Популярные тесты по юридическим дисциплинам
Тесты с ответами по предмету Теория государства и права
Тесты с ответами по гражданскому процессуальному праву
Тест с ответами по предмету Правовые основы Российской государства (часть 1)
Тесты с ответами по праву социального обеспечения
Краткий тест по уголовному праву с ответами
Тест по предмету История государства и права России, тема Древнерусское государство и право (IX – XII вв. Государственный строй.
Тесты с ответами по международному публичному праву
Тест с ответами по предмету История государства и права России, тема вторая половина XVIII в. , государственный строй
Тест с ответами по дисциплине Конституционное право зарубежных стран (часть 1)
Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
- Контрольная работа
от 1 дня
/
от 100 руб - Курсовая работа
от 5 дней
/
от 1800 руб - Реферат
от 1 дня
/
от 700 руб - Онлайн-помощь
от 1 дня
/
от 300 руб
Нужна помощь с тестами?
Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!
Тесты по дисциплине — Бюджетная система с ответами
Правильные ответы отмечены +
Тест. Бюджет в экономической системе это:
а) план создания и использования финансовых ресурсов;
б) общепроизводственный фонд средств;
+ в) отношения при формировании на общегосударственных и региональных уровнях централизованных фондов;
г) общее возможное исчисление будущих расходов и ожидаемых для их покрытия доходов государства.
Бюджет государства является составной частью:
1) общегосударственных финансов;
2) местных финансов;
+ 3) государственных финансов;
4) международных финансов;
5) государственного кредита.
Основные функции бюджета государства:
+ 1) перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики; бюджетный контроль; финансовое обеспечение социальной политики;
2) контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
3) финансирование национальной экономики;
4) обеспечение выплаты заработной платы работающим в производственной сфере.
Какие показатели характеризуют состояние бюджета как финансового плана?
а) профицит, баланс, излишек, дефицит;
б) бюджетный дефицит, баланс бюджета, профицит, излишек;
в) бюджетное равновесие; дефицит, излишек;
+ г) равновесие доходов и расходов бюджета; бюджетный дефицит, превышение доходов над расходами.
Как различается бюджетный дефицит согласно форм проявления:
а) активный, пассивный;
б) вычисленный, известный;
+ в) открытый, скрытый;
г) негативный, позитивный.
Тест — 6. Источники покрытия бюджетного дефицита:
а) государственный кредит, налоги, прибыль, инвестиции;
+ б) государственный заем, денежная эмиссия;
в) налоги, коммерческий кредит, амортизационные отчисления;
г) международный кредит, валютный фонд государства, монетарные металлы.
Бюджетные ассигнования – это формы:
а) коллективного капитала;
б) покрытия затрат за счет заемных средств;
в) покрытие затрат за счет собственных средств;
+ г) государственного финансового обеспечения.
В каких разрезах рассматривается структура бюджета государства:
а) бюджетное устройство и бюджетная система;
б) бюджетный процесс и бюджетное устройство;
+ в) горизонтальный и вертикальный;
г) состав и удельный вес.
а) государственный бюджет и местный бюджет;
б) центральные и местные бюджеты;
в) централизованные и децентрализованные бюджеты;
+ г) государственный бюджет, региональные и местные бюджеты.
Какие бюджеты входят в состав бюджетов местного самоуправления?
а) бюджеты территориальных городов, сел;
+ б) областные, районные, местные бюджеты;
Какие принципы лежат в основе распределения расходов между бюджетами:
а) функциональный, экономический, ведомственный;
+ б) ведомственной подчиненности и территориального разделения объектов финансирования;
в) текущий и развития;
г) текущий и капитальный.
На какие группы разделяются доходы бюджета от общегосударственных налогов и сборов в процессе их распределения между отдельными звеньями финансовой системы?
а) налоговые и не налоговые поступления;
б) налоговые и не налоговые поступления, доходы от операций с капиталом, официальные трансферты;
+ в) закреплённые и регулирующие доходы;
г) общегосударственные налоги и местные сборы
Методы формирования доходов бюджета.
+ а) выделение доходов с государственного сектора экономики; получение доходов от государственных угодий; налоговый;
б) получение доходов от государственных угодий имущества и услуг, перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов; получение ссуд;
в) получение доходов от государственной собственности; фискальный; получения ссуд;
г) прямое выделение доходов из государственного сектора; получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг; перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов и сборов; получение ссуд.
Внутренние источники формирования доходов бюджета:
а) международный кредит, национальное богатство, национальный доход;
+ б) созданный ВВП и национальное богатство;
в) валовой национальный продукт, государственный кредит, эмиссионный доход;
г) налоговые и не налоговые поступления.
По каким признакам классифицируются расходы бюджета?
а) роль в создании производства, общественное признание, целевое назначение;
+ б) отрасли экономики и социальной сферы, уровни бюджетной системы, формы бюджетного финансирования;
в) общественное и целевое предназначение, роль в создании производства, отрасли экономики и социальной сферы, уровни бюджетной системы; формы бюджетного финансирования;
г) роль в процессе воспроизводства; общественно — целевое назначение, отрасли национальной экономики, уровни бюджетной системы, формы бюджетного финансирования.
Что отражает функциональная классификация расходов бюджета?
+ а) текущие и капитальные расходы;
б) текущие капитальные расходы, кредитование без погашения;
в) текущие расходы и расходы развития;
Что отражает ведомственная классификация расходов бюджета?
а) фактическое использование министерствами и ведомствами бюджетных средств;
+ б) распределение бюджетных ассигнований между получателями средств из бюджета;
в) финансирование текущего расходования министерств и ведомств;
г) распределение бюджетных средств между министерствами и ведомствами на текущие потребности.
Что отражает экономическая классификация расходов бюджета?
+ а) текущие расходы и расходы развития;
б) текущие и капитальные расходы;
в) статьи и подстатьи расходов, элементы целевых затрат;
г) текущие и капитальные расходы, кредитование с учётом погашения
Смета — это:
а) бюджетные ассигнования, распределённые поквартально и постатейно;
+ б) плановый документ, в котором устанавливается объём бюджетных ассигнований, и их постатейное и поквартальное распределение;
в) роспись доходов и расходов, сбалансированных во времени с поквартальным распределением
г) плановый документ с перечнем желаемых расходов и возможных поступлений бюджетного учреждения, их поквартальное распределение.
Какие существуют виды смет?
а) текущая, капитальная, сведённая, общая;
+ б) на централизованные средства, особенные общие, поквартальные;
в) индивидуальная, сведённая, на централизованные средства, общая;
г) постоянная, поквартальная.
Нормы расходов группируются:
а) на основе физиологических потребностей, на основе статистических данных;
б) базовые, по характеру использования, методом исчисления.
+ в) на обязательные и факультативные;
Объёмы финансирования определяются:
+ а) общими потребностями бюджетного учреждения её возможными доходами;
б) оперативно — сетевыми показателями и нормативами расходов;
в) количеством единиц по штатному расписанию;
г) физиологическими потребностями и статистическими данными.
Виды норм по экономическому смыслу:
а) материальные, факультативные, обязательные;
+ б) материальные, финансовые, бюджетные;
в) материальные, индивидуальные, комбинированные;
г) финансовые, комбинированные, укрупнённые.
д) бюджетные, индивидуальные, факультативные
Какие виды денежных ресурсов государства используются для финансирования расходов медицинских учреждений государства?
+ а) бюджетные ассигнования;
б) прибыль предприятий;
в) кредиты банка;
г) часть средств фондов потребления предприятий и организаций;
д) средства населения.
Источники государственного финансирования на просвещение:
б) выручка от реализации продукции и услуг;
в) средства фондов предприятий и организаций;
г) средства населения.
Какие показатели положены в основу составления смет общеобразовательной школы?
а) количество классов;
+ б) количество классов, контингент учеников, число педагогических ставок;
в) количество классов, контингент учеников, число часов по учебному плану;
г) контингент учеников и число педагогических ставок.
Каким образом определяется объём государственной дотации:
а) исходя из потребностей содержания учреждения;
б) размером затрат, которые не покрываются собственными доходами;
+ в) исходя из количества мест и расходов на учреждение;
г) размером сметы;
д) согласно расчетным нормативам на развитие социально — культурной сферы страны.
Какие учреждения относятся к системе социального обеспечения?
а) детские учреждения- интернаты(для детей с разными отклонениями здоровья), детские учреждения- интернаты профильные(спортивные, языковые), дома интернаты для престарелых инвалидов;
б) детские дошкольные учреждения, приюты для несовершеннолетних;
+ в) дома- интернаты для престарелых инвалидов, приюты для несовершеннолетних, детские учреждения — интернаты (для детей с разными отклонениями здоровья);
г) санатории и профилактории;
д) учреждения охраны здоровья;
30 — Тест. Жилищная субсидия – это:
а) ежегодная адресная безналичная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива;
+ б) ежемесячная адресная безналичная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа твёрдого и жидкого печного бытового топлива;
в) ежемесячная адресная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа твёрдого и жидкого печного бытового топлива на возвратной основе;
г) ежемесячная адресная наличная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа, твёрдого жидкого бытового топлива.
Возврат бюджетных ассигнований в мере пересмотренных предназначенных субсидий проводятся в случае:
а) выявление поданных документов с неправильными сведениями, неправильных сведений в справках о доходах, выданных юридическими лицами;
б) изменение количества установленных субсидий в период их оплаты.
+ в) выявление неправильных сведений справках о доходах, выданных юридическими лицами, ошибки в расчете размера назначенной субсидии, заведомая подача документов с неправильными сведениями;
г) изменение количества установленных в период оплаты субсидий. Изменение размера платы за природный газ, топлива и жилищно — коммунальные услуги на протяжении периода выплаты субсидий;
д) выявление ошибки в расчете размера назначенной субсидии, изменение количества назначенных на протяжении периода выплаты субсидий, изменение размера платы за природный газ, топливо, жилищно – коммунальные услуги на продолжении периода выплаты субсидий.
Какие группы расходов включаются в расходы бюджета на национальную оборону?
а) содержание вооруженных сил, правоохранительная деятельность, закупка вооружения и военной техники;
+ б) содержание вооруженных сил, покупка вооружения и военной техники, капитальное строительство, научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы;
в) правоохранительная деятельность и обеспечение обороны государства;
г) содержание вооруженных сил, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
д) капитальное строительство, научно – исследовательские и конструкторские работы;
е) фундаментальные исследования.
К расходам бюджета на управление относятся:
а) государственное управление, культура и искусство, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
б) средства массовой информации;
+ в) государственное управление, международная деятельность, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
г) пополнение государственных резервов;
д) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, покупка оружия и военной техники;
е) покупка оружия и военной техники.
К расходам бюджета на государственное управление принадлежат:
а) функционирование законодательной и исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата; иные расходы на общегосударственное управление;
б) содержание финансовых и фискальных органов; общее планирование и статистические службы; функционирование законодательной власти; функционирование исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата, иные расходы на общегосударственное управление;
в) содержание Главного управления государственной связи; содержание Президента Украины и его аппарата; функционирование законодательной и исполнительной власти; иные расходы на общегосударственное управление;
г) содержание финансовых и фискальных органов; общее планирование и статистические службы, функционирование законодательной и исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата; содержание Главного управления государственной связи; иные расходы на общегосударственное управление;
+ д) функционирование государственной власти, содержание Конституционного суда, функционирование исполнительной власти; содержание Президента Украины и его аппарата; содержание Главного управления государственной связи; иные расходы на общегосударственное управление.
В основе планирования расходов бюджета на обслуживание государственного долга лежит:
а) объем ВВП на одного жителя;
б) соотношение между суммой долга и суммой его обслуживания и бюджета;
в) сумма задолженности бюджета по внутренним займам;
г) объем экспортных поступлений и объем ВВП;
д) объем золотовалютного запаса страны;
+ е) объем текущего государственного долга.
По характеру выплаты дохода государственные займы делятся на:
а) выплаты по кредитам иным государствам, международной организации и финансовым институтам;
б) краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
в) фиксированные и плавающие;
+ г) дисконтные, выигрышные и процентные;
д) разособленные и целевые.
Способы корректирования заемной политики:
+ а) минимизация стоимости ссуд, стабилизация государственных ценных бумаг;
б) управление внешним и внутренним долгом;
в) унификация, консолидация, конверсия, минимизация стоимости займа, отсрочка погашения, аннулирование;
г) унификация, консолидация, конверсия, обмен по регрессивным соотношениям, отсрочка погашения, аннулирование;
д) унификация, консолидация, конверсия, обмен по регрессивным соотношениям, аннулирование.
Бюджет предприятия – это:
а) доходы и расходы одного человека;
б) доходы и расходы отдельной семьи;
+ в) входящие и исходящие денежные потоки;
г) баланс времени человека, группы людей, конкретного учреждения;
д) расходы на исследование рынка, опроса на товар и сбыт товара.
Консолидированный бюджет – это:
а) государственный, региональный, местный;
б) государственные централизованные целевые фонды;
+ в) общегосударственный, региональных органов власти, местных органов власти;
г) пенсионный фонд, бюджет административно – территориальной единицы;
д) бюджеты предприятий, бюджеты семьи и конкретных лиц.
Признаками бюджета являются:
+ а) историчность, плановость, юридический характер, срок действия;
б) плановый характер, специфические черты зарождения, срок функционирования;
в) сила нормативного акта;
г) самостоятельность, срок действия.
Особенности бюджета – это:
а) самостоятельная экономическая форма перераспределительных отношений;
+ б) перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства;
в) пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяющих потребностями расширенного воспроизводства;
г) отрасль бюджетного распределения имеет место в составе государственных финансов;
д) контрольная и распределительные функции.
Сущность бюджета отражают:
+ а) экономические отношения между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности и населения;
б) экономические отношения между государством и государственными централизованными фондами;
в) экономические отношения между государством и коммерческими банками;
г) экономические отношения между государством и инвестиционными фондами;
д) экономические отношения между государством и страховыми компаниями;
Система государственных финансов включают следующие звенья:
+ а) государственный бюджет, общегосударственные фонды, государственные займы, финансы государственного сектора;
б) местные бюджеты, региональные фонды, местные займы, финансы муниципального хозяйства;
в) международный кредит, финансы коммерческих предприятий, инвестиционные фонды, государственный бюджет;
г) бюджет государства, целевые фонды, государственный кредит, финансы предприятий.
+ а) распределительная, контрольная;
в) территориального распределения;
г) распределение между министерствами и ведомствами;
д) распределение между блоками отраслей.
Состояние бюджета как финансового плана характеризуется показателями:
+ а) равновесие доходов и расходов;
+ б) бюджетный профицит;
+ в) бюджетный дефицит;
г) эмиссия денег;
д) государственный кредит.
Направления бюджетной политики
а) стабилизация совершенствование налоговой политики, оптимизация уровня бюджетного дефицита, самостоятельность местных бюджетов, поиск дополнительных источников доходов бюджета;
б) преодоление инфляционных процессов, создание процессов стабилизации, совершенствование налоговой политики; поиск дополнительных источников доходов бюджета;
в) обеспечение самостоятельности местных бюджетов; оптимизация уровня бюджетного дефицита и государственного долга, поиск источников их финансирования;
+ г) преодоление инфляционных процессов и структурной перестройки, меры государства по организации и использованию бюджетных ресурсов для обеспечения её экономического и социального развития;
Бюджетный механизм складывается из:
а) бюджетного дефицита, бюджетного профицита;
б) бюджетного планирования и регулирования, финансовых показателей, нормативов, бюджетного дефицита;
в) бюджетного планирования и регулирования, финансовых показателей, нормативов, лимитов, резервов, системы управления бюджетными средствами;
+ г) бюджетного планирования и регулирования системы управления бюджетными средствами.
Объективные факторы влияния на бюджет:
+ а) характер производственных отношений, природные особенности, экономические особенности, социальные особенности, традиции;
б) ВВП, национальный доход, экономический рост производства;
в) финансовая политика, объём и уровень заработной платы, развитие важных отраслей науки и техники, продуктивность общественного труда;
г) рациональная организация управления государством, эффективная деятельность законодательной и исполнительной власти;
Направления влияния на бюджет:
а) международные регулирующие распределительные;
б) структурные, экономические, прямые;
+ в) социальные, экономические, политические;
г) экономические, структурные, распределительные.
Элементы бюджетной системы:
а) органы управления, структура, принципы построения;
б) структура, принципы построения, организация функционирования;
в) комплекс межбюджетных отношений, органы управления;
+ г) организация функционирования, органы управления, структура;
Принципы построения бюджетной системы РФ:
+ а) единство, полнота, сбалансированность, эффективность, обоснованность, ответственность, целевое использование бюджетных средств;
б) организация функционирования, структура, принципы построения;
в) межбюджетные отношения, бюджетный кодекс;
г) эффективность, ответственность, целевое использование бюджетных средств, межбюджетные отношения, структур
Классификация видов информации по бюджетной системе:
+ а) временная, пространственная, доступная, достоверная;
б) оперативная, уточненная;
в) статистическая, социологическая, расчётная, визуальная, комбинированная;
г) почтовая, курьерская, электронная;
Методы бюджетного планирования:
а) статистический, нормативный, балансовый, экспертных оценок;
б) экономико – математический, метод коэффициентов, нормативный;
+ в) прогнозный, предметно – целевой, балансовый, экспертных оценок, моделирования;
г) метод коэффициентов, нормативный, балансовый, предметно – целевой.
Принципы бюджетного планирования:
+ а) самостоятельность, полнота, обоснованность, эффективность;
б) демократичность, научная обоснованность, оптимальная сбалансированность, директивность, единства.
в) субсидированность, целевое использование бюджетных средств, публичность, прозрачность;
г) ответственность, субсидированность, самостоятельность, единство, директивность;
Составные бюджетного прогнозирования:
а) периоды, методы, этапы;
б) проектные нормативы, задания, цели;
в) рекомендации, анализ информации, модели прогнозирования;
+ г) периоды, методы, этапы, проектные нормативы, задания.
Направления использования бюджетной классификации:
а) составление бюджетов разных уровней, разработка индивидуальных и сведённых смет;
б) обеспечение доходов в бюджет и расходов;
в) финансирование расходов по конкретным направлениям, выявление отклонений от плановых показателей;
+ г) бюджетное планирование, процесс выполнения бюджета, анализ бюджета, статистическая обработка бюджетных показателей;
Межбюджетный трансферт – это:
а) вид эффективности бюджетного планирования;
б) вид бюджетной классификации;
+ в) дотации выравнивания, субвенция, средства передаваемые в государственный бюджет и местные бюджеты, иные дотации;
г) вид бюджетного прогнозирования.
Стадии бюджетного процесса на общегосударственном уровне:
а) составление основных направлений бюджетной политики, составление проекта основных направлений денежно – кредитной политики;
б) утверждение росписи бюджетных назначений, осуществлений расходов;
в) выводы по использованию средств Государственного бюджета, внесение изменений в организацию и управление, в исполнение государственного бюджета;
+ г) составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение закона, исполнение бюджета, подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета.
Доходы местных бюджетов:
а) закрепленные, регулирующие;
б) обычные, чрезвычайные;
в) налоги, сборы, обязательные платежи, иные поступления;
+ г) налоговые поступления, не налоговые поступления, специальные поступления, межбюджетные трансферты;
Принципы бюджетного финансирования:
+ а) целевой характер, максимальный эффект при минимуме расходов, безвозвратность ассигнований, бесплатность ассигнований;
б) развитие материального производства, развитие не материальной сферы;
в) экономическое развитие;
г) необходимость содержания государственных структур, целевой характер, безвозвратность и бесплатность ассигнований;
63 — Тест. Формы финансирования расходов бюджета на экономическую деятельность:
а) дотации, субвенции, операционные расходы;
+ б) капиталовложения, операционные расходы, кредиты и дотации;
в) бюджетные кредиты, дотации, субвенции;
г) капиталовложения в ведомственном разрезе, капиталовложения согласно с инвестиционным проектом;
Принципы сметного финансирования:
+ б) субсидированность, целевое использование бюджетных средств, единства;
в) ответственность, директивность, полнота, обоснованность, эффективность;
г) связь смет с планом социально – экономического развития региона, целевое назначение, выполнение режима экономии, контроль за финансовой деятельностью.
Критерии классификации государственных займов:
а) правовое оформление, форма эмиссии, место размещения, сроки погашения, характер выплаты дохода;
б) форма эмиссии, место размещения, сроки погашения;
в) правовое оформление, характер выплаты дохода;
+ г) форма эмиссии, место размещения, сроки погашения, характер выплаты дохода.
Критерии классификации государственного долга:
а) срочность, платность, возвратность;
б) тип кредитора, тип долгового обязательства;
в) целевой характер долга, срочность, платность, возвратность;
+ г) тип кредитора, тип долгового обязательства, целевой характер долга.
Виды бюджетного дефицита:
+ а) реальный, структурный, цикличный;
б) внутренний, внешний;
в) инфляционный, внутренний, внешний;
г) реальный, структурный, цикличный, эмиссионный.
Классификация целевых государственных фондов по экономическому содержанию:
а) постоянные, временные;
+ б) международные, общегосударственные, региональные, местные;
в) бюджетные, внебюджетные.
г) инвестиционные, заемные, научно – исследовательские, военные, социальной защиты, социального развития.
Тест. Источники формирования средств пенсионного фонда:
+ а) сборы физических и юридических лиц, иные источники средств государственного бюджета, добровольные взносы, финансовые санкции за нарушение порядка уплаты средств;
б) страховые взносы, благотворительные взносы, сборы физических и юридических лиц;
в) прибыль от деятельности фонда, добровольные взносы, финансовые санкции;
г) средства государственного и местных бюджетов
Основные направления развития бюджетной системы РФ:
+ а) бюджетная реформа;
б) определение приоритетов бюджетного финансирования;
в) ликвидация многоканальной системы финансирования структур бюджетной сферы;
+ г) реформирование межбюджетных отношений.
Каким образом делятся доходы от операций с капиталом:
а) поступление средств от реализации бесхозного имущества, доходы от материальных резервов, поступления от продажи земли;
б) поступление средств от реализации имущества, которые по правам наследства перешла в собственность государства; поступления от продажи государственных запасов товаров; поступления от продажи земли;
в) поступления от продажи основного капитала, поступления от продажи государственных запасов товаров, поступления от продажи земли и не материальных активов;
+ г) поступления от продажи государственных запасов товаров, поступления от реализации безхозного имущества, которое по правам наследства перешло в собственность государства и клада, поступления от продажи земли и не материальных активов
Какими методами могут привлекаться внешние источники доходов?
а) аналитический, нормативный, прямого счета, балансовый;
б) прямое изъятие доходов из государственного сектора, налоговый, заемный, получение доходов от государственных угодий, перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов;
+ в) международный кредит, налогообложение экспортно – импортной деятельности, прямое перераспределение, ценовой механизм, валютное регулирование;
г) созданный ВВП, национальное богатство.
Тест. Виды смет, которые составляются в учреждениях просвещения:
а) сведенная, индивидуальная;
б) общая, сведенная;
+ в) индивидуальная, расходов на централизованные меры;
г) индивидуальная, общая.
Сводная бюджетная роспись – это:
— Финансовая ведомость государственных расходов и доходов на определенный период
— Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом межбюджетных трансферт между ними
+ Документ, который составляет и ведет финансовый орган с целью организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета
Межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной основе — это:
Государственный долг – это сумма предшествующих:
+ Дефицитов бюджета за вычетом бюджетных излишков
— Дефицитов бюджета
— Профицитов бюджета без вычета бюджетных излишков
Основными принципами бюджетной системы РФ являются:
— Гласность, всенародность, подконтрольность президенту, полнота отражения расходов и доходов, сбалансированность, определенный срок действия
+ Единство, разграничение расходов и доходов по уровням бюджетной системы, самостоятельность, сбалансированность, гласность, достоверность, адресность и целевой характер, полнота отражения расходов и доходов
— Общность, единство, сбалансированность, подконтрольность президенту, платность, возвратность, целевой характер
Количество уровней бюджетной системы зависит от:
— Размеров государства
— Сложности банковской системы государства
+ Формы государственного устройства
Уровни бюджетной системы РФ:
+ Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень
— Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации
— Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень, местный уровень
Бюджетная система – это совокупность:
— Бюджетов всех административно-территориальных единиц государства
— Расходов и доходов бюджета
+ Бюджетов государства, административно-территориальных единиц, а также бюджетов и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, которые основаны на юридических нормах и экономических отношениях
Расходы бюджетов бюджетной системы РФ делят по следующим признакам:
— Территориальный, адресный
+ Функциональный, территориальный, экономический, времени осуществления
— Функциональный, целевой, территориальный
Что представляют собой бюджетные кредиты?
+ Финансовую помощь коммерческим предприятиям на условиях возвратности
— Финансовую помощь государственным и частным банковским структурам, находящимся на грани банкротства
— Финансовую помощь другим государствам на безвозвратной основе
Экономический и социальный кризис в государстве может привести к:
+ Вынужденному бюджетному дефициту
— Профициту бюджета
— Оттоку денежных средств из государственных внебюджетных фондов
Что из перечисленного не относят к межбюджетным трансфертам?
— Дотации, субсидии
+ Нефтегазовые трансферты, бюджетные кредиты
— Субсидии, субвенции
Какие органы государственной власти РФ занимаются составлением проектов бюджетов?
+ Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований
— Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Центробанк РФ
— Государственная дума РФ
Функция кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ возложена на:
+ Федеральное казначейство
— Центробанк РФ
— Министерство финансов РФ
Основой для исполнения бюджета служит:
— Кассовый план
— Сводная бюджетная роспись
+ Кассовый план и сводная бюджетная роспись
Внебюджетные фонды РФ решают следующие задачи:
— Расширение социальных услуг населению, накопление денежной массы для экстренных случаев
+ Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики, расширение социальных услуг населению
— Накопление денежной массы для экстренных случаев, перераспределение излишков денежных средств между бюджетами разных уровней
Укажите цели составления государственного бюджета:
+ Планирование, координация и контроль
— Планирование, систематизация и контроль
— Прогнозирование, контроль и систематизация
Доходы местных бюджетов могут быть:
— Собственными и налоговыми
— Собственными и привлеченными
+ Регулируемыми и собственными
К местным налогам в РФ относят:
+ Налог на имущество физических лиц и земельный налог
— Земельный налог, водный налог, транспортный налог
— Акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых
Государственный долг делят на внешний и внутренний в зависимости от:
— Происхождения кредитора
— Цели займа
+ Валюты займа
Какие экономические явления сопровождают дефицит государственного бюджета?
+ Превышение расходов над доходами, рост инфляции, падение уровня жизни
— Превышение расходов над доходами, сокращение инфляции, рост реальных доходов населения
— Превышение доходов над расходами, рост инфляции, падение уровня жизни
Укажите виды контроля за исполнением бюджета, существующие в РФ:
+ Административный и парламентский
Согласно законодательству РФ, бюджетный год заканчивается:
— 31 октября
+ 31 декабря
— 1 марта
100. Какой законодательный акт РФ регулирует величину дефицита федерального бюджета?
+ Бюджетный кодекс
— Банковский кодекс
— Налоговый кодекс
101. Что является определяющим фактором, влияющим на величину расходов территориального бюджета?
— Отдаленность от столицы государства
— Развитие промышленности и социальной инфраструктуры на данной территории
+ Численность населения
102. В каком году было образовано Федеральное казначейство РФ?
103. Регулируемые доходы региональных бюджетов включают:
— Транспортный налог
— Налог на игорный бизнес
104. Бюджетная система выступает составной частью:
— Системы национальных счетов
+ Финансовой системы государства
— Социально-экономической системы государства
Социальное обеспечение и социальное страхование населения
Право на социальное обеспечение – одно из осн. конституционных прав граждан. В гл. 2 Конституции РФ, посвящённой правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма. Согласно ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что гос. пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Закреплённые в Конституции гарантии социального обеспечения соответствуют положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребёнка, ратифицированных РФ, и Европейской социальной хартии.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (напр. , услуг домов-интернатов и др. социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (напр. , по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.
Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остаётся много нерешённых вопросов, связанных с их социальным обеспечением.
Сохраняется высоким уровень бедности (25% общей численности населения), осн. группой бедного населения остаются семьи с детьми (ок. 60% всех бедных семей). Среди крайне бедных семей (со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума в 2 и более раза) семьи с детьми составляют ок. 70%. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности. Сложная ситуация с детской беспризорностью в Москве, ставшей с кон. 20 в. крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
На общем фоне роста наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2001 к уголовной ответственности за наркопреступления привлечено св. 5,5 тыс. несовершеннолетних.
Численность инвалидов составила в нач. 21 в. более 10 млн. чел. Для них не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из разл. сфер деятельности и изоляции от общества. Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста. Более 140 тыс. инвалидов нуждаются в автономных средствах передвижения; их потребности в технических средствах, облегчающих труд и быт, удовлетворяются в минимальных объёмах.
Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в разл. видах помощи ок. 5 млн. граждан старших возрастов, из них 1,5 млн. чел. – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, ок. 300 тыс. чел. – в социально-медицинских услугах на дому. Нуждающихся в стационарном социальном обслуживании – 20 тыс. престарелых граждан, из которых более 6 тыс. чел. стоит на очереди более 1 года.
Создана и действует сеть из более чем 12 тыс. учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа – дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихиатрические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат.
Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в др. формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. Применение механизмов финансирования организаций по факту предоставления услуг и обеспечение более широкого распространения практики гос. социального заказа позволят сократить число неэффективных учреждений социального обслуживания, а высвобождаемые средства частично направить на финансирование наиболее востребованных социальных услуг.
С кон. 1990-х гг. формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Её элементы: система прямой гос. поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.
Решение ряда проблем детства обеспечивается специальными федеральными целевыми программами. Так, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и др. Федеральные целевые программы действуют также в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов». Новый вид социального учреждения – кризисный центр для женщин, на базе которого ведётся поиск путей организации работы по предотвращению насилия и нормализации взаимоотношений в семье.
Немалым потенциалом отличается дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. В России этот сектор составляет ок. 70 тыс. общественных объединений (тогда как в США, напр. , 1,2 млн. Особое значение приобретает эффективное распределение и использование средств, направляемых на социальные цели. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение гос. и частных средств даёт мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.
Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Действующая система выявления и социальной поддержки семей и населения, находящихся в зоне риска, в виде льгот и пособий нуждается в реформировании и адаптации к условиям рыночной экономики, т. сохранение такой системы ведёт к дестимулированию труда, провоцируя рост бедности. Социальные льготы и выплаты предоставляются в осн. по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей. Осн. часть данных социальных трансфертов идёт на поддержку групп населения с доходами выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% общего объёма социальных льгот и выплат.
Совершенствование системы социальной поддержки малоимущих связано с решением двух проблем: 1) преобразованием системы гос. льгот и выплат; 2) законодательным оформлением и практическим применением принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Принципы реформирования системы социальных льгот населению:
сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счёт собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;
отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат;
на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством, а также тем категориям населения, которым экономические условия не позволяют прямым способом значительно повышать доходы (инвалиды, ветераны и инвалиды Вел. Отеч. войны и др
остальным льготным категориям населения социальные льготы будут переводиться в одну из форм социальной помощи и предоставляться строго адресно на основе реально учитываемых критериев (величины среднедушевого дохода с учётом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и индивидуумов и т.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов наиболее эффективны способы борьбы с бедностью: рационализация социальной поддержки неимущих с целью содействия в преодолении трудной жизненной ситуации собственными силами, обеспечение большей персонификации и индивидуализации при оказании социальной помощи, её преимущественно заявительный характер и адресный принцип социальных выплат.
Качество оценки нуждаемости повышается с учётом ряда ключевых моментов: точность и достоверность определения получателей помощи, эффективность административных расходов, преимущественная ориентация на определённые слои населения (бедных относительно длительный период или бедных в текущий момент), анализ мотивации получателей помощи к самостоятельному увеличению доходов.
Механизмы предоставления помощи малообеспеченным семьям и одиноким гражданам призваны стимулировать трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в её преодолении. Это позволит не только повысить эффективность социальных расходов, но и преодолеть традиционное отношение к населению как к пассивному объекту оказания помощи.
Обязательное социальное страхование – часть гос. системы социальной защиты населения. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999) определяет правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий граждан в случаях: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, наступления старости и иных законодательно установленных социальных страховых рисков.
Под обязательным социальным страхованием понимается также область социальной защиты, управляемая Фондом социального страхования РФ (ФСС) и финансируемая за счёт его бюджета.
Страхование Фондом социального страхования РФ осуществляется в отношении следующих социальных случаев: временной нетрудоспособности; карантина; протезирования по медицинским показаниям; ухода за больным членом семьи; реабилитации после стационарного лечения, производственных травм и профессиональных заболеваний; беременности и родов; рождения ребёнка; усыновления/удочерения ребёнка; ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ухода за ребёнком-инвалидом; смерти застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи.
Осн. вид обеспечения по обязательному социальному страхованию – пособия. Центральное место в системе пособий, выплачиваемых за счёт средств социального страхования, занимают пособия по временной нетрудоспособности – более 50% расходов ФСС. Предельный размер пособия установлен в Законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в абсолютном выражении в сумме не св. 11700 руб.
ФСС также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспособности и профессиональных заболеваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний; постановку на медицинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников в детских летних оздоровительных лагерях; начальную физическую подготовку детей в детско-юношеских спортивных школах.
За счёт средств федерального бюджета ФСС финансирует отдельные пособия и иные обязательства государства: приобретение и выдачу путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Вел. Отеч. войны; участникам ликвидации последствий радиационных катастроф.
Средства системы социального страхования формируются прежде всего за счёт страховых взносов (до 2001 г. ) и части единого социального налога, уплачиваемого работодателями с 1. 2001. Из общей величины ставки единого социального налога в размере 35,6% к заработку, не превышающему 100 тыс. руб. в год, 4% предназначается для системы обязательного социального страхования. При более высокой оплате труда ставка единого социального налога, в т. зачисляемая в ФСС, снижается в соответствии со шкалой регрессии.
Особенность обязательного социального страхования в РФ – выплата застрахованным социальных пособий и компенсаций самими страхователями. Эти расходы засчитываются в счёт уплаты единого социального налога. Если сумм налога недостаточно для выплаты пособий застрахованным, то работодатель обращается в ФСС за субвенцией. Излишние суммы налога, оставшиеся после выплат по страховому обеспечению, перечисляются работодателем в ФСС для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями.
С янв. 2000 в рамках ФСС ведётся обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Средства формируются за счёт страховых взносов, не входящих в состав единого социального налога. В 2002 средний размер взносов по отраслям составил 0,95% к заработку. При этом величина тарифов дифференцирована по 22 классам профессионального риска и изменялась от 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям для 1-го класса до 8,5% – для 22-го класса. Эти взносы собирает сам Фонд без участия налоговых органов. Регрессивная шкала отсутствует.
При назначении пенсии по инвалидности и досрочной пенсии в связи с особыми условиями труда, установленными пенсионным законодательством, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в т. ежемесячные страховые выплаты, которые могут достигать 100% заработка пострадавшего работника, осуществляются независимо от выплаты указанных пенсий.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закреплённое за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, бюджетов др. гос. внебюджетных фондов и изъятию не подлежат.
Средства бюджета ФСС образуются за счёт: части средств единого социального налога, зачисляемых в ФСС, страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств в ликвидные гос. ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов по предоставлению льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.
В 2002 в центральном аппарате ФСС работали ок. 400 чел. и более 20 тыс. чел. – в региональных отделениях. 2 млн. чел. были заняты в комиссиях по социальному страхованию на уровне предприятий. Годовой бюджет Фонда в 2002 превысил 127 млрд. руб.
Длительное время поступления средств в ФСС существенно превышали необходимые расходы Фонда. В бюджете ФСС свободный остаток средств на нач. 2001 составлял 28,9 млрд. руб. , что по отношению к исполненной величине расходов составляло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и соотношение его с расходами снизилось до 13 к 87. В бюджете ФСС на 2003 свободный остаток средств снизился практически до величины, необходимой для устойчивого финансирования текущих обязательств, и его соотношение с суммой расходов 8 к 92.
Особенности формирования обязательств социального страхования по разл. направлениям расходования средств ФСС отразились на их исполнении после введения единого социального налога. С 1. 2001 жёстко закреплённые законом нормы выплаты пособий исполняются в полном объёме перед всеми застрахованными лицами. Масштабы же финансирования санаторно-курортного лечения в 2001 перестали увеличиваться, в 2002 сократились в 2 раза (по сравнению с 2001), а в бюджете на 2003 финансирование санаторно-курортного лечения ограничено реабилитацией застрахованных в соответствии с перечнем заболеваний, установленных Правительством РФ (см. таблицу).
Наиболее приоритетная задача по обеспечению детского отдыха имеет более устойчивое финансирование, что позволило увеличить за 10 лет число путёвок в лагеря отдыха для детей почти в 1,5 раза, хотя с 2001 отмечено некоторое снижение этого показателя.
Причина сокращения расходов на санаторно-курортное лечение и отдых – действие регрессивной шкалы единого социального налога. Сокращение числа обслуженных за счёт средств социального страхования отражает несоответствие сложившейся системы социального страхования изменяющимся социально-экономическим условиям, что требует её реформирования.
Дифференциация возможностей в системе социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.
Элементы первой системы (общее социальное страхование) – единые для всех работающих и достаточно чётко определённые социальные гарантии: выплата пособий в случаях временной нетрудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оперативного вмешательства. Реализуются в системе обязательного социального страхования.
Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного страхования) – оплата профилактики заболеваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связанных с только что перенесённым заболеванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страховых выплат на предприятии, где работает застрахованный. С 2001 установлен норматив предельного размера оплаты санаторно-курортного лечения в сутки. В бюджете ФСС на 2002 этот норматив равен 420 руб. /сут.
Функциональная двойственность системы обязательного социального страхования составляет её внутреннее противоречие. Сохранение такого положения не соответствует принципам организации социального страхования в рыночной экономике. Предприятия, имеющие более высокие доходы, вносят в систему социального страхования больше средств и фактически имеют право на бо́льшие социальные гарантии. Если же взносы тех, кто получает больше благ, примерно соответствуют стоимости этих благ, то такое соответствие должно быть институционализировано.