Осуществляется за счет встроенных стабилизаторов пособие по безработице социальные выплаты

Осуществляется за счет встроенных стабилизаторов пособие по безработице социальные выплаты

Иллюстрация: Вера Ревина /«Клерк»

Что такое биржа труда

Биржа труда — это любой посредник между работодателем и соискателем. Так можно назвать сайт с вакансиями или рубрику в газете, но обычно так называют государственные Центры занятости населения (ЦЗН).

Почему могут не признать безработным

Причины, почему человеку могут отказать в учете на бирже труда, можно разделить на три категории:

  • нарушение правил. Если заявитель проигнорировал предложения по работе или обучению в течение 10 дней после обращения в ЦЗН, то ему точно откажут в регистрации. Это же касается и попыток обмана при подаче документов.
  • нетрудоспособность. Если человек еще или уже нетрудоспособен, то признать его безработным нельзя. Это касается подростков до 16 лет, родителей в декрете, пенсионеров и людей с серьезной инвалидностью.
  • юридические нюансы. Открыто ИП, хотя оно уже давно не приносит дохода? Ничего не поделаешь, ЦЗН откажет в пособии и регистрации, потому что юридически человек занимается предпринимательской деятельностью. Заключен бессрочный договор ГПХ или его срок еще не истек? Та же ситуация, как и с открытым ИП.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

1. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

2. Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

3. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем — в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенной на размер районного коэффициента.

5. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

6. Пособие по безработице, выплачиваемое гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 31

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Дополнительные выплаты к пособию по безработице, установленные в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваются гражданам, признанным в установленном порядке безработными, органами службы занятости соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанного гражданина.

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 30.04.2021 N 137-ФЗ)

4. Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, граждан, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

5. Утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ.

5.1. Гражданину, который снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости и который после снятия с учета в органах службы занятости не состоял в трудовых (служебных) отношениях либо не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, главы или члена крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщика налога на профессиональный доход, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

6. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

8. Утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ.

Фискальная политика представляет собой меры, которые применяют правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, -поддерживание:

-стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

-полной занятости ресурсов;

-стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

Вспомним формулу совокупного спроса: АД = C+I+G+Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяют величину совокупного выпуска и дохода.

Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

Все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора (Кейнс).

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.

Читать также:  Все льготы и социальные выплаты детям инвалидам и его семье

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

— увеличение государственных закупок;

— снижение налогов;

— увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмами (субсидий ) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска, но и снижение уровня цен, поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме, направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

-сокращение государственных закупок;

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабилизаторы – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя финансовую активность при спаде и сдерживая её при «перегреве». К автоматическим стабилизаторам относится:

-подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

-косвенные налоги (в первую очередь, НДС);

-пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.

Налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов, и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при «перегреве» максимальны.

Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС является косвенным налогом, частью цены товара. Поэтому в период регрессии, когда общий объем продаж падает, налоговое поступление от косвенных налогов – изъятия из экономики – сокращаются. При «перегреве», наоборот.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде – по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, — и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Преимущество встроенных стабилизаторов в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной политики и только на 1/3 – за счет воздействия встроенных стабилизаторов.

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект вытеснения частных инвестиций (растет ставка процента по кредитам).

Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стимулирующей монетарной политикой.

Фискальная политика: цели, направления, инструменты. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

Макроэкономическое регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется как посредством кредитно – денежной политики, так и фискальной.

Фискальная политика – это налогово – бюджетная политика Она направлена на регулирование совокупного спроса в периоды колебаний деловой активности посредством изменений государственных расходов и налогов. Основной целью фискальной политики является стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции.

Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоги ( см. тему: Государство в смешанной экономике).

В зависимости от состояния экономики выделяют два основных направления фискальной политики: стимулирующее и сдерживающее.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада производства и направлена на его активизацию посредством увеличения совокупного спроса в экономике. В связи с этим она предусматривает:

1. увеличение государственных расходов;

2. сокращение налогов;

3. сочетание первого и второго.

Иными словами, стимулирующая фискальная политика ориентируется на бюджетный дефицит.

Сдерживающая фискальная политика осуществляется в период подъема экономики или инфляции и направлена на их ограничение посредством сокращения совокупного спроса в экономике. Исходя из этого, она предполагает:

1. сокращение государственных расходов;

2. увеличение налогов;

Иными словами, сдерживающая фискальная политика ориентируется на бюджетный излишек.

Однако следует помнить, что стимулирующее воздействие на экономику бюджетного дефицита, либо сдерживающее воздействие бюджетного излишка зависит в первом случае от того, как будет финансироваться бюджетный дефицит, и во втором, как будет использоваться бюджетный излишек.

Существует два способа, которыми правительство может финансировать дефицит бюджета: за счет займов у населения или за счет выпуска новых денег в обращение. Выпуск новых денег, как показывает анализ, является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов. Это обусловлено следующим: размещая свои займы на денежном рынке правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на денежные средства вызывает рост процентной ставки, что приводит к сокращению инвестиционных и потребительских расходов, то есть к сокращению совокупного спроса, иначе к обратному эффекту.

Антиинфляционный эффект бюджетного излишка зависит от того, как правительство будет его использовать: либо направит на погашение долга, либо полностью изымет его из обращения. Полное изъятие бюджетного излишка, как следует из анализа, является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения долга, ибо последнее приводит к дополнительному поступлению на рынок денежных средств, вызывая падение процентной ставки и стимулируя тем самым инвестиции и потребление, то есть увеличение совокупных расходов.

В зависимости от способа осуществления фискальной политики различают: дискреционную и недискреционную фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – это политика, проводимая по усмотрению правительства и на основе его решений.

Фискальная политика, при которой автоматически изменяются налоговые поступления или государственные расходы вслед за изменением объема национального продукта и дохода носит название недискреционной фискальной политики. Или автоматической, или политики встроенных стабилизаторов.

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит бюджета в период спада и сокращать его в период подъема без необходимости принятия каких – либо решений со стороны правительства.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1. налоговые поступления, прежде всего прогрессивные налоги;

2. социальные выплаты и прежде всего пособия по безработице.

Как известно, сумма налоговых поступлений в бюджет зависит от величины доходов населения и предприятий. Следовательно, по мере роста национального продукта налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают и тем самым сдерживают совокупный спрос и подъем. Напротив, когда национальный продукт сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, что увеличивает совокупный спрос и тем самым смягчает экономический спад.

Совокупность пособий по безработице и социальных выплат функционируют в таком режиме, как и налоговые поступления. В период спада производства и низкой занятости доходы населения начинают подпитываться через выплату пособий, что не позволяет резко сократиться совокупному спросу и, наоборот, в период подъема доходы увеличиваются, а социальные выплаты сокращаются, что сдерживает рост совокупного спроса, а, следовательно, и инфляцию.

Как видим, встроенные стабилизаторы лишь ограничивают размах или глубину экономических колебаний, но не устраняют их полностью. Поэтому для коррекции инфляции или спада значительных масштабов требуются дискреционные фискальные меры со стороны правительства.

Фискальная политика при ее реализации сталкивается с определенными проблемами как внутренними, так и внешними. Среди них:

— временной лаг распознания — это период времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место.

— административная задержка – время с момента признания необходимости принятия фискальных мер до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты.

— фискальная политика формируется на политической арене, что значительно осложняет ее использование в целях стабилизации экономики.

— эффект вытеснения. Суть данного эффекта состоит в том, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов

— эффект чистого экспорта. Фискальная политика может оказаться неэффективной или несоответствующей в результате непредвиденных событий в мировой экономике.

Вопросы для самопроверки:

  • Что такое фискальная политика? Каковы ее цели?
  • Каковы направления фискальной политики?
  • При какой ситуации в экономике государство проводит стимулирующую фискальную политику?
  • В каком случае стимулирующая фискальная политика может спровоцировать инфляцию?
  • Почему сдерживающая фискальная политика должна ориентироваться на бюджетный излишек?
  • В каком случае сдерживающий эффект фискальной политики будет больше: в случае если излишек будет изъят из обращения, или же он будет направлен на погашение государственного долга?
  • Что такое дискреционная и недискреционная фискальная политика?
  • Почему недискреционная фискальная политика иначе называется автоматической?
  • Что такое встроенные стабилизаторы и что к ним относится?
  • К чему приводит действие встроенных стабилизаторов в период спада производства (инфляции)?
  • Как решается проблема инфляции мерами фискальной политики?
  • Каковы внешние и внутренние ограничения фискальной политики?
  • Почему фискальная политика является менее гибким инструментом, чем кредитно-денежная?
  • Каковы инструменты фискальной политики?
Читать также:  Номинальный счет на ребенка для социальных выплат как им пользоваться на

#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 18.1.

Тест учебный (18.1. Фискальная политика: цели, направления, инструменты. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы)

S Основными целями фискальной политики являются:

N- Стабилизация экономики

N- Контроль над уровнем занятости

N- Контроль над инфляцией

N+ Все ответы верны

S Сдерживающая фискальная политика используется в период:

N- Спада производства

N+ Подъема экономики

S Стимулирующая фискальная политика проводится в период:

N- Подъема экономики

N+ Спада производства

S Основными направлениями фискальной политики являются:

S Проводимая государством фискальная политика оказывает влияние:

N- Только на домашние хозяйства

N- На предприятия государственного сектора экономики

N+ На всех макроэкономических субъектов

S К встроенным стабилизаторам относятся:

N+ Подоходные налоги

N- Расходы на обслуживание государственного долга

N+ Пособия по безработице

N- Расходы на охрану природной среды

S Встроенные стабилизаторы являются инструментом:

N- Сдерживающей фискальной политики

N- Дискреционной фискальной политики

N+ Недискреционной фискальной политики

N- Стимулирующей фискальной политики

S Стимулирующая фискальная политика ориентируется на:

N- Бюджетный излишек

N- На сбалансированный бюджет

N+ На бюджетный дефицит

S Внутренние ограничения фискальной политики, снижающие ее эффективность:

N- Административная задержка

N- Формирование на политической арене

N- Эффект вытеснения частных инвестиций

S Внешние ограничения фискальной политики:

N+ Эффект чистого экспорта

N- Временной лаг распознания

#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 18.1.

Тест контрольный (18.1. Фискальная политика: цели, направления, инструменты. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы)

  • Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2000, гл.7.
  • Станковская И.К. Экономическая теория для бизнес – школ: Учебник. М.: Эксмо, 2005, гл. 17.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства – только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы – механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

Встроенный стабилизатор – любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

1. Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства (в условиях перегрева экономической конъюнктуры) происходит, как известно, увеличение национального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамотном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался «на плаву», перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

Рассмотренный автоматически действующий (разумеется, лишь после его сознательного построения правительством) механизм может быть графически охарактеризован в виде двух наслаивающихся друг на друга синусоид, одна из которых (отражающая циклически колебания налоговых доходов бюджета Т) имеет большую амплитуду колебаний, нежели другая (которая описывает флуктуации облагаемых доходов Y).

Осуществляется за счет встроенных стабилизаторов пособие по безработице социальные выплаты

Однако для эффективного использования налогов в качестве встроенного стабилизатора необходимо достижение высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. В соответствии с теорией «эластичности налоговой системы» средние ставки налога в условиях инфляционного бума должны быть столь высоки, чтобы они могли быстро затормозить такой подъем. А в условиях рецессии средний уровень ставок должен быть столь невелик, чтобы низкий налоговый гнет открывал предприятиям возможность скорейшего выхода на траекторию оживления, а домохозяйствам – шанс не подорвать существенно свою покупательную способность.

Степень налогового реагирования на конъюнктуру зависит от структуры налоговой системы. Различные налоги обладают различной степенью конъюнктурной эластичности. Наибольшей эластичностью обладает подоходный налог, поскольку степень прогрессии его наивысшая. Несколько меньше это свойство выражено у налога на прибыль (шкала со слабой прогрессией, а иногда и регрессией).

Доходная эластичность налога с оборота обычно равна 1. Степень реакции у налога на имущество и налогов на потребление низка. Факторы – пропорциональная шкала обложения и независимость от колебаний конъюнктуры. Вывод: для достижения уровня эластичности налоговой системы, равного 1 (такой уровень считается достаточным для результативности рассматриваемого встроенного стабилизатора), необходимо повысить удельный вес подоходного налога и налога на прибыль корпораций в налоговой системе государства.

Встроенным стабилизатором при изменении реального объема производства является также система государственных трансфертных платежей (система пособий по безработице и других социальных выплат – в том числе индексация доходов). В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматически – в соответствии с заранее утвержденными «правилами игры» – сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формирование которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада – когда на «пульте управления» в правительстве «зажигается лампочка», означающая запредельное падение уровня жизни населения – автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства. Например, в случае нарастания безработицы сокращается потребительский спрос населения, что оказывает негативный мультипликативный эффект на объем производства. И если потерявшие рабочие места люди начинают получать пособие, то направление действия данного мультипликативного эффекта может кардинальным образом измениться. Еще в начале ХIХ века С. Сисмонди рассматривал в качестве мощного стабилизатора экономики присутствие в ее социальной структуре так называемого «праздного класса», который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей. Практическую же свою реализацию данный взгляд впервые получил в рамках известного «курса Рузвельта».

Встроенным стабилизатором являются и программы помощи фермерам: автоматически нарастают закупки правительством излишков сельскохозяйственной продукции при запредельном падении цен на нее вследствие перепроизводства. Когда же надвигается сопровождающая экономический рост инфляция, эта продукция как бы сигналу компьютера «выбрасывается» со складов государства на рынок, и излишек денег поглощается последним.

2. Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию. Правда, в США в 1985 г. одно из изменений налогового законодательства как раз было направлено на то, чтобы инфляция автоматически не вела к увеличению государственных доходов. До этого изменения рост цен, действительно, сокращал дефицит бюджета и тем самым делал власти в некоторой степени заинтересованными в небольшой инфляции. Теперь подоходный налог индексируется на процент инфляции с тем, чтобы избегать попадания налогоплательщиков в более высокую категорию только в связи с ростом цен.

Предотвращению инфляции содействует и то обстоятельство, что правительство стара-ется противодействовать индексации трансфертных программ, а также индексации цен на товары, приобретаемые в рамках госзаказа. В условиях же дефляции и усиливающейся безработицы доходная часть бюджета резко сокращается, а расходная растет – в том числе по причине роста реальных величин государственных закупок и трансфертных платежей.

3. Рост номинальных процентных ставок в условиях спада увеличивает расходы правительства на обслуживание государственного долга. Такое увеличение расходов государства лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента (доходов государственных банков и налоговых поступлений от коммерческих банков). Таким образом, повышение номинальных процентных ставок стабилизирует экономику в период экономического кризиса, поскольку расширяет покупательную активность домохозяйств и фирм -держателей государственных облигаций. Следовательно, формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в качестве встроенного стабилизатора экономики.

Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры. Их несомненным достоинст-вом является то, что внутренний лаг (лаг распознавания вместе с лагом решения) здесь равен нулю, а значит, сглаживание циклических колебаний экономики происходит намного быстрее, чем при использовании арсенала средств дискреционной политики. Автоматиче-ские стабилизаторы открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер. Получается, что ничего не предпринимать в сфере правительственных расходов или доходов – это значит тоже проводить бюджетно-налоговую политику. Вместе с тем западная финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Например, при повышении ставки подоходного налога до 100% в период подъема и снижении ее до нуля в период спада можно, конечно, добиться серьезного сглаживания экономической конъюнктуры. Однако такое сглаживание вовсе не означало бы достижения стабилизации, поскольку в первом случае экономическая активность была полностью парализована, а во втором подрыв финансовых возможностей бюджета неминуемо повлек бы за собой отказ государства от выполнения им своих неотъемлемых функций.

Будучи ограниченными в своих параметрах, отмеченные выше стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им слишком помешать. В то же время признание факта наличия у встроенных стабилизаторов неких регулирующих пределов не должно приводить к недооценке их значения. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что отсутствие существенных компенсаций по безработице в 30-е гг. стало важным фактором, определившим глубину и продолжительность Великой депрессии. И то, что сегодня выплата таких компенсаций государством осуществляется сегодня в большинстве стран мира – наряду с сохранением системы прогрессивного налогообложения, разнообразных программ социального обеспечения и т.п., – делает повторение печального для стран с рыночной экономикой опыта 30-х гг. еще менее вероятным. Вместе с тем действие встроенных стабилизаторов все же целесообразно дополнять мерами и дискреционной фискальной политики.

Читать также:  Размер социальной выплаты на приобретение жилья молодым семьям

Обязательно ли оформлять статус безработного

Нельзя принудить человека без работы регистрироваться в Центре занятости населения. Это право, а не обязанность.

Правда, оформиться безработным все-таки стоит, чтобы получать поддержку от государства — пособия, помощь в поиске работы, бесплатное обучение.

Сроки и порядок признания безработным

У Центра занятости населения есть 11 дней, чтобы рассмотреть заявление гражданина. За это время специалисты биржи труда должны предложить не менее двух вариантов работы. Причем не каких попало, а подходящих квалификации и состоянию здоровья заявителя.

Зарплата на позициях от ЦЗН должна быть не меньше МРОТ, а дорога до нового места работы и обратно должна быть доступной на общественном транспорте.

Отказываться от предложенных вакансий не стоит — ведь это причина для отказа в регистрации в качестве безработного. Стоит обязательно сходить на собеседования, если планируете получать пособие. Если работодатели откажут заявителю или не найдутся подходящие вакансии, биржа труда обязана на 11 день после подачи документов признать человека безработным, а также назначить пособие по безработице со дня обращения человека.

Как стать безработным для государства, чтобы получать пособие. Кратко

Нет работы — это еще не значит, что у человека есть статус безработного. Безработным считается только тот, кто обратился на биржу труда. У заявителя и у Центра занятости есть 10 дней, чтобы найти работу. Только на 11 день после обращения человек официально становится безработным.

Минимальный размер пособия по безработице — 1 500 рублей, максимальный — 12 792. Это значит, что получать больше или меньше этих сумм безработный в качестве пособия не может.

Обратиться за помощью в поиске работы на биржу труда может любой человек, независимо от гражданства, опыта работы или причин увольнения. Выплачивать пособие, правда, будут не всем.

Центры занятости также помогают открывать бизнес. Это сложно, но зато можно получить первоначальный капитал. Его размер зависит от региона.
Регистрация в качестве безработного — это не только бенефиты, но и дополнительные обязательства. Например, придется посещать собеседования или проходить обучение, а еще находиться в постоянном контакте со специалистом ЦЗН.

Перед тем как идти за пособием на биржу труда, нужно:

  • закрыть ИП;
  • разорвать бессрочные договоры ГПХ;
  • сняться с учета как самозанятый.

Это юридические нюансы, которые станут основанием для отказа в регистрации.

Встать на биржу труда можно через «Госуслуги» и сервис «Работа в России». Там же можно подобрать себе вакансии с переездом в другой регион — в этом также окажет содействие Центр занятости.

Как встать на биржу труда

Ничего страшного, если каких-то документов нет под рукой. От заявителя строго ждут только заявление с резюме, а остальные документы биржа труда может запросить в других ведомствах.

Если пособия и другая поддержка не нужны, а интересуют только представленные в базе вакансии, достаточно просто заполнить резюме и откликнуться на заинтересовавшие предложения. Также в личном кабинете будут приходить предложения от работодателей, так как резюме попадет в общедоступную базу. Это бесплатно.

Как зарегистрироваться на бирже труда при личном визите

Чтобы получить статус безработного, а вместе с ним и всю полагающуюся социальную поддержку, следует обращаться в Центр занятости населения строго по месту регистрации. Если нужна помощь в поиске работы, то можно обратиться в любое отделение ЦЗН.

Зачем официально становиться безработным

Статистику по безработице в России считают по числу получивших статус безработного, а не по числу людей, у кого фактически нет работы.

Соответственно, все выплаты и другая поддержка положены только тем, кто зарегистрирует себя в качестве безработного в Центрах занятости населения.

Без этого статуса на бирже труда можно подыскать себе работу в открытом банке вакансий. Причем идти в отделение ЦЗН необязательно — все вакансии размещаются на сайте «Работа в России».

Чем помогает биржа труда безработным

Главная задача Центров занятости — помочь безработному найти работодателя. Обратиться за поиском работы в ЦЗН может любой. Биржа труда также оказывает следующие услуги:

  • выдает направления на бесплатную переквалификацию;
  • выплачивает пособия;
  • предоставляет первоначальный капитал на организацию бизнеса;
  • заключает социальные контракты;
  • содействует переезду из других регионов;
  • проводит обучение по адаптации к рынку труда.

Могут ли отказать, если в городе проживания есть только временная регистрация?

Отказ в регистрации как безработного из-за временной прописки незаконен. Конституционный суд еще в 2000 году разъяснил, что гражданин может обратиться в Центр занятости населения по месту постоянного жительства при наличии временной регистрации.

Чтобы встать на учет по безработице, понадобятся следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка, трудовой договор;
  • справка 2-НДФЛ минимум за 3 месяца с последнего места работы;
  • документы об образовании — дипломы, сертификаты, аттестат;
  • справка медико-социальной экспертизы и реабилитации для людей с инвалидностью;
  • СНИЛС;
  • реквизиты банковского счета для пособия.

Стоит обратить внимание, что деньги перечислят только на карту с платежной системой «Мир».

Для тех, кто ищет работу впервые, список документов для регистрации на бирже труда короче: паспорт, документы об образовании, заявление (его можно заполнить на месте). Если заявитель относится к одной из льготных категорий — беженец, вынужденный переселенец, сирота и др., ЦЗН нужно предъявить документы, подтверждающие этот статус.

Могут ли снять с учета на бирже труда и по какой причине

Безработного снимут с регистрации на бирже труда, если он:

  • начал получать доход, в том числе пенсию, призван в армию, осужден или стал студентом-очником;
  • не являлся к специалисту ЦЗН;
  • переехал — в этом случае нужно регистрироваться на новом месте;
  • умер;
  • получил статус безработного обманом. В этом случае можно нарваться также на судебное разбирательство, а все деньги, полученные от биржи труда, придется компенсировать.

А есть категории, которым могут предложить любую работу?

Да. Ограничения по предложениям со стороны ЦЗН получат те, кто впервые ищет работу, уволился с последнего места работы более года назад или уволился без собственного желания, то есть «по статье». Предприниматели, которые закрыли свой бизнес или вышли из фермерского хозяйства, тоже получат вакансии вне зависимости от квалификации.

Вакансии можно искать и самостоятельно. Для этого необходимо получить «Индивидуальный план самостоятельного поиска работы» и утвердить его у специалиста Центра занятости. Заявитель сам находит вакансии (не менее двух), сам откликается на них и проходит собеседования. На бланке работодатель ставит отметки, что заявитель действительно обратился, и фиксирует результат рассмотрения его кандидатуры.

Если за 10 дней заявитель самостоятельно не нашел работу, с 11 дня он признается безработным.

Какой размер пособия по безработице

Минимальный размер пособия по безработице в 2022 году — 1 500 рублей. Максимальный же лимит — 12 792 рубля. Это значит, что независимо от заработной платы на последнем месте работы получать меньше или больше этой суммы безработный не сможет.

Стандартный расклад такой:

  • Первые три месяца после регистрации в ЦЗН — 75% от среднего заработка за три месяца на предыдущем месте работе, но в пределах лимита.
  • С третьего по шестой месяц — 60%, но не больше 5 000 рублей и не меньше 1 500.
  • С шестого месяца пособие выплачивать перестанут.

Вновь получить пособие можно только еще через полгода. Получается, что на бирже труда можно стоять до полугода, чтобы получать пособие.

Предпенсионеры, которые остались без работы за пять лет до выхода на пенсию, первые три месяца получают 75% от среднего заработка, вторые — 60%, затем 45%. Лимиты по наименьшей и максимальной сумме сохраняются. Эта категория получает пособие до двух лет. Если за это время ЦЗН так и не найдет человеку работу, он может обратиться в ПФР за досрочным выходом на пенсию.

Минимальную сумму в 1 500 рублей и только в течение трех месяцев получают эти категории:

  • те, кто ищет работу в первый раз или чей трудовой стаж меньше года;
  • закрывшие ИП;
  • вышедшие из фермерского хозяйства;
  • отработавшие за последний календарный год меньше 26 недель;
  • уволенные не по собственному желанию, то есть «по статье»;
  • отчисленные с обучения, на которое направил ЦЗН.

Если пособие по безработице перестали выплачивать, это не значит, что ЦЗН снял с человека статус безработного и не будет больше помогать искать работу.

Для тех, кто живет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах, где применяются районные коэффициенты к зарплате, пособие по безработице увеличивается на размер районного коэффициента.

Дополнительные выплаты

Когда безработный регистрируется в Центре занятости, ему полагается пособие по безработице. Параллельно с этим можно обратиться в органы соцзащиты и заключить контракт на поиск работы. После заключения социального контракта безработный получает единовременную выплату в размере прожиточного минимума, установленного в регионе. А после того как найдет работу, еще три таких выплаты в течение трех месяцев.

Соискателю могут предложить программы переобучения со стипендией. Сумма выплаты зависит от конкретной программы в конкретном регионе. При этом чаще всего стипендия равна МРОТ.

Центры занятости также помогают гражданам открывать свой бизнес. Во время регистрации как безработного нужно заявить о своем желании начать свое дело. Сотрудники помогут составить бизнес-план, отправят на обучение, если это необходимо, и после презентации проекта могут одобрить субсидию. Ее размер отличается от региона к региону.

Например, в Москве безработному предложат до 59 тыс. рублей, а в Казани сумма увеличена до 200 тыс. рублей.

Что происходит после регистрации

Пособие начисляется со дня обращения на биржу труда, а не регистрации как безработного. С этого момента Центр занятости прикладывает все усилия для скорейшего трудоустройства человека, а это в свою очередь возлагает обязанности на безработного:

  • обязательное посещение Центра занятости. Это нужно делать раз в пару месяцев или реже, лучше уточнить у конкретного специалиста;
  • нельзя отказываться от предложений пройти обучение;
  • обязательный отклик в трехдневный срок на предложенные биржей труда вакансии.

Любые нарушения этих правил без уважительной причины станут основаниями, чтобы прекратить выплачивать пособие.

Кто может встать на биржу труда

На биржу труда могут встать как российские граждане, так и иностранцы с разрешением на работу. Правда, последние не получат пособие по безработице. В Центр занятости населения могут обратиться как те, кого сократили или уволили, так и те, кто впервые ищет работу. Но есть ряд исключений.

Человека не зарегистрируют как безработного, если он:

  • моложе 16 лет;
  • служит в армии;
  • занимается бизнесом;
  • член фермерского хозяйства;
  • пенсионер;
  • студент-очник;
  • осужденный и заключенный;
  • находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Сколько можно находиться на учете

Бессрочно, пока заявитель не найдет работу. Это при условии соблюдения всех правил: обязательной явки на собеседования по вакансиям от ЦНЗ, посещения мероприятий биржи труда и так далее.

Правда, это не значит, что все это время будут платить пособие по безработице. Обычно его платят не более полугода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *