Основные обязанности и ответственность отдела платежей, учета и контроля предоставления льгот

Какие бывают виды пособий, размеры и характеристики соцвыплат

Социальные выплаты являются попыткой выровнять материальное положение слоев населения, нуждающихся в защите ограниченных в своих возможностях, по сравнению с остальными гражданами.

  • Социальные выплаты: что это?
  • Социальные выплаты и пособия: кто может их получить?
  • Виды социальных выплат
  • Социальные выплаты: как долго их платят?
  • Назначение социального пособия: куда обращаться?
  • Социальные выплаты: размер и как оформить
  • Социальные выплаты: особенности предоставления и сроки
  • Социальные пособия: что говорит Путин о соцвыплатах 2022 года?

Социальные выплаты являются попыткой выровнять материальное положение слоев населения, нуждающихся в защите ограниченных в своих возможностях, по сравнению с остальными гражданами. Получить рассматриваемую помощь может каждый при условии что его положение отвечает нормам.

Основные обязанности и ответственность отдела платежей, учета и контроля предоставления льгот

Социальные выплаты

Соцподдержка– этовыплаты от государства, предназначенные для того, чтобы граждане чувствовали спокойствие. Причем выплаты получает как конкретный гражданин, так его семья. Выплаты полагаются следующим лицам:

  • Временно сидят без работы. Допустим, после сокращения или из-за нетрудоспособности.
  • Получили дополнительную статью расходов. Например, гражданка забеременела, и выплаты ей присуждают по беременности.

Некоторые социальные выплаты предназначаются, чтобы частично материально поддержать человека или компенсировать ему доход. Но закон строго регламентирует, кто может претендовать на рассматриваемую поддержку. Также на размер помощи оказывает влияние текущее положение дел в государстве. Например, из-за ситуации с коронавирусом появилось больше возможностей претендовать на поддержку государства.

Социальные выплаты и пособия

Получить социальные выплаты и пособия смогут далеко не все желающие. Рассматриваемые средства предназначены для малообеспеченных лиц, у которых нет источника дохода. Также отдельно выделяется социальный статус лиц, которые получают помощь в связи со своим весомым вкладом в развитие страны. К примеру, ветераны. Давайте подробнее разберем, кому положена соцподдержка:

  • Безработные, гражданин, оказавшийся в тяжелом финансовом положении, но в семье которого есть маленькие дети;
  • Сироты и инвалиды;
  • Будущие матери, семьи, воспитывающие детей не старше трех лет, опекуны несовершеннолетних детей;
  • Семьи, где погиб военный, герои СССР или России.

Выплаты делятся на виды. Но обычно используется классификация по целям и типам финансирования. Также используется градация на региональные и федеральные выплаты.

Виды социальных выплат

Государственные выплаты разделяют на парочку форматов, видов и даже подвидов. Некоторые компенсации даже начисляются в индивидуальном порядке, а в качестве источника используются бюджетные и внебюджетные средства.

Социально-финансовая помощь предназначена для следующих льготных категорий:

  • Гражданин оформил инвалидность. Это касается детей, у которых родители-инвалиды, а также граждан, которые ухаживают за инвалидами.
  • Сироты, в случае если они несовершеннолетние.
  • Студенты дневной очной формы обучения с детьми.
  • Многодетные семьи, при условии, что они параллельно являются малообеспеченными.
  • Пенсионеры, при условии, что они нетрудоспособные.

Размеры выплат установлены законодательно, часть пособий подлежат индексации (например, пособие по инвалидности). Между тем в некоторых перечисленных случаях поддержка оказывается лишь на региональном уровне (например, для малообеспеченных семей). Более подробные сведения указаны в таблице:

Как долго их платят?

Все социальные выплаты можно разделить на разовую уплату, которая выплачивается только единожды и множественные платежи. Ежемесячные пособия, как логично предположить, платятся раз в месяц и устанавливаются на какой-то конкретный срок. Обычно единовременные пособия начинают платить, когда наступает какая-то ситуация. Например, чья-то смерть или рождение.

Ежемесячные пособия платятся чаще, но чтобы продолжать их получать периодически требуется подтверждать свой статус. Например, в случае, когда речь о нетрудоспособном гражданине или инвалиде.

Назначение социального пособия

Чтобы получать социальные выплаты, необходимо доказать свой социальный статус. Выплаты будут назначены только тому человеку, который докажет, что он имеет право на определенную поддержку. Меры поддержки от государства будут определены, зависимо сразу от нескольких положений. Например, размера дохода, который имеет человек, трудового направления его деятельности, семейного статуса.

Какие документы собрать и куда обращаться зависит от полагающегося вида помощи. Проблема в том, что инвалидность находится в компетенции Пенсионного фонда, выплаты на детей можно оформить в Фонде соцзащиты. Если речь о безработных, рассматриваемой проблемой будет беспокоиться центр занятости. И это далеко не полный перечень. Потому оформляя социальные выплаты, приходится существенно побегать от одной инстанции к другой.

Не так давно появилась информация, что процедуру планируют упростить с помощью ЕГИССО – единой системы, где можно выполнить все. Если человек имеет право на льготу, её ему предоставят автоматически. Останется просто посетить платформу Госуслуги, чтобы узнать о начислении.

Основные обязанности и ответственность отдела платежей, учета и контроля предоставления льгот

Размер и как оформить

Размер социального пособия зависит от того, кто и из-за чего его получает. Но для начала необходимо оформить пакет документов. Папки будут разными, потому список необходимых именно в вашем случае, дополнительно уточняют. Рассмотрим размер материальной поддержки и документы для её оформления подробнее:

  • Размер выплат по беременности и родам. Это, так называемые, декретные, на которые могут претендовать как женщины, которые работают, так и не трудоустроенные. Чтобы назначили помощь, необходимо собрать документы: заявление, больничный (где отмечен факт беременности) и справка о доходах. На текущий момент пособие составляет в своем минимальном размере 58 878,40 руб.
  • Размер социального пособия на погребение. На него может претендовать человек, который занимается погребением. Чтобы получить выплаты в размере 6494,98 руб. необходимо принести свидетельство о смерти и личные бумаги усопшего.
  • Размер пособия по уходу за малышом, которому нет 1,5 года. Точную сумму можно выяснить, когда известно, сколько в семье детей. Она растет зависимо от их количества. Минимум, что получат родители — 7082,85 руб. Женщины получат 40% от своей зарплаты. Чтобы выплаты были оформлены, нужно подать паспорт, свидетельство рождения крохи и заявление. Подавать документы нужно на работе или в органах соцзащиты.
  • Социальные выплаты для безработных от 1500 руб. Какие документы взять уточните в центре занятости.
  • Выплаты при рождении малыша. Эти выплаты имеют единовременный характер, а их сумма составляет 18 886,32 рубля.

Некоторые социальные пособия выплачиваются в неизменном размере уже несколько лет подряд. Другие регулярно индексируются.

Особенности предоставления и сроки

Меры поддержки от государства могут быть разными, так отличаются и сроки их начисления.

Если интересна рассматриваемая информация, больше о ней можно узнать на портале Госуслуги.

Что говорит Путин о соцвыплатах 2022 года?

21 апреля Путин объявил о том, что будут внедряться новые социальные пособия. Прежде всего, это касается семей, где есть дети, но родители находятся в сложных жизненных ситуациях. Например, будут вноситься единоразовые выплаты для школьников, а также повышение выплат по больничному листу. Теперь они покрывают все расходы. Таким образом социальные выплаты ещё больше направлены на поддержку рядовых граждан.

Получить юридическую помощь по вопросам социальных выплат можно на нашем сайте.

Ермаков Ярослав

Буду рад Вам помочь по вопросам земельного, градостроительного права и правоотношений связанных с кадастровым учетом и регистрацией прав.

Похожие записи из категории

Добавьте комментарий

  • Вопросы
  • — Платные консультации
  • — Бесплатные консультации
  • Подготовить документ
  • Консультация по телефону
  • Круглосуточная консультация юриста
  • Консультация по юридическим вопросам
  • Юридичекая помощь
  • Юридические услуги
  • Все юристы
  • — Юристы Краснодара
  • — Юристы Нижнего Новгорода
  • — Юристы Омска
  • — Юристы Самары
  • — Юристы Санкт-Петербурга
  • Все организации
  • — МФЦ
  • — Нотариусы
  • — Суды
  • — База приставов России
  • Публикации
  • Образцы документов
  • Полезные инструменты
  • Кодексы и законы РФ
  • Проверка контрагента
  • Юридические компании
  • Кто звонил
  • События и новости

Выплаты Меры социальной поддержки

Единовременная денежная выплата на приобретение одежды для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования по очной (дневной) форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области

Областное ежемесячное пособие на ребенка, не посещающего государственную или муниципальную образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, родители (усыновители, опекуны, приемные родители) или один из них которого являются инвалидами I или II группы

Областное ежемесячное пособие на ребенка, имеющего медицинские показания, которые являются основанием для непосещения государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования

Государственное пособие на ребенка

Ежемесячная денежная выплата на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, осуществляемое по заключению врачей

Дополнительная мера социальной поддержки учащихся 5 — 11-х классов областных государственных общеобразовательных организаций, муниципальных общеобразовательных организаций из малоимущих семей в виде обеспечения бесплатными горячими завтраками

Ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении рожденного в 2019-2024 годах) третьего ребенка или последующих детей в 2019-2024 годах

Ежемесячная денежная выплата многодетным семьям

Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 8 до 17

Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно

Областное государственное единовременное пособие при рождении ребенка

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в 2019, 2020 и 2021 и 2022 годах

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

Пра­во на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние – од­но из осн. кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан. В гл. 2 Кон­сти­ту­ции РФ, по­свя­щён­ной пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ему от­ве­де­на спе­ци­аль­ная нор­ма. Со­глас­но ст. 39 ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. Там же пре­ду­смот­ре­но, что гос. пен­сии и со­ци­аль­ные по­со­бия ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, по­ощ­ря­ют­ся доб­ро­воль­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние, соз­да­ние до­пол­ни­тель­ных форм со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и бла­го­тво­ри­тель­ность.

За­кре­п­лён­ные в Кон­сти­ту­ции га­ран­тии со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния со­от­вет­ст­ву­ют по­ло­же­ни­ям ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых ак­тов: Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка, Ме­ж­ду­на­род­но­го пак­та об эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах, Кон­вен­ции о пра­вах ре­бён­ка, ра­ти­фи­ци­ро­ван­ных РФ, и Ев­ро­пей­ской со­ци­аль­ной хар­тии.

Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние вклю­ча­ет: вы­пла­ты, ус­лу­ги ли­бо на­ту­раль­ные бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые при на­сту­п­ле­нии (или на­ли­чии) оп­ре­де­лён­ных со­ци­аль­ных рис­ков, свя­зан­ных с не­воз­мож­но­стью граж­дан свои­ми си­ла­ми обес­пе­чить се­бя или не­тру­до­спо­соб­ных чле­нов сво­ей се­мьи дос­та­точ­ны­ми сред­ст­ва­ми к жиз­ни. Не­отъ­ем­ле­мая часть со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния – пре­дос­тав­ле­ние ну­ж­даю­щим­ся гра­ж­да­нам со­ци­аль­ных ус­луг вза­мен ли­бо в до­пол­не­ние к де­неж­ным вы­пла­там (напр. , ус­луг до­мов-ин­тер­на­тов и др. со­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ний), а так­же раз­но­го ро­да пре­иму­ществ (напр. , по оп­ла­те ле­карств, по бес­плат­но­му про­те­зи­ро­ва­нию и др.

Читать также:  ВЫПЛАТЫ СОТРУДНИКОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Го­су­дар­ст­во про­во­дит по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на предо­став­ле­ние со­ци­аль­ной за­щи­ты гра­ж­да­нам, на­хо­дя­щим­ся в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, од­на­ко ос­та­ёт­ся мно­го не­ре­шён­ных во­про­сов, свя­зан­ных с их со­ци­аль­ным обес­пе­че­ни­ем.

Со­хра­ня­ет­ся вы­со­ким уро­вень бед­но­сти (25% об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния), осн. груп­пой бед­но­го на­се­ле­ния ос­та­ют­ся се­мьи с деть­ми (ок. 60% всех бед­ных се­мей). Сре­ди край­не бед­ных се­мей (со сред­не­ду­ше­вы­ми рас­по­ла­гае­мы­ми ре­сур­са­ми ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в 2 и бо­лее раза) се­мьи с деть­ми со­став­ля­ют ок. 70%. Ост­ро сто­ит во­прос дет­ской бес­при­зор­но­сти и без­над­зор­но­сти. Слож­ная си­туа­ция с дет­ской бес­при­зор­но­стью в Мо­ск­ве, став­шей с кон. 20 в. круп­ней­шим цен­тром не­кон­тро­ли­руе­мой ми­гра­ции.

На об­щем фо­не рос­та нар­ко­ти­за­ции на­се­ле­ния осо­бую тре­во­гу вы­зы­ва­ет уве­ли­чи­ваю­щее­ся по­треб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских и пси­хо­троп­ных ве­ществ под­ро­ст­ка­ми. В 2001 к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за нар­ко­пре­сту­п­ле­ния при­вле­че­но св. 5,5 тыс. не­со­вер­шен­но­лет­них.

Чис­лен­ность ин­ва­ли­дов со­ста­ви­ла в нач. 21 в. бо­лее 10 млн. чел. Для них не соз­да­на пол­но­цен­ная сис­те­ма удов­ле­тво­ре­ния спе­ци­фи­че­ских по­треб­но­стей, свя­зан­ных с ин­ва­лид­но­стью, что при­во­дит к вы­тес­не­нию ин­ва­ли­дов из разл. сфер дея­тель­но­сти и изо­ля­ции от об­ще­ст­ва. Ра­бо­ту име­ют 14,8% ин­ва­ли­дов тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та. Бо­лее 140 тыс. ин­ва­ли­дов ну­ж­да­ют­ся в ав­то­ном­ных сред­ст­вах пе­ре­дви­же­ния; их по­треб­но­сти в тех­ни­че­ских сред­ст­вах, об­лег­чаю­щих труд и быт, удов­ле­тво­ря­ют­ся в ми­ни­маль­ных объ­ё­мах.

Для воз­рас­тной струк­ту­ры на­се­ле­ния ха­рак­тер­но ди­на­мич­ное уве­ли­че­ние до­ли лиц стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, что со­от­вет­ст­ву­ет об­ще­ми­ро­во­му про­цес­су ста­ре­ния на­се­ле­ния. Ну­ж­да­ют­ся в разл. ви­дах по­мо­щи ок. 5 млн. гра­ж­дан стар­ших воз­рас­тов, из них 1,5 млн. чел. – в по­сто­ян­ной по­сто­рон­ней по­мо­щи и со­ци­аль­ных ус­лу­гах, ок. 300 тыс. чел. – в со­ци­аль­но-ме­ди­цин­ских ус­лу­гах на до­му. Ну­ж­даю­щих­ся в ста­цио­нар­ном со­ци­аль­ном об­слу­жи­ва­нии – 20 тыс. пре­ста­ре­лых гра­ж­дан, из ко­то­рых бо­лее 6 тыс. чел. сто­ит на оче­ре­ди бо­лее 1 го­да.

Соз­да­на и дей­ст­ву­ет сеть из бо­лее чем 12 тыс. уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, ока­зы­ваю­щих ус­лу­ги раз­ным ка­те­го­ри­ям и груп­пам на­се­ле­ния. Соз­да­ют­ся уч­ре­ж­де­ния но­во­го ти­па – до­ма-ин­тер­на­ты ми­ло­сер­дия, ге­рон­то­ло­ги­че­ские и ге­рон­топ­си­хи­ат­ри­ческие, а так­же со­ци­аль­но-оз­до­ро­вительные цен­тры. Ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния тре­бу­ет зна­чи­тель­ных за­трат.

По­ми­мо ста­цио­нар­но­го со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния раз­ви­ва­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных ус­луг в др. фор­мах: со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние на до­му пре­ста­ре­лых, ин­ва­ли­дов, де­тей-ин­ва­ли­дов. При­ме­не­ние ме­ха­низ­мов фи­нан­си­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ций по фак­ту пре­дос­тав­ле­ния ус­луг и обес­пе­че­ние бо­лее ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки гос. со­циаль­но­го за­ка­за по­зво­лят со­кра­тить чис­ло не­эф­фек­тив­ных уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, а вы­сво­бо­ж­дае­мые сред­ст­ва час­тич­но на­пра­вить на фи­нан­си­ро­ва­ние наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных со­ци­аль­ных ус­луг.

С кон. 1990-х гг. фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мьи, жен­щин и де­тей. Её эле­мен­ты: сис­те­ма пря­мой гос. под­держ­ки се­мей с деть­ми; про­фи­лак­ти­ка се­мей­но­го не­бла­го­по­лу­чия; без­над­зор­но­сти де­тей и под­ро­ст­ков; обес­пе­че­ние ра­вен­ст­ва прав муж­чин и жен­щин и воз­мож­но­стей для их осу­ще­ст­в­ле­ния.

Ре­ше­ние ря­да про­блем дет­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми це­ле­вы­ми про­грам­ма­ми. Так, про­грам­ма «Де­ти Рос­сии» вклю­ча­ет ряд под­про­грамм: про­фи­лак­ти­ка без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них; де­ти-ин­ва­ли­ды; де­ти-си­ро­ты и др. Фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы дей­ст­ву­ют так­же в об­лас­ти со­ци­аль­ной за­щи­ты по­жи­лых – «Стар­шее по­ко­ле­ние», ин­ва­ли­дов – «Со­ци­аль­ная под­держ­ка ин­ва­ли­дов». Но­вый вид со­ци­аль­но­го уч­ре­ж­де­ния – кри­зис­ный центр для жен­щин, на ба­зе ко­то­ро­го ве­дёт­ся по­иск пу­тей ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по пре­дот­вра­ще­нию на­си­лия и нор­ма­ли­за­ции взаи­мо­от­но­ше­ний в се­мье.

Не­ма­лым по­тен­циа­лом от­ли­ча­ет­ся до­пол­ни­тель­ное не­го­су­дар­ст­вен­ное со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность. В Рос­сии этот сек­тор со­став­ля­ет ок. 70 тыс. об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний (то­гда как в США, напр. , 1,2 млн. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние средств, на­прав­ляе­мых на со­ци­аль­ные це­ли. Дея­тель­ность не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций не­ред­ко обес­пе­чи­ва­ет бо­лее эф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние бюд­жет­ных средств, а объ­е­ди­не­ние гос. и ча­ст­ных средств да­ёт муль­ти­п­ли­ка­тив­ный эф­фект при­вле­че­ния ре­сур­сов из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков.

Од­но из клю­че­вых ус­ло­вий со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва – эф­фек­тив­ная ад­рес­ная под­держ­ка се­мей с низ­ким уров­нем до­хо­дов. Дей­ст­вую­щая сис­те­ма вы­яв­ле­ния и со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мей и на­се­ле­ния, на­хо­дя­щих­ся в зо­не рис­ка, в ви­де льгот и по­со­бий ну­ж­да­ет­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии и адап­та­ции к ус­ло­ви­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, т. со­хра­не­ние та­кой сис­те­мы ве­дёт к дес­ти­му­ли­ро­ва­нию тру­да, про­во­ци­руя рост бед­ности. Со­ци­аль­ные льго­ты и вы­пла­ты пре­дос­тав­ля­ют­ся в осн. по ка­те­го­ри­аль­но­му прин­ци­пу, не­за­ви­си­мо от ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния и тру­до­спо­соб­но­сти по­лу­ча­те­лей. Осн. часть дан­ных со­ци­аль­ных транс­фер­тов идёт на под­держ­ку групп на­се­ле­ния с до­хо­да­ми вы­ше про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. В ма­ло­обес­пе­чен­ные се­мьи по­па­да­ет ме­нее 20% об­ще­го объ­ё­ма со­ци­аль­ных льгот и вы­плат.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих свя­за­но с ре­ше­ни­ем двух про­блем: 1) пре­об­ра­зо­ва­ни­ем сис­те­мы гос. льгот и вы­плат; 2) за­ко­но­да­тель­ным оформ­ле­ни­ем и прак­ти­че­ским при­ме­не­ни­ем прин­ци­пов на­зна­че­ния со­ци­аль­ных транс­фер­тов на ад­рес­ной ос­но­ве.

Прин­ци­пы ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы со­ци­аль­ных льгот на­се­ле­нию:

со­хра­ня­ет­ся пра­во на на­зна­че­ние и пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных льгот и вы­плат на­се­ле­нию за счёт соб­ст­вен­ных средств ре­гио­нов и хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов;

от­дель­ные со­ци­аль­ные льго­ты, пре­до­с­тав­ляе­мые по про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти льгот­ни­ка, от­ме­ня­ют­ся с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем за­ра­бот­ной пла­ты или пе­ре­во­дят­ся в фор­му ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат;

на дан­ном эта­пе льго­ты со­хра­ня­ют­ся у ка­те­го­рий гра­ж­дан, имею­щих осо­бые за­слу­ги пе­ред оте­че­ст­вом, а так­же тем ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, ко­то­рым эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия не по­зво­ля­ют пря­мым спо­со­бом зна­чи­тель­но по­вы­шать до­хо­ды (ин­ва­ли­ды, ве­те­ра­ны и ин­ва­ли­ды Вел. Отеч. вой­ны и др

ос­таль­ным льгот­ным ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния со­ци­аль­ные льго­ты бу­дут пе­ре­во­дить­ся в од­ну из форм со­ци­аль­ной по­мо­щи и пре­дос­тав­лять­ся стро­го ад­рес­но на ос­но­ве ре­аль­но учи­ты­вае­мых кри­те­ри­ев (ве­ли­чи­ны сред­не­ду­ше­во­го до­хо­да с учё­том рас­по­ла­гае­мой соб­ст­вен­но­сти; де­мо­гра­фи­че­ских ха­рак­те­ри­стик се­мей и ин­ди­ви­дуу­мов и т.

В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов наи­бо­лее эф­фек­тив­ны спо­со­бы борь­бы с бед­но­стью: ра­цио­на­ли­за­ция со­ци­аль­ной под­держ­ки не­иму­щих с це­лью со­дей­ст­вия в пре­одо­ле­нии труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции соб­ст­вен­ны­ми си­ла­ми, обес­пе­че­ние боль­шей пер­со­ни­фи­ка­ции и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции при ока­за­нии со­ци­аль­ной по­мо­щи, её пре­иму­ще­ст­вен­но зая­ви­тель­ный ха­рак­тер и ад­рес­ный прин­цип со­ци­аль­ных вы­плат.

Ка­че­ст­во оцен­ки ну­ж­дае­мо­сти по­вы­ша­ет­ся с учё­том ря­да клю­че­вых мо­ментов: точ­ность и дос­то­вер­ность оп­ре­де­ле­ния по­лу­ча­те­лей по­мо­щи, эф­фек­тив­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рас­хо­дов, пре­иму­ще­ст­вен­ная ори­ен­та­ция на оп­ре­де­лён­ные слои на­се­ле­ния (бед­ных от­но­си­тель­но дли­тель­ный пе­ри­од или бед­ных в те­ку­щий мо­мент), ана­лиз мо­ти­ва­ции по­лу­ча­те­лей по­мо­щи к са­мо­стоя­тель­но­му уве­ли­че­нию до­хо­дов.

Ме­ха­низ­мы пре­дос­тав­ле­ния по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям и оди­но­ким гра­ж­да­нам при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать тру­до­спо­соб­ных бед­ных, на­хо­дя­щих­ся по не­за­ви­си­мым от них при­чи­нам в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, к ак­тив­но­му са­мо­стоя­тель­но­му уча­стию в её пре­одо­ле­нии. Это по­зво­лит не толь­ко по­вы­сить эф­фек­тив­ность со­ци­аль­ных рас­хо­дов, но и пре­одо­леть тра­ди­ци­он­ное от­но­ше­ние к на­се­ле­нию как к пас­сив­но­му объ­ек­ту ока­за­ния по­мо­щи.

Обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние – часть гос. сис­те­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­но­вах обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния» (1999) оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые, эко­но­ми­че­ские и ор­га­ни­за­ци­онные ме­ры, на­прав­лен­ные на ком­пен­са­цию или ми­ни­ми­за­цию по­след­ст­вий из­ме­не­ния ма­те­ри­аль­но­го и (или) со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ра­бо­таю­щих гра­ж­дан, а так­же иных ка­те­го­рий гра­ж­дан в слу­ча­ях: при­зна­ния их без­ра­бот­ны­ми, тру­до­во­го уве­чья или про­фес­сио­наль­но­го за­бо­ле­ва­ния, ин­ва­лид­но­сти, бо­лез­ни, трав­мы, бе­ре­мен­но­сти и ро­дов, по­те­ри кор­миль­ца, не­об­хо­ди­мо­сти по­лу­че­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи, са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния, на­сту­п­ле­ния ста­рос­ти и иных за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных со­ци­аль­ных стра­хо­вых рис­ков.

Под обя­за­тель­ным со­ци­аль­ным стра­хо­ва­ни­ем по­ни­ма­ет­ся так­же об­ласть со­ци­аль­ной за­щи­ты, управ­ляе­мая Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ (ФСС) и фи­нан­си­руе­мая за счёт его бюд­же­та.

Стра­хо­ва­ние Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в от­но­ше­нии сле­дую­щих со­ци­аль­ных слу­ча­ев: вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти; ка­ран­ти­на; про­те­зи­ро­ва­ния по ме­ди­цин­ским по­ка­за­ни­ям; ухо­да за боль­ным чле­ном се­мьи; реа­би­ли­та­ции по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния, про­из­вод­ст­вен­ных травм и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний; бе­ре­мен­но­сти и ро­дов; ро­ж­де­ния ре­бён­ка; усы­нов­ле­ния/удо­че­ре­ния ре­бён­ка; ухо­да за ре­бён­ком до дос­ти­же­ния им воз­рас­та по­лу­то­ра лет; ухо­да за ре­бён­ком-ин­ва­ли­дом; смер­ти за­стра­хо­ван­но­го ли­ца или не­тру­до­спо­соб­но­го чле­на его се­мьи.

Осн. вид обес­пе­че­ния по обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию – по­со­бия. Цен­траль­ное ме­сто в сис­те­ме по­со­бий, вы­пла­чи­вае­мых за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, за­ни­ма­ют по­со­бия по вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти – бо­лее 50% рас­хо­дов ФСС. Пре­дель­ный раз­мер по­со­бия ус­та­нов­лен в За­ко­не «О бюд­же­те Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2002 год» в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии в сум­ме не св. 11700 руб.

ФСС так­же фи­нан­си­ру­ет не­ко­то­рые ви­ды дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ные на реа­би­ли­та­цию за­стра­хо­ван­ных лиц и пре­ду­пре­ж­де­ние вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний: са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и реа­би­ли­та­цию ра­бот­ни­ков по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний; по­ста­нов­ку на ме­ди­цин­ский учёт жен­щин в ран­ние сро­ки бе­ре­мен­но­сти; вос­ста­нов­ле­ние здо­ро­вья де­тей ра­бот­ни­ков в дет­ских лет­них оз­до­ро­ви­тель­ных ла­ге­рях; на­чаль­ную фи­зи­че­скую под­го­тов­ку де­тей в дет­ско-юно­ше­ских спор­тив­ных шко­лах.

За счёт средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та ФСС фи­нан­си­ру­ет от­дель­ные по­со­бия и иные обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва: при­об­ре­те­ние и вы­да­чу пу­тё­вок на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние ве­те­ра­нам и ин­ва­ли­дам Вел. Отеч. вой­ны; уча­ст­ни­кам ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ка­та­ст­роф.

Сред­ст­ва сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния фор­ми­ру­ют­ся пре­ж­де все­го за счёт стра­хо­вых взно­сов (до 2001 г. ) и час­ти еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, уп­ла­чи­вае­мо­го ра­бо­то­да­те­ля­ми с 1. 2001. Из об­щей ве­ли­чи­ны став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га в раз­ме­ре 35,6% к за­ра­бот­ку, не пре­вы­шаю­ще­му 100 тыс. руб. в год, 4% пред­на­зна­ча­ет­ся для сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. При бо­лее вы­со­кой оп­ла­те тру­да став­ка еди­но­го со­ци­аль­но­го на­лога, в т. за­чис­ляе­мая в ФСС, сни­жа­ет­ся в со­от­вет­ст­вии со шка­лой ре­грес­сии.

Осо­бен­ность обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в РФ – вы­пла­та за­стра­хо­ван­ным со­ци­аль­ных по­со­бий и ком­пен­са­ций са­ми­ми стра­хо­ва­те­ля­ми. Эти рас­хо­ды за­счи­ты­ва­ют­ся в счёт уп­ла­ты еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Ес­ли сумм на­ло­га не­дос­та­точ­но для вы­пла­ты по­со­бий за­стра­хо­ван­ным, то ра­бо­то­да­тель об­ра­ща­ет­ся в ФСС за суб­вен­ци­ей. Из­лиш­ние сум­мы на­ло­га, ос­тав­шие­ся по­сле вы­плат по стра­хо­во­му обес­пе­че­нию, пе­ре­чис­ля­ют­ся ра­бо­то­да­те­лем в ФСС для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду от­дель­ны­ми пред­при­ятия­ми, ор­га­ни­за­ция­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми.

С янв. 2000 в рам­ках ФСС ве­дёт­ся обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний. Сред­ст­ва фор­ми­ру­ют­ся за счёт стра­хо­вых взно­сов, не вхо­дя­щих в со­став еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. В 2002 сред­ний раз­мер взно­сов по от­рас­лям со­ставил 0,95% к за­ра­бот­ку. При этом ве­ли­чи­на та­ри­фов диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по 22 клас­сам про­фес­сио­наль­но­го рис­ка и из­ме­ня­лась от 0,2% к на­чис­лен­ной оп­ла­те тру­да по всем ос­но­ва­ни­ям для 1-го клас­са до 8,5% – для 22-го клас­са. Эти взно­сы со­би­ра­ет сам Фонд без уча­стия на­ло­го­вых ор­га­нов. Рег­рес­сив­ная шка­ла от­сут­ст­ву­ет.

При на­зна­че­нии пен­сии по ин­ва­лид­но­сти и дос­роч­ной пен­сии в свя­зи с осо­бы­ми ус­ло­вия­ми тру­да, ус­та­нов­лен­ными пен­си­он­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, стра­хо­вое обес­пе­че­ние по обя­за­тель­но­му со­циаль­но­му стра­хо­ва­нию от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний, в т. еже­ме­сяч­ные стра­хо­вые вы­пла­ты, ко­то­рые мо­гут дос­ти­гать 100% за­ра­бот­ка по­стра­дав­ше­го ра­бот­ни­ка, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся не­за­ви­си­мо от вы­пла­ты ука­зан­ных пен­сий.

Читать также:  Правовое регулирование назначения и выплаты пособий по системе социального обеспечения

Де­неж­ные сред­ст­ва и иное иму­ще­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в опе­ра­тив­ном управ­ле­нии ФСС, а так­же иму­ще­ст­во, за­кре­п­лён­ное за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми фон­ду са­на­тор­но-ку­рорт­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, яв­ля­ют­ся фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью. Они не вхо­дят в со­став бюд­же­тов со­от­вет­ст­вую­щих уров­ней, бюд­же­тов др. гос. вне­бюд­жет­ных фон­дов и изъ­я­тию не под­ле­жат.

Сред­ст­ва бюд­же­та ФСС об­ра­зу­ют­ся за счёт: час­ти средств еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, за­чис­ляе­мых в ФСС, стра­хо­вых взно­сов ра­бо­то­да­те­лей и гра­ж­дан; до­хо­дов от ин­ве­сти­ро­ва­ния час­ти вре­мен­но сво­бод­ных средств в ли­к­вид­ные гос. цен­ные бу­ма­ги и бан­ков­ские вкла­ды; доб­ро­воль­ных взно­сов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; ас­сиг­но­ва­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та РФ на по­кры­тие рас­хо­дов по пре­дос­тав­ле­нию льгот и ком­пен­са­ций ли­цам, по­стра­дав­шим вслед­ст­вие ка­та­ст­ро­фы на Чер­но­быль­ской АЭС или ра­диа­ци­он­ных ава­рий на др. атом­ных объ­ек­тах гра­ж­дан­ско­го или во­ен­но­го на­зна­че­ния и их по­след­ст­вий; про­чих до­хо­дов.

В 2002 в цен­траль­ном ап­па­ра­те ФСС ра­бо­та­ли ок. 400 чел. и бо­лее 20 тыс. чел. – в ре­гио­наль­ных от­де­ле­ни­ях. 2 млн. чел. бы­ли за­ня­ты в ко­мис­си­ях по со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию на уров­не пред­при­ятий. Го­до­вой бюд­жет Фон­да в 2002 пре­вы­сил 127 млрд. руб.

Дли­тель­ное вре­мя по­сту­п­ле­ния средств в ФСС су­ще­ст­вен­но пре­вы­ша­ли не­об­хо­ди­мые рас­хо­ды Фон­да. В бюд­же­те ФСС сво­бод­ный ос­та­ток средств на нач. 2001 со­став­лял 28,9 млрд. руб. , что по от­но­ше­нию к ис­пол­нен­ной ве­ли­чи­не рас­хо­дов со­став­ля­ло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и со­от­но­ше­ние его с рас­хо­да­ми сни­зи­лось до 13 к 87. В бюд­жете ФСС на 2003 сво­бод­ный ос­та­ток средств сни­зил­ся прак­ти­че­ски до ве­ли­чи­ны, не­об­хо­ди­мой для ус­той­чи­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния те­ку­щих обя­за­тельств, и его со­от­но­ше­ние с сум­мой рас­хо­дов 8 к 92.

Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния обя­за­тельств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния по разл. на­прав­ле­ни­ям рас­хо­до­ва­ния средств ФСС от­ра­зи­лись на их ис­пол­не­нии по­сле вве­де­ния еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. С 1. 2001 жё­ст­ко за­кре­п­лён­ные за­ко­ном нор­мы вы­пла­ты по­со­бий ис­пол­ня­ют­ся в пол­ном объ­ё­ме пе­ред все­ми за­стра­хо­ван­ны­ми ли­ца­ми. Мас­шта­бы же фи­нан­си­ро­ва­ния са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в 2001 пе­ре­ста­ли уве­ли­чи­вать­ся, в 2002 со­кра­ти­лись в 2 раза (по срав­не­нию с 2001), а в бюд­же­те на 2003 фи­нан­си­ро­ва­ние са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния ог­ра­ни­че­но реа­би­ли­та­ци­ей за­стра­хо­ван­ных в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний, ус­та­нов­лен­ных Пра­ви­тель­ст­вом РФ (см. таб­ли­цу).

Наи­бо­лее при­ори­тет­ная за­да­ча по обес­пе­че­нию дет­ско­го от­ды­ха име­ет бо­лее ус­той­чи­вое фи­нан­си­ро­ва­ние, что по­зво­ли­ло уве­ли­чить за 10 лет чис­ло пу­тё­вок в ла­ге­ря от­ды­ха для де­тей поч­ти в 1,5 раза, хо­тя с 2001 от­ме­че­но не­ко­то­рое сни­же­ние это­го по­ка­за­те­ля.

При­чи­на со­кра­ще­ния рас­хо­дов на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и от­дых – дей­ст­вие рег­рес­сив­ной шка­лы еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Со­кра­ще­ние чис­ла об­слу­жен­ных за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет не­со­от­вет­ст­вие сло­жив­шей­ся сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния из­ме­няю­щим­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ус­ло­ви­ям, что тре­бу­ет её ре­фор­ми­ро­ва­ния.

Диф­фе­рен­циа­ция воз­мож­но­стей в сис­те­ме со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет со­су­ще­ст­во­ва­ние двух раз­ных сис­тем стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты пер­вой сис­те­мы (об­щее со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние) – еди­ные для всех ра­бо­таю­щих и дос­та­точ­но чёт­ко оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные га­ран­тии: вы­пла­та по­со­бий в слу­ча­ях вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, ма­те­рин­ст­ва, смер­ти и оп­ла­та до­ле­чи­ва­ния (реа­би­ли­та­ции) в са­на­тор­но-ку­рорт­ных уч­ре­ж­де­ни­ях по­сле ин­фарк­та и ря­да оп­ре­де­лён­ных за­бо­ле­ва­ний, по­тре­бо­вав­ших опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Реа­ли­зу­ют­ся в сис­те­ме обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты вто­рой сис­те­мы (сис­те­ма кол­лек­тив­но­го или кор­по­ра­тив­но­го стра­хо­ва­ния) – оп­ла­та про­фи­лак­ти­ки за­бо­ле­вае­мо­сти бла­го­да­ря пре­дос­тав­ле­нию са­на­тор­но-ку­рорт­но­го об­слу­жи­ва­ния и воз­мож­но­стей оз­до­ров­ле­ния, не свя­зан­ных с толь­ко что пе­ре­не­сён­ным за­бо­ле­ва­ни­ем, а за­ви­ся­щих от эко­но­ми­че­ских воз­мож­но­стей стра­хо­ва­те­ля и стра­хо­вых вы­плат на пред­при­ятии, где ра­бо­та­ет за­стра­хо­ван­ный. С 2001 ус­та­нов­лен нор­ма­тив пре­дель­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в су­тки. В бюд­же­те ФСС на 2002 этот нор­ма­тив ра­вен 420 руб. /сут.

Функ­цио­наль­ная двой­ст­вен­ность сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния со­став­ля­ет её внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие. Со­хра­не­ние та­ко­го по­ло­же­ния не со­от­вет­ст­ву­ет прин­ци­пам ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Пред­при­ятия, имею­щие бо­лее вы­со­кие до­хо­ды, вно­сят в сис­те­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния боль­ше средств и фак­ти­че­ски име­ют пра­во на бо́льшие со­ци­аль­ные га­ран­тии. Ес­ли же взно­сы тех, кто по­лу­ча­ет боль­ше благ, при­мер­но со­от­вет­ст­ву­ют стои­мо­сти этих благ, то та­кое со­от­вет­ст­вие долж­но быть ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ва­но.

Объекты социальной защитыПравить

К объектам социальной защиты в Российской Федерации относятся:

4) Многодетные семьи

5) Малообеспеченные граждане

7) Инфицированные ВИЧ

9) Граждане, которые не имеют постоянного места жительства

10) Лица, получившие инвалидность в Великой Отечественной войне, а также семьи погибших по причине войны

Формы социальной защитыПравить

Существует три формы социальной защиты:

Социальное обеспечениеПравить

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории лиц из средств государственных фондов и бюджетов.

Сущность социального обеспечения проявляется в следующих функциях :

1) Политическая — данная функция выражается в поддержании социальной стабильности в обществе в котором разные слои населения подвержены разному материальному обеспечению;

2) Экономическая — данная функция основана на замещении основного заработка, утраченного из-за нетрудоспособности, а также по причине возраста или потере кормильца, частичном возмещении расходов по причине наступления определённого жизненного обстоятельства, и осуществления финансовой помощи малоимущим лицам;

3) Демографическая — данная функция выражена в стимуляции воспроизводства народа населения;

4) Социально-реабилитационная — данная функция заключается в восстановлении статуса в обществе нетрудоспособных граждан и других для того чтобы данные лица чувствовали себя полноценными членами общества;

5) Профилактическая — данная функция направлена на предотвращение возникновения несчастных случаев, то есть конкретных социально рисковых ситуаций;

Социальное страхованиеПравить

Социальное страхование — это система поддержки нетрудоспособных граждан за счёт средств государственного страхового фонда, то есть это механизм реализации социальной политики государства.

Государственное социальное страхование в Российской Федерации осуществляется органами законодательной и исполнительной власти деятельность которых заключается в формировании государственного бюджета и его расходов, то есть все пособия и льготы которые предназначены для населения устанавливаются законодательными и нормативными актами.

Формы социального страхованияПравить

1) Государственное социальное страхование — это обязательное, формирующееся из налогов, отчисляемых всеми трудоспособными гражданами, то есть в обязанности работодателя входят удерживание с каждого своего работника налогов, которые направлены в фонд социального страхования. Деятельность государственного страхования направлена не только на финансирование пенсий пожилым людям, инвалидам, но и также на финансирование декретных выплат, пособий на детей и пенсий детям, лишенных кормильцев.

2) Коллективное социальное страхование — в отличие от государственного, его объектом является трудовой коллектив, профсоюз и т. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счёт работников и работодателей.

3) Смешанное социальное страхование — это проекты которые государство реализует вместе с профсоюзами.

Социальная помощьПравить

Социальная помощь — это предоставление определённым категориям граждан, которые указаны Федеральным законом, социальных пособий, социальных услуг и других жизненно необходимых товаров.

Виды социальной помощи: социальное пособие, субсидия малоимущим гражданам, компенсация.

1) Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе конкретной денежной суммы лицам за счёт средств из бюджета;

2) Субсидия — это оплата материальных благ, имеющих целевое назначение и предоставляемых гражданам;

3) Компенсация — данный вид социальной помощи направлен на возмещение расходов, осуществляемых определёнными категориями лиц.

История развития социальной помощи в РоссииПравить

В Советском Союзе реализация социальной защиты заключалась в организации социального обеспечения, которое представляло собой государственную систему социально-экономических мероприятий по обеспечению нетрудоспособных граждан, других лиц которые нуждаются в помощи за счёт общественных фондов потребления. Данные фонды были частью национального дохода социалистического общества и были использованы вместе с оплатой по труду для удовлетворения потребностей населения. Источниками данных фондов были средства государственного бюджета, а также предприятий и общественных организаций. То есть по средствам общественных фондов потребления государство осуществляло воздействие на формирование структуры доходов и потребления, целью чего было создание равных условий для различных социальных групп, слоёв и классов, и для содержание нетрудоспособных.

Средства из общественных фондов потребления были предоставляемых населением в виде денежных выплат, а также в форме бесплатного или льготного обслуживания. К денежным выплатам относились пенсии, пособия и стипендии. К бесплатным льготным услугам относилось лечение, обучение, общественное воспитание детей.

Руководство социальным обеспечение в СССР осуществляли высшие органы государственной власти и государственного управления. Верховный совет СССР осуществлял деятельность по принятию законов, касающихся вопросов социального обеспечения. На основании данных законов совет министров СССР издавал постановления, которые регламентировали порядок проведения в жизнь важнейших вопросов социального обеспечения. Непосредственное руководство и управление социальным обеспечением осуществляли союзные автономные республики.

Образование рыночных отношений в России привело к обострению социальных проблем, породивших безработицы и другие характерные для рыночного хозяйствования черты и особенности.

Форма социальной защитыПравить

Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной.

  • Денежная форма — это обеспечение выплаты заработной платы вовремя, правильная организация оплаты труда, а также трудовые пенсии, социальные пенсии.
  • Неденежная форма — данная форма социальной защиты оказывается наиболее беззащитным группам населения в виде определённого обслуживания, бесплатного питания, психологической помощи.

Приоритеты Российского государства как социального государства в условиях трансформации экономикиПравить

Российская Федерация — это социальное государство, в обязанности которого входят создание благоприятного пространства общественных возможностей, которые защищены от какого-либо произвола. Воздействие государства на социальную защиту осуществляется через социальную политику, которая рассматривается как совокупность принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых как государственными, так и негосударственными органами, а также организации и учреждениями, которые направлены на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения. То есть социальных политика реализуется путём организации взаимоотношений элементов систем государственного управления социальной защиты, которая приводит к сохранению или изменению социального положения социального положения населения в целом или определённых его классов, слоёв, общностей. В Конституции Российской Федерации сказано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, установлено обеспечение со стороны государства семей, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Читать также:  МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Социальная поддержка

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 апреля 2020 года; проверки требуют 3 правки.

Социальная поддержка — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами.

Виды мер социальной поддержки в Российской ФедерацииПравить

  • детям (различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);
  • многодетным семьям (выдача удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);
  • ветеранам и инвалидам боевых действий (различные денежные выплаты, комплексы услуг);
  • малоимущим семьям;
  • гражданам за особые заслуги перед Отечеством;
  • гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);
  • молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.);
  • прочие меры социальной поддержки.

Программа социальной поддержкиПравить

Ожидаемые результаты действия программы предполагают:

  • Соцобеспечение Архивная копия от 14 апреля 2012 на Wayback Machine // Официальный сайт Правительства Нижегородской области
  • Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социальная поддержка граждан“»//КонсультантПлюс
  • Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». mintrud.gov.ru. Дата обращения: 27 ноября 2020. Архивировано 15 января 2021 года.

С 1 февраля 2021 года социальные пособия увеличились

С 01. 2021 в календарь социальных выплат внесли изменения, проиндексировав базовые соцпособия для граждан России. Коэффициент индексации утвержден постановлением правительства № 73 от 28. 2021.

Коэффициент индексации для выплат, пособий и компенсаций в 2022 году составляет 1,049.

Речь идет о выплатах и пособиях, предусмотренных:

  • законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • статьей 9.1 закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах»;
  • ч. 1 статьи 4.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • ч. 16 статьи 11.1 и статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • статьями 9, 10 и 11 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»;
  • статьей 6.2 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда , Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
  • п. 1 статьи 11, пп. 1 и 12 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании ‎от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году» ‎на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001;
  • Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний ‎на Семипалатинском полигоне».

Индексация ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) льготникам проводится ежегодно на размер инфляции. Иногда правительство устанавливает прибавку выше этого уровня.

В КонсультантПлюс всегда найдете свежую информацию о пособиях. Эксперты разбирают, кому сколько положено и как получить выплату. Используйте бесплатный доступ, чтобы найти и использовать нужные инструкции.

Виды пособий от государства

Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2022 году:

Критерий
Виды социальных выплат в России 2022

По уровню нормативного регулирования

федеральные;региональные;муниципальные. По категориям получателей

пенсионеры;инвалиды;малообеспеченные семьи;семьи с детьми;безработные;иные представители льготных категорий. По периодичности выплат

ежемесячные;ежегодные;разовые. По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата

федеральный бюджет;бюджет субъекта РФ;бюджет муниципального образования РФ. По основанию для получения

состояние здоровья;рождение ребенка;смерть;низкий уровень дохода;потеря основного источника дохода;потребность в жилплощади;инвалидность;потеря кормильца;иные основания.

Получатели государственных выплат

Льготы и соцпособия от государства устанавливаются не только на федеральном уровне. Региональные и местные власти вправе ввести «особенные» виды поддержки и помощи населению. Как пример — выплаты, характерные для конкретного региона проживания. А вот отменить или снизить федеральные привилегии местные власти не вправе.

Перечень льготников регионального и местного уровней индивидуален. Федеральные привилегии едины для всей страны. Вот сравнительная характеристика социальных выплат по порядку расчетов и размеру для разных категорий граждан:

Льгота
Получатель

По состоянию здоровья

работники, получившие заболевание, травму;граждане, достигшие пенсионного возраста;лица, приобретшие инвалидность. По утрате дохода

несовершеннолетние граждане, потерявшие кормильца;безработные;лица с низким уровнем дохода, малообеспеченные семьи;работники предприятий, попавшие под сокращение;родственники умершего. Детские выплаты

беременные женщины и роженицы;родители или усыновители детей;опекуны и попечители;многодетные семьи;граждане в декретном отпуске;родители детей-инвалидов;дети-сироты и оставшиеся без попечения. По социальному статусу

лица, имеющие знаки отличия;медицинские работники, проживающие в сельской местности;педагогические работники, проживающие в сельской местности;военнослужащие;госслужащие;молодые специалисты. По месту проживания

проживающие в районах Крайнего Севера;проживающие на территориях, где установлены территориальные (районные) повышающие коэффициенты.

Претендовать на социальную помощь от государства вправе абсолютно любой гражданин, даже тот, у которого нет явных оснований для подачи заявления на выплаты. Заявку рассмотрят в установленном порядке и примут решение по каждому индивидуальному случаю.

Где и как получить

Все виды государственной помощи носят заявительный характер. Пока гражданин не подаст заявление в ответственный за это орган, денежные выплаты ему не начислят. Инструкция, как получить социальные выплаты:

  • Подготовить пакет документов, которые подтвердят права на льготу.
  • Написать заявление.
  • Отнести все бумаги по месту обращения: работодателю, в ОСЗН, ФСС или Пенсионный фонд.

Место обращения определяют по социальному статусу получателя соцпособий. Сводная таблица выплат от соцзащиты, центра занятости, работодателя, ПФР и других инстанций:

Условие
Куда обращаться
Примеры пособий и выплат

Если заявитель трудоустроен
По месту основного трудоустройства и по месту работы по совместительству

больничные;при получении производственной травмы;при смерти работника;при рождении ребенка;декретный отпуск;ранний срок учета при беременности;налоговые льготы и вычеты. Трудоспособный, но безработный заявитель
Центр занятости населения
Госпособие по безработице, помощь в трудоустройстве, переквалификация кадров, гранты на открытие бизнеса (ИП). Центр социальной защиты населения
Компенсация коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Бывший работодатель
Выплаты по сокращению штата или при ликвидации организации. Безработный нетрудоспособный заявитель
Пенсионный фонд

пенсия и социальные доплаты к пенсии;пенсия по инвалидности и по потере кормильца;материнский капитал. Центр социальной защиты населения
Льготы и компенсации пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным категориям населения. МФЦ
Все виды господдержки оформляют через многофункциональный центр.

Перед подачей заявки обратитесь за консультацией в МФЦ. С собой возьмите паспорт и документы, подтверждающие основания для назначения пособия. Работники многофункционального центра бесплатно проконсультируют по любому вопросу, связанному с назначением соцвыплат.

Перечень документов на выплаты

Одного заявления на выплату соцпособий недостаточно. Гражданам необходимо подтвердить права на получение государственных денег. Для каждой ситуации потребуется особый пакет документов. Обозначим ключевой перечень:

  • заявление установленного образца. Бланк выдадут по месту обращения за соцпособием;
  • паспорт или иной формуляр, подтверждающий личность заявителя;
  • ИНН и СНИЛС;
  • реквизиты расчетного счета, куда следует зачислять госпособия.

Дополнительные бумаги и справки на детские пособия:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка о рождении;
  • справка с места работы супруга о том, что аналогичные выплаты не назначались;
  • справка о постановке на учет на ранних сроках беременности;
  • больничный лист по беременности и родам;
  • свидетельство о заключении брака;
  • справка о составе семьи;
  • справка о том, что ребенок проживает с родителями;
  • постановление об опекунстве, попечительстве или усыновлении.

Малообеспеченным и безработным:

  • справка с последнего места работы;
  • справка о заработной плате;
  • справка о заработной плате супруга и всех трудоспособных членов семьи для установления среднего дохода на каждого члена семьи;
  • справка о составе семьи;
  • платежки по коммунальным услугам;
  • договоры с компаниями, поставляющими энергоресурсы;
  • справки с места учебы несовершеннолетних детей.
  • справка о смерти и свидетельство о смерти — для назначения выплат на погребение;
  • справка об инвалидности — для пенсии по инвалидности, в том числе на ребенка-инвалида;
  • удостоверения пенсионера, ветерана, героя и т. д. — для социальных выплат по категориям.

Перечень документов в каждом случае индивидуален. Уточните по месту обращения, все ли необходимые бумаги предоставлены. Если чего-то не хватает, незамедлительно подайте справки, иначе в назначении госвыплат откажут. Отметим, что региональные власти вправе установить дополнительные требования к подтверждающей документации. Их придется соблюсти.

Социальные выплаты пенсионерам

Пенсионеры, помимо пенсии по старости, получают ряд доплат и компенсаций. Размер выплат устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Например, если пенсия по старости ниже минимального уровня пенсионного обеспечения, то гражданину назначается доплата. Обратите внимание, что в расчет включают не только пенсию, но и все государственные надбавки и компенсации.

Отдельный вид льгот предусмотрен для пенсионеров, имеющих особый статус. Это ветераны труда, герои СССР и РФ и другие лица, отмеченные государственными и региональными наградами и знаками отличия. Льготникам положены:

  • компенсация коммунальных услуг в размере 50% от фактических трат;
  • компенсация проезда в общественном транспорте (фиксированная сумма около 300 руб.);
  • бесплатное зубопротезирование.

Размер и порядок получения льгот ветеранам утверждаются и на федеральном, и на региональном уровнях.

Пособия по инвалидности на 2022 год

С 01. 2021 установлены такие размеры социальных пенсий по инвалидности:

  • для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 13 912,10 руб.;
  • для инвалидов I группы, инвалидов с детства II группы — 11 593,52 руб.;
  • для инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства) — 5796,76 руб.;
  • для инвалидов III группы — 4927,25 руб.

Учтите: суммы указаны без учета районных коэффициентов, установленных в регионе проживания получателя.

Помимо пенсии, инвалидам полагается ежемесячная доплата. Средства направлены на компенсацию расходов:

  • на покупку медикаментов и лекарственных препаратов;
  • приобретение санаторно-курортных путевок;
  • проезд к месту лечения и обратно.

Чтобы получать доплату, необходимо подать заявление в ПФР об отказе от предусмотренных льгот на медикаменты, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *