Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в системе социального обеспечения

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В этой связи в статье 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» установлен перечень мер социальной поддержки для граждан, удостоенных почетного звания «ветеран труда», «ветеран военной службы», а также для «ветеранов труда Саратовской области», проживающих в Саратовской области:

1) оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях;
2) ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей;
3) право на совершение в течение одного календарного месяца 50 поездок в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения по социальным проездным документам.
Вид и форма социальных проездных документов устанавливаются Правительством области.
Не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок по социальному проездному документу;
4) право на обеспечение разовыми проездными билетами для бесплатного проезда на внутреннем водном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения;
5) ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
6) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения на территории области;
7) ежемесячное возмещение расходов по оплате услуг местной телефонной связи (за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи) в размере 50 процентов стоимости фиксированного месячного платежа за неограниченный объем местных телефонных соединений;
8) ежемесячное возмещение расходов в размере 50 процентов оплаты услуг за пользование радио в пределах установленного тарифа.

Здесь следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 7 Закона Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО размер ежемесячной денежной выплаты индексируется в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). В этой связи размер ежемесячной денежной выплаты «ветеранам труда» составляет:

— в соответствии со статьей 11 Закона Саратовской области от 01.12.2020г. №141-ЗСО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» с 01.12.2021г. — 173,62 руб.

Одновременно следует напомнить, что в соответствии с Федеральным Законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 01.01.2019г. началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), вместо действующего возраста до 31.12.2018г.: 60 и 55 лет соответственно. При этом изменение общеустановленного пенсионного возраста с 01.01.2019г. происходит поэтапно в соответствии с установленным в приложении 6 к названному Закону графиком сроков выхода на страховую пенсию по старости в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028г.

Таким образом, под переходный период проведения пенсионной реформы, попадают мужчины 1959-1963 годов и женщины 1964-1968 годов рождения. Все те, кто родился после указанных дат, выйдут на пенсию, минуя переходный период, в 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

С целью сохранения прав на льготы для отдельных категорий граждан предпенсионного возраста на период действия переходных положений, предусмотренных для назначения страховой пенсии по старости, Законом Саратовской области от 27.09.2018г. № 85-ЗСО внесены соответствующие изменения в региональные нормативные правовые акты, что гарантирует с 01.01.2019г. отдельным категориям граждан предпенсионного возраста в Саратовской области на переходный период сохранение их прав на социальные льготы, не меняя перечня мер социальной поддержки и их объем.

Таким образом, с 01.01.2019г. на период действия переходного периода добавлена новая категория граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, — лица, указанные в части 5 статье 2 Закона Саратовской области от 26.12.2008г. № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» (ветераны труда, ветераны труда Саратовской области, ветераны военной службы), не получающие никаких видов пенсии, пожизненного содержания за работу (службу), достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины): в 2022г. – женщины 1967г. рождения, мужчины 1962г. рождения; в 2023г. – женщины 1968г. рождения, мужчины 1963г. рождения (и далее соответственно достигшие возраста 55 и 60 лет) и не являющиеся пенсионерами.

Таким гражданам социальная поддержка, закрепленная региональным законодательством, будет предоставляться со дня обращения с соответствующим заявлением –обязательством и правоустанавливающими документами, но не ранее дня приобретения права на получение мер социальной поддержки. Заявление и необходимые документы можно по выбору представить:

—    в учреждение социальной поддержки населения;

— в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

—  через Единый или региональный порталы государственных и муниципальных услуг.

В случае возникновения вопросов, граждане могут обратиться за разъяснениями в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» по адресу: г. Балаково, ул. Ак. Жук, д. 54, 1 подъезд, 1 этаж, отдел назначения льготных выплат, «операционный зал» или по телефону «горячей линии» 23-19-21. График приема граждан: понедельник- среда, с 8.00 — 16.00, четверг с 8.00 -12.00 (обед с 12.00-12.48).

По информации управления социальной поддержки населения Балаковского района

ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района» напоминает Вам о том, что малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Саратовской области, можно обращаться в учреждение за следующими мерами социальной поддержки:

1. Оказание государственной социальной помощи.

Данная услуга предоставляется в соответствии с Федеральным Законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Законом Саратовской области № 214-ЗСО «О государственной социальной помощи в Саратовской области». Размер оказания единовременной государственной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с 214-ЗСО не может быть менее 100 руб. и более 1000 руб.  Общий размер оказанной государственной социальной помощи в календарном году не может превышать 2000 руб. Назначение государственной социальной помощи носит заявительный характер. Полученная помощь может расходоваться гражданами по своему усмотрению на любые цели.

2. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.  Максимальная сумма единовременной выплаты в нашем регионе составляет 24000,00 руб., минимальная — 5000,00 руб., ежемесячная выплата в рамках социального контракта выплачивается в сумме от 500,00 руб. до 2000,00 руб. в месяц, но не более 24000,00 руб. Контракт можно заключить на развитие личного подсобного хозяйства.

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (в рамках постановления Правительства области от 16.12.2019г № 880-П «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан»): по следующим мероприятиям:

а) поиск работы;

социальное пособие выплачивается в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и до 3 месяцев после подтверждения факта трудоустройства гражданина в размере 13162 рублей.

б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

социальное пособие выплачивается в размере и сроки, необходимые получателю государственной социальной помощи для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход, приобретения основных средств, материально-производственных запасов, аренду помещения (не более 15 процентов назначаемой выплаты), иного имущества в размере не более 350000 рублей.

в) ведение личного подсобного хозяйства;

социальное пособие выплачивается гражданину на приобретение необходимых для ведения личного подсобного хозяйства товаров и сельскохозяйственной продукции в размере до 200000 руб.

г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;

денежная выплата в размере 13162 руб. предназначена для приобретения товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, в лечении, профилактическом медицинском осмотре в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается, если обращение за ее назначением последовало до 1 августа 2023 года – для граждан, обратившихся за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2023 году и заключается на срок, необходимый для реализации мероприятий программы социальной адаптации, но не более, чем по 30 ноября 2023 года.

Читать также:  ПЕНСИЯ ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ ВЫПЛАТА НАМ ПЕНСИОНЕРАМ ИЛИ НЕ ОТНОСИТСЯ К СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЕ

4. Предоставление справок о нуждаемости в государственной социальной помощи, по которым можно получить:

— Бесплатное полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет;

— Льготное питание для детей-школьников на учебный год;

— Частичную оплату содержания детей в муниципальных детских садах;

— Бесплатные услуги в физкультурно-спортивных сооружениях: в государственном спортивном сооружении «Ледовый дворец», а также в спортивных сооружениях МАУ «УСК «Форум», МАУ «УСК Альбатрос».

— Бесплатную юридическую помощь.

В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2022г. №1262-П «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области на 2023 год» величина прожиточного минимума на 2023 год на душу населения составляет – 12075 руб., для трудоспособного населения составляет 13162 руб., для пенсионеров – 10385 руб., для детей – 12576 руб.

По всем интересующим вопросам необходимо обращаться в отдел адресной социальной поддержки, ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района», расположенного по адресу: ул. Ак. Жука, д.52, 2-й этаж, кабинеты №11,15,17,18,19. Прием граждан осуществляется в понедельник, вторник, среду с 08.00 до 16.00, в четверг с 8.00 до 12.00 (перерыв на обед с 12.00 до 12.48). Телефон для справок: 23-19-45.По информации ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Балаковского района»

Введение

Актуальность данной курсовой работы на тему «Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения» заключается в том, что появление в российском законодательстве нового типа социального обеспечения в виде компенсационных выплат вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.

Компенсационные выплаты в настоящее время являются самостоятельным видом выплат по системе социального обеспечения наряду с пособиями компенсационного характера, которые заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством

Компенсационные выплаты рассматриваются, как правило, в совокупности с социальными пособиями, но последние следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, пособие), но предусматривает их компенсационный характер.

Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан.

Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств.

Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.

Система компенсационных выплат, являясь институтом права социального обеспечения, призвана гарантировать гражданам надлежащий уровень материального обеспечения, а также способствовать созданию предпосылок для становления таких граждан реальными субъектами экономической деятельности в условиях формирующегося рынка труда.

Цель курсовой работы – рассмотреть компенсационные выплаты в системе социального обеспечения.

Цель определила решение следующих задач:

— рассмотреть понятие социального обеспечения и определить место и роль компенсационных выплат в системе социального обеспечения;

— выявить характерные особенности сущности компенсационных выплат;

— изучить исторический аспект становления и развития института компенсационных выплат, а также правовую природу и проблемы правового регулирования назначения компенсационных выплат;

— определить проблемы правового регулирования назначения компенсационных выплат в РФ и механизм реализации компенсационных выплат.

Методологической и теоретической основой исследования являются методы общенаучного познания.

Курсовая работа состоит из таких частей как: введение, основная (2 главы), заключение и список используемых источников.

Глава 1. Исторический аспект становления и развития института компенсационных выплат

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Одни «еще», а другие «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может рaботать и не имеет хозяйства, например благотворительность, сaнкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Определенный интерес предстaвляет опыт стaновления и эволюция систем социaльной поддержки населения на Руси2. Как свидетельствует Начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси Князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в раз- витии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотвори тельной деятельности церкви». В качестве доказательства второго на правления в становлении системы общественного призрения можно привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

Глава 1. Место и роль компенсационных выплат в системе социального обеспечения.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение – форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно – необходимых личных потребностей (физ., соц. и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных всех членов общества с целью охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет спец. фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Иными словами, право социального обеспечения — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

В соответствии с действующей системой социального обеспечения отдельных категорий граждан, под компенсационными выплатами следует понимать законодательным образом установленное обеспечение, которое является оптимальным дополнением системы социальных пособий. Важно отметить, что компенсации в первую очередь предназначаются для индивидов, оказавшихся по причине определенных обстоятельств нуждающимися в социальной поддержке. Кстати, компенсационные выплаты по системе социального обеспечения, в отличие от пособий, которые вводятся исключительно посредством законов Российской Федерации, имеют возможность устанавливаться и через иные законодательные акты. Среди них указы Президента России и постановления Правительства. Компенсации в первую очередь направлены непосредственно на возмещение некоторых потерь дохода, появившихся в связи с определенными социальными обстоятельствами. К примеру, государство обязуется перечислить компенсационные выплаты по системе социального обеспечения при появлении на свет ребенка и последующем уходе за ним, уходе за нетрудоспособным индивидом, потере здоровья по причине технологических аварий или же на военной службе.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ОТНОСЯТСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как отмечалось выше, назначение компенсаций, заключается главным образом в покрытии некоторых потерь дохода. Какая же классификация соответствует данному вопросу? Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения можно разделить по признаку предназначения определенным лицам, а именно:

— тем, у кого есть дети;

— индивидам, которые обеспечивают уход за нетрудоспособными гражданами;

— лицам, пострадавшим в результате техногенных аварий;

— предоставление компенсационных выплат положено гражданам, которые обучаются в определенных учреждениях образования;

— военнослужащим, а также членам их семей;

— лицам, которые оказались переселенными при вынужденных обстоятельствах;

— компенсационные выплаты отдельным категориям граждан, которые стали инвалидами;

Важно дополнить, что все виды компенсаций наделены разной периодичностью и могут быть ежегодными, ежемесячными или вовсе разовыми.

Наряду с пенсиями, пособиями, страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к социальному обеспечению в денежной форме относятся также компенсационные выплаты и субсидии. Сложившаяся система данных выплат достаточно динамична и имеет тенденцию к расширению, как за счет расширения оснований для выплат компенсаций и субсидий, так и круга их получателей.

Необходимость введения законодательством компенсаций обусловлена объективно существующими в обществе причинами (необходимость ухода за малолетним ребенком либо нетрудоспособным лицом, вынужденный академический отпуск по медицинским показаниям и др.), существование же других диктуется чрезвычайными событиями (авария на ЧАЭС, на производственном объединении «Маяк»).

Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), гражданским законодательством (компенсация морального вреда и др.). При этом компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке.

Компенсационные выплаты классифицируются по различным основаниям (по источнику финансирования, сроку выплаты, целевому назначению). Несмотря на то, что все эти выплаты не являются страховыми, у них могут быть различные источники финансирования (бюджеты различных уровней, средства организаций). По сроку выплаты компенсации могут быть как единовременные, так ежемесячные и периодические. По целевому назначению одни компенсации направлены на возмещение временно утраченного заработка (стипендии), другие — на возмещение вреда здоровью, третьи — на возмещение различного рода дополнительных расходов (на проезд, санаторно-курортного лечения и др.), а четвертые — на возмещение утраченного имущества (жилья) и т.д.

Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения – законодательно установленное обеспечение, дополняющее систему социальных пособий и предназначенное для лиц, которым при определенных обстоятельствах оказывается нужной социальная поддержка. В отличие от пособий, вводимых законами РФ, эти выплаты могут устанавливаться и иными законодательными актами:

— указами президента РФ;

— постановлениями правительства РФ;

Компенсационные выплаты направлены на возмещение потерь дохода, возникающих при некоторых социальных обстоятельствах. Например, при рождении ребенка и уходе за ним, уходе за нетрудоспособным человеком, потере здоровья при техногенных авариях или на военной службе.

Компенсационные выплаты по видам можно разделить на предназначенные лицам:

  • имеющим детей;
  • ухаживающим за нетрудоспособным человеком;
  • пострадавшим при техногенных авариях;
  • обучающимся в учебном заведении;
  • военнослужащим и членам их семей;
  • оказавшимся вынужденно переселенными;
  • ставшим инвалидами.

Компенсационные выплаты различаются:

  • по периодичности выплаты (единовременные, ежемесячные, ежегодные);
  • определения их размера (устанавливаемые в твердой сумме, в процентном отношении к стоимости натурального вида обеспечения, в размере понесенных затрат с установлением предельного ограничения по размеру выплаты, либо без такого ограничения);
  • субъектам-получателям (трудоспособные и нетрудоспособные граждане, граждане, относящиеся к отдельным социальным категориям);
  • характеру оснований, в связи с которыми предоставляются компенсационные выплаты;
  • видам нормативных правовых актов, которыми они устанавливаются (законы и подзаконные акты).

Во исполнение Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206 был утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, в который внесены изменения постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 494.

Глава 2. Правовая природа компенсационных выплат как разновидности социального обеспечения

Компенсационные выплаты как понятие, как юридическая категория, используются не только в праве социального обеспечения. Думается, что данная категория в какой-то степени является универсальной, поскольку широко применяется и в других отраслях российского права. Например, в трудовом праве имеются такие виды компенсаций, как: «компенсационные выплаты при увольнении», «компенсация за неиспользованный отпуск» и др. Гражданское право использует понятия «компенсация ущерба», «компенсация морального вреда» и др. Следует отметить, что во всех случаях компенсационные выплаты носят восстановительный характер, являются одним из способов восстановления имущественного положения.

Очертить круг компенсационных выплат, имеющих социально-обеспечительную природу, и отделить их от компенсаций, предусмотренных иными отраслями права, можно на основании признаков, определяющих круг отношений, входящих в предмет права социального обеспечения: особые источники финансирования, круг лиц, подлежащих обеспечению, условия предоставления обеспечения и др. Выделить существенные признаки компенсационных выплат, позволяющие характеризовать их как самостоятельный вид социального обеспечения, достаточно сложно.

Необходимо согласиться с мнением, что возмещение затрат, возмещение определенных расходов является ключевым в понимании правовой природы социально-обеспечительных компенсационных выплат и именно этим компенсационные выплаты отличаются от иных видов социального обеспечения.

В праве социального обеспечения компенсационная выплата призвана возместить стоимость не предоставленных социально-обеспечительных услуг, сумм заработной платы или иных доходов, а также возместить социально значимые расходы.

При отсутствии легального и научного понятия «компенсационная выплата» сформулированы признаки, позволяющие отграничить компенсационные выплаты от других видов социального обеспечения в денежной форме, а также от компенсаций, предусмотренных иными отраслями права. Сделан вывод о том, что для возникновения компенсационного правоотношения необходимо существование «первичного» материального правоотношения, в рамках которого имеется то, на что направлено компенсационное воздействие, т.е. «объект» компенсации. Количественная характеристика компенсационной выплаты подразумевает определение компенсируемой величины объекта компенсации. Отмечается, что признак компенсационности заключается и в том, что размер компенсационной выплаты должен быть процедурно исчислен из суммы объекта компенсации. Выявлена связь между компенсационным правоотношением и «первичным» материальным правоотношением, в рамках которого существует «объект» компенсации. Связь между правоотношениями является настолько существенной, что позволяет говорить о существовании юридической конструкции правоотношений. В роли «первичного» правоотношения может выступать как социально-обеспечительное правоотношение, так и правоотношение, не являющееся социально-обеспечительным. В первом случае оба правоотношения будут являться публичными, во втором случае одно правоотношение будет публичным, другое частным правоотношением. Последний вариант взаимодействия правоотношений, возможно, является одним из проявлений межотраслевой интеграции.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

Система источников права социального обеспечения:

а)  Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;
  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
  • «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;
  • Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
  • постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
  • иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»; Постановления Правительства Москвы.
Читать также:  Решение об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности — Редакция от 24.11.2017 — Контур.Норматив

Механизм реализации компенсационных выплат заключается в следующем. Общей чертой компенсационных выплат, их характерной особенностью является то, что они являются не просто денежными выплатами, а именно компенсациями чего-то. Это что-то можно условно назвать объектом компенсации. «Объект компенсации» находится вне компенсационного правоотношения. Более того, представляется, что «объект компенсации» является частью иного правоотношения.

Исходя из этого следует, что для возникновения компенсационного правоотношения изначально должно существовать какое-либо иное материальное правоотношение, которое условно можно именовать как «первичное» по отношению к компенсационному правоотношению. В рамках данного правоотношения должны существовать обязательства, в соответствии с которыми лицо или имеет доход, или производит определенные расходы. Неполученный доход и существующие расходы и являются «объектами компенсации». При этом «первичные» правоотношения продолжают существовать, несмотря на воздействие, осуществляемое со стороны компенсационного правоотношения.

Примером правоотношения, в рамках которого лицо имеет доходы, может служить трудовое правоотношение, одним из элементов которого является обязательство работодателя по выплате заработной платы. В случае наступления временной нетрудоспособности работник определенное время не выполняет трудовую функцию и утрачивает доход в виде заработной платы. «Объектом компенсации» в данном случае является неполученный доход по причине временной нетрудоспособности.

В качестве примера «первичного» правоотношения, в котором лицо несет определенные расходы, является, например, жилищное правоотношение. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане, собственники и наниматели жилых помещений имеют обязательство по своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Статья 159 ЖК РФ предоставляет право гражданам обратиться за субсидией в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Полагаю, что субсидия на оплату жилого помещения, так как она определена в ст. 159 ЖК РФ, является по своей сути компенсационной выплатой, компенсирующей расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если указанные расходы превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, они в силу закона признаются социально значимыми и являются «объектом компенсации».

«Объект компенсации» может быть компенсирован полностью или в части, и это требует определения компенсируемой величины «объекта компенсации». Кроме этого, признак компенсационности означает и то, что компенсационная выплата должна быть не просто сопоставима с «объектом компенсации» (например, с прежним заработком, доходом лица), но и сам размер компенсационной выплаты должен быть процедурно исчислен из суммы объекта компенсации в каждом случае назначения компенсации. Для этой цели или нормативно должна быть установлена компенсируемая величина объекта компенсации, или должен быть определен алгоритм определения компенсируемой величины.

Возвращаясь к примеру, связанному с пособием по временной нетрудоспособности, видим следующее. Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. предусмотрена процедура исчисления размера пособия из суммы средней заработной платы работника за два года, предшествующие году наступления страхового случая, в данном случае — временной нетрудоспособности. Объектом компенсации, как указывалось выше, будет являться неполученный доход в виде заработной платы в рамках трудовых правоотношений, компенсируемая величина устанавливается в размере 60%, 80%, 100% заработной платы в зависимости от страхового стажа.

Применительно к компенсационным выплатам в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует отметить, что порядок определения размера субсидии, т.е. алгоритм определения компенсируемой величины, установлен положениями ст. 159 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Компенсационная выплата не должна содержать каких-либо иных элементов (надбавок, повышений и др.), поскольку данные доплаты нивелируют признак компенсационности.

В результате, мы имеем достаточно сложное соединение двух правоотношений, связанных между собой посредством компенсируемого обязательства. Наличие компенсируемого обязательства в «первичном» правоотношении является одним из условий существования компенсационного правоотношения.

Кроме этого, обязательство, связанное с получением дохода в «первичном» правоотношении, должно быть приостановлено или прекращено, если речь идет о компенсации утраченного дохода, и «заменено» на компенсационное правоотношение. Обязательство, связанное с несением расходов, должно обязательно продолжать существовать. Только в этом случае можно говорить, что компенсационная выплата компенсирует, то есть восстанавливает полностью или в части имущественное положение лица, существовавшее до наступления трудной жизненной ситуации.

Необходимо принимать во внимание, что в роли «первичного» правоотношения может выступать как социально-обеспечительное правоотношение, так и правоотношение, не являющееся социально-обеспечительным, например, трудовое правоотношение, жилищное правоотношение (в случае компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).

Полагаю, что указанные выше признаки характеризуют компенсационные выплаты как самостоятельный вид социального обеспечения.

Таким образом, признак компенсационности заключается в определенной зависимости компенсационного правоотношения от «первичного» материального правоотношения и в обязательном исчислении компенсационной выплаты из суммы объекта компенсации с целью восстановления имущественного положения гражданина. Считаю, что данные признаки не свойственны иным денежным видам социального обеспечения. Например, размеры пособий устанавливаются государством, как правило, исходя из значимости юридического факта, являющегося основанием для назначения пособия. Пенсия является сложной по своей структуре денежной выплатой, предусматривающей наличие надбавок, увеличений, повышений по различным основаниям. И хотя пособия и пенсии в целом восполняют возможный неполученный доход, они по своей сути не являются компенсационными выплатами.

Одной из основных целей социального обеспечения является выравнивание, восстановление материального положения отдельных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, до уровня ранее существовавшего материального благосостояния. Компенсационные выплаты как самостоятельный вид денежного социального обеспечения предусматривают механизм исчисления выплаты, полностью совпадающий с данной целью социального обеспечения. Это с одной стороны является, обоснованием существования компенсационных выплат как самостоятельного вида социального обеспечения и, с другой стороны, подчеркивает их значимость в праве социального обеспечения.

Признание компенсационных выплат самостоятельным видом социального обеспечения, с учетом указанных выше признаков, влечет за собой уточнение понятий «пенсия», «пособие» (с исключением из определений признака компенсационности). При этом необходимо будет признать, что многие компенсационные выплаты, хотя и названные законодателем компенсационными, таковыми не являются. И наоборот, некоторые виды пособий по своей сути являются не пособиями, а именно компенсационными выплатами.

Также считаю, что при изучении компенсационных правоотношений в дальнейшем будем сталкиваться с явлением, достаточно новым для права социального обеспечения, — конструкцией правоотношений, представляющей собой соединение двух взаимодействующих между собой правовых отношений. При этом возможны случаи, когда оба взаимодействующих правоотношения являются социально-обеспечительными, а возможны случаи, когда одно из правоотношений не будет являться социально-обеспечительным. В первом случае оба правоотношения будут публичными, в другом случае в юридической конструкции будут взаимодействовать публичное и частное правоотношение, при этом публичное правоотношение будет зависимым от частного.

Правоотношение также представляет собой юридическую конструкцию, элементами которой являются: участники (субъекты) правоотношений, содержание правоотношений, объект правоотношений. Признак конструктивности в целом можно определить как объединение в единое целое определенного множества одно порядковых элементов, с более тесными внутренними связями, чем в комплексе.

Также следует отметить, что если отраслевая принадлежность компенсационного правоотношения, возникшего на основе социально-обеспечительного правоотношения, не вызывает сомнений, то вопрос об отраслевой принадлежности компенсационных правоотношений, возникших на основе правоотношений частноправового характера, требует тщательного изучения. Возможно, это есть одно из проявлений межотраслевого взаимодействия или межотраслевой интеграции в социальной сфере, но если это и так, то тем не менее возникает вопрос об отраслевой принадлежности компенсационных правоотношений, существующих в юридических конструкциях, включающих в себя частные правоотношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *