Для специальности 40.02.01 Право, организация социального обеспечения, тест-ответ и сборник тестов по ГМ 01 Обеспечение реализации прав граждан в области пенсионного или социального обеспечения

Популярные тесты по юридическим дисциплинам

Тесты с ответами по предмету Теория государства и права

Тесты с ответами по гражданскому процессуальному праву

Тест с ответами по предмету Правовые основы Российской государства (часть 1)

Тесты с ответами по праву социального обеспечения

Краткий тест по уголовному праву с ответами

Тест по предмету История государства и права России, тема Древнерусское государство и право (IX – XII вв. Государственный строй.

Тесты с ответами по международному публичному праву

Тест с ответами по предмету История государства и права России, тема вторая половина XVIII в. , государственный строй

Тест с ответами по дисциплине Конституционное право зарубежных стран (часть 1)

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач

  • Контрольная работа
    от 1 дня
    /
    от 100 руб
  • Курсовая работа
    от 5 дней
    /
    от 1800 руб
  • Реферат
    от 1 дня
    /
    от 700 руб
  • Онлайн-помощь
    от 1 дня
    /
    от 300 руб

Нужна помощь с тестами?

Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

Тесты по дисциплине — Бюджетная система с ответами

Правильные ответы отмечены +

Тест. Бюджет в экономической системе это:

а) план создания и использования финансовых ресурсов;

б) общепроизводственный фонд средств;

+ в) отношения при формировании на общегосударственных и региональных уровнях централизованных фондов;

г) общее возможное исчисление будущих расходов и ожидаемых для их покрытия доходов государства.

Бюджет государства является составной частью:

1) общегосударственных финансов;

2) местных финансов;

+ 3) государственных финансов;

Для специальности 40.02.01 Право, организация социального обеспечения, тест-ответ и сборник тестов по ГМ 01 Обеспечение реализации прав граждан в области пенсионного или социального обеспечения

4) международных финансов;

5) государственного кредита.

Основные функции бюджета государства:

+ 1) перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики; бюджетный контроль; финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

3) финансирование национальной экономики;

4) обеспечение выплаты заработной платы работающим в производственной сфере.

Какие показатели характеризуют состояние бюджета как финансового плана?

а) профицит, баланс, излишек, дефицит;

б) бюджетный дефицит, баланс бюджета, профицит, излишек;

в) бюджетное равновесие; дефицит, излишек;

+ г) равновесие доходов и расходов бюджета; бюджетный дефицит, превышение доходов над расходами.

Как различается бюджетный дефицит согласно форм проявления:

а) активный, пассивный;

б) вычисленный, известный;

+ в) открытый, скрытый;

г) негативный, позитивный.

Тест — 6. Источники покрытия бюджетного дефицита:

а) государственный кредит, налоги, прибыль, инвестиции;

+ б) государственный заем, денежная эмиссия;

в) налоги, коммерческий кредит, амортизационные отчисления;

г) международный кредит, валютный фонд государства, монетарные металлы.

Бюджетные ассигнования – это формы:

а) коллективного капитала;

б) покрытия затрат за счет заемных средств;

в) покрытие затрат за счет собственных средств;

+ г) государственного финансового обеспечения.

В каких разрезах рассматривается структура бюджета государства:

а) бюджетное устройство и бюджетная система;

б) бюджетный процесс и бюджетное устройство;

+ в) горизонтальный и вертикальный;

г) состав и удельный вес.

а) государственный бюджет и местный бюджет;

б) центральные и местные бюджеты;

в) централизованные и децентрализованные бюджеты;

+ г) государственный бюджет, региональные и местные бюджеты.

Какие бюджеты входят в состав бюджетов местного самоуправления?

а) бюджеты территориальных городов, сел;

+ б) областные, районные, местные бюджеты;

Какие принципы лежат в основе распределения расходов между бюджетами:

а) функциональный, экономический, ведомственный;

+ б) ведомственной подчиненности и территориального разделения объектов финансирования;

в) текущий и развития;

г) текущий и капитальный.

На какие группы разделяются доходы бюджета от общегосударственных налогов и сборов в процессе их распределения между отдельными звеньями финансовой системы?

а) налоговые и не налоговые поступления;

б) налоговые и не налоговые поступления, доходы от операций с капиталом, официальные трансферты;

+ в) закреплённые и регулирующие доходы;

г) общегосударственные налоги и местные сборы

Методы формирования доходов бюджета.

+ а) выделение доходов с государственного сектора экономики; получение доходов от государственных угодий; налоговый;

б) получение доходов от государственных угодий имущества и услуг, перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов; получение ссуд;

в) получение доходов от государственной собственности; фискальный; получения ссуд;

г) прямое выделение доходов из государственного сектора; получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг; перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов и сборов; получение ссуд.

Внутренние источники формирования доходов бюджета:

а) международный кредит, национальное богатство, национальный доход;

+ б) созданный ВВП и национальное богатство;

в) валовой национальный продукт, государственный кредит, эмиссионный доход;

г) налоговые и не налоговые поступления.

По каким признакам классифицируются расходы бюджета?

а) роль в создании производства, общественное признание, целевое назначение;

+ б) отрасли экономики и социальной сферы, уровни бюджетной системы, формы бюджетного финансирования;

в) общественное и целевое предназначение, роль в создании производства, отрасли экономики и социальной сферы, уровни бюджетной системы; формы бюджетного финансирования;

г) роль в процессе воспроизводства; общественно — целевое назначение, отрасли национальной экономики, уровни бюджетной системы, формы бюджетного финансирования.

Что отражает функциональная классификация расходов бюджета?

+ а) текущие и капитальные расходы;

б) текущие капитальные расходы, кредитование без погашения;

в) текущие расходы и расходы развития;

Что отражает ведомственная классификация расходов бюджета?

а) фактическое использование министерствами и ведомствами бюджетных средств;

+ б) распределение бюджетных ассигнований между получателями средств из бюджета;

в) финансирование текущего расходования министерств и ведомств;

г) распределение бюджетных средств между министерствами и ведомствами на текущие потребности.

Что отражает экономическая классификация расходов бюджета?

+ а) текущие расходы и расходы развития;

б) текущие и капитальные расходы;

в) статьи и подстатьи расходов, элементы целевых затрат;

г) текущие и капитальные расходы, кредитование с учётом погашения

Смета — это:

а) бюджетные ассигнования, распределённые поквартально и постатейно;

+ б) плановый документ, в котором устанавливается объём бюджетных ассигнований, и их постатейное и поквартальное распределение;

в) роспись доходов и расходов, сбалансированных во времени с поквартальным распределением

г) плановый документ с перечнем желаемых расходов и возможных поступлений бюджетного учреждения, их поквартальное распределение.

Какие существуют виды смет?

а) текущая, капитальная, сведённая, общая;

+ б) на централизованные средства, особенные общие, поквартальные;

в) индивидуальная, сведённая, на централизованные средства, общая;

г) постоянная, поквартальная.

Нормы расходов группируются:

а) на основе физиологических потребностей, на основе статистических данных;

б) базовые, по характеру использования, методом исчисления.

+ в) на обязательные и факультативные;

Объёмы финансирования определяются:

+ а) общими потребностями бюджетного учреждения её возможными доходами;

б) оперативно — сетевыми показателями и нормативами расходов;

в) количеством единиц по штатному расписанию;

г) физиологическими потребностями и статистическими данными.

Виды норм по экономическому смыслу:

а) материальные, факультативные, обязательные;

+ б) материальные, финансовые, бюджетные;

в) материальные, индивидуальные, комбинированные;

г) финансовые, комбинированные, укрупнённые.

д) бюджетные, индивидуальные, факультативные

Какие виды денежных ресурсов государства используются для финансирования расходов медицинских учреждений государства?

+ а) бюджетные ассигнования;

б) прибыль предприятий;

в) кредиты банка;

г) часть средств фондов потребления предприятий и организаций;

д) средства населения.

Источники государственного финансирования на просвещение:

б) выручка от реализации продукции и услуг;

в) средства фондов предприятий и организаций;

г) средства населения.

Какие показатели положены в основу составления смет общеобразовательной школы?

а) количество классов;

+ б) количество классов, контингент учеников, число педагогических ставок;

в) количество классов, контингент учеников, число часов по учебному плану;

г) контингент учеников и число педагогических ставок.

Каким образом определяется объём государственной дотации:

а) исходя из потребностей содержания учреждения;

б) размером затрат, которые не покрываются собственными доходами;

+ в) исходя из количества мест и расходов на учреждение;

г) размером сметы;

д) согласно расчетным нормативам на развитие социально — культурной сферы страны.

Какие учреждения относятся к системе социального обеспечения?

а) детские учреждения- интернаты(для детей с разными отклонениями здоровья), детские учреждения- интернаты профильные(спортивные, языковые), дома интернаты для престарелых инвалидов;

б) детские дошкольные учреждения, приюты для несовершеннолетних;

+ в) дома- интернаты для престарелых инвалидов, приюты для несовершеннолетних, детские учреждения — интернаты (для детей с разными отклонениями здоровья);

г) санатории и профилактории;

д) учреждения охраны здоровья;

30 — Тест. Жилищная субсидия – это:

а) ежегодная адресная безналичная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива;

+ б) ежемесячная адресная безналичная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа твёрдого и жидкого печного бытового топлива;

в) ежемесячная адресная денежная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа твёрдого и жидкого печного бытового топлива на возвратной основе;

г) ежемесячная адресная наличная помощь на оплату коммунальных услуг, приобретение природного газа, твёрдого жидкого бытового топлива.

Возврат бюджетных ассигнований в мере пересмотренных предназначенных субсидий проводятся в случае:

а) выявление поданных документов с неправильными сведениями, неправильных сведений в справках о доходах, выданных юридическими лицами;

б) изменение количества установленных субсидий в период их оплаты.

+ в) выявление неправильных сведений справках о доходах, выданных юридическими лицами, ошибки в расчете размера назначенной субсидии, заведомая подача документов с неправильными сведениями;

г) изменение количества установленных в период оплаты субсидий. Изменение размера платы за природный газ, топлива и жилищно — коммунальные услуги на протяжении периода выплаты субсидий;

д) выявление ошибки в расчете размера назначенной субсидии, изменение количества назначенных на протяжении периода выплаты субсидий, изменение размера платы за природный газ, топливо, жилищно – коммунальные услуги на продолжении периода выплаты субсидий.

Какие группы расходов включаются в расходы бюджета на национальную оборону?

а) содержание вооруженных сил, правоохранительная деятельность, закупка вооружения и военной техники;

+ б) содержание вооруженных сил, покупка вооружения и военной техники, капитальное строительство, научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы;

в) правоохранительная деятельность и обеспечение обороны государства;

г) содержание вооруженных сил, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

д) капитальное строительство, научно – исследовательские и конструкторские работы;

е) фундаментальные исследования.

К расходам бюджета на управление относятся:

а) государственное управление, культура и искусство, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

б) средства массовой информации;

+ в) государственное управление, международная деятельность, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

г) пополнение государственных резервов;

д) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, покупка оружия и военной техники;

е) покупка оружия и военной техники.

К расходам бюджета на государственное управление принадлежат:

Читать также:  Справка о неполучении пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет. Бланк и образец 2021-2022 года

а) функционирование законодательной и исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата; иные расходы на общегосударственное управление;

б) содержание финансовых и фискальных органов; общее планирование и статистические службы; функционирование законодательной власти; функционирование исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата, иные расходы на общегосударственное управление;

в) содержание Главного управления государственной связи; содержание Президента Украины и его аппарата; функционирование  законодательной и исполнительной власти; иные расходы на общегосударственное управление;

г) содержание финансовых и фискальных органов; общее планирование и статистические службы, функционирование законодательной и исполнительной власти, содержание Президента Украины и его аппарата; содержание Главного управления государственной связи; иные расходы на общегосударственное управление;

+ д) функционирование государственной власти, содержание Конституционного суда, функционирование исполнительной власти; содержание Президента Украины и его аппарата; содержание Главного управления государственной связи; иные расходы на общегосударственное управление.

В основе планирования расходов бюджета на обслуживание государственного долга лежит:

а) объем ВВП на одного жителя;

б) соотношение между суммой долга и суммой его обслуживания и бюджета;

в) сумма задолженности бюджета по внутренним займам;

г) объем экспортных поступлений и объем ВВП;

д) объем золотовалютного запаса страны;

+ е) объем текущего государственного долга.

По характеру выплаты дохода государственные займы делятся на:

а) выплаты по кредитам иным государствам, международной организации и финансовым институтам;

б) краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

в) фиксированные и плавающие;

+ г) дисконтные, выигрышные и процентные;

д) разособленные и целевые.

Способы корректирования заемной политики:

+ а) минимизация стоимости ссуд, стабилизация государственных ценных бумаг;

б) управление внешним и внутренним долгом;

в) унификация, консолидация, конверсия, минимизация стоимости займа, отсрочка погашения, аннулирование;

г) унификация, консолидация, конверсия, обмен по регрессивным соотношениям, отсрочка погашения, аннулирование;

д) унификация, консолидация, конверсия, обмен по регрессивным соотношениям, аннулирование.

Бюджет предприятия – это:

а) доходы и расходы одного человека;

б) доходы и расходы отдельной семьи;

+ в) входящие и исходящие денежные потоки;

г) баланс времени человека, группы людей, конкретного учреждения;

д) расходы на исследование рынка, опроса на товар и сбыт товара.

Консолидированный бюджет – это:

а) государственный, региональный, местный;

б) государственные централизованные целевые фонды;

+ в) общегосударственный, региональных органов власти, местных органов власти;

г) пенсионный фонд, бюджет административно – территориальной единицы;

д) бюджеты предприятий, бюджеты семьи и конкретных лиц.

Признаками бюджета являются:

+ а) историчность, плановость, юридический характер, срок действия;

б) плановый характер, специфические черты зарождения, срок функционирования;

в) сила нормативного акта;

г) самостоятельность, срок действия.

Особенности бюджета – это:

а) самостоятельная экономическая форма перераспределительных отношений;

+ б) перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства;

в) пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяющих потребностями расширенного воспроизводства;

г) отрасль бюджетного распределения имеет место в составе государственных финансов;

д) контрольная и распределительные функции.

Сущность бюджета отражают:

+ а) экономические отношения между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности и населения;

б) экономические отношения между государством и государственными централизованными фондами;

в) экономические отношения между государством и коммерческими банками;

г) экономические отношения между государством и инвестиционными фондами;

д) экономические отношения между государством и страховыми компаниями;

Система государственных финансов включают следующие звенья:

+ а) государственный бюджет, общегосударственные фонды, государственные займы, финансы государственного сектора;

б) местные бюджеты, региональные фонды, местные займы, финансы муниципального хозяйства;

в) международный кредит, финансы коммерческих предприятий, инвестиционные фонды, государственный бюджет;

г) бюджет государства, целевые фонды, государственный кредит, финансы предприятий.

+ а) распределительная, контрольная;

в) территориального распределения;

г) распределение между министерствами и ведомствами;

д) распределение между блоками отраслей.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется показателями:

+ а) равновесие доходов и расходов;

+ б) бюджетный профицит;

+ в) бюджетный дефицит;

г) эмиссия денег;

д) государственный кредит.

Направления бюджетной политики

а) стабилизация совершенствование налоговой политики, оптимизация уровня бюджетного дефицита, самостоятельность местных бюджетов, поиск дополнительных источников доходов бюджета;

б) преодоление инфляционных процессов, создание процессов стабилизации, совершенствование налоговой политики; поиск дополнительных источников доходов бюджета;

в) обеспечение самостоятельности местных бюджетов; оптимизация уровня бюджетного дефицита и государственного долга, поиск источников их финансирования;

+ г) преодоление инфляционных процессов и структурной перестройки, меры государства по организации и использованию бюджетных ресурсов для обеспечения её экономического и социального развития;

Бюджетный механизм складывается из:

а) бюджетного дефицита, бюджетного профицита;

б) бюджетного планирования и регулирования, финансовых показателей, нормативов, бюджетного дефицита;

в) бюджетного планирования и регулирования, финансовых показателей, нормативов, лимитов, резервов, системы управления бюджетными средствами;

+ г) бюджетного планирования и регулирования системы управления бюджетными средствами.

Объективные факторы влияния на бюджет:

+ а) характер производственных отношений, природные особенности, экономические особенности, социальные особенности, традиции;

б) ВВП, национальный доход, экономический рост производства;

в) финансовая политика, объём и уровень заработной платы, развитие важных отраслей науки и техники, продуктивность общественного труда;

г) рациональная организация управления государством, эффективная деятельность законодательной и исполнительной власти;

Направления влияния на бюджет:

а) международные регулирующие распределительные;

б) структурные, экономические, прямые;

+ в) социальные, экономические, политические;

г) экономические, структурные, распределительные.

Элементы бюджетной системы:

а) органы управления, структура, принципы построения;

б) структура, принципы построения, организация функционирования;

в) комплекс межбюджетных отношений, органы управления;

+ г) организация функционирования, органы управления, структура;

Принципы построения бюджетной системы РФ:

+ а) единство, полнота, сбалансированность, эффективность, обоснованность, ответственность, целевое использование бюджетных средств;

б) организация функционирования, структура, принципы построения;

в) межбюджетные отношения, бюджетный кодекс;

г) эффективность, ответственность, целевое использование бюджетных средств, межбюджетные отношения, структур

Классификация видов информации по бюджетной системе:

+ а) временная, пространственная, доступная, достоверная;

б) оперативная, уточненная;

в) статистическая, социологическая, расчётная, визуальная, комбинированная;

г) почтовая, курьерская, электронная;

Методы бюджетного планирования:

а) статистический, нормативный, балансовый, экспертных оценок;

б) экономико – математический, метод коэффициентов, нормативный;

+ в) прогнозный, предметно – целевой, балансовый, экспертных оценок, моделирования;

г) метод коэффициентов, нормативный, балансовый, предметно – целевой.

Принципы бюджетного планирования:

+ а) самостоятельность, полнота, обоснованность, эффективность;

б) демократичность, научная обоснованность, оптимальная сбалансированность, директивность, единства.

в) субсидированность, целевое использование бюджетных средств, публичность, прозрачность;

г) ответственность, субсидированность, самостоятельность, единство, директивность;

Составные бюджетного прогнозирования:

а) периоды, методы, этапы;

б) проектные нормативы, задания, цели;

в) рекомендации, анализ информации, модели прогнозирования;

+ г) периоды, методы, этапы, проектные нормативы, задания.

Направления использования бюджетной классификации:

а) составление бюджетов разных уровней, разработка индивидуальных и сведённых смет;

б) обеспечение доходов в бюджет и расходов;

в) финансирование расходов по конкретным направлениям, выявление отклонений от плановых показателей;

+ г) бюджетное планирование, процесс выполнения бюджета, анализ бюджета, статистическая обработка бюджетных показателей;

Межбюджетный трансферт – это:

а) вид эффективности бюджетного планирования;

б) вид бюджетной классификации;

+ в) дотации выравнивания, субвенция, средства передаваемые в государственный бюджет и местные бюджеты, иные дотации;

г) вид бюджетного прогнозирования.

Стадии бюджетного процесса на общегосударственном уровне:

а) составление основных направлений бюджетной политики, составление проекта основных направлений денежно – кредитной политики;

б) утверждение росписи бюджетных назначений, осуществлений расходов;

в) выводы по использованию средств Государственного бюджета, внесение изменений в организацию и управление, в исполнение государственного бюджета;

+ г) составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение закона, исполнение бюджета, подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета.

Доходы местных бюджетов:

а) закрепленные, регулирующие;

б) обычные, чрезвычайные;

в) налоги, сборы, обязательные платежи, иные поступления;

+ г) налоговые поступления, не налоговые поступления, специальные поступления, межбюджетные трансферты;

Принципы бюджетного финансирования:

+ а) целевой характер, максимальный эффект при минимуме расходов, безвозвратность ассигнований, бесплатность ассигнований;

б) развитие материального производства, развитие не материальной сферы;

в) экономическое развитие;

г) необходимость содержания государственных структур, целевой характер, безвозвратность и бесплатность ассигнований;

63 — Тест. Формы финансирования расходов бюджета на экономическую деятельность:

а) дотации, субвенции, операционные расходы;

+ б) капиталовложения, операционные расходы, кредиты и дотации;

в) бюджетные кредиты, дотации, субвенции;

г) капиталовложения в ведомственном разрезе, капиталовложения согласно с инвестиционным проектом;

Принципы сметного финансирования:

+ б) субсидированность, целевое использование бюджетных средств, единства;

в) ответственность, директивность, полнота, обоснованность, эффективность;

г) связь смет с планом социально – экономического развития региона, целевое назначение, выполнение режима экономии, контроль за финансовой деятельностью.

Критерии классификации государственных займов:

а) правовое оформление, форма эмиссии, место размещения, сроки погашения, характер выплаты дохода;

б) форма эмиссии, место размещения, сроки погашения;

в) правовое оформление, характер выплаты дохода;

+ г) форма эмиссии, место размещения, сроки погашения, характер выплаты дохода.

Критерии классификации государственного долга:

а) срочность, платность, возвратность;

б) тип кредитора, тип долгового обязательства;

в) целевой характер долга, срочность, платность, возвратность;

+ г) тип кредитора, тип долгового обязательства, целевой характер долга.

Виды бюджетного дефицита:

+ а) реальный, структурный, цикличный;

б) внутренний, внешний;

в) инфляционный, внутренний, внешний;

г) реальный, структурный, цикличный, эмиссионный.

Классификация целевых государственных фондов по экономическому содержанию:

а) постоянные, временные;

+ б) международные, общегосударственные, региональные, местные;

в) бюджетные, внебюджетные.

г) инвестиционные, заемные, научно – исследовательские, военные, социальной защиты, социального развития.

Тест. Источники формирования средств пенсионного фонда:

+ а) сборы физических и юридических лиц, иные источники средств государственного бюджета, добровольные взносы, финансовые санкции за нарушение порядка уплаты средств;

б) страховые взносы, благотворительные взносы, сборы физических и юридических лиц;

в) прибыль от деятельности фонда, добровольные взносы, финансовые санкции;

г) средства государственного и местных бюджетов

Основные направления развития бюджетной системы РФ:

+ а) бюджетная реформа;

б) определение приоритетов бюджетного финансирования;

в) ликвидация многоканальной системы финансирования структур бюджетной сферы;

+ г) реформирование межбюджетных отношений.

Каким образом делятся доходы от операций с капиталом:

а) поступление средств от реализации бесхозного имущества, доходы от материальных резервов, поступления от продажи земли;

б) поступление средств от реализации имущества, которые по правам наследства перешла в собственность государства; поступления от продажи государственных запасов товаров; поступления от продажи земли;

в) поступления от продажи основного капитала, поступления от продажи государственных запасов товаров, поступления от продажи земли и не материальных активов;

+ г) поступления от продажи государственных запасов товаров, поступления от реализации безхозного имущества, которое по правам наследства перешло в собственность государства и клада, поступления от продажи земли и не материальных активов

Читать также:  ОБРАЗЕЦ ДОВЕРЕННОСТИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

Какими методами могут привлекаться внешние источники доходов?

а) аналитический, нормативный, прямого счета, балансовый;

б) прямое изъятие доходов из государственного сектора, налоговый, заемный, получение доходов от государственных угодий, перераспределение доходов юридических и физических лиц с помощью налогов;

+ в) международный кредит, налогообложение экспортно – импортной деятельности, прямое перераспределение, ценовой механизм, валютное регулирование;

г) созданный ВВП, национальное богатство.

Тест. Виды смет, которые составляются в учреждениях просвещения:

а) сведенная, индивидуальная;

б) общая, сведенная;

+ в) индивидуальная, расходов на централизованные меры;

г) индивидуальная, общая.

Сводная бюджетная роспись – это:

— Финансовая ведомость государственных расходов и доходов на определенный период

— Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом межбюджетных трансферт между ними

+ Документ, который составляет и ведет финансовый орган с целью организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета

Межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной основе — это:

Государственный долг – это сумма предшествующих:

+ Дефицитов бюджета за вычетом бюджетных излишков

— Дефицитов бюджета

— Профицитов бюджета без вычета бюджетных излишков

Основными принципами бюджетной системы РФ являются:

— Гласность, всенародность, подконтрольность президенту, полнота отражения расходов и доходов, сбалансированность, определенный срок действия

+ Единство, разграничение расходов и доходов по уровням бюджетной системы, самостоятельность, сбалансированность, гласность, достоверность, адресность и целевой характер, полнота отражения расходов и доходов

— Общность, единство, сбалансированность, подконтрольность президенту, платность, возвратность, целевой характер

Количество уровней бюджетной системы зависит от:

— Размеров государства

— Сложности банковской системы государства

+ Формы государственного устройства

Уровни бюджетной системы РФ:

+ Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень

— Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации

— Федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень, местный уровень

Бюджетная система – это совокупность:

— Бюджетов всех административно-территориальных единиц государства

— Расходов и доходов бюджета

+ Бюджетов государства, административно-территориальных единиц, а также бюджетов и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, которые основаны на юридических нормах и экономических отношениях

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ делят по следующим признакам:

— Территориальный, адресный

+ Функциональный, территориальный, экономический, времени осуществления

— Функциональный, целевой, территориальный

Что представляют собой бюджетные кредиты?

+ Финансовую помощь коммерческим предприятиям на условиях возвратности

— Финансовую помощь государственным и частным банковским структурам, находящимся на грани банкротства

— Финансовую помощь другим государствам на безвозвратной основе

Экономический и социальный кризис в государстве может привести к:

+ Вынужденному бюджетному дефициту

— Профициту бюджета

— Оттоку денежных средств из государственных внебюджетных фондов

Что из перечисленного не относят к межбюджетным трансфертам?

— Дотации, субсидии

+ Нефтегазовые трансферты, бюджетные кредиты

— Субсидии, субвенции

Какие органы государственной власти РФ занимаются составлением проектов бюджетов?

+ Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований

— Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Центробанк РФ

— Государственная дума РФ

Функция кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ возложена на:

+ Федеральное казначейство

— Центробанк РФ

— Министерство финансов РФ

Основой для исполнения бюджета служит:

— Кассовый план

— Сводная бюджетная роспись

+ Кассовый план и сводная бюджетная роспись

Внебюджетные фонды РФ решают следующие задачи:

— Расширение социальных услуг населению, накопление денежной массы для экстренных случаев

+ Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики, расширение социальных услуг населению

— Накопление денежной массы для экстренных случаев, перераспределение излишков денежных средств между бюджетами разных уровней

Укажите цели составления государственного бюджета:

+ Планирование, координация и контроль

— Планирование, систематизация и контроль

— Прогнозирование, контроль и систематизация

Доходы местных бюджетов могут быть:

— Собственными и налоговыми

— Собственными и привлеченными

+ Регулируемыми и собственными

К местным налогам в РФ относят:

+ Налог на имущество физических лиц и земельный налог

— Земельный налог, водный налог, транспортный налог

— Акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых

Государственный долг делят на внешний и внутренний в зависимости от:

— Происхождения кредитора

— Цели займа

+ Валюты займа

Какие экономические явления сопровождают дефицит государственного бюджета?

+ Превышение расходов над доходами, рост инфляции, падение уровня жизни

— Превышение расходов над доходами, сокращение инфляции, рост реальных доходов населения

— Превышение доходов над расходами, рост инфляции, падение уровня жизни

Укажите виды контроля за исполнением бюджета, существующие в РФ:

+ Административный и парламентский

Согласно законодательству РФ, бюджетный год заканчивается:

— 31 октября

+ 31 декабря

— 1 марта

100. Какой законодательный акт РФ регулирует величину дефицита федерального бюджета?

+ Бюджетный кодекс

— Банковский кодекс

— Налоговый кодекс

101. Что является определяющим фактором, влияющим на величину расходов территориального бюджета?

— Отдаленность от столицы государства

— Развитие промышленности и социальной инфраструктуры на данной территории

+ Численность населения

102. В каком году было образовано Федеральное казначейство РФ?

103. Регулируемые доходы региональных бюджетов включают:

— Транспортный налог

— Налог на игорный бизнес

104. Бюджетная система выступает составной частью:

— Системы национальных счетов

+ Финансовой системы государства

— Социально-экономической системы государства

Для специальности 40.02.01 Право, организация социального обеспечения, тест-ответ и сборник тестов по ГМ 01 Обеспечение реализации прав граждан в области пенсионного или социального обеспечения

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

Пра­во на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние – од­но из осн. кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан. В гл. 2 Кон­сти­ту­ции РФ, по­свя­щён­ной пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ему от­ве­де­на спе­ци­аль­ная нор­ма. Со­глас­но ст. 39 ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. Там же пре­ду­смот­ре­но, что гос. пен­сии и со­ци­аль­ные по­со­бия ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, по­ощ­ря­ют­ся доб­ро­воль­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние, соз­да­ние до­пол­ни­тель­ных форм со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и бла­го­тво­ри­тель­ность.

За­кре­п­лён­ные в Кон­сти­ту­ции га­ран­тии со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния со­от­вет­ст­ву­ют по­ло­же­ни­ям ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых ак­тов: Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка, Ме­ж­ду­на­род­но­го пак­та об эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и куль­тур­ных пра­вах, Кон­вен­ции о пра­вах ре­бён­ка, ра­ти­фи­ци­ро­ван­ных РФ, и Ев­ро­пей­ской со­ци­аль­ной хар­тии.

Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние вклю­ча­ет: вы­пла­ты, ус­лу­ги ли­бо на­ту­раль­ные бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые при на­сту­п­ле­нии (или на­ли­чии) оп­ре­де­лён­ных со­ци­аль­ных рис­ков, свя­зан­ных с не­воз­мож­но­стью граж­дан свои­ми си­ла­ми обес­пе­чить се­бя или не­тру­до­спо­соб­ных чле­нов сво­ей се­мьи дос­та­точ­ны­ми сред­ст­ва­ми к жиз­ни. Не­отъ­ем­ле­мая часть со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния – пре­дос­тав­ле­ние ну­ж­даю­щим­ся гра­ж­да­нам со­ци­аль­ных ус­луг вза­мен ли­бо в до­пол­не­ние к де­неж­ным вы­пла­там (напр. , ус­луг до­мов-ин­тер­на­тов и др. со­ци­аль­ных уч­ре­ж­де­ний), а так­же раз­но­го ро­да пре­иму­ществ (напр. , по оп­ла­те ле­карств, по бес­плат­но­му про­те­зи­ро­ва­нию и др.

Го­су­дар­ст­во про­во­дит по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на предо­став­ле­ние со­ци­аль­ной за­щи­ты гра­ж­да­нам, на­хо­дя­щим­ся в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, од­на­ко ос­та­ёт­ся мно­го не­ре­шён­ных во­про­сов, свя­зан­ных с их со­ци­аль­ным обес­пе­че­ни­ем.

Со­хра­ня­ет­ся вы­со­ким уро­вень бед­но­сти (25% об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния), осн. груп­пой бед­но­го на­се­ле­ния ос­та­ют­ся се­мьи с деть­ми (ок. 60% всех бед­ных се­мей). Сре­ди край­не бед­ных се­мей (со сред­не­ду­ше­вы­ми рас­по­ла­гае­мы­ми ре­сур­са­ми ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в 2 и бо­лее раза) се­мьи с деть­ми со­став­ля­ют ок. 70%. Ост­ро сто­ит во­прос дет­ской бес­при­зор­но­сти и без­над­зор­но­сти. Слож­ная си­туа­ция с дет­ской бес­при­зор­но­стью в Мо­ск­ве, став­шей с кон. 20 в. круп­ней­шим цен­тром не­кон­тро­ли­руе­мой ми­гра­ции.

На об­щем фо­не рос­та нар­ко­ти­за­ции на­се­ле­ния осо­бую тре­во­гу вы­зы­ва­ет уве­ли­чи­ваю­щее­ся по­треб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских и пси­хо­троп­ных ве­ществ под­ро­ст­ка­ми. В 2001 к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за нар­ко­пре­сту­п­ле­ния при­вле­че­но св. 5,5 тыс. не­со­вер­шен­но­лет­них.

Чис­лен­ность ин­ва­ли­дов со­ста­ви­ла в нач. 21 в. бо­лее 10 млн. чел. Для них не соз­да­на пол­но­цен­ная сис­те­ма удов­ле­тво­ре­ния спе­ци­фи­че­ских по­треб­но­стей, свя­зан­ных с ин­ва­лид­но­стью, что при­во­дит к вы­тес­не­нию ин­ва­ли­дов из разл. сфер дея­тель­но­сти и изо­ля­ции от об­ще­ст­ва. Ра­бо­ту име­ют 14,8% ин­ва­ли­дов тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та. Бо­лее 140 тыс. ин­ва­ли­дов ну­ж­да­ют­ся в ав­то­ном­ных сред­ст­вах пе­ре­дви­же­ния; их по­треб­но­сти в тех­ни­че­ских сред­ст­вах, об­лег­чаю­щих труд и быт, удов­ле­тво­ря­ют­ся в ми­ни­маль­ных объ­ё­мах.

Для воз­рас­тной струк­ту­ры на­се­ле­ния ха­рак­тер­но ди­на­мич­ное уве­ли­че­ние до­ли лиц стар­ше тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та, что со­от­вет­ст­ву­ет об­ще­ми­ро­во­му про­цес­су ста­ре­ния на­се­ле­ния. Ну­ж­да­ют­ся в разл. ви­дах по­мо­щи ок. 5 млн. гра­ж­дан стар­ших воз­рас­тов, из них 1,5 млн. чел. – в по­сто­ян­ной по­сто­рон­ней по­мо­щи и со­ци­аль­ных ус­лу­гах, ок. 300 тыс. чел. – в со­ци­аль­но-ме­ди­цин­ских ус­лу­гах на до­му. Ну­ж­даю­щих­ся в ста­цио­нар­ном со­ци­аль­ном об­слу­жи­ва­нии – 20 тыс. пре­ста­ре­лых гра­ж­дан, из ко­то­рых бо­лее 6 тыс. чел. сто­ит на оче­ре­ди бо­лее 1 го­да.

Соз­да­на и дей­ст­ву­ет сеть из бо­лее чем 12 тыс. уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, ока­зы­ваю­щих ус­лу­ги раз­ным ка­те­го­ри­ям и груп­пам на­се­ле­ния. Соз­да­ют­ся уч­ре­ж­де­ния но­во­го ти­па – до­ма-ин­тер­на­ты ми­ло­сер­дия, ге­рон­то­ло­ги­че­ские и ге­рон­топ­си­хи­ат­ри­ческие, а так­же со­ци­аль­но-оз­до­ро­вительные цен­тры. Ор­га­ни­за­ция со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния тре­бу­ет зна­чи­тель­ных за­трат.

По­ми­мо ста­цио­нар­но­го со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния раз­ви­ва­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных ус­луг в др. фор­мах: со­ци­аль­ное об­слу­жи­ва­ние на до­му пре­ста­ре­лых, ин­ва­ли­дов, де­тей-ин­ва­ли­дов. При­ме­не­ние ме­ха­низ­мов фи­нан­си­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ций по фак­ту пре­дос­тав­ле­ния ус­луг и обес­пе­че­ние бо­лее ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки гос. со­циаль­но­го за­ка­за по­зво­лят со­кра­тить чис­ло не­эф­фек­тив­ных уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­но­го об­слу­жи­ва­ния, а вы­сво­бо­ж­дае­мые сред­ст­ва час­тич­но на­пра­вить на фи­нан­си­ро­ва­ние наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных со­ци­аль­ных ус­луг.

С кон. 1990-х гг. фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мьи, жен­щин и де­тей. Её эле­мен­ты: сис­те­ма пря­мой гос. под­держ­ки се­мей с деть­ми; про­фи­лак­ти­ка се­мей­но­го не­бла­го­по­лу­чия; без­над­зор­но­сти де­тей и под­ро­ст­ков; обес­пе­че­ние ра­вен­ст­ва прав муж­чин и жен­щин и воз­мож­но­стей для их осу­ще­ст­в­ле­ния.

Ре­ше­ние ря­да про­блем дет­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми це­ле­вы­ми про­грам­ма­ми. Так, про­грам­ма «Де­ти Рос­сии» вклю­ча­ет ряд под­про­грамм: про­фи­лак­ти­ка без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них; де­ти-ин­ва­ли­ды; де­ти-си­ро­ты и др. Фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы дей­ст­ву­ют так­же в об­лас­ти со­ци­аль­ной за­щи­ты по­жи­лых – «Стар­шее по­ко­ле­ние», ин­ва­ли­дов – «Со­ци­аль­ная под­держ­ка ин­ва­ли­дов». Но­вый вид со­ци­аль­но­го уч­ре­ж­де­ния – кри­зис­ный центр для жен­щин, на ба­зе ко­то­ро­го ве­дёт­ся по­иск пу­тей ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по пре­дот­вра­ще­нию на­си­лия и нор­ма­ли­за­ции взаи­мо­от­но­ше­ний в се­мье.

Не­ма­лым по­тен­циа­лом от­ли­ча­ет­ся до­пол­ни­тель­ное не­го­су­дар­ст­вен­ное со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность. В Рос­сии этот сек­тор со­став­ля­ет ок. 70 тыс. об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний (то­гда как в США, напр. , 1,2 млн. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние средств, на­прав­ляе­мых на со­ци­аль­ные це­ли. Дея­тель­ность не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций не­ред­ко обес­пе­чи­ва­ет бо­лее эф­фек­тив­ное рас­хо­до­ва­ние бюд­жет­ных средств, а объ­е­ди­не­ние гос. и ча­ст­ных средств да­ёт муль­ти­п­ли­ка­тив­ный эф­фект при­вле­че­ния ре­сур­сов из вне­бюд­жет­ных ис­точ­ни­ков.

Од­но из клю­че­вых ус­ло­вий со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти об­ще­ст­ва – эф­фек­тив­ная ад­рес­ная под­держ­ка се­мей с низ­ким уров­нем до­хо­дов. Дей­ст­вую­щая сис­те­ма вы­яв­ле­ния и со­ци­аль­ной под­держ­ки се­мей и на­се­ле­ния, на­хо­дя­щих­ся в зо­не рис­ка, в ви­де льгот и по­со­бий ну­ж­да­ет­ся в ре­фор­ми­ро­ва­нии и адап­та­ции к ус­ло­ви­ям ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, т. со­хра­не­ние та­кой сис­те­мы ве­дёт к дес­ти­му­ли­ро­ва­нию тру­да, про­во­ци­руя рост бед­ности. Со­ци­аль­ные льго­ты и вы­пла­ты пре­дос­тав­ля­ют­ся в осн. по ка­те­го­ри­аль­но­му прин­ци­пу, не­за­ви­си­мо от ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния и тру­до­спо­соб­но­сти по­лу­ча­те­лей. Осн. часть дан­ных со­ци­аль­ных транс­фер­тов идёт на под­держ­ку групп на­се­ле­ния с до­хо­да­ми вы­ше про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма. В ма­ло­обес­пе­чен­ные се­мьи по­па­да­ет ме­нее 20% об­ще­го объ­ё­ма со­ци­аль­ных льгот и вы­плат.

Читать также:  ЗАКОН 306 О СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих свя­за­но с ре­ше­ни­ем двух про­блем: 1) пре­об­ра­зо­ва­ни­ем сис­те­мы гос. льгот и вы­плат; 2) за­ко­но­да­тель­ным оформ­ле­ни­ем и прак­ти­че­ским при­ме­не­ни­ем прин­ци­пов на­зна­че­ния со­ци­аль­ных транс­фер­тов на ад­рес­ной ос­но­ве.

Прин­ци­пы ре­фор­ми­ро­ва­ния сис­те­мы со­ци­аль­ных льгот на­се­ле­нию:

со­хра­ня­ет­ся пра­во на на­зна­че­ние и пре­дос­тав­ле­ние со­ци­аль­ных льгот и вы­плат на­се­ле­нию за счёт соб­ст­вен­ных средств ре­гио­нов и хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов;

от­дель­ные со­ци­аль­ные льго­ты, пре­до­с­тав­ляе­мые по про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти льгот­ни­ка, от­ме­ня­ют­ся с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем за­ра­бот­ной пла­ты или пе­ре­во­дят­ся в фор­му ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат;

на дан­ном эта­пе льго­ты со­хра­ня­ют­ся у ка­те­го­рий гра­ж­дан, имею­щих осо­бые за­слу­ги пе­ред оте­че­ст­вом, а так­же тем ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния, ко­то­рым эко­но­ми­че­ские ус­ло­вия не по­зво­ля­ют пря­мым спо­со­бом зна­чи­тель­но по­вы­шать до­хо­ды (ин­ва­ли­ды, ве­те­ра­ны и ин­ва­ли­ды Вел. Отеч. вой­ны и др

ос­таль­ным льгот­ным ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния со­ци­аль­ные льго­ты бу­дут пе­ре­во­дить­ся в од­ну из форм со­ци­аль­ной по­мо­щи и пре­дос­тав­лять­ся стро­го ад­рес­но на ос­но­ве ре­аль­но учи­ты­вае­мых кри­те­ри­ев (ве­ли­чи­ны сред­не­ду­ше­во­го до­хо­да с учё­том рас­по­ла­гае­мой соб­ст­вен­но­сти; де­мо­гра­фи­че­ских ха­рак­те­ри­стик се­мей и ин­ди­ви­дуу­мов и т.

В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов наи­бо­лее эф­фек­тив­ны спо­со­бы борь­бы с бед­но­стью: ра­цио­на­ли­за­ция со­ци­аль­ной под­держ­ки не­иму­щих с це­лью со­дей­ст­вия в пре­одо­ле­нии труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции соб­ст­вен­ны­ми си­ла­ми, обес­пе­че­ние боль­шей пер­со­ни­фи­ка­ции и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции при ока­за­нии со­ци­аль­ной по­мо­щи, её пре­иму­ще­ст­вен­но зая­ви­тель­ный ха­рак­тер и ад­рес­ный прин­цип со­ци­аль­ных вы­плат.

Ка­че­ст­во оцен­ки ну­ж­дае­мо­сти по­вы­ша­ет­ся с учё­том ря­да клю­че­вых мо­ментов: точ­ность и дос­то­вер­ность оп­ре­де­ле­ния по­лу­ча­те­лей по­мо­щи, эф­фек­тив­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рас­хо­дов, пре­иму­ще­ст­вен­ная ори­ен­та­ция на оп­ре­де­лён­ные слои на­се­ле­ния (бед­ных от­но­си­тель­но дли­тель­ный пе­ри­од или бед­ных в те­ку­щий мо­мент), ана­лиз мо­ти­ва­ции по­лу­ча­те­лей по­мо­щи к са­мо­стоя­тель­но­му уве­ли­че­нию до­хо­дов.

Ме­ха­низ­мы пре­дос­тав­ле­ния по­мо­щи ма­ло­обес­пе­чен­ным семь­ям и оди­но­ким гра­ж­да­нам при­зва­ны сти­му­ли­ро­вать тру­до­спо­соб­ных бед­ных, на­хо­дя­щих­ся по не­за­ви­си­мым от них при­чи­нам в труд­ной жиз­нен­ной си­туа­ции, к ак­тив­но­му са­мо­стоя­тель­но­му уча­стию в её пре­одо­ле­нии. Это по­зво­лит не толь­ко по­вы­сить эф­фек­тив­ность со­ци­аль­ных рас­хо­дов, но и пре­одо­леть тра­ди­ци­он­ное от­но­ше­ние к на­се­ле­нию как к пас­сив­но­му объ­ек­ту ока­за­ния по­мо­щи.

Обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние – часть гос. сис­те­мы со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. Фе­де­раль­ный за­кон «Об ос­но­вах обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния» (1999) оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые, эко­но­ми­че­ские и ор­га­ни­за­ци­онные ме­ры, на­прав­лен­ные на ком­пен­са­цию или ми­ни­ми­за­цию по­след­ст­вий из­ме­не­ния ма­те­ри­аль­но­го и (или) со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ра­бо­таю­щих гра­ж­дан, а так­же иных ка­те­го­рий гра­ж­дан в слу­ча­ях: при­зна­ния их без­ра­бот­ны­ми, тру­до­во­го уве­чья или про­фес­сио­наль­но­го за­бо­ле­ва­ния, ин­ва­лид­но­сти, бо­лез­ни, трав­мы, бе­ре­мен­но­сти и ро­дов, по­те­ри кор­миль­ца, не­об­хо­ди­мо­сти по­лу­че­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи, са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния, на­сту­п­ле­ния ста­рос­ти и иных за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных со­ци­аль­ных стра­хо­вых рис­ков.

Под обя­за­тель­ным со­ци­аль­ным стра­хо­ва­ни­ем по­ни­ма­ет­ся так­же об­ласть со­ци­аль­ной за­щи­ты, управ­ляе­мая Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ (ФСС) и фи­нан­си­руе­мая за счёт его бюд­же­та.

Стра­хо­ва­ние Фон­дом со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния РФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в от­но­ше­нии сле­дую­щих со­ци­аль­ных слу­ча­ев: вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти; ка­ран­ти­на; про­те­зи­ро­ва­ния по ме­ди­цин­ским по­ка­за­ни­ям; ухо­да за боль­ным чле­ном се­мьи; реа­би­ли­та­ции по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния, про­из­вод­ст­вен­ных травм и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний; бе­ре­мен­но­сти и ро­дов; ро­ж­де­ния ре­бён­ка; усы­нов­ле­ния/удо­че­ре­ния ре­бён­ка; ухо­да за ре­бён­ком до дос­ти­же­ния им воз­рас­та по­лу­то­ра лет; ухо­да за ре­бён­ком-ин­ва­ли­дом; смер­ти за­стра­хо­ван­но­го ли­ца или не­тру­до­спо­соб­но­го чле­на его се­мьи.

Осн. вид обес­пе­че­ния по обя­за­тель­но­му со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию – по­со­бия. Цен­траль­ное ме­сто в сис­те­ме по­со­бий, вы­пла­чи­вае­мых за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, за­ни­ма­ют по­со­бия по вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти – бо­лее 50% рас­хо­дов ФСС. Пре­дель­ный раз­мер по­со­бия ус­та­нов­лен в За­ко­не «О бюд­же­те Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на 2002 год» в аб­со­лют­ном вы­ра­же­нии в сум­ме не св. 11700 руб.

ФСС так­же фи­нан­си­ру­ет не­ко­то­рые ви­ды дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ные на реа­би­ли­та­цию за­стра­хо­ван­ных лиц и пре­ду­пре­ж­де­ние вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний: са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и реа­би­ли­та­цию ра­бот­ни­ков по­сле ста­цио­нар­но­го ле­че­ния в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний; по­ста­нов­ку на ме­ди­цин­ский учёт жен­щин в ран­ние сро­ки бе­ре­мен­но­сти; вос­ста­нов­ле­ние здо­ро­вья де­тей ра­бот­ни­ков в дет­ских лет­них оз­до­ро­ви­тель­ных ла­ге­рях; на­чаль­ную фи­зи­че­скую под­го­тов­ку де­тей в дет­ско-юно­ше­ских спор­тив­ных шко­лах.

За счёт средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та ФСС фи­нан­си­ру­ет от­дель­ные по­со­бия и иные обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва: при­об­ре­те­ние и вы­да­чу пу­тё­вок на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние ве­те­ра­нам и ин­ва­ли­дам Вел. Отеч. вой­ны; уча­ст­ни­кам ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий ра­диа­ци­он­ных ка­та­ст­роф.

Сред­ст­ва сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния фор­ми­ру­ют­ся пре­ж­де все­го за счёт стра­хо­вых взно­сов (до 2001 г. ) и час­ти еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, уп­ла­чи­вае­мо­го ра­бо­то­да­те­ля­ми с 1. 2001. Из об­щей ве­ли­чи­ны став­ки еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га в раз­ме­ре 35,6% к за­ра­бот­ку, не пре­вы­шаю­ще­му 100 тыс. руб. в год, 4% пред­на­зна­ча­ет­ся для сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. При бо­лее вы­со­кой оп­ла­те тру­да став­ка еди­но­го со­ци­аль­но­го на­лога, в т. за­чис­ляе­мая в ФСС, сни­жа­ет­ся в со­от­вет­ст­вии со шка­лой ре­грес­сии.

Осо­бен­ность обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в РФ – вы­пла­та за­стра­хо­ван­ным со­ци­аль­ных по­со­бий и ком­пен­са­ций са­ми­ми стра­хо­ва­те­ля­ми. Эти рас­хо­ды за­счи­ты­ва­ют­ся в счёт уп­ла­ты еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Ес­ли сумм на­ло­га не­дос­та­точ­но для вы­пла­ты по­со­бий за­стра­хо­ван­ным, то ра­бо­то­да­тель об­ра­ща­ет­ся в ФСС за суб­вен­ци­ей. Из­лиш­ние сум­мы на­ло­га, ос­тав­шие­ся по­сле вы­плат по стра­хо­во­му обес­пе­че­нию, пе­ре­чис­ля­ют­ся ра­бо­то­да­те­лем в ФСС для пе­ре­рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду от­дель­ны­ми пред­при­ятия­ми, ор­га­ни­за­ция­ми, уч­ре­ж­де­ния­ми.

С янв. 2000 в рам­ках ФСС ве­дёт­ся обя­за­тель­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний. Сред­ст­ва фор­ми­ру­ют­ся за счёт стра­хо­вых взно­сов, не вхо­дя­щих в со­став еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. В 2002 сред­ний раз­мер взно­сов по от­рас­лям со­ставил 0,95% к за­ра­бот­ку. При этом ве­ли­чи­на та­ри­фов диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по 22 клас­сам про­фес­сио­наль­но­го рис­ка и из­ме­ня­лась от 0,2% к на­чис­лен­ной оп­ла­те тру­да по всем ос­но­ва­ни­ям для 1-го клас­са до 8,5% – для 22-го клас­са. Эти взно­сы со­би­ра­ет сам Фонд без уча­стия на­ло­го­вых ор­га­нов. Рег­рес­сив­ная шка­ла от­сут­ст­ву­ет.

При на­зна­че­нии пен­сии по ин­ва­лид­но­сти и дос­роч­ной пен­сии в свя­зи с осо­бы­ми ус­ло­вия­ми тру­да, ус­та­нов­лен­ными пен­си­он­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, стра­хо­вое обес­пе­че­ние по обя­за­тель­но­му со­циаль­но­му стра­хо­ва­нию от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­из­вод­ст­ве и про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ний, в т. еже­ме­сяч­ные стра­хо­вые вы­пла­ты, ко­то­рые мо­гут дос­ти­гать 100% за­ра­бот­ка по­стра­дав­ше­го ра­бот­ни­ка, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся не­за­ви­си­мо от вы­пла­ты ука­зан­ных пен­сий.

Де­неж­ные сред­ст­ва и иное иму­ще­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в опе­ра­тив­ном управ­ле­нии ФСС, а так­же иму­ще­ст­во, за­кре­п­лён­ное за под­ве­дом­ст­вен­ны­ми фон­ду са­на­тор­но-ку­рорт­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми, яв­ля­ют­ся фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью. Они не вхо­дят в со­став бюд­же­тов со­от­вет­ст­вую­щих уров­ней, бюд­же­тов др. гос. вне­бюд­жет­ных фон­дов и изъ­я­тию не под­ле­жат.

Сред­ст­ва бюд­же­та ФСС об­ра­зу­ют­ся за счёт: час­ти средств еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га, за­чис­ляе­мых в ФСС, стра­хо­вых взно­сов ра­бо­то­да­те­лей и гра­ж­дан; до­хо­дов от ин­ве­сти­ро­ва­ния час­ти вре­мен­но сво­бод­ных средств в ли­к­вид­ные гос. цен­ные бу­ма­ги и бан­ков­ские вкла­ды; доб­ро­воль­ных взно­сов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; ас­сиг­но­ва­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та РФ на по­кры­тие рас­хо­дов по пре­дос­тав­ле­нию льгот и ком­пен­са­ций ли­цам, по­стра­дав­шим вслед­ст­вие ка­та­ст­ро­фы на Чер­но­быль­ской АЭС или ра­диа­ци­он­ных ава­рий на др. атом­ных объ­ек­тах гра­ж­дан­ско­го или во­ен­но­го на­зна­че­ния и их по­след­ст­вий; про­чих до­хо­дов.

В 2002 в цен­траль­ном ап­па­ра­те ФСС ра­бо­та­ли ок. 400 чел. и бо­лее 20 тыс. чел. – в ре­гио­наль­ных от­де­ле­ни­ях. 2 млн. чел. бы­ли за­ня­ты в ко­мис­си­ях по со­ци­аль­но­му стра­хо­ва­нию на уров­не пред­при­ятий. Го­до­вой бюд­жет Фон­да в 2002 пре­вы­сил 127 млрд. руб.

Дли­тель­ное вре­мя по­сту­п­ле­ния средств в ФСС су­ще­ст­вен­но пре­вы­ша­ли не­об­хо­ди­мые рас­хо­ды Фон­да. В бюд­же­те ФСС сво­бод­ный ос­та­ток средств на нач. 2001 со­став­лял 28,9 млрд. руб. , что по от­но­ше­нию к ис­пол­нен­ной ве­ли­чи­не рас­хо­дов со­став­ля­ло 23 к 77, на 2002 – 19 млрд. руб. , и со­от­но­ше­ние его с рас­хо­да­ми сни­зи­лось до 13 к 87. В бюд­жете ФСС на 2003 сво­бод­ный ос­та­ток средств сни­зил­ся прак­ти­че­ски до ве­ли­чи­ны, не­об­хо­ди­мой для ус­той­чи­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния те­ку­щих обя­за­тельств, и его со­от­но­ше­ние с сум­мой рас­хо­дов 8 к 92.

Осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния обя­за­тельств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния по разл. на­прав­ле­ни­ям рас­хо­до­ва­ния средств ФСС от­ра­зи­лись на их ис­пол­не­нии по­сле вве­де­ния еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. С 1. 2001 жё­ст­ко за­кре­п­лён­ные за­ко­ном нор­мы вы­пла­ты по­со­бий ис­пол­ня­ют­ся в пол­ном объ­ё­ме пе­ред все­ми за­стра­хо­ван­ны­ми ли­ца­ми. Мас­шта­бы же фи­нан­си­ро­ва­ния са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в 2001 пе­ре­ста­ли уве­ли­чи­вать­ся, в 2002 со­кра­ти­лись в 2 раза (по срав­не­нию с 2001), а в бюд­же­те на 2003 фи­нан­си­ро­ва­ние са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния ог­ра­ни­че­но реа­би­ли­та­ци­ей за­стра­хо­ван­ных в со­от­вет­ст­вии с пе­реч­нем за­бо­ле­ва­ний, ус­та­нов­лен­ных Пра­ви­тель­ст­вом РФ (см. таб­ли­цу).

Наи­бо­лее при­ори­тет­ная за­да­ча по обес­пе­че­нию дет­ско­го от­ды­ха име­ет бо­лее ус­той­чи­вое фи­нан­си­ро­ва­ние, что по­зво­ли­ло уве­ли­чить за 10 лет чис­ло пу­тё­вок в ла­ге­ря от­ды­ха для де­тей поч­ти в 1,5 раза, хо­тя с 2001 от­ме­че­но не­ко­то­рое сни­же­ние это­го по­ка­за­те­ля.

При­чи­на со­кра­ще­ния рас­хо­дов на са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние и от­дых – дей­ст­вие рег­рес­сив­ной шка­лы еди­но­го со­ци­аль­но­го на­ло­га. Со­кра­ще­ние чис­ла об­слу­жен­ных за счёт средств со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет не­со­от­вет­ст­вие сло­жив­шей­ся сис­те­мы со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния из­ме­няю­щим­ся со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ус­ло­ви­ям, что тре­бу­ет её ре­фор­ми­ро­ва­ния.

Диф­фе­рен­циа­ция воз­мож­но­стей в сис­те­ме со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния от­ра­жа­ет со­су­ще­ст­во­ва­ние двух раз­ных сис­тем стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты пер­вой сис­те­мы (об­щее со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние) – еди­ные для всех ра­бо­таю­щих и дос­та­точ­но чёт­ко оп­ре­де­лён­ные со­ци­аль­ные га­ран­тии: вы­пла­та по­со­бий в слу­ча­ях вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, ма­те­рин­ст­ва, смер­ти и оп­ла­та до­ле­чи­ва­ния (реа­би­ли­та­ции) в са­на­тор­но-ку­рорт­ных уч­ре­ж­де­ни­ях по­сле ин­фарк­та и ря­да оп­ре­де­лён­ных за­бо­ле­ва­ний, по­тре­бо­вав­ших опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Реа­ли­зу­ют­ся в сис­те­ме обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния.

Эле­мен­ты вто­рой сис­те­мы (сис­те­ма кол­лек­тив­но­го или кор­по­ра­тив­но­го стра­хо­ва­ния) – оп­ла­та про­фи­лак­ти­ки за­бо­ле­вае­мо­сти бла­го­да­ря пре­дос­тав­ле­нию са­на­тор­но-ку­рорт­но­го об­слу­жи­ва­ния и воз­мож­но­стей оз­до­ров­ле­ния, не свя­зан­ных с толь­ко что пе­ре­не­сён­ным за­бо­ле­ва­ни­ем, а за­ви­ся­щих от эко­но­ми­че­ских воз­мож­но­стей стра­хо­ва­те­ля и стра­хо­вых вы­плат на пред­при­ятии, где ра­бо­та­ет за­стра­хо­ван­ный. С 2001 ус­та­нов­лен нор­ма­тив пре­дель­но­го раз­ме­ра оп­ла­ты са­на­тор­но-ку­рорт­но­го ле­че­ния в су­тки. В бюд­же­те ФСС на 2002 этот нор­ма­тив ра­вен 420 руб. /сут.

Функ­цио­наль­ная двой­ст­вен­ность сис­те­мы обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния со­став­ля­ет её внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие. Со­хра­не­ние та­ко­го по­ло­же­ния не со­от­вет­ст­ву­ет прин­ци­пам ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Пред­при­ятия, имею­щие бо­лее вы­со­кие до­хо­ды, вно­сят в сис­те­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния боль­ше средств и фак­ти­че­ски име­ют пра­во на бо́льшие со­ци­аль­ные га­ран­тии. Ес­ли же взно­сы тех, кто по­лу­ча­ет боль­ше благ, при­мер­но со­от­вет­ст­ву­ют стои­мо­сти этих благ, то та­кое со­от­вет­ст­вие долж­но быть ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ва­но.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *