ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

лелА в»– 2-2577/18

.

.

17 СГЖентСЖбтя 2018 РиРѕРґР° Ри. Р’РѕСДонеж

. ВотонжаРИ СЃРѕСЃС‚Р°РІРµ:

. Р•.

. Р».

. Рдж.

. Рђ.

. Нынче .

. ±с‚СЏ 2012 Ри . N 283-ФЗ оптеХеляютсСЖ РўС‚Р°РІРёС‚РµР»СЊСЃС‚РИРѕРў РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ ФеХРµСДР °С†РёРё.

Р’СЃРІРѕСЋ очетеХСЊ истец РїРѕ адтесу СДРµРиисттации () С`актически РСРµ поиаД РёРРІ µ РїСвЂРѕР ¶РёРИР°РµС ‚ РЖР° РЖастоящий РђРѕРјРµРСС‚, что РїРѕРґС‚РИетждаеС,СЃСЖ СЃРїС‚Р°Р ІРєРѕР№ № 104, ВІ‹ХРСРРѕР № РђРґРjРёРІРёСЃС ‚тациеР№ .

. С ГЖС. 67, 194 – 199

Р Р• РЁ Р̈ Р›:

.

. Х Ри. Вотонежа РИ С‚РµС‡РµРСРц Тесяца СЃРѕ РґРШСЖ РїСъРёРІСЖтиСЖ СДешеРШРёСЖ РІ РсРєРѕРСча .

. Р•.

.

С 01.01.2013 п.п. 4 распространяется на сотрудников, закрепленных за GFS Russia.

1. Сотрудник, имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет, имеет право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения один раз за весь период государственной службы, включая службу в органах внутренних дел. часть органов внутренних дел (далее – единовременная социальная выплата).

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущем издании)

1.1. Единовременная социальная выплата предоставляется работнику при условии, что он не получал субсидию или иную выплату на приобретение или строительство жилья за весь период прохождения государственной службы.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 485-ФЗ)

2. Единовременная социальная выплата предоставляется работнику в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором служат работники, по решению руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором работают сотрудники, либо уполномоченный руководитель при условии, что работник:

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 04.11.2014 N 342-ФЗ, от 30.12.2021 N 485-ФЗ)

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Положения ч. 3 ст. 4 не распространяются на членов семей и родителей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) либо получивших увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) в случаях, предусмотренных ч. 12 ст. 20 данного документа.

Ч. 3 ст. 4 распространяется на членов семьи сотрудников, погибших (умерших) в период с 01.03.2005 по 31.12.2011 в связи с выполнением служебных обязанностей. При этом право на выплату сохраняется за вдовами (вдовцами) до повторного вступления в брак.

3. Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

4. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

5. Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ)

6. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

6.1. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел без права на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, в случае расторжения контракта и увольнения по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 (при невозможности перевода сотрудника на иную должность в органах внутренних дел) или 16 части 2 либо пунктом 1 или 2 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 485-ФЗ)

6.2. Право на единовременную социальную выплату не сохраняется за сотрудниками, принятыми на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, гражданами Российской Федерации, указанными в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, в случае, если в отношении таких сотрудника, гражданина Российской Федерации имеется вступивший в законную силу приговор суда за совершение в период прохождения службы в органах внутренних дел умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, либо в случае наличия судимости за совершение указанных преступлений, в том числе снятой или погашенной. При отмене обвинительного приговора и вынесении оправдательного приговора такие сотрудники, граждане Российской Федерации восстанавливаются на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты с даты постановки на учет.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 485-ФЗ)

6.3. В случае, если сотрудники, принятые на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, граждане Российской Федерации, указанные в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, обвиняются (подозреваются) в совершении в период прохождения службы в органах внутренних дел умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, принятие решения о предоставлении таким сотруднику, гражданину Российской Федерации единовременной социальной выплаты приостанавливается до вступления в законную силу приговора суда или прекращения уголовного дела. При вступлении в законную силу оправдательного приговора или прекращении в отношении таких сотрудника, гражданина Российской Федерации уголовного дела по реабилитирующим основаниям единовременная социальная выплата предоставляется с учетом даты постановки на учет.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 485-ФЗ)

7. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

Читать также:  СТАВКА ВЫПЛАТ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ)

8. Правительством Российской Федерации с учетом особенностей профессиональной и служебной деятельности сотрудников и в целях повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей могут определяться отдельные категории сотрудников, предоставление единовременной социальной выплаты которым допускается без учета условий, предусмотренных частями 2 и 7 настоящей статьи.

(часть 8 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ)

9. Порядок предоставления единовременной социальной выплаты в случае, указанном в части 8 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

(часть 9 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 342-ФЗ)

10. Сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 100-ФЗ)

.

07 мая 2020 года РиРѕСъРѕРґ ЧеСДкесск

. Р’.,

. А., дейстРующей РСР° основавии РґРѕРИетенноти,

. Рндж.,

. °РИлеРСРые РљР’Р» РїРѕ РљР§Р, СІСѓХ Р їСвЂРёС€РµР » Рє СІР»РμдующеРjСѓ РІ‹РІРѕРґСѓ.

. †РёРё.

. єРѕРИодителСЖ С„РµРґРµСДальРСРѕРіРѕ РѕСѡгаика РёРєРїРѕР » РСительРССРѕР№ власти, РѕСъгана, РІ ототоТ указываетсСЖ, что Р їРѕ птжРСРёРї РєРµСЃС € r ° r ° Chr »cѓr¶r ± str rґrёrsrsriS ‹rµrјrSrsrSr ° cжrґ -rїr» (r -r -rsr -rrґ -rrrґ -r -r -rrrґ -° rrsr -r -° Р. 5).

СогаѲвп. 17 мест РμРСРРСРѕР№ РИыплаты ило СђРССЖтии СІ учет Р° РСапСъавлСДЖетѲСЖ РСѓРї олномоченное РїРѕРґСДР° зделµРСРёРµ веедельРыР№ СЃСъРѕРє СІ даты РїСъРёРСятиѲ ѲетстРующеРиРѕ СДеш РμРСРёСЖ.

Сòилу Рї. 18. Ж РїРѕР»СѓС‡РμРШРёСЖ РμРґРёРЅРѕРІС‚РμРјРμРЅРЅРѕР№ РІС‹ платы РСаптавлСДЖРμССГЃСЖ Рё лШ РИыдаетсСЖ СІРѕС‚СъРґРСРёРєСѓ, РІ РѕС‚ РСошеРСРёРё котоСъРѕРиРѕ РїСРёРССДЖС ‚Рѕ СЃРѕРѕС‚РИетст РИСѓСЋС ‰РµРµ СвЂРµС€РµРШРёРµ, веедельвый сток СІ даты птивСЖтиСЖ СЩтоРиРѕ СДешеШСЖ.

СогаѲвп. 20. µРСРРСРѕР№ РІ‹РїР»Р°С‚С‹, Р·Р°РСРѕСЃСЖтсСЖ РІРСРРёРиСѓ учета РїРѕС‚СЖРґРєРµ очеСДедности СІ учетоТ Ѳтаж Р° Ѳлужбы СІРёРєРєР° идаты РїРѕРґР° С‡ Рё Р°СЖРИР»РμРШРёСЖ.

. 31. ности птинСЖтиСЖ РЅР° учет.

18.04.2013 Ри. С ДаспоСТСДЖжениеТ СѓС‚РИРµСДждено СДЦЖР`Ръ РъР’Р” РїРѕ КЧР (птотоколот 30 лет СДЖР± СДСЖ 2012г. ).

. СДЖР¶РμРШРёРµ РњР’ Р» РїРѕ КЧРот 23 РёСЋРЅСЏ 2014Ри. №156, птотокол РѕС‚ 13 РЖРѕСЖР±С ДСЏ 2015Ри.№62, СДаспоСДСЏР¶ РµРШРöРµ РњР’Р» Р їРѕ КЧР РѕС‚ 20 РЖРѕСДЖР±СДСЖ 2015Ри. еДо, РІ СІРСІР·Рё СІ РёР·РjРµРСРµРСиеиѲоѲѲ, ава СІРµРjСІРё Даввые РѕР±СІС‚РѕСІС ‚ельста стотоной ответчика РЖРµ РѕСЃРїР °С‚иваетсСЖ.

. РѕРСДемеввой РИыпаты РёР»РёРёСІСѓС‡РµС ‚Р° РСапСъР°РИР»СДЖРµ С‚СГІСІ РИ СѓРїРѕР »РЖомочеРСРСРѕРµ подтазделеРСРёРµ ведельРС‹ Р№ СЃСДРѕРє СЃ даты РїРѕРѕС‚РИетстРИСѓС ЋС ‰РµРіРѕ СДешениСЖ (РїСѓРЅРєС‚ 17 мкр») .

СогаѲвп. 18. Ж РїРѕР»СѓС‡РμРШРёСЖ РμРґРёРЅРѕРІС‚РμРјРμРЅРЅРѕР№ РІС‹ платы РСаптавлСДЖРμССГЃСЖ Рё лШ РИыдаетсСЖ СІРѕС‚СъРґРСРёРєСѓ, РІ РѕС‚ РСошеРСРёРё котоСъРѕРиРѕ РїСРёРССДЖС ‚Рѕ СЃРѕРѕС‚РИетст РИСѓСЋС ‰РµРµ СвЂРµС€РµРШРёРµ, веедельвый сток СІ даты птивСЖтиСЖ СЩтоРиРѕ СДешеШСЖ.

. С ДаспоСДяжение РІ СЃСДРѕРє РЅРµ РёР·Н°РЅРѕ.

. СДЖС. 194-198 В»АР¤, СІСѓН

СД Рµ С€ Рё Р»:

. Р’. ЧиРjРѕРИР°

Разрешение споров в сфере общественных отношений

6. При разрешении спора о праве родителей погибшего военнослужащего на меры социальной поддержки в связи с его смертью в виде единовременного пособия и страховой суммы, их действия по воспитанию, развитию и При этом учитывается финансовое содержание таких лиц и имеющиеся между ними факты родственных связей. В случае неисполнения родителем своих обязанностей такой родитель может быть лишен права на получение меры социальной поддержки по факту родства с погибшим военнослужащим.

И. обратился в суд с иском к Т. о лишении его права на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи со смертью сына А. при исполнении воинских обязанностей.

В обоснование заявленных требований И. указал, что согласно п. 2 ул. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призывников, рядовых и высокопоставленных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» , сотрудники Федерации войск Росгвардии» (далее – Федеральный закон N 52-ФЗ) и гл. 8 ул. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Федеральный закон N 306-ФЗ) лицам, имеющим право на получение страховой суммы и единовременной выплаты в связи со смертью военнослужащего, в том числе его родителей.

И. установлено, что Т. должен быть лишен права на получение страховой суммы и единовременного пособия, предусмотренных нормативными правовыми актами, поскольку он не поддерживал никаких родственных связей с сыном, при жизни сына и до достижения совершеннолетия не участвовал в его воспитанием, его судьбой не интересовался, родительских обязанностей не выполнял, материально не обеспечивал, алименты не платил. После возражения мирового судьи от 26 ноября 2008 г. и с 6 августа 2013 г. Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 1 ул. 157 УК РФ (злостное уклонение от выплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов). Все расходы на похороны сына И. она вела себя.

Ответчик иск в суде не признал.

Разрешаю спор и отказываюсь. в удовлетворение исков о лишении Т. право на получение единовременного пособия и страховой суммы в связи со смертью во время прохождения военной службы моего сына А., суд первой инстанции, ссылаясь на положения п. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, п. 2. 1, 2, 4, 5 Федерального закона N 52-ФЗ, пришли к выводу, что действующим законодательством не предусмотрена возможность лишения одного из родителей права на получение единовременной выплаты и страховых сумм в связи с гибелью военнослужащего, отметив, что утверждения о злостном уклонении Т. от выполнения родительских обязательств перед сыном А. не нашел своего печенения в суднем сесаднии, начало Т. он не был лишен родительских прав в отношении сына А.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их юридическим обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов, основанные на неправильном толковании и применении норм материального права в связи со следующим.

Согласно нормативным положениям абз. 1, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», абз. 1, 2, 4, 5 Федерального закона N 52-ФЗ, абз. 3 Федерального закона N 306-ФЗ и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определениях от 17 июля 2014 г. от 19 июля 2016 г. N 22-П N 16-П, законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат — компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали будущего военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Читать также:  Социальные выплаты на детей барнаул

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ и в ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и возможности учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических семейных связей.

Семейная жизнь в понимании ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 27).

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Согласно абзацу второму ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

В п. 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 данного кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основными обязанностями родителей в семье являются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данные обязанности должны выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых — лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав — утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Ввиду изложенного лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Соответственно, имеющими значение для правильного разрешения спора по иску И. о лишении Т. права на получение единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына А. являлись следующие обстоятельства: принимал ли Т. какое-либо участие в воспитании сына А., оказывал ли ему моральную, физическую, духовную поддержку, содержал ли несовершеннолетнего сына материально, включая уплату алиментов на его содержание, предпринимал ли Т. какие-либо меры для создания сыну А. условий жизни, необходимых для его развития, имелись ли между Т. и сыном А. фактические семейные связи.

Однако положения приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, судебными инстанциями к спорным отношениям применены не были, юридически значимые обстоятельства установлены не были, в связи с чем Судебная коллегия признала неправомерным вывод судебных инстанций о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность лишения одного из родителей права на получение единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.

Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, как вынесенные с нарушением норм материального права, и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также сослалась на допущенное судами нарушение норм процессуального права, указав, что дела о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а в данном случае о праве на получение единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы относятся к категориям дел, названным в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, при рассмотрении которых участие прокурора является обязательным.

Определение N 25-КГ19-9

7. Вопросы о причинах пропуска правопреемником умершего застрахованного лица срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений и об уважительности этих причин подлежат разрешению судом с учетом всех юридически значимых обстоятельств конкретного дела.

Ш. 9 января 2019 г. обратилась в суд с иском к территориальному пенсионному органу о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

В обоснование заявленных требований Ш. указала, что 15 ноября 2016 г. умерла ее дочь Д., которая при жизни была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, за нее работодателем осуществлялась уплата страховых взносов на финансирование накопительной части страховой пенсии, были сформированы пенсионные накопления.

Ш. ссылалась на то, что о возможности обращения в шестимесячный срок со дня смерти своей дочери Д. в пенсионный орган за получением средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ей известно не было, уведомлений от пенсионного органа о наличии такого права она не получала. О наличии пенсионных накоплений на лицевом счете дочери Ш. узнала лишь в декабре 2018 года, после чего сразу же обратилась за выплатой этих средств в пенсионный орган, сотрудник которого подтвердил, что на пенсионном счете Д. имеются средства пенсионных накоплений, и посоветовал обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока на их получение.

Читать также:  НОМЕР ТЕЛЕФОНА ПЕНСИОННОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ш. о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, суд первой инстанции исходил из того, что у пенсионного органа отсутствовали сведения о Ш. как правопреемнике по закону умершего застрахованного лица Д., в связи с чем у данного органа не имелось возможности принять меры по извещению Ш. о наличии у умершей Д. средств пенсионных накоплений.

Суд первой инстанции также счел, что наличие у Ш. заболеваний, ее болезненное состояние, юридическая неграмотность не являются уважительными причинами пропуска срока и не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, непосредственно связанных с личностью Ш., повлекших пропуск ею срока на обращение в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений умершей дочери Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права в связи со следующим.

Из взаимосвязанных нормативных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 711, и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в разделе «Вопросы по делам, возникающим из пенсионных правоотношений» (вопрос 3) Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2008 г., следует, что, если смерть застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки размера этой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, выплачиваются территориальным пенсионным органом по месту жительства умершего застрахованного лица его правопреемникам, круг которых может быть определен самим застрахованным лицом путем составления заявления о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии.

При отсутствии такого заявления выплата средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии, производится его правопреемникам по закону (в первую очередь — детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям), во вторую очередь — братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам).

Территориальный пенсионный орган, получив документ о смерти застрахованного лица, в том числе от органов записи актов гражданского состояния, при наличии информации о правопреемниках умершего застрахованного лица (правопреемниках по заявлению, а при их отсутствии — о правопреемниках по закону) обязан принять меры к уведомлению правопреемников умершего застрахованного лица (правопреемников по заявлению, а при их отсутствии — правопреемников по закону) о возможности обратиться в территориальный пенсионный орган с заявлением о выплате средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица.

Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального счета или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, осуществляется при условии их обращения за указанной выплатой средств пенсионных накоплений в соответствующий территориальный пенсионный орган в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

В случае пропуска правопреемником умершего застрахованного лица шестимесячного срока на обращение за указанной выплатой такой срок может быть ему восстановлен в судебном порядке при наличии уважительных причин. Поскольку какого-либо перечня уважительных причин законом не установлено, вопросы о причинах пропуска срока обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица и об уважительности этих причин подлежат разрешению судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.

Нормативные положения, регулирующие спорные отношения, и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросу пропуска срока обращения в пенсионный орган за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, при разрешении данного спора судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судами не установлены.

Между тем по данному спору с учетом характера спорных правоотношений, заявленных Ш. исковых требований, их обоснования, возражений на исковые требования пенсионного органа, юридически значимыми являлись следующие обстоятельства: располагал ли пенсионный орган информацией о смерти застрахованного лица Д.; поступали ли в пенсионный орган сведения о смерти застрахованного лица Д.; предпринимал ли пенсионный орган, в случае наличия такой информации, меры к выяснению вопроса о наличии у застрахованного лица Д. правопреемников по закону; направлялось ли по месту жительства умершего застрахованного лица Д. или ее правопреемников по закону уведомление о наличии у застрахованного лица Д. средств пенсионных накоплений (накопительной пенсии); где и с кем была зарегистрирована по месту жительства Д. на момент смерти; располагали ли правопреемники умершего застрахованного лица Д. информацией о наличии у нее пенсионных накоплений; каковы причины (уважительные или неуважительные) или совокупность причин, по которым правопреемник по закону Ш. не обратилась в установленный законом шестимесячный срок в пенсионный орган за получением средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица Д.

Судебными инстанциями названные обстоятельства не были определены в качестве юридически значимых, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, не устанавливались и правовой оценки не получили, в связи с чем вывод судебных инстанций о том, что пенсионный орган не имел возможности принять меры по извещению правопреемников по закону, в данном случае Ш., о возможности получения средств пенсионных накоплений ее дочери Д., нельзя признать правомерным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также обратила внимание на то, что, делая вывод о неуважительности причин пропуска Ш. срока на обращение в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений, судебные инстанции в нарушение требований ч. 4 ст. 67 ГПК РФ не учли всю совокупность обстоятельств, на которые указывала Ш., препятствовавших ей своевременно обратиться в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.

Так, судебные инстанции оставили без внимания и правовой оценки приводимые Ш. в процессе судебного разбирательства доводы о ее возрасте (68 лет), наличии у нее хронических заболеваний, перенесенных ею тяжелых нравственных страданий в связи со смертью дочери и о необходимости в связи с этим адаптации к новым жизненным условиям, ее незнание о наличии у Д. средств пенсионных накоплений и возможности обращения в пенсионный орган за их получением. Кроме того, судебные инстанции также не учли незначительный период пропуска Ш. срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений.

Довод судебных инстанций о том, что наличие у Ш. заболеваний, болезненное состояние, а также юридическая неграмотность не являются уважительными причинами для пропуска шестимесячного срока для обращения в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений, несостоятелен, поскольку в нарушение требований п. 2 ч. 4 ст. 198, п. 5 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ какие-либо мотивы, по которым судебные инстанции признали данные обстоятельства неуважительными причинами для пропуска Ш. указанного срока, судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемых судебных постановлениях не изложены.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение N 93-КГ20-1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *