2.6. Организационное обеспечение судебной системы. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации

Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации
Кашепов Владимир П.

Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия

Статья 11. Материально-техническое и организационное обеспечение проведения публичного мероприятия
1. Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет

Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности
Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или

Суд как субъект судебной системы

Суд как субъект судебной системы
Суд как обобщенное понятие конституционного и судоустройственного права представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе российского механизма государственной власти, самостоятельный и независимый

Конституционные начала организации судебной системы

Конституционные начала организации судебной системы
Как уже упоминалось, судебная система России, построенная на конституционных началах единства, демократических принципах судоустройства, представляет собой комплекс судебных органов, объединяемый рядом

Совершенствование судебной системы России

Совершенствование судебной системы России
Конституция Российской Федерации определила принципы построения единой судебной системы. Основополагающим фактором служит государственное устройство России как федеративного государства. Для нее характерно сочетание

Стандарт отрасли. Система стандартов безопасности труда. Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. Общие требования и порядок оценки ОСТ 54-3-2622. 75-2000 (извлечения)

Стандарт отрасли. Система стандартов безопасности труда. Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. Общие требования и порядок оценки ОСТ 54-3-2622. 75-2000 (извлечения)
Настоящий стандарт устанавливает основные общие требования

Основы судебной системы

Основы судебной системы
Несмотря на многочисленные реформы судебной системы, она отличается чрезвычайной сложностью. Юристы всегда уделяли особое внимание деятельности высоких судов, поскольку они не только рассматривают конкретные дела, но создают прецеденты

Основы судебной системы; конституционный контроль

Основы судебной системы; конституционный контроль
Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 членов Верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе

СТАТЬЯ 3. Единство судебной системы

СТАТЬЯ 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;соблюдения всеми

Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СТАТЬЯ 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений,

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»
России Законодательство

Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

1 в ред. Федерального закона от 22. 2004 № 122-ФЗ)

Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3 в ред. Федерального закона от 18. 2011 № 240-ФЗ)

Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Читать также:  ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА О СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЕ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ

4 введен Федеральным законом от 30. 2004 № 144-ФЗ)

Статья 418. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов и социальные гарантии должностных лиц таможенных органов

Статья 418. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов и социальные гарантии должностных лиц таможенных органов
1. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и

Раздел VII Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции

Раздел VII
Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции

Статья 35. Финансирование милиции
Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов , средств, поступающих от

Статья 36. Материально-техническое обеспечение милиции

Статья 36. Материально-техническое обеспечение милиции
Материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции. Нормы обеспечения милиции оружием, боеприпасами, продовольствием и вещевым

Полномочия мировых судей

Полномочия мировых судей
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей
1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции1. Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций,

Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Используемые полицией земельные участки, а

Статья 50. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

Статья 50. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
1. Финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры и военных

Статья 52. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры

Статья 52. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры
1. Финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации, а также гарантий и компенсаций работникам этих учреждений, установленных

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ. НАЛОГИ

УДК 34. 096

Проблемные вопросы финансирования мировых судей

В статье рассматриваются проблемные вопросы нормативно-правового регулирования порядка финансирования мировых судей, автором обосновывается реформирование действующего законодательства необходимостью образования в субъектах Российской Федерации органов судебной власти, судейского сообщества и органов, обеспечивающих их деятельность, и, с учетом принципа разделения властей, им-плементированных в разработку, представлено обсуждение проектов региональных бюджетов, расходование средств которых осуществляется и подконтрольно указанным органам.

Ключевые слова: мировые судьи, финансирование, органы судебной власти, судейское сообщество, органы, обеспечивающие их деятельность, принцип разделения властей.

Тем не менее, Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности мировых судей, относящихся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов

‘ • г.

субъектов Российской Федерации. Уточняя данное положение, Закон указывает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.

Читать также:  Работники здравоохранения могут иметь право на специальные социальные выплаты в условиях пандемии и 2021 года Официальный интернет-портал правовой информации

Таким образом, не смотря на то, что в Основном законе государства прямо закреплено, что единственным источником финансирования судов является федеральный бюджет, действующее законодательство устанавливает, что финансовое обеспечение деятельности мировых судей наряду с федеральным бюджетом осуществляется из региональных бюджетов.

Таким образом, усматривается парадоксальная ситуация, когда организационное обеспечение деятельности мирового судьи, лично финансируемое из федерального бюджета, является финансовым обязательством органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Во главу угла здесь следует поставить нарушение конституционного принципа разделения властей, предусматривающего самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Отметим, что Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепил вышеуказанный важный конституционный принцип, указав, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Напомним, что в части, касающейся финансирования мировых судей из федерального бюджета, речь идет исключительно об обеспечении оплаты труда мировых судей и иных вышеупомянутых выплат.

Сразу отметим, что разработка, обсуждение проекта федерального бюджета и расходование его средств осуществляется и подконтрольно органам судебной власти (судам) и органам судейского сообщества, а также органу, осуществляющему обеспечение их деятельности.

Таким образом, действующее законодательство, регулирующее организационное обеспечение деятельности судов, к сожалению, создает необходимые условия для полного и независимого осуществления правосудия только на федеральном уровне, которые в корне отличаются от порядка организационного обеспечения деятельности мировых судей, относящихся к региональным судам.

Однако Съезд ограничился только позицией считать необходимым ежегодное утверждение органами государственной власти субъекта Рос-

сийской Федерации государственной программы субъекта Российской Федерации по вопросам материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Учитывая изложенное, для понимания причин установленного действующим законодательством порядка финансового обеспечения деятельности мировых судей, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Федерации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по мнению автора, при исследовании обозначенной нами проблематики необходимо соотнести установленный порядок финансирования мировых судей с имеющимся порядком организации судоустройства субъектов Российской Федерации.

Сразу же отметим, что двоякий подход действующего законодательства к организации порядка финансового обеспечения деятельности и финансирования мировых судей достаточно легко объясним тем, что органы судебной власти (суды) субъектов Российской Федерации не сформированы, помимо того в регионах отсутствуют органы судейского сообщества, при судах не сформированы органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности.

Здесь необходимо вспомнить позицию А. Цалиева о том, что в Российской Федерации по примеру других федеративных государств необходимо в субъектах Федерации организовать судебную власть. Ведь мировые судьи по Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» хотя и относятся к судам субъектов Российской Федерации, фактически относятся к федеральным судьям, поскольку основу их организации и деятельности составляют федеральные законы — федеральное материальное и процессуальное законодательство; финансируются из федерального бюджета; функционируют при федеральных судах, составляя первичное звено судов общей юрисдикции; осуществляют правосудие именем Российской Федерации; в соответствующих региональ-

Учитывая изложенное, необходимо понимать, что образование органов судебной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами судейского сообщества и органами, осуществляющими организационное обеспечение их деятельности, при установленном порядке финансирования мировых судей с учетом обеспечения реализации конституционного принципа разделения властей, важного для организации региональных органов государственной власти, тем самым позволит гарантировать независимость судей при осуществления правосудия.

Однако, как полагает автор, порядок финансирования судов законодательно необходимо закрепить в качестве гарантий реализации закрепленной Конституцией Российской Федерации (ст. 120) независимости судей, обеспечивающей их беспристрастность и справедливое судебное разбирательство.

Однако съездом не было предложено решение обозначенных нами вопросов судоустройства в субъектах Российской Федерации.

Читать также:  Социальная помощь в виде денежной выплаты социальное пособие

Вместе с тем, существующие в настоящее время проблемы социально-экономического характера обуславливают необходимость в исследовании и научном анализе как судоустройства в субъектах Российской Федерации, так и определения порядка финансирования мировых судей за счет региональных бюджетов.

При действующем законодательном закреплении осуществления организационного обеспечения деятельности мировых судей органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, учитывая вышеупомянутую несформированность органов судебной власти субъектов Российской Федерации, независимое осуществление правосудия судами субъектов федерации невозможно.

Установленный действующим федеральным законодательством порядок финансирования мировых судей не может гарантировать их независимость, поскольку помимо того, что фактически противоречит Конституции, он идет в разрез с конституционным принципом разделения властей.

Образование органов судебной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами судейского сообщества и органами, осуществляющими организационное обеспечение их деятельности, позволит осуществлять финансовое обеспечение деятельности мировых судей за счет средств региональных бюджетов, что в полном объеме реализует принцип разделения властей, что, в свою очередь, позволит гарантировать конституционный принцип независимости судей, обеспечивающий их беспристрастность и справедливость.

К сожалению, на вышеупомянутом Всероссийском съезде судей отдельно не затрагивались обозначенные нами проблемы судоустройства в субъектах Российской Федерации и финансирования мировых судей за счет региональных бюджетов.

В настоящее время отсутствуют органы судебной власти в субъектах Российской Федерации, несмотря на положения Конституции Российской Федерации и необходимость в таких органах, близких к населению.

Таким образом, действующее законодательство существенно ограничивает независимость мировых судей от иных ветвей государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства серьезно угрожают конституционному принципу независимости судей, обеспечивающему их беспристрастность и справедливость, и устанавливают необходимость реформирования действующего законодательства в части судоустройства финансирования судов субъектов Российской Федерации.

124 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, — с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ).

3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 5 февраля 2014 года) «О судебной системе Российской Федерации».

3 Федерального закона от 10 февраля 1999 года № 30-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 года) «О финансировании судов Российской Федерации».

6 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ (ред. от 21 июля 2014 года) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

7 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ (ред. от 21 июля 2014 года) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ (ред. от 5 апреля 2016 года) «О мировых судьях в Российской Федерации».

33 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (ред. от 5 февраля 2014 года) «О судебной системе Российской Федерации».

Постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года № 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе»

Определение Конституционного суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 421-О.

11 Конституции Российской Федерации.

9 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Дорошков В. Судья для мира // Эж-Юрист. 2014. № 10.

Локтев С. Правовые основы организации обеспечения деятельности мировых судей // Мировой судья. 2016. № 6.

Цалиев А. Соотношение права и политики в организации и деятельности конституционных (уставных) судов // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *