Какие бывают виды пособий, размеры и характеристики соцвыплат
Социальные выплаты являются попыткой выровнять материальное положение слоев населения, нуждающихся в защите ограниченных в своих возможностях, по сравнению с остальными гражданами.
- Социальные выплаты: что это?
- Социальные выплаты и пособия: кто может их получить?
- Виды социальных выплат
- Социальные выплаты: как долго их платят?
- Назначение социального пособия: куда обращаться?
- Социальные выплаты: размер и как оформить
- Социальные выплаты: особенности предоставления и сроки
- Социальные пособия: что говорит Путин о соцвыплатах 2022 года?
Социальные выплаты являются попыткой выровнять материальное положение слоев населения, нуждающихся в защите ограниченных в своих возможностях, по сравнению с остальными гражданами. Получить рассматриваемую помощь может каждый при условии что его положение отвечает нормам.
Социальные выплаты
Соцподдержка– этовыплаты от государства, предназначенные для того, чтобы граждане чувствовали спокойствие. Причем выплаты получает как конкретный гражданин, так его семья. Выплаты полагаются следующим лицам:
- Временно сидят без работы. Допустим, после сокращения или из-за нетрудоспособности.
- Получили дополнительную статью расходов. Например, гражданка забеременела, и выплаты ей присуждают по беременности.
Некоторые социальные выплаты предназначаются, чтобы частично материально поддержать человека или компенсировать ему доход. Но закон строго регламентирует, кто может претендовать на рассматриваемую поддержку. Также на размер помощи оказывает влияние текущее положение дел в государстве. Например, из-за ситуации с коронавирусом появилось больше возможностей претендовать на поддержку государства.
Социальные выплаты и пособия
Получить социальные выплаты и пособия смогут далеко не все желающие. Рассматриваемые средства предназначены для малообеспеченных лиц, у которых нет источника дохода. Также отдельно выделяется социальный статус лиц, которые получают помощь в связи со своим весомым вкладом в развитие страны. К примеру, ветераны. Давайте подробнее разберем, кому положена соцподдержка:
- Безработные, гражданин, оказавшийся в тяжелом финансовом положении, но в семье которого есть маленькие дети;
- Сироты и инвалиды;
- Будущие матери, семьи, воспитывающие детей не старше трех лет, опекуны несовершеннолетних детей;
- Семьи, где погиб военный, герои СССР или России.
Выплаты делятся на виды. Но обычно используется классификация по целям и типам финансирования. Также используется градация на региональные и федеральные выплаты.
Виды социальных выплат
Государственные выплаты разделяют на парочку форматов, видов и даже подвидов. Некоторые компенсации даже начисляются в индивидуальном порядке, а в качестве источника используются бюджетные и внебюджетные средства.
Социально-финансовая помощь предназначена для следующих льготных категорий:
- Гражданин оформил инвалидность. Это касается детей, у которых родители-инвалиды, а также граждан, которые ухаживают за инвалидами.
- Сироты, в случае если они несовершеннолетние.
- Студенты дневной очной формы обучения с детьми.
- Многодетные семьи, при условии, что они параллельно являются малообеспеченными.
- Пенсионеры, при условии, что они нетрудоспособные.
Размеры выплат установлены законодательно, часть пособий подлежат индексации (например, пособие по инвалидности). Между тем в некоторых перечисленных случаях поддержка оказывается лишь на региональном уровне (например, для малообеспеченных семей). Более подробные сведения указаны в таблице:
Как долго их платят?
Все социальные выплаты можно разделить на разовую уплату, которая выплачивается только единожды и множественные платежи. Ежемесячные пособия, как логично предположить, платятся раз в месяц и устанавливаются на какой-то конкретный срок. Обычно единовременные пособия начинают платить, когда наступает какая-то ситуация. Например, чья-то смерть или рождение.
Ежемесячные пособия платятся чаще, но чтобы продолжать их получать периодически требуется подтверждать свой статус. Например, в случае, когда речь о нетрудоспособном гражданине или инвалиде.
Назначение социального пособия
Чтобы получать социальные выплаты, необходимо доказать свой социальный статус. Выплаты будут назначены только тому человеку, который докажет, что он имеет право на определенную поддержку. Меры поддержки от государства будут определены, зависимо сразу от нескольких положений. Например, размера дохода, который имеет человек, трудового направления его деятельности, семейного статуса.
Какие документы собрать и куда обращаться зависит от полагающегося вида помощи. Проблема в том, что инвалидность находится в компетенции Пенсионного фонда, выплаты на детей можно оформить в Фонде соцзащиты. Если речь о безработных, рассматриваемой проблемой будет беспокоиться центр занятости. И это далеко не полный перечень. Потому оформляя социальные выплаты, приходится существенно побегать от одной инстанции к другой.
Не так давно появилась информация, что процедуру планируют упростить с помощью ЕГИССО – единой системы, где можно выполнить все. Если человек имеет право на льготу, её ему предоставят автоматически. Останется просто посетить платформу Госуслуги, чтобы узнать о начислении.
Размер и как оформить
Размер социального пособия зависит от того, кто и из-за чего его получает. Но для начала необходимо оформить пакет документов. Папки будут разными, потому список необходимых именно в вашем случае, дополнительно уточняют. Рассмотрим размер материальной поддержки и документы для её оформления подробнее:
- Размер выплат по беременности и родам. Это, так называемые, декретные, на которые могут претендовать как женщины, которые работают, так и не трудоустроенные. Чтобы назначили помощь, необходимо собрать документы: заявление, больничный (где отмечен факт беременности) и справка о доходах. На текущий момент пособие составляет в своем минимальном размере 58 878,40 руб.
- Размер социального пособия на погребение. На него может претендовать человек, который занимается погребением. Чтобы получить выплаты в размере 6494,98 руб. необходимо принести свидетельство о смерти и личные бумаги усопшего.
- Размер пособия по уходу за малышом, которому нет 1,5 года. Точную сумму можно выяснить, когда известно, сколько в семье детей. Она растет зависимо от их количества. Минимум, что получат родители — 7082,85 руб. Женщины получат 40% от своей зарплаты. Чтобы выплаты были оформлены, нужно подать паспорт, свидетельство рождения крохи и заявление. Подавать документы нужно на работе или в органах соцзащиты.
- Социальные выплаты для безработных от 1500 руб. Какие документы взять уточните в центре занятости.
- Выплаты при рождении малыша. Эти выплаты имеют единовременный характер, а их сумма составляет 18 886,32 рубля.
Некоторые социальные пособия выплачиваются в неизменном размере уже несколько лет подряд. Другие регулярно индексируются.
Особенности предоставления и сроки
Меры поддержки от государства могут быть разными, так отличаются и сроки их начисления.
Если интересна рассматриваемая информация, больше о ней можно узнать на портале Госуслуги.
Что говорит Путин о соцвыплатах 2022 года?
21 апреля Путин объявил о том, что будут внедряться новые социальные пособия. Прежде всего, это касается семей, где есть дети, но родители находятся в сложных жизненных ситуациях. Например, будут вноситься единоразовые выплаты для школьников, а также повышение выплат по больничному листу. Теперь они покрывают все расходы. Таким образом социальные выплаты ещё больше направлены на поддержку рядовых граждан.
Получить юридическую помощь по вопросам социальных выплат можно на нашем сайте.
Ермаков Ярослав
Буду рад Вам помочь по вопросам земельного, градостроительного права и правоотношений связанных с кадастровым учетом и регистрацией прав.
Похожие записи из категории
Добавьте комментарий
- Вопросы
- — Платные консультации
- — Бесплатные консультации
- Подготовить документ
- Консультация по телефону
- Круглосуточная консультация юриста
- Консультация по юридическим вопросам
- Юридичекая помощь
- Юридические услуги
- Все юристы
- — Юристы Краснодара
- — Юристы Нижнего Новгорода
- — Юристы Омска
- — Юристы Самары
- — Юристы Санкт-Петербурга
- Все организации
- — МФЦ
- — Нотариусы
- — Суды
- — База приставов России
- Публикации
- Образцы документов
- Полезные инструменты
- Кодексы и законы РФ
- Проверка контрагента
- Юридические компании
- Кто звонил
- События и новости
Выплаты Меры социальной поддержки
Единовременная денежная выплата на приобретение одежды для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования по очной (дневной) форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области
Областное ежемесячное пособие на ребенка, не посещающего государственную или муниципальную образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, родители (усыновители, опекуны, приемные родители) или один из них которого являются инвалидами I или II группы
Областное ежемесячное пособие на ребенка, имеющего медицинские показания, которые являются основанием для непосещения государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования
Государственное пособие на ребенка
Ежемесячная денежная выплата на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, осуществляемое по заключению врачей
Дополнительная мера социальной поддержки учащихся 5 — 11-х классов областных государственных общеобразовательных организаций, муниципальных общеобразовательных организаций из малоимущих семей в виде обеспечения бесплатными горячими завтраками
Ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении рожденного в 2019-2024 годах) третьего ребенка или последующих детей в 2019-2024 годах
Ежемесячная денежная выплата многодетным семьям
Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 8 до 17
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно
Областное государственное единовременное пособие при рождении ребенка
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в 2019, 2020 и 2021 и 2022 годах
Социальное обеспечение и социальное страхование населения
Право на социальное обеспечение – одно из осн. конституционных прав граждан. В гл. 2 Конституции РФ, посвящённой правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма. Согласно ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что гос. пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Закреплённые в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребёнка, ратифицированных РФ, и Европейской социальной хартии.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (напр. , услуг домов-интернатов и др. социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (напр. , по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.
Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остаётся много нерешённых вопросов, связанных с их социальным обеспечением.
Сохраняется высоким уровень бедности (25% общей численности населения), осн. группой бедного населения остаются семьи с детьми (ок. 60% всех бедных семей). Среди крайне бедных семей (со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 2 и более раза) семьи с детьми составляют ок. 70%. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности. Сложная ситуация с детской беспризорностью в Москве, ставшей с кон. 20 в. крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
На общем фоне роста наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2001 к уголовной ответственности за наркопреступления привлечено св. 5,5 тыс. несовершеннолетних.
Численность инвалидов составила в нач. 21 в. более 10 млн. чел. Для них не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из разл. сфер деятельности и изоляции от общества. Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста. Более 140 тыс. инвалидов нуждаются в автономных средствах передвижения; их потребности в технических средствах, облегчающих труд и быт, удовлетворяются в минимальных объёмах.
Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в разл. видах помощи ок. 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. чел. – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, ок. 300 тыс. чел. – в социально-медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обслуживании – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. чел. стоит на очереди более 1 года.
Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа – дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихиатрические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат.
Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в др. формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и обеспечение более широкого распространения практики гос. социального заказа позволят сократить число неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг.
С кон. 1990-х гг. формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Её элементы: система прямой гос. поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.
Решение ряда проблем детства обеспечивается специальными федеральными целевыми программами. Так, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и др. Федеральные целевые программы действуют также в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов». Новый вид социального учреждения – кризисный центр для женщин, на базе которого ведётся поиск путей организации работы по предотвращению насилия и нормализации взаимоотношений в семье.
Немалым потенциалом отличается дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. В России этот сектор составляет ок. 70 тыс. общественных объединений (тогда как в США, напр. , 1,2 млн. Особое значение приобретает эффективное распределение и использование средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение гос. и частных средств даёт мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.
Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Действующая система выявления и социальной поддержки семей и населения, находящихся в зоне риска, в виде льгот и пособий нуждается в реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, т. сохранение такой системы ведёт к дестимулированию труда, провоцируя рост бедности. Социальные льготы и выплаты предоставляются в осн. по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей. Осн. часть данных социальных трансфертов идёт на поддержку групп населения с доходами выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат.
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем: 1) преобразованием системы гос. льгот и выплат; 2) законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Принципы реформирования системы социальных льгот населению:
сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;
отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат;
на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством, а также тем категориям населения, которым экономические условия не позволяют прямым способом значительно повышать доходы (инвалиды, ветераны и инвалиды Вел. Отеч. войны и др
остальным льготным категориям населения социальные льготы будут переводиться в одну из форм социальной помощи и предоставляться строго адресно на основе реально учитываемых критериев (величины среднедушевого дохода с учётом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и индивидуумов и т.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки неимущих с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, её преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости повышается с учётом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определённые слои населения (бедных относительно длительный период или бедных в текущий момент), анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении. Это позволит не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
Обязательное социальное страхование – часть гос. системы социальной защиты населения. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999) определяет правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан в случаях: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, наступления старости и иных законодательно установленных социальных страховых рисков.
Под обязательным социальным страхованием понимается также область социальной защиты, управляемая Фондом социального страхования РФ (ФСС) и финансируемая за счёт его бюджета.
Страхование Фондом социального страхования РФ осуществляется в отношении следующих социальных случаев: временной нетрудоспособности; карантина; протезирования по медицинским показаниям; ухода за больным членом семьи; реабилитации после стационарного лечения, производственных травм и профессиональных заболеваний; беременности и родов; рождения ребёнка; усыновления/удочерения ребёнка; ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ухода за ребёнком-инвалидом; смерти застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи.
Осн. вид обеспечения по обязательному социальному страхованию – пособия. Центральное место в системе пособий, выплачиваемых за счёт средств социального страхования, занимают пособия по временной нетрудоспособности – более 50% расходов ФСС. Предельный размер пособия установлен в Законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в абсолютном выражении в сумме не св. 11700 руб.
ФСС также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспособности и профессиональных заболеваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний; постановку на медицинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников в детских летних оздоровительных лагерях; начальную физическую подготовку детей в детско-юношеских спортивных школах.
За счёт средств федерального бюджета ФСС финансирует отдельные пособия и иные обязательства государства: приобретение и выдачу путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Вел. Отеч. войны; участникам ликвидации последствий радиационных катастроф.
Средства системы социального страхования формируются прежде всего за счёт страховых взносов (до 2001 г. ) и части единого социального налога, уплачиваемого работодателями с 1. 2001. Из общей величины ставки единого социального налога в размере 35,6% к заработку, не превышающему 100 тыс. руб. в год, 4% предназначается для системы обязательного социального страхования. При более высокой оплате труда ставка единого социального налога, в т. зачисляемая в ФСС, снижается в соответствии со шкалой регрессии.
Особенность обязательного социального страхования в РФ – выплата застрахованным социальных пособий и компенсаций самими страхователями. Эти расходы засчитываются в счёт уплаты единого социального налога. Если сумм налога недостаточно для выплаты пособий застрахованным, то работодатель обращается в ФСС за субвенцией. Излишние суммы налога, оставшиеся после выплат по страховому обеспечению, перечисляются работодателем в ФСС для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями.
С янв. 2000 в рамках ФСС ведётся обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Средства формируются за счёт страховых взносов, не входящих в состав единого социального налога. В 2002 средний размер взносов по отраслям составил 0,95% к заработку. При этом величина тарифов дифференцирована по 22 классам профессионального риска и изменялась от 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям для 1-го класса до 8,5% – для 22-го класса. Эти взносы собирает сам Фонд без участия налоговых органов. Регрессивная шкала отсутствует.
При назначении пенсии по инвалидности и досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, установленными пенсионным законодательством, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в т. ежемесячные страховые выплаты, которые могут достигать 100% заработка пострадавшего работника, осуществляются независимо от выплаты указанных пенсий.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закреплённое за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, бюджетов др. гос. внебюджетных фондов и изъятию не подлежат.
Средства бюджета ФСС образуются за счёт: части средств единого социального налога, зачисляемых в ФСС, страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств в ликвидные гос. ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов по предоставлению льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.
В 2002 в центральном аппарате ФСС работали ок. 400 чел. и более 20 тыс. чел. – в региональных отделениях. 2 млн. чел. были заняты в комиссиях по социальному страхованию на уровне предприятий. Годовой бюджет Фонда в 2002 превысил 127 млрд. руб.
Длительное время поступления средств в ФСС существенно превышали необходимые расходы Фонда. В бюджете ФСС свободный остаток средств на нач. 2001 составлял 28,9 млрд. руб. , что по отношению к исполненной величине расходов составляло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и соотношение его с расходами снизилось до 13 к 87. В бюджете ФСС на 2003 свободный остаток средств снизился практически до величины, необходимой для устойчивого финансирования текущих обязательств, и его соотношение с суммой расходов 8 к 92.
Особенности формирования обязательств социального страхования по разл. направлениям расходования средств ФСС отразились на их исполнении после введения единого социального налога. С 1. 2001 жёстко закреплённые законом нормы выплаты пособий исполняются в полном объёме перед всеми застрахованными лицами. Масштабы же финансирования санаторно-курортного лечения в 2001 перестали увеличиваться, в 2002 сократились в 2 раза (по сравнению с 2001), а в бюджете на 2003 финансирование санаторно-курортного лечения ограничено реабилитацией застрахованных в соответствии с перечнем заболеваний, установленных Правительством РФ (см. таблицу).
Наиболее приоритетная задача по обеспечению детского отдыха имеет более устойчивое финансирование, что позволило увеличить за 10 лет число путёвок в лагеря отдыха для детей почти в 1,5 раза, хотя с 2001 отмечено некоторое снижение этого показателя.
Причина сокращения расходов на санаторно-курортное лечение и отдых – действие регрессивной шкалы единого социального налога. Сокращение числа обслуженных за счёт средств социального страхования отражает несоответствие сложившейся системы социального страхования изменяющимся социально-экономическим условиям, что требует её реформирования.
Дифференциация возможностей в системе социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.
Элементы первой системы (общее социальное страхование) – единые для всех работающих и достаточно чётко определённые социальные гарантии: выплата пособий в случаях временной нетрудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оперативного вмешательства. Реализуются в системе обязательного социального страхования.
Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного страхования) – оплата профилактики заболеваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связанных с только что перенесённым заболеванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страховых выплат на предприятии, где работает застрахованный. С 2001 установлен норматив предельного размера оплаты санаторно-курортного лечения в сутки. В бюджете ФСС на 2002 этот норматив равен 420 руб. /сут.
Функциональная двойственность системы обязательного социального страхования составляет её внутреннее противоречие. Сохранение такого положения не соответствует принципам организации социального страхования в рыночной экономике. Предприятия, имеющие более высокие доходы, вносят в систему социального страхования больше средств и фактически имеют право на бо́льшие социальные гарантии. Если же взносы тех, кто получает больше благ, примерно соответствуют стоимости этих благ, то такое соответствие должно быть институционализировано.
Объекты социальной защитыПравить
К объектам социальной защиты в Российской Федерации относятся:
4) Многодетные семьи
5) Малообеспеченные граждане
7) Инфицированные ВИЧ
9) Граждане, которые не имеют постоянного места жительства
10) Лица, получившие инвалидность в Великой Отечественной войне, а также семьи погибших по причине войны
Формы социальной защитыПравить
Существует три формы социальной защиты:
Социальное обеспечениеПравить
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории лиц из средств государственных фондов и бюджетов.
Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях :
1) Политическая — данная функция выражается в поддержании социальной стабильности в обществе в котором разные слои населения подвержены разному материальному обеспечению;
2) Экономическая — данная функция основана на замещении основного заработка, утраченного из-за нетрудоспособности, а также по причине возраста или потере кормильца, частичном возмещении расходов по причине наступления определённого жизненного обстоятельства, и осуществления финансовой помощи малоимущим лицам;
3) Демографическая — данная функция выражена в стимуляции воспроизводства народа населения;
4) Социально-реабилитационная — данная функция заключается в восстановлении статуса в обществе нетрудоспособных граждан и других для того чтобы данные лица чувствовали себя полноценными членами общества;
5) Профилактическая — данная функция направлена на предотвращение возникновения несчастных случаев, то есть конкретных социально рисковых ситуаций;
Социальное страхованиеПравить
Социальное страхование — это система поддержки нетрудоспособных граждан за счёт средств государственного страхового фонда, то есть это механизм реализации социальной политики государства.
Государственное социальное страхование в Российской Федерации осуществляется органами законодательной и исполнительной власти деятельность которых заключается в формировании государственного бюджета и его расходов, то есть все пособия и льготы которые предназначены для населения устанавливаются законодательными и нормативными актами.
Формы социального страхованияПравить
1) Государственное социальное страхование — это обязательное, формирующееся из налогов, отчисляемых всеми трудоспособными гражданами, то есть в обязанности работодателя входят удерживание с каждого своего работника налогов, которые направлены в фонд социального страхования. Деятельность государственного страхования направлена не только на финансирование пенсий пожилым людям, инвалидам, но и также на финансирование декретных выплат, пособий на детей и пенсий детям, лишенных кормильцев.
2) Коллективное социальное страхование — в отличие от государственного, его объектом является трудовой коллектив, профсоюз и т. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счёт работников и работодателей.
3) Смешанное социальное страхование — это проекты которые государство реализует вместе с профсоюзами.
Социальная помощьПравить
Социальная помощь — это предоставление определённым категориям граждан, которые указаны Федеральным законом, социальных пособий, социальных услуг и других жизненно необходимых товаров.
Виды социальной помощи: социальное пособие, субсидия малоимущим гражданам, компенсация.
1) Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе конкретной денежной суммы лицам за счёт средств из бюджета;
2) Субсидия — это оплата материальных благ, имеющих целевое назначение и предоставляемых гражданам;
3) Компенсация — данный вид социальной помощи направлен на возмещение расходов, осуществляемых определёнными категориями лиц.
История развития социальной помощи в РоссииПравить
В Советском Союзе реализация социальной защиты заключалась в организации социального обеспечения, которое представляло собой государственную систему социально-экономических мероприятий по обеспечению нетрудоспособных граждан, других лиц которые нуждаются в помощи за счёт общественных фондов потребления. Данные фонды были частью национального дохода социалистического общества и были использованы вместе с оплатой по труду для удовлетворения потребностей населения. Источниками данных фондов были средства государственного бюджета, а также предприятий и общественных организаций. То есть по средствам общественных фондов потребления государство осуществляло воздействие на формирование структуры доходов и потребления, целью чего было создание равных условий для различных социальных групп, слоёв и классов, и для содержание нетрудоспособных.
Средства из общественных фондов потребления были предоставляемых населением в виде денежных выплат, а также в форме бесплатного или льготного обслуживания. К денежным выплатам относились пенсии, пособия и стипендии. К бесплатным льготным услугам относилось лечение, обучение, общественное воспитание детей.
Руководство социальным обеспечение в СССР осуществляли высшие органы государственной власти и государственного управления. Верховный совет СССР осуществлял деятельность по принятию законов, касающихся вопросов социального обеспечения. На основании данных законов совет министров СССР издавал постановления, которые регламентировали порядок проведения в жизнь важнейших вопросов социального обеспечения. Непосредственное руководство и управление социальным обеспечением осуществляли союзные автономные республики.
Образование рыночных отношений в России привело к обострению социальных проблем, породивших безработицы и другие характерные для рыночного хозяйствования черты и особенности.
Форма социальной защитыПравить
Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной.
- Денежная форма — это обеспечение выплаты заработной платы вовремя, правильная организация оплаты труда, а также трудовые пенсии, социальные пенсии.
- Неденежная форма — данная форма социальной защиты оказывается наиболее беззащитным группам населения в виде определённого обслуживания, бесплатного питания, психологической помощи.
Приоритеты Российского государства как социального государства в условиях трансформации экономикиПравить
Российская Федерация — это социальное государство, в обязанности которого входят создание благоприятного пространства общественных возможностей, которые защищены от какого-либо произвола. Воздействие государства на социальную защиту осуществляется через социальную политику, которая рассматривается как совокупность принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых как государственными, так и негосударственными органами, а также организации и учреждениями, которые направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения. То есть социальных политика реализуется путём организации взаимоотношений элементов систем государственного управления социальной защиты, которая приводит к сохранению или изменению социального положения социального положения населения в целом или определённых его классов, слоёв, общностей. В Конституции Российской Федерации сказано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, установлено обеспечение со стороны государства семей, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Социальная поддержка
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 апреля 2020 года; проверки требуют 3 правки.
Социальная поддержка — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами.
Виды мер социальной поддержки в Российской ФедерацииПравить
- детям (различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);
- многодетным семьям (выдача удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);
- ветеранам и инвалидам боевых действий (различные денежные выплаты, комплексы услуг);
- малоимущим семьям;
- гражданам за особые заслуги перед Отечеством;
- гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);
- молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.);
- прочие меры социальной поддержки.
Программа социальной поддержкиПравить
Ожидаемые результаты действия программы предполагают:
- Соцобеспечение Архивная копия от 14 апреля 2012 на Wayback Machine // Официальный сайт Правительства Нижегородской области
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социальная поддержка граждан“»//КонсультантПлюс
- Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». mintrud.gov.ru. Дата обращения: 27 ноября 2020. Архивировано 15 января 2021 года.
С 1 февраля 2021 года социальные пособия увеличились
С 01. 2021 в календарь социальных выплат внесли изменения, проиндексировав базовые соцпособия для граждан России. Коэффициент индексации утвержден постановлением правительства № 73 от 28. 2021.
Коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций в 2022 году составляет 1,049.
Речь идет о выплатах и пособиях, предусмотренных:
- законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- статьей 9.1 закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах»;
- ч. 1 статьи 4.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
- ч. 16 статьи 11.1 и статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- статьями 9, 10 и 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»;
- статьей 6.2 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда , Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
- п. 1 статьи 11, пп. 1 и 12 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году» на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001;
- Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Индексация ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) льготникам проводится ежегодно на размер инфляции. Иногда правительство устанавливает прибавку выше этого уровня.
В КонсультантПлюс всегда найдете свежую информацию о пособиях. Эксперты разбирают, кому сколько положено и как получить выплату. Используйте бесплатный доступ, чтобы найти и использовать нужные инструкции.
Виды пособий от государства
Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2022 году:
Критерий
Виды социальных выплат в России 2022
По уровню нормативного регулирования
федеральные;региональные;муниципальные. По категориям получателей
пенсионеры;инвалиды;малообеспеченные семьи;семьи с детьми;безработные;иные представители льготных категорий. По периодичности выплат
ежемесячные;ежегодные;разовые. По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата
федеральный бюджет;бюджет субъекта РФ;бюджет муниципального образования РФ. По основанию для получения
состояние здоровья;рождение ребенка;смерть;низкий уровень дохода;потеря основного источника дохода;потребность в жилплощади;инвалидность;потеря кормильца;иные основания.
Получатели государственных выплат
Льготы и соцпособия от государства устанавливаются не только на федеральном уровне. Региональные и местные власти вправе ввести «особенные» виды поддержки и помощи населению. Как пример — выплаты, характерные для конкретного региона проживания. А вот отменить или снизить федеральные привилегии местные власти не вправе.
Перечень льготников регионального и местного уровней индивидуален. Федеральные привилегии едины для всей страны. Вот сравнительная характеристика социальных выплат по порядку расчетов и размеру для разных категорий граждан:
Льгота
Получатель
По состоянию здоровья
работники, получившие заболевание, травму;граждане, достигшие пенсионного возраста;лица, приобретшие инвалидность. По утрате дохода
несовершеннолетние граждане, потерявшие кормильца;безработные;лица с низким уровнем дохода, малообеспеченные семьи;работники предприятий, попавшие под сокращение;родственники умершего. Детские выплаты
беременные женщины и роженицы;родители или усыновители детей;опекуны и попечители;многодетные семьи;граждане в декретном отпуске;родители детей-инвалидов;дети-сироты и оставшиеся без попечения. По социальному статусу
лица, имеющие знаки отличия;медицинские работники, проживающие в сельской местности;педагогические работники, проживающие в сельской местности;военнослужащие;госслужащие;молодые специалисты. По месту проживания
проживающие в районах Крайнего Севера;проживающие на территориях, где установлены территориальные (районные) повышающие коэффициенты.
Претендовать на социальную помощь от государства вправе абсолютно любой гражданин, даже тот, у которого нет явных оснований для подачи заявления на выплаты. Заявку рассмотрят в установленном порядке и примут решение по каждому индивидуальному случаю.
Где и как получить
Все виды государственной помощи носят заявительный характер. Пока гражданин не подаст заявление в ответственный за это орган, денежные выплаты ему не начислят. Инструкция, как получить социальные выплаты:
- Подготовить пакет документов, которые подтвердят права на льготу.
- Написать заявление.
- Отнести все бумаги по месту обращения: работодателю, в ОСЗН, ФСС или Пенсионный фонд.
Место обращения определяют по социальному статусу получателя соцпособий. Сводная таблица выплат от соцзащиты, центра занятости, работодателя, ПФР и других инстанций:
Условие
Куда обращаться
Примеры пособий и выплат
Если заявитель трудоустроен
По месту основного трудоустройства и по месту работы по совместительству
больничные;при получении производственной травмы;при смерти работника;при рождении ребенка;декретный отпуск;ранний срок учета при беременности;налоговые льготы и вычеты. Трудоспособный, но безработный заявитель
Центр занятости населения
Госпособие по безработице, помощь в трудоустройстве, переквалификация кадров, гранты на открытие бизнеса (ИП). Центр социальной защиты населения
Компенсация коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Бывший работодатель
Выплаты по сокращению штата или при ликвидации организации. Безработный нетрудоспособный заявитель
Пенсионный фонд
пенсия и социальные доплаты к пенсии;пенсия по инвалидности и по потере кормильца;материнский капитал. Центр социальной защиты населения
Льготы и компенсации пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным категориям населения. МФЦ
Все виды господдержки оформляют через многофункциональный центр.
Перед подачей заявки обратитесь за консультацией в МФЦ. С собой возьмите паспорт и документы, подтверждающие основания для назначения пособия. Работники многофункционального центра бесплатно проконсультируют по любому вопросу, связанному с назначением соцвыплат.
Перечень документов на выплаты
Одного заявления на выплату соцпособий недостаточно. Гражданам необходимо подтвердить права на получение государственных денег. Для каждой ситуации потребуется особый пакет документов. Обозначим ключевой перечень:
- заявление установленного образца. Бланк выдадут по месту обращения за соцпособием;
- паспорт или иной формуляр, подтверждающий личность заявителя;
- ИНН и СНИЛС;
- реквизиты расчетного счета, куда следует зачислять госпособия.
Дополнительные бумаги и справки на детские пособия:
- свидетельство о рождении ребенка;
- справка о рождении;
- справка с места работы супруга о том, что аналогичные выплаты не назначались;
- справка о постановке на учет на ранних сроках беременности;
- больничный лист по беременности и родам;
- свидетельство о заключении брака;
- справка о составе семьи;
- справка о том, что ребенок проживает с родителями;
- постановление об опекунстве, попечительстве или усыновлении.
Малообеспеченным и безработным:
- справка с последнего места работы;
- справка о заработной плате;
- справка о заработной плате супруга и всех трудоспособных членов семьи для установления среднего дохода на каждого члена семьи;
- справка о составе семьи;
- платежки по коммунальным услугам;
- договоры с компаниями, поставляющими энергоресурсы;
- справки с места учебы несовершеннолетних детей.
- справка о смерти и свидетельство о смерти — для назначения выплат на погребение;
- справка об инвалидности — для пенсии по инвалидности, в том числе на ребенка-инвалида;
- удостоверения пенсионера, ветерана, героя и т. д. — для социальных выплат по категориям.
Перечень документов в каждом случае индивидуален. Уточните по месту обращения, все ли необходимые бумаги предоставлены. Если чего-то не хватает, незамедлительно подайте справки, иначе в назначении госвыплат откажут. Отметим, что региональные власти вправе установить дополнительные требования к подтверждающей документации. Их придется соблюсти.
Социальные выплаты пенсионерам
Пенсионеры, помимо пенсии по старости, получают ряд доплат и компенсаций. Размер выплат устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Например, если пенсия по старости ниже минимального уровня пенсионного обеспечения, то гражданину назначается доплата. Обратите внимание, что в расчет включают не только пенсию, но и все государственные надбавки и компенсации.
Отдельный вид льгот предусмотрен для пенсионеров, имеющих особый статус. Это ветераны труда, герои СССР и РФ и другие лица, отмеченные государственными и региональными наградами и знаками отличия. Льготникам положены:
- компенсация коммунальных услуг в размере 50% от фактических трат;
- компенсация проезда в общественном транспорте (фиксированная сумма около 300 руб.);
- бесплатное зубопротезирование.
Размер и порядок получения льгот ветеранам утверждаются и на федеральном, и на региональном уровнях.
Пособия по инвалидности на 2022 год
С 01. 2021 установлены такие размеры социальных пенсий по инвалидности:
- для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 13 912,10 руб.;
- для инвалидов I группы, инвалидов с детства II группы — 11 593,52 руб.;
- для инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства) — 5796,76 руб.;
- для инвалидов III группы — 4927,25 руб.
Учтите: суммы указаны без учета районных коэффициентов, установленных в регионе проживания получателя.
Помимо пенсии, инвалидам полагается ежемесячная доплата. Средства направлены на компенсацию расходов:
- на покупку медикаментов и лекарственных препаратов;
- приобретение санаторно-курортных путевок;
- проезд к месту лечения и обратно.
Чтобы получать доплату, необходимо подать заявление в ПФР об отказе от предусмотренных льгот на медикаменты, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно.