Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат в российской федерации

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ,

от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ,

от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,

от 25.12.2012 N 258-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,

от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ,

от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 19.12.2016 N 453-ФЗ, от 19.12.2016 N 454-ФЗ,

от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 20.12.2017 N 407-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ,

от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ,

от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.04.2019 N 49-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ,

от 02.12.2019 N 412-ФЗ, от 27.12.2019 N 461-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ,

от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 13.07.2020 N 206-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ,

от 29.12.2020 N 473-ФЗ, от 29.12.2020 N 478-ФЗ, от 30.04.2021 N 134-ФЗ,

от 26.05.2021 N 153-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 267-ФЗ,

от 28.01.2022 N 7-ФЗ, от 08.03.2022 N 46-ФЗ, от 16.04.2022 N 113-ФЗ,

от 30.04.2022 N 116-ФЗ, от 28.05.2022 N 140-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ,

от 28.04.2023 N 137-ФЗ)

Размеры пособий, установленные данным законом, изменены в связи с индексацией. Размеры пособий с учетом индексации см. в Справочной информации.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 455-ФЗ)

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

(в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 455-ФЗ;

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

(абзац введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ)

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ)

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

абзац утратил силу с 1 мая 2022 года. — Федеральный закон от 30.04.2022 N 116-ФЗ.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий, за исключением ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанного пособия, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанного пособия, и форма заявления о его назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 26.05.2021 N 151-ФЗ, от 30.04.2022 N 116-ФЗ, от 21.11.2022 N 455-ФЗ)

Часть третья утратила силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 455-ФЗ.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами и организациями, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций или указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 06.12.2021 N 409-ФЗ, от 21.11.2022 N 455-ФЗ)

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

(часть пятая введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Органы и организации, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении пособия сведений. В этих целях данные органы и организации вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы и сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

(часть шестая введена Федеральным законом от 21.11.2022 N 455-ФЗ)

Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат

Общее понятие государственной системы социального обеспечения.

В основу определения системы социального обеспечения и выяснения отдельных ее элементов могут быть заложены различные системообразующие признаки (или критерии): формы организации; круг лиц, подлежащих обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; размеры обеспечения; органы, осуществляющие социальное обеспечение; разновидности социального риска; источники финансирования социального обеспечения и пр.

По формам организации структурно государственная система социального обеспечения может быть представлена так:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет бюджетных ассигнований.

В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены такие критерии, как, например, субъектный состав;

-граждане, получающие соответствующие виды социального обеспечения;

-органы, их предоставляющие;

-источники финансирования социального обеспечения

-единый социальный налог, страховые взносы, средства государственного или муниципального бюджета и т.д.

Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения, которую условно можно представить следующим образом:

— пенсионная система;

— система социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

— система социальных услуг (социального обслуживания);

— система социальной медицинской помощи и лечения;

— система государственной социальной помощи;

— система социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как базируются на правовых принципах социального обеспечения и выполняют его общие функции, имеют общий отраслевой метод правового регулирования отношений и т.п. Все названные системы, несмотря на свой относительно самостоятельный характер, подчинены главной цели — материальному обеспечению определенных законодательством категорий граждан при наступлении соответствующих социальных рисков, установленных законодательством.

Государственная пенсионная система.

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем — это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников — страховых платежей и средств государственного бюджета.Страховая пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения. Бюджетная пенсионная система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др.

Читать также:  Основания и условия получения безработными гражданами материальной помощи

Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения. Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». К таковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат.

В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат.

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособия гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;

3) пособие по безработице;

4) единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

5) единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

6) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

7) социальное пособие на погребение;

8) пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

9) социальным пособия гражданам, уволенным с военной службы;

Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которые адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Российское законодательство предусматривает несколько видов компенсационных выплат (иногда при этом называя их пособиями или субсидиями):

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

2) студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

3) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

4) неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

5) пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

6) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;

7) на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;

8) единовременное пособие вынужденным переселенцам;

9) единовременное пособие беженцам;

10) отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание);

11) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по целевому назначению;

— пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

— пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

2) по продолжительности выплаты пособия:

— периодические (ежемесячные);

3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

— пособия по обязательному социальному страхованию;

— пособия по государственной социальной помощи;

4) по источнику выплаты пособия:

— из социальных внебюджетных фондов;

— из федерального бюджета и т.д.

Компенсационные выплаты — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми от наличия у них каких-либо иных источников дохода.

Компенсационные выплаты рассматриваются, как пра вило, в совокупности с социальными пособиями, но последние следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, пособие), но предусматривает их компенсационный характер. Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан. Среди компенсационных выплат признакам социальной помощи в наибольшей степени соответствуют те, которые назначаются с учетом уровня доходов. При этом среднедушевой доход на члена семьи определяется путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за три месяца на число месяцев и на число членов семьи. В общей сумме учитываются все виды доходов, облагаемых налогом. Таким образом, система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется и в настоящее время включает не только пособия, но иные виды выплат. Это компенсационные выплаты, адресованные определенному кругу лиц, нуждающихся в социальной помощи. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины, но предусматривает их компенсационный характер. Появление в российском законодательстве нового типа социального обеспечения в виде компенсационных выплат вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных прежде всего с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.

Мы поможем в написании ваших работ!

Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат.

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем – это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение . Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников – страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАЧИСЛЕНИЙ ИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;

б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Страховая пенсионная система – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско‑правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Право на выплаты по страховой пенсионной системе определяется соответствующими условиями, установленными для той или иной трудовой пенсии. Так, право на страховые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, и при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа; либо те и другие, достигшие «сниженного» возраста (в связи с особыми условиями труда, природно‑климатическими условиями проживания, медико‑биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Страховая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному инвалидом I, II, III группы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения трудовой и (или) иной деятельности и пр. Для получения страховой пенсии в случае потери кормильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении; либо выполнять иные требования, предусмотренные законодательством о страховых пенсиях.

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан установлены свои условия. Они указаны в федеральных законах и других нормативных правовых актах. Так, право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии увольнения их с федеральной государственной службы по основаниям, прямо указанным в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями других военнослужащих установлены в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей».

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно‑правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких‑либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

5) социальное пособие на погребение;

6) пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) социальным пособия гражданам, уволенным с военной службы;

Компенсационные выплаты рассматриваются, как правило, в совокупности с социальными пособиями, но последние следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, а по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, пособие), но предусматривает их компенсационный характер.

Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат в России достаточно обширна, как и регулирующая ее нормативная правовая база. Основными актами в данной сфере являются Федеральные законы: от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; от 29 декабря 2009 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и др.

Основаниями классификации социальных пособий и компенсационных выплат являются:

– целевое назначение (компенсация заработка, дополнение доходов семьи, охрана здоровья матери и ребенка, обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого‑либо из членов семьи заработка или иного дохода);

– продолжительность выплаты (единовременные, ежемесячные и периодические пособия);

– круг субъектов‑получателей (пособия для всех и для работающих граждан);

– социально‑правовые основания выплаты пособий (временная нетрудоспособность, деторождение, потребность охраны бюджета семьи при неординарных обстоятельствах, бедность);

– порядок определения размера пособий (пособия в размере, соотносимом с заработком родителя или с прожиточным минимумом в регионе; пособия в твердой денежной сумме);

– действие в пространстве (федеральные и региональные пособия);

– органы, предоставляющие пособия (работодатель и индивидуальный предприниматель, органы социальной защиты населения, ПФР и ФСС России, органы службы занятости и миграционной службы, органы субъектов РФ и муниципальных образований, выплачивающие пособия).

В целом структура государственной системы социальных пособий и компенсационных выплат может выглядеть следующим образом:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– единовременное пособие на погребение;

– единовременное пособие при возникновении поствакцинальных осложнений;

Читать также:  Как получатели выплат на детей в возрасте от 8 до 17 лет могут сообщить в ПФР об изменении своих обстоятельств

– единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека;

– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком (на период отпуска до достижения им возраста полутора лет);

– ежемесячные пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

– единовременные пособия вынужденным переселенцам;

– единовременные пособия беженцам;

– пособия гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы;

– единовременные денежные пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

– пособия по безработице;

– единовременные пособия для граждан из числа детей‑сирот;

– другие пособия.

Наряду с названными социальными пособиями существуют также социальные компенсационные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством, вынужденным переселением, безработицей и пр. Эти выплаты тоже можно представить в виде системы, состоящей из следующих частей:

– ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска;

– ежемесячные компенсационные выплаты женам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

– ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход.

Как видим, обе системы – социальных пособий и социальных компенсационных выплат – неоднородны. И той и другой свойственны те же классифицирующие признаки (критерии), которые присущи пенсионной системе. Хотя они не все и не всегда применимы по отношению к некоторым видам пособий и компенсаций.

Рассмотрим наиболее важные классифицирующие признаки.

С их помощью некоторые пособия могут быть сгруппированы на две относительно самостоятельные подсистемы – пособия в порядке обязательного социального страхования и пособия за счет ассигнований из государственного бюджета. Для ясности мы их назовем соответственно система социально‑страховых пособий и система социальных бюджетных пособий .

В основу деления на две системы положены такие критерии, как источники финансирования выплат и круг лиц , подлежащих обеспечению социальными пособиями.

К системе страховых социальных пособий можно отнести следующие виды выплат:

– пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– пособие при рождении ребенка;

– пособие по уходу за ребенком (на период до достижения им возраста полутора лет);

– пособие на погребение.

Большинство перечисленных социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам за счет средств ФСС России.

Все остальные пособия относятся к бюджетной системе пособий. (Подробнее об этом см. учебную литературу по дисциплине «Право социального обеспечения».)

Лекция
8. Социальные пособия

Понятие и виды пособий

В России наряду с
пенсионным обеспечением действует
система пособий или один из видов
социального обеспечения в виде денежной
поддержки отдельных категорий граждан.
Следует отметить, что в нашей стране
пособия зародились одновременно с
пенсиями и введением государственного
социального страхования для наемных
работников во второй половине 20-х гг.
ХХ в.

Понятие социального
пособия впервые дано в ФЗ от
17 мая 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной
помощи». Здесь оно определяется как
безвозмездное предоставление гражданам
денежной суммы с целью возмещения
утраченного заработка либо оказания
дополнительной материальной помощи за
счет средств соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
(федерального бюджета, бюджета субъектов
РФ, местных бюджетов) либо из других
источников (фондов) страхования.

Общим для всех
пособий является то, что они устанавливаются
и выплачиваются тем гражданам, которые
реально нуждаются в государственной
социальной помощи в связи с возникновением
в их жизни определенных обстоятельств,
повлекших отрицательные изменения в
их материальном состоянии.

Социальное пособие
отличается от пенсии в основном по
основаниям их предоставления, то есть
по тем жизненным обстоятельствам,
которые объективно вызывают необходимость
их предоставления. Кроме того, социальные
пособия выплачиваются обычно сравнительно
непродолжительное время или единовременно;
пенсия же – всегда длительная выплата.
Пособия обычно компенсируют полностью
или частично временно утраченный
заработок, оказывают материальную
поддержку при наличии определенных
обстоятельств – например, рождение
ребенка, смерть члена семьи и т.д.
Целевое назначение пенсий несколько
иное: они, как правило, являются основным,
а иногда и единственным источником
средств существования для тех граждан,
которые прекратили трудовую деятельность.
Существенным отличием пенсий от пособий
является и то, что пенсии предоставляются,
как правило, неработающим гражданам, а
пособия предусмотрены для всех граждан:
их получают как работающие, так и
неработающие граждане, в том числе и
пенсионеры.

Социальные пособия
в системе социального обеспечения могут
быть классифицированы по различным
критериям, помимо оснований для их
предоставления:

а) по
целевому назначению:

– пособия,
компенсирующие полностью или частично
временно утраченный заработок (пособие
по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, пособие по
безработице);

– пособия,
предоставляемые как дополнительная
материальная помощь (например, пособие
при рождении ребенка, пособие на
погребение, пособие на ребенка и др.);

б) по
продолжительности выплаты пособия:

– единовременные
(например, пособие женщинам, вставшим
на учет в медицинском учреждении в
ранние сроки беременности; пособие при
рождении ребенка);

– периодические
(ежемесячные) (например, пособие на
ребенка);

в) по
родам социального обеспечения, к которым
относятся те или иные пособия:

– пособия по
обязательному социальному страхованию;

– пособия по
государственной социальной помощи;

г) по
источнику средств, за счет которых
выдаются пособия:

– из социальных
внебюджетных фондов;

– из федерального
бюджета и т.д.

Следует отметить,
что правом на получение при наступлении
соответствующих обстоятельств пользуются,
как правило, все граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства, в том числе беженцы,
проживающие на территории России.

Рассмотрим более
детально основные виды пособий,
предусмотренные действующим
законодательством, и нормативные
правовые акты, которыми регулируются
условия и порядок их предоставления.

Пособия
— это денежные выплаты, назначаемые
гражданам ежемесячно, периодически
либо единовременно в установленных
законодательством случаях с целью
возмещения утраченного заработка либо
оказания дополнительной материальной
помощи.

Пособие — это
ежемесячная, периодическая или разовая
выплата, заменяющая потерянный
гражданином заработок (пособие
по безработице, по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам и др.) или дополняющая
его при повышенных расходах (пособия
при рождении ребенка, на погребение,
семьям, имеющим детей до 16- летнего
возраста, и др.), производимая
из гос. и муницип. средств, фондов гос.
социального страхования, занятости и
других в размере и порядке, установленных
законодательством.

Система
государственных пособий в России за
последние годы претерпела существенные
изменения, обусловленные
социально-экономическими преобразованиями
в стране, приведшими к глубоким переменам
во всех сферах общественной жизни – в
экономике, политике, социальной структуре
общества.

В
отличие от пенсий — постоянного и
основного источника средств к
существованию — пособия, как правило,
являются помощью, временно заменяющей
утраченный заработок или служащей
дополнением к основному источнику
средств к существованию (к заработку
или пенсии). Действующим законодательством
предусмотрены следующие виды пособий:

пособие
по временной нетрудоспособности;

пособие
по беременности и родам;

единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности;

единовременное
пособие при рождении ребенка;

ежемесячное
пособие на период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста
полутора лет;

ежемесячное
пособие на ребенка;

единовр.
пособие мед. работникам, заразившимся
вирусом иммунодефицита человека при
исполнении своих служебных обязанностей;

единовременное
пособие гражданам при возникновении
поствакционального осложнения;

единовременное
пособие гражданам, привлеченным для
борьбы с терроризмом;

социальное
пособие военнослужащим по контракту,
уволенным с военной службы без права
на пенсию;

единовременное
пособие военнослужащим, проходившим
военную службу по призыву, при увольнении
с военной службы;

социальное
пособие на погребение.

Многочисленные
виды пособий по системе социального
обеспечения могут быть классифицированы
по различным основаниям:

*
по целевому назначению пособия (пособия,
компенсирующие заработок полностью
или частично, и пособия, предоставляемые
как дополнительная материальная
помощь);

*
по продолжительности выплаты пособия
(единовременные, ежемесячные,
периодические);

*
по источнику их выплаты (пособия из
внебюджетных фондов, пособия из
государственного бюджета) и др.

12. Трудовое
увечье (понятие и характеристика).
+См.В.17

Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат в российской федерации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *