан РФ, выехавших на постоянное жительство за пределы России и не имеющих в России регистрацию по месту жительства или пребывания. Они должны подавать заявление о назначении пенсии не в территориальный (районный, окружной) орган ПФР, а в Пенсионный фонд России.

Заявление о назначении пенсии может подаваться в любое время после приобретения права на пенсию. При этом заявлении о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления у гражданина пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию.

Если гражданин, приобретает право на пенсию в период нахождения в местах лишения свободы, то он может подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Если право на пенсию приобретает несовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо (пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности, социальная пенсия), то заявление о назначении пенсии подается по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). А если законным представителем является соответствующее учреждение, в котором он пребывает (например, дом-интернат для умственно-отсталых детей), то заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения этого учреждения.

социальное обеспечение пенсия государство

Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 8 (назначения пенсий военнослужащим и членам их семей) и ст. 10 (назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей) Федерального закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Читать также:  Какие льготы по социальному обеспечению перечислены в форме 12 f?

При назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, т.е. должно доказываться иждивение детей, хотя и не достигших 18-летнего возраста, но объявленных полностью дееспособными (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Социальная пенсия назначается, если ее получатели не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или по случаю потери кормильца из числа военнослужащих либо лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (ст.ст. 8, 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания ее получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца индексируется в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий (ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам, имеющиим ограничение способности к трудовой деятельности любой степени, которые не имеют права на трудовую пенсию, а также по иным установленным Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» основаниям.

Так, трудовая пенсия не может назначаться, если у инвалида полностью отсутствует трудовой стаж, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения самим инвалидом умышленного уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, что установлено в судебном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Если у такого лица имеются пенсионные накопления, учтенные в специальной части его индификационного лицевого счета, то накопительная часть трудовой пенсии назначается инвалиду к социальной пенсии. Однако не ранее достижения им общего пенсионного возраста, предусмотренного п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением инвалидов детства, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, которые получают накопительную часть независимо от возраста; лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов) — не ранее: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

диспропорциональных карликов и инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, — не ранее:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет (ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере пропорционально базовой части трудовой пенсии (ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

При этом вышеперечисленные размеры пенсий, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший – при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).

Социальная пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с нетрудоспособностью.

По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.

Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование. Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.

1. Конституция Российской Федерации // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.

2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О трудовых пенсиях в РФ» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.

4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.

5. Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» // Консультант плюс: Высшая школа (электронная версия). – 2009.

6. Астапов, К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации / К. Л. Астапов // Финансы и кредит. – 2007. – № 24. – с.47-53.

7. Батанов, Г. Пенсионная реформа сегодня – крупнейший социальный проект / Г.Батанов // Финансовый контроль. – 2005. – №9. – с. 34-38.

8. Беляки, В.Д. Пенсия в связи с особыми условиями труда. Практика применения / Беляки В.Д.// Пенсия. – 2007. – №2. – с.18.

9. Вишневский, Б. Новые принципы пенсионирования / Б. Вишневский // Человек и труд. – 2008. – № 11. – с. 62.

10. Грудицына, Л. О пенсионном обеспечении / Л. Грудицина // Юрист. – 2008. –№11. – с.60-64.

11. Дмитриев, М. Куда идет пенсионная реформа / М. Дмитриев // Трудовое право. – 2008. – №3. – с.9-10.

12. Ерусланова, Р.И. Пенсионное обеспечение в России / Р.И. Ерусланова – СПб.: Питер, 2006. – 356с.

13. Ищенко О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации // Юрист. – 2006. – №6. – с.5-8.

14. Колобаев, О.М. Негосударственные пенсионные фонды и обязательное пенсионное страхование / О. М. Колобаев // Пенсия в Ваших руках. – М.: Норма, 2005. – 316с.

15. Куртин, А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации / А. В. Куртин //Трудовое право. – 2006. – №4. – с.40-47.

16. Морозова, Л.Л. Трудовой стаж и расчет пенсий. Практическое руководство / Л.Л. Морозова. – СПб.: Актив, 2005. – 112с.

17. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э. – Спб.: Норма, 2005. – 256с.

18. Пенсия: Оформление, трудовой стаж, льготы. (Советы юриста на все случаи жизни). Выпуск 2. – М.: АСТ, 2006. – 208с.

19. Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования. – М.: Приор, 2008. – 80с.

20. Сенов, Б.А. Ваша новая пенсия / Б. А. Сенов .- Брянск: Изд-во Брянского ун-та, 2008. – 28 с.

21. Соловьев, А.К. Оформление пенсий / Соловьев А. К. – М.: Приор, 2004. – 128с.

22. Соловьев, А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов / Соловьев А. К. – М.: Аспект, 2006. – 96с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *