Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ

Компенсационные выплаты — денежные выплаты, один из трёх элементов заработной платы работника, состоящий из доплат и надбавок компенсационного характера.

Социальные выплаты (выплаты социального характера) — выплаты работнику, не зависящие от количества и качества труда, и не являющиеся стимулирующими или компенсационными, входят в социальный пакет.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации                                    2 июля 1999 года

(В редакции федеральных законов от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 25. 2006 № 195-ФЗ, от 18. 2007 № 230-ФЗ, от 01. 2008 № 18-ФЗ, от 14. 2008 № 110-ФЗ, от 22. 2008 № 269-ФЗ, от 28. 2009 № 72-ФЗ, от 24. 2009 № 213-ФЗ, от 25. 2009 № 341-ФЗ, от 08. 2010 № 345-ФЗ, от 01. 2011 № 169-ФЗ, от 28. 2012 № 133-ФЗ, от 25. 2012 № 258-ФЗ, от 07. 2013 № 99-ФЗ, от 07. 2013 № 104-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 25. 2013 № 317-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 12. 2014 № 33-ФЗ, от 21. 2014 № 216-ФЗ, от 28. 2015 № 358-ФЗ, от 29. 2015 № 388-ФЗ, от 19. 2016 № 453-ФЗ, от 19. 2016 № 454-ФЗ, от 01. 2017 № 154-ФЗ, от 20. 2017 № 407-ФЗ, от 28. 2017 № 420-ФЗ, от 28. 2017 № 421-ФЗ, от 07. 2018 № 56-ФЗ, от 03. 2018 № 350-ФЗ, от 27. 2018 № 536-ФЗ, от 01. 2019 № 49-ФЗ, от 01. 2019 № 328-ФЗ, от 02. 2019 № 412-ФЗ, от 27. 2019 № 461-ФЗ, от 01. 2020 № 35-ФЗ, от 24. 2020 № 147-ФЗ, от 13. 2020 № 206-ФЗ, от 22. 2020 № 431-ФЗ, от 29. 2020 № 473-ФЗ, от 29. 2020 № 478-ФЗ, от 30. 2021 № 134-ФЗ, от 26. 2021 № 153-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 01. 2021 № 267-ФЗ, от 28. 2022 № 7-ФЗ, от 08. 2022 № 46-ФЗ, от 16. 2022 № 113-ФЗ, от 30. 2022 № 116-ФЗ, от 28. 2022 № 140-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 29.12.2015 № 388-ФЗ)

Абзац. (Утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

(Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

абзац. (Утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ)

социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 25.12.2012 № 258-ФЗ)

программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 25.12.2012 № 258-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.11.2015 № 358-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; (Дополнение абзацем  — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

снижения уровня социального неравенства; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

повышения доходов населения. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;

разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

абзац; (Утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 41. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: (В редакции федеральных законов от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. (В редакции федеральных законов от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из: (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции федеральных законов от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.12.2008 № 269-ФЗ; от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 20.12.2017 № 407-ФЗ)

Читать также:  БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

6. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения: (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;

2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

31) утверждает в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

4) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;

2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

10. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 25.12.2012 № 258-ФЗ)

2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 258-ФЗ)

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. (Дополнение частью — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 51. Обеспечение размещения информации об оказании государственной социальной помощи

Информация об оказании государственной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с главой 21 настоящего Федерального закона.

(Дополнение статьей — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Статья 52. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах

1. Гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:

1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);

2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;

3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров

СсылкиПравить

  • ↑ 1 2 3 4 5
  • ↑ 1 2 3 Сравнение социальных выплат в странах-членах ЕС.

Социальные выплаты в Российской ФедерацииПравить

  • выплаты работникам социальных льгот (на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов);
  • единовременные пособия (выплаты, вознаграждения) при выходе на пенсию, доплаты к пенсиям работающим пенсионерам за счет средств организации;
  • страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования в пользу работников (кроме обязательного государственного личного страхования);
  • страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников и членов их семей;
  • расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия (кроме выданных за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов);
  • оплата абонементов в группы здоровья, занятий в спортивных секциях, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы;
  • оплата подписки на газеты, журналы;
  • оплата услуг связи в личных целях;
  • возмещение платы работников за содержание детей в дошкольных учреждениях;
  • стоимость подарков и билетов на зрелищные мероприятия детям работников за счет средств организации;
  • оплата стоимости проездных документов к месту работы и обратно и т. п.

Состав социальных выплат

1) выходное пособие при расторжении трудового договора (в том числе денежная компенсация по соглашению сторон), выходное пособие в случае прекращения трудового договора, вследствие нарушения правил заключения трудового договора не по вине работника;

2) суммы, начисленные при увольнении работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

3) дополнительная компенсация работникам при расторжении трудового договора без предупреждения об увольнении за два месяца при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников; компенсация при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации и тому подобное;

4) единовременные пособия (выплаты, вознаграждения) при выходе на пенсию, единовременные пособия увольняемым работникам;

5) доплаты (надбавки) к пенсиям работающим пенсионерам за счет средств организации;

6) страховые премии (страховые взносы), уплаченные организацией по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования в пользу работников (кроме обязательного государственного страхования работников);

7) страховые премии (страховые взносы), уплаченные организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников и членов их семей;

8) расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам (кроме расходов на обязательные медицинские осмотры, обследования);

9) оплата путевок (компенсации) работникам и членам их семей на курортно-санаторное лечение, отдых, экскурсии, путешествия (кроме выданных за счет средств государственных внебюджетных фондов);

10) оплата абонементов в группы здоровья, занятий в спортивных секциях, фитнес-клубах, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы;

11) оплата подписки на газеты, журналы, оплата услуг связи, оплата парковки в личных целях;

12) возмещение платы работников за содержание детей в дошкольных учреждениях;

13) стоимость подарков и билетов на зрелищные мероприятия детям работников за счет средств организации;

Читать также:  ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ДЕЛА ПОЛУЧАТЕЛЯ ПОСОБИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

14) суммы, выплаченные за счет средств организации, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением их здоровья;

15) компенсация работникам морального вреда, определяемая соглашением сторон трудового договора или судом, за счет средств организации;

16) оплата стоимости проездных документов;

17) оплата (полностью или частично) стоимости проезда работников и членов их семей;

18) оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно, включая оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей (отражается после окончательного расчета с работником);

19) материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на медикаменты, рождение ребенка, погребение и тому подобное;

20) расходы на платное обучение работников, не связанное с производственной необходимостью, расходы на платное обучение членов семей работников;

21) компенсационная выплата лицам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и вышедшим на работу ранее установленного срока;

22) суммы выходных пособий, начисленных с задержкой уволенным работникам (по тому виду деятельности, где работал уволенный работник);

23) суммы материальной помощи членам профсоюза, начисленные профсоюзной организацией и показываемые в отчете профсоюзной организации;

24) суммы материальной помощи лицам несписочного состава;

25) единовременные выплаты при первом трудоустройстве специалистам государственных и муниципальных учреждений (организаций), предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации.

Учёт социальных выплат

Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения.

На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно – общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род. В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми — их родители. В I веке до н.э. в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств. Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные — бывший воин и вся его семья.

После рабовладельческого периода следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства. Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий.

Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся. В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных. Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.

В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год.

В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи — «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 – 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.

В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.

В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся.

С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы.

В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Всё покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями.

Читать также:  40.02.01 Право и организация социального обеспечения

С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.

В 1920-е годы был издан кодификационный акт – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. Дипломная работа посвящена именно этому виду социального обеспечения. В следующем параграфе данной главы нами будет изучена общая характеристика пособий в России.

Холостова Е. И. История социальной работы в России: учебник. — М., 2013. — С. 145

Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения: уч. пособие. — М., 2012. — С. 178

Шарков Ф. И. Основы социального государства: учебное пособие. — М., 2012. — С. 165.

Шаронов А.О. О некоторых аспектах социальной политики. — М., 2011. — С. 45.

Холостова, Е. И. История социальной работы в России: учебник. — М., 2013. — С. 148.

Гусов К. Н. Право социального обеспечения. — М., 2011. — С. 178.

Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения: уч. пособие. — М., 2009. — С. 178.

Холостова, Е. И. История социальной работы в России: учебник. — М., 2013. — С.148.

Состав социальных пособий

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по безработице;
  • единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся ВИЧ человека при исполнении своих служебных обязанностей;
  • единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
  • единовременное пособие гражданам, привлечённым для борьбы с терроризмом;
  • ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
  • ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;
  • единовременное пособие вынужденным переселенцам;
  • единовременное пособие беженцам;
  • пособие на погребение.

Компенсации в системе социального обеспеченияПравить

Выплата осуществляется семьям, в которых присутствует инвалид I группы, или лицо старше 80 лет, которое нуждается в постороннем уходе. Примечательно, что компенсация полагается только тому члену семьи, который берет на себя обязанности по ежедневному обслуживанию, в связи с чем физически не может выйти на работу. Такая компенсационная выплата предоставляется на каждого нетрудоспособного члена семьи (инвалида или лица преклонного возраста).

  • Инвалиды по зрению, которые обеспечиваются собакой-проводником, получают ежегодную компенсацию расходов на ее содержание
  • Компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации
  • Инвалиды, проживающие в районах Крайнего Севера, 1 раз в 2 года вправе рассчитывать на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха

Компенсация вынужденным переселенцам

Лицам, которые получили официальный статус вынужденного переселенца, полагаются следующие компенсации:

  • единовременное денежное пособие;
  • компенсация на приобретение билетов и перевозки имущества;
  • предоставление временного жилья.

Платежи участникам техногенных аварий

  • За получение инвалидности при ликвидации последствий аварии (1,2,3 группы). В случае смерти участника ликвидации этот платеж продолжают получать его иждивенцы в размере, соответствующем их доле в общей сумме выплаты за вычетом доли кормильца.
  • На питание, в т. ч. на питание детей до 14 лет.
  • Возмещение вреда здоровью
  • За проживание на территории аварии
  • За продолжение работы на территории аварии
  • За потерю кормильца
  • На питание малолетних детей
  • На питание обучающихся и преподающих в образовательных учреждениях на территории аварии

Для каждой из групп выплат приведены свои наборы документов, обосновывающих право на получение компенсации, и особенности их предоставления.

К ежегодным выплатам также относятся компенсации за:

  • вред здоровью (для получивших инвалидность или лучевую болезнь)
  • вред здоровью (для временно находившихся в зоне аварии);
  • оздоровление;
  • потерю кормильца детям.
  • пособие по переезду в другое место жительства;
  • возмещение расходов на переезд;
  • возмещение вреда от аварии, выразившегося в наступлении инвалидности: (1,2,3 группы).

Компенсации военнослужащим и членам их семей

Компенсационные выплаты военнослужащим предусмотрены в случае:

  • Увольнения военнослужащего, признанного непригодным к дальнейшей службе
  • Приобретения инвалидности на службе (1,2,3 группы).

Компенсационные выплаты членам семей военнослужащих предусмотрены в случае:

  • Смерти военнослужащего, связанной с исполнением им воинских обязанностей;
  • После смерти инвалида, получившего инвалидность при выполнении воинских обязанностей

Социальное пособие

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июня 2021 года; проверки требуют 2 правки.

Социальное пособие — пособие в форме денежной выплаты в рамках системы социального обеспечения, мера государственной социальной поддержки.

Виды компенсационных выплатПравить

  • выплаты в связи со служебными командировками (суточные, расходы на проезд, оплата жилья);
  • единовременные пособия (подъемные при переводе на работу в другую местность, оплата спецодежды, если работник приобрёл её за свой счёт).
  • по периодичности выплаты (единовременные, ежемесячные, ежегодные);
  • определения их размера (устанавливаемые в твердой сумме, в процентном отношении к стоимости натурального вида обеспечения, в размере понесенных затрат — с установлением предельного ограничения по размеру выплаты, либо без такого ограничения);
  • субъектам-получателям (трудоспособные и нетрудоспособные граждане, граждане, относящиеся к отдельным социальным категориям);
  • характеру оснований, в связи с которыми предоставляются компенсационные выплаты;
  • видам нормативных правовых актов, которыми они устанавливаются (законы и подзаконные акты).

Социальные пособия в ЕвропеПравить

Согласно статье 129 ТК РФ компенсационные выплаты — это один из трёх элементов заработной платы работника, состоящий из:

  • доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • иных выплат компенсационного характера.

ОпределениеПравить

  • Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 Архивная копия от 12 апреля 2021 на Wayback Machine//Высший арбитражный суд Российской Федерации
  • Что относится к выплатам социального характера работникам организации? Архивная копия от 12 апреля 2021 на Wayback Machine//Роструд, 2021
  • ↑ 1 2 3 Пучеглазов В. Д. Что относится к выплатам социального характера работникам организации Архивная копия от 13 апреля 2021 на Wayback Machine//КонсультантПлюс, 03.10.2017
  • Письмо Минтруда России от 03.08.2016 N 14-1/ООГ-7105. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 20 марта 2020 года.
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Дата обращения: 20 марта 2020. Архивировано 20 сентября 2018 года.
  • Приказ Росстата от 27.11.2019 N 711 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»
  • Сравнение социальных выплат в странах-членах ЕС.
  • Системы обеспечения минимального гарантированного дохода населения за рубежом. Архивировано 10 июня 2020 года.

Компенсационные выплаты и пособияПравить

Компенсации в юридической науке либо рассматриваются как новый самостоятельный вид социального обеспечения, либо отождествляются с пособиями.

  • пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсационные выплаты — на основании подзаконных актов;
  • размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат.

Социальные выплаты в ЕСПравить

  • по размеру социальной поддержки (в течение непродолжительного периода времени вместо заработка, утраченного по уважительной причине (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по безработице), дополнительная поддержка к основным источникам средств существования (ежемесячные пособия одиноким и многодетным матерям, пособие по рождению ребёнка, пособие на погребение), при отсутствии основных источников средств существования (ежемесячные пособия детям военнослужащих срочной службы));
  • по сроку выплат (единовременные (пособие женщине, вставшей на учёт в ранние сроки беременности; пособие на погребение), ежемесячные (пособие на ребёнка, пособие по безработице), периодические (пособие по временной нетрудоспособности));
  • по источнику выплат (за счёт средств внебюджетных фондов обязательного социального страхования или за счёт бюджетных средств).
  • Ежемесячная выплата по уходу за ребенком до трех лет Архивная копия от 1 мая 2021 на Wayback Machine//Официальный интернет-портал государственных услуг, 2020
  • С доставкой в январе, Российская Газета (14 сентября 2016). Архивировано 2 мая 2018 года. Дата обращения: 4 октября 2017.
  • по уходу за нетрудоспособными Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения. Налог-Налог.ру (14 марта 2016). Дата обращения: 15 октября 2017. Архивировано 15 октября 2017 года.
  • Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник. — М.: Юрид.лит, 1974. — 304 с.
  • Кручек И. В. О месте компенсаций в праве СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ // Межрегиональный институт развития территорий. — 2016. — № 8—1 (13). — .
  • Цветков С.Б. Право социального обеспечения : учебное пособие. — Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2009. — 200 с. — ISBN 978-5-7899-0590-6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *