Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями)

Социальные пособия и выплаты гражданам

Пособия являются одной из форм социального обеспечения в России. Это регулярные или единовременные выплаты из средств ФСС России или государственного бюджета.

Благодаря нашей важной теме можно узнать, кто и на какие пособия имеет право, а также в каком размере и при каких условиях они выплачиваются.

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по безработице
  • Детские пособия:

Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Размеры пособий (2020 г.)

Также в 2020 году в целях социальной поддержки семей, имеющих детей, в период пандемии установлены дополнительные выплаты. Так, семьи, имеющие детей младше трех лет, вправе получить ежемесячные выплаты за апрель, май и июнь 2020 года в размере 5 000 руб. на каждого ребенка до трех лет. На детей от 3 до 16 лет выплачивается единовременное пособие в размере 20 000 руб. на каждого ребенка такого возраста.

Последняя актуализация: 26 июня 2020 г.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»
  • Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
  • Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»
  • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2016 г. № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год»

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Величина прожиточного минимума установлена постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. N 421, вступающем в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1999 г. N 142, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 569-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г., за исключением пункта 3 статьи 26 Федерального закона, вступающего в силу с 1 июля 2023 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 551-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2023 г.

Федеральный закон от 28 мая 2022 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2022 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2022 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2022 г.

Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 марта 2022 г.

Федеральный закон от 28 января 2022 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июля 2022 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 мая 2021 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г., за исключением абзаца четвертого статьи 1, вступающего в силу с 1 декабря 2020 г.; абзаца пятого статьи 1, вступающего в силу с 1 июля 2021 г.; абзаца шестой статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 407-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 453-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 41 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., за исключением части 1 статьи 6.5 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением статьи 4.1, которая вступает в силу с 1 января 2008 г., и пунктов 2-6 статьи 4.1, вступающих в силу с 1 января 2009 г.

Читать также:  Денежные выплаты по государственной социальной помощи теперь доступны благодаря закону N 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Социальные пособия являются неотъемлемой частью государственной политики. Заключаются в выплатах материальных средств определенным категориям граждан, которые осуществляются из бюджетных и внебюджетных фондов. Получить положенные выплаты можно через своего работодателя, либо обратившись в органы соцзащиты. Многие виды пособий можно оформлять онлайн.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Какие есть социальные пособия?

Случаи, в которых осуществляются выплаты социальных пособий, а также их суммы, строго регламентированы действующим законодательством. Основными их видами являются:

  • на рождение ребенка;
  • при временной нетрудоспособности;
  • по безработице;
  • на погребение и ряд других.

Также пособия классифицируются по периодичности и продолжительности выплат:

  • разовый платеж;
  • каждый месяц;
  • ежегодно.

Назначение социальных пособий на погребение

Получить пособие в размере стоимости услуг погребения могут супруг или близкий родственник, а также законные представители и иные лица, которые занимаются погребением. Выплата осуществляется в день обращения на основании справки, которая может быть выдана:

  • тем органом, где умерший получал пенсионные выплаты;
  • организация, которая осуществляла социальное страхование;
  • органами соцзащиты и Фонда социального страхования РФ по месту проживания.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Образец заполнения заявления о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение

Как получить детское пособие

Выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. С заявлением необходимо обращаться к работодателю одного из родителей. Если же ни один из родителей не работает, то следует обращаться в органы социальной защиты.

Кто может подавать заявление:

  • любой из супругов, имеющий официальное место работы;
  • если родители не работают, то любой из них по выбору, обращается в соцзащиту;
  • при разводе подает заявление тот, с кем проживает ребенок.

Какие документы будут необходимы:

  • справка о рождении ребенка, которую выдал ЗАГС;
  • справка от второго супруга, о том, что он не оформлял данное пособие;
  • выписка из трудовой книжки;
  • в случае если родители в разводе, документ (свидетельство) о расторжении брака.

Подавать заявление и указанный пакет документов необходимо в сроки не позднее шести месяцев с момента рождения ребенка.

В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса, действовал беззаявительный порядок назначения пособий для первого и второго ребенка в возрасте до трех лет, в случае, если размер среднедушевого дохода не достигал суммы в два прожиточных минимума. Если раньше выплаты назначались и продлевались автоматически, то с 1 марта 2021 года данная норма действовать перестала. Родителям необходимо собирать полный пакет документов для оформления и пролонгации льготы. А также существует требование по своевременному информированию органов социальной защиты и Пенсионного фонда при перемене места жительства. Необходимо сообщать и о возникновении таких обстоятельств, которые, согласно действующих правил, влекут за собой прекращение выплат.

Какие нововведения

С 11 мая 2021 года многие регионы РФ, при назначении пособий и иных социальных выплат, стали использовать Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО). Также начались выплаты новых детских пособий, которые были анонсированы президентом ранее. Сумма выплат зависит от региона и может достигать до 12 тыс. руб. в месяц. Уведомления тем родителям, которым положен данный выплат, должны появляться в личном кабинет пользователя на портале госуслуг.

Также с 1 июля 2021 года планируется увеличение размера выплат для беременных, которые стали на учет на ранних сроках в связи с трудной жизненной ситуацией. Размер выплат, которые будут начисляться ежемесячно, составит половину прожиточного минимума. Предусмотрены выплаты пособий для неполных семей с детьми до 17 летнего возраста.

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите участок текста.

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Государство предлагает различные льготы и выплаты не только малоимущим гражданам, но другим категориям. Расскажем, какие выплаты и льготы могут получить россияне независимо от уровня дохода.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Кому положены социальные выплаты по программе «Молодая семья»

Для молодых семей разработана государственная программа «Молодая семья». Государство предлагает семьям, в которых возраст супругов не превышает 35 лет, социальные выплаты на погашение ипотечного кредита. Целью программы является улучшение жилищных условий семьи.

Молодая семья может потратить социальную выплату на:

  • покупку частного дома;
  • первичного жилья, например, квартиры в новостройке;
  • первоначальный ипотечный взнос;
  • погашение ипотеки.

Принять участие в в программе могут супруги с детьми или без них, а также одинокие родители, которые не имеют собственного жилья. Если семья проживает вместе с родителями, то доля жилой площади на каждого проживающего должна быть меньше нормы. Регион самостоятельно устанавливает данную норму. Обычно для семьи из трех человек ‌– это 18 кв.метров на каждого.

Размер материальной помощи составит от 30 до 35% от стоимости покупаемого жилья:

  • 30% расчетной стоимости жилья – для молодой семьи без детей;
  • 35% расчетной стоимости – для семьи с детьми.

Для того, чтобы принять участие в программе, семья должна обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления. Специалисты включат супругов в список участников программы «Молодая семья». После чего семье необходимо обратиться в банк-участник государственной программы, чтобы оформить ипотечный кредит. Если вы уже оформили кредит и планируете потратить социальную выплату на его погашение, сделать это можно только в том случае, если банк является партнером программы.

Отметим, что семья может воспользоваться одновременно возможностями программы и материнским капиталом для погашения задолженности.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Кому из беременных положено пособие при постановке на медицинский учет

Единовременное пособие положено женщинам, вставшим на медицинский учет на ранних сроках беременности (до 12 недель). Размер пособия составит 708, 23 рубля. Оформить выплату можно через своего работодателя. В случае если будущая мать, временно безработная, ей необходимо обратиться в территориальное отделение службы социальной защиты населения.

Кому положено единовременное пособие при рождении ребенка

После рождения ребенка один из родителей может получить фиксированную федеральную выплату. С первого февраля ее размер составляет 18 886, 32 рубля. К данной сумме применимы районные коэффициенты, так что ее размер может быть выше.

Оформить выплату родители могут в социальной защите. Помимо заявления, родители должны предоставить специалисту соцслужбы свидетельство о рождении ребенка и паспорт заявителя. Оформить выплату можно только в течение полугода с момента рождения ребенка.

Обычно решение о выплате принимается специалистами в течение десяти рабочих дней. Перечисляют пособие до 26 числа следующего месяца.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Кому положено пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Пособие выплачивают родителю, который осуществляет уход за ребенком. Сумма выплат зависит от минимальной оплаты труда в регионе проживания и предельного дохода. По общему правилу размер дохода должен составлять 40% от среднего заработка матери за последние два года. Размер минимального пособия составит 7 082,85 рубля, а максимальное – 29 600,48 рубля. Оформить выплаты можно на месте работы. Если женщина не трудоустроена, то пособие оформляют в органах социальной защиты.

Чтобы оформить выплаты, необходимы заявление, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, справка с места работы о том, что второй родитель не получает данное пособие.

Решение о выплате принимается в течение десяти рабочих дней. Перечисляют первую выплату до 26 числа следующего месяца.

Кому положен материнский капитал

С прошлого, 2020 года, на материнский сертификат могут претендовать семьи, в которых родился первый ребенок.

Право на капитал имеет:

  • женщина, которая родила или усыновила второго ребенка и последующих детей после января 2007 года;
  • женщина, которая родила или усыновила первого ребенка с первого января 2020 года;
  • мужчина, который усыновил второго ребенка и последующих детей после января 2007 года;
  • мужчина, который усыновил первого ребенка с первого января 2020 года.

Размер капитала на первого ребенка составляет 483 882 рубля. При рождении или усыновлении второго ребенка материнский капитал составит 639 431,83 рубля. Если семья уже воспользовалась правом на капитал, то при рождении или усыновлении ребенка в этом году ей положена дополнительная помощь в 155 550 рублей. Обратиться за материнским сертификатом необходимо в территориальное отделение ПФР.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Кому положено пособие при приеме ребенка в семью

Единовременное пособие положено приемным родителям, усыновителям или опекунам при передаче ребенка на воспитание в семью. С первого февраля 2021 года единовременное пособие составляет 18 886, 32 рубля.

Читать также:  СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА УЧЕБУ РЕБЕНКА

При усыновлении ребенка с инвалидностью или старше семи лет, а также братьев и/или сестер, размер пособия составит 144 306,88 рубля. Подать заявление на выплату можно в территориальное отделение социальной защиты населения.

Кому положена материальная помощь при выпуске из вуза или трудоустройстве

Такая единовременная денежная выплата положена детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей или устроенным на воспитание в семью. Она назначается после окончания детьми обучения в общеобразовательных учреждениях. Выплата также назначается после поступления ребенка в учреждения начального, среднего или высшего проф.образования или трудоустройстве. Размер выплаты зависит от региона. Обратиться за ней можно в ближайшее отделение МФЦ или в органы соцзащиты.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Кому из предпринимателей положена материальная помощь

  • Если вы планируете открыть свой первый бизнес, вы можете воспользоваться программой поддержки от Минэкономразвития. В рамках программы малому и среднему бизнесу предоставляются субсидии на развитие дела. Однако, чтобы ее получить необходимо оформить статус безработного в ЦЗН. Именно он в дальнейшем выделяет финансовую помощь будущим предпринимателям. Имейте в виду, что получить выплату можно только в начале финансового года. В России он совпадает с началом календарного. Размер материальной помощи зависит от субъекта РФ. Например, в Московской области сумма составит до 145 560 рублей.
  • Предприниматели могут также рассчитывать на грантовую поддержку от региона. Узнать о ней вы можете на сайте Министерства экономики вашего субъекта.

Кому положены выплаты при профзаболевании

Выплату трудящимся определяет 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Она положена трудящимся. которые получили профессиональное заболевание из-за условий труда. Размер матпомощи определяют исходя из степени утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности. Максимально возможная выплата в данном случае – 94 018 рублей. Подать заявление на материальную помощь необходимо в территориальное отделение Фонда социального страхования.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями)

Кому положены налоговые льготы

Государство предлагает гражданам налоговые вычеты на различные траты. Однако рассчитывать на них могут только те граждане, которые имеют официальный доход и выплачивают с него НДФЛ в 13% или 15%. Существует несколько групп налоговых льгот.

  • Стандартные – вычеты на ребенка, а также те, что получают льготные категории граждан.
  • Социальные – вычеты на обучение, лечение, благотворительность.
  • Инвестиционные – вычеты по доходам от ценных бумаг и индивидуального инвестиционного счета.
  • Имущественные – вычеты при купле или продаже недвижимости.
  • Профессиональные – вычеты для предпринимателей, работников гражданско-правового характера, специалистов частной практики.

Оформить декларацию на вычет можно через личный кабинет ФНС или непосредственно в налоговой инспекции. К декларации в обязательном порядке прикладываются подтверждающие документы: договоры на оказание услуг, чеки, свидетельства и прочее.

Право на социальное обеспечение

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2022 года; проверки требует 1 правка.

Право на социальное обеспечение — одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности. Закреплено в статье 12 Европейской социальной хартии, в статье 9 МПЭСКП, в России — в статье 39 конституции.

СсылкиПравить

  • Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  • Отношения по предоставлению различных социальных услуг (натуральный вид обеспечения)

Метод права социального обеспеченияПравить

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

  • Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.
  • Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается(локальное регулирование). Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.
  • Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.
  • Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.
  • Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.

Функции права социального обеспеченияПравить

  • Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  • Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  • Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  • Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  • Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  • Духовно-идеологическая.

Принципы права социального обеспеченияПравить

  • Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  • Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  • Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  • Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  • Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  • общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  • межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  • отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
  • Конституция РФ
  • Указы Президента
  • Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.
  • Правовые акты субъектов РФ
  • Правовые акты муниципальных образований

Международное правовое регулирование социального обеспеченияПравить

Международное регулирование права социального обеспечение имеет некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования. СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных международной организацией труда и другими международными организациями. Однако наблюдается так называемая тенденция ратификации: ратифицированы, в частности, Конвенции: «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О правах ребенка», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», а также Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека».

Читать также:  Москва будет начислять и выплачивать пособия детям в 2020 году

Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.

Можно выделить три сложившихся в РФ способа внедрения международных норм о социальном обеспечении:

Первый — непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы.

Второй — включение таких норм в российские законы полностью или частично.

Третий — учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ широко использовался в СССР.

Наиболее значимым источником является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на принципах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Пакт предусматривает, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Все государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, достойный для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет также право человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, подчеркивается право каждого на социальное обеспечение.

Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г.

Далее, РФ вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей. В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.

Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца, а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения.

Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и другими. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.

Социальное обеспечение граждан бывших союзных республик имеет существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.

Соотношение с другими отраслями права[17]Править

Конституционное право. Конституция РФ в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» закрепляет права граждан в сфере социального обеспечения. В ст. ст. 71, 72 определяет порядок координации в регулировании здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Конституционное право закрепляет правовой статус человека и гражданина, провозглашает Россию правовым и социальным государством (ст. 7). С помощью норм конституционного права в законодательстве о социальном обеспечении детализированы права граждан на различные виды социального обеспечения, используются установленные Конституцией РФ формы защиты прав граждан. Кроме того, разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти, государственных организаций федерального уровня, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения. Так в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, реализуются конституционные права граждан в сфере социального обеспечения.

Трудовое право. Право социального обеспечения, связывая определенные виды социального обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений (в настоящем и прошлом), не вмешивается в их содержание. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, страховым непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей данным видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Гражданин, вступивший в трудовые отношения, в силу закона подлежит обязательному социальному страхованию. Работодатель как субъект отношения по государственному обязательному социальному страхованию, тесно связанного с трудовым, обязан застраховать работника и уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды. В то же время, при наступлении страховых случаев, указанных в законе (нетрудоспособности, рождении ребенка, безработицы, достижении пенсионного возраста и др.), застрахованный реализует право на соответствующее материальное обеспечение (пенсию, пособие и др.), становясь субъектом социально-обеспечительного отношения, входящего в предмет права социального обеспечения.

Административное право. Отношения между различными органами государственного управления включаются в предмет административного права. Таким образом, административное право регулирует отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, в число которых входят и органы социальной защиты населения, предоставляющие гражданам различные виды социального обеспечения в соответствии с административными регламентами.

Финансовое право. Данная отрасль права регулирует общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Финансы (денежные средства) служат экономическим инструментом распределения ВВП и национального дохода и обслуживают многообразные потребности общества, в том числе и в сфере социальной деятельности государства. При этом государство определяет источники финансирования и регулирует нормами финансового права отношения по финансированию расходов на выплату гражданам пенсий, пособий, предоставлению медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг. Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

Гражданское право. Значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов в России создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. Исключительным видом деятельности негосударственных пенсионных фондов является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Данные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения (нормы гражданского права регулируют обязательства по страхованию в различных формах: обязательное; условно-обязательное и добровольное. Одним из видов страхования является дополнительное добровольное пенсионное страхование, которое осуществляется негосударственными пенсионными фондами в интересах любого лица, заключившего договор негосударственного пенсионного обеспечения).

Семейное право. Предметом данной отрасли права являются личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство). Нормами ПСО регулируются отношения по поводу предоставления семье социального обеспечения, как в виде различных социальных выплат, так и в виде социальных услуг и льгот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *