БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

В 2023 году все функции Пенсионного и Фонда социального страхования перешли в Социальный фонд России.

Теперь пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты оформляют в СФР. Еще фонд присваивает СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроена и работает та часть Социального фонда, работу которой раньше делал ПФР.

2023 год Россия начинает с одним из самых сложных за последнее время федеральных бюджетов.

Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. Рекордные суммы потратят на армию и силовые структуры. А дефицит будут покрывать за счет ранее накопленных резервов и наращивания госдолга.

В российском Минфине, где верстался бюджет, его назвали самым сложным за последние годы. Планировать доходы и расходы пришлось в условиях геополитического кризиса и санкций. Ограничения, введенные против России, могут помешать наполнению государственной казны. А события вокруг Украины создают дополнительную нагрузку на расходную часть. Некоторые эксперты называют этот бюджет мобилизационным или оборонным. А еще он станет самым закрытым за всю современную российскую историю. Засекречена почти четверть всех расходов.

Рассмотрим основные параметры бюджета, который многое говорит о перспективах российской экономики.

Что такое СФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. В январе 1991 года учредили Фонд социального страхования, ФСС. Он занимался пособиями и взносами на травматизм. Сейчас и ФСС объединили в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, сокращенно — Социальный фонд России, или СФР.

СФР не государственный орган, но подотчетен властям. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты: изымать из него деньги никто не может.

Бюджет Социального фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги, помимо прочего, уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в нормативных документах.

Отделения Социального фонда есть в каждом регионе, крупном городе и районном центре. Главный офис — в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие СФР от НПФ в том, что СФР — государственное учреждение, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Долю расходов по направлению «Социальная политика» в общей структуре расходов федерального бюджета в 2024 году урежут до минимума с 2011 года, подсчитал РБК на основе данных пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов.

Исторически это направление лидировало в распределении бюджетных трат, однако в 2024 году больше всего денег планируют потратить на раздел «Национальная оборона» — 29,3 процента всех расходов, или 10,7 триллиона рублей. В 2023 году, для сравнения, расходы по этому направлению составят 6,4 триллиона рублей.

«Социальная политика» станет вторым по величине направлением — на него выделяют 7,71 триллиона рублей, или 21,1 процента всех расходов. Доля таких трат окажется самой низкой как минимум за 12 лет (до этого действовала другая классификация бюджетных расходов, что затрудняет сравнение с более ранним периодом). В среднем в 2015-2021 годах на социальную политику тратили 28 процентов от всех расходов бюджета.

Правительство урежет финансирование части социальных выплат россиянам по сравнению с тем, что было запланировано на 2024 год в действующем бюджете. Так, уменьшат субсидии безработным, выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также региональные доплаты к пенсии. Вместе с тем вырастут бюджетные ассигнования на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, а также на накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих.

Доля расходов по направлению «Национальная экономика» в следующем году также окажется рекордно низкой — на нее направят 3,93 триллиона рублей, или 10,7 процента всех расходов (минимум с 2007 года). Расходы на экономику эквиваленты 2,2 процента прогнозируемого ВВП, что, в свою очередь, является минимумом с 2008 года.

Вместе с тем в номинальном выражении бюджетные траты на соцполитику и экономику несколько увеличатся по сравнению с уровнями, предусмотренными на 2024 год в текущем бюджете. Ранее правительство намеревалось потратить на соцполитику 7,3 триллиона рублей, а на национальную экономику — более 3,5 триллиона рублей.

По словам главного экономиста «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софьи Донец, структура расходов нового бюджета говорит о том, что «мы углубляемся в новую реальность, реальность военного конфликта». Замещение одних расходов другими, по ее мнению, — «понятный, но скорее негативный тренд», потенциально снижающий долгосрочную налоговую базу.

Общие расходы бюджета в 2024 году составят 35 триллионов рублей. Согласно плану, он снова окажется дефицитным — превышение расходов над доходами достигнет 1,6 триллиона рублей.

Планируется, что на выплаты пенсий будет направлено более 9,5 трлн руб., а на поддержку семей с детьми – более 1,9 трлн руб. Минтруд России подчеркивает1, что Социальный фонд России будет обеспечивать все те меры поддержки и страховые выплаты, которые сейчас администрируют ПФР и ФСС. Напомним, Социальный фонд России был создан на базе этих внебюджетных фондов и приступит к работе с 1 января 2023 года (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ).

В целом объем расходов Социального фонда России в будущем году составит свыше 13,5 трлн руб. » Это выплата пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячных денежных выплат, универсального пособия и других мер поддержки семей с детьми. Помимо прямых денежных выплат гражданам Социальный фонд будет обеспечивать граждан с инвалидностью средствами технической реабилитации, финансировать программу субсидирования найма, пилотные проекты в сфере комплексной реабилитации и социальные программы», – рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Чиновник подчеркнул, что при формировании бюджета фонда не был использован принцип перекрестного финансирования. Иными словами, средства от одного вида страхования не используются для покрытия расходов по другому виду страхования.

Что касается доходов Социального фонда России, то в 2023 году их общий размер составит по прогнозу 13,7 трлн руб. Из них 7,3 трлн руб. – это поступления от пенсионных взносов. Еще 856 млрд руб. – от взносов на социальное страхование по временной нетрудоспособности и 182 млрд руб. – от взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из федерального бюджета в бюджет Социального фонда России будет направлено порядка 5 трлн руб.

Читать также:  ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ И ЛЬГОТАХ

Проект бюджета Социального фонда России доступен для общественного обсуждения, которое продлится до 29 сентября2.

Добавим, что на текущий год расходы ПФР запланированы в размере 10,2 трлн руб., расходы ФСС – в размере 944,1 млрд руб. ( Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 391-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 393-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»).

1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Минтруда России (https://mintrud.gov.ru/social/social/1276).

2 С текстом законопроекта «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/09-22/00131702).

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин провел заседание Правительства РФ, в ходе которого обсуждалась подготовка проекта федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов1. » В его основе – одна простая идея: рост благополучия людей», – заявил премьер-министр.

Он добавил, что расходы на эти цели сокращать не планируется. Наоборот, предусмотрено их значительное поэтапное увеличение в течение трех последующих лет. Например, финансирование национальных проектов в 2024 году вырастет более чем на треть по отношению к уровню 2020 года. Почти в четыре раза больше средств планируется направить на реализацию задач, которые Президент РФ Владимир Путин поставил в Послании Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года.

Михаил Мишустин обозначил главные направления бюджетных ассигнований в социальной сфере:

Где посмотреть полный перечень пособий на детей? В Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Для реализации социальной и экономической политики на местах регионам выделят бюджетные кредиты, что позволит в том числе сократить расходы их бюджетов на банковские займы.

1 Со стенограммой заседания можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ (http://government.ru/news/43307/).

Теги:
больничный лист,
бюджет,
государственное управление,
государственные услуги,
дети,
здравоохранение,
коронавирус,
материнский капитал,
нацпроекты,
образование и наука,
пенсии,
Послание Федеральному Собранию РФ,
права человека,
семья,
социальная сфера,
социальное обеспечение,
территориальное развитие,
физлица,
Правительство РФ,
Председатель Правительства РФ,
Президент РФ,
Владимир Путин,
Михаил Мишустин,
Борис Беляков

Документы по теме:

Что нужно знать о Социальном фонде

В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. Это на 4,3 трлн больше, чем в 2021 году. То есть государство существенно наращивает расходы в сравнении с докризисными периодами.

Армия и силовые структуры. Главная особенность нового бюджета — повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику. И на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году.

Распределение бюджета по основным блокам расходов, трлн рублей

Социальная политика. В сравнении с предыдущими годами заметно вырос не только оборонный бюджет и расходы на силовиков. Почти на триллион рублей увеличиваются траты на социальную политику. Всего в этом блоке заложено 7,3 трлн рублей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты и прочие обязательства государства перед россиянами. В их числе, к примеру, новое универсальное детское пособие, которое, по оценкам властей, будут получать семьи, воспитывающие 10 млн детей. Только на них из бюджета планируется потратить 1,7 трлн рублей.


БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

К слову, это больше, чем выделено на всю отрасль здравоохранения в 2023 году, которой достанется 1,5 трлн рублей. Расходы на образование составят 1,4 трлн.

Скромные числа объясняются тем, что текущая деятельность как медицинских, так и образовательных учреждений не финансируется из федерального бюджета.

Так, поликлиники и больницы работают в основном за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется отчислениями из заработков россиян. А значительная часть финансирования школ и детских садов идет из местных и региональных бюджетов.

Федеральные деньги направляются главным образом на программы развития и ввод в эксплуатацию новых объектов. Например, в 2023 году за счет бюджета запланировано строительство 5 тысяч школ и ремонт зданий 2,7 тысячи медицинских организаций.

В бюджете предусмотрены индексация пенсий, маткапитала, зарплат бюджетников, рост прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно , сколько на армию и безопасность.

Показатели иллюстрируют смену государственных приоритетов. При стремительном росте расходов на нацбезопасность и оборону траты на экономику существенно сокращаются.


БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

Экономика. Экономическим инициативам уготовано более скромное место. Этот блок похудел сильнее остальных — на 800 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2022 года.

Сокращается финансирование нацпроектов «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства». На развитие промышленности по соответствующей госпрограмме планируют потратить 1,2 трлн рублей. 400 млрд предусмотрено на поддержку АПК. Всего на национальную экономику в 2023 году выделено 3,5 трлн рублей.

Секретные статьи. Еще одна особенность нового бюджета — его повышенная закрытость. В документе детализировано лишь объема расходов. То есть почти четверть всех федеральных денег потратят по секретным и сверхсекретным статьям.

Как подсчитали «Ведомости», речь идет о 6,5 трлн рублей. Часть этих денег пойдет на восстановление и интеграцию новых территорий. О том, что эти деньги заложены в бюджет, власти неоднократно заявляли. Но в бюджете соответствующие расходы решено не показывать.

В целом бюджет 2023 года будет самым закрытым за всю современную российскую историю. Предыдущий максимум был зафиксирован после присоединения Крыма в 2015 году, когда засекретили расходов.

Задачи и функции Социального фонда РФ

Задача СФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

Для этого СФР, в частности:


БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

У СФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует полученные через налоговую страховые взносы в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.

Как будут финансировать дефицит

Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 года составит 2,9 трлн рублей. Для его финансирования есть два основных источника.

Фонд национального благосостояния. Ровно сумму — 2,9 трлн рублей — планируется изъять из денег ФНБ. Эту опцию правительство разрешило себе, инициировав смягчение норм бюджетного кодекса. Если раньше подтягивать деньги из фонда можно было только в объеме недополученных доходов при низких ценах на нефть, то теперь это ограничение снято как минимум на два года.

Читать также:  На срок от одного года и более Сбербанк России предлагает зачислять социальные выплаты на номинальный счет по ставке 3,5%

Разгадка в том, что такие операции проводятся сейчас без реальных расчетов в валюте, которые невозможны без посредничества иностранных банков. Банк России, хранящий деньги ФНБ, просто номинально переписывает валюту со счетов Минфина на свои, а правительству зачисляет реальные рубли. По сути, это эмиссия: в оборот вводится дополнительный объем денег, поскольку на валютный рынок ни фунты, ни евро не поступают.

Государственные заимствования. Еще один заявленный источник финансирования бюджетного дефицита — государственные заимствования, которые должны помочь сохранить деньги ФНБ.

В перспективе для расширения потенциальной аудитории покупателей рассматривается создание новых инструментов, например бескупонных ОФЗ. Предполагается, что они могут заинтересовать людей с невысокими доходами в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.

Структура СФР

Социальным фондом руководит правление — председатель, его заместители и несколько управляющих региональными отделениями СФР. Председателя правления назначает правительство.

У Социального фонда и его территориальных подразделений трехуровневая структура.

Как устроена система СФР

Правление СФР определяет перспективные и текущие задачи фонда, утверждает бюджет, сметы расходов и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет , инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре СФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в  включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного Социального фонда.

Руководство и отделы в городах и районах (муниципалитетах) устроены аналогично.

Еще есть Межрегиональный информационный центр СФР — это отдельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Доходы СФР

Бюджет Социального фонда формируется из нескольких источников:

Все эти деньги аккумулируют и инвестируют, а потом выплачивают пенсионерам и тратят на нужды самого СФР.

Обязательные и добровольные отчисления в Социальный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Платежи в Социальный фонд

До 2023 года бюджет ПФР пополнялся в основном за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая. Потом деньги передают в СФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

Если плательщик относится к обеим категориям, он перечисляет взносы по каждому основанию. Например, с работниками платит взносы и за себя, и за работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают .

В 2023 году работодатель без права на льготы ежемесячно платит за каждого работника взносы по единому тарифу:

Например, зарплата Иванова — 170 000 ₽. С января по ноябрь 2023 года Иванов заработает 1 870 000 ₽, а работодатель будет ежемесячно платить страховые взносы:

В декабре заработок Иванова превысит лимит 1 917 000 ₽. Поэтому взносы в декабре нужно исчислить по ставке 15,1%.

В декабре за Иванова нужно будет заплатить:

Для некоторых категорий работодателей действуют пониженные тарифы. Например, тарифы для малого и среднего бизнеса из реестра ФНС:

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, то есть нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы, кроме бизнеса на АУСН и НПД, должны платить страховые взносы за себя: фиксированные и дополнительные.

Фиксированные взносы на 2023 год — 45 842 ₽. Если годовой доход превысит 300 000 ₽, то с превышения надо заплатить еще 1%.

Например, ИП Александр на УСН «Доходы» за год заработал 1 500 000 ₽. Он должен заплатить:

45 842 ₽ + ((1 500 000 ₽ − 300 000 ₽) × 1%) = 57 842 ₽.

Как будут формироваться доходы бюджета

Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.

Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.

А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.

Структура ожидаемых доходов федерального бюджета в 2023 году, трлн рублей

Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до  в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.

Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета

газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.

Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.

Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.

Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7 ₽ за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.

Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.

Каким получился федеральный бюджет

Федеральный бюджет принято называть главным финансовым документом страны. У него статус федерального закона, и документ утверждается президентом. В России бюджеты трехлетние, то есть доходы и расходы у нас планируются сразу на 3 года вперед. Соответственно, новый бюджет — это план на

Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей, в , в  рублей. Расходы планируются в объеме 29,1 трлн в 2023 году, 29,4 трлн — в  и 29,2 трлн — в 2025 году.


БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

Из этих чисел следует, что ближайшие три года российский бюджет будет дефицитным. То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, в , а в  Чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования.

Читать также:  ЗАЧИСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИОНЕРАМ В АПРЕЛЕ

Впрочем, для России отрицательный баланс бюджета не редкость. За последние 10 лет лишь трижды доходы страны превышали расходы.

Несмотря на трехлетний формат федерального бюджета, мы уделим основное внимание 2023 году. Чем ближе горизонт планирования, тем вероятнее, что намеченные цели будут реализованы.


БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

Что будет с экономикой

Валовой внутренний продукт. После снижения в 2022 году на 2,9% спад экономики должен замедлиться. В 2023 году ВВП снизится на 0,8%, а в 2024 и 2025 должен уже расти на 2,6% в год. В денежном выражении показатель увеличится за три года на 25 трлн рублей — до 170,6 трлн в 2025 году.

Валютный курс. Среднегодовой курс рубля к доллару ожидается в диапазоне от  до 72,2 ₽. То есть власть верит, что национальная валюта сохранит устойчивость в течение всего трехлетнего срока.

Инфляция. После инфляции в районе в 2022 году авторы прогноза ждут ее более чем двукратного снижения в 2023 году — до 5,5%. Это близко к нижней границе ожиданий ЦБ, который анонсировал рост цен в диапазоне по итогам этого года. Правительство и регулятор едины в убеждении, что в дальнейшем инфляция устаканится на целевом уровне 4%.

Инвестиции. Планируется, что вложения в российскую экономику за 3 года превысят 88 трлн рублей. Из них инвестиции почти 27 трлн должны быть профинансированы в 2023 году. Это на 4 трлн рублей больше, чем в досанкционном 2021 году, так что и эти планы можно считать весьма оптимистичными.

Внешняя торговля. С высоких показателей 2022 года в 581 млрд долларов российский экспорт сократится на 8% и будет балансировать в районе 530 млрд в течение трех лет. В первую очередь это связано с ожидаемым снижением мировых цен на нефть и газ. Импорт, напротив, будет расти. В 2023 году — на 11%, а далее — на  в год.

Получается, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с учетом крепкого рубля, бодрого роста инвестиций, относительно высоких цен на нефть и стабильно низкой инфляции. При значимом отклонении от этой оптимистичной картины параметры придется пересматривать.


БЮДЖЕТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВЫПЛАТАМ И РАСХОДАМ

Прогнозы

О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.

По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на  больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.

Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.

Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.

Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.

А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.

В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.

Отчетность перед СФР

Перед Социальным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

С 2023 года в Социальный фонд России надо сдавать одну форму отчетности . Она объединила отчеты , , , .

Несмотря на то что форма единая, ее разделы сдают в разные сроки. Например, с подразделом 1.1 при приеме на работу или увольнении сдают не позднее следующего рабочего дня, а при постоянном переводе сотрудника — до 25-го числа следующего месяца.

С 2023 года форму подают также при заключении и расторжении на выполнение работ или оказание услуг, срок — не позднее следующего рабочего дня.

Как будет работать бюджетное правило

До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.

Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это правило решало сразу две задачи. , ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.

А , позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.

При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.

В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.

Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.

Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.

Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах рублей в год.

Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:

То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.

Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *