Другие методы антиинфляционной защиты денежных пособий по социальному обеспечению и индексации доходов, представленные Studopedia

Инфляция приводит к серьезным социально-экономическим последствиям, вызывая в частности:

– снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения;

– ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, снижение доверия населения к правительственным программам;

– снижение экономической эффективности, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования;

– «бегство от денег», в результате чего деньги перестают выполнять свои функции;

– усиление социальной напряженности в обществе.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:

1) адаптационная политика;

2) попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:

— политика цен и доходов, означающая, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда;

— повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

— ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуалирования), которое можно назвать успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год;

— повышение нормы обязательного резервирования;

— сокращение государственных расходов и социальных программ;

— совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;

— отказ от финансирования дефицита государственного бюджета путем дополнительных эмиссий денег;

— предотвращение «импорта инфляции».

Практическая работа. Расчет индекса цен потребительских товаров, уровня инфляции, реального дохода и др

Задача. В таблице 1 представлен уровень цен по годам. Рассчитайте темпы (уровень) инфляции для каждого года и определите количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции (в качестве знаменателя последовательно принимайте темпы инфляции каждого года). Результаты занесите в таблицу 2.

Год
Индекс цен, %
1
100
2
105
3
112
4
118

Решение. Сделаем расчет для третьего года. Темп инфляции для двух смежных интервалов времени может быть рассчитан по формуле:

Другие методы антиинфляционной защиты денежных пособий по социальному обеспечению и индексации доходов, представленные Studopedia

где I1p и I0p – индексы цен соответственно текущего (1) и предшествующего (0) интервалов времени.

Другие методы антиинфляционной защиты денежных пособий по социальному обеспечению и индексации доходов, представленные Studopedia

Количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции определяют по «правилу 70». Для этого число 70 нужно разделить на ежегодный темп прироста инфляции. Так, для третьего года получается

70:6,67 » 10,5 лет

Год
Индекс цен, %
Темп инфляции, %
Количество лет, необходимых для удвоения цен
1
100


2
105
5,00
14,0
3
112
6,67
10,5
4
118
5,36
13,1

2 Задачи для решения

Задача 1. На основе данных таблицы рассчитайте:

а) величину реального ВНП для каждого года, принимая за базовый 2000 г

б) темпы инфляции в каждом году по отношению к предыдущему;

в) количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции.

Год
Номинальный ВНП (млрд руб. ) ВНПр
Индекс цен (2000 г. = 1)
2011
875
1,1
2012
963
1,5
2013
1080
2,3
2014
1205
1,8

Задача 2. В таблице приведены индексы цен по годам:

Год
Индекс цен
Уровень инфляции
1
100,00
 
2
112,00
 
3
123,00
 
4
129,00
 
5
135,10

а) рассчитайте темп (уровень) инфляции для каждого года;

б) определите количество лет, необходимое для удвоения темпов инфляции (в качестве знаменателя последовательно принимайте темпы инфляции каждого года).

в) определите процентное изменение реального дохода, если номинальный доход во втором году по сравнению с первым увеличился на 15%, и в третьем году по сравнению со вторым – на 7%.

г) если номинальный доход во втором и третьем годах был равен 25 тыс. долл. , какова абсолютная величина реального дохода в эти годы?

Задача 3. На основании данных таблицы рассчитайте:

количество лет, необходимое для удвоения цен ***7 года;

процентное изменение реального ВНП в ***7 году;

дать характеристику типов инфляции.

Год
Номинальный
ВНП, млн руб. Индекс цен,
      %
Реальный ВНП, млн руб. Уровень
инфляции,
   %
***2
1425
106
 
 
***3
1680
112
 
 
***4
1850
117
 
 
***5
2010
121
 
 
***6
2400
126
 
 
***7
2730
133
 
 
***8
3200
145

Задача 4. На основании данных таблицы рассчитайте:

Величину номинального ВНП для каждого года;

количество лет, необходимое для удвоения цен 2002 и 2003 года;

процентное изменение реального ВНП в 2000 году;

Год
Номинальный
ВНП, млн. руб
Индекс цен,
      %
Реальный ВНП,млн. руб
Уровень
инфляции,
   %
1998
 
100
10000
 
1999
 
105
10800
 
2000
 
110
11250
 
2001
 
118
11470
 
2002
 
124
11880
 
2003
 
130
12125
 
2004
 
136
12490

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Липсиц, И. Экономика. — М. : КНОРУС, 2018. 350 с.

4 Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 29. 1995 № 223-ФЗ) (ред. от 25. 2013) / СЗ РФ. 1996. № 1

2 Laboratory. Ru – библиотека электронных текстов, статей и справочных материалов по науке и технике www. laboratory. ru ,

В классическом понимании термин “стоимость жизни” используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующий определенному уровню удовлетворения потребностей. Изменение стоимости жизни связано не только с динамикой потребительских цен, но и со структурными изменениями в потреблении людей в результате повышения их потребности, с состоянием рыночной конъюнктуры.

Во многих странах производились регулярные расчеты Индекса Стоимости Жизни, т. когда рост цен оказывает существенное влияние на величину потребительских расходов населения.

В конце 50-х, 60-х термин стоимость жизни был заменен на более узкий по своему значению термин «потребительские цены», а индекс потребительских цен официально заменил прежнее название индекс стоимости жизни, т. методика расчета индекса учитывает только изменение цен на товар и услуги

Индексация – увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. В промышленно-развитых странах индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (В США- 10% наемных работников). В РФ индексация денежных доходов установлена законом 91г и распространяется на зарплату работников бюджетной сферы, на пенсии, стипендии, пособия. Для остальных категорий занятых государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Индексация должна производится при росте розничных цен свыше 6%. Доходы в размере полутора минимальных уровней зарплаты компенсируются полностью, а остальная часть в половинном размере. Но в виду высокой инфляции закон не был введен в действие.

В 92-96 г закон был заменен периодическим пересмотром уровня оплаты труда, пенсий и пособий.

Индекс розничных цен, в Западной статистики применяют два вида:

Индекс первого вида. Рассчитывается для установления среднего изменения розничных цен, т. на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. Чаще всего рабочими и служащими. Регистрируются розничные цены на стандартный набор товаров и услуг, определяются веса по структуре потребительских расходов семей рабочих и служащих.

Индекс второго вида. Рассчитывается для установления среднего изменения цен на все товары, реализуемые в розничной торговли. Веса определяют по доле отдельных товаров в общем обороте розничной торговли.

В РФ рассчитывается индекс потребительских цен, характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Читать также:  ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В 2022 ВЕТЕРАНАМ ТРУДА

Индекс измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде, к его стоимости в базисном периоде.

Индексация имеет недостатки, т. не способствует проведению антиинфляционных мер. В Западной Европе приступили к отмене системы индексации, стали вводить временные паузы, т. устанавливаются верхние и нижние пороговые уровни роста цен за которыми индексация не применяется.

Вопросы для самоконтроля и дискуссий:

  • Как определяется уровень бедности?
  • Как совместить социальное равенство и экономическую эффективность?
  • Какие государственные органы власти и управления занимаются реализацией социальной политики в современном российской обществе?

Тестовые задания для самоконтроля:

Современная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем налогообложения различных получателей доходов и осуществления социальных выплат.

Объектом политики доходов являются экономические отношения в обществе по поводу формирования, распределения и использования доходов населения.

Необходимые стандарты потребления определяются конвенцией Международной организации труда №117 «Об основных целях и нормах социальной политики».

Так как политика доходов – это политика регулирования на макроуровне вновь созданного продукта на цели личного потребления населения, то она одинаково проводиться в рамках любой национальной модели экономики.

Безденежные доходы — это бесплатные или частично оплачиваемые льготы, бесплатные услуги, потребляемые населением за счет общественных или целевых фондов.

Программно-стратегическая функция политики доходов заключается в привлечении и концентрации ресурсов для решения важнейших социальных и других проблем.

К методам проведения политики доходов относят нормативно-правовые, экономические, административные, согласительные методы.

Минимальная заработная плата является мерой социальной защиты в отношении минимального допустимого уровня жизни.

Согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда, занятости осуществляется через систему многоступенчатых переговоров на 2 уровнях.

Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Либеральная модель социального государства связана с тенденцией предоставления благ на выборочной основе и с ограничением предоставления пособий и услуг.

Консервативная модель социального государства связана с активной ролью государства, всеобщим социальным обеспечением, высоким уровнем перераспределения благ и услуг.

Политика доходов и заработной платы является основным рычагом экономической политики государства.

Объектом отношения социальной защиты является наемный работник.

Объектом отношения социального страхования являются социально уязвимые слои населения.

Составными частями социальной защиты выступают система денежных выплат и система социальных услуг.

Эгалитаризм – это необходимость получения всеми членами общества равных благ.

Утилитаризм – это максимизации полезности наименее обеспеченных лиц.

Пофакторный принцип распределения ведет к неравенству.

Реально-располагаемые доходы – это номинальные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен.

Неравенство в доходах проявляется в двух формах концентрация и дифференциация.

По отношению к налогообложению и ценам выделяют следующие доходы: заработная плата, доходы от собственности, предпринимательский доход.

Субъектами социальной защиты являются все ветви власти.

Стратегические цели социальной политики и ее принципы традиционно соотносятся с международными нормами, стандартами и правами человека.

Модели социального государства отличаются между собой исключительно по степени независимости индивидуума от рынка.

Распределительная функция политики доходов связана с формированием и распределением средств на оплату труда, социальных трансфертов, создание и развитие стимулов и статусных позиций.

Литература для подготовки

Государственное регулирование рыночной экономики: /Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В. — общ. ред. : Изд-во РАГС, 2003.

Политическая экономия и история экономических учений: Учебник. – 2-е изд. , доп. и перераб. /Под общ. ред. Поршнева, Б. Денисова. – М. : Гос. ун- управления, 2004.

Индексация 
как механизм социальной защиты населения

Под
системой социальной защиты населения
в настоящее время понимается совокупность
законодательно установленных экономических,
социальных, юридических гарантий и прав
социальных институтов и учреждений, обеспечивающих
их реализацию и создающих условия для
поддержания жизнеобеспечения и деятельного
существования различных социальных слоев
и групп населения.

Социальная 
защита населения охватывает широкий 
комплекс мероприятий по государственной 
и общественной поддержке населения,
в том числе и меры, относящиеся 
к социальному обеспечению, понимаемому
как деятельность государства по материальному
обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности,
в связи с рождением и воспитанием детей,
медицинскому обслуживанию и лечению.

Чрезвычайно
острой проблемой регулирования 
уровня доходов и заработной платы
является создание эффективного механизма
их индексации, т. повышения государством
и работодателями денежных доходов граждан,
позволяющего частично или полностью
возместить им удорожание потребительских
товаров и услуг.

Индексация 
доходов населения — одна из основных
форм социальной защиты населения в условиях
инфляции, направленная на поддержание
и восстановление покупательной способности
полученных трудовых и иных доходов. Особенно
важна индексация доходов социально уязвимых
групп населения (малообеспеченных трудящихся,
пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной
заработной платой).

Индексация 
доходов — пересчет и изменение денежных
доходов населения (заработной платы,
пенсий, стипендий) по мере инфляционного 
роста цен на потребительские товары
и услуги за определенный период, направленное
на поддержание и восстановление покупательной
способности получаемых трудовых доходов.

Ретроспективная
индексация осуществляется в соответствии
со сложившимся ростом цен, предшествующим
индексируемому периоду, ожидаемая (упреждающая)
— ориентирована на ожидаемый рост цен.

Федеральный закон
от 13. 2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013
годов» установил, что прогнозируемый
уровень инфляции в 2011 г. составит 6,5%.

Экономически 
оправданной представляется индексация
доходов и заработной платы на
основе дифференцированного подхода1.

Чтобы
избежать роста темпов инфляции, при
осуществлении индексации учитывается
ряд требований:

С помощью индексации компенсируется 
не любой, а только инфляционный 
рост цен. При этом, как правило, 
устанавливается «порог индексации» 
— то увеличение цен, с которого 
требуется индексация.

К
денежным доходам граждан, подлежащим
индексации, относятся прежде всего те
из них, которые не носят единовременного
характера. Это оплата труда по ставкам
и окладам, государственные пенсии и пособия,
стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного
увечьем или иным повреждением здоровья
при выполнении трудовых обязанностей. Индексации также подлежит единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности,
единовременное пособие при рождении
ребенка.

С
2008 г. действует механизм индексации детских
пособий (ст. 2 Федерального
закона от 19. 1995 N 81-ФЗ «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей»). Он
представляет собой пересчет сумм пособий,
установленных в фиксированном размере,
исходя из прогнозируемого уровня инфляции
на текущий год.

Благодаря ст. 5
Федерального закона от 14. 2008 N 110-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в целях повышения
размеров отдельных видов социальных
выплат и стоимости набора социальных
услуг» в ст. 2 Закона N
81-ФЗ появилась поправка, согласно которой
«детские» пособия должны индексироваться
не один раз в год, а в сроки, предусмотренные
федеральным законом о федеральном бюджете
на соответствующий год. Кроме того, размер
индексации должен устанавливаться непосредственно
в законе о федеральном бюджете.

Не 
подлежат индексации денежные доходы
населения от собственности, которые 
формируются в условиях свободного
ценообразования и поэтому не
нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества,
от акций и других ценных бумаг, от фермерского
и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской
и другой разрешенной законом деятельности.

Необходимо отметить, что повышение 
ставок и окладов по мере инфляционного
роста цен является фактором увеличения
издержек производства. Это, в свою очередь,
вызывает повышение цен на производимые
товары и услуги, что в конечном итоге
требует дальнейшей индексации заработной
платы: таким образом, возможно формирование
так называемой инфляционной спирали
«заработная плата — цены».

Индексация 
не компенсирует полностью рост потребительских 
цен всем получателям доходов. Рост
стоимости жизни компенсируется
в большей мере тем, чей уровень 
текущего потребления наиболее страдает
в результате инфляции, т. лицам, получающим
более низкие доходы.

Официальными 
источниками индексации доходов 
в России выступают:


оплата труда работников бюджетных организаций
(учреждений здравоохранения, образования,
науки, культуры и др. ), социальных пенсий
и пособий — ассигнования из соответствующих
бюджетов;


оплата труда работников предприятий,
реализующих продукцию (услуги) по государственным
фиксированным ценам и тарифам, при недостатке
средств на оплату по независящим от них
причинам — бюджетные средства в порядке,
определяемом правительством;

Читать также:  САЙТ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ ПЕРМСКИЙ КРАЙ


оплата труда работников предприятий,
самостоятельно определяющих цены на
произведенные товары и услуги, общественных
организаций (объединений) и их представителей
— собственные средства этих предприятий
и организаций;


государственных пенсий — средства 
Пенсионного фонда РФ, в том 
числе средства, передаваемые в 
этот фонд из федерального 
бюджета для выплаты пенсий 
и пособий военнослужащим и 
их семьям, а также приравненным 
к ним в этом отношении категориям
граждан и их семьям;


социальных пособий, выплачиваемых 
из Фонда социального страхования 
РФ, — средства этого фонда;


пособий по безработице — средства 
Государственного фонда занятости 
РФ;


государственных стипендий — ассигнования 
из соответствующих бюджетов;


сбережений граждан в Сберегательном 
банке — доходы банка;


доходов по государственным ценным 
бумагам и государственным займам
— ассигнования из федерального 
бюджета2.

В
связи с негативными тенденциями 
в формировании реальной заработной
платы и других доходов населения в современных
российских условиях весьма остро ощущается
необходимость их индексации.

Основные 
государственные гарантии по оплате
труда работников предусмотрены ст. 130
Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Одной из
них является обеспечение повышения уровня
реального содержания заработной платы,
ибо государственные гарантии по оплате
труда касаются не только номинальной,
но и реальной заработной платы работников.

Согласно ст. 134
ТК РФ, эта гарантия включает индексацию
заработной платы в связи с ростом потребительских
цен на товары и услуги, что обеспечивает
покупательную способность заработной
платы работника. Организации, финансируемые
из соответствующих бюджетов, производят
индексацию заработной платы в порядке,
установленном трудовым законодательством,
иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, другие
работодатели — в порядке, установленном
коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

В
отличие от КЗоТ РФ (ст. 1), ТК
РФ не предусматривает положение о том,
что индексация оплаты труда работников
производится в порядке, установленном Законом
РСФСР от 24. 1991 N 1799-1 «Об индексации денежных
доходов и сбережений граждан в РСФСР»
(ред. от 24. 1993, с 01. 2005 Закон не действует, далее
— Закон РСФСР об индексации).

В
соответствии с Законом РСФСР об индексации
каждый работодатель обязан был обеспечивать
повышение заработной платы в связи с
ростом стоимости жизни. В качестве показателя
(ориентира) для такого повышения мог быть
использован индекс роста потребительских
цен в субъекте Российской Федерации.

Закон РСФСР об индексации
определял индексацию как установленный
государством механизм увеличения денежных
доходов и сбережений граждан в связи
с ростом потребительских цен. Он также
предусматривал возможность сочетания
в некоторых случаях и замены индексации
иными методами государственного регулирования
доходов (пересмотр уровня оплаты труда,
размеров пенсий, социальных пособий и
т.

Индексация 
денежных доходов, в т. заработной
платы, производилась, когда индекс
потребительских цен достигает 
и превышает так называемый порог 
индексации потребительских цен. Порогом
индексации заработной платы и денежных
сбережений граждан Закон установил 6-процентный
рост потребительских цен.

Закон предусматривал, что
индексация заработной платы производится
во всех организациях, кроме тех, где цены
на производимые товары и услуги устанавливаются
ими самостоятельно.

Порядок
индексации заработной платы был 
следующий: первая часть доходов, равная
полуторной величине минимальной месячной
оплаты труда, индексировалась на полный
индекс потребительских цен (в соотношении
один к одному); вторая часть дохода, равная
полуторной величине минимальной заработной
платы, — 50% индекса потребительских цен
(в соотношении один к половине). Доходы,
превышающие трехкратную величину минимальной
месячной оплаты труда, индексации не
подлежали.

Для
лиц, работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях,
а также в местностях, где установлены
районные коэффициенты к оплате труда,
размер минимальной заработной платы,
подлежащий индексации, определялся с
учетом этих коэффициентов.

Практика 
применения Закона РСФСР об индексации
свидетельствовала о неэффективности
индексации оплаты труда, т. реализовать
этот Закон в условиях спада производства
и достаточно высокого уровня безработицы
было сложно. Поэтому она пошла по пути
периодического пересмотра МРОТ и соответствующего
его повышения в целях приближения его
к прожиточному минимуму.

В
Генеральном соглашении между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством
РФ на 2008-2010 годы предусмотрено положение
о необходимости в предстоящий период
разработать и реализовать комплекс мер,
обеспечивающих право работника на достойный
труд, повышение уровня реальной заработной
платы работников в соответствии с ростом
эффективности и производительности труда,
совершенствовании политики доходов и
повышения уровня жизни населения.

Компенсации военнослужащим и членам их семей

Закон РФ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07. 2011 № 306-ФЗ предусматривает такие выплаты:

  • При смерти военнослужащего, связанной с исполнением им воинских обязанностей, члены его семьи единовременно получат 3 млн руб. Далее им при условии соответствия определенным критериям (возраст, инвалидность, отсутствие второго брака) ежемесячно на всех будет выплачиваться компенсация в размере 14 000 руб.
  • После смерти инвалида, получившего инвалидность при выполнении воинского долга, члены его семьи, также соответствующие определенным критериям, будут ежемесячно получать на всех сумму 2 800 руб. (3 группа), 7 000 руб. (2 группа), 14 000 руб. (1 группа).
  • Непригодный к дальнейшей службе военнослужащий при увольнении с нее единовременно получит от 1 млн руб. (призывник) до 2 млн руб. (контрактник). Далее, если он стал инвалидом на службе, ему ежемесячно будут платить 2 800 руб. (3 группа), 7 000 руб. (2 группа), 14 000 руб. (1 группа).

Перечисленные выплаты должны ежегодно индексироваться. Коэффициент индексации с 01. 2022 равен 1,04 (постановление Правительства РФ от 24. 2021 № 2458).

Платежи участникам техногенных аварий

Компенсации, полагающиеся лицам, пострадавшим от техногенных (в т. радиационных) аварий предусмотрены законами РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15. 1991 № 1244-1 и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10. 2002 № 2-ФЗ.

Первый закон предусматривает такие ежемесячные выплаты:

  • Лицам, получившим инвалидность при ликвидации последствий аварии – 1 000 руб. (3 группа), 2 500 руб. (2 группа) и 5 000 руб. (1 группа). В случае смерти участника ликвидации этот платеж продолжают получать его иждивенцы в размере, соответствующем их доле в общей сумме выплаты за вычетом доли кормильца.
  • На питание, в т. ч. на питание детей до 14 лет – 300 руб.
  • На продтовары – 200 руб.
  • Возмещение вреда здоровью – 250 руб.
  • За проживание на территории аварии – от 20 до 40 руб.
  • За продолжение работы на территории аварии – от 50 до 200 руб.
  • За потерю кормильца – 92,66 руб.
  • На питание малолетних детей – от 180 до 230 руб.
  • На питание обучающихся и преподающих в образовательных учреждениях на территории аварии – 70 руб.

Правила этих выплат, осуществляемых органами соцзащиты, содержит постановление Правительства РФ от 31. 2004 № 907, в котором для групп выплат приведены свои наборы документов, обосновывающих право на получение компенсации, и особенности их предоставления.

также «Производственная травма — выплаты и компенсации».

Кроме того, закон РФ от 15. 1991 № 1244-1 и постановление Правительства РФ от 31. 2004 № 907 содержат указание на выплаты, осуществляемые раз в год или разово. К ежегодным относятся компенсации за:

  • вред здоровью (для получивших инвалидность или лучевую болезнь) – от 400 до 500 руб.;
  • вред здоровью (для временно находившихся в зоне аварии) – от 100 до 300 руб.;
  • оздоровление – 100 руб.;
  • потерю кормильца детям – 100 руб.
  • пособие по переезду в другое место жительства – 500 руб.;
  • возмещение расходов на переезд;
  • возмещение вреда от аварии, выразившегося в наступлении инвалидности: 5 000 руб. (3 группа), 7 000 руб. (2 группа), 10 000 руб. (1 группа);
  • за потерю кормильца – 10 000 руб., а его родителям – 5 000 руб.

Указанные в законе РФ от 15. 1991 № 1244-1 суммы выплат ежегодно индексируются. С 01. 2022 для них установлен коэффициент 1,084 (постановление Правительства РФ от 27. 2022 № 57).

Согласно второму закону (от 10. 2002 № 2-ФЗ) лицам, получившим воздействие радиации, полагается ежемесячно компенсация за:

  • полученную дозу облучения – от 387 до 1 236 руб.;
  • приобретение продовольствия – 394,83 руб.;
  • питание школьников (56,60 руб.) и дошкольников, не посещающих дошкольные заведения (291,05 руб.).
Читать также:  Выплаты социального характера, с которых нужно платить страховые взносы -

Указанные суммы также должны ежегодно индексироваться. Коэффициент с 01. 2022 равен 1,084 (постановление Правительства РФ от 27. 2022 № 57).

Выплатами по продовольствию и питанию занимается служба соцзащиты, а платежами за дозу облучения – ПФР.

Выплаты инвалидам

Постановление Правительства РФ от 12. 2008 № 670 содержит правила выплаты единовременной компенсации взамен легкового автомобиля инвалидам, которые были поставлены на учет в органах соцзащиты в связи с намерением получить автомобиль, но отказались от этого намерения. К ним относятся инвалиды, ставшие таковыми в результате боевых действий, воздействия радиации, трудовых увечий, общих заболеваний, инвалидов с детства.

Инвалиды по зрению, которые обеспечиваются собакой-проводником, получают ежегодную компенсацию расходов на ее содержание, установленную постановлением Правительства РФ от 30. 2005 № 708.

Приказ ФСС РФ от 16. 2019 № 256 определяет регламент предоставления инвалидам компенсации за приобретенные ими самостоятельно технические средства реабилитации или протезно-ортопедические изделия.

В соответствии со ст. 17 закона «Об ОСАГО» от 25. 2002 № 40-ФЗ, инвалиды, имеющие по медицинским показаниям автомобиль, могут получить в органах, назначенных для этого местной администрацией, 50%-ную компенсацию расходов на ОСАГО.

Пенсионеры и инвалиды, проживающие в районах Крайнего Севера, 1 раз в 2 года вправе рассчитывать на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха (ст. 34 закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19. 1993 № 4520-1). Возврат средств делает ПФР по заявлению с подтверждающими документами. Правила этого возврата содержит постановление Правительства РФ от 01. 2005 № 176.

О том, какие льготы по уплате НДФЛ имеют инвалиды и пенсионеры, читайте в этом материале.

Компенсации по уходу за нетрудоспособными

Компенсации, выплачиваемые трудоспособному, но не работающему лицу в связи с уходом за нетрудоспособным гражданином, регулируются Указом Президента РФ от 26. 2006 № 1455 и постановлением Правительства РФ от 04. 2007 № 343.

Их платят человеку за каждое нетрудоспособное лицо (инвалида 1 группы, но не с детства, либо престарелого), за которым он осуществляет постоянный уход. Выплата ежемесячная, производится ПФР, составляет 1 200 руб. и корректируется на районный коэффициент.

Для ее получения необходимы 2 заявления, 2 удостоверения личности и 2 трудовых книжки (от ухаживающего и того, кому нужен уход), справки, подтверждающие отсутствие доходов иных видов у ухаживающего и необходимость ухода для того, кому он нужен. Документы, уже присутствующие в деле нетрудоспособного человека, повторно представлять не потребуется.

Для ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет существуют свои ежемесячные выплаты (Указ Президента РФ от 26. 2013 № 175):

  • родителям, в т. ч. приемным, опекунам (попечителям) – 10 000 руб.;
  • иным лицам – 1 200 руб.

Эта выплата также учитывает районный коэффициент и для родителей является дополняющей пенсию, получаемую ребенком-инвалидом. Им для оформления такой выплаты представление дополнительных документов не понадобится. А иное лицо собирает для ПФР пакет документов, аналогичный тому, который необходим для выплаты компенсации по уходу за взрослым человеком. При этом документы, уже имеющиеся в деле ребенка-инвалида, повторно подавать не нужно.

Оба вида выплат начинаются с месяца обращения в ПФР и продолжаются до наступления месяца, следующего за месяцем исчезновения обстоятельств, послуживших причиной для осуществления ухода или получения компенсации за него.

Пошаговую инструкцию по оформлению компенсации по уходу за нетрудоспособным гражданином можно найти в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Понятие и виды выплат компенсационного характера

Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения – законодательно установленное обеспечение, дополняющее систему социальных пособий и предназначенное для лиц, которым при определенных обстоятельствах оказывается нужной социальная поддержка. В отличие от пособий, вводимых законами РФ, эти выплаты могут устанавливаться и иными законодательными актами:

  • указами Президента РФ;
  • постановлениями Правительства РФ.

Компенсационные выплаты направлены на возмещение потерь дохода, возникающих при некоторых социальных обстоятельствах. Например, при рождении ребенка и уходе за ним, уходе за нетрудоспособным человеком, потере здоровья при техногенных авариях или на военной службе.

Компенсационные выплаты по видам можно разделить на предназначенные лицам:

  • имеющим детей;
  • ухаживающим за нетрудоспособным человеком;
  • пострадавшим при техногенных авариях;
  • обучающимся в учебном заведении;
  • военнослужащим и членам их семей;
  • оказавшимся вынужденно переселенными;
  • ставшим инвалидами.

В связи с распространением коронавирусной инфекции дополнительные соц. выплаты были утверждены семьям с детьми, работникам мед. организаций, работающих с коронавирусными больными, а также для соцработников.

О том какие новые соцвыплаты установлены в период распространения в РФ коронавирусной инфекции, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Выплаты имеют разную периодичность и могут быть разовыми, ежемесячными или ежегодными.

Платежи переселенным вынужденно

Для лиц, признанных вынужденными переселенцами, установлены следующие единовременные компенсационные выплаты:

  • За проезд и провоз багажа к месту временного поселения – в размерах, не превышающих ограничений, установленных п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 713.
  • Денежное пособие в размере от 100 до 150 руб., предусмотренное постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 724.

Для получения этих выплат подается заявление в ФМС РФ, к которому прилагаются удостоверение личности и свидетельство о регистрации ходатайства лица о признании его вынужденным переселенцем.

Выплаты на детей

Эти выплаты предназначены лицам, фактически ухаживающим за ребенком до 1,5 или 3 лет, и осуществляются согласно закону № 255-ФЗ (до 1,5 лет) и указу Президента РФ от 30. 1994 № 1110 (до 3 лет, документ действует в отношении пособий в сумме 50 руб. на детей, родившихся до 31. 2019. Подробности см. здесь). Их могут получить при условии оформления отпуска по уходу:

  • Родители, в т. ч. приемные, опекуны, иные родственники ребенка – по месту своей работы.
  • Матери-военнослужащие (контрактницы) и матери, находящиеся в составе воинских формирований на заграничной территории, – по месту службы.
  • Матери, оформлявшие отпуск по уходу за ребенком, уволенные при ликвидации организации и не получающие пособие по безработице, – в органах соцзащиты.

О назначении пособия лицам, ухаживающим за ребенком, подробнее читайте в материале «Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет».

также «Новые пособия на детей в 2022 году — таблица».

Также для назначения пособия потребуются копия свидетельства о рождении и приказ на отпуск (оформляет работодатель). Выплату можно получить за весь срок отпуска при условии обращения за ней не позже 6 месяцев с начала этого отпуска. При пропуске этого срока оплате будут подлежать только те 6 месяцев, которые непосредственно предшествовали дню обращения.

В регионах обычно имеют место свои законодательные документы, предусматривающие компенсацию органами опеки расходов опекунов (попечителей) на содержание детей до 18 лет (питание, одежда, игрушки, книги, предметы личной гигиены). Так, например, в Москве принят закон «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 15. 2004 № 87. Такая выплата является ежемесячной.

Малоимущие семьи вправе оформить так называемые путинские выплаты. Подробности см. в статье «Президентские выплаты при рождении ребенка в 2022 году».

Кроме того малоимущие семьи вправе рассчитывать на продление выплат до достижения ребенком возраста 7 лет, и с 8 до 17 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *