Источники финансирования по выплате социальных пособий

Социальные
пособия
— это денежные выплаты, назначаемые
гражданам с целью предоставления им
содержания в период отсутствия у них
заработка или для оказания дополнительной
материальной помощи в случаях, признаваемых
государством социально значимыми
независимо от наличия у граждан каких-либо
иных источников дохода.

Социальные
пособия финансирует Фонд социального
страхования РФ (ФСС РФ). В случае дефицита
бюджета фонда, недостаток средств
покрывается трансфертными платежами
из федерального бюджета России.

Виды
социальных пособий классифицируют по
целевому назначению и по продолжительности.

Социальные
пособия в России выплачиваются в случае
временной нетрудоспособности; потери
дохода в связи с беременностью и родами,
в связи с уходом за ребенком по достижению
им возраста полутора лет; в случае потери
работы и других обстоятельств.

Социальные
выплаты, предоставляемые ФСС РФ:

Выплаты
социального характера по продолжительности
бывают:

Современные мировые демографические тенденции и их влияние на системы социального страхования.

По
данным демографических прогнозов
старение населения в развитых странах
будет прогрессировать в течение следующих
четырех десятилетий, в конце которых
будет достигнуть пик прогресса

По
мере старения населения и изменений в
масштабах и формах занятости (сокращение
общей численности занятых, распространение
неформальной и частичной занятости,
работа на дому) в солидарных пенсионных
системах растет доля государственных
расходов на поддержку престарелых в
ВВП, увеличивается нагрузка на
трудоспособных членов общества.

Сегодня
системы пенсионного обеспечения,
действующие в большинстве стран более
40 лет, достигли своей зрелости. Это
означает, что большинство работающих
охвачены пенсионными планами и имеют
право на получение пособий в полном
размере. Население состарилось, доля
лиц, делающих взносы в рамках пенсионного
обеспечения, уменьшается. По многим
пенсионным схемам характерен дефицит
по текущим платежам, и, по некоторым
оценкам, накопившаяся задолженность
системы социального обеспечения
составляет от 100 до 250% ВВП той или иной
страны.

Эти
тенденции поставили вопрос о финансовой
состоятельности и эффективности
сложившихся в мире систем пенсионного
обеспечения. Финансовый стресс, который
испытывают эти системы, таят в себе
серьезные макроэкономические и
структурные угрозы. В настоящее время
существующая государственная пенсионная
программа в России формируется на
солидарной основе, так и программы
государственных пенсий во многих других
странах мира. Стандартная распределительная
(солидарная) пенсионная система основана
на налогообложении фонда заработной
платы работающих и выплаты пособий
пенсионерам из этих средств.

Уровень
взносов колеблется от 5% в Канаде до 27%
в США. В некоторых других странах (США,
Япония, Германия и Канада) эти взносы
платят поровну работники и предприниматели,
в других (Франция, Италия, Швеция)
работодатели берут на себя большую
часть бремени. В большинстве государственных
пенсионных систем (кроме Италии)
ограничивается заработок, с которого
делают взносы.

Распределительные
пенсионные системы носят государственный
характер, их невозможно создать на
уровне предприятий и отраслей, и в целом
обеспечивают относительно высокий
уровень пенсий сегодня. Создание в
большинстве развитых государств условий,
позволяющих пенсионерам жить, не
ограничивая себя в рамках сложившихся
жизненных стандартов, рассматривается
в качестве одного из главных достижений
западных демократий в социальной сфере.
Главное достоинство распределительной
системы — значительное сокращение нищеты
среди пенсионеров, поскольку в ней
сильны перераспределительные элементы.

Как
правило, на ранних стадиях функционирования
распределительной системы низкий
уровень пособий был достаточным для
обеспечения выплат относительно
небольшому числу получателей, но по
мере возрастания степени зрелости
системы выплаты имеют тенденцию превышать
взносы, вызывая потребность в увеличении
налогов на фонд оплаты труда или бюджетных
трансфертов.

Математические
расчеты ставки пенсионных взносов в
условиях накопительной пенсионной
системы отражают гораздо боле сложные
отношения, чем те, что существую в
солидарной системе. Ставки взносов
зависят от нормы отдачи активов,
продолжительности и периода их
аккумулирования, т.е. периода и
продолжительности работы физических
лиц, количества лет, в течение которые
должна выплачиваться пенсия, т.е.
продолжительность жизни после выхода
не пенсию, от размера пенсии по сравнению
с предыдущей заработной платой работника.

ледующим
элементом пенсионных систем разных
стран являются личные добровольные
пенсионные планы. Они функционируют на
основе полного финансирования и
предусматривают четко определенные
взносы, работники и пенсионеры сами
несут инвестиционные риски по своим
сбережениям. Все пенсионные системы
развитых стран представляют собой
сочетание названных трех схем в различных
пропорциях.

Фактически
многие развитые страны пришли к пенсионной
системе, сочетающей управляемые
государством пенсионные схемы с
находящимися в частном управлении
пенсионными планами по месту работы и
личными сберегательными пенсионными
счетами для удовлетворения потребностей
групп населения со средними и более
высокими доходами. Однако решающая роль
в обеспечении доходов пенсионеров
принадлежит государственной
распределительной (солидарной) пенсионной
системе.

Общей
для всех развитых государств тенденцией
следует считать усиление внимания к
негосударственным накопительным схемам
и постепенное внедрение их в комплексные
системы пенсионного страхования. Ранее
процесс возникновения накопительных
схем происходил бессистемно, можно
сказать случайно. Роль лидеров в
разработке пенсионных программ взяли
на себя фирмы, оставив правительству
регулирующую роль. Сегодня регулируемый
государством и финансируемый работодателями
и частными лицами накопительный
пенсионный план начинает играть все
более важную роль.

Новая система финансирования
государственной системы социального
обеспечения в настоящее время практически
сформировалась. Средства на выплату
трудовых пенсий, социально-страховых
пособий и медицинскую помощь в рамках
ОМС концентрируются в централизованных
внебюджетных фондах социального
страхования. Оказание государственной
социальной помощи, социальное обслуживание,
предоставление льгот осуществляется
за счет бюджетов различных уровней.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными
финансово-кредитными учреждениями.
Денежные средства фондов находятся в
государственной собственности, но не
входят в состав бюджета РФ, бюджетов
субъектов РФ и административно-территориальных
образований, изъятию не подлежат.

Средства фондов формируются за счет:
страховых взносов работодателей;
ассигнований из государственного
бюджета; доходов от инвестиций;
добровольных взносов юридических и
физических лиц; прочих доходов. Наемные
работники платят взносы в Пенсионный
фонд РФ (ПФР). Лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, вносят
взносы в ПФР и фонды обязательного

Тарифы страховых взносов устанавливаются
Федеральными законами ежегодно.
Федеральным законом от 20.11.99 № 197-ФЗ
утверждены следующие ставки страховых
взносов в ПФР: — для работодателей-организаций,
для индивидуальных предпринимателей,
частных детективов, занимающихся частной
практикой нотариусов и граждан (физических
лиц), осуществляющих прием на работу по
трудовому договору или выплачивающих
вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера о
выполнении работ и оказании услуг, а
также по авторским договорам, в размере
28 % начисленных по всем основаниям выплат
в денежной и (или) натуральной форме
независимо от источников финансирования;
— для работодателей-организаций, занятых
в производстве сельскохозяйственной
продукции в размере 20,6 % начисленных по
всем осно-

ваниям выплат в денежной и (или)
натуральной форме независимо от
источников финансирования; — для
индивидуальных предпринимателей,
частных детективов, нотариусов,
занимающихся частной практикой, — 20,6 %
дохода, полученного от их деятельности,
за вычетом расходов по его извлечению;
— для индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему
налогообложения, — 20,6 % доходов, определяемых
исходя из стоимости патента; — для
родовых, семейных общин коренных
малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
и крестьянских (фермерских) хозяйств,
— 20,6 % начисленных по всем основаниям
выплат в денежной и (или) натуральной
форме независимо от источников
финансирования; — для адвокатов — 20,6 %
выплат, начисленных в пользу адвокатов;
— для граждан (физических лиц), работающих
по трудовым договорам или получающим
вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера о
выполнении работ или оказании услуг, а
также по авторским договорам, — 1 % от
начисленных в пользу указанных лиц
выплат по всем основаниям назависимо
от источников финансирования.

Помимо основного тарифа в размере 28 %,
Федеральным Законом от 20.11.99 № 201 -ФЗ
введен для работодателей-организаций,
использующих труд членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации,
дополнительный тариф в размере 14%
начисленных в их пользу выплат по всем
основаниям независимо от источников
финансирования. Страховые взносы по
дополнительному тарифу считаются
уплаченными в ПФР только при условии
уплаты в полном объеме страховых взносов
по дополнительному тарифу. Средства,
поступающие в ПФР по дополнительному
тарифу, будут использоваться для
повышения максимального размера пенсии
за выслугу лет для членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации.

Для остальных внебюджетных фондов
социального страхования на 2000 г.
установлены следующие тарифы обязательных
страховых взносов: — для Фонда социального
страхования РФ для работодателей-организаций
и граждан, использующих труд наемных
работников, в размере 5,4 % начисленных
в пользу работников выплат в денежной
и (или) натуральной форме независимо от
источников финансирования;

— для Государственного фонда занятости
населения РФ для работодателей-организаций
в размере 1,5 % начисленных в пользу
работников выплат в денежной и (или)
натуральной форме независимо от
источников финансирования, включая
вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера о
выполнении работ или оказании услуг; —
в фонды обязательного медицинского
страхования в размере 3,6 %

(из них 0,2 % в Федеральный фонд).

От уплаты страховых взносов во
внебюджетные фонды социального
страхования освобождены организации
любых организационно-правовых форм в
части выплат, начисленных в пользу
инвалидов I, II и III групп, общероссийские
организации инвалидов, индивидуальные
предприниматели, частные детективы,
занимающиеся частной практикой нотариусы
и другие лица, являющиеся инвалидами.

Читать также:  Калькулятор единовременной социальной выплаты (ЕСВ) на 1 квартал 2023 г. для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам МВД и Росгвардии

Перечень выплат, на которые не начисляются
обязательные страховые взносы, для
каждого фонда утверждается постановлением
Правительства РФ.

Контроль за правильным перечислением
средств на социальное страхование,
помимо самих фондов, осуществляют также
налоговые органы.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит:
— целевой сбор и аккумуляцию страховых
взносов; — финансирование расходов на
все виды пенсии и некоторые другие
выплаты; — организацию работы по взысканию
с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери
кормильца; — капитализацию средств, а
также привлечение добровольных взносов
физических и юридических лиц; — организацию
государственного банка данных по всем
категориям плательщиков страховых
взносов и некоторые другие функции*.
Средства ПФР предназначены для выплаты
всех видов государственных пенсий,
в том числе лицам, выезжающим за пределы
РФ на постоянное жительство, и другие
мероприятия, связанные с деятельность
фонда.

Финансирование пенсий для военнослужащих
и приравненных к ним категорий, работников
бюджетной сферы и некоторых других
групп населения производится за счет
федерального бюджета через ПФР.

Положение о Пенсионном фонде Российской
Федерации (России). — САПП, 1993, № 52.
Ст. 5086.

Источником социальных пенсий служат
средства бюджетов различных уровней,
включая федеральный.

Государственный фонд занятости
населения РФ (ГФЗ) представляет
собой совокупность федеральной части
Фонда занятости и фондов занятости,
формируемых в субъектах федерации*.

Фонды занятости РФ и ее субъектов
образуются за счет: отчислений из
фондов занятости, формируемых в городах
и районах (с учетом перечисления части
средств в федеральную часть Фонда
занятости), в части обязательных страховых
взносов работодателей; ассигнований
из соответствующих бюджетов; доходов
от инвестиций; добровольных взносов и
прочих поступлений.

Средства ГФЗ направляются: — на выплату
пособий по безработице, компенсацию
материальных затрат гражданам в связи
с их добровольным переездом в другую
местность по предложению службы
занятости; — на оказание материальной
и иной помощи членам семьи безработного,
находящимся на его иждивении, а также
гражданам, утратившим право на пособие
по безработице в связи с истечением
установленного законодательством срока
его выплаты; — на оплату периода
временной нетрудоспособности безработным
гражданам; на возмещение затрат
ПФР в связи с назначением досрочных
пенсий безработным.

Безработным из числа бывших
военнослужащих и приравненных к ним
категорий пособие выплачивается за
счет федерального бюджета.

Источниками финансовых ресурсов
системы здравоохранения в РФ
являются: средства бюджета РФ и бюджетов
субъектов РФ; страховые взносы на
обязательное медицинское страхование;
личные средства граждан; благотворительные
взносы и прочие поступления.

Средства государственной и муниципальной
систем здравоохранения используются:
— для осуществления мероприятий по
разработке и реализации целевых программ,
утвержденных Правительством РФ и высшими
исполнительными органами субъектов
федерации; — обеспечения профессиональной
подготовки кадров;

* Положение о Государственном фонде
занятости населения Российской Федерации.
Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993,
№•25. Ст. 911.

— проведения научных исследовании; —
развития материально-технической базы
учреждений здравоохранения; — субсидирования
конкретных территорий с целью выравнивания
условий оказания медицинской помощи
населению по обязательному медицинскому
страхованию; — оплаты особо дорогостоящих
видов медицинских услуг; финансирования
медицинских учреждений, предоставляющих
помощь при социально значимых заболеваниях;
— оказания медицинской помощи при
массовых заболеваниях, в зонах стихийных
бедствий, катастроф и других целей в
области охраны здоровья населения.

Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования созданы Федеральный и
территориальные фонды обязательною
медицинского страхования (ФОМС).

Фот) социального страхования РФ
(ФСС) предназначен для: — выплаты
пособий но временной нетрудоспособности;
— пособии но беременности и родам; —
единовременных пособий женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности; — единовременных
пособий при рождении ребенка; — ежемесячных
пособий на период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста
полутора лет; — финансирования
санаторно-курортного лечения и
оздоровления работников и членов их
семей; — частичное содержание
санаториев-профилакториев, санаторных
и оздоровительных лагерей для детей и
юношества, лечебное (диетическое)
питание, мероприятий по внешкольному
обслуживанию детей и некоторые другие
пели*.

При финансировании выплат по
государственному социальному страхованию
применяется принцип солидарности
поколений, субъектов РФ, отраслей
экономики. Солидарность поколении
заключается в том, что все выплаты
производятся за счет текущих денежных
поступлений от взносов экономически
активного населения.

Солидарность субъектов РФ проявляется
в перераспределении средств на
федеральном уровне и в дотировании
территориальных и местных стра-

Положение о Фонде социального страхования
Российской федерации от 12.02.94. СЛИП.
1994. № S. Ст. 599.

ховых фондов. Это связано с различиями
экономического развития и демографической
ситуации в субъектах РФ. В настоящее
время из 89 субъектов РФ около 70 получают
дотации.

Солидарность отраслей экономики
выражается в межотраслевом перераспределении
средств, которое необходимо с учетом
условий и размеров оплаты труда.

Однако целесообразность дальнейшего
использования указанного принципа в
качестве основы для финансирования
пенсий по старости в последнее время
подвергнута критике. По заказу Минэкономики
России группой экспертов подготовлена
альтернативная концепция пенсионной
реформы на основе накопительных
принципов финансирования. По мнению
разработчиков этой концепции, главная
причина современного кризиса пенсионной
системы заключается не в спаде
производства, сокращении численности
занятого населения, уменьшении доли
заработной платы в структуре валового
внутреннего продукта, а в
солидарно-распределительном механизме
финансирования. Они утверждают, что
дефицит средств ПФР покрыть невозможно
по двум основным причинам. Первая связана
с демографической ситуацией, соотношением
экономически активного населения и
пенсионеров. Сегодня в России на одного
пенсионера приходится 1,7 работающего,
тогда как для нормального функционирования
системы необходимо, по крайней мере,
соотношение 1 к 3. Вторая состоит в
чрезмерном количестве льгот, позволяющих
получать пенсию со снижением нормального
пенсионного возраста.

В целях повышения финансовой устойчивости
предлагается поэтапное, начиная с 2000
г., введение накопительных элементов в
систему обязательного пенсионного
страхования. По замыслу авторов
альтернативной концепции в перспективе
трудовая пенсия по старости будет
примерно в равной пропорции формироваться
за счет распределительного и накопительного
источников.

Предусматривается постепенное увеличение
к 2009 г. страхового взноса наемных
работников, отчисляемых на накопительную
часть пенсии, до 7-9 %.

Для отраслей с вредными условиями труда,
особых природно-климатических зон будут
установлены повышенные тарифы пенсионных
взносов.

Однако прогнозные результаты перехода
на накопительный принцип финансирования
пенсий по старости выглядят слишком
оптимистично. Пенсии по инвалидности
и по случаю потери кормильца по самой
своей

сути не могут финансироваться за счет
накопления средств на индивидуальных
пенсионных счетах.

Накопительный механизм не применяется
для финансирования государственных
пенсий по старости ни в одной из стран
мира с социально ориентированной
экономикой (он используется лишь в ряде
азиатских и африканских стран, а также
в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При
аналогичных демографических процессах
(повышении удельного веса пенсионеров
в общей численности населения) пенсионные
системы экономически развитых стран
продолжают достаточно успешно
функционировать.

Острота проблемы финансирования
свидетельствует о необходимости
теоретической разработки такой модели
пенсионного страхования, которая
соответствовала бы уникальным
социально-экономическим и политическим
условиям России. Приспособление
отечественной пенсионной системы к
рыночным отношениям не должно сводиться
лишь к переходу на накопительный принцип
финансирования в качестве единственно
возможного варианта. Радикальные
перемены в период общей экономической
нестабильности в России вряд ли приведут
к желаемым результатам. Кроме того, с
научной точки зрения оба метода
аккумуляции и распределения средств
равноценны.

Более перспективными представляются
предложения тех экономистов, которые
считают, что необходимо изменить лишь
характер перераспределения внутри
солидарной системы, в частности, более
точно определить долю материальной
ответственности работников, работодателей
и государства за утрату заработка или
трудового дохода в связи с достижением
пенсионного возраста.

Как уже отмечалось, средства внебюджетных
фондов социального страхования не
являются единственным источником
финансирования социального обеспечения.
В частности, расходы по реализации прав
и льгот, предусмотренные Федеральным
законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах»,
покрываются из федерального бюджета и
бюджетов субъектов РФ. Из федерального
бюджета производятся расходы на:
оплату проезда на железнодорожном,
воздушном, водном или междугородном
автомобильном транспорте; — оплату
установки квартирного телефона и
абонентскую плату за пользование им; —
санаторно-курортное лечение; — обеспечение
инвалидов войны транспортными средствами
и компенсацию расходов на транспортное
обслуживание вместо получения
транспортного средства;

обеспечение инвалидов войны
протезно-ортопедическими изделиями и
др. За счет средств бюджетов субъектов
РФ производится оплата: — жилья в домах
государственного и муниципального
жилищного фонда, в приватизированных
жилых помещениях; — коммунальных услуг,
топлива; проезда на железнодорожном и
водном транспорте пригородного сообщения,
на всех видах городского пассажирского
транспорта; — изготовления и ремонта
зубных протезов (за исключением протезов
из драгоценных металлов) в учреждениях
государственной или муниципальной
систем здравоохранения по месту
жительства; — лекарственных средств; —
компенсация инвалидам войны расходов
на бензин, ремонт, техническое обслуживание
транспортных средств и др.

Читать также:  10.01.2023 Утвердили порядок выплаты с 2023 года единого пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка

Порядок возмещения указанных расходов
утверждается Правительством РФ и
органами исполнительной власти субъектов
РФ.

При установлении органами местного
самоуправления дополнительных мер
социальной защиты источником финансирования
служат средства местных бюджетов.

1. Какие общественные отношения образуют
социальное обеспечение?

2. В каких организационно-правовых формах
функционирует государственная система
социального обеспечения?

3. Что такое социальный риск?

4. Из каких источников финансируется
социальное обеспечение?

5. Каковы отличительные признаки
социального страхования?

6. Как организовано социальное обеспечение
военнослужаших и других особых субъектов?

7. Каковы особенности социальной помощи?

Социальные пособия являются неотъемлемой частью государственной политики. Заключаются в выплатах материальных средств определенным категориям граждан, которые осуществляются из бюджетных и внебюджетных фондов. Получить положенные выплаты можно через своего работодателя, либо обратившись в органы соцзащиты. Многие виды пособий можно оформлять онлайн.

Источники финансирования по выплате социальных пособий

Какие есть социальные пособия?

Случаи, в которых осуществляются выплаты социальных пособий, а также их суммы, строго регламентированы действующим законодательством. Основными их видами являются:

Также пособия классифицируются по периодичности и продолжительности выплат:

Назначение социальных пособий на погребение

Получить пособие в размере стоимости услуг погребения могут супруг или близкий родственник, а также законные представители и иные лица, которые занимаются погребением. Выплата осуществляется в день обращения на основании справки, которая может быть выдана:

Источники финансирования по выплате социальных пособий

Источники финансирования по выплате социальных пособий

Источники финансирования по выплате социальных пособий

Образец заполнения заявления о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение

Как получить детское пособие

Выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. С заявлением необходимо обращаться к работодателю одного из родителей. Если же ни один из родителей не работает, то следует обращаться в органы социальной защиты.

Кто может подавать заявление:

Какие документы будут необходимы:

Подавать заявление и указанный пакет документов необходимо в сроки не позднее шести месяцев с момента рождения ребенка.

В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, действовал беззаявительный порядок назначения пособий для первого и второго ребенка в возрасте до трех лет, в случае, если размер среднедушевого дохода не достигал суммы в два прожиточных минимума. Если раньше выплаты назначались и продлевались автоматически, то с 1 марта 2021 года данная норма действовать перестала. Родителям необходимо собирать полный пакет документов для оформления и пролонгации льготы. А также существует требование по своевременному информированию органов социальной защиты и Пенсионного фонда при перемене места жительства. Необходимо сообщать и о возникновении таких обстоятельств, которые, согласно действующих правил, влекут за собой прекращение выплат.

Какие нововведения

С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.

Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Согласно Конституции Российской Федерации наша страна – это социальное государство, которое гарантирует каждому гражданину права и свободы, а также возможности претендовать на законное социальное обеспечение в тех случаях, которые официально предусматриваются законом. Конституция, тем не менее, не содержит в себе четких механизмов финансирования социальной сферы, а также в ней не прописаны те или иные виды социального обеспечения, о которых мы ведем речь.

Как следует из действующего в нашей стране законодательства, социальное обеспечение финансируется из дифференцированных источников. Это значит, что отсутствует ядро – единый источник денежных средств, которые были бы направлены на успешное действие и функционирование социальной и обеспечительной системы в отношении отдельных категорий граждан, которые находятся в зоне риска или за чертой бедности.

Сегодня мы можем выделить несколько основных источников финансирования данной системы социального обеспечения граждан:

Правовые, а также финансовые основы, которые регламентируют социальное обеспечение граждан, были заложены еще в 1990-1991 годы. Именно тогда были созданы самые первые внебюджетные фонды социального страхования – Пенсионный Фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации и многие другие, которые осуществляют свою деятельность по социальному обеспечению и социальному страхованию и по сей день. Также в тот период принимались ключевые правовые акты, которые контролировали и регламентировали деятельность указанных нами выше фондов.

«Источники социального обеспечения» 👇

Риски, на которые направлено финансирование социального обеспечения

Безусловно, финансирование производится с учетом возможных происшествий, случаев и рисков, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Каждый фонд отвечает за финансирование мер страхового обеспечения тех или иных несчастных случаев, социальных рисков и происшествий, что и составляет структуру финансирования.

В качестве рисков специалистами принято выделять следующие группы и формы:

Социальные фонды сегодня существуют в полной автономии от федеральных местных и региональных бюджетов, они предполагают сбор обязательных страховых взносов, что и определяет ответственность данных фондов за финансовой состояние некоторых отраслей современного социального страхования граждан нашей страны. Но на основании законодательных актов, а также на основании некоторых механизмов, регламентирующих финансовое обеспечение и обязательное социальное страхование в России были проведены некоторые реформы, которые и привели к заметным изменениям, в особенности в вопросе возможностей финансирования.

Так, в первую очередь принят Закон, предусматривающий обязательное социальное страхование. в нем установлены финансовые основы, которые заложены в систему обязательного страхования граждан. Так, в Законе определено, что бюджеты фондов, которые направлены на обязательное страхование утверждаются, прежде всего, федеральными законами. Они не становятся частью федерального бюджета, или же в бюджеты субъектов Российской Федерации, к местным бюджетам они также не имеют никакого отношения. Средства, которые являются частью бюджетов этих социальных фондов, не подлежат изъятию, так как не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.

В общих чертах, источниками финансирования современной системы социального обеспечения являются следующие:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Механизмы финансирования социального обеспечения в России

Россия является социальным государством, которое в рамках своего законодательства гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение. Оно назначается исключительно в тех случаях, которые установлены в пределах законодательства, и которые в обязательном порядке подтверждаются со стороны гражданина (адресная помощь в рамках социального обеспечения, страхования).

Конституция не содержит единого четкого механизма финансирования тех или иных видов социального обеспечения, при этом существуют определенные формы и принципы, которым придерживаются специалисты в рамках данной сферы.

Из действующего в России законодательства следует то, что социальное обеспечение имеет дифференцированные источники финансирования. Это значит, что сегодня отсутствует единый источник денежных средств, которые направлены на функционирование социальной и обеспечительной системы.

Сдай на права покаучишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

К источникам данной системы следует отнести:

«Финансирование социального обеспечения» 👇

Правовая основа финансирования социальной сферы и, в частности, социального страхования, была сформирована в 1991 году. Именно тогда были созданы некоторые внебюджетные социальные фонды, которые до сих действуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере государства, а также в сфере социального обеспечения:

Необходимо также отметить государственный фонд занятости россиян, и некоторые правовые акты, которые регламентируют деятельность данных фондов.

Группы социальных рисков

Финансирование различных фондов, которые были указаны в предыдущей части статьи, отвечает за обеспечение страховых случаев, которые объединены в группы социальных страховых рисков. Группы отличаются друг от друга возрастным составом, социальным положением и состоянием здоровья, которым отличаются граждане. При этом, помощь и уровни финансирования также разняться между собой, поэтому нельзя сказать, что одни и те же меры применимы к различным категориям граждан.

Во-первых, следует выделить такую группу, как граждане по старости, граждане с ограниченными возможностями здоровья, а также семьи по потере кормильца. За финансирование данной группы отвечает Пенсионный Фонд России. За оказание медицинских услуг и медицинской помощи отвечают фонды Обязательного Медицинского Страхования. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отвечает за тех, кто является временно нетрудоспособным. Сюда же относится сфера материнства и детства, а также необходимость ухода за малолетними детьми по достижению ими совершеннолетия. ГФЗ Российской Федерации отвечает за помощь безработным лицам, которые не имеют возможности осуществлять свою деятельность.

Читать также:  ПОЛУЧЕНИЕ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ НА ЖИЛЬЕ

Социальные фонды обеспечения являются автономными и не имеют никакой зависимости от региональных и федеральных бюджетов, а также никак не ориентированы на местные бюджеты. Они осуществляют сбор обязательных страховых взносом, что определяет ответственность фондов за финансовую стабильность и финансовое состояние отраслей, которые относятся к социальному обеспечению и социальному страхованию граждан. Механизм финансового обеспечения постоянно реформируется, страхование постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, а также на региональном и локальном уровнях.

Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить:

Таким образом, существует несколько основных источников финансирования социальной сферы жизни, преимущественно они ориентированы на организацию и осуществление социального страхования посредством различных социальных, пенсионных, медицинских и страховых фондов.

Источниками
финансирования социальной защиты
населения являются
государственные внебюджетные социальные
фонды: Фонд социального
страхования, Пенсионный фонд,
Государственный фонд
занятости населения, Фонд обязательного
медицинского стра­хования.

Фонд
социального страхования Российской
Федерации — специа­лизированное
финансово-кредитное учреждение при
Правитель­стве
Российской Федерации. Основная задача
Фонда социально­го
страхования — обеспечение гарантированных
государством по­собий
по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, при рождении
ребенка, по уходу за ребенком до достижения
по­лутора
лет, на погребение, на санаторно-курортное
лечение и оздоровление
работников и членов их семей.

Пенсионный
фонд Российской Федерации образован
постановле­нием
Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в
целях государ­ственного
управления финансами пенсионного
обеспечения в Рос­сийской
Федерации. Пенсионный фонд России
является самосто­ятельным
финансово-кредитным учреждением и
находится в ве­дении Правительства
Российской Федерации и ему подотчетен.
Средства Пенсионного фонда России
формируются за счет:

Тариф
страховых взносов в Пенсионный фонд
России опреде­ляется
Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд
занятости — государственный
внебюджетный фонд Рос­сийской
Федерации, предназначенный для
финансирования ме­роприятий,
связанных с разработкой и реализацией
государствен­ной
политики занятости населения.

Фонд
занятости не является юридическим лицом
и находится в оперативном
управлении и распоряжении органов
службы занятости.

Фонд занятости
образуется за счет следующих поступлений:

—-
ассигнований из федерального бюджета
Российской Феде­рации.

Средства
Фонда занятости направляются на
мероприятия по профориентации,
профессиональной подготовке и переподготов
ке безработных граждан; организацию
общественных работ; вы­плату
пособий по безработице, компенсаций;
оказание матери­альной
и иной помощи.

Фонд
обязательного медицинского страхования
представляет
из, себя
систему фондов обязательного медицинского
страхования, состоящую из федерального
и территориального Фондов обяза­тельного
медицинского страхования в субъектах
Федерации. Эти фонды
созданы для выполнения Закона Российской
Федерации «О
медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» и реализации
государственной политики в области
обязательного медицинского страхования
как составной части государственного
социального страхования.

Страховой
тариф взносов на обязательное медицинское
стра­хование,
уплачиваемых работодателями и иными
плательщиками, определяется
Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды
социальной поддержки населения —
это один из источни­ков
финансовых средств для осуществления
деятельности по со­циальному
обслуживанию населения.

Это
самостоятельные государственные
учреждения, созданные с
целью формирования финансовых источников
социальной под­держки наиболее
нуждающихся граждан, оказания адресной
со­циальной
защиты малообеспеченным группам
населения.

Система
Фондов социальной поддержки населения
состоит из Республиканского
(Федерального) и территориальных фондов.

Министерство
труда и социального развития определяет
основ­ные
направления расходования средств этого
фонда. На террито­рии субъектов
Российской Федерации Фонды поддержки
населе­ния действуют под руководством
органов исполнительной власти и
органов социальной защиты населения.

Право
на получение помощи из Фонда социальной
поддержки населения предоставлено
особо нуждающимся пенсионерам, ин­валидам,
лицам, имеющим иждивенцев, другим
нетрудоспособ­ным
гражданам, у которых совокупный
среднедушевой доход не превышает
установленного на региональном уровне
минимума.

Средства
Фондов социальной поддержки населения
расходу­ются
на дополнительное (сверхбюджетное)
финансирование ме­роприятий
по следующим направлениям:

негосударственных
систем пенсионного обеспечения. В
соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
«О негосударствен­ных
пенсионных фондах» негосударственный
пенсионный фонд — социально-финансовая
некоммерческая организация, осуществ­ляющая
деятельность по формированию активов
путем привлече­ния
добровольных целевых денежных взносов
юридических и фи­зических
лиц, передачу этих средств компании по
управлению активами
негосударственного пенсионного фонда,
осуществлению пожизненных
или в течение длительного периода
регулярных вып­лат
гражданам в денежной форме, а также
других действий по выполнению социальных
обязательств перед гражданами.

Негосударственные
пенсионные фонды действуют
независимо от системы
государственного пенсионного обеспечения.
Выплата из этих
фондов осуществляется наряду с выплатами
государственных пенсий.
Перечисление работодателями и работниками
средств в негосударственные
пенсионные фонды не освобождает их от
обя­занности
производить обязательные отчисления
в государствен­ный
Пенсионный фонд и другие внебюджетные
фонды.

Размер,
условия и порядок внесения взносов и
осуществления выплат
определяются соглашением между
негосударственным пен­сионным
фондом и страхователем.

Яна Игоревна Архипенко

Финансирование структуры социальной защиты Российской Федерации осуществляется за счет бюджетной системы, федеральных и территориальных внебюджетных фондов. Значительную часть денежных средств, которая идет на финансирование социальных обязательств, при помощи межбюджетных трансфертов государство равномерно распределяет между элементами бюджетной структуры (субвенции, дотации, субсидии и другие трансферты), поэтому финансирование социальной защиты носит многоканальный и многоуровневый характер.

Механизм финансирования социальной защиты населения

Взносы на обязательное социальное страхование через государственные внебюджетные социальные фонды оказывают прямое влияние на систему финансирования социальной защиты населения. Чем больше налоговая база, тем больше будет произведено платежей. Проводя анализ налогового влияния на финансирование социальной политики, особое внимание следует уделить налогам физических лиц, особенностью которого в Российской Федерации является плоская шкала налогообложения, что способствует развитию социального неравенства общества.

В существующих условиях начисления налогов отсутствует минимум заработной платы и развивающийся порядок налогообложения, который позволяет изымать доходы сверх нормы и значительно пополнять тем самым бюджет государства. Можно подытожить, что регрессивный характер страховых платежей и плоская шкала налогообложения освобождает от уплаты налогов граждан со сверх доходами. Вследствие этого создается чрезмерная нагрузка на государство по социальным обязательствам.

Также источником финансирования структуры социальной защиты, помимо налоговых платежей, могут быть благотворительные фонды, организации или предприятия, эффективность деятельности которых можно стимулировать налоговыми преференциями.

Рассуждая о благотворительности, необходимо остановиться на социальной ответственности бизнеса, рассматривая его как источник развития социальных и экономических основ общества (иными словами, единых ценностей в отношениях организации с внешней средой и работниками). Государство заинтересовано в том, чтобы предпринимательство было нацелено на долгосрочные социальные программы, которые рассматриваются в качестве метода для смягчения социальных отличий и реализации социальной защиты населения.

«Финансирование социальной защиты» 👇

Помимо страховых платежей, существенную роль в финансировании социальной защиты населения играет налог на прибыль предприятий, поскольку является основным источником пополнения федерального и регионального бюджета, который обеспечивает большинство социальных расходов.

Источниками финансирования социальной защиты Российской Федерации являются внебюджетные социальные фонды государства: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Фонд занятости граждан, Фонд государственного медицинского страхования.

Фонд социального страхования РФ – это специализированная финансово-кредитная организация при государственном правительстве Российской Федерации.

Основная задача данного фонда – это обеспечение пособий, которые гарантированы государством, по временной утрате трудоспособности, беременности и родам, при рождении детей, выплаты по уходу за ребенком от рождения и до достижения 1,5 лет, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровительные мероприятия для сотрудников организации и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации основан с целью управления финансами пенсионного обеспечения на государственном уровне. Пенсионный фонд – это самостоятельное государственное учреждение, который не находится в ведении правительства РФ.

Целевые средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:

Фонд занятости населения – это государственный внебюджетный Фонд РФ, который предназначен для финансирования мероприятий и проектов, что связаны с реализацией и разработкой государственной политики занятости граждан.

Данный Фонд не является юридическим лицом и находится в распоряжении учреждений службы занятости. Бюджет Фонда занятости может формироваться за счет следующих целевых поступлений:

Фонд занятости финансирует социальные мероприятия по профориентации, по переподготовке безработных граждан, организация общественных работ, выплата социальных пособий и компенсаций по безработице, оказание материальной и другой финансовой помощи.

Фонд социального медицинского страхования образован из системы фондов обязательного медстрахования, которые состоят из территориального и федерального Фондов медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Данные фонды созданы для реализации социальной политики в сфере медицинского страхования.

Фонд социальной поддержки населения – это основной источник финансовых средств для реализации деятельности, которая направлена на социальною защиту и обеспечение населения РФ.

Данные организации являются самостоятельными независимыми и созданы для формирования материальных источников социальной помощи и обеспечения нуждающихся слоев населения, а также оказание адресной защиты малообеспеченным гражданам.

Основные направления расходования денежных средств с Фонда социальной поддержки населения определяются министерством труда и социального развития. На территории Российской Федерации учреждения социальной защиты действуют под руководством и контролем органов социальной защиты граждан и органов исполнительной власти.

Право получить материальную помощь из Фондов социальной поддержки имеют пенсионеры, люди с различными группами инвалидности, нетрудоспособные граждане, иждивенцы, а также те нуждающиеся лица, совокупный доход которых не превышает прожиточный минимум на региональном уровне.

Источники финансирования по выплате социальных пособий

Рисунок 1. Структура социального обеспечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *