Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?

1 Понятие пенсии и ее виды

Термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» — платеж. Можно выделить несколько существенных признаков этого платежа. Пенсия — это регулярная выплата. Периодичность выплаты определена в законодательстве и составляет месяц. Выплата пенсии производится в денежной форме.

Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году, во Франции в 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и потери кормильца.

Цель пенсионного обеспечения — компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Таким образом, пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материальной поддержки нетрудоспособных граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, потерявших кормильца, а также длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью.

Современное российское законодательство в зависимости от того, кто устанавливает пенсии, позволяет выделить государственные и негосударственные пенсии.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок назначения пенсий являются:

-Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 06 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам:

— в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

— в целях компенсации утраченного заработка, гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

— в целях компенсации вреда нанесенного здоровью граждан, при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

— в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

По источнику финансирования выплаты пенсии можно классифицировать следующим образом:

— трудовые пенсии, финансируемые в основном за счет средств обязательного пенсионного страхования;

— пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; негосударственные пенсии, финансируемые негосударственными пенсионными фондами.

Основной в России является трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата, в целях компенсации, застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01. 2002, но и страховых взносов после указанной даты.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему, в отношении базовой части трудовой пенсии.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие 5 лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.

Таким образом, в результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Виды трудовых пенсий:

-трудовая пенсия по старости

-трудовая пенсия по инвалидности

-трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия по старости — наиболее распространенный вид трудовой пенсии. Ее получают около 80% пенсионеров. Эта пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Такой пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся.

Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию.

Трудовая пенсия по инвалидности — назначается при наличии двух условий: 1) признании лица в установленном законом порядке инвалидом; 2) наличии страхового стажа не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой деятельности, выполняемой лицом на территории Российской Федерации, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца — выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца. Данная пенсия назначается после потери (смерти) кормильца членам его семьи, на момент смерти состоявшим на его иждивении. Состоящими на иждивении кормильца считаются те члены семьи, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам,

— в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

— в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

— в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

— в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию (ст. 2 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении»).

Негосударственные пенсии — это денежные средства, выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора из негосударственных источников финансирования.

По основаниям назначения пенсии классифицируют на:

— пенсии по старости,

— пенсии за выслугу лет,

— пенсии по инвалидности,

— пенсии по случаю потери кормильца.

По кругу получателей можно выделить следующие виды пенсий:

— государственным и муниципальным служащим;

— потерявшим кормильца;

— военнослужащим и другим категориям граждан.

По способу финансирования выделяют следующие виды пенсий:

1)Распределительная — в основе лежат принципы социального страхования, подразумевающие сочетание личной ответственности и коллективной взаимопомощи.

2)Условно-накопительная — комбинирует социальное и личное пенсионное страхование.

3)Накопительная — основана на индивидуальной ответственности.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению.

Согласно индексу AgeWatch Россия в 2013 году заняла 78 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров.

2 Граждане, имеющие право на назначение пенсии

пенсия заявление нормативный порядок

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:

1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15. 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.

3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),

— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).

Читать также:  ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ ВЫПЛАТЫ ИЗ ФСС ПОСОБИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).

Согласно постановлению Минтруда РФ от 07. 2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:

— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

— федеральные государственные гражданские служащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.

1 Обращение с заявлением о назначении пенсии

Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27. 2002 г.

Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим

-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;

-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;

-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.

Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30. 2003 г.

Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.

В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:

-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;

-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.

В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.

Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27. 1991 г

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12. 2011 г. , который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.

Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.

Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.

-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.

-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.

Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:

-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;

-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.

В частности рассмотрим перечень необходимых документов для наиболее распространенной пенсии — трудовой пенсии по старости. Это:

-Трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя;

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:

-Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности;

-Документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи;

-Справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

-Документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ;

-Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;

-Документы об изменении фамилии, имени, отчества;

-Справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Допускается возможность приема заявлений о назначении пенсий работающих граждан от представителя работодателя, у которого работает гражданин, если такой порядок установлен самим работодателем. Данное положение не закреплено в Правилах, однако на практике ответственные должностные лица крупных предприятий выполняют функции по подаче заявлений граждан о назначении пенсий в территориальный орган ПФ РФ. По существу это не противоречит российскому законодательству и вытекает из общих положений о представительстве, предусмотренных ГК РФ.

Можно сказать, что ранее действовавший институт представления к назначению пенсии трансформировался в новую процедуру обращения за пенсией — через «доверенное» лицо; в данном случае это ответственное лицо, наделенное специальными полномочиями работодателем и гражданином, обращающимся за пенсией. Известное многим «Представление» как форма документа в таких случаях не заполняется, поскольку не имеет юридического смысла.

Ответственное лицо со стороны работодателя заблаговременно может проверить состояние документов застрахованного лица, необходимых для установления ему пенсии. При этом проверяется наличие документов в соответствии с требованиями Перечня.

Со стороны кадровой службы особое внимание уделяется проверке сведений индивидуального (персонифицированного) учета (о страховом стаже, среднемесячном заработке, уплаченных страховых взносах и т. ), представленных работодателем.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки.

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Читать также:  ВЫПЛАТА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИИ В 2016 ГОДУ

При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган ПФР:

-проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

-сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;

-регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

-истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии;

-оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления пенсии, является подача документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2 Рассмотрение заявления о назначении пенсии

Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР (п. 12 Правил):

-дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

-проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

-принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

-принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

-приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Следует отметить, что отказ в назначении пенсии может быть обжалован в судебном порядке. Например, Гончаров Н. обратился в суд с иском к Управлению ПФР в Динском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований сослался на то, что согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 ноября 2010 года N 94/2 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, установленному подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Основанием для отказа в назначении указанной пенсии послужило недостаточность необходимого специального стажа работы, дающего право на данную пенсию, поскольку ответчиком были исключены периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания. Гончаров Н. также указывал на то, что ответчиком не рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с 4 декабря 1984 года по 26 января 1987 года, поскольку выводов, обосновывающих отказ во включении названного периода в специальный стаж, в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 ноября 2010 г. N 94/2 не содержит.

Решением Динского районного суда Краснодарского края от 23 июня 2011 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Гончаров Н. обратился в Верховный Суд РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом первой и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела было допущено существенное нарушение норм материального права.

Судом установлено, оспаривая указанное выше решение ответчика об отказе в назначении пенсии, Гончаров Н. в исковом заявлении также указывал на то, что ответчиком незаконно не рассмотрен вопрос о включении в специальный стаж периода его службы в рядах Советской Армии с 4 декабря 1984 года по 26 января 1987 года, несмотря на то, что он представил документы, подтверждающие этот факт. Однако в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края от 29 ноября 2010 года N 94/2 не содержится выводов об отказе во включении названного периода в специальный стаж, в то же время фактически этот период не включен в специальный стаж для назначения пенсии.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что при обращении Гончарова Н. с заявлением в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии он не просил включить указанный период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж. Поскольку ответчик не принимал решения об отказе истцу во включении спорного периода в специальный стаж, то суд пришел к выводу об отсутствии спора о праве. При этом суд указал, что для реализации его права на досрочное назначение указанной пенсии ему следует обратиться с соответствующим заявлением в Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Динском районе Краснодарского края, и только в случае отказа — за разрешением спора в суд.

Учитывая, что при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Гончаровым Н. наряду с другими документами был представлен и военный билет, подтверждающий период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР, то в силу вышеприведенных норм суду следовало сослаться на норму права, в соответствии с которой истец вновь должен был обратиться с заявлением к ответчику о включении спорного периода в специальный стаж. При этом суд также не учел, что ответчик фактически отказал истцу в установлении пенсии на основании совокупности всех представленных документов с учетом периода службы в Советской Армии, не включив его в специальный стаж.

При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости повторного обращения истца к ответчику с заявлением о включении периода службы в Советской Армии в специальный стаж работы лишь по тому основанию, что в выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отсутствует суждение об отказе во включении указанного периода, нельзя признать законным, поскольку такой вывод основан на неправильном применении норм материального права и ограничивает реализацию права гражданина на пенсионное обеспечение.

Таким образом, дело о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как вывод суда о необходимости повторного обращения истца к ответчику с заявлением о включении спорного периода в специальный стаж лишь по тому основанию, что в выписке из протокола заседания комиссии ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отсутствует суждение об отказе во включении данного периода, не соответствует обстоятельствам дела.

3 Порядок назначения пенсии

По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):

— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т. и бессрочно;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Читать также:  ПРИЛОЖЕНИЕ 15 К ПРАВИЛАМ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ДОНОРСКОГО ПОСОБИЯ ЖЕНЩИНЕ, СОСТОЯЩЕЙ НА УЧЕТЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, И ПРАВИЛАМ РАСЧЕТА РАЗМЕРА СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Виды социальных пенсий и условия их назначения

В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года социальные пенсии могут быть:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Для установления любой из вышеприведенных выплат гражданин должен быть нетрудоспособен, не иметь официального трудоустройства и постоянно проживать в РФ. Кроме этого, согласно статье 11 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года каждый из трех видов социальных пенсий имеет свои условия назначения.

  • Так социальное обеспечение по старости выплачивается лицам, у которых в силу каких-либо обстоятельств нет трудового стажа и они, соответственно, по достижении общеустановленного возраста не смогли оформить страховую пенсию. Обратиться за назначением социальной пенсии по старости могут:
    граждане, достигшие возраста 65 лет (женщины) и 70 лет (мужчины);представители малочисленных народов Севера по достижении ими возраста 50 лет и 55 лет (женщины и мужчины соответственно).
  • граждане, достигшие возраста 65 лет (женщины) и 70 лет (мужчины);
  • представители малочисленных народов Севера по достижении ими возраста 50 лет и 55 лет (женщины и мужчины соответственно).
  • Социальные пенсии по инвалидности устанавливаются:
    инвалидам всех трех групп;инвалидам с детства;детям-инвалидам.
  • инвалидам всех трех групп;
  • инвалидам с детства;
  • детям-инвалидам.
  • Пенсионное обеспечение по потере кормильца назначается детям погибшего или умершего гражданина и выплачивается до достижения ими:
    18 лет;23 лет, если после наступления совершеннолетия гражданин поступает в образовательное учреждение на очную форму обучения.
  • 18 лет;
  • 23 лет, если после наступления совершеннолетия гражданин поступает в образовательное учреждение на очную форму обучения.

Данный вид материальной помощи положен детям, потерявшим одного или обоих родителей, а также детям умершей одинокой матери.

В отличие от страховых пенсий, которые устанавливаются гражданам в качестве компенсации заработной платы в связи с наступлением нетрудоспособности, размер социальных выплат для разных категорий граждан устанавливается государством.

В таблице ниже представлен размер социального обеспечения в 2022 году начиная с 1 апреля.

ПолучателиРазмер выплат, руб. По старости
Женщины, достигшие возраста 65 лет, и мужчины, достигшие 70 лет6295,30
Представители народов Крайнего Севера, достигшие 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины)
По инвалидности
Инвалидыпервой группы12590,63
второй группы6295,30
третьей группы5351,04
с детства первой группы15108,54
с детства второй группы12590,63
Дети-инвалиды15108,54
По случаю потери кормильца
Дети, потерявшие одного из родителей6295,30
Дети, потерявшие обоих родителей12590,63
Дети умершей одинокой матери

Суммы указаны с учетом плановой индексации социальных пенсий с 1 апреля 2022 года. Повышение утверждено на уровне 8,6%.

В соответствии с законодательством РФ граждане, имеющие право на установление пенсии по страховому и социальному обеспечению, могут самостоятельно выбрать наиболее выгодный вид выплаты.

Порядок индексации пенсионного обеспечения

Каждый год 1 апреля Правительство Российской Федерации проводит плановую индексацию социальных пенсий в связи изменением величины прожиточного минимума пенсионера. Благодаря этому происходит ежегодное повышение пенсий по социальному обеспечению. Кроме этого, на законодательном уровне предусмотрена повторная индексация выплат, однако решение о ее проведение принимается Правительством на основании возможностей ПФР.

В 2022 году повышение пенсионных выплат по социальному обеспечению утверждено равным 8,6%.

Минимальная социальная пенсия и доплата до уровня прожиточного минимума

На основании данных статистики о размерах потребительских цен и корзины потребителя в России устанавливается прожиточный минимум пенсионера (ПМП). При этом для каждого региона нашей страны устанавливается свой размер.

Размер социального обеспечения по старости не должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе его проживания. Если пенсия ниже данной величины, то пенсионеру назначаются социальные доплаты до соответствующего уровня.

Федеральная и региональная социальная доплата к пенсии

Социальные доплаты могут быть:

  • федеральными;
  • региональными.

И одна, и другая дополнительная материальная поддержка выплачивается пенсионеру при условии, что его ежемесячное денежное обеспечение (включая ЕДВ, стоимость НСУ и прочей социальной ежемесячной помощи) ниже уровня ПМП.

При этом учитывается только стоимость тех мер социальной поддержки, которые выплачиваются в денежном эквиваленте (кроме оплаты услуг связи, ЖКХ и проезда на общественном транспорте). Не учитывается стоимость услуг, получаемых в натуральной форме.

Социальная доплата устанавливается до величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в конкретном регионе РФ.

  • В тех регионах нашей страны, где уровень прожиточного минимума меньше величины ПМП в общем по России, гражданам устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии до уровня ПМП в данном регионе.
  • Если же размер прожиточного минимума в регионе выше установленного по стране, то пенсионерам назначается региональная доплата.

Гражданка Колесникова Лариса Степановна на данный момент проживает в городе Старый Оскол Белгородской области. Женщине 68 лет и она получает социальную пенсию по старости. Вместе со всеми видами материальной помощи пенсионерке в денежном эквиваленте ее материальное обеспечение составило 7000 рублей, а прожиточный минимум пенсионера в 2022 году в Белгородской области составляет 9141 рубль. В связи с этим гражданке Колесниковой положена социальная доплата в размере 2141 рубль.

Так как размер прожиточного минимума пенсионера по Белгородской области ниже установленного в целом по Российской Федерации (10822 рубля), то данная социальная доплата является федеральной.

Районный коэффициент при назначении пенсии на Крайнем Севере

Для жителей Крайнего Севера и тех лиц, которые постоянно проживают в районах с тяжелыми климатическими условиями, на законодательном уровне предусмотрена пенсия в увеличенном размере за счет районных коэффициентов. Благодаря этому, социальное пенсионное обеспечение граждан, живущих в этих районах, в зависимости от местности их проживания может быть увеличено от 50% до 200%.

Однако данный коэффициент устанавливается только тем гражданам, которые проживают в этих районах. В случае переезда в другой регион страны, который не входит в список районов с тяжелыми условиями проживания, пенсионное обеспечение пересчитывается уже без учета коэффициента.

Также для представителей малочисленных народов Севера (ненцы, эвенки, долганы и т. ) предусмотрена льгота в виде установления социальной пенсии по старости в возрасте 50 лет (для женщин) и 55 лет (для мужчин), если они постоянно проживают в коренных местах и ведут характерный для своего народа образ жизни.

Порядок установления и выплаты пенсионного обеспечения

Обратиться за установлением социальной пенсии гражданин может в любое время после возникновения права на нее. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России или в Многофункциональный центр (МФЦ). Сделать это можно:

  • самостоятельно (лично);
  • через законного представителя (доверенное лицо);
  • по почте;
  • по электронной почте (через личный кабинет на официальном сайте ПФР).

Кроме заявления и паспорта необходимо представить ряд документов, необходимых для подтверждения дополнительных обстоятельств (свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, подтверждение инвалидности, справка из образовательных учреждений и т.

Социальная пенсия, независимо от ее вида, назначается с первого числа месяца, в котором гражданин за ней обратился.

Выплата данного обеспечения производится ежемесячно, при этом получатель сам вправе выбрать способ ее доставки:

  • через Почту России (на дом или в почтовом отделении);
  • через доставочную организацию (на дом или в кассе);
  • через банк (в кассе отделения банка или на банковскую карту).

Чтобы выбрать или изменить способ доставки денежных средств, нужно подать соответствующее заявление в ПФР. Также это можно сделать в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда России.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 мая 2021 года; проверки требуют 12 правок.

Социальная пенсия — государственная денежная выплата (разновидность государственной пенсии), носящая регулярный социальный характер, которая выплачивается всем гражданам страны вне зависимости от социального положения, пола и расы:

  • 1. По достижении установленного государством нетрудоспособного возраста (социальная пенсия по старости), которая назначается даже если у гражданина нет подтверждённого трудового стажа или его недостаточно для назначения трудовой пенсии;
  • 2. При инвалидизации (социальная пенсия по инвалидности);
  • 3. Детям, родители которых неизвестны (сироты);
  • 4. Детям, потерявшим кормильца (детские пособия по потере кормильца).

История возникновения и развития социальной пенсииПравить

Впервые принципы социальной пенсии был сформулированы в программе РСДРП (б) в течение 1917-го года.

Социальная пенсия в РоссииПравить

Возраст назначения социальной пенсии по старости — на пять лет выше трудовой. После окончания начатой в 2019 году пенсионной реформы возраст выхода на социальную пенсию в России составит 65 лет для женщин и 70 для мужчин. Переходный период на такую пенсию, затрагивает мужчин (женщин) 1954—1958 (1959—1963) годов рождения. Мужчины (женщины), родившиеся в 1954 (1959) году, смогут получать социальную пенсию с возраста 65,5 (60,5) лет, то есть со второй половины 2019 г. или с первой половины 2020 г. Лица 1955 (1960) г. обретут право на социальную пенсию в 66,5 (61,5) лет, 1956 (1961) г. — в 68 (63) лет, 1957 (1962) г. — в 69 (64) лет, а родившиеся позднее — в 70 (65) лет.

Также, в России на социальную пенсию имеют право инвалиды, дети, потерявшие кормильца, дети, родители которых неизвестны, иностранные граждане, проживающие в России и лица без гражданства.

История социальных пенсий в СШАПравить

Но несмотря на то, что часть демократов и практически каждый республиканец в Конгрессе был категорически против «социального страхования», Рузвельт помешал им контролировать дебаты.

Положения «социального страхования» неоднократно менялись и дополнялись с 1935-го года, реагируя в ответ на экономические и политические проблемы.

Положение прав коренных и чернокожих американцев в программе «социального страхования»Править

Хижина сельскохозяйственных рабочих в Техасе (Гувервилль)

  • В.Ленин Т. 24 стр. 438
  • В.Ленин, Т 24, стр 438
  • ↑ 1 2 3 4 5 Источник. Дата обращения: 2 марта 2017. Архивировано 3 марта 2017 года.
  • Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1922. № 70. Ст. 903.
  • ПОЛОЖЕНИЕ — Сейчас.ру. Дата обращения: 2 марта 2017. Архивировано 3 марта 2017 года.
  • С 1 апреля в России повышаются социальные пенсии. Российская газета. Дата обращения: 24 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
  • Alexander Keyssar. The Reader’s Companion to American History. Poverty (англ.). Houghton Mifflin College. Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано 10 февраля 2006 года.
  • ↑ 1 2 3 4 5 Nancy J. Altman. President Barack Obama could learn from Franklin D. Roosevelt (англ.). Los Angeles Times (14 августа 2009). Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано 27 января 2013 года.
  • Ira Katznelson, When Affirmative Action was White (2005).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *